психология (рбусиошоу)
УДК 37.015
Мередова Б.А.
ассистент кафедры «Психиатрии, наркологии и медицинской психологии» Государственный медицинский университет Туркменистана имени Мырата Гаррыева (Туркменистан, г. Ашгабад)
Тойлыева К.П.
ассистент кафедры «Психиатрии, наркологии и медицинской психологии» Государственный медицинский университет Туркменистана имени Мырата Гаррыева (Туркменистан, г. Ашгабад)
Атаева О.Г.
ассистент кафедры «Психиатрии, наркологии и медицинской психологии» Государственный медицинский университет Туркменистана имени Мырата Гаррыева (Туркменистан, г. Ашгабад)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития образования в психологическом секторе. Приведены методы и стратегии влияния системы развития технологий и инновационных методов на управление учебными процессами в высших учебных заведениях. Даны рекомендации по внедрению технологий в отрасль.
Ключевые слова: анализ, метод, исследование, образование, психология.
Психология — относительно молодая наука, уходящая своими экспериментальными корнями в XIX век, по сравнению, например, с физиологией человека, возникшей гораздо раньше. Как уже упоминалось, любой, кто интересовался изучением вопросов, связанных с разумом, обычно делал это в философском контексте до XIX века. Двое мужчин, работавших в 19 веке, обычно считаются основателями психологии как науки и академической дисциплины, отличной от философии. Их звали Вильгельм Вундт и Уильям Джеймс. В этом разделе будет представлен обзор изменений в парадигмах, которые повлияли на психологию от Вундта и Джеймса до наших дней.
Вильгельм Вундт (1832-1920) был немецким ученым, первым человеком, которого назвали психологом. Его знаменитая книга «Принципы физиологической психологии» была опубликован в 1873 году. Вундт рассматривал психологию как научное исследование сознательного опыта, и он считал, что цель психологии состоит в том, чтобы идентифицировать компоненты сознания и то, как эти компоненты объединяются, чтобы привести к нашему сознательному опыту. Вундт использовал интроспекцию (он называл ее «внутренним восприятием») — процесс, посредством которого кто-то максимально объективно исследует свой собственный сознательный опыт, делая человеческий разум похожим на любой другой аспект природы, который наблюдал ученый.
Однако, несмотря на его усилия по обучению людей процессу самоанализа, этот процесс оставался в высшей степени субъективным, и между людьми было очень мало согласия. В результате структурализм потерял популярность после смерти ученика Вундта Эдварда Титченера в 1927 году.
Уильям Джеймс(1842-1910) был первым североамериканским психологом, поддержавшим другую точку зрения на то, как должна действовать психология (см. рис. 3). Джеймс познакомился с дарвиновской теорией эволюции путем естественного отбора и принял ее как объяснение характеристик организма. Ключом к этой теории является идея о том, что
естественный отбор приводит к появлению организмов, адаптированных к окружающей среде, включая их поведение. Адаптация означает, что черта организма имеет функцию выживания и воспроизводства особи, потому что она была отобрана естественным путем. По мнению Джеймса, цель психологии заключалась в изучении функции поведения в мире, и поэтому его точка зрения была известна как функционализм. Функционализм сосредоточился на том, как умственная деятельность помогает организму вписаться в окружающую среду. У функционализма есть вторая, более тонкий смысл в том, что функционалистов больше интересовала работа всего разума, а не его отдельных частей, которые были в центре внимания структурализма. Подобно Вундту, Джеймс считал, что самоанализ может служить одним из средств изучения умственной деятельности, но Джеймс также полагался на более объективные измерения, включая использование различных записывающих устройств, исследование конкретных продуктов умственной деятельности, анатомию и физиологию.
Возможно, одной из самых влиятельных и известных фигур в истории психологии был Зигмунд Фрейд. Фрейд (1856-1939) был австрийским неврологом, который был очарован пациентами, страдающими «истерией» и неврозами. Истерия была древним диагнозом расстройств, в первую очередь у женщин с широким спектром симптомов, включая физические симптомы и эмоциональные расстройства, ни одно из которых не имело очевидной физической причины. Фрейд предположил, что многие проблемы его пациентов возникают из-за бессознательного. С точки зрения Фрейда, бессознательный разум был хранилищем чувств и побуждений, о которых мы не догадываемся. Таким образом, получение доступа к бессознательному имело решающее значение для успешного решения проблем пациента. Согласно Фрейду, доступ к бессознательному можно получить с помощью анализа сновидений, исследования первых слов, пришедших в голову людям, и посредством, казалось бы, невинных оговорок.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. А.М. Газалиев, В.В. Егоров, Е.Г. Огольцова. Психологические особенности студента и активизация его познавательной деятельности // Вестник высшей школы - №8 - 2011 г. - С. 19-23.
2. Костина Л.А. Социально-психологическая адаптация студентов-медиков как реализация особенностей их идентичности // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 11-6. - С. 1398-1402.
3. Смирнов С. Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 304 с.
Meredova B.A.
Assistant of the Department of "Psychiatry, Narcology and Medical Psychology" Myrat Garryyev State Medical University of Turkmenistan (Turkmenistan, Ashgabat)
Toylyeva K.P.
Assistant of the Department of "Psychiatry, Narcology and Medical Psychology" Myrat Garryyev State Medical University of Turkmenistan (Turkmenistan, Ashgabat)
Ataeva O.G.
Assistant of the Department of "Psychiatry, Narcology and Medical Psychology" Myrat Garryyev State Medical University of Turkmenistan (Turkmenistan, Ashgabat)
HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF PSYCHOLOGY AS A SCIENCE
Abstract: this article discusses the features of the development of education in the psychological sector. Methods and strategies for the influence of the technology development system and innovative methods on the management of educational processes in higher educational institutions are given. Recommendations are given for the introduction of technologies in the industry.
Keywords: analysis, method, research, education, psychology.