ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ ТОВАРНОГО ЗНАКА
И ЕГО ФУНКЦИЙ
ИВАНОВА Елена Геннадьевна
Аннотация. Автор анализирует историю зарождения и развития такого правового явления, как товарный знак. В статье исследуются подходы к формулировке и содержанию понятия «товарный знак», а также к функциям, присущим последнему, в разные периоды истории.
Annotation. The author analyses history of origination and development of such a legal event as a trademark. In the article are explored approaches to a wording and concept content of "trademark", and also to functions, which are inherent in a trademark, in different periods of history.
Ключевые слова: товарный знак, история развития, понятие, функции, индивидуализация товара.
Key words: trademark, history of development, concept, functions, ascertainment.
Облик современного товарного знака формировался на протяжении многих столетий, пройдя путь от метки, целью которой было разграничение собственности на свою и чужую, до обозначения, служащего источником информации о производителе продукции, гарантом ее качества и таким элементом товарного рынка, без которого последний сейчас просто немыслим.
Прообразы товарного знака стали зарождаться еще в древности. К их числу относятся, например, тамга и клеймо.
Тамги использовались в Древнем Риме, Греции, Египте, Китае ремесленниками и художниками1 . Клеймами мастера Ассирии и Вавилона почти за 4 000 лет до н. э. отмечали камни построенных ими зданий2.
В чем же принципиальное различие между тамгой и клеймом? «Тамга - знак принадлежности, знак личной или групповой собственности, которой владеют ради ее накопления и по мере увеличения которой обогащаются. Клеймо - знак авторства, которым метится товарная собственность. Ею владеют не ради накопления, а ради продажи товара. "Автором", изготовляющим товар, может быть как отдельное лицо или группа лиц, так и целая корпорация. На клеймо переносится репутация изгото-
1 См.: Товарные знаки и бренды / Н.В. Коник [и др.]. М. : Управление персоналом, 2006. С. 7.
2 Там же. С. 9.
вителя, поэтому клеймо призвано свидетельствовать о хорошем качестве товара, вызывать доверие к нему»3.
Первым в мире законодательным актом о товарных знаках стал акт, принятый английским парламентом в 1266 году, согласно которому каждый пекарь обязан был проставлять свой знак на хлебе, чтобы «если хлеб выпечен недостаточного веса, было известно, кто является виновным»4.
В России первым законодательным актом, упоминавшем об использовании клейм для товара, стал Новоторговый устав, датированный 22 апреля 1667 года (для сравнения: в европейских странах законодательные акты, содержащие упоминание о клеймах, появились уже в XIII веке5).
Моментом появления товарного знака в России можно считать принятие в 1754 году Правительственного указа об обязательном клеймении всех русских товаров особыми фабричными знаками «со всеми благами и повинностями». Согласно этому указу клейма следовало наносить на все товары, а за фальшивые клейма предусматривалось уголовное наказание6.
В 1783 году на смену клейму пришел штемпель, который надлежало иметь каждому хозяину и содержателю фабрик и мануфактур7.
3 Суперанская А.В., Соболева Т.А. Товарные знаки. 2-е изд., испр. и доп. М. : Либроком, 2009. С. 14.
4 См.: Товарные знаки и бренды. С. 9.
5 Там же. С. 20.
6 Там же.
7 Там же. С. 17.
Следующей вехой на пути развития российского законодательства о товарных знаках стало принятое 25 февраля 1830 года указом Сената Положение о клеймении фабричных изделий, в котором описывалось значение товарных клейм, определялся порядок их наложения и регистрации образцов клейм, устанавливалась уголовная ответственность за подделку. Кроме того, с 1830 года было начато ведение официального реестра русских производителей, зарегистрировавших свои клейма в Департаменте торговли и мануфактур8.
Несмотря на правовые достижения 1830 года в сфере использования обозначений, индивидуализирующих товары, понадобилось еще 66 лет, чтобы в России появилось первое официальное определение понятия «товарный знак». Принятый 25 февраля 1896 года Закон «О товарных знаках (фабричных и торговых марках и клеймах)» определил товарные знаки как «всякого рода обозначения, выставляемые промышленниками и торговцами на товарах или на упаковке и посуде, в коих они хранятся, для отличия оных от товаров других промышленников и торговцев»9. Если сравнить указанную формулировку с современным законодательным определением понятия «товарный знак», можно сделать вывод о том, что суть этих определений идентична, различаются лишь детали, что обусловлено социально-экономическими особенностями соответствующих исторических периодов. Например, на смену промышленникам и торговцам пришли индивидуальные предприниматели и юридические лица и т.д. Значение указанного закона заключалось еще и в том, что в нем подробно оговаривалась процедура регистрации знаков, определялись сроки их действия и меры по защите товарных знаков10.
Социально-экономические особенности советского периода истории России отразились и на нормах права, регулирующих товарные знаки. В частности, изменился подход к определению понятия «товарный знак»: в постановлении ВСНХ «О товарных знаках государственных предприятий» от 17 июля 1919 года под товарным знаком понималось «не столько средство индивидуализации продукции, сколь-
8 Товарные знаки и бренды. С. 17.
9 Там же.
10 См.: URL: http://www.tovarnyeznaki.kz
ко способ идентификации предприятия-производителя и ведомства, которому предприятие подчинено»11.
10 ноября 1922 года СНК РСФСР был принят Декрет «О товарных знаках»12, ставший очередным шагом на пути развития правовых основ отношений, предметом которых выступал товарный знак. Данный вывод мы делаем, поскольку в указанном законодательном акте содержался перечень отличительных знаков, которые могли выступать в качестве товарных; описывалось содержание товарного знака; указывались знаки, которые не дозволяется использовать в качестве товарных либо которые не признаются таковыми. Кроме того, указанным Декретом устанавливалась уголовная ответственность за нарушение правил пользования товарными знаками13.
Акты, принятые советской властью в период с 1923 по 1926 год (постановление СНК СССР «О товарных знаках» от 18 июля 1923 года ; постановление ЦИК и СНК СССР «О товарных знаках» от 12 февраля 1926 года ; постановление ЦИК и СНК СССР «О введении в действие постановления о товарных знаках»), не привнесли в правовую регламентацию товарных знаков ничего нового. Отметим лишь то, что, начиная с 1924 года, все материалы, связанные с товарным знаком, публиковались в «Вестнике комитета по делам изобретений», затем стал выпускаться бюллетень «Открытия, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки16.
В 1936 году на смену товарным знакам пришли производственные марки (постановление ЦИК и СНК СССР «О производственных марках и товарных знаках» от 7 марта 1936 года ). Возвращение к товарным знакам про-
11 Закурдаева О.Ю. Формирование понятия «товарный знак» в российском законодательстве // Законодательство и экономика. 2006. № 11. С. 61.
12 Там же.
13 Декрет СНК РСФСР от 10 ноября 1922 г. «О товарных знаках». URL: http://www.bestpravo.ru
14 Постановление СНК СССР от 18 июля 1923 г. «О товарных знаках». URL: http://www.libussr.ru
15 Постановление ЦИК и СНК СССР от 12 февраля 1926 г. «О товарных знаках». URL: http://www.bestpravo.ru
16 См.: Дайксель А., Брандмейер К., Глинтерник Э.М. Товарный знак в Европе и в России. Вопросы теории и истории / под ред. М.С. Каган. СПб. : Славия, 2002. С. 121-122.
17 Постановление ЦИК СССР № 47 и СНК СССР № 455 от 7 марта 1936 г. «О производственных марках и торговых знаках». URL: http://www.bestpravo.ru
изошло в 1962 году, когда Советом Министров СССР было принято постановление «О товарных знаках» . Особенность данного акта заключалась в том, что впервые организациям, основная деятельность которых заключалась в оказании различных услуг, было предоставлено право пользоваться знаками обслуживания, которые были приравнены к товарным знакам и так же, как и последние, подлежали регистрации.
Следующим этапом развития правовой основы регулирования отношений, связанных с использованием товарных знаков, стало принятие 8 января 1974 года Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий Положения о товарных знаках19. Значение данного акта в первую очередь выражалось в том, что в нем впервые было четко сформулировано понятие товарного знака как зарегистрированного в установленном порядке обозначения, служащего для отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других. (Данное определение очень похоже на современное, различие заключается только в субъекте). Кроме того, в указанном Положении были подробно описаны функции регистрирующего органа (Государственного комитета СССР по делам изобретений и открытий), процедура регистрации товарного знака, а также порядок, содержание, условия использования товарных знаков и защита прав владельца.
С 1983 года сведения о зарегистрированных товарных знаках стали публиковаться в официальном патентном бюллетене «Промышленные образцы. Товарные знаки» 20.
Последним законодательным актом советской власти, регулирующим товарные знаки, стал принятый 3 июля 1991 года Закон СССР «О товарных знаках и знаках обслуживания» № 2293-1 21. Закон еще более детально - по сравнению с Положением о товарных знаках от 8 января 1974 года - регламентировал отношения, связанные с регистрацией и использованием товарных знаков, однако так и не нашел применения по причине распада СССР.
18 Постановление Совета Министров СССР от 15 мая 1962 г. № 442 «О товарных знаках». URL: http://pravo.levonevsky.org
19 Положение, утвержденное Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий 8 января 1974 г. «О товарных знаках». URL: http://www.libussr.ru
20 См.: Дайксель А, Брандмейер К., Глинтерник Э.М. Указ. соч. С. 121-122.
21 Закон СССР от 3 июля 1991 г. № 2293-1 «О товарных
знаках и знаках обслуживания». URL: http://www.bestpravo.ru
На смену всем предыдущим законодательным актам пришел принятый 23 сентября 1992 года Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (далее -Закон РФ о товарных знаках)22. Значение последнего сложно переоценить: он окончательно упорядочил отношения, складывающиеся по поводу регистрации и использования товарных знаков. В частности, в этом Законе было раскрыто содержание понятия «товарный знак», почти идентичное его современному значению («обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических или физических лиц»); перечислены виды товарных знаков; определены основы правовой охраны данного средства индивидуализации; установлены процедура регистрации обозначения в качестве товарного знака, а также порядок и особенности использования товарного знака; определен порядок распоряжения правом на товарный знак. Кроме того, в Законе 1992 года были определены основания прекращения правовой охраны на товарный знак. Таким образом, посредством принятия данного Закона получили правовое регулирование вопросы, возникающие в связи с регистрацией товарного знака, его использованием и правовой охраной.
В 1994 году вместо бюллетеня «Промышленные образцы. Товарные знаки» начал издаваться бюллетень «Товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров»23.
Позднее Закон РФ о товарных знаках 1992 года был признан утратившим силу (с 1 января 2008 года) в связи с введением в действие ч. 4 Гражданского кодекса Российской Феде-рации24 (далее - ГК РФ).
Кодекс понимает под товарным знаком «обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей» (ст. 1477 ГК РФ).
Сформулированное законодателем определение представляется нам наиболее удачным по причине своей содержательности, четкости
22 Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 42. Ст. 2322.
23 См.: Дайксель А, Брандмейер К., Глинтерник Э.М. Указ. соч. С. 121-122.
24 Гражданский кодекс Российской Федерации, часть четвертая : [федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ] // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.
и лаконичности. Во-первых, оно содержит информацию о том, что товарный знак вправе использовать только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Во-вторых, данное определение выражает главную функцию товарных знаков - индивидуализацию, направленную на отличие товаров одних производителей от товаров других.
Говоря о функциях, которые товарный знак призван выполнять, отметим, что они претерпевали значительные изменения на протяжении всего времени существования товарных знаков в том или ином виде. Так, впервые упомянутые в российском законодательстве - в Новоторговом уставе от 22 апреля 1667 года - клейма были нацелены на выполнение двух функций: во-первых, наличие на товаре клейма подтверждало факт уплаты пошлины и, во-вторых, помогало отличать русские товары от иностранных25.
В конце XVII - начале XVIII века роль клейма изменяется, постепенно оно начинает выполнять функции знака, указывающего на производителя товара26. В дальнейшем указанная функция окончательно утверждается за клеймом, на смену которому приходит сначала штемпель, а затем товарный знак.
Функцию средства индивидуализации продукции товарный знак утрачивает с принятием 17 июля 1919 года ВСНХ постановления «О товарных знаках государственных предприятий»: теперь товарный знак стал выполнять функцию идентификации предприятия-производителя и ведомства, которому предприятие подчинено27.
Спустя три года товарный знак стал выполнять уже совсем иную функцию: он должен был служить «для выделения определенной продукции из круга аналогов, выпускаемых как государственными, так и частными предприятиями» (Декрет СНК РСФСР от 10 ноября 1922 года «О товарных знаках»28).
В 1936 году в связи с принятием ЦИК и СНК СССР постановления «О производственных марках и товарных знаках»29 произошел переход от товарных знаков к производственным маркам, главной функцией которых стало усиление ответственности производственных предприятий, артелей (товариществ) и коопераций за качество выпускаемых ими изделий и обеспечение покупателю возможности выбора продукции хорошо зарекомендовавших себя предприятий. При этом функция отличительного знака товара того или иного производителя за маркой сохранилась.
В 1962 году вновь произошло возвращение к товарным знакам благодаря принятию Советом Министров СССР постановления «О товарных знаках»30, согласно которому товарные знаки были призваны повысить ответственность предприятий за качество выпускаемой ими продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления.
В 1974 году товарный знак Положением о товарных знаках31, принятым Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, был наделен функцией отличия товаров одних предприятий от однородных товаров других.
Современный товарный знак выполняет целый ряд функций, к числу которых исследователи относят: 1) функцию индивидуализации (выделяет товаропроизводителя и его продукцию среди других); 2) гарантийную функцию (гарантирует потребителю определенный набор полезных свойств товара или услуги, их качество и репутацию на рынке); 3) рекламную; 4) защитную (защищает предпринимательскую деятельность правообладателя товарного знака от недобросовестной конкуренции); 5) отличительную функцию (позволяет покупателю отождествлять маркированный товар с конкретным производителем, вызывает определенное представление о качестве продукции)32.
URL: http://www.tovarnyeznaki.kz
6 Там же.
7 Закурдаева О.Ю. Указ. соч. С. 61.
8 Там же.
29 Постановление ЦИК СССР № 47 и СНК СССР № 455 от 7 марта 1936 г.
30 Постановление Совета Министров СССР от 15 мая 1962 г.
№ 442.
31 Положение, утвержденное Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий 8 января 1974 г.
32 См.: Шульга А.К. Товарные знаки как средство индивидуализации товаров, работ, услуг : моногр. М. : Юрист, 2010. С. 24-25 ; Сафонов И.В. Товарный знак // Законы России: опыт, анализ, практика. 2008. № 1 // СПС «КонсультантПлюс».