Научная статья на тему 'История развития народного представительства в дореволюционной России'

История развития народного представительства в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
4000
393
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Армия и общество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Народное представительство / вече / боярская дума / земский собор / Правительствующий сенат / Государственный совет / Государственная Дума / representation of people / Veche / Boyarskaya Duma / Zemsky Sobor / Ruling Senate / State council / State Duma

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Савенкова Лилия Витальевна

Для интенсификации заявленных в начале текущего столетия модернизационных процессов необходимо подключение энергии широких народных масс. Процесс усиления народного представительства в органах власти, по мнению автора, должен базироваться на общих закономерностях и принципах демократии, характерных для стран Западной и Центральной Европы, а также учитывать особенности исторического развития нашей страны. Статья посвящена процессу зарождения и становления представительных начал в государственном устройстве дореволюционной России. Автор, изучив материалы по данной теме, установила хронологическую последовательность развития институтов народного представительства во власти и обобщила исторический опыт развития принципов их деятельности в России до 1917 года.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article describes the origin and establishment of representative inceptions in the state structure of the pre-revolution Russia. The process of strengthening of representation of people in governmental bodies, in the author"s opinion, should be based on general principles of democracy, typical of the West and Central European countries. It gives a chronological order of the people representation institutes" development in power. A study of a collection of specific historical materials provides an historic experience analysis of the principles of the development of representation of people in Russia until 1917.

Текст научной работы на тему «История развития народного представительства в дореволюционной России»

Савенкова Л.В.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Традиции народного представительства во власти в России имеют древнюю историю. Отечественный опыт развития представительных начал в государственном устройстве несколько скромнее, чем в странах Западной и Центральной Европы, но он также прошел сложный путь преобразований в зависимости от политических условий, смены экономических формаций, форм государственного устройства и политических режимов. Выдающийся русский правовед, философ, историк и публицист Б.Н.Чичерин (1828-1904) посвятил этому вопросу целое исследование. В своей докторской диссертации «О народном представительстве» (1866 г.) он писал: «Ход русской истории представляет весьма замечательную параллель с историей Запада. <...>, доказывает яснее дня, что Россия - страна европейская, которая не вырабатывает неведомых миру начал, а развивается, как и другие, под влиянием сил, владычествующих в новом человечестве. Но если у каждого европейского народа при общих жизненных основаниях есть свои особенности, то тем более имеет их Россия, которая долго стояла поодаль, почти не принимая участия в общем развитии» [5, с. 524].

Первой формой прямого правления народа можно считать Вече - народное собрание полноправных граждан в Древней Руси и более поздний период, на котором обсуждались различные проблемы государственной жизни: о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах, заключении мирных договоров, распоряжении княжеским столом, финансовыми и земельными ресурсами.

Полноправными гражданами считались мужчины свободные, совершеннолетние и не подчиненные семейной власти. Участие в Вече понималось в древней России как право, а не обязанность [7, с.692].

Вече представляло собой хорошо организованное мероприятие с установленным регламентом. Изначально оно возникло из племенных собраний славян. Наиболее широкое распространение народные собрания на Руси получили во второй половине Х1 - Х11 в. В действительности Вече не было подлинным народовластием, фактически власть принадлежала аристократической верхушке во главе с князем или боярами. Однако народное собрание было независимым от

княжеской власти и от купеческой олигархии и играло большую роль в управлении делами княжества. Так, в период с 1218 по 1225 г. беспокойное Новгородское вече восемь раз призывало на княжение своих избранников и отказывало в доверии представителям различных княжеских родов [1, с. 45-49]. Именно поэтому знать всячески стремилась уменьшить значение Вече, а княжеская власть добивалась полного упразднения вечевых порядков.

После татарского завоевания центр политической жизни переместился за пределы России — в Орду. Занятие столов перестает зависеть от воли народа. Вечевые собрания начинают выходить из употребления, так как свободное избрание народа сменяется молчаливым исполнением воли всесильного завоевателя. К концу XV в. Россия представляется разделенной на две мало похожих одна на другую части: Новгород и Псков являются представителями старого порядка, Москва — нового. Вечевое устройство, сохранившееся в северо-западном углу русской земли, мало вяжется с устройством остальной России; московские князья вступают в прямую борьбу с ним и выходят из нее победителями: в 1478 г. Ивану Васильевичу удается отменить вечевой быт Новгорода, а в 1510 г. его сын Василий уничтожает и псковское Вече [7, с. 695].

В то же время в русских землях при князе действовали княжеские думы в качестве совещательного органа, в который входили ближайшие соратники князя. Эти люди назывались то боярами, то дружиной князя и составляли его обычный совет, с которым он обсуждал разные дела, устроение земли. Участие представителей духовенства в княжеских думах не было постоянным.

В новых исторических условиях в Русском государстве Х - начале XVIII в. продолжением княжеской думы явилась Боярская дума - высший совет при князе (с 1547 г. - при царе) [22]. Она была учреждением постоянным, но обыкновенно решения высших земских дел совершались не каждодневно, а по мере их возникновения. Самостоятельной роли боярская дума не играла и всегда действовала вместе с царем, представляя совместно с государем единую верховную власть. Обычно она состояла из бояр, старцев градских и лишь в особых случаях в нее приглашались представители духовенства. Боярская дума принимала участие в решении религиозных и законодательных вопросов, вопросов внешней политики, войны и мира. Договоры заключались от имени князя и его «светлых бояр». Общественное мнение тогдашней Руси придавало большую политическую значимость боярскому совету и считало его существование необходимым условием хорошего княжеского управления. Советоваться с боярами было для

князя не столько формальной обязанностью, сколько практической необходимостью. Боярин был ответственный свидетель и участник его политических дум и предприятий. В каждом важном деле предварительное соглашение князя с боярами предполагалось само собой разумеющимся. Бояре считали себя вправе отказать князю в своем содействии, если дело было задумано без их ведома, а князя, действовавшего без их участия, общество встречало с недоверием [6, с. 521526].

Верховная власть в древнерусских землях по своей организации являлась смешанной, состоявшей из трех элементов: монархического в лице князя, аристократического в лице Боярской думы и демократического в лице веча. В разное время и в разных местах соотношение между элементами постоянно менялось, хотя все они являлись повсеместными и необходимыми.

Важным событием в политической жизни Московской Руси в период со второй половины XVI в. по семидесятые годы XVII в. было образование нового органа государственной власти - Земского собора, иногда его называли «советом всея земли». Это политический орган, который «возник в тесной связи с местными учреждениями XVI в. и в котором центральное правительство встречалось с представителями местных обществ» [13]. В состав первых соборов входили: царь (он был наделен правом созыва собора и принятия итогового решения по результатам его деятельности), Освященный собор - собрание православного духовенства (патриарх, митрополиты, архиепископы, епископы, архимандриты, игумены), Боярская дума, представители столичного дворянства и высшего московского купечества. Все это были правительственные люди и приглашались они на Собор в силу своего общественного положения или по должности. «Значит, Земский собор XVI в. был в точном смысле совещанием правительства с собственными агентами» [13]. С каждым созывом состав его становился сложнее и привлекал все большие слои общества. На соборе 1598 г. рядом с Освященным собором, государевой думой, представителями приказной и дворцовой администрации, столичными дворянами и выборными начальниками купеческих сотен заседали и дворянские выборные представители от городов в числе 34 человек [9, с. 500] В его составе появились два неравных отделения - выборное и невыборное. Такая структура сохранялась в течение всего периода существования данного государственного учреждения.

Уже к началу XVII в. Земский собор принял вид настоящего представительного собрания. Соборы созывались в чрезвычайных случаях для обсуждения

важнейших дел внутреннего государственного строения и внешней политики, главным образом вопросов о войне. На них избирали на царство государей (1584 г. - Федора Иоанновича, 1598 г. - Бориса Годунов, 1613 г. - Михаила Романова), рассматривали вопросы войны и мира, взыскания налогов, присоединения новых территорий (1651 и 1653 гг. - решение о присоединении Украины), принимали законоуложения (1648 г.) [9, с. 500 - 504].

Представители населения съезжались на Собор не только для того, чтобы сообщить царю о своих проблемах, а чтобы решить, какой вклад могут и должны внести их сословный разряд и территория в общее дело обустройства государства. Соборные чины никогда не были в оппозиции к монарху, не посягали на незыблемость самодержавной власти, так как нисколько не сомневались в единстве государственных и государевых интересов и понимали, что царь является не ограничителем, а выразителем и защитником их прав.

По мере усиления централизации в управлении и государственного закрепощения сословий и в результате революционной перестройки всего политического, социального и экономического уклада России, проведенной Петром I, Земские соборы естественным образом покинули политическую арену.

В 1711 г. в результате проведенной реформы государственного аппарата вместо Боярской думы был учрежден Правительствующий сенат [12, с. 511]. С помощью нового государственного учреждения Петр I рассчитывал достичь единства во всем управлении и положить конец злоупотреблениям должностных лиц. Сенат действовал только по поручению императора во время его частых отлучек и перед ним за все отвечал. Степень предоставленной Сенату власти определялась тем, что Сенат был учрежден вместо его царского величества собственной персоны [12, с. 511]. Изначально в него входили девять высших сановников, ближайших к Петру I, и президенты учрежденных коллегий. «Сенат был род думы. Он имел право издавать указы, которых все обязаны были слушаться под страхом наказания и даже смертной казни. Сенат ведал суды, наказывал неправильных судей, должен был заботиться о торговле, смотреть за всеми расходами, но главная цель его была собирать деньги, ". понеже деньги суть артерия войны" [4, с. 74].

При преемниках Петра I положение Сената, его роль и функции в системе государственного управления претерпели значительные изменения. Титул «Правительствующий» еще при Екатерине I был признан «неприличным» Сенату и заменен титулом «Высокий» [12, с. 513]. Вскоре после своего вступления на пре-

стол, 12 декабря 1741 г., императрица Елизавета Петровна издала указ «О восстановлении власти Сената в правлении внутренних государственных дел» [12, с. 513].

Уже при царствовании Александра I все законодательные дела были сосредоточены в Государственном совете, а за Сенатом сохранилось право первоначального предначертания законов и представления государю о неудобствах в существующих законах. После учреждения министерств в 1802 г. за ним остались функции высшего судебного органа и органа надзора [12, с. 513].

В 1767 г. Екатерина II предприняла попытку созвать съезд народных представителей от всех сословий (кроме крепостных крестьян) в целях выработки общего свода государственных законов. В новое законодательство императрица попыталась провести идеи западноевропейских мыслителей о справедливом обществе. Выдающиеся деятели французского просвещения (Монтескье, Вольтер, Д'Аламбер, Дидро и др.) призывали к эволюционной, без потрясений, смене общественно-экономических отношений. Переработав труды выдающихся мыслителей, Екатерина составила «Наказ» с изложением своих взглядов на задачи Уложенной комиссии, которыми должны были руководствоваться депутаты. В нем говорилось о необходимости сильной самодержавной власти в России и сословной устроенности русского общества, о законности, об отношениях между законом и нравственностью, о вреде пыток и телесных наказаний [11, с. 481-483].

Уложенная комиссия, созванная Екатериной, давала право избирать депутатов дворянам, горожанам, козакам и свободным сельским обывателям [10, с. 867868].

Таким образом, только крепостные крестьяне, составлявшие большинство населения страны, а также духовенство были лишены права избирать депутатов. Митрополит Дмитрий Сеченов был представителем синода, а не духовенства, как были другие представители и других государственных учреждений: сената, коллегий и пр.[10, с. 868].

Значительных практических результатов работа комиссии не принесла, так как дворянство и депутаты от других сословий стояли на страже только своих прав и привилегий. В России не было силы, кроме монархии, способной подняться выше своих интересов и действовать в интересах всех сословий. Попытка просвещенного абсолютизма в лице Екатерины II перенести на русскую почву западноевропейские либеральные идеи окончилась неудачей. Комиссия была распущена в конце 1768 г. [10, с. 869].

Первые пробные шаги к созданию представительных учреждений парламентского типа были сделаны в годы царствования императора Александра I. 30 марта (11 апреля) 1801 г. в качестве совещательного органа был учрежден Непременный совет, который 1(13) января 1810 г. был преобразован в Государственный совет - высшее законосовещательное учреждение Российской империи [8, с. 415].

Инициатором его создания был ближайший советник императора М.М. Сперанский (1772-1839) - видный государственный деятель, реформатор. В записке «О необходимости учреждения Государственного совета» он изложил виды деятельности, полномочия и устройство совета [8, с. 415].

Госсовет рассматривал внесенные министрами законопроекты до их утверждения императором, сметы, уставы различных обществ, штаты учреждений, вопросы, требовавшие утверждения верховной властью.

Согласно манифесту от 1 (13) января 1810 г. все законопроекты должны были проходить обсуждение в Государственном совете, но в действительности это соблюдалось не всегда. Первоначально его состав насчитывал 35 членов, в 1890 г. - 60. Все они назначались императором из числа высших сановников. Все министры входили в Госсовет по должности, но не имели права возглавлять его департаменты. Император являлся председателем Госсовета по закону, а в случае, когда он отсутствовал на заседании, председатель назначался из числа членов Госсовета. В период с 1812 по 1865 г. эта должность совмещалась с должностью председателя Комитета министров [8, с. 416-418].

Государственный совет состоял из общего собрания, Государственной канцелярии, департамента законов (1810-1906), департамента гражданских и духовных дел (1810-1906), департамента государственной экономии (1810-1906), департамента военных дел (1810-1854), временного департамента (1817), департамента дел царства Польского (1832-1862), департамента промышленности, наук и торговли (1900- 1906), постоянных комиссий. При нем также действовали различные временные комитеты, присутствия и комиссии [8, с. 416-417].

На протяжении всего времени своего существования - с момента создания в 1810 г. и до Февральской революции - Государственный совет занимал особое место в государственном механизме Российского государства. Его роль то усиливалась, то ослабевала, но юридически Госсовет всегда оставался высшим в империи органом с законосовещательными функциями.

По поручению Александра I М.М. Сперанским была разработана и предложена программа государственного преобразования, которую он последовательно изложил в своих политических записках: "Об устройстве судебных и правительственных учреждений в России", "О коренных законах государства", "О силе общественного мнения", "Еще нечто о свободе и рабстве", "Введение к уложению государственных законов" и др.

По проекту М.М. Сперанского предполагалось: разделить все население страны на три сословия: дворянство, «среднее состояние» (купцы, мещане, государственные крестьяне) и «народ рабочий» (помещичьи крестьяне, мастеровые, прислуга); заново разделить государство на губернии, округа и волости. В основу государственного устройства России была положена идея разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Высшим органом законодательной власти должна была стать Государственная дума, состоящая из депутатов всех сословий, исполнительной власти (министерства, ответственные перед Думой) и судебной власти (Сенат). Государственный совет предлагался в качестве высшего учреждения, объединяющего их деятельность. Во главе государства должен был находиться монарх [8, с.415]. Сперанский выступал за постепенную ликвидацию крепостного права.

Далеко не всем планам Сперанского суждено было осуществиться. Александру I не хватило решительности на столь смелые преобразования, в них он увидел угрозу монархии. В результате были реформированы только две отрасли высшего управления - законодательная и исполнительная.

Однако нельзя не оценить начавшиеся преобразования. Реформированные центральные учреждения России надолго восстановили утраченную при Екатерине II централизацию управления и укрепили бюрократический порядок в государстве.

С именем Александра II часто связывают период «великих реформ». При нем были проведены реформы: печати (1865), университетская (1863), судебная (1864), военная (1874); введено самоуправление в земствах (1864) и городах (1870). Идея создания двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа не стала полной реальностью.

Министр внутренних дел Лорис-Меликов (1825 - 1888) подготовил императору проект конституционного акта, в котором предлагал широкую программу административных и экономических реформ: упразднение III Отделения, ограничение административного произвола, расширение земского и городского са-

моуправления, ослабление цензуры; для решения аграрного вопроса - снижение выкупных платежей, выдача ссуд для покупки земли и переселения и т.д. Этот документ впоследствии стали называть «Конституцией Лорис-Меликова» [21]. Идеи коренных либеральных реформ могли бы изменить весь ход российской истории и даже привести впоследствии к введению в стране конституционной монархии. Но этим замыслам не дано было осуществиться.

Александр III был ярым противником реформ и высказывался за сохранение самодержавия, укрепление сословного строя, традиций и основ российского общества, выражал неприязнь к либеральным преобразованиям. 29 апреля 1881 г. был опубликован «Манифест о незыблемости самодержавия» [20], в котором говорилось, что с реформами покончено и что царствование Александра III будет иметь охранительный характер.

Гибель императора Александра II от рук народовольцев и последовавший за ней отказ от продолжения реформаторской политики затормозили движение России к созданию парламента.

Россия в начале ХХ в. вступила в качественно новую эпоху. Рост чиновничьей бюрократии и неверия власти, отталкивание народа от власти, стремление русского общества к насильственным преобразованиям, сложная внешнеполитическая обстановка в мире - все это взывало к проведению перестройки государственного устройства. Расстрел 9 января 1905г. правительственными войсками мирного шествия петербургских рабочих (Кровавое воскресенье) продемонстрировал неспособность российской государственной машины приспособиться к условиям нового времени. 18 февраля 1905 г. Николай II издал «Именной Высочайший Указ Правительствующему сенату», согласно которому на Совет Министров возлагалось «сверх дел ему ныне подведомственных рассмотрение и обсуждение поступающих на Имя Наше от частных лиц и учреждений видов и предложений по вопросам усовершенствования государственного благоустройства и улучшения народного благосостояния» [14]. Простой народ ликовал - у него появилась возможность говорить с царем. Но и этого оказалось не достаточно. Далее драматические события стали развиваться еще стремительнее: поражение в Русско-японской войне (1904-1905 гг.), восстание 14 июня 1905 г. на броненосце «Потемкин». Политическая обстановка в стране достигла «критической массы» и намеченная еще в декабре 1904 г. умеренная программа реформ перестала быть актуальной.

Шестого августа 1905 г. были опубликованы утвержденные императором «Учреждение Государственной думы» [15] и «Положение о выборах в Государственную думу» [19]. Этими указами провозглашалось создание Государственной думы, которая по имени министра внутренних дел получила название Булы-гинской. Было образовано законосовещательное учреждение с весьма ограниченными правами, в которое предстояло избирать депутатов по губерниям, областям и городам. Такие категории населения, как женщины, молодежь до двадцати пяти лет, обучающиеся в учебных заведениях, воинские чины армии и флота, состоявшие на действительной военной службе, бродячие инородцы, иностранные подданные, осужденные и другие исключались из избирательной процедуры. Названные документы вызвали сильное недовольство со стороны рабочих, крестьян, интеллигенции, всех левых партий и объединений.

17 октября 1905 г. в самый разгар всероссийской политической стачки император Николай II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» [25]. Манифест вменял в обязанность правительства: «... выполнение непреклонной воли Нашей: 1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, собраний, союзов. 2. Не останавливая предназначенных выборов в Г осударственную думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей краткости остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку. 3. Установить, как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей» [25].

В дни московского вооруженного восстания (декабрь 1905 г.) был обнародован именной высочайший указ от 11 (24) декабря 1905 г. «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу», понизивший имущественный избирательный ценз и предоставивший избирательные права чиновникам и рабочим [2, с. 516].

Государственная дума избиралась на 5 лет, но по инициативе императора могла быть распущена. Одновременно объявлялось назначение новых выборов и

времени созыва. Этим правом Николай II пользовался дважды для роспуска Г о-сударственной думы первого и второго созывов.

К ранее существовавшим землевладельческим, городским и крестьянским куриям новый закон добавил рабочую курию и несколько расширил состав избирателей по городской курии. По рабочей курии к выборам допускалось мужское население, занятое на предприятиях, имевших не менее 50 рабочих.

Выборы были не прямыми: для крестьян - четырехстепенные, для рабочих -трехстепенные, для буржуазии и дворян - двухстепенные. Такой порядок обеспечивал представителям крестьянства большинство в Думе. Правительство надеялось таким образом отвлечь крестьян от революции. Выборы не были всеобщими: женщины, молодежь до 25 лет, студенты, поденные рабочие, некоторые национальные меньшинства не наделялись избирательными правами [2, с. 516].

Далее последовал ряд важных событий, направленных на сохранение российской исторической формы государственности: была объявлена амнистия политическим заключенным, преобразовано правительство и создан Совет министров. Россия, раздираемая внутренними противоречиями и охваченная революционным пожаром, сохранив себя, смогла осуществить переход из одной исторической эпохи в другую.

Манифест от 20 февраля 1906 г. и новая редакция Основных законов Российской империи от 23 апреля 1906 г. преобразовывали Государственный совет как законодательный орган в верхнюю палату российского парламента, а Государственную думу - в нижнюю палату [16].

Государственный совет и Государственная дума должны были ежегодно созываться и распускаться императорскими указами. Обе палаты наделялись правом самостоятельно проверять полномочия своих членов. Одно и то же лицо не могло одновременно быть членом Государственного совета и Государственной думы. Обе палаты пользовались правом законодательной инициативы (в особых случаях право пересмотра некоторых основных государственных законов император оставлял за собой).

По общему правилу законодательные предположения рассматривались в Государственной думе и после одобрения поступали в Государственный совет. Но законодательные инициативы Государственного совета должны были рассматриваться и одобряться сначала им и лишь после этого поступать в Государственную думу. После одобрения обеими палатами законопроекты поступали на усмотрение императора. Государственный совет и Государственная дума полу-

чали также определенные контрольные полномочия: в установленном законом порядке они могли обращаться к министрам и главноуправляющим отдельными частями, подчиненным по закону Правительствующему сенату с запросами по поводу решений и действий этих ведомств и их чиновников в случае, если их законность вызывала сомнения [17].

Государственный совет формировался по смешанному типу. Половина или менее половины его членов ежегодно назначалась императором (члены по назначению). Другие члены Государственного совета избирались путем двухстепенных или прямых выборов на срок 9 лет с обновлением одной трети каждого разряда каждые три года (члены по выборам). Члены по выборам пользовались депутатской неприкосновенностью, в то время как члены по назначению оставались в первую очередь должностными лицами [2, с. 539].

Свод Основных государственных законов предусматривал целый ряд ограничений деятельности создаваемого российского парламента. Все законы подлежали утверждению императором, вся исполнительная власть в стране подчинялась только ему. Правительство также зависело именно от него, а не от Думы. Николай II единолично назначал министров, Главноуправляющих отдельными частями, руководил внешней политикой страны, ему подчинялись армия и флот, он объявлял войну, заключал мир и т.д. Более того, император мог издавать законы только от своего имени в перерывах между сессиями Думы. Такая возможность ему была предоставлена специальным параграфом 87, внесенным в свод Основных законов, и позволяла проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы [23].

Выборы в первую (апрель - июль 1906 г.) и вторую (февраль - июнь 1907 г.) Думы проходили на основании "Положения о выборах в Государственную думу" от 6 августа 1905 г. и именного высочайшего указа от 11 декабря 1905 г. "Об изменении Положения о выборах в Государственную думу" [24].

Выборы в третью (ноябрь 1907 - июнь 1912 г.) и четвертую (ноябрь 1912 -октябрь 1917 г.) Государственные думы проходили на основании высочайшего манифеста от 3 июня 1907 г. "О роспуске II Государственной думы и об изменении порядка выборов в Государственную думу"[26], а также нового избирательного закона. Число выборщиков было коренным образом перераспределено в пользу помещиков и крупной буржуазии [18].

После Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Госсовет, Государственная дума и Сенат прекратили свое существование в связи с изменением политической системы страны.

Оценивая опыт работы Государственной думы и Государственного совета в царской России, можно сделать вывод, что российский парламент так и не стал влиятельным, самостоятельным законодательным органом власти. Но установившийся в Государственной думе открытый и гласный порядок обсуждения и принятия законов, попытки контролировать деятельность правительства, а также использование трибуны для критики властей - все это способствовало зарождению демократических принципов развития общества.

Анализируя период становления институтов представительной власти в дореволюционной России - от Вече до первого российского парламента - можно наблюдать, как остов молодого государства постепенно превращался в государственный механизм. Этот процесс имел сходный характер с развитием общеевропейских правовых демократических начал народовластия, но шел более медленными темпами. Причины тому вижу в косном консерватизме российской государственной машины, длительном периоде крепостной зависимости крестьян, неразвитости буржуазных отношений, отсутствии конституции государства и позднем зарождении политической системы. Фактически на всех этапах народное представительство занимало соглашательскую позицию по отношению к самодержавию, формируя политическую традицию обслуживания интересов властной вертикали.

Вместе с тем поиск оптимального механизма власти, позволяющего наиболее полно учитывать интересы граждан и обеспечивающего подлинное народовластие, со всей очевидностью был поставлен в повестку дня для Российского государства.

* * *

1. Александр Невский: эпоха и память: исторические очерки / Ю.В. Кривошеев,

Р. А. Соколов / СПб.: С.-Петерб.ун-т, 2009. 240 с.

2. Большая Российская энциклопедия / Ю.С. Осипов, Е.Н. Аврорин, С.И. Адян и др. М.: Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 2007. 766 с.

3. Государственный совет Российской империи, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в истории российского парламентаризма: преемственность и традиции / С.М. Миронов, Д.Ф. Мезенцев, М.Е. Николаев и др. М.: ЗАО ОЛМА Медиа Групп, 2007. 184 с.

4. Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей: в 3 т. М.:ОЛМА - Пресс, 2003. Кн. 3. 671 с.

5. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М., 1866. 563 с.

6. Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И. А. Ефрон. СПб., 1891. Т. 8.

7. Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1892. Т. 14.

8. Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1893. Т. 17

9. Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1894. Т. 24

10. Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1895. Т. 30

11. Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1897. Т.40.

12. Энциклопедический словарь: в 86 т. / сост. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. СПб., 1900. Т. 58

13. ЦКЬ: http://www.bibliotekar.ru/rusKluch/40.htm

14. ЦКЬ: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/35000/

15. ЦКЬ: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/3081/

16. ЦКЬ: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5207/].

17. ЦКЬ: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5207/#sub_para_N_400

18. иКЬ: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5208/

19. ЦКЬ: http://constitution.garant.ru/history/act1600-1918/5213/

20. иКЬ: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/1881.htm

21. ЦКЬ: http://www.hrono.ru/biograf/bio_l/loris_melik.php

22. URL: http://www.hrono.ru/organ/rossiya/boyar_duma.html

23. URL: http://il-tumen.sakha.ru/100/history.php

24. URL: http://lessons.sch1636.edusite.ru/p6aa1.html

25. URL: http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1289

26. URL: http://tomskhistory.lib.tomsk.ru/page.php?id=1292

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.