4. Принцип УТП - Уникального торгового предложения (Unique Selling Proposition - U.S.P.) [Электронный ресурс]. URL: http://www.media-planning.ru/ru/advertising (дата обращения 05.04.2011).
5. Бойченко Ф.А. Стратегия развития индустрии туризма в экономике региона: Автореф. дис. ...канд.эк.н [ Электронный ресурс] URL: www.rags.ru/files/dissertation/229.doc (дата олбращения 21.03.2011).
6. За 2010 год Псковскую область посетили более 350 тысяч туристов [Электронный ресурс]. URL: http://www.dp.ru/a/ (дата обращения 21.03.2011).
УДК: 338.48(075.8) ББК: 75.81я73
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ В ГОСТИНИЧНОМ БИЗНЕСЕ
Г.Б. Якимович
Санкт-Петербургский государственный университет
сервиса и экономики (СПбГУСЭ) 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит. А
Инновационное развитие экономики подвержено общим законам экономического развития, поскольку туриндустрия является элементом или даже подсистемой этого рынка. Для успешного развития этой отрасли важно правильно оценить суть и характер ее инновационного развития. Особенную актуальность приобретает такая постановка вопроса при острой необходимости инновационного развития туристической индустрии региона, каковым является Санкт-Петербург и его замечательные окрестности. Теоретическое обоснование сути инновационных процессов - это первый шаг в оценке потенциальных возможностей туристической индустрии.
В настоящее время в экономической литературе и в законодательнонормативной базе имеются различные трактовки терминологии в области инновационной деятельности. По замечанию научного обозревателя «Известий» С.Лескова, «Про инновации говорят чаще, чем о футболе, но каждый под инновациями понимает что-то свое» [8]. И действительно, сравнительно недавний социологический опрос, проведенный ВЦИОМ, показал, что в России 47% толкуют этот термин по-разному, а 53% вообще не знают - что это такое [16].
Наиболее серьезное исследование процессов обновления производства и в целом влияния новых товаров и новых
технических и управленческих решений было предпринято в начале XX в. австрийским экономистом Й.Шумпетером. Он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация». В своей работе «Творческая активность, инновации -эффект» [12] он определяет инновации как «любые изменения с целью внедрения нового товара...».
Концепция Й. Шумпетера была развита и некоторыми другими западными специалистами, в частности ведущим американским ученым П. Друкером в его книге «Инновации и предпринимательство». «Нововведение, - отмечает он, - это особый инструмент предпринимателей, средство, с помощью которого они используют изменения как шанс осуществить новый вид бизнеса или услугу» [3].
В оксфордском экономическом толковом словаре понятие «инновация» разъясняется следующим образом: «Любой новый подход к конструированию, производству или сбыту товара, в результате чего новатор или его компания получают преимущество перед конкурентами» [14].
С.Н. Мазуренко (руководитель Федерального агентства по инновациям) делает акцент на том, что инновация - это такое нововведение, которое «. включает в себя разработку новой технологии и в результате - создание нового продукта, конкурентоспособного на рынке».
По существу, та же мысль (но в еще более конкретной форме) проводится и в работе М.А. Федотовой и А.М. Камалова, в которой отмечается: «В инновациях создаются радикально новые технологии и продукты, которые призваны совершить революцию на рынке» [11].
В современной литературе встречаются три основных подхода к толкованию термина «инновации».
Первый подход. Этим термином обозначают только некий процесс. С.Н. Ма-зуренко утверждает: «Инновации - это трехэтапный процесс...». Близкая трактовка содержится и в Большом экономическом словаре, где под финансовыми инновациями понимаются «методы, позволяющие повысить эффективность финансовых ресурсов компаний» [1].
Инновацию как процесс понимает и, например, Б.Е. Лужанский, который считает, что инновация - это выпуск и реализация конкурентоспособной продукции (работ, услуг) [7]. В западной экономической литературе Б. Твист определяет инновацию как процесс, в котором идея изобретения приобретает экономическое содержание.
Ф. Никсон считает, что инновация -это «совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящих к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования» [17].
В понимании Б. Санто инновация -это такой «общественный, техникоэкономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий и, в случае если она ориентируется на экономическую выгоду, прибыль, т.к. появление инновации на рынке может привести добавочный доход» [10].
Наконец, «Руководство Осло» [9], документ, который является действующим методологическим документом, подготовленным Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) совместно с Евростатом и содержащим рекомендации в области статистики инноваций, которые в ЕЭС призна-
ны в качестве международных статистических стандартов, инновацию рассматривают как деятельность, процесс изменений.
Второй подход. Этим термином обозначают только результат некоего процесса. Например, схожим с термином «инновация», другим термином - «новация» (от позднелатинского novatio - обновление, изменение) обозначают что-либо новое, только что вошедшее в обиход, новшество. Отсюда и лицо, обеспечивающее инновацию как результат, называют не отсутствующим в русском словаре термином «инноватор», а устоявшимся словом «новатор» (от латинского novator - обновитель, то есть человек, вносящий и осуществляющий новые, прогрессивные принципы, идеи, приемы в какой-либо области деятельности.
Третий подход. Этим термином чаще всего обозначают и процесс, и результат этого процесса.
Исследуя нормативно-правовую базу инновационной деятельности, можно отметить, что инновация является конечным результатом основанной на использовании достижений науки и передового опыта деятельности по реализации нового или усовершенствования реализуемого на рынке продукта, технологического процесса и организационно-технических мероприятий, используемых в практической деятельности.
В научно-техническом словаре инновация (нововведение) означает результат творческой деятельности, направленной на разработку, создание и распространение новых видов изделий, технологий, внедрение новых организационных форм и т.д.
На основании комплексного подхода к определению инновации можно выделить следующие ее свойства:
Во-первых, инновации присуща новизна, и целью ее создания является получение превосходства над остальными.
Во-вторых, развитие инновационной деятельности находится в прямой зависимости от научно-технического прогресса.
В-третьих, инновация создается с целью получения экономического, управленческого, экологического, научнотехнического или другого вида эффекта.
В-четвертых, инновации относятся к процессу творческой деятельности и всегда являются конечным результатом.
В-пятых, инновация является совокупностью коммерческих, социальных и других мероприятий, средством для достижения конкурентоспособности.
В становление научной концепции инновационного менеджмента внес значительный вклад выдающийся русский социолог и экономист Н.Д.Кондратьев.
Исследовав обширный статистический материал с конца XVIII века, то есть с начала промышленной революции, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, Н.Д. Кондратьев установил существование длинных волн, или больших циклов конъюнктуры, протяженностью в 40-60 лет.
Каждый цикл состоит из двух частей: понижательной и повышательной волны. Академик РАЕН Юрий Яковец, изучив труды ученого, дает описание этим волнам: повышательная волна - это период длительного преобладания высокой хозяйственной конъюнктуры в мировой экономике и ее бурного развития, сравнительно легкого преодоления кратковременных кризисов; а понижательная волна - это период длительного преобладания низкой хозяйственной конъюнктуры, когда, несмотря на временные подъемы, доминирует депрессия и вялая деловая активность, а мировая рыночная экономика развивается неустойчиво [13]. В период понижательной волны мировое хозяйство как бы накапливает силы и ресурсы для нового рывка, нового витка эволюции.
Н.Д.Кондратьев также делил изменения на качественные и количественные. Количественные изменения - это изменения числа элементов экономической жизни, их объемных показателей. «В тех случаях, когда элементы экономической жизни и их связи подвергаются изменениям, не исчерпывающимся изменением
их числа, объема и вообще не сводимым к количественным изменениям, мы говорим о наличии качественных изменений»,
- пишет Н.Д. Кондратьев [5].
К качественным изменениям он относил, в частности, изменения в технике производства, в организации хозяйства, в составе и характере общественных потребностей и т.д.
В своей статье «Большие циклы конъюнктуры» он писал, что «считать доказанным наличие таких циклов нельзя, но вероятность их существования велика».
Одна из теорий длинных волн - инновационная теория. Эта теория была разработана австрийским экономистом Й.А. Шумпетером, который одним из первых воспринял и применил идею «кондратьевских» циклов в 1913 го-ду[13]. Соединив свои труды и познания с достоянием Кондратьева, он впервые ввел в экономическую теорию понятие «инновация».
В своей работе «Теория экономического развития» Й.А.Шумпетер определяет инновации как «любые изменения с целью внедрения и использования новых товаров, рынков и форм организации компании».
По Шумпетеру, процесс внедрения нововведений характеризуется скачками и рывками.
Свое продолжение эти теории нашли в трудах ученого и политика С.Ю. Глазьева, которому принадлежит теория технологических укладов.
По Глазьеву, технологический уклад характеризуется «единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы, общий научно-технический потенциал и пр.». Существует пять технологических укладов.
Жизненный цикл технологического уклада основывается на базе новых технологий. Есть три фазы жизненного цикла: первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике пред-
шествующего технологического уклада; вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет; третья фаза приходится на отмирание устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным всплеском в его развитии.
С.Ю. Глазьев [3] отмечает, что «становление нового технологического уклада требует создания новой инновационной системы, важной чертой которой является развитие малого инновационного бизнеса».
Теории Н.Д. Кондратьева, Й.А. Шумпетера и С.Ю. Глазьева во многом между собой перекликаются:
- развитие рыночной конъюнктуры происходит не планомерно, а циклично;
- на базе новых технологий, инноваций происходит скачок в развитии мировой экономики;
- инновативность - это существенный фактор конкурентоспособности любого предприятия.
Основываясь на данных теориях, можно выявить, как инновации влияли на развитие гостиничной индустрии и проходило ли это развитие в рамках технологических укладов, является ли это развитие цикличным.
Рассмотрим хронологию технологических укладов и их характеристику:
1) К периоду доминирования первого уклада, по теории Ю. Глазьева, относятся года с 1770 по 1830. Этот уклад в мире характеризуется инновациями в текстильной промышленности, в машиностроении, а это, в свою очередь, привело к механизации и концентрации производства на фабриках. Соответственно, у людей становится больше свободного времени, и они могут проводить его в путешествиях, но период этот отличал примитивизм средств передвижения.
В те времена путешествие было не самоцелью, а необходимым условием и
средством к достижению собственно цели, как-то: торговые дела, расширение образовательного кругозора, лечение, паломничество. Всех путешественников объединяло то, что они относились к меньшинству, занимавшему привилегированное положение в обществе. «Маленький человек» оставался в стороне.
Пиком данного технологического уклада в рамках гостиничной индустрии и мира в целом стали два нововведения: изобретение Фултоном в 1807 году парохода и в 1814 году Стефенсоном паровоза. Это обусловило большую надежность и скорость передвижения при снижении расходов на путешествия. Вследствие массового наплыва переселенцев из Старого Света в Америку бурными темпами развивается морское сообщение, в середине XIX века возникают крупные пароходные компании. Повышение качества и надежности транспортных перевозок в совокупности с их удешевлением, а также постепенное сокращение рабочего времени обусловили существенное увеличение потоков путешествующих. Соответственно возникли первые предприятия, специализировавшиеся на обслуживании временных посетителей. На смену скромным пансионам и «комнатам для гостей» в домах священнослужителей, в монастырях и религиозных миссиях приходят первые гостиницы. В 1801 г. в Германии, в Баден-Бадене, открывается первоклассная гостиница «Бадише Хоф». В Германии на рубеже 18-19 веков возникают первые курорты минеральных вод - в Хайлигендаммене, Нордернее, Травемюнде. В 1812 г. в центральной Швейцарии вступает в строй отель «Ри-ги-Клестели», в 1832г. - гостиница в городе Фаульхорн. В этот период становления туризма строились в первую очередь роскошные гостиницы, которые обслуживали представителей аристократических кругов, «нового дворянства», «высшего офицерства». В зависимости от времени года элита либо пребывала на французской или итальянской Ривьере, либо отдыхала на термальных курортах в Швейцарии и Германии, либо предпринимала длительные путешествия в Се-
верную Африку, Египет, Грецию.
Гостиницы Петербурга данного периода - это «специальные учреждения со сдачей внаем жилых помещений» [21]. В гостиницах Петербурга XIX века должно было быть не менее 6 жилых комнат со спальными принадлежностями и мебелью.
2) Период доминирования второго уклада охватил 1830-1880 годы. В это время полным ходом идет массовое строительство железных дорог, открывая все новые и новые горизонты для путешественников. Ну, и, конечно же, пароходостроение не стоит на месте. Тем самым развитие транспортной системы увеличивало поток туристов, для которых необходимо было строительство все большего количества гостиниц.
В этот период была признана и объявлена свобода международной торговли, это подтолкнуло к созданию бизнес-отелей, которые бы обслуживали предпринимателей, создавая все нужные им условия.
Во второй половине XIX века индустрия отдыха расширяет сферу своего производства: к предприятиям гостиничного хозяйства добавляются первые бюро путешествий, в задачу которых входила организация туристических поездок и реализация путевок потребителю. В Германии первое бюро путешествий - «Рай-зебюро Штанген» - было основано в Бреслау в 1863 г. В 1850 и 1851 гг. открывалось по 3 новые гостиницы в Петербурге ежегодно. В 1852 году клиентов принимали уже 53 гостиницы Петербурга. Для сравнения в Москве того времени было всего двенадцать гостиниц [18].
Уже во второй половине XIX века в Петербурге появились привычные в нашем восприятии гостиницы. Например, гостиница «Европейская». В числе постояльцев этой гостиницы Петербурга были самые известные люди того времени.
3)К периоду доминирования третьего уклада относятся годы с 1880 по 1930. Этот период ознаменован инновациями в области электротехнического, тяжелого машиностроения, был создан электродви-
гатель, что привело к повышению гибкости производства, и даже средний класс уже мог себе позволить отдых в гостинице в свободное время.
Проведенные в это время исследования в области неорганической химии и стали привели к увеличению масштабов строительства бизнес-отелей, и у отелей появилась новая функция - проведение конференций.
В 1894 года в Санкт-Петербурге было 40 гостиниц, к 1917 году - 120 гостиниц. После октября 1917 года большинство гостиниц закрыто, остались лишь «Европейская», «Большая Северная» (гостиница «Октябрьская») и «Астория». В 1925 в Ленинграде действовали 7 гостиниц и 6 «домов ночлега». В 1929 построена первая советская гостиница -«Приморская».
4) Период доминирования четвертого уклада длился 40 лет с 1930-1970, и он как никакой другой подтверждает теории Н.Д. Кондратьева, Й. Шумпетера и С.Ю. Глазьева о цикличности развития рыночной экономики, что обусловливается коренными изменениями в производстве.
Начался этот этап с бума в Германии. Осуществляя идею «единства нации», руководство страны стимулировало массовый организованный туризм с целью отдыха, причем эту деятельность направляла специальная организация национал-социализма «Сила через радость» (Kraft durch Freude).
В 1933 г. был основан имперский комитет по туризму, который подчинялся министру просвещения и пропаганды. Общую идеологическую установку в этой области сформулировал лично А.Гитлер: «Я хочу, чтобы рабочему был обеспечен достаточный отпуск и чтобы этот отпуск, а также свободное время в целом стали настоящим отдыхом для него. Я желаю этого, потому что я хочу иметь народ с сильными нервами, так как только с таким народом можно делать большую политику» [6].
История уже вынесла обвинительный вердикт «большой политике» Гитлера, а для нас в данном случае интересен тот факт, что нацистский режим уделял столь
большое внимание организации массового отдыха трудящихся и вовлекал в туризм все новые слои населения, расширяя тем самым его социальную базу. Германское государство оказывало содействие в организации групповых поездок на отдых
- круизов, железнодорожных туров, туристических походов. Умеренные цены способствовали первому «туристическому буму» в Германии: число туристических поездок возросло с 2,3 млн в 1934 г. до 5 млн в 1935 г., 9,6 млн - в 1937 г. 10,3 млн - в 1938 г. [17]. Это требовало строительства гостиничных предприятий разных видов, начиная от гостиниц курортного типа и заканчивая бизнес-отелями для деловых поездок.
В Швейцарии интерес в данном отношении представляет возникновение и деятельность фирмы «Отельплан», которая в настоящее время является одним из крупнейших производителей туруслуг в этой стране. В основании фирмы в 1935 году лежали идеи ее создателя Г. Дут-твайлера о том, что вовлечение «маленького человека» в туризм оказало бы неоценимую помощь страдающему от кризиса гостиничному хозяйству. «Следует обратиться к публике, до сих пор не приобщенной к туризму и не привыкшей к путешествиям», - отмечал Г. Дуттвайлер [2]. Массовые дешевые турпоездки становятся основным продуктом фирмы. «Народный туризм» имел успех: уже в первом финансовом году фирма реализовала 52 648 туристических поездок. Внимание теперь уделялось гостиницам эконом-класса.
Итак, Германия и Швейцария стали первопроходцами в области гостиничного маркетинга.
В 1940 году в Ленинграде было 10 гостиниц и Дом крестьянина. В советском государстве полностью отсутствовала возможность индивидуального выбора средств размещения.
В годы Великой Отечественной войны с 1941 по 1945 года гостиницы использовались как госпитали и стационары для страдавших дистрофией ленинградцев.
Вторая мировая война парализовала гостиничное хозяйство, и дальнейшее развитие оно получает уже в послевоенные годы. Именно этот период ознаменован спадом, и его можно отнести к понижательной волне цикла.
В западноевропейских странах 50-60-е годы - это период активного массового строительства гостиниц, мотелей, разного рода увеселительных заведений. Строительство гостиничных предприятий в эти годы отличает дифференцированный характер. Дифференцированный туризм отличают разнообразная палитра потребностей и мотивации туристов, множественность узкоспециализированных сегментов в туристическом спросе, разнообразие предлагаемых услуг и ярко выраженная специализация туристического предложения. Для дифференцированного туризма характерен не только широкий, но и весьма разнообразный ассортимент услуг. Иными словами, гостиница предлагает не огромное количество видов турпродукта, а ограниченное число видов, каждый из которых имеет большое число вариантов. Переход от конвейерного к дифференцированному туризму совершался одновременно с переходом от рынка производителей к рынку потребителей.
Лидерами в области гостеприимства остаются США и Европа, где повсеместно появляются новые формы организации гостиничного хозяйства, например объединение в гостиничные цепи. Базовый принцип гостиничной сети - использование имиджа торговой марки для продвижения гостиничного продукта на внутреннем и зарубежном рынках. Это предполагает качественно новую ступень в развитии гостиничного предложения, возникающую, как и любое качественное изменение, на базе существенного количественного роста.
В 1970-е годы в индустрии гостеприимства появились новые типы заведений, например, Days Inn, Super 8 Motels и Comfort Inns. Такие корпорации, как Four Seasons, Canadian Pacific, Marriott, Hyatt, Sheraton, Hilton, Radisson, Ramada и другие сетевые структуры высшего класса,
начали активно распространяться в Северной Америке и за ее пределами [20].
В СССР же в послевоенный период гостиничный фонд развивался главным образом за счет переоборудования общежитий.
5) В пятом технологическом укладе период доминирования приходится на время с 1970 по настоящее время. Этот период характеризуется инновациями в области электроники, вычислительной техники, роботостроении, телекоммуникаций, информационных технологий.
Благодаря таким изобретениям, как компьютер и Интернет, стало возможно создание систем компьютерного обеспечения. Начиналось все с использования простейших приложений Интернета: электронной почты и поисковых систем. Но постоянные нововведения в области информационных технологий привели к компьютерным системам централизованного управления гостиничным комплексом, что позволяет координировать работу даже крупного отеля без особых затрат времени и сил. Инновации в области информационных технологий также привели к таким инновациям в области гостеприимства, как он-лайн бронирование номеров.
Появление теле- и радиотехники позволило гостиничным предприятиям иметь более тесный контакт с потенциальными клиентами с помощью рекламы.
Массовый спрос на гостиничные услуги породил массовое гостиничное производство: гостиничный продукт был
стандартизирован, а производство услуг
и товаров поставлено на конвейер. Возникли разнообразные предприятия и общественные институты, производящие различные компоненты и виды гостиничного продукта. Масштабная дифференциация гостиничных услуг отразилась в разнообразии средств размещения: мотели, апарт-отели, бизнес-отели, акваотели, курорты и т.д.
Конец прошлого века - эпохальный период в истории России. Он не только поставил нашу страну в один ряд с ведущими экономическими державами, но и открыл границы для въездного туризма. Да и сами россияне стали гораздо чаще ездить по собственной стране. Как следствие - активно начал развиваться рынок средств размещения. Теперь западные и российские инвесторы вкладывают немалые средства в создание гостиниц, центров отдыха, пансионатов и других мест для проживания туристов, бизнесменов, командировочных и отдыхающих.
Таким образом, проанализировав инновации в области гостиничного хозяйства в рамках технологических укладов Ю.К. Глазьева можно сделать вывод о том, что гостиничная индустрия, как и любые другие предприятия, развивается циклично и обусловливается инновациями и изменениями в рыночной экономике в целом. Для оценки потенциальных возможностей туристической индустрии Санкт-Петербурга и его окрестностей необходимо рассматривать этот процесс в рамках экономического развития региона и всех его составляющих.
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой экономический словарь. М.: Книжный мир, 2001.
2. Браймер Р.А. Основы управления в индустрии гостеприимства. М.: Аспект Пресса, 1999.
3. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития: Научный доклад. М.: ЦЕМИ РАН, 2001.
4. Друкер П. Инновации и предпринимательство. М.:ЭКО, 2004.
5. Кондратьев Н.Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения: Избранные труды. М.: Экономика, 2002.
6. Линн Ван Дер Ваген. Гостиничный бизнес. Серия «Учебное пособие». Ростов-н/Д: Феникс, 2001.
7. Лужанский Б.Е. Оценка стоимости научно-технической продукции и инновационного бизнес-процесса для целей управления инновациями // Становление, развитие и перспективы оценочной деятельности в России: Науч. доклад 1-й международной конференции. М.:ЦЕМИ РАН, 2008.
8. Мазуренко С. Инновации - это симбиоз государственной политики и рыночных отношений // Извес-тия.2008. №12. С. 12-13.
9. Руководство Осло. Рекомендации по сбору и анализу данных по инновациям / Пер.с англ.М.:ГУ «Центр исследований и статистики науки», 2006.