УДК 37.036 Белозерова Галина Михайловна
соискатель кафедры теории и истории культуры Санкт-Петербургского университета культуры и искусств
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И РОЛЬ ПАРАЛИМПИЙСКОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО ОЛИМПИЙСКОГО ДВИЖЕНИЙ В СОЦИАЛИЗАЦИИ И ИНКУЛЬТУРАЦИИ ЛИЧНОСТИ
Belozerova Galina Mikhaylovna
PhD applicant, Subdepartment for Theory and History of Culture, St.-Petersburg State University of Culture and Arts
THE HISTORY OF DEVELOPMENT AND THE ROLE OF THE PARALYMPICS AND THE SPECIAL OLYMPIC MOVEMENT IN SOCIALIZATION AND ENCULTURATION OF A PERSON
Аннотация:
В статье отображается история, роль и процесс развития Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, вопросы инкультурации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, их участия в развитии данных движений. Мультимодальная форма художественных практик - фестивали «Спорт и Творчество» и «Ветер Надежды» - как феномен в самореализации и развитии гармоничной личности на современном этапе гуманизации инвалидного движения.
Ключевые слова:
Паралимпиада, Специальное Олимпийское движение, инкультурация, социализация, история развития, гармонизация и развитие личности, художественные практики, фестиваль.
Summary:
The article considers the history, the role and the development process of the Paralympics and the Special Olympic movements. The author discusses the questions of encul-turation and socialization of people with disabilities, their participation in the development of the Paralympics and the Special Olympic movements. Such a multimodal form of artistic activities as festivals “Sports and Creativity” and “Wind of Hope”is a phenomenon of self-fulfillment and development of a well-balanced personality at the modern stage of humanization of the disabled people movement.
Keywords:
Paralympic Games, Special Olympics movement, en-culturation, socialisation, history of development, harmonization and development of a person, artistic practice, festival.
В современном мире нарастает осознание роли физической культуры и спорта как факторов совершенствования, гуманизации и гармонизации личности спортсмена-паралимпийца. Эти факторы становятся не только социальным, но и культурологическим феноменом, объединяющей силой и национальной идеей, способствующей развитию, самореализации, инкультурации и социализации лиц с проблемами здоровья.
В соответствии с пользующейся признанием тенденцией роста Паралимпийского движения, в нашей стране возрастает актуальность вопросов формирования физической культуры и спорта, как важнейшего направления в интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья. Физическая культура и спорт, художественная культура и искусство становятся гранью общей национальной культуры, источником социальной стабильности, духовного и физического здоровья нации, гармонизации личности и гуманного отношения в социуме. Развитие Паралимпийского и Специального Олимпийского движений, важность спорта и творчества в формировании личности, рост популярности и престижа всероссийских и международных спортивных организаций создают условия для придания особого статуса лиц с ограниченными возможностями здоровья и формирование своеобразной субкультуры и социальных групп в современном российском обществе. Такое явление требует серьезного научного осмысления и анализа.
Принимая во внимание гуманистические идеалы, заложенные Пьером де Кубертеном в Олимпийское движение, можно сказать, что определенная часть его заповедей претворяется в жизнь. Тем не менее в Паралимпийском движении присутствует, но в меньшей степени, чем в Олимпийском, такое явление, как технократизм и комерциализация спорта, стремление к большим достижениям, массовой зрелищной культуре. Для гуманизации спорта и развития гармоничной личности инвалида необходима реорганизация и внедрение художественных практик в процессе инкультурации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья. Художественные практики являются компенсаторным механизмом при профессиональной деформации личности спортсмена, внося в его жизненное пространство положительные явления гуманистического смысла культуры. Фестивали «Спорт и Творчество» и «Ветер Надежды» становятся таким феноменом в самореализации и развитии гармоничной личности на современном этапе гуманизации инвалидного движения.
Универсальный характер, разностороннее развитие современного спортивного Паралимпийского и Специального Олимпийского движений в определенной степени стимулировали процессы становления и развития специальной субкультуры в российском обществе. Мировое спортивное движение, составной частью которого является и паралимпийский спорт, стало в наши дни одним из самых мощных международных движений.
Изучение возможностей участия России в Паралимпийском движении, гармонизации его развития и использования художественных практик в инкультурации и социализации лиц с проблемами здоровья имеет актуальную значимость и возможность реализации вопроса в социальном и культурологическом смысле. Такая тенденция способствует развитию толерантности, гармонизации отношений, созданию благоприятных условий для эффективной социальной и физической реабилитации инвалидов. Успехи российских паралимпийцев в последние годы не только способствовали росту авторитета российского спорта, но и заставили руководство страны значительно пересмотреть меры государственной поддержки инвалидов, а также и такие проблемы, как социализация и культурная интеграция лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Культурологическая актуальность проблемы данного исследования обусловлена тем, что российский паралимпийский спорт, имея гораздо более скромную историю развития по сравнению с мировыми лидерами в этой области, активно стремится достичь тех же результатов и лидирующих позиций, забывая о необходимости гармоничного развития личности спортсмена не только во время его профессиональной деятельности, но и в момент окончания таковой, создавая тем самым для него проблему профессиональной деформации.
В обращении к участникам III научно-практической конференции «Олимпийское движение и социальные процессы» (13-14 октября 1992 г.) в Санкт-Петербурге Х. Самаранч писал: «Наш современный Мир и спорт, который является его важным проявлением, нуждаются в духовности, и присущие олимпизму идеи эффективно борются против жестокости и обмана, против чрезмерного материализма, против вульгарности, шовинизма и меркантилизма, угрожающим этим идеям» [1].
Пьер де Кубертен говорил так: «Спорт может вызвать как наиболее благородные, так и наиболее низменные чувства; он может развивать бескорыстие и алчность; может быть великодушным и продажным, мужественным и отвратительным; наконец, он может быть использован для укрепления мира или подготовки к войне. Благородство чувств, стремление к бескорыстию и великодушию, дух рыцарства, сильная энергия и мир являются основными потребностями демократических государств, как республиканских, так и монархических» [2].
Современные Паралимпийское и Специальное Олимпийское движения, основываясь на гуманистических идеалах Пьера де Кубертена, имеют достаточно продолжительную историю развития. Первая и особенно вторая мировая войны принесли очень много страданий людям. Мировое сообщество ответило на это открытием реабилитационных центров для инвалидов во многих странах мира. Ведущей организацией стал Сток - Мандевильский реабилитационный центр, возглавляемый Людвигом Гутманом. Интеграция инвалидов в общество стала общемировой тенденцией как основным принципом реализации гуманистических идеалов Пьера де Кубертена. В июле 1948 г. одновременно с проведением Олимпийских игр в Великобритании под руководством доктора Людвига Гуттмана состоялись Сток-Мандевильские игры. В соревнованиях по стрельбе из лука участвовали 16 парализованных мужчин и женщин - бывших военнослужащих. В последующие годы увеличилась не только численность участников, но и количество видов спорта. В дальнейшем идея проведения соревнований инвалидов была поддержана международной общественностью. Игры стали ежегодным международным спортивным праздником начиная с 1952 г. Во время проведения Олимпийских игр в Мельбурне в 1956 г. Международный Олимпийский Комитет наградил Сток-Мандевильскую федерацию специальным кубком за воплощение в жизнь олимпийских идеалов гуманизма. Постепенно мир убеждался в том, что спорт не только является прерогативой здоровых людей, но и людей с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды даже с такими серьезными травмами, как повреждение позвоночника и нарушение психофизического развития при желании могут принимать участие в любых соревнованиях [3].
Всемирные Паралимпийские игры впервые состоялись в Риме в 1960 г., практически сразу по окончании XXII Олимпийских игр, хотя само понятие «паралимпийский спорт» появилось только в 1964 г. В термине «Паралимпиада» используется латинское значение префикса «para» - «присоединившийся». Это значит, что Игры инвалидов присоединяются, а также организуются и проводятся вместе с Олимпийскими, хотя по различным причинам с 1968 по 1994 г. Паралимпийские игры проходили вне мест проведения Олимпийских игр.
Специальное Олимпийское движение (SOI) возникло немного позже, по инициативе Юнис Кеннеди Шрайвер и ее мужа Сарджента Шрайвера. В 1963 г. они решили изменить положение людей, которые считались в обществе ненужными. С этой целью они приспособили свой дом в
Мэриленде под спортивный дневной лагерь для детей и взрослых с задержкой умственного развития, чтобы изучать их способности. Первые же результаты работы с ними показали, что при поддержке и терпеливом отношении к ним раскрывается их внутренний потенциал и появляются возможности дальнейшего развития личности не только в спорте, но и в творчестве. Люди с задержкой умственного развития оказались намного способнее в различных видах спорта и физической культуры, чем думали специалисты.
В июле 1968 г. на Военном поле в Чикаго состоялись первые международные Специальные Олимпийские игры. В декабре того же года была создана организация Специальная Олимпиада, получившая статус благотворительной организации. За эти годы участниками Специального Олимпийского движения стали более 3 млн чел. из 180 стран мира. Международная организация, для лиц с ограниченными возможностями здоровья была официально признана МОК и в феврале 1988 г. на XV зимних Олимпийских играх в Калгари получила право называться Олимпиадой.
«Специальная олимпиада» является благотворительной общественной организацией, финансирование которой осуществляется за счет добровольных взносов и пожертвований. Программа открыта для лиц с ограниченными возможностями здоровья практически любого возраста независимо от их физических способностей и возможностей. Каждый участник имеет шанс победить, поскольку соревнования проходят в группах спортсменов с одинаковым потенциалом и данными.
Принимая во внимание специфику Паралимпийского и Специального Олимпийского движений и возможности развития таковой структуры, важнейшим направлением в организации жизнедеятельности лиц с проблемами здоровья является процесс внедрения художественных практик в инкультурации и социализации личности спортсмена. К таковым можно отнести Фестивали «Спорт и Творчество» и «Ветер Надежды», проводимые Специальным олимпийским Комитетом Санкт-Петербурга в рамках декады инвалидов, включающие в себя многообразие направлений работы и творческой деятельности как в подготовке, так и в осуществлении мероприятий. Художественные выставки, показ моделей, театрализованные постановки, концертные программы, вокально-музыкальные конкурсы, стилизованные представления, спортивные мероприятия с участием творческих коллективов, массовость и культура проведения - все это вносит в Паралимпийское движение необходимость правильного понимания и восприятия гуманистического смысла культуры, спорта и творчества, возможность гармоничного развития личности спортсмена. Стремление соответствовать гуманистическим идеалам олимпизма Пьера де Кубертена, провозглашенным в «Олимпийской хартии», становится основой в социализации и инкультура-ции лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Исходя из этого, организаторы Паралимпийского движения в качестве важнейшего условия социокультурной интеграции выдвигают использование мультимодальной формы фестивалей «Спорт и Творчество», которая используется у здоровых спортсменов как на крупнейших международных, так и на региональных соревнованиях различного уровня.
Именно в этом случае происходит реальное включение человека с ограниченными физическими возможностями в жизнь общества, усвоение опыта этой жизни, образцов поведения, социальных норм, ролей и функций, вхождение в социальные группы, создание собственной субкультуры и свойственных им взаимоотношений.
Развивая существующие концепции и подходы ученых и специалистов в области культуры и гармоничного развития личности, следует констатировать, что вопросы инкультурации и социализации лиц с ограниченными возможностями здоровья, их участия в развитии Паралимпийского движения представляют собой самостоятельную теоретическую и практическую проблему, значимость и специфичность которой требует дальнейшего многостороннего исследования.
Ссылки:
1. Кубертен П. де. Спорт и искусство // Спорт, духовные ценности, культура: сб. / сост. и ред. В.В. Кузин, В.И. Столяров, Н.Н. Чесноков. М., 1998. Вып. 5. С. 3-8; Кубертен П. де. Олимпийские мемуары / пер. с фр. М., 2011. 176 с.
2. Кубертен П. де. Олимпийские мемуары. С. 22.
3. Гик Е., Гупало Е. Паралимпийские игры // Наука и жизнь. 2010. Вып. 3. С. 60-65.