ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ЗАКУПОК А.Д. Катрич, студент
Научный руководитель: П.А. Паулов, канд. юр. наук, доцент Самарский государственный экономический университет (Россия, г. Самара)
DOI: 10.24411/2500-1000-2019-10934
Аннотация. В статье рассматривается история возникновения и развития государственных и муниципальных закупок, а так же современное развития этой отрасли, анализ нормотворчества прошлых лет и дальнейшее его влияние на современное законодательство, рассмотрение факторов оказавших влияние на формирование данной отрасли. Также исследуются новшества законодательства и вектор развития государственных и муниципальных закупок в контрактной системе.
Ключевые слова: государственные закупки, контрактная система, государственные и муниципальные нужды.
Государственные закупки или государственный заказ - это приобретение услуг, работ, товаров для удовлетворения государственных и муниципальных нужд на бюджетные средства. Чтобы полностью изучить данный вопрос, углубимся в историю возникновения государственных закупок.
История становления и развития системы государственных закупок уходит своими корнями в далекое прошлое. В июле 1654 года государь Алексей Михайлович издал Указ об условиях доставки муки и сухарей в город Смоленск. Царь повелел отправить грамоты воеводам в близлежащие города, московским боярам и купцам, которые согласились бы отвезти муку и сухари в Смоленск. За перевоз определенного объема груза царские люди торговались с купцами «по сороку и по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли». При этом сам хлебный груз освобождался от пошлины. Государство еще не проводило открытый конкурс в классическом виде, но уже формировало заказ, отбирало исполнителей, формулировало условия контракта. Инициатива царя продемонстрировала пример желания заказчика вести диалог с поставщиком на рациональной и экономически выгодной основе. В данном правовом акте присутствуют признаки государственного заказа. К таким признакам относится поиск исполнителей, публичность и объявленные заранее условия [7].
К петровским временам относят ученые появление первых публичных конкурсов, открытых торгов. Потенциальные поставщики оповещались о новом государственном заказе через специальную вывеску на городских воротах. Здесь же государевы люди размещали информацию о возможных льготах поставщикам, уже заключенных контрактах и купцах, выполняющих тот или иной госзаказ, ценах и условиях. Дополнительно эти сведения собирались и учитывались Канцелярией Сената. Участвовать в выполнении заказа мог каждый благонадежный предприниматель. Его ответственность и гарантию выполнения заказа подтверждал поручитель из числа уважаемых горожан и общественных деятелей.
Если купец, выигравший «тендер» по каким-то причинам не выполнял заказ, государство накладывало на него пеню. Размер штрафа в каждом случае определял царь. Порой пеня в два раза превышала сумму контракта. Рублем наказывался не только сам купец, но и его поручитель [6].
У государственных закупок того времени была еще одна интересная черта. В то время как Канцелярия подрядных дел занималась гражданскими государственными закупками, в военных ведомствах обязанности по закупкам ложились на специальных должностных лиц. Военные чиновники оказались гораздо активнее гражданских. Именно их опыт по снабжению
армии провиантом и амуницией на конкурсной основе использовался в дальнейшем развитии законодательства о публичных торгах.
Обратной стороной возросшего числа проводимых конкурсов стало увеличение случаев злоупотреблений при использовании и распределении государственных средств. Исполнение подрядов то и дело срывалось, чиновники и купцы сговаривались между собой, нарушались условия и обязательства. Государство в срочном порядке должно было упорядочить правила и процедуры публичных торгов, усилить контроль за их исполнение.
Революция 1917 года и Гражданская война отменили саму необходимость публичных торгов. Но во времена НЭПа интерес к конкурсам для обеспечения государственных нужд возвращается.
В мае 1927 года Правительство утверждает новое Положение о государственных подрядах и поставках. В нем содержится интересная деталь. Теперь выгодность условий и определение поставщика не ограничивается только поиском самой низкой цены. Заказчик имеет право руководствоваться кредитоспособностью, надежностью, опытом подрядчика, что позволит обеспечить максимальную выгоду государству при выполнении контракта.
НЭП просуществовал недолго. Уже в конце 20-х гг. двадцатого века инициативы НЭПа сворачиваются, экономика становится плановой, распределение - государственным. В Инструкции 1927 года публичные торги присутствовали только формально. В декабре 1930 г. газета «Известия» не разместила ни одного объявления о торгах. Конкурсные закупки (кроме аукционов) в России были забыты на долгие годы.
Распад СССР требовал обновленной законодательной базы в сфере госзакупок, которая соответствовала бы изменившимся экономическим и политическим условиям. В 1992-1997 гг. принимаются отдельные законодательные акты, ставшие базой для создания современной системы госзакупок [5].
В 1999 году издан основополагающий федеральный закон «О конкурсах на раз-
мещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» №97-ФЗ [1]. По сути, этот закон стал первой за долгие годы комплексной попыткой систематизировать и упорядочить систему государственных закупок России.
Однако 97-ФЗ регламентировал только работу федеральных заказчиков и почти ничего не говорил о процессе контроля размещения заказа. Поэтому 21 июля 2005 года был принят знакомый всем современным специалистам и экспертам в сфере закупок Федеральный закон № 94-ФЗ [2].
Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" [4] положил начало реформированию системы государственных закупок. Указу № 305 отводится важная экономическая роль в деле снижения затрат бюджетных средств при осуществлении процедуры государственных закупок, поскольку он определил вектор развития процедуры закупок. Однако необходимо подчеркнуть, что в Указе №305 не были определены реальные санкции за дискриминацию поставщиков и недоступность сведений о торгах, а также не была предусмотрена единая база данных о торгах и статистике.
С появлением 94-ФЗ система государственных закупок приобрела практически современный вид. Были описаны и введены в практику электронные аукционы. Упразднен двухэтапный процесс размещения заказа. В законе закреплялось понятие начальной и максимальной цены контракта, описывались случаи, когда можно производить закупку у единственного поставщика. Закон запрещал закрытые торги, кроме тех, предмет которых составлял государственную тайну.
Сегодня открытые аукционы в электронной форме - одна из самых распространенных форм проведения государственных закупок. Без давления со стороны государства и бюджетных вложений возникли особые электронные торговые площадки для проведения аукционов. Малый и средний бизнес получил возможность
принять участие в выполнении интересных госзаказов. Сами закупки стали прозрачнее, а экономия государственных средств - более ощутимой.
В апреле 2013 года был принят действующий сегодня ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ. Совсем свежей законодательной инициативой стало введение порядка общественного обсуждения особо крупных закупок стоимостью более 1 млрд. рублей, закрепленное в Постановлении Правительства РФ № 835 от 22 августа 2016 г. [3].
Таким образом, современные государственные закупки - сложная и интересная
Библиографический список
1. Федеральный закон от 06.05.1999 № 97-ФЗ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» // Российская газета, № 91, 13.05.1999
2. Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»// Парламентская газета, № 138, 09.08.2005.
3. Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 835 «Об утверждении Правил проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // "Российская газета", № 194, 31.08.2016
4. Указ Президента РФ от 08.04.1997 № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // Российская газета, № 74, 15.04.1997
5. Бондарева Е.А.. Становление и развитие института государственных закупок в России // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - 2016. -С. 30-37.
6. Ромашкин Т.В. Правовые аспекты современной системы закупочной деятельности // Наука, образование и инновации. - 2017. - С. 148.
7. Яруллин С.М. История возникновения и развития государственного заказа в России // История государства и права. - 2010. - №20. - С. 45.
сфера деятельности, которая регулируется множеством подзаконных актов и постановлений. Минэкономразвития в ближайшие годы продолжит активную законотворческую работу по масштабному переходу контрактной системы на электронные процедуры, нормированию и обоснованию закупок. Готовится к рассмотрению законопроект о референтных (взятых в среднем для какой-то группы товаров) ценах. Отдельной доработки требуют правила формирования и ведения в ЕИС (единой информационной системе) каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
THE HISTORY OF THE DEVELOPMENT OF STATE AND MUNICIPAL
PROCUREMENT
A.D. Katrich, student
Supervisor: P.A. Paulov, candidate of legal sciences, associate professor Samara state university of economics (Russia, Samara)
Abstract. The article deals with the history of the emergence and development of state and municipal procurement, as well as the modern development of this industry, the analysis of the rule-making of the past years and its further impact on modern legislation, the consideration of factors that influenced the formation of this industry. The article also examines the innovations of legislation and the vector of development of state and municipal procurement in the contract system.
Keywords: public procurement, contract system, state and municipal needs.