Научная статья на тему 'История развития государственного кадастрового учета'

История развития государственного кадастрового учета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
6851
648
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КАДАСТРОВЫЙ УЧЕТ / НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК / КАДАСТРОВЫЕ РАБОТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ / ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР НЕДВИЖИМОСТИ / МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / МЕЖЕВОЙ ПЛАН / ТЕХНИЧЕСКИЙ ПЛАН / STATE CADASTRAL REGISTRATION / REGULATORY AND LEGAL REGULATION / LAND / CADASTRAL WORK / STATE REGISTRATION OF RIGHTS / UNIFIED STATE REAL ESTATE REGISTER / LAND MONITORING / STATE CONTROL / LAND SURVEYING PLAN / TECHNICAL PLAN

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Валиев Джаваншир Сарыевич, Хабарова Ирина Андреевна

Произведен анализ истории развития государственного кадастрового учёта земель. Проанализирована и представлена нормативно правовая база государственного кадастрового учета. Рассмотрены исторические аспекты становления кадастра, нормативно правовое регулирование кадастровых работ, сам процесс проведения кадастрового учёта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Валиев Джаваншир Сарыевич, Хабарова Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the history of development of state cadastral registration of lands. The article analyzes and presents the legal base of state cadastral registration. The authors examine the historical aspects of cadastre formation, regulatory and legal regulation of cadastral work, the process of cadastral registration.

Текст научной работы на тему «История развития государственного кадастрового учета»

История развития государственного кадастрового учета

УДК 630.91

Валиев Джаваншир Сарыевич,

директор информационно-вычислительного центра (ИВЦ), кандидат экономических наук, доцент кафедры «Землепользования и кадастров»

Хабарова Ирина Андреевна,

кандидат технических наук, старший преподаватель кафедры «Городского кадастра»

Государственный университет по землеустройству

Аннотация: Произведен анализ истории развития государственного кадастрового учёта земель. Проанализирована и представлена нормативно - правовая база государственного кадастрового учета. Рассмотрены исторические аспекты становления кадастра, нормативно - правовое регулирование кадастровых работ, сам процесс проведения кадастрового учёта.

Summary: The article analyzes the history of development of state cadastral registration of lands. The article analyzes and presents the legal base of state cadastral registration. The authors examine the historical aspects of cadastre formation, regulatory and legal regulation of cadastral work, the process of cadastral registration.

Ключевые слова: государственный кадастровый учет, нормативно-правовое регулирование, земельный участок, кадастровые работы, государственная регистрация прав, Единый государственный реестр недвижимости, мониторинг земель, государственный контроль, межевой план, технический план.

Keywords: state cadastral registration, regulatory and legal regulation, land, cadastral work, state registration of rights, Unified State Real Estate Register, land monitoring, state control, land surveying plan, technical plan.

Нормативно - правовое регулирование кадастровых работ

Во времена Древнего Египта возникли кадастр и кадастровые работы. Они относились к обозначению границ земельного участка и определению их площадей для обеспечения учёта земель. Сам термин «кадастр» появился во времена римского правителя Августа. В

тот период утвердили единицу учёта сбора дани за землю, а также ввели перепись населения [1].

В период Средневековья съёмка земель проводилась с помощью верёвки и жезла, а геометрические вычисления и познания использовались скудно. Всё изменилось, когда Джованни Джакомо Мариони в 1718 году начал разрабатывать первый кадастр, основанный на применении научных методов съёмок границ земельных участков. Он использовал методы триангуляции и полигонометрии. В силу своей точности и качеству, данный кадастр стал моделью для Франции, Швеции, Бельгии, Нидерландов, Пруссии. Также, следует отметить, что в 1801 году Наполеон создал комиссию с целью изучения достоверного распределения налога на недвижимое имущество на территории Франции. Для обеспечения данной цели были проведены кадастровые съёмки [2].

В 9 веке, в Древнерусском государстве, появились первые упоминания данных об учете земель. В основном они были отнесены к монастырским и церковным землям и служили поводом для наделения духовенства землёй. Также, русские князья взыскивали сборы и подати с покорённых племён, что служило основанием для собирания данных о землях. В 12 веке в переписи земель указывались их количество и качество [3].

В период татарского ига - 1245 год, была проведена татарская перепись. В 1273 году -осуществлена повсеместная перепись земель русских. Также, князья самостоятельно вели описание земель, а кадастровыми документами выступали «Писцовые книги». Далее последовала разработка «Писцового наказа». В нём определялись порядок и принципы описания земель, также появилась единица податного обложения - «соха». Она несла в себе количество распаханной земли. Существовало три вида сохи: служилая (800 четвертей лучшей земли); церковная (600 четвертей лучшей земли); чёрная (400 частей лучшей земли). Размеры изменялись по причине различного плодородия почв и социального положения землевладельца [3].

В 1581 году началась общегосударственная поземельная перепись, окончившаяся лишь в 1592 году. Стоит учесть, что данный вид землеописания несёт в себе не совсем прообраз кадастрового обследования, а поименную фиксацию крестьян, так как на тот момент они находились на землях конкретных владельцев. Поэтому данная перепись служила в основном обоснованием прикрепления крестьян к землям в будущем [3].

Значимым событием в истории государства является мера, предпринятая для определения и укрепления границ поселений и крупных земельных владений, осуществляемая на всей территории Российской Империи. Это событие имеет термин -«Генеральное межевание». В процессе проведения данного мероприятия также межевались

мелкие владения. Государственное межевание заключало в себе попытки борьбы царской власти против избыточного присвоения служилыми людьми поместных земель без соответствующего несения службы. Вместе с описанием земель в обязанности писцов входило установление границ и разрешение споров о них. Наравне с писцовыми книгами появляются «межевые книги», которые описывают границы земельных владений. В отношении определения границ земельных владений не делалось никаких линейных вычислений или вычислений углов, а также не составлялось планов. Границы определялись естественными или искусственными атрибутами. Часто при описании и межевании основывались лишь только на одних показаниях владельца, что влекло за собой пропуски целых сёл и занесением записей в книгу под различным от реальности названием или владельцем [3].

В 1754 году в межевой инструкции упразднили различие между вотчинными и поместными землями. Мерную верёвку сменили на десятисаженную цепь. Таким образом, за единицу меры была принята десятина. Межевщиков снабжали астролябиями. В сопровождении геодезиста и военных, межевщик измерял и межевал земли в назначенных округах, а также проверял права на владение в определённых границах. Но данное межевание продвигалось очень медленно, по причине постоянных споров со стороны владельцев к межевщикам [3].

В 1765 году вышел манифест, который дал толчок в сторону создания новых инструкций для землемеров и межевых губернских канцелярий и провинциальных контор. Суть их заключалась в том, что земли межевались к именам сёл и деревень, а пустоши имели собственные названия, также споры о границах разрешались при помощи контор, которые утверждали межи на оспоренных местах, а затем проводились в натуре. В инструкциях были прописаны подробные правила о наделении землёй. Межевыми знаками на тот момент послужили просветы в лесах, деревянные и каменные столбы, курганы. Территория поселений или крупных владений, которая прошла обмерку, наносилась на план в определённом масштабе. Также обозначались названия мест, имена владельцев и землемеров, а в экспликации - количество десятин по угодьям, дворов и душ. Прописывались имена владельцев и названия граничных владений. В конечном итоге, после получения вышеописанного плана, создавался «генеральный план» на весь уезд, а далее, целые «атласы на губернии» [2].

В 1918 году вышел Декрет ВЦИК «О социализации земли». Этим законодательным актом закрепилась всенародная собственность на землю. В 1919 году сформировались две основные формы собственности: государственная и коллективная. На то время, кадастром

являлись сведённые в единую книгу сведения по землепользователям, количественные и качественные характеристики земель. Государством проводились съёмки и обследования земель сельскохозяйственного назначения, а также лесного фонда. С землями промышленности, городов и поселений дела обстояли иначе. Данные приводили в кадастре недостаточные и обобщённые. В период советской власти различалось несколько видов кадастра: сельскохозяйственных территорий, водный и лесной.

Кадастр советского периода отображался сведениями о качественных характеристиках, представленными в единой книге - таблицами, разделяющими по пользователям земли России.

Начиная с 1985 года земля - объект гражданского оборота, а также она становится налогооблагаемой. Во времена «перестройки» переход прав на земельные участки или их отдельные части от одного землевладельца к другому происходил по воле самих лиц, то есть нормативные акты органов власти - не выпускались. Таким образом, выходит, что органы местной и государственной власти не располагали информацией о земле, а из этого следует, что плата за землю исчислялась и собиралась неправильно. Возникали межевые споры, по причине оборота очень большого количества мелких земельных участков для целей ведения садоводства и индивидуально жилищного строительства, а также отсутствия сведений о местоположении границ на местности, разделяющих смежные земельные участки.

На помощь выходит Федеральный закон (далее - ФЗ) от 02.01.2000 №28 — ФЗ «О государственном земельном кадастре», так как возникла необходимость регистрировать границы земельных участков. Данный Федеральный закон вносил порядок в отношения, возникающие при ведении государственного земельного кадастра. В тот период управление осуществлялось через федеральный орган исполнительной власти, а именно -Государственным комитетом Российской Федерации (далее - РФ) по земельной политике (далее - Госкомзем). Госкомзем был упразднён в связи с выходом Указа Президента Российской Федерации № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» от 17.05.2000 года. Возникла Федеральная служба земельного кадастра России (далее -Росземкадастр). Далее, образовалось федеральное государственное учреждение «Земельная кадастровая палата» (Далее - ФГУ ЗКП). На ФГУ ЗКП были возложены функции по осуществлению государственного кадастрового учёта земельных участков, в связи с приказом Росземкадастра от 10.08.2000 года № 6.

Согласно Указу Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти», Росземкадастр был изменён в Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

В 2007 году 24 июня в силу вступил закон № 221 - ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» и положения в нём являются олицетворением нынешнего кадастра. Сам закон является продолжением, а также развитием Федерального закона № 28 - ФЗ «О государственном земельном кадастре» от 02.01.2000 года [4].

С 1 января 2017 года вступил в силу закон от 13.07.2015 № 218 - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Именно этот закон регулирует все процедуры регистрации недвижимости в нынешние времена. Отличия ФЗ № 218 — ФЗ от ФЗ № 221 - ФЗ и ФЗ № 122 - ФЗ заключаются в следующем: 1) был создан Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН), который объединил в себе сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) и в Едином государственном реестре прав (далее - ЕГРП); 2) полномочия по государственной регистрации прав на недвижимое имущество (далее - ГРП) и государственный кадастровый учёт (далее - ГКУ) осуществляются федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (далее - Росреестр) вместо подведомственной ей кадастровой палаты; 3) отменён обязательный порядок предоставления учредительных документов юридическим лицом, обратившимся за осуществлением ГКУ и ГРП на объект недвижимости; 4) перестали выдавать бумажные свидетельства о ГРП собственности, взамен ввели документ, выражающий содержание сделки, со штампом и регистрационной удостоверительной надписью Росреестра, а также право собственности подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН); 5) ввели автоматическое внесение в ЕГРН записи о том, что земельный участок (далее - ЗУ) образован из государственных земель; 6) изменились сроки проведения ГКУ и ГРП [5].

В связи с вышеизложенным, можно сделать вывод, что ЕГРН, который ведётся в наше время, так же, как и сами земельные отношения, являются результатом многолетних сложных исторических процессов и событий.

Кадастровой деятельностью являются выполнение работ в отношении недвижимого имущества в соответствии с установленными федеральным законом требованиями, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления ГКУ недвижимого имущества сведения о таком недвижимом имуществе (далее - кадастровые работы), и оказание услуг в установленных федеральным законом

случаях. Специальным правом на осуществление кадастровой деятельности обладает кадастровый инженер [3].

Важно отметить становление кадастровой системы в современной РФ. Кадастр возникает в начале 90 - х годов 20 - го века, а именно 25 апреля 1991 года был принят Земельный кодекс Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее - РСФСР) [3].

Согласно данному земельному законодательству РСФСР, задачами являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования и охраны земель, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, воспроизводства плодородия почв, сохранения и улучшения природной среды и охрана прав на землю граждан, предприятий, учреждений и организаций [6].

Земельный кодекс РСФСР официально признал частную собственность на землю, а также раскрыл систему передачи в собственность земельных участков. Изначально - это был земельный кадастр, в настоящее время - кадастр объектов недвижимости.

В течение двадцати семи лет организация, работающая с кадастровыми делами, перенесла различные преобразования и модифицирования.

В 1993 году образовался Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству (далее - Роскомзем). Основными задачами являлись: осуществление государственной политики в области рационального использования и охраны земель, сохранения и воспроизводства плодородия почв, улучшения природной среды; организация и проведение работ, связанных с приватизацией земель; осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель; ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; организация и проведение работ по землеустройству; организация выполнения научно - исследовательских работ по проблемам землеустройства, государственного земельного кадастра и мониторинга земель; создание банка данных о федеральных и других землях; разработка мер по экономическому стимулированию рационального использования земель и развитию всех форм хозяйствования на земле [7]. В целом, функциями данного комитета являлись обязанности по ведению землеустроительных работ, а также кадастровых.

В 1999 году, с 12 октября, на основании постановления Правительства РФ от 22 октября 1999 года № 1056, был упразднён Комитет РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Его заменили Государственным комитетом РФ по земельной политике (далее - Госкомзем). Госкомзем, в свою очередь, занимался ведением государственного земельного кадастра, а

также осуществлял кадастровую оценку земель, землеустройство и государственный контроль за охраной и использованием земель. Также, как и Роскомзем, выполнял межотраслевую координацию деятельности в области земельных отношений и функционально регулировал её. Госкомзем утратил силу с 01.02.2001 года.

В 2001 году вышло Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной службе земельного кадастра России» от 11 января 2001 года № 22. Образовался федеральный орган исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами или Федеральная служба земельного кадастра РФ (далее -Росземкадастр). Росземкадастр осуществлял исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и другие функции в отношении государственного земельного кадастра, а также государственного учёта расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. Выполнял государственную кадастровую оценку земель, а также мониторинг земель и государственный контроль за использованием и охраной земель.

После упразднения Росземкадастра было создано Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости (далее - Роснедвижимость). Это федеральный орган исполнительной власти, управляемый Министерством экономического развития Российской Федерации. В его полномочия входило: управление государственным имуществом; организация ведения кадастра объектов недвижимости; государственная кадастровая оценка земель; землеустройство. Орган был упразднён 1 марта 2009 года.

На основании Указа № 1847 Президента Российской Федерации, в декабре 2008 года была создан Росреестр, который совместил в себе три ведомства: Росрегистрацию, Роснедвижимость, а также Роскартографию. Росреестр осуществляет организацию единой системы государственного кадастрового учёта недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройство, государственный мониторинг земель, государственную кадастровую оценку, федеральный государственный надзор в области геодезии и картографии.

Правовую основу ГКУ и ГРП составляют Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон № 221, другие Федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты РФ [4]. Также составляют нормативные правовые акты Федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно - правовому регулированию в сфере ведения ЕГРН, осуществления ГКУ недвижимого имущества и ГРП на недвижимое имущество и сделок с ним.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относят - земельные участки, участки недр и всё, что прочно связано с землёй, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершённого строительства [8].

Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом и иными законами [8].

Кадастровый учёт осуществляется применительно к земельным участкам, зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершённого строительства, но не применим к участкам недр, воздушных и морских судов, судов внутреннего плавания и космических объектов, предприятий как имущественных комплексов.

Кадастровые работы - это такие работы, которые выполняются специалистом, а именно - кадастровым инженером. В результате таких работ подготавливаются документы, которые содержат в себе все необходимые сведения о недвижимом имуществе, для дальнейшего кадастрового учёта.

Кадастровую деятельность имеет право осуществлять физическое лицо, которое имеет действующий квалификационный аттестат кадастрового инженера. Такой аттестат выдаётся физическому лицу с тем условием, что он соответствует определённым требованиям. К этим требованиям относится: наличие гражданства Российской Федерации; наличие среднего профессионального образования по одной из специальностей, определённых органом нормативно - правового регулирования в сфере кадастровых отношений, или высшее образование, которое было получено в образовательном учреждении высшего профессионального образования, имеющем государственную аккредитацию; не имеется непогашенных или неснятых судимостей за совершение умышленного преступления [9-11].

Важно отметить, что квалификационный аттестат является действующим со дня внесения сведений о кадастровом инженере в государственный реестр кадастровых инженеров. Данный реестр ведётся органом кадастрового учёта. В него вносятся следующие данные о кадастровых инженерах: фамилия, имя, отчество кадастрового

инженера; дата и место рождения; номер контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты; данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина РФ на территории РФ; дата выдачи квалификационного аттестата; идентификационный номер данного аттестата; дата и основание аннулирование квалификационного аттестата.

Для получения квалификационного аттестата физическому лицу необходимо пройти аттестацию в виде квалификационного экзамена. Они проводятся квалификационной комиссией, которая формируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Кадастровый инженер вправе организовать свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя или работника юридического лица на основании трудового договора с таким юридическим лицом. Кадастровый инженер обязан оповестить орган, выдававший ему квалификационный аттестат, а также орган кадастрового учёта о выбранной форме организации своей кадастровой деятельности.

Кадастровый инженер обязан иметь такие атрибуты, как: печать; штампы; бланки, на которых указывается адрес нахождения, а также идентификационный номер его квалификационного аттестата.

Основанием для проведения кадастровых работ является договор подряда (публичный договор).

Основными этапами кадастровых работ являются:

1. Подготовительные работы. На данном этапе происходит сбор информации о земельном участке, например: выписка из кадастра объектов недвижимости; кадастровый план необходимой территории; списки координат пунктов опорной межевой сети; картографические материалы; материалы дистанционного зондирования; материалы инвентаризации земель; сведения о правообладателях соседних (смежных) земельных участков; сведения о прохождении инженерных коммуникаций (газопроводов, трубопроводов, линий электропередач и прочие).

2. Полевые работы. Данный этап заключает в себе определение участка на местности: изучается подлинная ситуация на месте расположения земельного участка; составляется предварительная схема расположения земельного участка; уведомляются лица, права которых могут быть затронуты, проводя кадастровые работы; происходит увязка метаположения границ земельного участка с лицами, которые в этом заинтересованы; геодезическая съёмка границ земельного участка; определяется местоположение границ объектов недвижимости, расположенных на земельном участке.

3. Камеральные работы. Данный этап подразумевает подготовку необходимых документов, в которых отображается: вычисленные площади земельных участков в общем и отдельных частей, которые ограничены в использовании (например, охранными зонами газопровода, охранными зонами ЛЭП, водоохранными зонами, наложенными сервитутами и прочим); границы частей земельного участка, которые ограничены в использовании, а также обременены сервитутами (в межевом плане).

Система проведения кадастровых работ заключает в себе следующие этапы:

1. Оформление заявки. На данном этапе составляется заявка на проведение кадастровых работ, заключается договор, передаются документы для формирования межевого плана.

2. Съёмка ЗУ. На данном этапе группа геодезистов проводит съёмку.

3. Предоставление геодезических данных. Передаются данные кадастровому инженеру для последующего рассмотрения. Далее, в течение одного месяца, кадастровый инженер формирует пакет документов, который необходим для постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учёт. Срок указан с учётом того, что данные и документы предоставлены в положенный срок.

В результате проведения кадастровых работ выполняются: межевой план, технический план, акт обследования.

Межевой план представляет собой документ, составленный на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписке о соответствующем земельном участке и в котором представлены: определённые сведения, внесённые в государственный кадастр недвижимости; перечислены сведения об образуемых земельных участках или земельном участке, либо о части или частях земельного участка; новые сведения о земельном участке или земельных участках, которые необходимы для внесения в государственный кадастр недвижимости. Данный план является базой для постановки земельных участков на кадастровый учёт и регистрацию прав на них. Межевой план состоит из двух частей: текстовая и графическая.

Графическая часть включает в себя: сведения кадастрового плана или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке; указывают местоположение границ образуемого земельного участка или земельных участках, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков; доступ к образуемым земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путём установления сервитутов.

Текстовая часть включает в себя: сведения о земельном участке или земельных участках, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости, в таком

объёме, который установлен органом нормативно - правового регулирования в области кадастровых отношений; также сведения, необходимые для согласования местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.

Технический план представляет из себя документ, в котором содержатся: сведения, которые были внесены в государственный кадастр недвижимости; сведения о здании, сооружении, помещении или об объекте незавершённого строительства, необходимые для постановки на учёт такого объекта недвижимости; сведения о части или частях объекта недвижимости; новые сведения об объекте недвижимости, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости, которому присвоен кадастровый номер.

В графической части технического плана здания, сооружения или объекта незавершённого строительства содержатся: сведения кадастрового плана территории или кадастровой выписки о земельном участке; указывается местоположение здания, сооружения, объекта незавершённого строительства на земельном участке. Соответственно, графическая часть технического плана помещения описывает план этажа или части этажа здания, или сооружения с указанием на плане местоположения помещения, а при отсутствии этажности у здания или сооружения - план здания или сооружения, либо план необходимой части здания или сооружения с обозначением местоположения помещения.

Местоположение здания, сооружения или объекта незавершённого строительства на земельном участке выявляется с помощью определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершённого строительства на земельном участке. Местоположение помещения определяется путём отображения границы геометрической фигуры, сформированной внутренними сторонами наружных стен помещения, на плане этажа или части этажа здания или сооружения. В том случае, если этажности нет, то на плане здания или сооружения, либо на плане части здания или сооружения.

Текстовая часть технического плана содержит сведения в объёме, который установлен органом нормативно - правового регулирования в области кадастровых отношений, необходимых для внесения в государственный кадастр недвижимости.

Актом обследования является документ, полученный в результате осмотра кадастровым инженером местонахождения здания, сооружения, помещения или объекта незавершённого строительства, учитывая имеющиеся кадастровые сведения об объекте недвижимости. Кадастровый инженер подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершённого строительства по причине гибели или

уничтожения объекта недвижимости, либо прекращения существования помещения, по причине гибели или уничтожения здания или сооружения, в которых оно было расположено. В связи с гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в границах которой помещение было расположено.

Межевой план, технический план и акт обследования заверяются подписью и печатью кадастрового инженера.

Безусловно, каждый документ, разрабатываемый для целей ГКУ, должен нести в себе достоверную информацию. Только благодаря соблюдению норм и требований, создаётся единая база данных, на основе которой упрощается вся кадастровая деятельность в целом.

Список использованной литературы

1. Волков С.Н. Землеустройство. Теоретические основы землеустройства. Т.1.-Москва.: Колос, 2001. — 496 с.

2. Хабарова И.А., Дручинин С.С. О толковании понятия «кадастр»// Сборник Славянский форум, № 1- 2017, с.274-282.

3. Никонов П.Н., Журавский Н.Н. Недвижимость, кадастр и мировые системы регистрации прав на недвижимое имущество: аналитический обзор/ под ред. П.Н. Никонова, Н.Н. Журавского. - Спб.: Роза мира, 2006. - 180 с.

4. Федеральный закон «О кадастровой деятельности» № 221 -ФЗ [федер. закон принят Гос. Думой от 24 июля 2007 г.: по состоянию на 02.05.2018] / [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

5. Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости» № 218-ФЗ [федер. закон принят Гос. Думой от 13 июля 2015 г.: по состоянию на 01.05.2018] / [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

6. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 года.

7. Постановление от 02.02.1993 года № 91 «Об утверждении Положения о Комитете Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству».

8. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 1 [федер. закон принят Гос. Думой от 21 октября 1994: по состоянию на 07.05.2018] / [Электронный ресурс] // СПС «КонсультантПлюс».

9. Волков С.Н., Комов Н.В., Хлыстун В.Н. Как достичь эффективного управления земельными ресурсами в России? // Международный сельскохозяйственный журнал. -2015. - № 3. - С. 3-7.

10. Валиев Д.С., Хабарова И.А. Правовые основы государственного кадастрового учета земель сельскохозяйственного назначения «Международный журнал прикладных наук и технологий «Integral» №4/2018.- 20 с.

11. Варламов А.А., Гальченко С.А., Антропов Д.В., Кузнецова С.Г., Валиев Д.С. Кадастр недвижимости [Текст]: учебное пособие по изучению дисциплины и выполнению курсового проекта «Кадастр недвижимости» для студентов направления 21.03.02. «Землеустройство и кадастры» / А.А. Варламов, С.А. Гальченко, Д.В. Антропов, Д.С. Валиев, С.Г. Кузнецова. — М.: ГУЗ, 2016. - 198 с.

12. Фомин А.А. Тенденции и проблемы развития земельного законодательства. Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университет по землеустройству 19 апреля 2018 года / Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А. Фомина. Москва, 2018.

13. Узун В.Я., Фомин А.А., Логинова Д.А. Место России на агропродовольственной карте мира. Международный сельскохозяйственный журнал. 2018. № 1. С. 68-76.

14. Чемодин Ю.А., Горбунов В.С. Методологические основы и механизмы устойчивого развития территории России на региональном уровне. Москва, 2018.

15. Маргалитадзе О.Н. Сельский экотуризм — фактор устойчивого развития территорий в российских регионах. В сборнике: Тенденции и проблемы развития земельного законодательства Материалы к Парламентским слушаниям Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и к Столыпинским чтениям в Государственном университет по землеустройству 19 апреля 2018 года / Под общ. ред. С.Н. Волкова, А.А. Фомина. Москва, 2018. С. 127-134.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.