Афамготов Эдуард Магометович
старший преподаватель юридического факультета Адыгейского государственного университета соискатель кафедры уголовного права Краснодарского университета МВД России _(тел. 88612583563 )
История развития антинаркотического законодательства: международно-правовой и отечественный опыт
Аннотация
Автор исследует историю развития антинаркотического законодательства, как в России, так и за рубежом, выделяет тот факт, что проблемы с этим антисоциальным явлением возникла в России и странах международного сообщества еще в XIX в.
Аnnotation
An author probes history of development of antinarcotic legislation, both in Russia and abroad, selects circumstance that problems with this antisocial phenomenon arose up in Russia and countries of international association as early as XIX century.
Ключевые слова: наркотическая зависимость, преступность, уголовная ответственность, наказание, противодействие незаконному обороту наркотиков.
Key words: narcotic dependence, criminality, criminal responsibility, punishment, counteraction the illegal turn of drugs.
РЩ аспространение наркомании и наркотической преступности на территории Российской Федерации и его выход за национальные границы потребовало тесного сотрудничества всех государств планеты. Что касается проблемы борьбы с наркотизмом и незаконным оборотом наркотиков, то негативные последствия этих антисоциальных явлений стали оказывать свое влияние на страны международного сообщества в первой половине XIX в., когда Великобритания начала так называемые «опиумные» войны против Китая (1840-1843 гг. и 1856-1860 гг.)1. Тогда же при освоении Приамурья российское государство впервые столкнулось с распространением опиума на своей территории и был принят Указ о его запрещении, однако, ответственность за его нарушение не устанавливалась и пользы нормативный акт не принес.
Первые попытки противостоять наркотикам отражаются в решениях Международной конференции 1880 г., за которой последовала вторая конференция за контролем по обороту опиума, состоявшаяся в 1911 г. в Шанхае. Две данные кон-
ференции заложили основы подготовке и проведения крупнейшей в истории международной борьбы с НОН Гаагской конференции 1912 г. в рамках которой впервые предприняли в международном масштабе попытку определить общее понятие и сущность наркотизма и наркопреступности, упорядочить меры по их пресечению, установить критерии легального производства наркотических средств с помощью международно-правовых методов.
Октябрьская революция 1917 г. внесла свои коррективы в борьбу с незаконным оборотом наркотических средств. Властями Советской России в 1922 г. был принят Уголовный кодекс, установивший наказание за «приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права» в виде штрафа и принудительных работ.
Дальнейшее распостранение наркомании и наркоторговли привело к необходимости применения уголовной ответственности за распостранение наркотических средств. В декабре 1924 г. декретом ВЦИК и СНК в УК РСФСР 1922 г. была введена статья 140-д, предусматривающая наказа-
1 Пескова Г.И. Иностранная торговля опиумом и позиция России // Документы опровергают. Против фальсификации истории русско-китайских отношений. М., 1982.
41
ние за изготовление и сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ без разрешения, а также содержание притонов для сбыта и потребления этих веществ, устанавливалась ответственность в виде лишения свободы на срок не менее 3 лет с конфискацией имущества принадлежащего осужденному1.
В УК РСФСР 1926 г. существовала всего одна норма, ориентированная на борьбу с наркоманией и была размещена в главе «Иные преступления против порядка управления». В частности, она устанавливала уголовную ответственность за изготовление и хранение с целью сбыта и сбыт наркотических и одурманивающих веществ без соответствующего разрешения, а также содержание притонов для сбыта и потребления указанных веществ.
Следующая норма была введена позднее (в 1934 г.) и устанавливала ответственность за посев опиумного мака и индийской конопли без соответствующего разрешения в виде лишения свободы сроком до 2 лет2.
В международном масштабе был принят ряд документов, регламентирующих незаконное обращение наркотических средств: Женевская конференция об ограничении производства и регламентации распределения наркотических средств (1931 г.); Протокол о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (1946 г.); Протокол об ограничении и регламентации культивирования растений мака (1953 г.)3.
Параллельно с противодействием распространению наркотиков человечеству пришлось начать борьбу и с незаконным оборотом иных, смежных веществ. В 1957 г. были созданы первые антидепрессанты, выявлена особая эффективность некоторых фармакологических препаратов при лечении психических больных (аминазина, резерпина, и др.), которые начали с успехом применяться в медицине, но одновременно явились угрозой для здоровья людей при незаконном их, в том числе, немедицинском употреблении. Поэтому был разработан вопросник, направленный правительствам всех стран-членов ООН, и в дальнейшем собранный по результатам ответов материал был положен в основу Протокола, распространяющего контроль на лекарственные средства, не охватываемые Единой конвенцией
о наркотических средствах.
Далее в УК РСФСР 1960 г. была регламентирована ответственность за изготовление, сбыт, хранение или приобретение с целью сбыта наркотических веществ без специального разрешения, за нарушение установленных правил обращения с указанными веществами, посев опиумного мака или индийской конопли без разрешения; содержание притонов для потребления наркотических средств.
Впоследствии в УК РСФСР вносились изменения ( в основном Указами Президиума Верховного Совета РСФСР), в процессе накопления которых была выделена ст. 226-2 УК РСФСР (в ней был регламентирован незаконный оборот сильнодействующих и ядовитых веществ), а ст. 224 регламентировала уголовную ответственность только за незаконные действия с наркотическими средствами. Затем появились статьи об ответственности за хищение наркотиков, склонение к их потреблению. Несомненно, что данные изменения и дополнения имели базой положение принятой в 1961 г. единой Конвенции о наркотических веществах.
В дальнейшем, в 1987 г. указом Президиума Совета СССР (от 22 июня 1987 г.) были внесены многочисленные изменения в УК, которыми в качестве незаконного оборота были выделены токсические вещества, введена ответственность за действия с наркотическими средствами, если они совершены повторно в течение года после наложения административного взыскания за аналогичное наказание, и некоторые иные4.
Важным моментом была отмена уголовной ответственности за употребление наркотических средств без назначения врача, обусловленная принятием закона РСФСР «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и кодекс РСФСР об административных правонарушениях»5. Аргументом послужило мнение законодателей, что наркопотребители добровольно могут пройти медицинское лечение, не боясь уголовной ответственности. Однако закон не привел к изменению числа наркозависимых лиц и не помог оздоровить ситуацию в стране. Таким образом либерализм выраженный в отмене правовых норм, установивших меры уголовной и административной ответственности не принес ожидаемых
1 Уголовный кодекс РСФСР 1922 г. М., 1923.
2 Уголовный кодекс РСФСР М., 1923. Ст. 179-а.
3 Гасанов Э.Г. Борьба с наркотической преступностью: международный и правовой аспект. М., 2000. С. 16.
4 Об усилении борьбы с наркоманией. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 25 апреля 1974 г. С дополнениями и изменениями, внесенными Указом Верховного Совета СССР от 22 июня 1987 г. // Ведомости Верховного Совета СССР 1987. № 25. Ст. 354.
5 Ведомости съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР 1991 г. № 52. Ст. 1867.
_42
ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2009 • №1(23)
результатов.
Что касается главных современных проблем международного противостояния наркотизму и незаконному обороту наркотиков, то следует выделить 2 основных направления. Во-первых, по-прежнему чрезвычайно актуальным вопросом остается проблема разработки мировой идеологии по борьбе с наркотизмом и распространением наркотиков. «Выпадение» законодательства отдельных государств из системы общих международных основ в части, например, лояльного отношения к наркомании и источникам наркотиз-ма (Афганистан), несомненно деформирует общую систему более или менее устоявшихся принципов, подрывает саму сущность борьбы с данным международным злом.
Во-вторых, необходима разработка и согласование единой стратегии международной борьбы с этим злом. Как свидетельствует международный опыт, наркотимзм охватывает своими операциями территории не менее 2 стран. Огромные средства затрачиваются на выявление, отслеживание и ликвидацию отдельных организованных групп, причем зачастую данные вложения не окупаются в полной мере. Причинами малоэффективной деятельности правоохранительных орга-
нов различных стран мира в этой сфере являются такие факторы, как существенные различия в антинаркотическом и процессуальном законодательстве, методах и подходах к работе полицейских служб различных государств, судебном устройстве, системе досудебного расследования и системе исполнения наказания.
Вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что Российское антинаркотическое законодательство соответствует духу международных стандартов в данной области. В стране была создана система правовых мер борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков уголовного, административного и медицинского характера. И по мере принятия новых международно-правовых документов, расширяющих и углубляющих объем содержание и международно-правового регулирования противодействия наркотиз-му и незаконному обороту наркотиков, соответственно расширялся и конкретизировался круг деяний, признающихся преступлениями в Российском уголовном законодательстве. Что является свидетельством прямой корреляции между международной уголовной политикой и национальной применительно к данной проблеме.
43