УДК 659
Витковская У.В.
студентка факультета рекламы и связей с общественностью Российский государственный гуманитарный университет
(г. Москва, Россия)
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ АМЕРИКАНСКОЙ РЕКЛАМЫ В XVII - XIX ВВ.
Аннотация: в статье рассматриваются исторические аспекты развития американской рекламы в XVII-XIX вв. Выделены личности, сыгравшие важную роль в становлении американской рекламы.
Ключевые слова: история рекламы, американская реклама, рекламные формы, газета, продукция.
Для начала необходимо отметить, что история американской рекламы начинается в североамериканских колониях XVII века, подчиненных Великобритании. В связи с этим, большинство особенностей рекламной сферы заимствованы именно из английской истории.
Изначально основными рекламными формами были вывески, а с 1660 года наибольшую популярность приобрели афиши и постеры, размещавшиеся в людных местах. В 1690 г. основателем первого еженедельного новостного издания в колониях стал Бенджамин Харрис, сторонник переезда на новый континент. Он распространял эту идею среди англичан, и вскоре уехал сам. Периодическая пресса появилась лишь в 1704 года, а первые рекламные объявления появились в газете «The Boston News-Letter» в том же году.
В середине XVIII века американская газета содержала следующие элементы: новости, рекламу, политические статьи, нравственные очерки, письма читателей редактору, отрывки из книг, памфлетов, стихи, обширные перепечатки из английской периодики. Журналы не были популярными среди
2473
читателей, так как они не отражали интересов граждан и полностью копировали информацию с английских печатных источников.
К моменту провозглашения независимости уже были созданы примерно 40 еженедельников. Появление еженедельной газеты датируется 1784 годом, в которой большая часть текста была занята рекламой.
Одной из наиболее значимых личностей в ранней истории развития американской рекламы является Бенджамин Франклин, основатель «The Pennsylvania Gazette» в 1728 году. Необходимо отметить, что уникальность данного издания заключалась в популярности - эта газета стала лидером по тиражу и объему публикаций [2, с. 94]. Такой успех связан с модернизацией печатного источника, ведь на смену сумбурным и невзрачным текстам пришли крупные, привлекающие к себе внимание, заголовки, интересные изображения и свободное пространство, позволяющее глазам читателя концентрироваться лишь на самых интересных аспектах выпуска.
Необходимо подчеркнуть, что исторический этап развития Америки еще не подразумевал наличие большого количества товаров, которые можно было бы рекламировать. Так, в подобных изданиях чаще всего публиковалась информация о рейсах кораблей, продуктах питания и медикаментах, а также аукционах и ценах на землю. Тарифные акты 1815 и 1824 гг. стимулировали развитие местного производства, что послужило стремительному росту числа рекламодателей. В 30-40-х годах XIX века спрос на газеты неуклонно рос, 10 строк простого рекламного текста уже стоили 5 центов, не говоря уже о каких-либо изысках [1, с. 137].
Вторая половина XIX века стала прорывной в истории американской рекламы. Так, например, в этот период стали появляться рекламные агентства, однако их спектр услуг был ограничен, и заказчики были вынуждены самостоятельно писать текст для объявлений. Однако, уже к концу XIX столетия, в 1891 г. появилось рекламное агентство, сервис которого был значительно лучше, чем у всех конкурентов.
2474
Еще одно важное событие произошло в конце XIX века, когда бесчисленно разнообразные упаковки начали завоевывать американский города. Хотя не следует забывать, что упаковка для товара, как и товарный знак или рекламные агентства, была изобретена за пределами Америки.
В связи с тем, что экономическое положение страны значительно улучшилось к концу XIX века, количество товаров на рынке увеличилось в разы. Таким образом, с каждым днем росло количество рекламируемой продукции, и у людей появилась потребность в систематизации всех рекламных предложений. Так, в 1872 г. Монтгомери Уорд создал каталог, который рассылался по домам клиентов и позволял им приобрести необходимую продукцию по почте. Безусловно, эта версия каталога была далека от идеала, ведь она была черно-белой. Цветной буклет, как новый рекламный жанр, смог освежить представление людей о систематизации товаров и стал пользоваться большей популярностью из-за визуального разнообразия [3, с. 214].
Проспекты и буклеты на рубеже веков уже не были просто объявлением товара и его цены. Они были обращены на массового потребителя, чтобы завоевать его интерес и пробудить желание приобрести тот или иной товар или услугу. Носителями рекламы выступили в первую очередь еженедельные и ежемесячные журналы. Изобразительная сторона рекламы стала выходить на первый план - агентства обращались за помощью к профессиональным художникам, так появилась должность иллюстратора. Рекламный бизнес постепенно превращался в искусство. А после создания в 1893 году первого автомобиля, в Америке началась целая эпоха в национальной рекламе, связанная со становлением и развитием традиций рекламы средств передвижения.
Подводя итог, история американской рекламы была достаточно яркой и насыщенной. Несмотря на сравнительно небольшой (по сравнению со странами Европы и Россией) период, США смогла стать лидером по интенсивности рекламы. Примечательно, что важную роль в истории развития рекламы сыграли отдельные личности, сумевшие выбрать эффективные новаторские
2475
рекламные стратегии. Более того, Америка из британской колонии превратилась в объект подражания для многих развитых стран. Тренды американской рекламы до сих пор играют важную роль не только в мировой рекламной сфере, но и в жизни общества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гурова, Е. А. Развитие американской рекламы и ее влияние на формы массовой визуальной коммуникации / Е. А. Гурова // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. -2011. - № 4-2. - С. 136-144;
2. Лукьянчикова, М. В. История рекламы и PR в США: Учебник / М. В. Лукьянчикова, Э. Н. Бердникова. - Санкт-Петербург: Общество с ограниченной ответственностью «Издательские решения», 2018. - 146 с;
3. Шевченко, Д. А. Основы теории и практики рекламы / Д. А. Шевченко, М. В. Гундарин. - Москва: ООО «Директ-Медиа», 2023. - 392 с
Vitkovskaya U.V.
Russian State University for Humanities (Moscow, Russia)
THE HISTORY OF AMERICAN ADVERTISING IN THE XVII - XIX CENTURIES
Abstract: the article examines the historical aspects of the development of American advertising in the XVII-XIX centuries. The personalities who played an important role in the formation of American advertising are highlighted.
Keywords: advertising history, American advertising, advertising forms, newspaper, products.
2476