Научная статья на тему 'История распространения православия в Хакасии до 1917 года'

История распространения православия в Хакасии до 1917 года Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
420
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ХАКАСИЯ / ПРАВОСЛАВИЕ / АРХИЕПИСКОП / ЦЕРКОВЬ / ЕПАРХИЯ / ОСТРОГ / МИССИОНЕРЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карпова Галина Николаевна, Самохвалова Клавдия Сергеевна

В статье описывается процесс распространения православия в Хакасии со времен ее освоения и до 1917 года. Материалы данной статьи будут полезны всем, интересующимся православной верой и историей, читателям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Карпова Галина Николаевна, Самохвалова Клавдия Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История распространения православия в Хакасии до 1917 года»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х

материале заговоров): К столетию со дня смерти А.Шлейхера // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. — Тарту, 1969. — Вып. 236. — С. 9—43. — (Тр. по знаковым системам; IV).

10.Геродот. История в девяти книгах. Л., 1972.

11.Марр Н.Я. Язык и общество. Т.3. М.-Л.: Государственное социально-экономическое издательство, 1934.

12.Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1987.

13.Гринцер Н.П. «Мышиные таинства»: шутка или правда?// Кентавр / Centaurus. Studia classica et mediaevalia. М.: Российск. гос. гуманит. ун-т. 2004, с.11-26.

14.Цицерон М.Т. Философские трактаты. М., «Наука», 1985.

15.Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. СПб.: Типография А.С. Суворина, 1885.

16.Михайленко А.В. Таблички проклятий как источник для изучения социальной жизни в Древней Греции// Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 2. Вып.2., 2013. С.60-68.

17.Заговоры и мифы // Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1. М.: Советская энциклопедия, 1987. С.450-452.

18.Королькова (Чежина) Е.Ф., Алексеев А.Ю. Олень из кургана Куль-Оба// Памятники древнего и средневекового искусства. Сб. статей в память проф. В.И. Равдоникаса./ Проблемы археологии. Вып. 3. СПб.: СпбГУ, 1994. С. 102-109.

19.Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. М., 1982. — 253 с.

20.Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.111. М.: Прогресс, 1971.

21.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. 2-е изд. Т.111. СПб.: Типография М. О. Вольфа, 1882.

22.Piotrovsky B.B., Galanina L.K., Grach N.L. Scythians Art. L.: Aurora, 1986. 186 p.

© Гук Д.Ю., 2016

УДК 266.3

Карпова Галина Николаевна Самохвалова Клавдия Сергеевна

Студентки 4 курса кафедры НХТ ИИ ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

г. Абакан

Е-mail: [email protected] ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В ХАКАСИИ ДО 1917 ГОДА

Аннотация

В статье описывается процесс распространения православия в Хакасии со времен ее освоения и до 1917 года. Материалы данной статьи будут полезны всем, интересующимся православной верой и историей, читателям.

Ключевые слова

Хакасия, православие, архиепископ, церковь, епархия, острог, миссионеры.

Освоение Сибири было начато Иваном Грозным в 1581 году под влиянием просветительных идей митрополита Московского Макария, считавшего возможным ее покорение не с помощью оружия, а силой христианского просвещения. На территорию современной Хакасии миссионеры пришли только в XVII веке, точнее в 1707 году, когда по велению Петра I был основан казачий Абаканский караульный острог, и были

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11-4/2016 ISSN 2410-700Х_

определены ее внешние границы.

Приходы формировались в Хакасии XVII века двумя способами: 1) казаками строились форпосты (в основном представляющие собой остроги-крепости) на пограничных территориях, где воздвигались часовни, а затем церкви; 2) за отдельными административными центрами, заселенными хакасским населением, закреплялись священники, которые поддерживались государством и полностью отвечали за создание и функционирование приходов.

Огромную роль в христианизации коренного населения Хакасии сыграло «открытие церковноприходских и министерских школ в приделах прихода. Обучаясь вместе, дети хакасов и русских быстро впитывали язык друг друга и затем легко понимали друг друга. Кроме этого, дети получали основные истины вероучения, истории Православия. Создание таких школ зачастую производилось на собственные средства священников, преподавание в них также велось, прежде всего, образованными священнослужителями» [2].

Временем первого крещения хакасов считается 1707 год, а местом - верховья реки Июс. Первый приход, «в который входили две хакасские деревни, заселенные переселенцами из Российских губерний (Абакано-Перевоз, Бородино), был открыт в 1709 г. в Абаканском караульном остроге на противоположном берегу реки Енисей» [2].

Временем создания первого инородческого прихода в Хакасии исследователи называют 1770 год, а местом - село Аскиз, где силами набожного «князца» Анзора (в крещении - Федора) был основан храм в честь св. апостолов Петра и Павла.

Следует сказать о том, что труды первых миссионеров в XVIII в. были эпизодическими и малоэффективными. И только конец XIX в. ознаменовался массовыми крещениями хакасов, например, «епископ Енисейский и красноярский Антоний ... 15 июля в с. Аскиз участвовал в крещении 3003 хакасов, в том числе 612 шаманов, затем еще 50 хакасов в с. Таштып, и дополнительно 50 хакасов в с. Аскиз» [1, с. 8].

До 1917 года на территории нынешней Абаканско-Кызылской епархии были открыты и действовали следующие приходы: Аскизский, Усть-Абаканский, Усть-Есинский, Усть-Фыркальский, Сонский, Синявский, Больше-Сейский святителя Алексия, митрополита Московского, Матурский, Бейский, Батеневский в честь иконы Божией Матери Живоносный источник, Ново-Марьясовский, Усть-Ербинский, Чебаковский (Покровский), Божеозерский, Сабинский.

Огромную роль в распространении православия в Хакасии сыграло возведение в сан лиц из числа коренного населения, поскольку священники-хакасы могли служить Литургию на различных диалектах хакасского языка. История сохранила имена Николая Катанова, переводившего на хакасский язык «Символ веры» и другие молитвы, Симеона Чисмочакова, с памятью которого связаны первые печатные издания духовной литературы на хакасском языке, Евфимия Катанова, чья деятельность отмечена в архивном фонде Степной Думы соединенных разнородных племен документом «О награждении Ефима Катанова за привлечение инородцев в христианскую религию» (от 19 июля 1876 года) [3], Иоанна Штыгашева и других.

Итак, конец Х1Хвека ознаменовался официальным признанием того, что население Хакасии обращено в православие, поскольку к этому времени на ее территории открыто более десяти приходов и множество молитвенных домов, причем каждый приход охватывал своей деятельностью до нескольких тысяч верующих. Необходимо помнить и о том, что христианизация Хакасии - результат самоотверженной миссионерской деятельности священников.

Список использованной литературы:

1. Гладышевский А.Н. К истории христианства в Хакасии. - Абакан: типография ООО «Фирма «Март», 2004. - 73 с.

2. История православия на территории Хакасии. [Электронный ресурс]. URL: http://abakan-eparchy.ru/ (дата обращения: 11.09.2016).

3. О награждении Ефима Катанова за привлечение инородцев в христианскую религию / ГКУ РХ «Национальный архив». Ф. И-2. Оп.1. Д.1135. Л.2

© Карпова Г. Н., Самохвалова К.С., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.