Научная статья на тему 'История проникновения накшбандийского тариката в Дагестан'

История проникновения накшбандийского тариката в Дагестан Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1521
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУФИЗМ / ТАРИКАТ / ШЕЙХ / ИДЕОЛОГИЯ / ДУХОВНОЕ БРАТСТВО / ДАГЕСТАН / ШИРВАН / SUFISM / TARIQA / THE SHAYKH / IDEOLOGY / A SPIRITUAL BROTHERHOOD / DAGESTAN / SHIRVAN

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Магомедова Зейнаб Ахмеддибировна

Показана история проникновения накшбандийского тариката в Дагестан, приведены данные о его представителях и их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The History of Penetration Naqshbandi Tariqa to Dagestan

In the article the history of penetration Naqshbandi tariqa to Dagestan is shown. It is told about representatives given of tariqa and their activity.

Текст научной работы на тему «История проникновения накшбандийского тариката в Дагестан»

УДК 94(470.67)

ИСТОРИЯ ПРОНИКНОВЕНИЯ НАКШБАНДИЙСКОГО ТАРИКАТА В ДАГЕСТАН

© 2009 г. З.А. Магомедова

Институт истории, археологии и этнографии The Institute of History, Archaeology and Ethnography

Дагестанского научного центра, of Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Sciences,

367030, г. Махачкала, ул. М. Ярагского, 75 367030, Makhachkala, Yaragskiy St., 75

Показана история проникновения накшбандийского тариката в Дагестан, приведены данные о его представителях и их деятельности.

Ключевые слова: суфизм, тарикат, шейх, идеология, духовное братство, Дагестан, Ширван.

In the article the history of penetration Naqshbandi tariqa to Dagestan is shown. It is told about representatives given of tariqa and their activity.

Keywords: sufism, tariqa, the shaykh, ideology, a spiritual brotherhood, Dagestan, Shirvan.

Тарикат - одна из форм суфизма, это путь к истине, богу. Термин этот появился уже в IX в. и первоначально обозначал различные морально-психологические методы, при помощи которых человек, ищущий самоусовершенствования, может быть направлен к этой цели кратчайшим путем [1, с. 37]. Тарикат рассматривается как вторая (после шариата) стадия, предназначенная лишь для способных (имеющих «глубокий ум») и испытывающих потребность всецело посвятить себя служению богу и подняться до духовного поклонения ему, удалившись от мирских забот и отрешившись от чувственного мира.

В XII в. возникают суфийские организации в виде братств или монашеских орденов. Их члены - дервиши - жили в завиях, напоминающих монастыри со своими уставами и шайхами. Насчитывается около 35 орденов, сыгравших наиболее значительную роль в развитии суфийской организации. Считается, что все последующие тарикаты были производными из одной или нескольких перечисленных выше линий. В связи с возникновением суфийских орденов на смену весьма неопределенным по характеру организационным формам, в рамках которых объединялись искавшие божественную истину первые суфии, постепенно приходила строгая и стройная структура иерархических конгрега-ций во главе с почитаемыми «святыми отцами» (шайхами, пирами, муршидами), обладавшими не только абсолютным религиозным авторитетом, но и безусловной административной властью над подчиненными им муридами.

В иерархически организованных орденах существовал строгий внутренний регламент, более четко определялись ступени посвящения.

Кроме этих орденов было много и других братств, частных, не имевших формальной организации.

Остановимся более подробно на ордене накшбандийа, идеология которого наиболее распространена в Дагестане и который является наиболее известным в исламе.

«Он (Орден накшбандийа. - З.М.) превосходит другие в своей способности воспитывать наши души в возвышенном. Орден проповедует наилучшие качества, из

которых вытекает любовь к Всевышнему и ко всем хорошим людям... Орден воспринял наиболее прекрасное из того, что проповедовал Пророк. „Накш" (в переводе с арабского языка - рисунок, узор. - З.М.) сердца - это Аллах. Кто бы ни захотел „Накш" в своем сердце, вступит на путь накшбандийи. Это наивысший путь во всех религиях, наивысшая из всех религий - это ислам, и наивысший уровень ислама - это орден накшбандийа». Эти слова принадлежат Назиму ал-Кибруси (Назиму Киприотскому) (род. в 1922) - накшбандийскому шайху, проживающему в Турции [2, с. 61].

Накшбандийа - удивительные погонщики каравана, приводящие караван тайными тропами в святилище. -Так говорил Джами - один из выдающихся представителей этого ордена [3, с. 281].

Накшбандийа - суфийское братство, получившее это название в конце XIV в. по имени Баха' ад-Дина Накшбанда (1318-1389), который возродил и дополнил рядом положений теории и практики, заимствованных у школы Ахмада ал-Йасави, мистическое учение тарик-и хваджаган (путь Хаджей (учителей) [4, с. 187]. Однако традиция накшбандийи не считает Баха ад-Дина основателем ордена, носящего его имя, и именно поэтому к нему не восходят линии ученической атрибуции (силсилат ат-тарбийа). Силсила начинается с Абу Йакуба Йусуфа ал-Хамадани (ум. 1140 г.), тогда как его Халифа (по духовному назначению) 'Абд ал-Халик ал-Гиджувани (ум. 1220 г.) может рассматриваться как создатель новой, ставшей характерной для этого учения практики. Он практиковал тихий, молчаливый зикр и сформировал восемь правил, лежащих в основе тарикат ал-Хваджаган (с персидского - «путь учителей») - названия, под которым фигурирует эта силсила. От ал-Гиджувани идет следующая цепь преемственности: 'Ариф Ривгари (ум. 1259 г.), Махмуд Анджир Фагнави (ум. 1245 г. или 1272 г.), 'Азиз 'Али ар-Рамитани (ум. 1306 г. или 1321 г.), Мухаммад Баба ас-Самаси (ум. 1340 г. или 1354 г.), Амир Сайид Кулал ал-Бухари (ум. 1371 г.), Мухаммад бен Мухаммад Баха' ад-Дин ан-накшбанди (1318-1389 гг.). Однако в сочинениях последователей Баха' ад-Дина из данной

цепи преемственности иногда исключаются некоторые ее звенья. Как правило, исключенными являются либо 'Али ар-Рамитани, либо амир Кулал. Представленная линия духовной преемственности отражает реальные традиции, существовавшие в исламском мистицизме.

Баха' ад-Дин прошёл учебу под началом двух наставников - ас-Самаси и Кулала. Как и большинство людей, давших наименование тарике, Баха' ад-Дин, унаследовав тарику, не имел никакой организации. Он собрал вокруг себя верующих единомышленников, готовых терпеть превратности на «пути» мистической жизни без показных и отвлекающих обрядов, так как он считал, что «внешнее - для мира, а внутреннее - для Бога».

Орден во многих отношениях отличался от большинства средневековых мистических братств, действовавших в мусульманских странах Средней и Центральной Азии. Баха' ад-Дин Накшбанд принадлежал к цен-тральноазиатской традиции, основоположником которой был Йусуф Хамадани (ум. 1140 г.). Он считался «имамом своего времени, выдающим тайны души тем, кто изведал труд» [3, с. 281].

На первых порах деятельность Баха' ад-Дина была связана главным образом с Бухарой, святым покровителем которой он стал после своей смерти.

Накшбандийа - орден умеренный, воздерживающийся от зрелищных ритуалов, главным образом от музыки и сама'. Тем не менее к этому ордену принадлежали ведущие артисты и художники [3, с. 281].

Центральным пунктом обучения в накшбандийа был молчаливый зикр в противоположность громкому зикру в музыкальном сопровождении, который привлекал массы в другие ордены. С появлением Баха ад-Дина На-кшбанда практика братства лишается коллективных громких зикров, от которых его основатель - эпоним отказывается в пользу как коллективных, так и индивидуальных - тихих. Традиция братства объясняет этот отказ инициацией Баха' ад-Дина духом 'Абд ал-Халика ал-Гиджувани, что и обусловило его приоритеты в выборе практики. Именно с его именем связано становление и закрепление за братством собственного пути в мистицизме. При этом в зикре гармонично используются все психотехнические наработки, имевшиеся в традиции нормативного ислама и накопившиеся в опыте предыдущих мистиков [5, с. 86].

Другая заслуживающая упоминания особенность -субха, интимное собеседование между учителем и учениками - раскрывалась в практике таваджжух - концентрации помыслов каждого из двух партнеров на мысленном образе друг друга, что влечет за собой духовное единство, «исцеление» веры и многие другие феномены. Эта связь (собеседование) совершалась на самом высоком духовном уровне. Накшбандийа начинает свой духовный путь там, где другие ордены его заканчивают, и «включение конца в начало» является важным пунктом их учения, хотя эта идея восходит к раннесу-фийским принципам обучения. Для метода накшбандийа характерны долгие периоды умерщвления плоти, но духовное очищение: воспитание сердца, а не усмирение низшей души. «Сердце - имя дома, который я восстанавливаю», - говорил Мир Дард (1721-1785) [3, с. 281].

Члены братства были абсолютно уверены (и многие из них говорили об этом), что их путь с его строгим соблюдением религиозных обязанностей вел к совершенствам пророчества, тогда как те, кто делает упор на подвигах по умерщвлению плоти и экстатических переживаниях, могут в лучшем случае достичь совершенства святости.

Путь (сулук) накшбандийи и состоит из десяти стоянок (макам), которые «ищущий» должен преодолеть, строго придерживаясь при этом «одиннадцати принципов поведения члена братства» [4, с. 188].

Начиная с XV в. накшбандийа постепенно превратилась в самое распространенное духовное братство (после кадирийа), функционировавшее на огромной территории от Каира и Боснии до Ганьсу и Суматры и от Поволжья и Северного Кавказа до юга Индии и Хиджаза. Накшбандиийа дала несколько мощных ветвей, ставших в своих регионах самостоятельными братствами.

Ареал распространения накшбандийского ордена довольно широк: Средняя Азия, Китай, Турция, Кавказ, Индия. И, как было сказано выше, накшбандийская идеология имела сильное распространение в Дагестане. Первое упоминание о накшбандийском тарикате в Дагестане относится уже к XVII в. Известный турецкий путешественник Эвлия Челеби отмечает факт существования накшбандийского ордена в XVII в. южнее Эндирея в крепости Койсу, находящейся севернее Дербента, «в этом городе (крепости Койсу), имеются три бани, одна харчевня, семь начальных школ, три медресе, два текке (обители) дервишей ордена Накшбенди...» [6, с. 177].

Следует отметить, что второе название накшбандийского тариката в Дагестане - накшбандийа муджа-дидийа-халидийа. В этой связи необходимо осветить деятельность и воззрения шайха Ахмада Сирхинди (род. 971/1565), которого называли «обновителем второго тысячилетия» сЛУ/ ли») и от имени которого произошло название накшбандийа муджадидийа-халидийа.

Ахмад Сирхинди Фарук занимался суфизмом, изучая под руководством своего отца методы сразу трёх суфийских братств - кадирийа, сухравардийа и чиш-тийа, пока не получил разрешение руководить мури-дами и назначать своих преемников «халифов».

После встречи с шайхом Мухаммадом ал-Баки Ахмад Сирхинди становится последователем накшбандий-ского тариката.

Крупнейшим идеологом накшбандийского тариката в Дагестане был Мухаммад-эфенди, сын Молла-Исма'ила из селения Яраг Кюринского округа (современный Ма-гарамкентский район РД). Основам тариката он учился у шайхов Исмаила Кюрдамирского и Хас-Мухаммада Ширванского. Последний благословил Мухаммада-эфенди на должность тарикатского шайха-муршида. Как пишет Гасан Алкадари, «ширванец по имени Хас-Магомед от Эфенди ал-Яраги вернулся к себе, отправился в Ширван в селение под названием Кюрдамир к шай-ху Исмаилу-эфенди, бывшему мюридом тариката на-кшбанди, выучился у него тарикату и был посвящен в мюршиды, а потом вторично прибыл в селение Юхари-Яраг, на этот раз он стал муршидом тариката и стал ему обучать народ» [7, с. 152].

Интересные сведения, к тому же очень противоречивые, о проникновении накшбандийского тариката в Дагестан дает Н.И. Покровский в своем сочинении «Кавказские войны и имамат Шамиля». Здесь говорится, что «путь накшбанди получил главное распространение на Восточном Кавказе в начале XIX в. [8, с. 158]. Мусульманское предание возводит образование этого ордена к самому Мухаммаду: «Пророк правоверный передал путь сей царю и господину нашему почтеннейшему из имамов первенствующему в верности Абубекру [9, с. 10]. Сам основатель тариката накшбанди - Баха' ад-Дин На-кшбанд (1318-1389) жил и проповедовал в Бухаре. В конечном счёте этот момент и послужил возникновению легенды о том, что тарикат накшбанди якобы занесен в Дагестан прямо из Бухары и лишь в начале XIX в.

В книге подполковника генерального штаба Н.И. Неверовского рассказывается: «В 1823 г. жил в Кюринских владениях мулла Магомет, родом из селения Яраг... У муллы Магомета воспитывался в продолжении семи лет бухарец Хас-Мухаммад. по истечении семи лет он удалился в Бухарию, но был ли действительно у своих единомышленников - неизвестно, только через год опять возвратился к старому учителю» [10, с. 2]. Вот этот-то Хас-Мухаммад, по словам Неверовского, и посвятил своего учителя в учение о тарикате: «По окончании моих у тебя занятий я возвратился в Бухарию, где провел целый год в новом и самом деятельном изучении Корана и, наконец, достиг до той степени познания, которая и тебе, алим, неведома. До сих пор я ничем не мог отблагодарить тебя за семилетние труды, но теперь возвратился в твой дом для того, чтобы передать тебе мудрость бухарских алимов, неизвестную в странах Дагестана» [10, с. 2]. Для того чтобы прежний учитель мог почерпнуть эту мудрость из самого источника, Хас-Мухаммад предлагает ему пойти в селение Кюрдамир в Ширванском ханстве, т.е. чуть ли не рядом с Кюринским ханством, к некоему Хаджи-Исмаилу, «который наставит на путь истины и научит, как можно достигнуть до высшей степени изучения Корана».

Мулла согласился, и они посетили Хаджи-Исмаила, который посвятил кюринского своего гостя в шайхи. «Прошло несколько дней в совещаниях, заключавшихся в том, что мусульманская вера колеблется, что мусульмане не ведают шариата, будучи подвластными неверным, не могут возвыситься до достижения великой науки тариката» [11, с. 34].

С возвращением ал-Йараги в Дагестан началось движение муридов, которые, вооружившись деревянными саблями, толпами проходя, везде угрожали русским газаватом.

Итак, по традиционному рассказу, «мудрость бухарских 'алимов» около 1823 г. была «импортирована» в Дагестан бухарцем Хас-Мухаммадом, причем какую-то роль в этой операции играл некий ширванец Хаджи-Исмаил [8, с. 160].

Однако этот рассказ Н.И. Покровский подвергает сомнению: во-первых, его смущает точная передача слов, произнесенных едва ли не двадцать лет назад. А во-вторых, почему ал-Йараги отправился изучать его не в

Самарканд, а в небольшой аул Ширванского ханства Кюрдамир.

В конце концов ученый приходит к выводу, что тари-кат накшбанди не занесен ни из Бухары, «не выдуман» и Хаджи-Исмаилом, он развивался в Дагестане.

Есть еще одна версия. М. Гаммер пишет: «Согласно местным преданиям, первым накшбандийским лидером на Кавказе был шайх Мансур, ставший во многих отношениях предвестником распространения этого течения в XIX столетии. Хотя шайх Мансур и был истинным на-кшбандийцем, но укоренение этого суфийского ордена на Кавказе произошло без него. Там утвердилось побочное течение накшбандийа-Халидийа, названное по имени шейха Дийа' ад-Дина Халида аш-Шахразури (17761827). Один из его последователей шайх Исма'ил ал-Курдамири несколько лет в конце десятых годов XIX в. вел активную деятельность в Ширванском ханстве в качестве халифа шайха Халида. Шайх Исма'ил хорошо понимал создавшееся положение в Азербайджане, территория которого была занята российским правительством, но ещё окончательно не обосновавшемся в нагорных частях северо-западных районов, особенно в Джа-ро-Белоканской области, где окончательное утверждение России представляло опасность для благополучного исхода движения муридизма в Дагестане. Из-за преследований царских властей шайх Исма'ил вынужден был выехать в Турцию.

После его отъезда деятельность ордена в Ширване была приостановлена. Но семена, посеянные шейхом Исмаилом, нашли благодатную почву в Дагестане, куда движение было привнесено еще одним его последователем шейхом Хас-Мухаммадом аш-Ширвани. Он и посвятил в духовный сан шейха Мухаммада ал-Яраги» [12, с. 69].

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что накшбандийский тарикат в Дагестане не мог возникнуть из «ничего», а идеи его все-таки были привнесены из Ширвана, а в Ширван, в свою очередь, из Бухары.

Литература

1. Бертельс Е.Э. Суфизм и суфийская литература. М., 1956.

2. Netton I.R. Sufi Ritual. The Parallel Universe. The Curzon Sufi Series. Richmond, 2000.

3. Шиммель А. Мир исламского мистицизма / пер. с англ. Н.И. Пригариной, А.С. Раппопорт. М., 2002.

4. Ислам: энциклопедический словарь. М., 1991.

5. Хисматулин А.А. Суфийская ритуальная практика (на примере братства накшбандийа). СПб., 1996.

6. Челеби Э. Книга путешествий. Вып. 2. М., 1979.

7. Алкадари Г. Асари Дагестан. Исторические сведения о Дагестане. Махачкала, 1988.

8. Покровский Н.И. Кавказские войны и имамат Шамиля. М., 2000.

9. Джемал ад-Дин Казикумухский Ал-Адаб Ал-Мар-дийа: сб. сведений о кавказских горцах. Вып. 2. М., 1903.

10. Неверовский М. О начале беспокойств в Северном и Среднем Дагестане. М., 1989.

11. Неймат М.С. Корпус эпиграфических памятников 12. Гаммер М. Шамиль. Мусульманское сопротивление

Азербайджана. Баку, 2001. Т. 1, 2. царизму. Завоевание Чечни и Дагестана. М., 1998.

Поступила в редакцию 18 февраля 2008 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.