ИСТОРИЯ ПРАВОСЛАВИЯ В ТРУДАХ А. П. САПУНОВА (1852-1924) (К 160 - ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)
Профессор Валентина Анатольевна ТЕПЛОВА
Горьковский государственный университет (историко-филологический факультет) — 1962; кандидат исторических наук — 1966; доцент — 1974; профессор — 2000.
№10
Минской духовной академии
Возрождение православия, которое Беларусь пережила в XIX — начале XX вв., привело не только к увеличению числа верующих, но и восстановлению православной культуры ^1а\аа oгthodoxa). Проявлением этого непростого процесса стало зарождение православной белорусской интеллигенции с ее обостренным чувством прошлого и глубоким интересом к тому историческому пути, который прошли восточные славяне на протяжении своего более чем тысячелетнего существования. Не случайно именно в XIX в. появляются исторические труды, раскрывающие сложные, подчас трагические страницы православной церкви Беларуси.
Ее первым историком стал архиепископ Мо-гилевский Георгий (Конисский). Вместе с заботой об устроении единственной православной епархии Речи Посполитой большие усилия Святитель прилагал к собиранию документов, подтверждавших права православных перед властями Речи Посполитой. Именно они составили реестр отобранных церквей и положили начало знаменитому «Архиву Конисского»1. Документы и копии Архива использовались православными в тяжбах с католиками, в том числе и униатами. Этим же целям служили «Записки о том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с Римской церковью»2. Не менее обоснованно и глубоко, с привлечением широкого круга источников написано «Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, и о епархиях, в Польше бывших, благочестивых, т. е. греко-восточного исповедания, кои римлянами обращены или соединены с Римскою церковию» с приложением «Каталога православных епископов Могилевских»3, которое стало первой попыткой изложения истории Киевской митрополии от начала ее возникновения «до недавних лет», т.е. до середины XVIII в.
207
о о С
0 С о
1 С "О * > И
т у
иО а
и га со
С О О
0 1Л
д р А
£ № >
1 ю п
о 1 И
-О 9 5А
О4 *
т -<
I Д
И >
Я Х
208
03 СОЛ * = 2
51 ^
оЁ8 £
^ = *
К . ш
5< <
£ 1 О о
£ £
Работу архиепископа Георгия (Конисского) по сбору и изложению материалов, отображающих историю православной церкви Беларуси, Литвы и Украины, продолжил его внучатый племянник прот. Иоанн Григорович. Усилиями исследователя были опубликованы сборники документов («Белорусский архив древних актов» (1824 г.), «Акты археографической экспедиции» (1834 — 1838 гг.), «Акты исторические» (1841 — 1842 гг.), «Акты, относящиеся к истории Западной России» (1846—1853 гг.)), куда вошли материалы, сохранившиеся благодаря стараниям владыки Могилевского, а также собранные самим о. Иоанном по монастырям и архивам.. Источники, собранные и опубликованные прот. Иоанном Григоровичем, не только познакомили читателей России и Беларуси с гражданской и церковной историей Западной Руси, но и положили начало развитию археографии и источниковедения. Однако главное значение введенных в научный оборот документов состоит в возрождении тех страниц исторического прошлого края, которые к началу XIX в. были в силу разных причин почти утрачены или забыты. Появление нового пласта исторических материалов способствовало возникновению в российском обществе устойчивого интереса к историческому прошлому Беларуси и Украины.
Дело, начатое архиепископом Георгием (Конисским) и протоиереем Иоанном Григоровичем, продолжил проф. Санкт-Петербургской духовной академии, уроженец Беларуси, М.О. Коялович. Главной темой научной деятельности историка становится изучение Брестской церковной унии и ее эво-люции4. Увлеченность историка предметом своего исследования и полная неизученность конфессиональной истории Беларуси способствовали появлению плеяды блестящих исследователей церковной истории, учеников М.О. Кояловича. Наиболее талантливыми среди них стали П.Н. Жукович, С.Г. Рункевич, В.З. Завитневич, исследования которых были связаны с историческим прошлым православия на землях Беларуси, Литвы и Украины.
В 1884 г. вышел фундаментальный труд И. Чистовича «Очерки истории западнорусской церкви»5 — первое систематическое изложение истории православия на литовско-белорусско-украинских землях, доведенное до середины XVIII в.
В 1895 г. был напечатан «Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве» преподавателя Литовской духовной семинарии Г.Я. Киприа-новича6, ставший на десятилетия учебным пособием для воспитанников православных духовных школ Беларуси.
Разработка церковной проблематики переживает расцвет в последней четверти XIX в. Это было связано не только с публикациями широкого круга источников, достаточно хорошо освоенных к этому времени. Пятидесятилетие Полоцкого церковного собора и совпавший с ним юбилей митрополита Литовского Иосифа (Семашко) вызвали осмысление исторического значения этих явлений и привели к появлению многочисленных исследований, раскрывающих малоизвестные страницы в церковной истории Беларуси. Среди литературы, вышедшей в это время, заметное место принадлежит работам церковных историков-краеведов, трудившихся в Литовской, Могилевской, Минской и Витебской семинариях: И. Кото-вича, Е. Орловского, Л. Паевского и многих других. Их исследования, публиковавшиеся на страницах местных Епархиальных Ведомостей, были написаны на обширной источ-никовой базе и поднимали малоизвестные и одновременно общественно-значимые темы по истории православной церкви на землях, некогда входивших в состав Великого княжества Литовского и Речи Посполитой.
Таким образом, к концу XIX — началу XX вв. сложилась школа православных историков, уроженцев Беларуси, по преимуществу воспитанников Санкт-Петербургской духовной академии, труды которых охватывали все периоды существования православной
церкви на белорусских землях, раскрывали историческую роль православия в судьбе белорусского народа.
Эта традиция на рубеже веков получила продолжение и в творчестве воспитанника Санкт-Петербургского университета А.П. Сапунова7 , питомцев Санкт-Петербургской Духовной академии К.В. Харламповича8 и протопресвитера Георгия Шавельского9. Так в начале нового века проблематика, близкая только церковным историкам, становится интересной и светским исследователям Беларуси. В то же время гражданская история Беларуси делается предметом изучения церковных историков, например, П.Н. Жукови-ча10. Два исследовательских потока сливаются в едином русле.
изучением церковной истории. Пласты знаний, восстановленные историками XIX — начала XX в., так же как и их имена оказались погребенными под руинами.
Утраченными оказались такие направления историко-церковных знаний, как церковная археология, церковное источниковедение, церковная историография, библиография, теоретическая разработка которых началась еще в XIX в. Только в конце 80 — начале 90-х гг. XX в. вместе с возрождением церкви начинается новый этап в развитии церковной историографии. Среди имен исследователей православия на белорусских землях, подлежащих «реставрации», следует назвать и Алексея Парфеновича Сапунова, вся жизнь которого была связана с Витебском.
Однако интенсивное и плодотворное изучение церковной истории Беларуси было прервано катаклизмами начала XX в. События 1917 г., открывшие богоборческий советский период, привели не только к разгрому церковных структур и физическому истреблению духовенства, но и способствовали уничтожению церковной науки как одного из направлений исторических знаний. Православная школа церковной истории и ее создатели оказались не нужными новым властям. Их исторические взгляды и политические настроения представляли опасность для большевистских вождей, взявших курс на национальное строительство бывших российских окраин. Один за другим в лишениях и болезнях они уходили из жизни. Так трагически сложилась судьба того поколения православной белорусской интеллигенции, которое сформировалось в пост-полоцкий период. Блестяще образованные и убежденные в светлом будущем белорусского народа в союзе с православной Россией, они оказались лишними людьми в советской России и ненужными в советской Беларуси. Это были первые «диссиденты» нового времени. С уходом из науки и жизни этого поколения историков оборвалась преемственность в развитии исследовательской школы, связанной с
Интерес к личности и трудам А.П. Сапунова выразился в серии различных научно-краеведческих конференций, чтений и семинаров, посвященных памяти витебского историка, а также появлении ряда монографических исследований, воссоздающих его биографию11. Однако церковная проблематика в научном наследии А.П. Сапунова, вклад историка в изучение православного наследия Беларуси еще ждут своего исследователя. Попытка восстановления имеющегося пробела делается в настоящей статье.
Исторические взгляды А.П. Сапунова сформировались в период его учебы на историко-филологическом факультете Санкт-Петербургского университета. Среди преподавателей, оказавших несомненное влияние на будущего исследователя церковной истории Беларуси, следует назвать таких выдающихся ученых, как филолог и этнограф И. Срезневский, литературовед М. Сухомлинов, византист В. Василевский, историк К. Бестужев-Рюмин. Но наиболее значительное воздействие на становление исторических воззрений А.П. Сапунова оказал известный славист, научный руководитель его первых самостоятельных изысканий — проф. В. И. Ломанский. Именно
209
§ § С 6 .Т
§ С О
1 АИ
т у
иоа
5
С 5 О
0 1>
> 9" А
с >
1 и о О 1 И -а о и
О 4 В
т -< I > И А
210
03 сотч
* со
51 ^
оЁ8 £
^ = *
К . ш
5< <
£ 1 О о
£ £
под его руководством молодой исследователь изучал сведения о балтских славянах, содержащиеся в хронике Адама Бремен-ского. Исследовательская школа, освоенная А.П. Сапуновым в Санкт-Петербургском университете, особенно способность критического анализа используемых источников, дала возможность А.П. Сапунову стать объективным и скрупулезным исследователем.
В выборе научной проблематики А.П. Сапунов руководствовался прежде всего интересом к прошлому родного края, который был, по мнению будущего историка, изучен хуже, чем «<...> ... история... <...> всех Людовиков, всех Генрихов, всех Карлов...».
Исторические труды А.П. Сапунова неразрывно связаны с полоцко-витебской стариной. Уже будучи известным и признанным ученым, вспоминая начало своей исследовательской деятельности, историк писал: «Белоруссия — край курганов, городищ, зам-чищ — край, где чуть ли не на каждом шагу вы встретите следы минувшего. Но все это мало научным образом разработано. Одним словом, во всех образцах изучения Белоруссии существует масса весьма существенных пробелов. <...> Жатва, таким образом, велика, делателей же пока мало»12.
Среди этих «делателей» А.П. Сапунову принадлежит одно из наиболее почетных мест. Глубокий интерес к краеведению у А.П. Сапунова всегда поднимается до уровня осмысления роли Беларуси в истории восточного славянства в целом. Наиболее существенное место среди его разысканий принадлежит церковно-историческим исследованиям, что, несомненно, было связано с его религиозными воззрениями13. История Полоцкой епархии, ее храмов, монастырей и икон, по словам А.П. Сапунова, для любого верующего является не чем иным, как «святыней полоцкой и духовной, русско-исторической»14.
Свои изыскания по истории родного края исследователь начинает со сбора источни-
ков в архивах Свято-Троицкого Маркова монастыря, городской Думы, статистического комитета. На его рабочем столе появляются «Акты Западной России», «Белорусский архив древних грамот», «Книги посольские Литовской метрики», хроники Стрыйковского, Гваньини, Русова и др. Историк внимательно изучает труды своих предшественников и современников. Собранный А.П. Сапуновым материал лег в основу сборника «Витебская старина», который был задуман в шести томах. Из них удалось напечатать только три — I, IV и V. Работа над другими томами велась, но закончена не была.
Уже в первом томе «Витебской старины» А.П. Сапунов публикует сведения по церковной истории края: строительстве кн. Ольгой православных храмов в Витебске и возведении преподобной Евфросинией Полоцкой Спасского храма15. Однако более подробно в книге представлен «униатский период». Автора привлекали своей неизученностью притеснения православного населения и православного духовенства со стороны униатов и польских властей, настроения населения Витебска в период насаждения унии, история Полоцкого церковного собора 1839 г. Здесь же публикуются документы о деятельности униатского архиепископа Иосафата Кунце-вича, в частности, известное послание канцлера Великого княжества Литовского Льва Сапеги от 12 марта 1622 г.16 Большую ценность представляют документы по истории Свято-Троицкого Маркова монастыря. Они знакомят читателя с основанием обители, грамотами, данными ей патриархом Никоном в 1653 г., митрополитом Стефаном (Яворским) в 1715 г., Св. Синодом в 1723 г. В одиннадцатом разделе тома автор публикует списки всех полоцких епископов, настоятелей православных монастырей.
Церковная проблематика преобладает и на страницах IV тома «Витебской Старины», хотя этот том в большей степени, чем другие содержит материалы по гражданской истории полоцко-витебской земли17.
Испытывая большие материальные затруднения с изданием «Витебской старины», А.П. Сапунов, тем не менее, нашел возможность выпустить пятый том издания181. Он был приурочен к 50-летию Полоцкого церковного собора, который православная церковь торжественно отмечала в 1889 г. В предисловии к изданию А.П. Сапунов писал: «Излишне доказывать громадное значение этого события не для одной только Белоруссии: это величайшее событие вселенской церкви в последнее время. <...> много, много еще пройдет времени, прежде чем можно будет коснуться какой бы то ни было стороны жизни нашего края, не затрагивая вопроса религиозного»19. Материал, вошедший в книгу, был взят автором из архивов Полоцкой духовной консистории и Витебского губернского правления. Том открывает «Краткий очерк исторических судеб Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX в.»20.
Это было первое в истории Русской православной церкви монографическое исследование о старейшей православной епархии Беларуси. Кроме фактов, связанных с основными событиями в жизни епархии, в работе приводятся ценные биографические сведения обо всех иерархах, связанных с Полоцкой кафедрой: епископах полоцких, архиепископах полоцких и витебских; полоцких и великолукских; полоцких, витебских и мстиславльских; могилевских и полоцких; белорусских и могилевских; могилевских и витебских; полоцких и виленских. За этим списком следует перечень полоцких униатских архиепископов. Все материалы, приводимые автором, подкрепляются многочисленными ссылками на источники. В книге опубликовано 475 документов, переведенных с латинского, польского и итальянского языков. Все они впервые вводились в научный оборот. Наиболее важные из них автор без перевода поместил в приложении21. В настоящее время, когда оригиналы многих документов, в силу разных обстоятельств, утрачены, материалы «Витебской старины»
приобретают бесценный характер. Печатая на страницах «Витебской старины» материалы, связанные с историей православия, А.П. Сапунов осознавал значение этих публикаций для изучения истории православной церкви. Еще за два года до торжеств, связанных с юбилеем Полоцкого церковного собора, А.П. Сапунов писал: «<...> Несмотря на то, что много документов, особенно древних, погибло (и униаты, и католики с усердием, достойным лучшего дела, и искажали, и даже уничтожали, как это мы и укажем впоследствии, документы, свидетельствующие о древности и силе православия в нашем крае), несмотря, говорю, на все это, добросовестное изучение уцелевших и ныне печатаемых документов наглядно доказывает, что сильная струя православия то суживалась, то расширялась, словно источник живой воды, по дебрям унии, пока, наконец, не был окончательно смыт с лица нашего многострадального края весь этот наносный сор. <...> Всякий, кто изучит исторические документы, увидит, как глубоко справедливы следующие слова нашего белоруса, профессора Михаила Осиповича Кояловича: «История воссоединения западно-русских униатов с православной церковью, — говорит он, — начинается с того самого времени, как введена в польском государстве уния». И далее продолжает: «Мысль об уничтожении унии <...> родилась вместе с унией»22. Таким образом, задача историка состояла в стремлении как можно более правдиво и последовательно отобразить историю православной церкви на полоцко-витебских землях. До сегодняшнего дня не утратила своего значения работа А.П. Сапунова о Спасо-Евфросиниевском женском монастыре23, самостоятельной частью которой является раздел, посвященный кресту преподобной. Кроме древнего Спасо-Евфросиниевского монастыря, внимание исследователя привлек Полоцкий Софийский собор24, исторический очерк о котором представляет как его «православный», так и «униатский» период. Логическим продолжением этих исследований стала публикация «Жития
211
§ § С 6 .Т
§ С О
1 АИ
т у
иоа
5
С 5 О
0 1>
> 9" А с >
1 и о О 1 И -о 2а
О 4 В
т -<
I Д И А
212
5
5 х
>. I- X
03 СО Л
с^О
X <
оз т к
5 ° 5
51 ^ 0Ё8
2 5 £2
^ = *
К . ш
£ 1
О 0
£ £
преподобной Евфросинии, княжны По-лотския»25. Полоцким Богородичным иконам, имевшим особое почитание в полоцко-витебском крае, посвящена работа А.П. Сапунова «Древние иконы Божьей Матери в Полоцкой епархии»26. Повествование об образах излагается на фоне краткого исторического обозрения тех храмов или монастырей, в которых они на тот период находились. Православным историком были описаны Казанская икона Божьей Матери Витебского Свято-Троицкого монастыря, Эфесская (Торопецкая) икона, присланная преподобной Евфросинии в Полоцк как дар и благословение от Константинопольского патриарха Луки Хрисоверга и императора Мануила Комнина. Кроме этих икон, в пределах Полоцкой епархии было еще несколько довольно древних и чтимых образов Божьей Матери. Среди них — Замковая в г. Велиже, Цесарская в Усвятах и др.
Исторические судьбы православия, история и смысл церковной унии, ее насильственное распространение и, в конечном итоге, упразднение оставались предметом внимания исследователя на протяжении всей его жизни. Такие труды А.П. Сапунова, как «Торжество православия»27 и «Судьба православия в Полоцкой епархии»28, содержат сведения, ныне утраченные (например, описание памятной медали, вышедшей в год Полоцкого церковного собора). Таким образом, публикации витебского историка являются одновременно и источником по истории православной церкви Беларуси.
Работы А.П. Сапунова имеют не только научно-исследовательский, но и научно-популярный характер. Создавая свои труды, А.П. Сапунов ставил целью показать читателям этнокультурное значение православия в истории белорусского народа. Доказательством этого, по мнению историка, являются древнейшие православные святыни Полоцкой Руси. Поэтому уния, в его представлении, — противоестественное явление в религиозной жизни населения Западной Руси.
Высокую оценку работам А.П. Сапунова дал известный белорусский историк В.К. Стукалич. По его мнению, книги историка «имели большой успех, шли навстречу местному религиозному чувству и удовлетворяли естественный интерес к истории местных святынь. <...> некоторые из этих брошюр составлены очень живо, издавались по нескольку раз, разошлись в массе экземпляров и проникли в народ»29.
Анализ историко-церковных исследований А.П. Сапунова показывает, что историку более всего близки две темы. Первая связана с воссозданием истории православия на полоцко-витебских землях. Другая — с историей церковной унии и ее ролью в исторических судьбах населения белорусских земель. Заслуга историка перед потомством состоит не только в том, что ученый возродил историю Полоцкой епархии, историю ее святости, но и показал, как следует изучать историю церкви, ее святых и святыни, которые, казалось, были утрачены навсегда.
Примечания
1 Конисский, Г. Собр. соч. Георгия Конис-ского, архиепископа белорусского с портретом и жизнеописанием его / Г. Конис-ский, изд. прот. Иоанном Григоровичем.
— Санкт-Петербург.: тип. Рос. акад., 1835.
— Ч. 1—2. То же: Ч. 1-2. Санкт-Петербург.: тип. А. Вейсмар, 1861.
2 Записки преосвященного Георгия Конис-ского в том, что в России до конца XVI в. не было никакой унии с римской церковью. — Москва: Унив. тип., 1847.
3 Конисский, Г. Указ. соч. Ч. 2. — С. 187—217.
4 Коялович, М.О. Литовская церковная уния / М.О. Коялович. — Санкт-Петербург.: тип. П. Тихомирова,. — 1859. — Т. 1.— Санкт-Петербург.: тип. журн. «Странник».
— Т. 2 — 1861. — История воссоединения западнорусских униатов старых вре-
мен — Санкт-Петербург.: тип. 2-го отд-ния собств. е. и. в. канцелярии, 1873.
5 Чистович, И. Очерки истории западнорусской церкви / И. Чистович. — Санкт-Петербург.: тип. деп. уделов. 1882,1884. — Ч.1—2.
6 Киприанович, Г.Я. Исторический очерк православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве с древнейшего времени до настоящего времени / Г.Я. Киприанович. — Вильна: тип. И. Блюмовича, 1895. 2-е дополненное изд. вышло в 1899 г. В 2006 г. издательство Белорусского Экзархата выпустило 3-е издание книги, с введением и комментариями.
7 Падлпск, А. Летапсец Вцебшчыны / Падлпск. — Мнск: Полымя, 1993; Хмельнцкая, Л. Гсторык з Вцебска / Л. Хмельнцкая. — Мнск.: «Энцыклапе-дыя», 2001.
8 Харлампович, К.В. Западнорусские православные школы XVI XVII вв., отношение их к инославным, религиозное обучение в них и заслуги их в деле защиты православной веры и церкви / К.В. Харлампович. — Казань: тип. имп. ун-та, 1898.
9 Шавельский, Г. Последнее воссоединение с православною церковью униатов Белорусской епархии (1833 —1839 гг.) / Г. Шавельский. — Санкт-Петербург.: тип. «Сельск. вестн.», 1910; Шавельский, Г. Из былого alma mater Белорусская [Полоцкая], греко-униатская семинария в 1833 — 1834 гг. пред воссоединением униатов. / Г. Шавельский. — Витебск: тип. М. Неймана, 1906.
10 Жукович П.Н. О русском землевладении в Северо-Западном крае со времени присоединения его к России. — / П.Н. Жукович. — Санкт-Петербург.: печатня С. Яковлева, 1895.
Хмельнцкая, Л. Гсторык з Вцебска / Л. Хмельнцкая. — Мнск.: «Энцыклапе-дыя», 2001.
12 Государственный архив Витебской области (ГАВО). Ф. 204. Оп. 1. Д. 173. Л. 42—43.
13 Религиозные чувства А.П. Сапунова сформировались в семье и в местной сельской школе (скорее всего, в Усвятском народном училище), где он получил первоначальное образование. Во время учебы в Витебской гимназии по предмету «Закон божий» он имел неизменно отличную оценку, был певчим в архиерейском хоре.
14 Сапунов, А. Полоцкий Спасо-Евфроси-ниевский девичий монастырь / А. Сапунов.
— Витебск: типолит. Г.А. Малкина, 1888. — С. 1.
15 Сапунов, А. Витебская старина / А. Сапунов. — Витебск, 1883. — Т.1. — 455 с.
16 Там же. — С. 218.
17 Сапунов, А. Витебская старина / А. Сапунов. — Витебск, 1885. — Т. 4.
18 Сапунов, А. Витебская старина / А. Сапунов. — Витебск, 1888. — Ч.1.— Т. 5.
19 Там же.
20 Сапунов, А. Краткий очерк исторических судеб Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX в. / А. Сапунов.
— [Витебск, 1888].
21 Абрамова, И. Историк Витебской земли / И. Абрамова // Витебский курьер. — 27(443). — 10 апреля 1998.
22 Полоцкие епархиальные ведомости. —
1897. — 5. — С. 171-173.
213
О О С
6 .Т
0 С О
1 АИ
m у
иоа
5
С 5 О
0 1>
> 9a А
Ç ÜI >
1 и о О 1 s
"О \D iû
О 4 В
m -< I >
s А
11 Падлпск, А. Летапсец Вцебшчыны / Падлпск. — Мнск: Полымя, 1993;
23 Сапунов, А. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий монастырь
/ А. Сапунов. — Витебск: типолит. Г.А. Малкина, 1888.
24 Сапунов, А. Полоцкий Софийский собор / А. Сапунов. — Витебск, 1888.
25 Сапунов, А. Житие преподобныя Евфро-синии, княжны Полотския / А. Сапунов. — Витебск: тип. губ. правл., 1888.
26 Сапунов, А. Древние иконы Божьей матери в пределах Полоцкой епархии / А. Сапунов. — Виленский календарь. — Вильно: тип. губ. правл., 1888.
4. Древности Спасо-Евфросиниевского девичьего монастыря в Полоцке. [Полоцк, тип. Не указана]. Отт. из «Полоцк. епарх. вед.», 1885, 8—10.
1886
5. Андрей Боболя и его мощи в Полоцке // Витебские губернские Ведомости. — 1886. — 78.
6. Полоцкий Софийский собор // Витебские губернские Ведомости. — 1886. — 41, 44, 50. Отд. изд.: — Витебск, 1888.
214
5
5 х
>. I- X
03 СО Л
* = 2 X < оз т к
5 ° 5 51 ^ оЁ8
£ и £2 ^ = *
К . ш
£ 1 О о
£ £
27 Сапунов, А. Торжество православия. Начало православия в Полоцкой епархии. Гонения на него во время унии. Торжество его. / А. Сапунов. — Витебск: тип. губ. правл., 1889.
28 Сапунов, А. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX в. / А. Сапунов. — Витебск: изд. авт., 1889.
29 Стукалич, В.К. А. Сапунов. К 25-летию его ученой и литературной деятельности / В.К. Стукалич. — Витебск: губ. типолит., 1905. — С. 23.
Список трудов А.П. Сапунова по истории церкви
1882
1. Летопись г. Витебска. — Витебск: тип. Губ. правл., 1882.
1883
7. Пребывание императрицы Екатерины II в Полоцке // Витебские губернские Ведомости.
— 1886. — 69—71; Полоцко-Витебская старина. — Витебск, 1916. Отд. изд.: б. м., б. г.
1887
8. Записка по делу об основании Полоцкой иезуитской коллегии и об имениях ея. // Витебские губернские Ведомости. — 1887.
— 39 — 44.
9. Легенда о В.П. Шереметеве и иезуитском костеле св. Стефана в Полоцке // Витебские губернские Ведомости. — 1887. — 23.
10. Отписка витебского воеводы Долгорукова и грамота царя Алексея Михайловича об освящении в Витебске двух церквей и об образах, писанных «не по подобию» // Витебские губернские Ведомости. — 1887. — 8.
11. Религиозное состояние так называемых польских Инфлянт в начале XII в. // Витебские губернские Ведомости. — 1887. — 26.
2. Витебская старина. Сост. и изд. А. Сапунов. — Витебск, 1883. — Т. 1.
1885
3. Витебская старина — Сост. и изд. А. Сапунов. — Витебск, 1885. — Т. 4.
12. Удаление пиаров из Полоцка в 1830 г. // Витебские губернские Ведомости. — 1887. — 76.
1888
13. Витебская старина. — Сост. и изд.
А. Сапунов. — Ч.1. — Витебск, 1888. — Т.5. вание. — Витебск: Витеб. губ. стат. ком., 1890.
14. Древние иконы Божией Матери в пределах Полоцкой епархии // Виленский календарь. — Вильно: тип. губ. правл., 1888.
25. Заметка о коллегии и Академии иезуитов в Полоцке. — Витебск: тип. губ. правл., 1890.
15. Житие преподобныя Евфросинии, княжны Полотския. — Витебск, 1888.
16. Католическая легенда о Параскеве, княжне Полоцкой.— Витебск: типолит. Г.А. Малкина, 1888.
17. Краткий очерк исторических судеб Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX в. — [Витебск, 1888]. Отт. из сб. «Витеб. старина». —Т. 5. — Витебск, 1888.
26. Освящение Спасо-Преображенской церкви в м. Усвяты // Полоцкие епархиальные ведомости. — 1890. — 4. Отд. отт. — Витебск, 1890.
27. Чудотворная икона Цесарской Божией Матери в м. Усвяты Витебской губернии // Полоцкие епархиальные ведомости. — 1890. — 10. Отд. отт.: — Витебск, 1890.
1893
18. Полоцкий Спасо-Евфросиниевский девичий монастырь. — Витебск: типолит. Г.А. Малкина, 1888.
19. Полоцкий Софийский собор. — Витебск: тип. губ. правл., 1888.
1889
20. Речь, произнесенная 8 июня в актовом зале Витебской мужской гимназии, в присутствии начальствующих, учащих и учащихся православного исповедания // Полоцкие епархиальные ведомости. — 14.
21. Исторические судьбы Полоцкой епархии с древнейших времен до половины XIX в. — Витебск: изд. авт., 1889.
28. Столетие воссоединения белой Руси с Великой // Витебские губернские Ведомости. — 1893. — 23.
29. Примерные основания учреждения церковно-археологическогго музея в Витебске / А. Сапунов, Е. Романов, В. Говор-ский // Полоцкие епархиальные ведомости. — 1893. — 9.
1894
30. Витебский Успенский собор, в связи с событиями из религиозной жизни вите-блян. — Витебск: губ. тип., 1894.
Печ. из 9-11 «Витебские губернские Ведомости», 1894.
215
§ § С 6 .Т
§ С О
1 АИ
т у
иоа
5
С 5 О
0 1>
> 9" А
с >
1 и о О 1 И -а о и
О 4 В
т -< I > И А
22. Торжество православия. Начало православия в Полоцкой епархии. Гонения на него во время унии. Торжество его. — Витебск: тип. губ. правл., 1889.
23. Усвят (местечко Витебской губернии) и святыня его. — Витебск, тип. губ. правл., 1889.
1895
31. Крест преподобной Евфросинии, княжны Полоцкой // Витебские губернские Ведомости. — 1895. — 37.
1896
1890
24. Двинские или Борисовы камни. Исследо-
32. Граф Михаил Николаевич Муравьев-Виленский // Витебские губернские Ведомости. — 1896. — 77—79.
33. Значение царствования императрицы Екатерины II для западного края вообще и Витебской губернии, в частности // Полоцкие епархиальные ведомости. — 22. Отд. изд.: — Витебск, 1896.
34. Материалы по истории и географии Дис-ненского и Вилейского уездов Виленской губернии. — Витебск: тип. губ. правл., 1896.
1910
41. Очерк исторических судеб православия и русской народности в Белоруссии вообще и в пределах Полоцкой епархии в частности. — Витебск: губ. тип., 1910.
Отд. отт. из «Витебские губернские ведомости». — 1910. — 117,118
216
03 сотч * = 2
и1 ^
ОЁ8 ^ = *
К . ш
5< <
£ 1 О о
£ £
1
35. Исторические отношения Белой Руси и Великой // Памятная книжка Витебской губернии на 1898 г. — Витебск, 1898. Отд. изд.: — Витебск, 1898.
36. Архив Полоцкой духовной консистории. Москва: печатня А.И. Снегиревой, 1898. Отт. 1-го т. «Тр. Археогр. комис. Моск. археол. о-ва».
1902
37. Памятники времен древнейших и новейших в Витебской губернии // Памятная книжка Витебской губернии на 1903 г. — Витебск: тип. губ. правл., 1902. Отд. изд.: — Витебск, 1903.
38.Архивы в городах Могилевской губ. и Минске. — Москва: печатня А.И. Снегиревой.
1903
39. Памятники времен древних и новейших в Витебской губернии. С рис. в тексте и 25 отд. прил. — Витебск: типолит. Бр. Г. и П. Подзем-ских. Отт. из «Памятной кн. Витебской губ.».
1904
40. Церковь во имя святого пророка Ильи в гор. Витебске.— Витебск: губ. типолит., 1904.
42. Белорусы и Белоруссия // Витебские губернские Ведомости. — 1910, 8 октября. Отд. изд.: — Витебск, 1910.
1911
43. Исторический очерк Витебской Белоруссии // Полоцко-Витебская старина. Книга 1. — Витебск: тип. губ. правл., 1911. Отд. изд.: — Витебск, 1911.
1912
44. Чей прах покоится в нише Полоцкого Софийского собора? // Полоцко-Витебская старина. — Витебск: тип. губ. правл., 1912. Отд. изд.: — Витебск, 1912.
1916
45. Витебский кафедральный Свято - Николаевский собор // Витебский Вестник.
— 1916. — 31, 34, 44, 59,80, 85, 92.
1923
46. Витебская губерния и ее место в Белоруссии. — Витебск, 1923.
1924
47. Исторические судьбы Белоруссии // Известия Витебского губкома РКЛ и губ-исполкома. — 1924. — 47.