Научная статья на тему 'История организации и правовые основы деятельности церковно-общественных объединений Московской епархии во второй половине XIX - начале XX вв'

История организации и правовые основы деятельности церковно-общественных объединений Московской епархии во второй половине XIX - начале XX вв Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗВЕНИГОРОДСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / КОЛОМЕНСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ / МОСКОВСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / МОСКОВСКАЯ ЕПАРХИЯ / ПРАВОСЛАВНОЕ ЦЕРКОВНОЕ БРАТСТВО / РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / УСТАВ ЦЕРКОВНОГО БРАТСТВА / THE ZVENIGOROD SPIRITUAL SCHOOL / THE KOLOMNA SPIRITUAL SCHOOL / THE MOSCOW DIOCESE / MOSCOW THEOLOGICAL ACADEMY / ORTHODOX CHURCH BROTHERHOOD / RUSSIAN ORTHODOX CHURCH / STATUTE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колоухин С. О.

В статье рассмотрены формы организационного устройства, уставные направления деятельности, правила персонального членства православных братств церковно-общественных объединений Московской епархии Русской Православной Церкви, действовавших во второй половине XIX начале XX вв. С утверждением «Основных правил для учреждения православных церковных братств» от 8 мая 1864 г. происходит активизация их деятельности. В статье представлены церковные братства, которые в наибольшей степени способствовали развитию общественной благотворительности и народного просвещения (братство святителя Николая, братство Святого преподобного Сергия Радонежского при Московской духовной академии, братство Святого праведного Филарета при Коломенском духовном училище, братство преподобного Саввы Звенигородского, братство Святой Марии Магдалины).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of organization and legal basis of activity of religious public associations of the Moscow diocese in the second half of XIX - early XX century

The article describes the shape of the formation, activities, personal membership of Orthodox Brotherhoods church and public associations of the Moscow diocese of the Russian Orthodox Church, operating in the second half of XIX early XX century. After the approval of “Basic Rules for the establishment of Orthodox Church brotherhoods” of May 8, 1864, they developed their activities. The first church brotherhood of St. Nicholas, instituted in the Moscow diocese (Moscow and Moscow Province) October 16, 1865. At the beginning of the XX century there were already 15 brotherhoods. Orthodox church brotherhoods contributed to the development of public charity and public education.

Текст научной работы на тему «История организации и правовые основы деятельности церковно-общественных объединений Московской епархии во второй половине XIX - начале XX вв»

С.О. Колоухин

История организации и правовые основы деятельности церковно-общественных объединений Московской епархии во второй половине XIX - начале XX вв.

В статье рассмотрены формы организационного устройства, уставные направления деятельности, правила персонального членства православных братств - церковно-общественных объединений Московской епархии Русской Православной Церкви, действовавших во второй половине XIX - начале XX вв. С утверждением «Основных правил для учреждения православных церковных братств» от 8 мая 1864 г. происходит активизация их деятельности. В статье представлены церковные братства, которые в наибольшей степени способствовали развитию общественной благотворительности и народного просвещения (братство святителя Николая, братство Святого преподобного Сергия Радонежского при Московской духовной академии, братство Святого праведного Филарета при Коломенском духовном училище, братство преподобного Саввы Звенигородского, братство Святой Марии Магдалины). Ключевые слова: Звенигородское духовное училище, Коломенское духовное училище, Московская духовная академия, Московская епархия, православное церковное братство, Русская Православная Церковь, устав церковного братства.

История братского движения в Русской Православной Церкви исчисляется несколькими столетиями. Еще в XV в. в западнорусских землях, находившихся под властью Великого княжества Литовского и Королевства Польского, при приходских церквях стали образовываться союзы православных торговцев и ремесленников с целью оказания взаимной помощи в мирских и духовных нуждах [5, с. 407]. Православные братства активно противодействовали насаждению Брестской церковной унии в ХУП-ХУШ в. [6, с. 225].

К началу XIX в. церковные братства сохранялись в западных губерниях - землях, отошедших к России после разделов Речи Посполитой, но их активность заметно снизилась [Там же, с. 259]. Высочайшее утверждение императором Александром II «Основных правил для учреждения православных церковных братств» от 8 мая 1864 г. установило правовые принципы функционирования церковно-общественных объединений

о" -О ^

т ^ о:

к и 2 и з

3 и ^

о о О -О гм - О.

и

^ ж

и * >

о

о. в России и определило новые возможности для развития братского

5 движения. Братства, согласно «Основным правилам» (§ 1), наделялись

к статусом юридического лица, полным самоуправлением, персональным членством, их деятельность имела просветительскую и благотво-

¡2 рительную направленность [18, с. 42-43]. Эти объединения учрежда-

^ лись решением общественности с утверждением устава гражданскими

си

^ и церковными властями региона. Братства создавались при приходских церквях, монастырях и духовных школах. Из своего состава они формировали представительные и распорядительные органы (обычно - общее собрание и административный совет, возглавляемый председателем) [5, с. 111-112]. Носили надсословный характер, их членами (братчика-ми) могли быть церковные иерархи, чиновники, дворяне, приходское духовенство, монашествующие, купечество и мещанство. Социальное разнообразие превращало братские организации в важную составляющую повседневной религиозной и общественной жизни православного населения Российской империи.

Во второй половине XIX - начале XX вв. в Московской епархии, объединявшей Московскую губернию и Московское градоначальство, функционировало не менее 15 братских объединений. В зависимости от уставных целей они разделялись на два типа:

1) благотворительные (Николаевское, Саввинское, Сергиевское, Филаретовское и др.);

2) просветительские (московские Кирилло-Мефодиевское и Святой Марии Магдалины, Рузское братство Святой Марии Магдалины и др.) [19, с. 6-8].

Ознакомимся с устройством, направлениями деятельности и персональным членством наиболее известных православных братств, перечисляя их по старшинству.

Старейшей благотворительной братской организацией Московской губернии по праву считается братство святителя Николая, учрежденное 16 октября 1865 г. при московской Николо-Явленской церкви на Арбате [17, с. 11].

Цель братского общества прописывалась в его «Уставе» (§ 2): «попечение о нуждах воспитания беднейших детей духовного сословия, обучающихся в духовных училищах Московской, а, буде возможность, то и других епархиях» [13, с. 1]. Предусматривалось установление братского патроната над начальными духовными учебными заведениями Московской епархии - училищами. Несколько нестандартно выглядело управление обществом. Вместо выборного совета, возглавляемого председателем, им руководили избираемые собранием братчиков распорядители казны, числом в 2-3 человека. В их ведении имелись

немногочисленные полномочия: сбор и хранение средств, составле- ¡2 5 & ние отчетов (§ 10-13). К вступлению в ряды братчиков допускались г-с

лица православного исповедания, способные платить членские взносы 'о з ° [13, с. 8]. -I Ц

О

Братство Святого преподобного Сергия Радонежского при Москов- ^ е^ ской духовной академии, высшем духовном учреждении Московской ^ епархии, многие десятилетия последовательно занималось социальной о благотворительностью. Его официальное открытие состоялось 26 сентября 1880 г. в Сергиевском Посаде (ныне - г. Сергиев Посад) Дмитровского уезда Московской губернии [15, с. 2].

В «Уставе» в качестве основной цели организации значился поиск и доставление денежных и иных пособий материального рода, прежде всего, «нуждающимся студентам МДА (Московской духовной академии. - С.К.); затем, нуждающимся бывшим воспитанникам академии» [9, с. 344-345]. К участию в братстве допускались лица обоего пола и любого сословия, за исключением студентов академии. Исходя из материального положения братчиков, предполагались разные уровни членства: почетное (для влиятельных персон), пожизненное (для единовременно пожертвовавших не менее 100 руб.), действительное (с ежегодным взносом в 5 руб.) и соревновательство, рассчитанное на лиц, содействовавших братству своими трудами. Кандидатов в почетные члены утверждало общее собрание братчиков посредством баллотировки. Все остальные кандидаты утверждались советом братства по предоставлению заявления (§ 3-8 «Устава») [Там же].

В соответствии с уставом, контрольные функции принадлежали годовым и чрезвычайным собраниям братства. Первые созывались в один из первых десяти дней мая. Вторые созывались особым постановлением совета либо по письменному прошению не менее 25 братчиков. Непосредственное управление братством осуществлял совет, избираемый на общем собрании братчиков сроком на 2 года. Совет включал в себя председателя, товарища (заместителя) председателя, непременного члена, казначея, секретаря и еще 3-х избранных лиц. Непременным членом совета являлось лицо, занимавшее должность инспектора духовной академии. Особое место принадлежало ректору Московской духовной академии, который по должности являлся почетным членом и имел право присутствовать на всех заседаниях совета (§ 13-23). Уставом определялся круг должностных обязанностей членов совета: рассмотрение просьб о помощи, назначение пособий, принятие мер к увеличению доходов братства, поддержание контактов с различными учреждениями и лицами, составление и представление общему собранию ежегодного отчета о делах братства и т.д. (§ 24) [Там же].

о. Благотворительностью занималось и братство Святого праведного 5 Филарета при Коломенском духовном училище, созданное 24 августа к 1886 г. в г. Коломна Московской губернии.

По уставу (§ 2) братство обязалось оплачивать проживание в учи-¡2 лищном общежитии нуждающихся учеников и обеспечивать их всем ^ необходимым для учебы. При увеличении собственных средств обще-^ ство обещало помогать и казеннокоштным ученикам, которыми являлись воспитанники учебных заведений, получавшие полное содержание за счет казны. Тем самым, внимание братства оказалось направлено, преимущественно, на облегчение условий проживания своекоштных учеников Коломенского училища, обучавшихся за свой счет. Для привлечения необходимых средств предполагалось использовать разнообразные меры (§ 14): сбор ежегодных членских взносов и пожертвований, устройство публичных чтений и духовных концертов.

Существовало несколько видов персонального членства в братстве (§ 6): почетное (единовременное пожертвование не менее 100 руб.), пожизненное (единовременный взнос в 50 руб.), действительное (3 руб. в год), сотрудничество (содействие братству своим трудом). Управление братством принадлежало совету из 8 человек (§ 18-21) в составе: почетного председателя, которым являлся викарный епископ, ведавший училищем; председателя, казначея, секретаря и еще трех лиц, выбранных собранием сроком на 2 года; училищного смотрителя, непременного члена совета по должности. К полномочиям совета были отнесены (§ 22-24): сбор и хранение денежных сумм и архива, обсуждение нужд учеников, составление отчетов, сношение с различными учреждениями и лицами [14, с. 60-62].

По опыту Филаретовского братства при Звенигородском духовном училище (г. Звенигород Московской губернии) 26 сентября 1901 г. создается братство преподобного Саввы Звенигородского.

Устав возложил на братство Святого Саввы все расходы, связанные с содержанием воспитанников из малоимущих семей (квартиры, питание, снабжение учебными принадлежностями, одеждой и обувью). Персональное членство включало несколько видов: почетное (особые услуги для братства, единовременное пожертвование - 100 руб.), пожизненное (единовременное пожертвование - 50 руб.), действительное (ежегодный взнос не менее 3-х руб.), сотрудничество (взнос менее 3 руб., труды на благо братства) [3, с. 481-483].

Старейшей братской организацией Московской епархии, занимавшейся народным просвещением, являлось братство Святой Марии Магдалины, учрежденное 10 ноября 1882 г. при Воскресенском соборе г. Рузы Московской губернии [2, с. 106].

Главной целью братского общества было объявлено распростране-

23

О" 2 ГЧ1 т ^ о:

и — ^

ние в народе с помощью священнослужителей и братчиков «понятий ^ 2 г-с об истинах православной веры, правилах благочестия, о событиях цер- 'о з ° ковной жизни» и противодействие «суевериям и [распространению] § ^ всего вредного для народа» (§ 2) [12, с. 1]. I ^

Несколько отличалось от привычного стандарта персональное член- ^ ство братства, в основу которого был положен экстерриториальный о принцип, т.е. вступать в него дозволялось лицам, живущим не только в Рузском уезде, но и по всей России (§ 6). Всего предполагалось два уровня членства: почетное (ежегодное пожертвование на нужды братства 25 руб.); действительное (ежегодный взнос в 1 руб.) (§ 7) [Там же, с. 3]. Финансирование деятельности общества осуществлять на средства, поступавшие от ежегодных членских взносов и доходов от продажи книг (§ 10) [Там же, с. 8]. Руководство обществом осуществляли собрание и совет братства, возглавляемый рузским соборным протоиереем. Вместе с ним, в административный совет братства входили избираемые на 3 года помощник председателя, секретарь, казначей и три советника (§ 13) [Там же, с. 5].

Московское братство Святой Марии Магдалины, открывшееся 11 апреля 1871 г. при Никольской церкви на Берсенёвке, внесло обширный вклад в становление системы народного образования [8, с. 152-154].

Устав определял главную цель организации - развитие женского образования (начального и среднего профессионального) через учреждение начальных школ, предназначавшихся для обучения дочерей духовенства Московской епархии и подготовки из их числа учителей для народных училищ и церковно-приходских школ Московской губернии (§ 1-2) [11, с. 25].

К членству в организации допускались мужчины и женщины, независимо от сословной принадлежности и социального статуса. Предполагались два уровня персонального членства: почетное и действительное. Первым, по решению собрания братчиков, наделялись: лица, оказавшие особые услуги братству; сделавшие значимые пожертвования; назначившие именные стипендии. Действительное членство приобреталось личным участием в делах братства через внесение в кассу членского взноса. Примечательно, что устав общества оставлял на личное усмотрение размер членского взноса (§ 5-7). Администрацию братского общества образовывал совет, обладавший распорядительным функциями. В его состав входили советники, избираемые собранием братчиков на 3 года (председатель, секретарь, казначей), и непременные (т.е. постоянные) члены: настоятель братской церкви, законоучитель женской семинарии, член от попечительства о бедных духовного звания, член, выбранный

о. духовенством на епархиальном съезде, член от Московского земства 5 и др. Заседания совета проходили каждый месяц. К полномочиям совете та было отнесено: распоряжение братским капиталом; рассмотрение прошений о поступлении в женскую семинарию; назначение стипендий и пособий (§ 8-13). Обычно общие собрания братчиков проходили не ^ реже 2-х раз в год. Во время собраний зачитывались ежегодные отчеты ^ о состоянии дел в братстве и подотчетных учреждениях, происходило избрание новых членов совета (§ 14-15).

Самый значимый вклад в развитие народного просвещения был сделан Московским епархиальным Кирилло-Мефодиевским братством, учрежденным 16 февраля 1886 г. [16, с. 5].

Уставом определялись цели братского общества:

1) поддержка ранее возникших церковно-приходских обществ;

2) открытие новых в пределах Московской епархии (§ 1).

К членству в братстве допускались не только православные, но и инославные христиане (только в качестве членов-соревнователей) (§ 3). Общее руководство братством принадлежало избираемому совету и собранию братчиков (§ 10, 21). Устав (§ 12) закреплял должность председателя совета братства за одним из епископов-викариев Московской епархии [10, с. 23]. Согласно уставу братства (§ 11), председатель имел двоих товарищей (заместителей) [16, с. 8].

В 1890-е гг. братское объединие расширяется сетью уездных отделений, появившихся вследствие высочайшего утверждения «Правил об уездных отделениях епархиальных училищных советов» (28 мая 1888 г.) [1, с. 85]. К ведению отделений были отнесены вопросы общего школьного управления: учреждение ремесленных классов и воскресных школ для взрослых; обеспечение церковно-приходских школ педагогическими кадрами, учебной литературой и финансированием (§ 7). В силу последнего положения, церковные школы оказались в сильной финансово-административной зависимости от отделений. Руководить отделениями поручалось уездным училищным советам, состоявшим из председателя, инспектора народных училищ, непременного члена уездного по крестьянским делам присутствия, секретаря, казначея. Кроме того, епархиальному начальству дозволялось утверждать в должности председателя совета только лиц духовного звания (§ 2-5) [4, с. 145].

Итак, во второй половине XIX - начале XX вв. в Московской епархии активно развивалась особая форма общественного самоуправления -церковные братства, совмещавшие черты религиозных организаций и общественных объединений. В зависимости от уставных целей, они подразделялись на благотворительные и просветительские. В братских

обществах допускалось персональное членство мужчин и женщин, лиц ™ 5 S разных сословных групп. Единственное ограничение относилось к кон- ^ s г-с фессиональной принадлежности - от братчиков требовалось исключи- 'S з ° тельно православное исповедание. В некоторых братских организациях § ^

о

к ограниченному членству допускались и иноверцы. ^ ^

Собрания и советы являлись органами самоуправления братских ^ организаций. Первые формировались из всех членов объединения о и обладали представительными полномочиями, а вторые - избираемые на определенный срок - распорядительными. В целом, следует сказать, что братские организация внесли посильный вклад в развитие системы общественного призрения и народного просвещения Московской губернии.

Библиографический список

1. Об утверждении правил об уездных отделениях епархиальных училищных советов // Московские церковные ведомости. 1888. № 28. С. 85.

2. Об учреждении братства в городе Рузе // Московские церковные ведомости. 1882. № 28. С. 106.

3. Открытие братства преп. Саввы Сторожевского для вспомоществования нуждающимся воспитанникам Звенигородского духовного училища // Московские церковные ведомости. 1901. № 40. С. 481-483.

4. Отчет о деятельности Московского православного Кирилло-Мефоди-евского братства за 1889 г. // Московские церковные ведомости. 1890. № 11. С. 2.

5. Папков А.А. Церковные братства. Краткий статистический очерк о положении церковных братств к началу 1893 г. СПб., 1893.

6. Папков А.А. Братства: Очерк истории западно-русских православных братств. Сергиевский Посад, 1900.

7. Полный православный богословский энциклопедический словарь. Т. 1. М., 1992.

8. Слово в день открытия братства святой равноапостольной Марии Магдалины // Московские епархиальные ведомости. 1871. № 16. С. 152-154.

9. Устав братства преподобного Сергия для вспомоществования нуждающимся студентам и воспитанникам Московской духовной академии // Московские церковные ведомости. 1880. № 28. С. 344-345.

10. Устав братства во имя просветителей славянских, свв. Кирилла и Мефо-дия // Московские церковные ведомости. 1888. № 5. С. 23.

11. Устав братства святой равноапостольной Марии // Московские епархиальные ведомости. 1871. № 12. С. 25.

12. Устав братства св. Марии Магдалины, в память почившей императрицы Марии Александровны. М., 1882.

13. Устав братства святителя Николая. М., 1865.

14. Устав братства праведного Филарета Милостивого при Коломенском духовном училище // Московские церковные ведомости. 1886. № 15. С. 60-62.

о. 15. Цветков П. Братство преп. Сергия для вспомоществования нуждающимся Р студентам и воспитанникам МДА в первое 25-летие (1880-1895) // Бого-

словский вестник, 1905. Т. 2. № 7/8. С. 2. го 16. Церковно-приходские школы Московской губернии. М., 1899. ^ 17. Четвертая годовщина братства св. Николая // Московские епархиальные

Р ведомости. 1869. № 42. С. 11.

^ 18. Ширяева С.В. Основные тенденции развития частной благотворительно-

^ сти в дореволюционной России // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер.

«История и политология». 2013. № 4. С. 34-43.

19. Ширяева С.В. Генезис социальной помощи в России (с момента появления христианства до рубежа ХУШ-ХК вв.) // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «История и политология». 2015. № 2. С. 5-15.

В.В. Кулачков, Т.И. Рябова, В.И. Конова

Популяризация правовых знаний в сельской местности Брянской губернии в 1920-е гг.

Статья посвящена изучению распространения правовых знаний в крестьянской среде в 1920-х гг. на материалах Брянской губернии. В 1920-е гг. одну из ведущих позиций в культурно-просветительской работе в деревне занимали избы-читальни. Распространение юридического просвещения являлось одной из главных задач справочных столов" которые работали в тесном контакте с судебными работниками. Одновременно проводилась деятельность, связанная с регламентацией юридического просвещения и публикацией правовой литературы для села. Функционировали и специализированные структуры по распространению правовых знаний, к которым относились юридические кружки, консультации, бюро и другие учреждения. При этом у подавляющей массы сельских жителей отсутствовали время, возможности и средства для повышения общего уровня правовой культуры. Дефицит материально-финансовых ресурсов, квалифицированных кадров и особенности сельского менталитета усугубляли положение дел в этой сфере. Однако в целом организация справочных юридических столов, кружков, консультаций, бюро, работа в избах-читальнях, издание юридической литературы оказывали положительное влияние на развитие правового сознания крестьянства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.