Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории и теории христианского искусства
2013. Вып. 1(10). С. 44-60
История одного образа: чудотворная Плащаница Богоматери, ПРИНАДЛЕЖАВШАЯ РОДУ КНЯЗЕЙ КОРЕЦКИХ1 М. В. Юрьева
В предлагаемой статье впервые представлены сведения об образе, именуемом Чудотворная Плащаница Богоматери. Эта святыня сохраняется в Свято-Воскресенском Троицком ставропигиальном женском монастыре г. Корца Волынского края. Образ этот упоминается в исторических документах с 1622 г. и представляет собой вырезанную по форме и писанную на кипарисовом дереве фигуру усопшей Божией Матери. Подобные фигуры, именуемые Богородичные Плащаницы, которые выносились для поклонения в праздник Успения, а также привозились паломниками как благословения со Святой земли, были распространены в XIX в. Художественный и исторический анализ рассматриваемого в статье образа позволяет предположить более раннее существование подобных Успенских плащаниц.
Вдали от основных общеизвестных православных центров земли Русской, возвышаются светочи духовной культуры, которые в разные исторические периоды оказывались на территории других государств, под властью иноверцев. Но по всеблагой воле Промысла Божия они вновь возвращались в лоно Русской Православной Церкви. Такова судьба и отдаленного от центра Руси Волынского края, который в настоящее время находится на территории Украины, самостоятельного государства.
В этой Юго-Западной местности древней Руси расположен один из древних городов — ныне город Корец, основание которого относят ко времени древней русской истории. В этом городе находятся два женских монастыря: СвятоВоскресенский и Троицкий. Оба монастыря имеют неразрывную историческую и духовную связь (находятся на расстоянии друг от друга менее 1 км).
В Троицком соборе действующего Свято-Воскресенского Троицкого Ко-рецкого ставропигиального женского монастыря в Успенском приделе на правой стене, прилегающей к иконостасу, помещен образ усопшей Божией Матери.
'Автор выражает благодарность за помощь в создании статьи матушке Рафаиле — настоятельнице Корецкого Свято-Троицкого ставропигиального женского монастыря. Матушка с пониманием отнеслась к идее автора исследовать и описать святыню обители — Плащаницу Богоматери — и благословила подробно ознакомиться и сделать фотосъемку.
Эта икона представляет собой вырезанную по форме фигуру Богоматери, размер 97 х 25 см. Образ писан на доске благоухающего дерева (толщина доски 2 см) (ил. I)2.
Ил. 1. Чудотворная Плащаница Божией Матери. Передана в обитель Корецкими князьями в 1622 г.
Одежды Богоматери имеют принятые в иконописи цвета: мафорий — пурпурно-красный, нижнее платье — темно-синее, на ногах — красные туфельки. По краю мафория — золотая окантовка в два ряда: сплошной широкий галун и рядом — более узкая прерывистая полоса, сочетающая геометрический и растительный декор (ил. 2); ярко выраженные звезды приснодевства отсутствуют, они намечены в виде более крупных растительных элементов — золотых украшений мафория. Фон одежды декорирован растительными элементами, писанными золотом: на мафории — сочетание более крупных элементов с мелкими, нижнее платье покрывают мелкие растения (ил. 3,4).
Ил. 2. Декоративное оформление мафория по краю. Фрагмент
2 В статье использованы фотоматериалы из архива Свято-Троицкого Корецкого женского монастыря: ил. 1—9, 16.
Ил. 6. Серебряный оклад-венчик, украшающий нимб,
киваете я моделировкой лика довольно широкими иритенениями. Лик передает мягкость и теплоту, внутренний свет, которыми наполнен образ Богоматери.
Фигура вмонтирована в деревянную раму-киот со стеклом, по контуру обрамлена текстильным декором.
Каково возможное появление этого образа в столь отдаленной ЮгоЗападной окраине земли Русской и чем он интересен и уникален для нас? Для разъяснения этого вопроса следует кратко ознакомиться с историей данной обители и описанием ее святынь3.
Нынешний город Корец (в прошлом именуемый Корческ) — это древнейшее поселение Волыни, расположенное при реке Корчик. Корец располагается на центральной дороге, соединяющей Киев с Западной Европой. Такое геогра-
3 Автор первой наиболее полной истории о Свято-Воскресенском Троицком Корецком женском монастыре Волынской епархии — протоиерей Ярослав (Антонюк). На протяжении почти 30 лет он нес священническое служение в предместье г. Корца: являлся благочинным церквей Корецкого района и настоятелем Свято-Косьмо-Дамиановского храма села Новый Корец. В своей магистерской диссертации об истории древней обители о. Ярослав использовал документы государственных и монастырских архивов, летописи. Различные исторические факты и эпизоды зафиксированы со слов живых насельниц как монастырское предание. Автор данной статьи опирается на исторические сведения, зафиксированные в вышеупомянутом исследовании, и выражает свою признательность и благодарность прот. Ярославу за его ценный труд.
фическое положение во многом способствовало активному развитию политических, религиозных и гражданских условий и обстоятельств. Корецкие славяне уже в кон. IX в. были просвещены учением и верой Христовой, чуть позже они приняли Крещение. Тогда же на Волыни при участии великого князя Киевского Владимира была учреждена епископия и воздвигнуты первые храмы.
В связи с этими событиями существовала насущная потребность в объединении новопросвещенных христиан, что и явилось причиной основания Ко-рецкого женского монастыря, которое произошло в 1064 г. при участии преп. Варлаама (сподвижника преп. Антония Киево-Печерского).
В своей истории город Корец и монастырь разделили судьбу православных обителей на Волыни: монголо-татарское нашествие в сер. XIII в., давление польско-католической среды, литовское владычество (1321—1569 гг.). В таких политических обстоятельствах монашеская жизнь в монастыре то угасала, то вновь возрождалась.
С кон. XIV в. (1393) г. Корец становится владением Александра Туровского. Считается, что он первый принял на себя титул князя Корецкого. Александр возводит в Корце родовой замок, в юго-западной части которого был сооружен храм, освященный в честь Живоначальной Троицы. Этот князь явился ревностным защитником православной веры на Волыни перед лицом польско-католического окружения.
В 70-х гг. XVI в. Корецким княжеством стал управлять Евфимий (Богуш) Федорович, потомок первого титулованного князя Корецкого. Он неоднократно отражал нападения внешних неприятелей и, несмотря на льстивые предложения польского короля Сигизмунда II Августа, защищал княжество от наполняющих Волынь католиков. Этот верный сын Православия делал вклады в разные монастыри и церкви и основал три новых монастыря, в числе которых и возрожденная после более полувекового забвения Корецкая девичья обитель. Строительство началось в 1571 г. на новом месте, а после смерти князя Евфи-мия было продолжено княжеским сыном Иоакимом и закончено в 1579 г., храм был освящен в честь Воскресения Христова в 1580 г. на праздник Живоносного источника Божией Матери. Княжны София и Анна, нареченные Серафимой и Анастасией, стали первыми монахинями обители. Шли годы, и среди местных Волынских князей оставалось все меньше твердых поборников православной веры, среди которых и князья Корецкие. Находясь под покровительством князя, Корецкий монастырь играл значительную роль среди многочисленных верующих, которые изнемогали от униатского давления.
После смерти князя Иоакима на место отца по наследству стал его старший сын Самуил. В это время игумения Серафима обратилась к своему брату с просьбой расширить Корецкую обитель, в результате чего в 1620 г. началось строительство на выделенном участке земли, расположенном недалеко от монастыря. Но враг веры православной неустанно работал и добился желаемого. Князь Самуил поддался на уговоры Папы Римского — тем и было положено начало отторжения от отцовской веры. За это последовала горькая расплата — промучившись в турецкой неволе, когда младший его брат Иоанн, ставший Яном-Карлом, отказался выкупить брата, Самуил был посажен на кол в Стамбуле в 1622 г.
Корецким княжеством стал управлять Ян-Карл, который закончил строительство нового монастырского здания, внеся кардинальные изменения — он сделал его в стиле католического костела,— и передал католическим монахам францисканского ордена, а православные монахини по-прежнему оставались жить в Воскресенском монастыре.
В правление этого покорного полякам-католикам князя в исторических свидетельствах впервые появляется упоминание о чудотворной Плащанице Бо-жией Матери как о древней святыне семьи князей Корецких. Ее и еще одну святыню — икону «Споручница грешных» — католики повелели вынести из княжеской домашней молельни, как некатолические. Они были перенесены в православную Корецкую обитель.
«В 1622 г. в четверг после Троицы монастырский крестный ход во главе с игу-менией Серафимой, собором духовенства, населъницами монастыря и народом под колокольный звон пришли в замок Корецких князей. Здесь был начат общий молебен. На “Бог Господь” и тропарях икона и Плащаница были трижды окаждены и торжественно перенесены в Свято-Воскресенский монастырь, где перед православными святынями был прочитан акафист.
По окончании молебна Плащаница и икона “Споручница грешных ” еще продолжительное время находились на средине храма, к которым прикладывались насель-ницы обители и богомольцы. В дальнейшем икона была устроена на Горнем месте Свято-Воскресенского алтаря, а Плащаница на правой стене у иконостаса»4.
На протяжении XVII в. монастырь, несмотря на внешне тяжелое положение, возрастал и укреплялся. Во 2-й пол. XVII в. город Корец часто подвергался нападениям казаков и татар, вследствие чего пришел в крайне бедственное положение и стал незначительным местечком, оставаясь в таком состоянии почти до кон. XVIII в. Ко ре цк ий монастырь, имея жизненный импульс, остался единственным центром всего монашества на Волыни.
Но католическая церковь уже предвкушала конец Православия. В сер. XVIII в. (1752) с помощью польского войска в монастырь были заселены монахини базилианского ордена, а православные монахини, не пожелавшие принять унию, были удалены из монастыря. Все это только положило начало последующим бедствиям...
Конец польско-католическому владычеству положили Манифест русской императрицы Екатерины II от 27 марта 1793 г. и последовавший Указ от 18 июня 1795 г. об окончательном присоединении Западной Украины к России. Высочайшим Указом Екатерины II в апреле 1795 г. было утверждено открыть древний Ко-рецкий девичий монастырь с причислением его ко второму классу монастырей.
Оставшиеся в живых православные монахини-изгнанницы принялись за обустройство Свято-Воскресенского храма, и с освящением его монастырь вступил в новую жизнь. Однако развитие жизнедеятельности вновь было нарушено неожиданным горем — 19 августа 1797 г. в Корце случился большой пожар,
4 Ярослав (Антонюк), прот. Свято-Воскресенский Троицкий Корецкий женский монастырь в истории Волынской епархии: магистер. дис.... канд. богословия. Киев, 1999. Далее по тексту выделенные курсивом отрывки цитируются из данной работы.
от которого пострадал и Корецкий монастырь. Из богослужебной утвари и сестринского имущества немногое удалось спасти.
После восстановления обители в новосозданном храме, который был освящен в середине лета 1798 г. в честь Успения Божией Матери, «на Горнем месте была устроена, как прежде, благодатная икона “Споручница грешных ”. Святая чудотворная Плащаница Божией Матери была поставлена с правой стороны храма, с тем чтобы к ней можно было прикладываться сестрам и богомольцам».
Через несколько лет, в 1807 г., чудотворная Плащаница и образ Божией Матери «Споручница грешных» вновь возвращаются в Свято-Воскресенский храм, куда они впервые были перенесены из замка князей Корецких в 1622 г. Плащаница была установлена на левой стороне у солеи, чтобы к ней можно было прикладываться.
В течение XIX в. жизнь Корецкого девичьего монастыря стабилизировалась. Древние развалины восстанавливаемого монастыря, который ранее был в ведении ордена францисканцев, с 1866 по 1880 г. постепенно приобретали благопристойный вид. Благоустроенный храм и все здания обновленной обители предстали для освящения в конце сентября 1880 г. Центральный придел был освящен в честь Святой Троицы, а правый — в честь Успения Божией Матери. «Переселившись в Свято-Троицкую обитель, игумения Феофания и сестры с особыми почестями — крестным ходом и колокольным звоном — перенесли особо чтимую в монастыре и окрестностях Корца благодатную икону “Споручница грешных ”, которая устроена была в центральной части Свято-Троицкого храма с левой стороны у клиросной колонны. Одновременно с иконой перенесли и чудотворную Плащаницу Божией Матери, которая была определена в Успенском приделе на Горнем месте».
Слава нового Свято-Троицкого Корецкого девичьего монастыря с годами ширилась, обитель становилась все более известной. С такими успехами и торжествами Волынская епархия, отметив 900-летний юбилей принятия Русью Христианства, завершала XIX и вступала в новый XX в.
Наступивший век принес кардинальные изменения общемирового масштаба. В начале столетия Корецкий монастырь находился под владением царской России, в период 1921—1939 гг. — под властью панской Польши и после этого — «под защитой» советской власти. В августе 1941 г. собором волынских святителей Православная Церковь на Волыни была объявлена Автономной Православной Церковью. Шли годы... Злосчастные события сменялись светлой радостью, после юбилейных торжеств наступали монастырские будни.
Богомольцы всегда с благоговением относились к святой обители, часто ее посещали, поклоняясь ее благодатным святыням. Перед древними сохранившимися и вновь обретенными святынями совершались сугубые моления, читались акафисты, организовывались крестные ходы с их участием. Еще живы в памяти почтенных насельниц торжественные богослужения престольного праздника Успения Божией Матери 15/28 августа.
1936 г.: «Кпрестольному празднику правого придела — Успения Божией Матери, чтобы засвидетельствовать силу Православия, настоятель Ровенского кафедрального собора митрофорный протоиерей Михаил Яковлев организовал в Корецкий
монастырь крестный ход, в котором приняло участие более 5 тысяч богомольцев. Кним присоединились крестные ходы лежащих на пути сел».
1944 г.: «Как только советские войска освободили Луцк и линия боевых сражений передвинулась на запад, на Волынско-Ровенскую кафедру был назначен Преосвященный епископ Николай (Чуфаровский)... Игумения Феофания посетила владыку и, беседуя, сделала ему приглашение посетить Корецкий женский монастырь. Ознакомившись с делами епархии, епископ Николайрешил исполнить обещанное в праздник Успения Божией Матери, когда в обители собирается духовенство и большое количество богомольцев.
...Под перезвон колоколов встретили игумения Феофания с сестрами духовенство... Игумения преподнесла хлеб-соль, а сестры пропели “Ис полла эти деспота”.
В установленное в монастыре время епископ Николай совершил в Успенском приделе малую вечерню с выносом святой Плащаницы Божией Матери на средину Свято-Троицкого храма, после чего был прочтен акафист празднику... После краткого перерыва была совершена всенощная, за которой еп. Николай совершил литию и полиелей с чином Погребения у Плащаницы Божией Матери.
Божественную литургию владыка совершил в сослужении 16 священников и 2 дьяконов, за которой, по запричастном стихе, сказал проповедь. По окончании литургии состоялся молебен с крестным ходом вокруг храма».
1953 г.: «Архипастырь... приехал на праздник Успения Божией Матери, совершив малую вечерню с выносом Плащаницы с Успенского придела на средину храма, где был прочитан акафист Успению Божией Матери.
Ко всенощному бдению епископ Палладий был проведен “со славой", за которой совершил литию и полиелей с чином погребения над Плащаницей. Храм был переполнен молящимися. За всенощной и литургией участвовали все монастырские и прибывшие священники...»
1965 г.: «...епископ Леонтий нашел возможным приехать в Корецкий монастырь, чтобы совершить в нем 15(28) августа Божественную литургию в праздник Успения Пресвятой Богородицы. Кроме праздничных торжеств, отрадным было то, что впервые за последние годы богослужение совершалось соборно — всеми священниками, которые прибыли в монастырь помолиться».
Начало 70-х гг.: «Возобновлена была традиция праздника Успения БМ| в которой настоятельница (игумения Наталья. — Ю. М.) с букетом белых лилий в правой \руке и со свечой в левой предшествовала Плащанице Божией Матери, когда по малой вечерни при пении тропаря празднику ее переносят с Успенского придела на средину храма, после чего сразу читается акафист Успению Божией Матери. На утрени на “Бог Господь ” и тропарях совершается выход духовенства к Плащанице для совершения чина погребения».
1978 г.: «Так в молитвах и трудах во славу Божию обитель приблизилась к 28 августа — особо чтимому событию — празднику Успения Божией Матери. К этому дню монастырь старательно готовился... Особо была украшена цветами гробница на средине храма, куда после перенесения возлагалась святая Плащаница Божией Матери.
...По просьбе игумении Наталии владыка благоволил возглавить богослужение праздника, которое началось малой вечерней в Свято-Успенском приделе с выносом
святой Плащаницы Божией Матери из алтаря на средину Свято-Троицкого храма, после чего сразу был прочитан акафист Успению Божией Матери.
Праздничную всенощную начал благочинный протоиерей Ярослав Антонюк. Литию с благословением 5-ти хлебов возглавил епископ Ириней, который на утрени совершил чин погребения [плащаницы] БМш помазал духовенство (46 священников) и молящихся благословенным елеем.
...Божественная литургия архиерейским чином была совершена торжественно... По отпусте литургии состоялся молебен с крестным ходом вокруг храма, за которым владыки против входа в храм прочитали молитвы на освящение колосьев и цветов, а по прочтении Евангелия окропляли святой водой. В крестном ходе приняло участие 46священников...»
Также торжественно, радостно и соборно отмечается и в нынешнее время праздник Успения Богоматери в Корецкой обители, центром которого, несомненно, является святой образ Плащаницы Богоматери (ил. 7, 8, 9).
Эта писаная фигура усопшей Богоматери — самый ранний в настоящее время известный образ Богородичной Плащаницы подобной формы, засвидетельствованный в документальных материалах. Как известно, такие изображения были распространены в России со 2-й пол. XIX в. (более подробно см. в статье
Ил. 7. Корецкий монастырь. Плащаница Богоматери на праздник Успения в центре храма.
27. августа 2010 г.
С. В. Гнутовой5). На оборотной стороне этих фигур имеются печати разных форм с надписями по-русски или по-гречески (ил. 10—10а6, 11—11а7). Эти фигурки как благословения приносили паломники из Святого града Иерусалима.
Из сообщения проф. А. А. Дмитриевского, прочитанного на заседании Комитета Попечительства о русской иконописи 15 февраля 1908 г., узнаем, что сюжет «Успение Богоматери» в виде плащаницы был мало знаком нашим (русским) иконописцам, а был разработан в Палестине8. Позднее появляются такие фигуры усопшей Богоматери в исполнении наших иконописцев.
Фигуры эти были разных размеров, зачастую этот писаный образ украшался жемчужным или бисерным окладом.
Известно, что во время раскопок в нач.
XXI в. на Александровском подворье в Иерусалиме, принадлежавшем ранее Императорскому Православному Палестинскому Обществу, были обнаружены деревянные заготовки плащаниц.
В настоящее время встречаются, хотя и нечасто, подобные фигурки-евлогии (ил. 12)9.
Важно отметить, что такое изображение Богоматери «на доске в аршин с четвертью или аршина полтора длины, перепоясанное серебряным свиваль- Я//. 8. Корецкий монастырь.
ником», участвовало в Успенских тор- Вынос Плащаницы и обнесете вокруг храма. жествах в сер. XIX в. на Святой земле10. 27августа 2010г.
5Гнутова С. В. Гефсиманская плащаница Божией Матери и связанные с ней паломнические реликвии в России // Православный паломник. М., 2007. №1 (32). С. 66-77.
6Из фотоархива Зачатьевского ставропигиального женского монастыря. Москва.
1 Гнутова С. В. Указ. соч. С. 67.
% Дмитриевский А. А. Иконная торговля Императорского Православного Палестинского Общества в Иерусалиме // Иконописный сборник. Вып. 2. СПб., 1908. С. 1—13.
9Из фотоархива автора статьи: ил. 12, 13, 15.
10Об этом см.: Юрьева М. В. Формы плащаницы Божией Матери, используемые в богослужениях праздника Успения РПЦ // Покров: сб. науч. ст. Традиции древнерусского шитья и современное образование. Материалы международной научно-практической конференции VIII Покровских чтений, 2007 г. СПб., 2008. Вып. 4. С. 54—59.
Ил. 9. Корецкий монастырь. Погребение Плащаницы. Крестный ход. 30 августа 2010 г.
Ил. 10. Фигура Богоматери ич Иерусалима, коп. XIXа.
Ил. 10а. Оборотная сторона фигуры
Ил. 11. Плащаница Ьожией Матери (Иерусалим, 1НН9 г.)
Ил. 11а. Оборотная сторона плащаницы (ниже — печать Гефсиманской обители с греческой надписью)
Ил. 12. Посеребрённая фигура Богоматери из Иерусалима. 2010 г.
55
По-видимому, это изображение является образцом для имеющихся Богородич ных фигур-плащаниц (ил. 13).
Ил. 13. Плащаница Богоматери на праздник Успения в Гефсимании. Август 2010 г.
Рассматриваемый в данной статье образ не имеет никаких печатей, кроме надписи на нимбе: «Образ Пресвятыя Богородицы Гефсиманския от св. града Иерусалима». Логично будет предположить, что образ этот действительно мог быть создан на Св. земле и принесен в Корец. Но возникает вопрос: тот ли это образ, который в истории обители впервые упоминается в 1622 г., либо его воссозданный вариант? Поверхностный анализ реставратора по фотографии говорит в пользу более поздней датировки и вероятности множества поновлений. Вполне возможно, что более подробная экспертиза могла бы пролить свет на интересующие нас вопросы — время появления данного образа, а также место его происхождения. Коснувшись кратко истории монастыря, сложно представить, чтобы в огне пожаров и лихолетьях что-то могло уцелеть в первозданном виде.
В художественном отношении стоит отметить, что пестро орнаментированные ткани одежды Богоматери напоминают греческие образцы иконописи11 (ил. 14)12. Лику присуще живоподобие. Отсутствие четкости, выраженное в эскизной подаче мелких украшений по краю мафория и во внутренних его складках, а также линии по контуру головы, написание букв на нимбе — выдает руку умелого, но провинциального мастера. Можно предположить, что личное и одежды писались или поновлялись разными иконописцами.
11 Кондаков Н. П. Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянскою живописью раннего Возрождения. СПб., 1910.
п Karageorgis N. Kykkos Royal Monastery. A place of Virtue and Tradition. Cyprus, 2006.
Необходимо несколько слов сказать о самой форме вырезанной фигуры из дерева. Возможно, подобный образ мог в действительности происходить из св. града Иерусалима. Образ такой формы задумывался для участия в процессиях, стациональных богослужениях. Из сохранившихся источников известно, что самый ранний праздник в честь Богоматери, для которого есть существенное подтверждение, — это праздник Памяти Богородицы Девы13.
Он отмечался в Палестине начиная с V в., позднее же богослужения на Святой земле проводились в течение пяти дней (или, возможно, четырех) в середине августа, объединяя все главные места поклонения в воспоминание об Успении и Вознесении Пречистой Девы.
И как апостолы несли тело усопшей Богоматери в I в., так и в воспоминание этого события духовенство и верующие во время Успенских торжеств сопровождают Плащаницу на гробницу в Гефсиманию (ил. 15).
Матерь Божия особой Своей милостью посетила и Корецкий женский монастырь в Волынской земле, даровав обители чудотворную Плащаницу (ил. 16).
Поскольку существование рассматриваемого в статье образа засвидетельствовано историческими документами с нач. XVII в., можно предположить, что подобный образ Успенской Плащаницы мог существовать уже в то время и даже ранее на Святой земле, и возможно, он происходил именно из этих мест.
Кроме того, такое изображение представляет собой вырезанную из полного иконографического извода Успения фигуру усопшей Богоматери. Этот тип изображения является чем-то средним между иконой и скульптурным образом (ил. 17), характерным для литургического искусства Западной церкви. Образ такой формы очень удобен для участия в религиозных процессиях, без которых не обходится практически ни один праздник на Святой земле.
Наконец, что касается художественного стиля рассматриваемого образа, то, при сравнении с приведенным примером иконы Божией Матери Елеуса из Киккского монастыря (ил. 14), наше изображение представляет несколько гру-
13 Сведения о празднике и богослужении в честь Девы Марии, происходивших на Святой земле в раннее Средневековье, см.: Stephen J. Shoemaker. The Ancient Traditions of the Virgin Mary’s Dormition and Assumption (Oxford Early Christian Studies) (Hard-cover). New York, 2002.
Ил. 15. Торжественное перенесение Плащаницы Богоматери из часовни Успения в Гефсиманию. 26 августа 2010 г.
Ил. 16. Корецкий монастырь. Крестный ход с Плащаницей. 27августа 2010 г.
Ил. 17. Образ Иисуса Христа из Бари. Италия
бую стилизацию греческой иконописи. Но при этом стоит отметить большую схожесть в контурах личного: дугообразный абрис бровей, характерная линия губ. Видно, что мастер был знаком с греческой иконописью, но талант его не был отточен, как у столичных мастеров. По времени эту живопись можно отнести к XVIII в.
Ключевые слова: Свято-Воскресенский Троицкий Корец кий женский монастырь, древняя святыня князей Корецких, образ Успенской Плащаницы, фигурки-евлогии, праздник Успения Божией Матери.
The history of one image: The wonder-working Shroud of the Mother of God belonging to a family of princes Koretsky
M. Yurjeva
The material for the first time is presented in article about an image, called the Wonder-working Shroud of the Mother of God. This shrine remains in Sacred Voskresensk Troitsk a stavropigialny female monastery of Korec of the Volynsk edge. This image is mentioned in historical documents since 1622 and represents cut out in a form and a written figure on a cypress tree of the deceased Mother of God. The similar
figures, called Shrouds of the Mother of God which participated in church services of a feast of the Assumption, and also were brought by pilgrims as blessings from the Holy Land, were widespread in the XIX century. The art and historical analysis of an image considered in article allows to assume earlier existence of similar Uspensky shrouds.
Keywords: Sacred Voskresensky Troitsk Koretsky female monastery, ancient shrine of princes Koretsky, image of the Uspensky Shroud, figures-evlogii, the feast of the Assumption of the Mother of God.
Список литературы
1. Gnutova S. V. 2007. Pravoslavnyjpalomnik, no. 1 (32), pp. 66—77.
2. Dmitrievskij A. A. 1908. Ikonopisnyj sbomik, no. 2, pp. 1—13.
3. Kondakov N. P. Ikonograflya Bogomateri. Svyazi grecheskoj i russkoj ikonopisi s italjanskoyu zhivopisjyu rannyago Vozrozhdeniya (Iconography of Our Lady. Connects of Greek and Russian icon-painting with painting of Early Renaissance). Sankt-Peterburg, 1910.
4. Jaroslav Antonyuk, prot. Svyato-Voskresenskij Troizkij Kvrezkij zhenskij monastyr v istorii Volynskoj eparhii (Koretzsky Resurrection Holy Trinity nunnery in Volynskaja Eparchy’s history). Kiev, 1999.
5. YurjevaM. V. 2008.Pokrov. Sbomiknauchnyhstatej. Tracliciidrevnerusskogoshitjyaisovremennoe obrazovanie. Materialy mezhdunarodnoj nauchno^prakticheskoj konferencii VIII Pokrovskih chtenij 2007goda, no. 4, pp. 54—59.
6. Niki Karageorgis. Kykkos Royal Monastery. Aplace of Virtue and Tradition. Cyprus, 2006.
7. Stephen J. Shoemaker, The Ancient Traditions of the Virgin Maiy’s Dormition and Assumption (Oxford Early Christian Studies) (Hard-cover). New York, 2002.