Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ'

ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
52
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культура музыки / песнь / песня / история музыки / традиции музыки. / culture of music / chant / song / history of music / traditions of music.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Эрматов Машрабжон, Арзимуродова Нигора Самаровна

многочисленные образцы изобразительного искусства дают информацию о правилах и традициях этого периода с участием музыки. К ним относятся яркие узоры, найденные в Древнем Панджикенте. На нем изображена сцена танца в сопровождении двусторонней нагоры и доиры, яркое изображение женщины, исполняющей ритуальный танец на похоронах в глиняной посуде. Серебряная тарелка украшена сценой охоты, банкетом с пением и танцами. Из этого видно, что музыкальное искусство в Средней Азии развивалось очень давно, и к сегодняшнему дню сохранилась и продолжает развиваться очень большая часть этих традиций [1]. В этой статье представлен краткий обзор истории музыкальной культуры Средней Азии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF NATIONAL MELODIES OF CENTRAL ASIA

numerous examples of fine art provide information about the rules and traditions of this period involving music. These include bright patterns found in Ancient Panjikent. It depicts a dance scene accompanied by a two-sided nagora and doira, a vivid image of a woman performing a ritual dance at a funeral in pottery. The silver plate is decorated with a hunting scene, a banquet with singing and dancing. From this it can be seen that the musical art in Central Asia has been developing for a very long time, and to this day a very large part of these traditions has been preserved and continues to develop [1]. This article provides a brief overview of the history of the musical culture of Central Asia.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ»

ИСТОРИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕЛОДИЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ Эрматов М.1, Арзимуродова Н.С.2

1Эрматов Машрабжон - профессор, 2Арзимуродова Нигора Самаровна - преподаватель, кафедра «Национальное пение», Государственный институт искусства и культуры Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: многочисленные образцы изобразительного искусства дают информацию о правилах и традициях этого периода с участием музыки. К ним относятся яркие узоры, найденные в Древнем Панджикенте. На нем изображена сцена танца в сопровождении двусторонней нагоры и доиры, яркое изображение женщины, исполняющей ритуальный танец на похоронах в глиняной посуде. Серебряная тарелка украшена сценой охоты, банкетом с пением и танцами. Из этого видно, что музыкальное искусство в Средней Азии развивалось очень давно, и к сегодняшнему дню сохранилась и продолжает развиваться очень большая часть этих традиций [1]. В этой статье представлен краткий обзор истории музыкальной культуры Средней Азии.

Ключевые слова: культура музыки, песнь, песня, история музыки, традиции музыки.

HISTORY OF NATIONAL MELODIES OF CENTRAL ASIA Ermatov M.1, Arzimuradova N.S.2

1Ermatov Mashrabjon-professor, 2Arzimuradova Nigora Samarovna - teacher, DEPARTMENT OF «NATIONAL SINGING», STATE INSTITUTE OF ART AND CULTURE OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: numerous examples offine art provide information about the rules and traditions of this period involving music. These include bright patterns found in Ancient Panjikent. It depicts a dance scene accompanied by a two-sided nagora and doira, a vivid image of a woman performing a ritual dance at a funeral in pottery. The silver plate is decorated with a hunting scene, a banquet with singing and dancing. From this it can be seen that the musical art in Central Asia has been developing for a very long time, and to this day a very large part of these traditions has been preserved and continues to develop [1]. This article provides a brief overview of the history of the musical culture of Central Asia.

Keywords: culture of music, chant, song, history of music, traditions of music.

УДК: 78.01

Ортодоксальные персы унаследовали некоторые аспекты музыкальной жизни тюрков. Многие тюркские легенды, вошедшие впоследствии в цикл "Китоби Куркут", сыграли свою роль в формировании культуры среднеазиатского искусства и эпических дастанов. Таким образом, народное творчество и местная профессиональная традиция легли в основу будущих крупных музыкальных произведений устной традиции.

Не зря некоторые из распространенных макомных мелодических структур называют тюркскими, "авджитурк". Возможно, что обычай плакать, стоя над телом умершего, произнося особые слова Марсии остались у древних тюркских племен. Возможно, узбекские Бахши продолжали использовать внутренние звуковысотные приемы древних предков. Ведь это видно из многообразия узбекского фольклора, его мелодической, ладовой и в особенности ритмической структуры [2].

Таким образом, к VTI-VTII векам местные музыкальные традиции стали очевидными, возникла форма устной традиции народной профессиональной музыки.

Период арабского владычества VIII-IX вв. вошел в историю насильственным принятием ислама и бесчинствами местных народов. Эти восстания послужили толчком к очень крупному народному движению (785 год), известному под названием "Люди в белом", под руководством Муканны, представлявшего интересы трудового слоя населения. Местная интеллигенция также начала тайно выражать свое отношение к арабским захватчикам. Это вызвало движение Шуубидов. В своих произведениях на арабском языке они утверждали, что культура народов, завоеванных арабами, превосходит культуру арабов.

Исламская религия изначально пыталась уничтожить, запретить музыку. Однако мусульманское духовенство понимало, насколько мудра музыка как мощный инструмент, направляя народные массы в нужном направлении. Именно поэтому они уступили место музыке в рамках религии.

Присоединение Центральной Азии к Арабскому халифату имело и определенную позитивную окраску. Потому что среднеазиатские ученые начали впитывать древнегреческую культуру, которая накапливалась в арабском мире.

Арабы, в свою очередь, многому научились у местных жителей в области музыкального искусства. Согласно "книге песен" Исфахани, написанному на арабском языке, арабы использовали мелодии многих среднеазиатских народов.

К IX веку власть в Средней Азии перешла в руки Саманидов. Укреплялись феодальные ханства, развивались города. Средняя Азия в этот период 100 лет не подвергалась нападениям чужеземных захватчиков. Это позволило бурно развиваться хозяйству и культуре страны [3].

Выдающимися учеными, поэтами, музыкантами в этот период были: Ахмад Фергани - известный математик и астроном, отец алгебры - Мухаммад ибн Муса Хорезми, выдающийся философ средневекового Востока, чья работа в области музыки заложила основу для последующего поколения музыкантов и современников - Фараби, великие ученые Абу Райхан Беруни, Ибн Сина, которые внесли достойный вклад во все средневековые науки, а также, великие хадисоведы - Исмаил Бухари и ат-Термизий.

При саманидах среди городов процветала Бухара, так как она была столицей. Он был центром культуры страны. Атмосфера дворца падишахов была олицетворением нравственных и культурных тенденций эпохи Узбекистана.

Основным жанром в творчестве придворных поэтов и музыкантов были дастаны, восхваляющие и прославляющие правящих особ. Часть введении сопровождается музыкой. Инструментальные мелодии иногда исполнялись во время вечерних мероприятий.

Помимо гимнов, также создавались стихи и музыкальные произведения, выражающие прогрессивные социальные настроения. Рудаки, живший в первой половине X века, был одним из самых известных поэтов и музыкантов своего времени [4].

К этому периоду возрос интерес к древним эпическим сказаниям и повествованиям, которые были картинами только в устном народном творчестве. На их основе возникли героические дастаны, написанные одиннадцатисложным мутакарибским вазном. Среди этих дастанов была известна "Шахнаме", созданная Фирдавсий на основе легенд народов Средней Азии.

В те времена были распространены струнные инструменты типа арфы и уда, также духовые инструменты типа най. Популярными инструментами того времени были уд, Чанг, най, руд, барбад и доира. Знаменитый ученый того времени, Фараби в своей книге "музыка своего времени" говорит: "есть инструменты, предназначенные для сражений, громкие и резкие, есть инструменты для паломничества и танцев, для свадебных собраний и веселия, а также специальные инструменты для песен о любви. Звучание некоторых из них будет резким и завораживающим, одним словом, они такие разнообразные, что трудно перечислить всех". Таким образом, исполнительство на инструментах этого периода получило широкое развитие.

Как видно из вышеупомянутой информации, в Средней Азии с глубокой древности царила увлекательная национальная музыка. Это, безусловно, привлекло внимание ученых - этнографов в 19 и 20 веках. На самом деле, у него и раньше был очень сильный интерес к Средней Азии со всего мира. В качестве простого примера возьмем полные восхищения рукописи Клавихо, посетившего Среднюю Азию во времена Амира Тимура. Он особо подчеркивал в своих рукописях красоту, самобытность не только построенных памятников, но и национальной музыки и стилей исполнения традиций [5].

В 19-20 веках было несколько ученых, которые, благодаря своему интересу к среднеазиатской культуре, национальной музыке и песням, провели несколько длительных этнографических экспедиций, собрали, систематизировали и опубликовали национальную музыку этой земли. Среди них можно назвать Юнуса Раджаби, А. Затаевича, Г.С. Виноградова, В.А. Успенского, В.М. Беляева и других подобных ученых.

Список литературы /References

1. Г.Е. Маркова и В.В. Пименова. Этнология Москва, 1994. 87-бет

2. Batirovich Matyakubov Shavkat. "ABOUT NOTES OF SHASHMAKOM IN ANCIENT SOURCES." The

European Journal of Arts: 34.

3. Matyakubov §. Узбекская Традиционная Вокальная Музыка //Karadeniz Uluslararasi Bilimsel Dergi. - 2015.

- №. 28. - С. 87-95.

4. С. Бегматов "Х,офизлик санъати" Тошкент 2007 йил

5. Турабоева Б.Р. О макоме Бузрук // Проблемы современной науки и образования. - 2020. - №. 5 (150). - С.

81-83.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.