УДК 372
ИСТОРИЯ КУРСКОЙ МУЖСКОЙ ГИМНАЗИИ (XIX - НАЧАЛО XX В.)
© 2018 М. Н. Ветчинова
докт. пед. наук, доцент, профессор кафедры иностранных языков и профессиональной коммуникации e-mail: [email protected]
Курский государственный университет
В статье на основе архивного материала и публикаций разных лет показана история становления и развития мужской гимназии в Курской губернии в XIX - начале XX в. Содержатся документы, регламентирующие деятельность гимназий. Имеются сведения о внутреннем устройстве гимназии, о работе подготовительных классов, о требованиях. предъявляемых к поступающим в гимназию. об организации учебного процесса. о проведении экзаменов. о путешествиях. которые совершали гимназисты; данные о благотворительной работе. которая осуществлялась попечительским советом и родительским комитетом гимназии. Освещается воспитательная и культурно-просветительская работа гимназии. Показаны учительские персоналии. Представлены материалы о посещении Курской мужской гимназии Александром II.
Ключевые слова: Курская губерния. XIX-XX вв.. Курская мужская гимназия. организация учебного процесса. благотворительная работа. попечительский совет. родительский комитет. воспитательная работа.
Частью истории отечественной губернии XIX в. является деятельность губернских гимназий. Современные публикации содержат сведения о работе центральных гимназий Москвы и Санкт-Петербурга. деятельность же губернских гимназий обходится стороной. несмотря на то. что они внесли значительный вклад в образование молодого поколения Российской империи. Анализ историко-педагогических исследований показал, что имеющиеся научные труды содержат в себе разные ракурсы трактовки системы российского образования в исторический период XIX - начала XX в. В научных работах представлена деятельность центральных гимназий. дан обобщенный взгляд на функционирование гимназий различных губерний. Всестороннее же изучение истории Курской мужской гимназии не являлось предметом специального исследования. Однако некоторые сведения можно найти в газетных публикациях и электронных ресурсах. Так. в «Брошюрах Курского государственного музея археологии» имеется материал А.В. Зорина. А.Г. Шпилева «История Курской гимназии». В издании Ю.В. Донченко «Губернский Курск на старой открытке» (Курск. 2008) также можно получить сжатую информацию о Курской мужской гимназии. В целях восполнения лакун в истории как самой Курской губернии. так и функционирования губернских гимназий XIX - начала XX в. проанализирована деятельность Курской мужской гимназии. Изучение и анализ разрозненных материалов государственного архива Курской области. а также имеющиеся исторические документы разных лет. газетные публикации позволили составить достаточно полное представление о деятельности Курской мужской гимназии и отразить накопленный опыт в деле обучения и развития подрастающего поколения Курской губернии.
История создания Курской мужской гимназии неразрывно связана с историей развития страны. Открытие гимназии было значимым событием в культурной жизни
губернии в целом и в особенности губернского города.
Курское народное училище открылось 22 сентября 1786 г.. Такие училища открывались по всей России по велению Екатерины II (1762-96 гг.), когда проводилась всероссийская образовательная реформа, у истоков которой стоял Ф.И. Янкович (де Мириево) (1741-1814) - сербский и российский педагог, с 1783 г. Член Российской Академии, разработчик и активный участник реформ образования в Австрийской и Российской империях во второй половине XVIII в.). Императрица ясно сознавала, что образование народа имеет важное значение как для процветания всего государства, так и для счастья каждого гражданина. «Хотите ли предупредить преступления? Сделайте, чтобы просвещение распространялось между людьми. Хотите ли обогатить народ, дать ему благосостояние, улучшить его труд? Устройте всюду школы, дайте народу образование. В числе естественных богатств надлежит считать просвещенный ум жителей. Хотите ли обеспечить будущность дитяти? Не оставляйте ему имений, но дайте ему здоровое правильное воспитание. Здоровое и правильное воспитание и доброе образование - вот основы, на которые опирается развитие государства» (цит. по: [Ельницкий 1909: 167]).
В 1802 г. было создано Министерство народного просвещения. 24 января 1803 г. указом императора Александра I (1777-1825 гг.) были введены «Предварительные правила народного просвещения», давшие возможность в каждом губернском городе открыть мужские учебные заведения1.
Все народное образование было поделено на учебные округа. Центром округа являлся университет. Город Курск и губерния входили в состав Харьковского учебного округа. Курское народное училище состояло в штате Харьковского университета, который открылся в 1805 г., хотя Утвердительная грамота и его Устав были подписаны одновременно с грамотой Кузанского университета 5 (17) ноября 1804 г. Согласно Уставу учебных заведений, подведомых университетам (1804 г.), почти во всех губернских городах стали создаваться четырехгодичные гимназии.
В число гимназий губернии входили и гимназии г. Белгорода и г. Грайворона, которые до 1954 г. входили в состав городов Курской губернии.
Первой гимназией губернии стала Курская мужская гимназия, которая была основана 23 февраля 1808 г. на базе Курского народного училища. Просуществовала гимназия более ста лет.
Поначалу она располагалась в деревянном здании, которое сгорело в 1836 г. Новое каменное здание было открыто в 1842 г. При его постройке с самого начала планировалось и устройство гимназического храма. Гимназическая церковь была освящена во имя Николая Чудотворца. Здание гимназии располагалось на ул. Знаменской (ныне Луначарского) и сохранилось до сих пор - сейчас в нем находится один из цехов завода «Электроаппарат». Первоначально в штате гимназии имелось 9 учителей, которые вели занятия по следующим предметам: Закону Божию, математике, физике, истории, географии, статистике, философии, латинскому, французскому, немецкому языкам, рисованию, «изящным наукам» (пение, гимнастика). Из года в год росло количество учащихся гимназии. В 1809 г. гимназия насчитывала 55 учеников, в 1810 - 67, в 1811 - 782. К 1909 г. общее количество учеников гимназии составило 667 человек [Златоверховников 1911: 14].
Гимназия помещалась в старинном трехэтажном здании с толстыми стенами и просторными классами, похожими на большие холодные залы. Перед лицевым фасадом дома находился длинный двор, а за ним - растянутый сад, спускавшийся склонами к пересыхающей реке Кур. Обычно на переменах двор был заполнен шумной
1 ГАКО. Ф.185. Оп. 1. Д. 1. Л. 150
2 Там же. Л. 2
толпой гимназистов, игравших в лапту и другие игры [Медведская 1997: 51].
Учебная материальная база формировалась за счет благотворительности, частных пожертвований. Так, исторические документы XIX в. свидетельствуют, что «...на постройку дома гимназии с благородным при ней пансионом дворянство Курской губернии с 1836 по 1847 год пожертвовало 48 107 руб. 87 коп. серебром. Статский советник П. А. Денисьев, бывший, по выборам дворянства, почетным попечителем гимназии, с 1835 года, в течение четырех трехлетий, пожертвовал в пользу гимназии и пансиона деньгами 10 173 руб. и вещами на 4 020 руб. сер. Гвардии штабс-ротмистр О. А. Бурнашев, бывший почетным попечителем гимназии с 1852 года в течение 3,5 лет, пожертвовал разными приношениями на 2 000 руб. сер. Наконец нынешний почетный попечитель камер-юнкер светлейший князь А.А. Салтыков-Головкин изъявил желание пожизненно жертвовать по 300 руб. сер. на улучшение библиотеки и кабинетов гимназии, что и исполняет бездоимочно с 1859 года» [Материалы... 1864: 108].
В 30-х гг. XIX в. гимназия имела библиотеку из 13 606 томов. Это были книги по разным направлениям науки, техники, искусства, природоведения и языкознания [Болотников 1995]. В библиотеке находилось 198 экземпляров книг на иностранных (европейских) языках. Здесь же хранились коллекции монет, гербов России, коллекция гравированных портретов императорской семьи. В гимназии работала книжная лавка, и заведовал ею учитель словесности Пахомов.
Гордостью гимназии была коллекция минералов из 183 экспонатов, подаренная в 1834 г. курским гражданским губернатором С.И. Лесовским. В нее входили шпаты, сланцы, базальт, золото, серебро, медь, железо, свинец, ртуть, олово, цинк, сурьма, мышьяк, висмут, марганец, молибден и их разновидности. Коллекция была оборудована и описана. Это был настоящий музей. В Курск приезжали учителя и школьники из всех гимназий Харьковского округа. Коллекция находилась под наблюдением курских губернаторов. Все высокопоставленные чиновники Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова обязательно посещали эту жемчужину в сопровождении вице-губернатора или самого губернатора, в зависимости от чина приезжего [Там же].
В каждом классе гимназии висели портреты русских царей - Петра I, Екатерины II, Александра I, Николая I. В углу каждого класса присутствовала икона. Это были иконы Курской Знаменской Богородицы, Николая Чудотворца, Святой Троицы.
22 августа 1834 г., согласно «Уставу гимназий и училищ уездных и приходских, состаящих в ведомстве университетов С.-Петербургского, Московского, Казанского и Харьковского»,, утвержденному в 1828 г., Курская гимназия была преобразована в семиклассное учебное заведение. В 1875 г. гимназия переходит на восьмилетний курс обучения. Гимназия готовила учащихся для поступления в университет, кроме этого выпускник гимназии мог преподавать в прогимназиях и начальных школах.
По имеющимся данным Государственного архива Курской области, «начальством Курской мужской гимназии было объявлено об открытии в 1871/72 учебном году приготовительного класса. В него принимались дети не моложе 8 и не старше 10 лет, знающие первоначальные молитвы и умеющие считать до 100, а также производить сложение и вычитание над этими числами.
Учебному курсу приготовительного класса уделялось большое внимание. Об этом свидетельствуют Предложения министра народного просвещения Д.А. Толстого попечителю Харьковского учебного округа от 26 июня 1871 г. Документом рекомендовалось, что «учебный курс приготовительного класса должен быть направлен к развитию в детях первых религиозно-нравственных понятий и чувств, с
помощью рассказов из священной истории Ветхого и Нового Завета и изучения, совместно с сими рассказами, главнейших молитв с соответственным возрасту учащихся истолкованием оных». Курс должен был состоять преимущественно в упражнении детей в чтении, сначала по-русски, потом по-церковнославянски, и письме, в изустной передаче, сначала по предлагаемым вопросам, а затем сомостоятельно, прочитанного или рассказанного учителем. Содержание читаемого или рассказываемого должно было знакомить детей с окружающей их природой, с местными географическими и историческими достопримечательностями, вообще с их Родиной. Обучение состояло «далее в постепенном приучении их на практике к правописанию, в заучивании доступных им басен и небольших стихотворений и, наконец, в упражнении их в счете и в четырех действиях арифметики, сначала над однозначными и двузначными, а потом и над многозначными числами. Особенное внимание должно быть обращено и на то, чтобы выработать четкий и красивый почерк у детей, для чего на чистописание назначено 6 уроков в неделю; все письменные работы учеников должны быть исполняемы каллиграфически»3.
Уже в приготовительном классе ученики должны были уметь различать части речи и главные составные части простого предложения. Впоследствии это помогало в изучении латинского языка, которого уже в первом классе было 8 уроков в неделю. По состоянию на 01.01.1887 г. в приготовительном классе обучалось 90 мальчиков, а общее число учеников гимназии составило 450 [Там же].
Необходимо отметить, что в гимназию принимались дети, чьи родители занимали соответственное положение в обществе и состояли на государственной службе. Это дети потомственных дворян, мелких дворян и чиновников, мещан и цеховых. Но в состав слушателей гимназии входили и дети крестьян, хотя число их было невелико.
Плата за обучение составляла 100 рублей в год. Общий прием учеников происходил каждый год перед началом учебного курса. Единственным средством к оценке знаний и способностей детей, поступающих в гимназию, являлись вступительные экзамены. В «Отчете о состоянии гимназии за 1889 г.» отмечалось, что иногда на вступительных экзаменах оказывались мальчики с выдающимися умственными способностями, принадлежавшие к низшим сословиям. Такие дети служили предметом особого попечения со стороны гимназического начальства.
Для гимназистов существовало множество стипендий:
1) стипендия имени Александра II в память событий 1877 г.;
2) стипендия имени Александра II в память 25-летия царствования;
3) стипендия имени Александра III в память события 17.10.1888;
4) стипендия имени действительного статского советника Апполона Степановича Алфимова;
5) стипендия имени коллежского секретаря Петра Самойловича Анфимова.
Всего было учреждено 28 стипендий. Так, в стипендиаты стипендии № 1
избирался один из беднейших учеников гимназии из осиротевших в войну 1877— 1878 гг. сыновей воинских чинов из уроженцев г. Курска или Курской губернии без различного звания (120 руб. в год). В стипендиаты стипендии № 2 избирался педагогическим советом гимназии из детей дворян губернии бедного состояния один из учеников, отличающийся нравственными качествами.
От поступающих в первый класс детей, в возрасте не менее 10 лет, требовалось:
1) знание главнейших утренних и вечерних молитв, важнейших событий священной истории Ветхого и Нового Завета;
2) умение бегло и со смыслом читать по-русски напечатанное гражданским
3 ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 32. Л. 25.
шрифтом и пересказывать по предложенным вопросам легкие прочитанные рассказы, а также писать по-русски под диктовку, без искажения слов, крупным и средним шрифтами, и читать по-церковнославянски;
3) знание четырех арифметических действий над целыми отвлеченными
4
числами» .
Как и во всех гимназиях страны, объем преподавания предметов учебного курса, а равно и распределение их по классам определялись учебным планом, издаваемым Министерством народного просвещения.
Согласно циркулярному распоряжению от 21 августа 1872 г., при составлении расписания уроков нужно было соблюдать следующие правила:
«а) назначение двух уроков в день в одном и том же классе и по одному и тому же предмету не допускается, если по тому предмету назначено не более шести уроков в неделю в данном классе;
б) по дням недели предметы в каждом классе по возможности распределяются так, чтобы в каждый день более легкие предметы следовали за более трудными или перемеживались с ними;
в) более трудные предметы должны быть назначаемы по возможности на первые уроки»5.
Особенно в документах указывалось на необходимость развития речи и мышления учащихся гимназий.
Так, в Конспекте учебного плана для средней школы говорилось, что «при обучении русскому языку в младшем отделении должно, главным образом, заботиться о развитии в учащихся способности ясно и отчетливо выражать свои мысли как устно, так и письменно. Основные понятия о логических приемах и методах мышления должны быть собираемы учащимися при разборе образцов (синтез, анализ, образование понятий)»6.
В связи с этим заслуживает внимание циркулярное предложение Министерства народного просвещения от 31 июля 1872 г. указывающее, что «сокращенное изложение содержания изучаемых литературных произведений, изложение их по другому плану или в другой форме (например, ораторской речи, рассуждения, драмы -в повествовательной форме, стихов - прозой). Полагалось, что подобные упражнения заставляют учащихся внимательно вдумываться в содержание и форму литературных образцов, благотворно действуют на мышление учащихся. Отмечалось, что «те литературные произведения, которыми ученик воспользуется как материалом для своих упражнений по языку, останутся прочным достоянием его ума» .
В конце каждого учебного года проводились экзамены, которые сдавали все учащиеся гимназии. Но нельзя не сказать о том, что на заседании педагогического совета Курской мужской гимназии 18 августа 1901 г. обсуждался вопрос о переводе из класса в класс по годовым отметкам без переводных экзаменов по годовым отметкам. Считалось, что такое вполне возможно, поскольку полагалось, что испытания никогда не могут дать верной оценки познаний ученика. Поэтому ассистенты, присутствующие на экзамене, всегда обращают внимание на отметку учителя («учитель лучше знает своего ученика»). Предлагалось подвергать испытаниям только неуспевающих учеников (удобнее после каникул). Для успевающих учеников предлагалост устраивать весной экскурсии и поездки с целью «живого и наглядного ознакомления с
4 ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 32. Л. 46.
5 Там же. Л. 148.
6 ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 52. Л. 69.
7 ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 1. Л. 6.
природой и отечеством»8.
Согласно архивным материалам, учащиеся гимназий совершали много экскурсий. Это были поездки в Крым, Воронеж, Москву, Киев, Пятигорск. А в циркуляре Министерства народного просвещения от 19 июля 1903 г. обращалось внимание «учебно-окружных начальств на желательность организаций в течение летнего вакационного времени прогулок и путешествий учащихся» «в целях как физического, так и умственного развития учащихся»9.
На заключительных выпускных экзаменах присутствовали директор, инспектор, учителя экзаменующего предмета и два ассистента из числа преподавателей согласно правилам, утвержденным Министерством народного просвещения. «Выпускной экзамен, -отмечал министр народного просвещения Д. А. Толстой в 1871 г., - это не есть испытание в памяти; цель его - удостовериться, развита ли в молодом человеке способность, соответствующая его возрасту мышления, имеет ли он ясный, быстро действующий ум, правильное и здравое суждение. Что касается памяти, то лишь бросающаяся в глаза слабость ее может считаться решительным препятствием к университетскому учению»10.
Решающее значение придавалось письменным экзаменам, а во время устного экзамена было «позволительно требовать лишь таких познаний, которые экзаменующийся может постоянно удерживать в памяти и неимение которых делает человека необразованным»11.
В состав письменных испытаний входили:
1) сочинение по русскому языку, которое должно было показать степень умственного развития экзаменующегося, его умения выражать свои мысли последовательно, правильным языком, с исключением таких ошибок, которые свидетельствуют о малограмотности;
2) латинские экстемпорале, что свидетельствовало доказательством твердости в элементарной грамматике и некоторого навыка в выборе слов и их сочетаний, соответственном характеру латинского языка;
3) четыре математических задачи: по арифметике, по алгебре, по геометрии, по тригонометрии, выбранные так, чтобы для их решения требовалось «лишь ясное понимание дела», а не особенная изобретательность;
4) перевод с французского или немецкого на русский язык статей исторического или описательного содержания.
Допускался перевод на французский или немецкий язык русского текста, который не представляет трудностей в лексическом и грамматическом отношении.
Темы для сочинений по русскому языку, а также математические задачи и тексты для переводов назначались попечителем учебного округа и являлись одинаковыми для всех гимназий округа, причем они должны были рассылаться в пакетах и вскрываться только перед началом экзамена. После рассмотрения в гимназии ответы отправлялись для обсуждения в Совет паопечителя учебного округа.
По свидетельству современников (профессор И.И. Чистяков, окончил в 1888 г. Курскую мужскую гимназию), «за оценкой успехов и поведения по четвертям года директор следил лично с крайней требовательностью к педагогам и переводы из класса в класс производил с большой строгостью. <...> Время выпускных экзаменов, так называемых «испытаний зрелости», переживалось родителями оканчивавших учебу учеников со страхом и трепетом» [Наседкин 2000: 4].
8 ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 201. Л. 31.
9 ГАКО. Ф. 183. Оп. 1. Д. 22. Л. 15.
10 ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 33. Л. 31.
11 Там же.
Состоянию дел в гимназиях уделялось большое внимание и педагогическим, и попечительским советами гимназии, а также попечителем учебного округа. Это было связано с убежденностью в том, что «судьба высшего образования в нашем отечестве находится в прямой и непосредственной зависимости от состояния наших гимназий»12.
Говоря о работе гимназий, нельзя не отметить той большой благотворительной работы, которая осуществлялась педагогическим и попечительским советами гимназий, а также родительскими комитетами. Нередко после проведения литературно-музыкальных вечеров часть собранных денег передавалась в распоряжение родительского комитета, который оказывал помощь малоимущим ученикам.
Во время Первой мировой войны в гимназиях составлялись списки учащихся, у которых кто-либо из семьи был призван на войну и которые нуждаются в пособии. Перед праздниками Пасхи и Рождества собирались пожертвования для подарков воинам. Комплекты подарков, куда входили спички, мыло, теплые носки и т.п., отправлялись в ставку Верховного главнокомандующего.
Патриотическому воспитанию в мужских гимназиях уделялось значительное место. Мужские гимназии стремились воспитать в лице каждого ученика защитника Отечества. Этому посвящались торжественные мероприятия. Интересен документ, который регламентировал проведение торжества в честь празднования столетия Отечественной войны 1812 г. Рекомендовалось провести «25 августа накануне в учебных заведениях, где есть церкви, всенощное бдение, торжественную панихиду, а где их нет - только панихида в Бозе почивающем Государе Императоре Александре Благословенном, его сподвижниках и воинах павших». 26 августа в день Бородинского боя после торжественной литургии должен был состояться «Торжественный акт», который открывался бы выступлением директора гимназии. Предполагалось, что в программу мероприятия могут быть включены чтения литературных произведений, посвященных эпохе 1812 г., хоровые и музыкальные пьесы, театральные представления патриотического характера. В заключение - исполнение хором юбилейной кантаты13.
Уровень организации учебной и воспитательной работы зависел от слаженной работы педагогического коллектива гимназии. Так, по свидетельству исторических документов, директор Д.Г. Жаворонков управлял гимназией в течение 56 лет и заслужил репутацию самого строгого и требовательного из всех директоров России второй половины XIX в. С должностью директора Курской мужской гимназии соединялось тогда и начальствование над всеми школами в губернии, а когда позже была открыта Курская Мариинская женская гимназия, то и она попала под его начало. «Держался Жаворонков надменно; ходил величественной походкой с высоко поднятой головой. В разговоре с ним его необходимо было именовать "Ваше Превосходительство". Речь его была напыщенна, отрывиста и редко приятна для собеседника» [Медведская 1997: 34].
И.И. Малеев преподавал в приготовительных классах гимназии арифметику и русский язык. «Это был талантливый высокоодаренный человек. Он прекрасно рисовал, имел музыкальные способности. Обучение он вел живо, интересно и умело... Он был истинным идеалом учителя. Но это было исключение. Остальные учителя были сухими и черствыми бюрократами, нередко совершенно бездарными. Учитель чистописания И.М. Лебедев по прозвищу "Обдирало", присваивавший себе после проверки ученических работ все чистые листы. Учитель Закона Божьего протоиерей Алексей Танков, произносивший никчемные проповеди, заставлявший умирать от
12 ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 89. Л. 7.
13 ГАБО. Ф. 82. Оп. 1. Д. 89. Л. 110.
скуки своих слушателей» [Там же].
Яркие воспоминания об учителях Курской мужской гимназии сохранил выдающийся историк, академик, автор фундаментальных исследований по истории социально-экономического развития России ХУШ-ХЕХ вв. Николай Михайлович Дружинин (1886-1986 гг.).
В годы его учебы «гимназию возглавлял тогда престарелый директор Д.Г. Жаворонков - это был настоящий чиновник времен Николая I, как по внешнему облику, так и по своим административным приемам. Его строгое окаменелое лицо с тусклым взглядом, без всякой растительности, и прямая высокая коренастая фигура уже издали внушали страх - не только "приготовишкам", но и великовозрастным гимназистам» [Там же: 51].
В своих воспоминаниях Н. М. Дружинин рассказывает о преподавателе русского языка и арифметики в приготовительном классе. «Искусный и опытный педагог Иван Иванович (фамилии точно не помню), который не только учил, но и воспитывал своими моральными беседами и внушениями; но и он требовал от класса прежде всего соблюдения строгой дисциплины, вгоняя в слезы недостаточно тихих и покорных учеников (в том числе и меня). Еще суровее был учитель чистописания и рисования, который беспощадно бил линейкой по рукам учеников, если находил у нас отступление от правильного начертания букв и рисунков» [Там же: 55].
В основных классах гимназии ему запомнились больше всего три учителя: законоучитель священник Танков, учитель русского языка Архангельский, учитель латинского языка Шандыбин.
Законоучитель священник Танков «никогда ничего не объяснял, а только задавал выучить на дом рассказы из священной истории («от сих до сих») и на следующем уроке, неподвижно стоя около школьных парт, поочередно вызывал нас и выслушивал ученические ответы. По внешности он был похож на живую мумию, равнодушную к тем, кого он спрашивал, и к тому, что ему говорили.
«Совершенной противоположностью был учитель русского языка Архангельский; живо, доступно и интересно он растолковывал нам смысл отдельных поэтических произведений, которые мы часто воспринимали механически, не вдумываясь в значение отдельных слов и в сущность внутреннего содержания. Третьим педагогом был молодой, только что назначенный учитель латинского языка (насколько помню, его фамилия была Шандыбин), который обучал нас грамматике и переводу простейших текстов. Латынь была новый и поэтому заинтересовавший меня предмет; к самому учителю привлекали его приветливость и любовь к своему делу» [Там же: 56].
Высокую оценку работы преподавателей гимназий мы находим в письме министра народного просвещения В.Г. Глазова от 1 сентября 1905 г. попечителю Харьковского учебного округа. «При осмотре некоторых учебных заведений Рижского, Виленского, Варшавского, Киевского, Харьковского, Московского учебных округов отмечено, что в лицах начальствующих и учащих, за редкими исключениями, я видел всюду преданных своему делу тружеников, понимающих всю святость и ответственность возложенных на них обязанностей»14.
Посещали гимназию и высокопоставленные лица, представители Министерства народного просвещения, что оказывало неизгладимое впечатление как на учителей, так и на учеников. Так, «в 1842 г. Курскую мужскую гимназию посетил император Николай I, в 1859 г. - Александр II» [Некрасов 1998: 448].
Интересные подробности визита в гимназию Александра II находятся в документах Государственного архива Курской области. В докладе директора училищ
14 ГАКО. Ф. 185. Оп. 1. Д. 201. Л. 2.
Курской губернии Д. Г. Жаворонкова Попечителю Харьковского учебного округа отмечается: «14 сентября 1859 г. Курская мужская гимназия удостоилась посещения Государя императора Александра II. При осмотре гимназии Государь осчастливил директора двукратным выражением одобрения за чистоту, порядок и опрятность и выразил желание, чтобы успехи и поведение учащихся соответствовали всему виденному им в заведении. <...> На всеподданнейший доклад директора о внесении в имеющуюся в гимназии Бархатную книгу имени его величества Государь изволил милостиво выразиться так: "Напишите сами, что я был у вас. Я доволен"».
10 октября того же года, во время своего пребывания в Курске, посетил гимназию наследник цесаревич Николай Александрович. «В актовом зале были собраны преподаватели и ученики. С некоторыми из них цесаревич милостиво разговаривал. Особое внимание цесаревич оказал ученикам VII класса, расспросив каждого из них об имени, месте жительства и о том, в какой университет и факультет предполагают поступить. Он внес свое имя в Бархатную книгу, выслушал пение хора гимназистов и одобрительно отозвался обо всем увиденном в гимназии, а также о пении гимназического хора. Такое же одобрение Д. Г. Жаворонков выслушал от воспитателя цесаревича генерал-адъютанта графа Строганова» [Исторический вестник 1913: 171].
В заключение отметим, что сохранившиеся архивные документы, публикации разных лет позволяют представить достаточно полную картину становления и развития Курской мужской гимназии в период XIX - начала XX в. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что учебное заведение было неотъемлемой частью системы государственного просвещения, динамично развивалось вместе с обществом, с его потребностями, способствовало повышению уровня образования в губернии. Гимназия зарекомендовала себя серьезной постановкой и умелым сочетанием учебной и воспитательной работы. Она давала разностороннюю и достаточно глубокую общеобразовательную подготовку, базу которой составляли гуманитарные предметы. Внеклассная работа органично вписывалась в учебно-воспитательный процесс, составляла единое целое с преподаванием предметов, служила главной цели -всестороннему развитию учащихся.
О том, что уровень преподавания в гимназии был высок, позволяют судить выпускники разных лет - известные ученые. Курскую мужскую гимназию закончили такие видные деятели страны, как С.А. Лавочкин - авиаконструктор, М.И. Гуревич -один из создателей самолета «МИГ», А.Г. Уфимцев - изобретатель, В.В. Алехин -академик и другие.
Библиографический список
Болотников Ф. Курская мужская гимназия. Мундир для учителя // Курская правда. 1995. 21 марта.
Ельницкий К. Очерки по истории педагогики // Просвещение. 1909. № 8.
Златоверховников Н.И. Учебные заведения Курской области. Курск, 1911.
Исторический вестник. Историко-литературный журнал. Т.СХХХШ. 1913 г. -СПб.: Типография Товарищества А. С. Суворина.
Материалы для истории и статистики наших гимназий. СПб., 1864.
Медведская Л.А. Некоторые странички из истории Курского края второй половины XIX века // Курск (Документы. Воспоминания. Статьи). Курск: КГМУ, 1997.
Наседкин А. От «азбучки» все началось: (Какие школы имелись в Курской губернии и как там учили детей) // Курская правда. 2000. 1 сент.
Некрасов В.А. Народное образование в Курской области // История и современность Курского края. Курск, 1998. С. 448.
ГАБО. (Государственный архив Белгородской области). Ф. 82. Оп. 1. Д. 89. ГАКО (Государственный архив Курской области). Ф. 183. Оп. 1. Д. 22; Ф. 185. Оп. 1. Д. 1, 32, 33, 44, 52, 89, 201.