Научная статья на тему 'История культур в социальном измерении (о русско-украинской общности)'

История культур в социальном измерении (о русско-украинской общности) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
487
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / КУЛЬТУРА / ЯЗЫК / ОБЩНОСТЬ / КОНФЛИКТ / HISTORY / CULTURE / LANGUAGE / COMMUNITY / CONFLICT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Алексеев А. Г., Немина В. Н.

Русские и украинцы восточные славяне, которые историческими корнями связаны друг с другом. Однако уже давно идет спор о том, в какой степени украинцы близки русским. Идеям единства всегда противостояла идеология исключительности, имевшая печальные политические последствия. Исторический путь обоих народов, их борьба за свободу и национальное достоинство, общие культурные достижения говорят о том, что русско-украинская общность может игнорироваться лишь с весьма узких и тенденциозных позиций. Однако в настоящее время, с учетом новых политических реалий Украины, между нашими странами возникли серьезные осложнения, рассмотрение которых в данной статье проводится в историко-культурном контексте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Алексеев А. Г., Немина В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural history in the social dimension (on the Russian-Ukrainian Community)

Russians and Ukrainians are East Slavs nations, who are bonded by historical roots. Ideas of unity always opposed the ideology of exclusivity, which had unfortunate political consequences. Historical path of both peoples, and their struggle for freedom and national dignity, common cultural achievements say that Russian-Ukrainian community can be ignored only from a very narrow and tendentious positions. Nowadays some serious complications, caused by new reality in the Ukraine, between our countries have appeared; the article deals with these issues in historical and cultural context

Текст научной работы на тему «История культур в социальном измерении (о русско-украинской общности)»

КРАТКИЕ НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 394+ 394.91 + 93/94

А. Г. Алексеев, В. Н. Немина*

ИСТОРИЯ КУЛЬТУР В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (О РУССКО-УКРАИНСКОЙ ОБЩНОСТИ)

Русские и украинцы — восточные славяне, которые историческими корнями связаны друг с другом. Однако уже давно идет спор о том, в какой степени украинцы близки русским. Идеям единства всегда противостояла идеология исключительности, имевшая печальные политические последствия. Исторический путь обоих народов, их борьба за свободу и национальное достоинство, общие культурные достижения говорят о том, что русско-украинская общность может игнорироваться лишь с весьма узких и тенденциозных позиций. Однако в настоящее время, с учетом новых политических реалий Украины, между нашими странами возникли серьезные осложнения, рассмотрение которых в данной статье проводится в историко-культурном контексте.

Ключевые слова: история, культура, язык, общность, конфликт.

A. G. Alexeev, V. N. Nemina Cultural history in the social dimension (on the Russian-Ukrainian Community)

Russians and Ukrainians are East Slavs nations, who are bonded by historical roots. Ideas of unity always opposed the ideology of exclusivity, which had unfortunate political consequences. Historical path of both peoples, and their struggle for freedom and national dignity, common cultural achievements say that Russian-Ukrainian community can be ignored only from a very narrow and tendentious positions. Nowadays some serious complications, caused by new reality in the Ukraine, between our countries have appeared; the article deals with these issues in historical and cultural context.

Keywords: history, culture, language, community, conflict.

Культурные и социальные связи между Россией и Украиной, находящиеся под пристальным вниманием историков, политологов, культурологов, в наши дни невольно оказываются в фокусе особенного внимания. Последние политические события на Украине и их неоднозначные оценки (не столько научные, сколько публицистические, общественные) вновь поднимают старую

* Алексеев Алексей Григорьевич — старший преподаватель кафедры гуманитарных наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

Немина Валентина Николаевна — кандидат философских наук, доцент Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

волну споров о русско-украинской общности, проблему, которая для многих стала камнем преткновения и определила политическое отношение к тому или другому народу.

В статье мы обращаемся к историко-культурному материалу, который отсылает нас ко времени первых научных и общественных дискуссий о единстве народов и различии между ними. Вопрос о малороссиянах и их принадлежности российскому народу был поставлен в 1830 году в полемике Н. А. Полевого с Н. М. Карамзиным. В противовес «Истории Государства Российского» последнего, Н. А. Полевой написал «Историю русского народа», так что перед ним естественно возник вопрос об определенности этого самого русского народа в рамках истории России.

Суть возражений Н. А. Полевого заключается в несогласии с тем, что Украина (Малороссия) является «древним достоянием России» (как называет Н. М. Карамзин Галицию и Волынь, но также, к примеру, и Прибалтику). Нет, говорит Н. А. Полевой, украинцы — не родственны русским, по крайней мере, в историческом бытии. Обрусение затронуло лишь верхние слои знати и было связано с ее желанием войти в союз с Московскими царями и отстоять свои права перед польской шляхтой. Народ остается чужд этим тенденциям и живет собственной, особенной жизнью. Украинцы сохраняют самостоятельность не только в том, что можно считать родственным — в вере и языке,— но и в сути самого народного быта. «В сей народности видим только два основных элемента древней Руси: веру и язык, но и те были изменены временем. Все остальное не наше: физиогномия, нравы, жилища, быт, поэзия, одежда» и «по народности они вовсе не русские» [см.: 8].

Следует отметить, что Н. М. Карамзина для обозначения южнорусских территорий чаще всего использует название Украйна, тогда как Малороссия встречается у него очень редко (всего несколько раз в огромном 12-томном сочинении), как техническое обозначение земель за Киевом (ср. «Киев с Малороссиею» в т. X, гл. 4). Да и сама Украйна означает исторические пограничные области. Если проследить употребление этого понятия по «Ключу» П. М. Строева [9, с. 411-412], можно найти Украйну Киевскую,

таким образом, этнические определения отступают перед определенностью исторической и государственной — население южнорусских Украйн управлялось князьями, которые включаются в линию преемства Российской государственности, некоторое время они подчинялись правителям чужой линии преемства (польско-литовской), потом возвратились под руку русского царя. Н. М. Карамзин, таким образом, предлагает несколько иную оптику, чем Н. А. Полевой.

Однако вопрос был поставлен, и вместе с ростом национальной украинской культуры, появлением таких великих писателей, как Н. В. Гоголь и Т. Г. Шевченко, шло обсуждение того, какое имя больше подходит народу— украинцы или малороссияне [см.: 6]. Итогом этого обсуждения стала концепция «Украины-Руси» М. С. Грушевского (1866-1934), разделившая русских и украинцев не только исторически, но и, так сказать,

«доисторически», на уровне этногенеза и фундаментальных основ культуры, причем Грушевский указывал на относительно более раннее появление украинцев по сравнению с русскими, что однозначно делало древнерусскую культуру начальным этапом культуры украинской. В раннем сочинении он говорил о том, что объединительные попытки киевских князей

парализовались стремлением самих племен к самобытному существованию, тогда как предшествовавшая эпоха (VIII-XI века. — А. А., В. Н.], хотя и придала известное единство племенам, создала известную связь между ними, но нисколько не стерла их племенных отличий, не заглушила влечения к особности [1, с. 57-58],

что было усугублено политической раздробленностью Руси. Основываясь на идее неразрывной связи территории и обитающего на ней народа [2, с. 8], в своем капитальном труде «История Украины-Руси» М. С. Грушевский рассказывает о древнейших восточных славянах, их походах в Византию, Причерноморье и расселении до Новгорода, называя их «рухом украинских племен», «украинско-русскими племенами» и прямо «украинцами» [2, с. 172, 177, 183, 184 (прим. 4), 188, 307 и т. д.], рыночные отношения — «украинским экспортом» [2, с. 288] и «торговлей Украины с Востоком» [2, с. 293, 304]. Почти сразу концепция Грушевского подверглась критике не только за тенденциозность, но и за явный анахронизм принятых ориентиров.

Именно эта концепция была реставрирована после обретения Украиной независимости и освобождения от советских исторических штампов. Правда, речь шла уже не об уникальности украинской культуры, а о ее превосходстве над другими славянскими культурами, и особенно русской, что зачастую доходило до идеологически мотивированных заявлений об «изначальности» украинской культуры в истории человечества вообще. В рамках воплощения данной идеологии можно было недавно наблюдать, как воздвигаются памятники И. Мазепе и С. Бандере, осторожно оказываются почести бывшим солдатам вермахта и СС.

В связи с этим хочется напомнить некоторые исторические свидетельства, убеждающие в несправедливости подобных радикальных заявлений.

Уже монах Киево-Печерской лавры Нестор в летописи «Повесть временных лет», предварительно описав местопребывание славянских племен, которые ушли с Дуная на Вислу, обратил свое внимание и на единство расселившихся по Восточно-Русской равнине славян:

Так же и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, другие — древлянами <...> Те же славяне, которые сели около озера Ильмень, прозвались своим именем — славянами, и построили город и назвали его

В IX веке у восточных славян возникло классовое общество и вокруг двух центров — Новгорода и Киева — стало формироваться государство. В 882 году новгородский князь Олег сделал Киев своей столицей, при этом назвав его «Мати городов русьским». Далее судьбы двух сообществ (на тот момент — союзов племен) были связаны тесными связями единого

Древнерусского государства, которое в «Слове о полку Игореве» названо «Русскою землею», и говорится о священном долге защиты родины от врагов и уважении друг к другу.

Позднее территории Древнерусского государства ждала весьма различная, но одинаково трагическая участь. Падение авторитета верховного княжения в Киеве, нарастающее давление степных народов, закончившееся походами монголо-татар, конфликты внутри княжеских домов — все это привело к тому, что с XIV века единые земли с единым населением, языком, верой и историческими задачами оказались разделены между слабыми и бедными княжествами волго-окского бассейна, находящимися в политической зависимости от Золотой Орды, и набирающим силы Великим княжеством Литовским. Тогда же формируется и разделение на Великую и Малую Русь, отражающее совершившийся политический распад Киевской Руси [5, с. 125-126].

В то время как постепенно укреплялась сила русских княжеств в борьбе с Ордой — сначала вызовом на Куликовом поле, потом Стоянием на Угре, наконец, царским достоинством московского князя и победами над поволжскими ханствами,— русские земли, отошедшие Литве, стали в итоге частью Речи Посполитой, с ее жесткой политикой полонизации, окатоличивания и эксплуатации непольского населения. В этих условиях и складывался украинский народ, все больше сознававший свое трагическое положение и с надеждой смотревший на независимую Москву.

Борьба за свое национальное достоинство начинается сразу после Смутного времени, с ослаблением Речи Посполитой и кризисом ее экспансионистской политики. В 1648-1654 годах она завершилась воссоединением Восточной Украины с Россией (Переяславская Рада). Регион был призван оказывать помощь царским войскам в случае ведения ими войн с Речью Посполитой и Турцией. В свою очередь, Россия брала на себя обязательства защищать Украину от различных врагов. Можно по-разному оценивать значение этого документа, но одно неоспоримо: юридически впервые Украина была отделена от Речи Посполитой и признана Россией в качестве автономного образования. Однако еще долго знать, воспитанная в польских традициях и рассматривавшая Польшу как культурную метрополию, колебалась между Россией и ее противниками. Одним из таких колеблющихся оказался И. Мазепа, гетман, перешедший в период Северной войны (1700-1721) на сторону Швеции под влиянием неоднозначной политики польского короля

В конце XVIII века, после падения Речи Посполитой, вошла в состав Российской империи и Правобережная Украина с правами широкой автономии. С этих пор Украина начинает играть важную роль в культурной и политической истории Российского государства. Украинские университеты — Киевский и Харьковский — были значимыми центрами российской науки, украинцем был и один из первых самобытных русских философов Г. С. Сковорода [4, с. 64-81]. Украинские профессора стали деятелями возрождения философской культуры в середине XIX в. (О. М. Новицкий, П. Д. Юркевич) и влиятельными участниками дальнейшего развитии российской науки

(Н. И. Костомаров в истории, А. А. Потебня в филологии, В. И. Лесевич в философии науки) [см.: 15].

В 1922 году представители УССР были в числе тех, кто подписывал союзный договор об образовании СССР. В период Великой Отечественной войны Украина была покрыта сетью партизанских отрядов, сыгравших важную роль в победе над гитлеровской Германией. Борьба на Украине стала вехой в победе над фашизмом. Героями Советского Союза стали 2072 украинца. В мирное время Украина обеспечивала до Ут. всесоюзного производства сахарной свеклы, семян подсолнечника, Донецко-Приазовский промышленный район работал в области энергетики, металлургии и машиностроения.

Но не только общий исторический путь неразрывно связывает украинский и русский народы. Едина самая народная культура, многие верования, обряды, гадания, некоторые из которых дожили до наших дней: запашки, обжинки, широкое празднование дня Ивана Купалы. Молодежь водила хороводы и устраивала игры, которые в разных местностях имели определенные отличия. Особое значение придавалось обряду Братчины (мирским сходкам), где решались семейные и частные дела. В это время прекращались раздоры, достигалось истинное братство между людьми, проявлялось миролюбие во взаимоотношениях друг с другом.

Это нашло отражение и в пословицах: «Народная дружба и братство дороже всякого богатства» (русские, украинцы, белорусы); «Не будет добра, если между своими вражда» (украинцы).

Традиционная бытовая культура, общая в своей основе для всех этнографических районов Украины, отличалась целым рядом особенностей, обусловленных историческим развитием. На украинских землях сложились этнографические группы, которые длительное время сохраняют культурные, бытовые и языковые особенности. Наиболее известны среди них украинские горцы — гуцулы, полищуки — в районе украинского Полесья.

Уникальные черты, присущие именно украинской культуре, хорошо известны и в России. При переселении украинцев в европейскую часть России многие из них стали говорить на русском языке, но при этом сохраняли традиционную бытовую культуру, женщины продолжали носить национальные

Во многих праздниках сохраняются традиционные черты. При праздновании Нового года распространены обычаи новогоднего поздравления — щедрувания. Интересно проходят праздники проводов животноводов на высокогорные карпатские пастбища.

Отдельные элементы обрядности вошли в новый свадебный ритуал: сватание, свадебный «поезд», свадебные «чины», обряды символического единения жениха и невесты и т. д. Многим знакомы украинские музыкальные инструменты: кобза и бандура. Получили широкое распространение танцы гопак и казачок.

Н. В. Гоголь считал, что не знает, какая у него душа больше — русская или «хохлацкая». Т. Г. Шевченко создавал произведения на русском и украинском

языках и мечтал о создании государства объединенных славян. Советский поэт Александр Прокофьев задавался вопросом:

А откуда на Ладоге украинская мова,

Задушевное, мягкое и певучее слово?

Украинская мова?

Едва ли, едва ли!..

Не поверите мне, так поверите Далю!

Далее он говорит о том, как Петр I послал рыть канал на Ладоге запорожских казаков, которые и дарили своим подругам-ладожанкам вместе с песнями и украинский выговор. Стихи вызвали большой отклик у читателей и поэтов. Владимир Сосюра написал Прокофьеву:

...Я всегда глубоко ценил тебя как благородного интернационалиста и в то же время глубоко русского, ярко выраженного национального поэта великой России <...> Низкий поклон тебе не только от меня, а от миллионов сынов и дочерей Украины, и великое спасибо за твой братский голос, прозвучавшего на весь Советский Союз, а значит, и на весь мир [3, с. 364-365].

На современном этапе (после 1991 г.) контакты между Россией и Украиной, как непосредственные, так и в рамках СНГ, были важным фактором развития постсоветского пространства. Украина приобрела большое значение как страна-транзитер поставляемого Россией в Европу природного газа, в Севастополе базировался российский Черноморский флот.

В 2000 году в Санкт-Петербурге в присутствии президентов России и Украины был открыт памятник Т. Г. Шевченко. В 2003 году Украина передала нашему городу копию скульптуры императора Александра II. Постановлением Правительства Санкт-Петербурга создан информационно-деловой центр в Киеве. В 2010 году состоялись «Дни украинского театра и кино в Санкт-Петербурге». В рамках Дней Санкт-Петербурга в Харькове был проведен фестиваль русского языка «Санкт-Петербург и русское слово». В 2011 году в Санкт-Петербурге состоялся Форум партнеров «Санкт-Петербург — города и регионы Украины».

За период 2000-2010 годов состоялись выезды 22 делегаций различных уровней в Санкт-Петербург и на Украину.

Вместе с тем Украина развивалась со все большей ориентацией на Запад, по модели, которая предусматривала все растущую интеграцию с европейскими и атлантическими политическими структурами. Это определило ее неоднозначную позицию в отношениях с Россией. В 1992 году, после образования СНГ, были установлены дипломатические отношения Украины с Российской Федерацией. Однако в том же году Украина отказалась подписывать договор о коллективной безопасности СНГ, а также принимать участие в каком-либо военном союзе. В 1993 году она не ратифицировала соглашение Межгосударственного экономического комитета — наднационального органа СНГ. Не был ею признан и Устав СНГ. Торговые отношения также нередко подвергались испытаниям, пример

чему «газовые войны» 2005-2006 и 2008-2010 годов. Все это усложняло традиционно добрососедские и эффективные партнерские отношения между нашими странами. Вспомним и упоминавшуюся в начале статьи искусственно реанимированную идеологию исключительности, завоевавшую за 20 лет независимости многих приверженцев по всей стране.

Но к внутренним также добавляется внешний фактор. И Россия, и Украина — не «острова в океане», а интегрированные в международные отношения страны, поэтому в их политике отражается ведущаяся мировыми державами глобальная «шахматная игра». И Украина всегда занимала в ней особенное место. На формирование радикальной украинской элиты под эгидой Австро-Венгрии и ее притязания указывал еще Н. Г. Чернышевский [см.: 14]. Эти идеи нашли развитие и воплощение во время революционных событий и интервенции 1917-1920 годов. Отделение Украины от России и эксплуатация ее ресурсов ставились задачей «восточной политики» Третьего Рейха [13, гл. 7]. С началом Холодной войны и усилением давления на СССР Украина начала фигурировать в различных стратегических военных планах США и НАТО, шла активная разработка планов по обеспечению «независимости» Украины, был создан «Американский комитет порабощенных наций», в число которых оказались включены украинцы, под эгидой Вашингтона объединялись различные антисоветские национальные движения [13, гл. 8].

Опыт последних лет делает очевидным тот факт, что и теперь США крайне эгоистически подходят к проблемам региона: они явно заинтересованы в усилении своих позиций в Восточной Европе, бассейне Черного моря, в Средиземноморье, в устье Дуная и на Балканах, а также на путях транзита сырьевых ресурсов. Интересы Евросоюза выражаются в продвижении различных экономических программ, открывающих для европейских производителей национальные рынки. В Украине эти процессы сопровождаются, кроме всего прочего, обострением внутриполитической ситуации, радикальной риторикой властей, подъемом националистических движений. Это закономерно вызвало протесты тех граждан, которые не хотят отказываться от веками складывавшегося единства русского и украинского народов. Несостоявшийся национальный диалог перешел в гражданский конфликт, который является прямой угрозой для государства.

Поскольку дружба наших народов скреплена общими кровью и духом, Россия заинтересована в быстрейшем разрешением внутреннего противостояния на Украине [см.: 12], которое оказывает крайне негативное воздействие на межгосударственные отношения; остается надеяться, что историческая память народов, прямые культурные, гуманитарные связи не позволят деструктивной социальной эпидемии глубоко и надолго укорениться в общественном сознании.

ЛИТЕРАТУРА

1. Грушевский М. С. Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Том 15. Выпуск 3 309

4. Зеньковский В. В., прот. История русской философии. — СПб., 1991. —

5. Ключевский В. О. История России. Специальные курсы. — М., 2003.

6. Котенко А. Л., Мартынюк О. В., Миллер А. И. «Малоросс»: эволюция понятия до Первой мировой войны//Журнал «Новое литературное обозрение». — 2011. —

8. Полевой Н. А. Малороссия; ее обитатели и история//Московский телеграф. —

9. Строев П. М. Ключ, или Алфавитный указатель к Истории Государства Российского Н. М. Карамзина. — СПб., 1844 (репр.: М., 1988).

10. Таирова-Яковлева Т. Г. Мазепа. — М., 2007.

11. Терещенко А. В. История культуры русского народа. — М., 2007.

12. Терехова В. И. СПб: изд. Институт управления и права; 2012.

13. Украинская государственность в XX веке (Историко-политологический

14. Чернышевский Н. Г. Национальная бестактность//Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: В 15 т. — М., 1950. — Т. 7. — С. 775-793.

15. Чижевський Д. 1. Нариси з кторп фшософп на УкраМ. — К., 1992.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.