История медицины
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2015 УДК 615.5-089.844(091)
ИСТОРИЯ КОЖНОЙ ПЛАСТИКИ. ДРЕВНИЕ ВРЕМЕНА И ЦИВИЛИЗАЦИИ. ПЕРВЫЕ УПОМИНАНИЯ
Соколов В.А., Скворцов Ю.Р., Тарасенко М.Ю.
ФГБВОУ ВПО «Военно-медицинская академия им. С.М. Кирова» МО России 194044, Санкт-Петербург
Для корреспонденции: Соколов Владимир Андреевич — канд. мед. наук., доц., ассистент каф. термических поражений; e-mail: vsokolov60@mail.ru
Статья посвящена истории медицины периода первых цивилизаций. Приведены факты обнаружения и последующего исследования современными учеными древнейших медицинских трактатов. Подчеркнуто значение достижений врачевателей Древнего Египта и Индии, которые способствовали появлению и развитию оперативных вмешательств, в том числе и методов кожной пластики.
Кл ючевые слова: история медицины; папирус Смита; папирус Эберса; медицина в Древней Индии.
Для цитирования: Клин. мед. 2015: 93 (3): 69—74.
THE HISTORY OF SKIN GRAFTING, ANCIENT TIMES AND CIVILIZATIONS. THE FIRST MENTIONS
Sokolov V.A., Skvortsov Yu.R., TarasenkoM.Yu.
S.M. Kirov Military Medical Academy, Sankt-Peterburg, Russia Correspondence to: Vladimir A. Sokolov- MD, PhD; e-mail: vsokolov60@mail.ru
The article dials with the history of medicine practiced by the first civilizations. The facts of discovery and analysis of ancient medical treatises by modern researchers are reported. Special emphasis is laid on the achievements of medical practitioners in Ancient Egypt and India that promoted the development of operative treatment including skin grafting.
Key words: history of medicine; Smith papyrus; Ebers papyrus; medicine in Ancient India.
Citation: Klin. med. 2015; 93 (3): 69—74. (In Russian)
В большинстве современных отечественных работ, посвященных кожной пластике, авторы начинают изложение материала с доклада не то французского, не то швейцарского врача Ж. Ревердена, реже — ссылаются на таинственную книгу «Аюверды» и представителей индийской касты гончаров. В некоторых работах можно встретить упоминания о древнеегипетских папирусах, носящих совсем не арабские имена — Смита и Эберса. Во многих публикациях допускаются ошибки в транскрипции имен и фамилий ученых, а список литературы часто содержит неполные библиографические сведения. Одной из главных причин сложившейся ситуации является то, что в настоящее время в российской научной медицинской периодике по этому вопросу можно найти лишь единичные публикации. Они, как правило, касаются истории медицины в целом или отдельных узких специальностей. Значительно больший объем информации опубликован нашими зарубежными коллегами. Для многих молодых ученых, однако, самостоятельно качественно перевести эти работы или достать профессиональный их перевод является проблемой. Поэтому в практику вошло переписывание фрагментов монографий советских ученых, изданных в 1930—1980 гг., без тщательного изучения
излагаемых фактов. Еще одним широко используемым источником стал Интернет. Но и там на большинстве сайтов представленная информация далека от исторической достоверности.
Все сказанное выше побудило нас выполнить анализ современной зарубежной литературы, чтобы предоставить широкой публике информацию о зарождении хирургии и предпосылок для создания первых методов кожной пластики в Древнем мире. Мы постарались осветить наиболее известные печатные документы, в которых предпринята попытка систематизировать и сохранить первые медицинские знания, рассказать об истории их обнаружения и о тех, кто смог их понять, изучить и перевести на современный язык.
За много тысяч лет своего существования человечество постоянно накапливало опыт, знания, навыки, которые в итоге привели к созданию современной медицины. Сначала интуитивно, затем все более осознанно человек подходил к процессу врачевания [1]. И одна из проблем, которые он пытался решить, — это необходимость лечения открытых повреждений кожного покрова.
В настоящее время установить, кто, когда и где впервые использовал пересадку кожи для устранения открытого раневого дефекта, не представляется воз-
можным. Но не вызывает сомнений тот факт, что этому во многом способствовало становление и развитие сначала примитивных, а с годами — все более совершенных хирургических пособий. Их появление и развитие было обусловлено необходимостью оказания помощи людям, которые осваивали и защищали новые территории, места своего существования и обитания как от более агрессивных соседей и животных, так и от сил дикой природы [2]. Во времена первобытного общества и древнейших цивилизаций для этих целей использовали различные моно- и многокомпонентные субстанции, которые применяли в виде аппликаций. Для их создания люди широко использовали субстанции растительного и животного происхождения, различные минералы и жидкости, однако не всегда удавалось достичь положительного результата. И люди интуитивно стали применять для оказания помощи колючки и шипы растений, каменные и костяные ножи. Именно они стали первыми примитивными, далекими от совершенства, но все же предвестниками того, что мы назовем в последующим хирургическими инструментами [3].
До сих пор осталось множество неразгаданных тайн и имен энтузиастов, совершивших то, что в дальнейшем получило название «операция». Нам неизвестны их результаты и судьбы первых пациентов. Надо полагать, в чем-то они были удачными, иначе бы мы о них никогда не узнали. Только этим можно объяснить тот факт, что такой способ лечения людей не исчез из памяти человечества, а получил развитие и имеет свою историю. Она не была прямолинейной, в ней удивительным образом переплелись времена расцвета, застоя, упадка и вновь — бурного развития [4].
Первые упоминания о выполнении оперативных вмешательств можно обнаружить в древнеегипетском папирусе, создание которого относится ориентировочно к 1500—1600 гг. до н.э. [5], хотя некоторые исследователи в своих публикациях приводят еще более раннюю дату его появления — 3000 г. до н.э. [6—8]. Но точно установлено, что в 1860—1862 гг. Эдвин Смит (Edwin Smith) приобрел его случайно у жителя египетского города Луксор, которого звали Мустафа-Ага. Трактат представлял собой папирусную ленту длиной 4,68 м и шириной около 33 см [9]. К сожалению, древний документ был найден не полностью, в нем отсутствовали начало и конец. Имя автора неизвестно. Более того, ученый-египтолог покупал папирус по частям, и в одном случае ему продали искусно сделанную копию. Как потом выяснилось, при создании последней было допущено много ошибок, а часть информации попросту не была перенесена на поддельный свиток. Неудивительно, что американский исследователь не смог полностью перевести и понять текст. Незадолго до описываемых событий, в 1822 г., Жан-Франсуа Шампольон (Jean-François Champollion) расшифровал большую часть египетских иероглифов, однако этого было явно недостаточно. Выяснилось, что для передачи медицинских сведений жрецы часто применяли не обычное письмо, а тайнопись. В то время как египетская письменность на-
считывала около 800 знаков, жрецы «шифровали» свои тайные знания с помощью 6000 знаков.
Поэтому уникальный документ, выкупленный Э. Смитом, был помещен в личную историческую коллекцию ученого и нигде не был опубликован. После смерти Э. Смита в 1906 г. его дочь передала папирус в Нью-Йоркское историческое общество (New York Historical Society) для изучения и перевода текста. Эту задачу в 1930 г. выполнил Джеймс Генри Брестед (James Henry Breasted). В результате длительной и кропотливой работы он смог осмыслить оригинальные символы, найти соответствующие им иероглифы, а последние перевести на английский язык. Результаты своей титанической работы ученый опубликовал с соответствующими комментариями в 1930 г.
В 1938 г. уникальный документ был направлен в Бруклинский музей (Brooklyn Museum), а в 1948 г. его передали в Нью-Йоркскую академию медицины (The New York Academy of Medicine). Там он находится и поныне. Впервые публике его продемонстрировали в 1948 г. на выставке в музее Метрополитен (The Metropolitan Museum of Art) в Нью-Йорке.
Текст состоит из 17 колонок, в которых описано 48 случаев травматических повреждений костей черепа, мозга, шейных позвонков, ключиц, предплечья, грудной клетки и позвоночного столба, каждый с описанием физического обследования, лечения и прогноза [10]. Документ начинается с описания методов лечения травмы головы, затем следует лечение травм шеи, рук и туловища, а далее текст обрывается. Большое внимание уделено характеристике ран и травм, вывихов и переломов, полученных в сражениях. Приводятся следующие процедуры: закрытие раны швами (при их локализации на губе, шее и плече). На кровоточащий свежий раневой дефект рекомендовано накладывать кусок сырого мяса, затем сшивать его края при помощи игл и ниток. Гноящиеся раны следовало присыпать хлебной или древесной плесенью.
Описания различных повреждений головы, шеи, груди, позвоночника изложены в форме «Наставлений», содержащих рекомендации по лечению такой патологии, например «Наставление относительно перелома руки с зияющей раной». Их лечили прикладыванием различных растительных средств, жиров и минералов. Врачевателю рекомендовалось наблюдать за ходом заживления и изменять лечение, если понадобится. Раны и травмы подразделялись на излечимые, сомнительные и безнадежные. В зависимости от того, являлся ли случай сомнительным или безнадежным, врачу рекомендовалось принять одно из решений: «я буду его лечить», «я буду бороться», «я не буду его касаться» [11]. Вот пример таких рассуждений: «если ты пользуешь больного, у которого рана на виске, и эта рана зияет, то тогда ты должен исследовать его рану, если ты найдешь его височную кость неповрежденной, то ты должен сказать: эта рана на виске, и это страдание я буду лечить».
Каждое наблюдение излагалось в четкой последовательности: экспертиза, диагностика и лечение [12].
Нельзя не отметить еще одну удивительную особенность этого документа. Из 48 приведенных клинических случаев только в одном есть обращение к силам магии [13, 14]. Остальные 47 содержат рекомендации по выполнению конкретных хирургических вмешательств!
Кроме того, исследователи получили информацию о том, что задолго до начала нашей эры древние египтяне создали достаточно четкую и последовательную систему оказания медицинской помощи населению [15, 16]. Они активно изучали анатомию и стремились использовать полученные данные в практической медицине [17]. Благодаря этому ими были разработаны одни из первых элементов будущих методов пластики носа, губ и других областей человеческого тела. Уже в те времена древние врачеватели придавали большое значение аккуратному и красивому зашиванию послеоперационной раны во время выполнения хирургического вмешательства на лице. Даже при переломах и иных деформациях носа «швы накладывали, используя топленый жир и два тампона из льна», которые вставляли в ноздри. Кроме того, были разработаны рекомендации, как «украшать кожу», и любопытный рецепт «превращения старого человека в молодого в одном теле».
Таким образом, по содержанию и структуре этот папирус можно считать настоящим хирургическим трактатом Древнего Египта [18].
Неудивительно, что такие достижения не могли оставаться достоянием только египетских врачевателей [19]. Их коллеги в разных странах с успехом стали применять эти методы в своей врачебной деятельности [20].
В современной медицине мы считаем само собой разумеющимся использовать физическое обследование и рациональное мышление для постановки правильного диагноза. А ведь истоки этой системы заложили и описали древнеегипетские медики еще несколько тысяч лет тому назад! Они впервые смогли отказаться от магии и мистики того времени в пользу логики и дедуктивного рассуждения [21, 22]. Поэтому значимость одного из первых медицинских трактатов для истории развития хирургии, в том числе и методов восстановления целостности кожного покрова, трудно переоценить.
Еще один уникальный папирус был обнаружен в Фивах (Верхний Египет) зимой 1872—1873 гг. Исследователи считают, что он был создан в годы правления фараона Яхмоса I [23, 24], однако А. На11тапп-Млко^с/ак [25] в своей работе указывает имя другого фараона — Аменофиса I (ЛтепорЫ8 I) и соответственно иной год создания папируса — 1536 г. до н. э. Этот папирус был переведен, исследован и опубликован учеными из разных стран. Наиболее фундаментальными являются труды египетского исследователя Р. Gha1ioungui (или Р. ОЬаНои^1) [26] и его немецкого коллеги Ж Westendorf [27, 28]). По мнению авторов, хаотическое расположение медицинских советов в папирусе дает основание предполагать, что существовало несколько первоисточников, которые были использованы при написании оригинала.
Склеенный из 108 листов, он достигал в длину 20,5 м и вполне оправдывал свое название «Книга приготовления лекарств для всех частей тела». Папирус был написан иератическим письмом, т. е. древнеегипетской иероглификой, и содержал обширный список различных болезней, их симптомов, диагностику и методы лечения [29, 30]. Документ включал около 900 прописей препаратов для лечения заболеваний внутренних органов и систем, в том числе травм и открытых ран мягких тканей. Среди прочих упоминается трава Диа-Диа, обладающая обезболивающими и снотворными свойствами. Под этим именем египтянам была известна мандрагора. Папирус Эберса содержит первое в истории медицины упоминание об этом растении, сок которого египетские хирурги широко использовали для обезболивания при выполнении хирургических вмешательств, в том числе и с целью восстановления утраченного кожного покрова [31, 32]. Это было значительным шагом вперед в процессе создания методов анальгезии. Боль сопровождала людей с момента появления их на Земле. Поэтому на протяжении всей своей долгой истории человечество пыталось не только изучить причину и механизм боли, но и найти средства, устраняющие или в значительной степени уменьшающие ее воздействие на человека [33, 34]. Неудивительно, что применение первых препаратов, оказывающих анальгезирующее действие, позволило существенно расширить объем выполняемых хирургических вмешательств.
В последующем искусство получения снотворных и болеутоляющих средств из корня этого растения перешло из Египта в Грецию. Следует подчеркнуть, что в те времена греки широко применяли гипноз, музыку и вдыхание запахов различных растений и растительных соков и масел для подавления у человека болевого рефлекса. Это отражено в стихах Гесиода (Hesiod), эпосах Гомера (Homer), трагедиях великих афинских поэтов Эсхила (Aeschylus), Софокла (Sophocles) и Еврипида (Euripides). Неудивительно, что после такой анальгезии у больных были отмечены бред, галлюцинации, остановка дыхания и эрекции полового члена, а в наиболее тяжелых случаях — наступление летального исхода [35]. Постепенно знахари древней Эллады во время операций все чаще стали применять для наркоза губки, пропитанные горячим соком мандрагоры. Вдыхая пары этого сока, больной крепко засыпал, и количество осложнений и неблагоприятных исходов пошло на убыль.
В папирусе говорится и о лечении заболеваний, требующих хирургического вмешательства. Так, при ожогах для перевязки ран предложено использовать мед, ячмень, масло и воск наряду с такими экзотическими средствами, как кошачья шерсть и хрящи каракатицы. Обязательным атрибутом перед началом этих операций было произнесение магических заклинаний, молитв и жертвоприношение богам. Кроме этого, в тексте найдены рекомендации об основных методах обследования пациента: осмотр, ощупывание и выслушивание.
Древнеегипетские хирурги пользовались разнообразными хирургическими инструментами, в том чис-
ле каменными и металлическими ножами, ланцетами, пинцетами, бритвами и т. д. Это позволяло им делать такие сложные по тем временам операции, как ампутация конечностей, трепанация черепа, вмешательства на позвоночнике, устранение паховых грыж и дефектов мягких тканей на носу [36, 37]. Сведения о последних изложены в более краткой форме, чем в папирусе Смита. Тем не менее, они существенно дополняют полученные ранее историками факты о достаточно высоком уровне оказываемых хирургических пособий в древних цивилизациях [38].
В последующем уникальный документ приобрел для Лейпцигского музея немецкий египтолог и писатель Георг Мориц Эберс (Georg Moritz Ebers). Долгие годы он посвятил детальному изучению древнейшего медицинского манускрипта. Кроме того, в период с 1874 по 1875 г. ученый опубликовал его отдельные фрагменты.
В годы Второй мировой войны во время бомбардировок Лейпцига англо-американской авиацией папирус Эберса сильно пострадал. Из 108 разделов списка погибла или была повреждена большая часть. В настоящее время этот исторический памятник хранится в библиотеке Университета Лейпцига (Universität Leipzig), Германия.
Всего археологи нашли 14 папирусов, содержащих сведения о достижениях медицины в Древнем Египте. В настоящее время они находятся в экспозиции музеев различных государств.
Ориентировочно в 2500—1500 гг. до н. э. в Индии начала формироваться Аюрведа, или Аюр-Веда (от санскр. äyus —значение жизни, принцип жизни, или длинная жизнь и veda — знание) — традиционная система национальной ведической медицины, названная по имени одной из четырех священных книг: Дханур-веда (боевые искусства), Гандхарваведа (творчество и эстетика), Стхапатьяведа (архитектура) и Аюрведа (медицина) [39]. К сожалению, сведения об авторах священных книг и их полный текст не сохранились. Но доподлинно известно, что в последней большое внимание уделено лекарственным препаратам, рациональной диете, советам по предупреждению заболеваний и их лечению, т. е. всему тому, что могло способствовать сохранению и поддержанию крепкого здоровья. Лечебные рекомендации составляют лишь незначительную часть текста Аюверды, но свидетельствуют о существовании законченной и довольно эффективной для того времени национальной медицинской системы.
В дальнейшем этот труд был с успехом изучен и внедрен в практическую медицину в Непале, Шри-Ланке, на территории современных Бангладеш и Пакистана. Основные принципы и методики лежат в основе систем оказания медицинской помощи на территории Тибета, Бутана, Монголии [40, 41].
Золотой век Аюрведы совпадает с расцветом в Индии буддизма (327 г. до н. э. — 750 г. н. э.). В этот период индийцы накопили существенные знания о строении человеческого тела [42]. Они достаточно точно описали
7 перепонок, 500 мускулов, 900 связок, 90 сухожилий, 300 костей (в их число вошли зубы и хрящи), подразделяемых на плоские, круглые и длинные, 107 суставов, 40 главных сосудов и 700 их разветвлений (для крови, слизи и воздуха), 24 нерва, 9 органов чувств.
Изучение анатомии в древней Индии развивалось на протяжении многих столетий. Новые знания и открытия были получены во время и после жертвоприношений животных, случайных наблюдений на местах неправильно захороненных человеческих тел и обследования больных, сделанных врачами во время их лечения [43].
В последующие столетия этот древнейший свод медицинских методик уточнялся и пополнялся новыми данными, полученными знахарями тех времен не только в Индии, но и в других странах, например в Персии [44]. Их активно использовали при написании новых трактатов по медицине. Одним из них был Сусрута (Сушрута) — Susruta (Susrutha, хирург и педагог, предполагаемый автор санскритского медицинского трактата Сусрута Самхита [45]. Предположительно он жил в V—VI веках до нашей эры, хотя точные даты жизни и смерти до сих пор не известны, как остается неустановленным время выхода его замечательной книги. В разных публикациях разброс цифр достигает несколько столетий — 1200—600 гг. до н. э. [46]! Кроме того, его по ошибке приписали к индийской касте гончаров. И этот факт стал кочевать из одной монографии в другую как у нас в стране, так и за рубежом! [47, 48]. Исторически достоверно установлено, что его имя связано с медицинской школой в Бенаресе (Benares) на берегах Ганга, на территории современного города Варанаси (Varanasi),штат Уттар -Прадеш в Северо-Восточной Индии. Это учебное заведение выпускало врачей различных специальностей, в том числе и хирургов. Вероятно, после ее окончания он остался преподавать в ней и всю последующую жизнь жил и практиковал в этом городе.
Труд Сусруты посвящен в основном хирургии и содержит описание более 300 операций, свыше 120 хирургических инструментов и не менее 650 лекарственных средств [49]. Уже тогда древнеиндийские врачеватели использовали фрагменты кожи, а иногда и более сложные кожные лоскуты для восстановления целостности мягких тканей на носу, губах, для реконструкции ушных раковин после ранений, заболеваний, выполнения религиозных обрядов или увечий, нанесенных по приговору суда [50, 51]. О том, что больных, требующих такого лечения, было немало, можно судить хотя бы потому, что отрезание носов, ушей и других выступающих частей тела в те времена на Востоке было достаточно распространено. Так, в истории осталось упоминание о том, что почти у всех жителей одного из индийских городов на Цейлоне, взятого войсками неприятеля, проделали эту ужасную экзекуцию [52].
В качестве донорских участков, на которых выкраивали или срезали лоскуты, использовали разные анатомические области: лоб, шею, ягодицы. Любопытно, что по древнеиндийской традиции местные врачевате-
ли накануне забора били по указанным местам многократно деревянными туфлями, пока мягкие ткани как следует не распухали. С точки зрения современной науки это действие отдаленно напоминает гидропрепаровку донорского участка.
Хирурги Древней Индии умели сшивать ткани льняными и пеньковыми нитями, сухожилиями и конским волосом; останавливали кровотечения с помощью холода, золы, давящей повязки. При вывихах и переломах костей использовали вытяжения, неподвижные повязки и бамбуковые шины. Они знали особые методы лечения ожогов, язв и опухолей. Операции производили с обезболиванием, применяя для этой цели опий, белену, гашиш, вино, индийскую коноплю. При выполнении хирургических вмешательств использовались черные муравьи, которые намертво прикусывали края ран.
В те древние времена книга по своему содержанию являлась уникальным научным трудом, посвященным практической хирургии. Об этом свидетельствует тот факт, что Сусрута Самхита в те далекие времена была переведена на девять иностранных языков, не считая различных индийских диалектов, таких как хинди, бенгали, малаялам и т.д. [53, 54]. В VIII веке нашей эры по приказу Халифа Мансура труд был издан в Багдаде на арабском языке под названием «Китаб-и-Сусруд» (Kitab-i-Susrud, а затем и в Европе на латыни. Это не только способствовало распространению опыта древнеиндийских врачей среди их арабских коллег в странах Среднего Востока, но и сохранению самого документа до наших дней. Для многих студентов-медиков она оставалась на протяжении многих веков первым фундаментальным учебником по хирургии [55]. На современный английский язык этот уникальный документ удалось перевести в 1903 г. Августусу Хернле (Augustus Hoernle) [56]. Как показали исторические исследования, похожие кожно-пластические операции выполняли не только в Египте, Индии, на Тибете, но и в Месопотамии, Древнем Китае, ряде восточных и западных стран. Так, в Древнем Риме Авл Корнелий
ЛИТЕРАТУРА / REFERENCES
1. Kwiecinski J. Images of the respiratory system in ancient Egypt: Trachea, bronchi and pulmonary lobes. Can. Respir. J. 2012; 19 (5): 33—4.
2. Ghannaee Arani M., Fakharian E., Sarbandi F. Ancient legacy of cranial surgery. Arch. Trauma Res. 2012; 1 (2): 72—4.
3. Shuster B.A., Hoffman L.A. An old friendship revisited: plastic surgery and transplantation. Aesthet. Plast. Surg. 1994; 18 (2): 135—9.
4. Eisenberg I. A history of rhinoplasty. S. Afr. Med. J. 1982; 62 (9): 286—92.
5. Kemp B.J. Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. London: Rout-ledge; 1991.
6. Kemp B.J. Ancient Egypt: Anatomy of a Civilization. London: Rout-ledge; 2006.
7. Stiefel M., Shaner A., Schaefer S.D. The Edwin Smith Papyrus: the birth of analytical thinking in medicine and otolaryngology. Laryngoscope. 2006; 116 (2): 182—8.
8. Pecanac M., Janjic Z., Komarcevic A., Pajic M., Dobanovacki D., Miskovic S.S. Burns treatment in ancient times. Med. Pregl. 2013; 66 (5—6): 263—7.
9. Allen J.P. The art of medicine in ancient Egypt. In: Allen J.P. Metropolitan Museum of Art New York. New York: Published in association with The Metropolitan Museum of Art New York; 2005.
10. Kamp M.A., Tahsim-Oglou Y., Steiger H.J., Hanggi D. Traumatic brain injuries in the ancient Egypt: insights from the Edwin Smith
Цельс [Aulus (Aurelius) Cornelius Celsus] в своей книге DeReMedica, написанной в 30 г. до н. э., упоминает об оперативных методах восстановления кожного покрова на носу, губах, ушных раковинах с помощью кожных лоскутов, выкроенных в непосредственной близости от места локализации раневого дефекта. Он подчеркивает, что после завершения хирургического вмешательства внешний шов «должен быть красивым».
Уровень развития медицины в странах Древнего мира в определенной степени зависел от того наказания, которое ожидало врача в случае неудачи. В особенности это касалось хирургических операций, часто сопряженных с большим риском. Очевидно, этим можно объяснить тот факт, что значительные достижения в развитии оперативного искусства в Египте и Индии в то время стали возможными во многом благодаря тому, что степень наказания специалиста в случае неудачи зависела от того, насколько верно он следовал предписаниям, изложенным в медицинских текстах [57]. В частности, египетские медицинские папирусы середины II тысячелетия до н.э. описывают заведомо безнадежные болезни и травмы. Если врач брался за их излечение, он рисковал своей репутацией. При этом наказания он мог бояться только в том случае, если больной занимал высокое положение в обществе.
Таким образом, представленный материал свидетельствует о том, что за тысячи лет до нашей эры человек постоянно искал возможности для оказания помощи страждущим. Им были созданы первые лечебные методы, инструменты. Он приступил к изучению человеческого тела. Приобретенные знания тщательно фиксировались, а с появлением письменности и записывались. И спустя тысячелетия эти сведения представляют огромный интерес для современной науки. Вот почему и в XXI веке остаются актуальными высокие требования к качеству научных публикаций. Необходимо глубокое знание излагаемого вопроса не только из чувства уважения к читателям, но и для бережного сохранения накопленных знаний в исторической перспективе.
Papyrus. J. Neurol. Surg. A Cent. Eur. Neurosurg. 2012; 73 (4): 230—7.
11. Sanchez G.M., Burridge A.L. Decision making in head injury management in the Edwin Smith Papyrus. Neurosurg. Focus. 200; 23 (1): 5.
12. Brawanski A. On the myth of the Edwin Smith papyrus: is it magic or science? Acta Neurochir. (Wien). 2012; 154 (12): 2285—91.
13. Minagar A., Ragheb J., Kelley R.E. The Edwin Smith surgical papyrus: description and analysis of the earliest case of aphasia. J. Med. Biogr. 2003; 11 (2): 114—7.
14. Vargas A., López M., Lillo C., Vargas M.J. The Edwin Smith papyrus in the history of medicine. Rev. Med. Chil. 2012; 140 (10): 1357—62.
15. Alter J.S. Rethinking the history of medicine in Asia: Hakim Mohammed Said and the Society for the Promotion of Eastern Medicine. J. Asian Stud. 2008; 67 (4): 1165—86.
16. Jungraithmayr W., Weder W. Chest surgical disorders in ancient Egypt: evidence of advanced knowledge. Ann. Surg. 2012; 255 (3): 605—8.
17. Loukas M., Hanna M., Alsaiegh N., Shoja M.M., Tubbs R.S. Clinical anatomy as practiced by ancient Egyptians. Clin. Anat. 2011; 24 (4): 409—15.
18. Feldman R.P., Goodrich J.T. The Edwin Smith Surgical Papyrus. ChildsNerv. Syst. 1999; 15 (6—7): 281—4.
19. Ziskind B. Ancient Egyptian roots in the Greek medicine. Rev. Prat. 2013; 63 (1): 142—5.
20. Marganne M.-H. Ancient Egyptian medicine. Med. Hist. 1997; 41 (3): 410—1.
21. Stiefel M., Shaner A., Schaefer S.D. The Edwin Smith Papyrus: the birth of analytical thinking in medicine and otolaryngology. Laryngoscope. 2006; 116 (2): 182—8.
22. van Middendorp J.J., Sanchez G.M., Burridge A.L. The Edwin Smith papyrus: a clinical reappraisal of the oldest known document on spinal injuries. Eur. Spine J. 2010; 19 (11): 1815—23.
23. Dümichen J. Papyrus Ebers. W. Engelmann; 1874.
24. Scholl R. Der Papyrus Ebers: die größte Buchrolle zur Heilkunde Altägyptens. Leipzig: R. Scholl Univ.-Bibliothek; 2002.
25. Hallmann-Mikolajczak A. Ebers Papyrus. The book of medical knowledge of the 16th century B.C. Egyptians. Arch. Hist. Filoz. Med. 2004; 67 (1): 5—14.
26. Ghalioungui P. La medecine despharaons: Magieet science medical edansl'Egypteancienne. R. Laffont; 1983.
27. Westendorf W. Erwachen der Heilkunst. Die Medizinimalten Ägypten. Zürich: Artemis & Winkler; 1992.
28. Westendorf W. Handbuch der altägyptischen Medizin. Leiden etc.: Brill; 1998.
29. Pocard M. Varicose veins and methods used to cut them: from the Ebers papyrus to Trendelenburg. Ann. Chir. 1997; 51 (7): 710—2.
30. Saber A. Ancient Egyptian surgical heritage. J. Invest. Surg. 2010; 23 (6): 327—34.
31. Fischer-Elfert H.-W. Papyrus Ebers und die antike Heilkunde: Akten der Tagungvom 15.—16.3.2002 in der Albertina. Wiesbaden: H.-W. Fischer-Elfert — Harrassowitz; 2005.
32. Ali F.R., Finlayson A.E. Pharaonic trichology: the Ebers Papyrus. J.A.M.A. Dermatol. 2013; 149 (8): 920.
33. Währborg P. Pain — life's dreaded companion. Cultural history of al-gology and the most important achievements. Lakartidningen. 2001; 98 (14): 1642—6.
34. Salas Campos L., Villar Miranda H. Brief history of pain and analgesia. Rev. Enferm. 2009; 32 (6): 8—12.
35. Ntaidou T.K., Siempos I.I. The art of providing anaesthesia in Greek mythology. Anaesth. Intensive Care. 2012; 40 (Suppl. 1): 22—7.
36. Pizzamiglio D.S., Berger C.A.S. Comparative study of continuous lateral osteotomy and microperforating osteotomy in patients undergoing primary rhinoplasty. Int. Arch. Otorhinolaryngol. 2012; 16 (3): 382—6.
37. Dweik A., Van den Brande E., Kossmann T., Maas A.I. History of cervical spine surgery: from nihilism to advanced reconstructive surgery. Spinal Cord. 2013; 51 (11): 809—14.
38. Brain D.J. The early history of rhinoplasty. Facial Plast. Surg. 1993; 9 (2): 81—8.
39. Lad V., Frawley D. Die Ayurveda Pflanzen-Heilkunde. Windpferd Verlag; 2000.
40. Frawley D. Das große Ayurveda-Heilungsbuch: Prinzipien und Praxis. München: Knaur T.B. Verlag; 2005.
41. Lad V. Selbstheilungmit Ayurveda: Das Standardwerk der indischen Heilkunde. O.W. Barth Verlag; 2010.
42. Jacob T.G. History of teaching anatomy in India: from ancient to modern times. Anat. Sci. Educ. 2013; 6 (5): 351—8.
43. Loukas M., Lanteri A., Ferrauiola J., Tubbs R.S., Maharaja G., Shoja M.M. et al. Anatomy in ancient India: a focus on the Susruta Sam-hita. J. Anat. 2010; 217 (6): 646—50.
44. Shoja M.M., Tubbs R.S. The history of anatomy in Persia. J. Anat. 2007; 210 (4): 359—78.
45. Raju V.K. Susruta of ancient India. Indian J. Ophthalmol. 2003; 51 (2): 119—22.
46. Raveenthiran V. Knowledge of ancient Hindu surgeons on Hirschsprung disease: evidence from Sushruta Samhita of circa 1200—600 BC. J. Pediatr. Surg. 2011; 46 (11): 2204—8.
47. Baskaradoss V.K., Jose R.M. Life and times of Sushruta: Fact and fiction. Indian J. Plast. Surg. 2006; 39 (1): 109—10.
48. Natarjan K. Surgical instruments and edoscopes of Susruta, the sage surgeon of ancient India. Indian. J. Surg. 2008; 70 (5): 219—23.
49. Sharma P.V. History of Medicine in India (from Antiquity to 1000 a.d.). New Delhi: Indian National Science Academy; 1992.
50. Zeis E., Dieffenbach J.F. Handbuch der plastischen Chirurgie. Berlin: G. Reimer; 1838.
51. Ammon F.A., Baumgarten F.M.O. Die plastische Chirurgi enachi-hren bisherigen Leistungenkritisch dargestellt. Berlin: Reimer; 1842.
52. Dieffenbach J.F. Chirurgische Erfahrungen, be sonders über die Wiederherstell ung Zerstörter Teile des menschlichen Körpersnachneuen Methoden. Berlin: Verlag von Th. Chr. F. Eslin; 1829.
53. Sharma H.S., Sharma H.I., Sharma H.A. Sushruta-samhita. A critical review. Part 1: Historical glimpse. Ayu. 2012; 33 (2): 167—73.
54. Puthmana P.P. Through the mists of time: Sushrutha, an enigma revisited. Indian J. Plast. Surg. 2009; 42 (2): 219—23.
55. Rana R.E., Arora B.S. History of plastic surgery in India. J. Postgrad Med. 2002; 48 (1): 76—8.
56. Chakravorty R.C. The duties and training of physicians in ancient India as described in the Sushruta Samhita. Surg. Gynecol. Obstetr. 1965; 120: 1067—70.
Поступила (received) 29.04.14