УДК 37(47)(09)
ББК 47.03(2)
DOI 10.17150/2308-2588.2015.16(1)183-190
Т. А. Яковлева
Байкальский государственный университет
экономики и права г. Иркутск, Российская Федерация
ИСТОРИЯ КОММЕРЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: МЕЖДУ БИЗНЕСОМ И ГОСУДАРСТВОМ
Аннотация. Рецензируется монография А. А. Бессолицына «Государство и становление системы коммерческого образования в России на рубеже XIX-X вв.».
Ключевые слова. Коммерческое образование, коммерческая школа России, высшие коммерческие учебные заведения, С. Ю. Витте.
T. A. Yakovleva
Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk, Russian Federation
THE HISTORY OF COMMERCE EDUCATION IN RUSSIA: BETWEEN BUSINESS AND GOVERNMENT
Abstract. The monograph of Bessolitsyn «The gov- *
ernment and business education system establishment in | Russia at the turn of the 19-20th centuries» is reviewed.
Keywords. Business education, Russian business *
school, high schools of business, Sergei Witte. |
Долгие годы исследований приносят свои плоды. Александр Алексеевич Бессолицын широко известен как автор многочисленных публикаций — включа- | ющих не только статьи, но и учебные пособия и монографии — по экономической истории и истории предпринимательства. Заметное место в его творче-
© Т. А. Яковлева, 2015
183
со аб
стве занимает проблематика истории коммерческого образования в России, которой и посвящено увидевшее свет в 2014 г. фундаментальное монографическое
исследование*.
В современной России престижность и популярность коммерческого образования растет стреми! тельными темпами. Под коммерческим образовани-; ем обычно понимается бизнес-образование как ком-I плекс навыков по ведению предпринимательской
> деятельности. Государственным стандартом высшего ! образования по подготовке бакалавров коммерции
основным требованием определяется готовность ба-
> калавров к предпринимательской, коммерческой и планово-экономической деятельности. Но в условиях «шоковой» модернизации высшей школы система и качество подготовки специалистов такого профиля, на наш взгляд, не способствует принципиальному улучшению, ни общего состояния экономики страны, ни малого предпринимательства. Современное коммерческое образование в России теряет прак-
§ тическую направленность. Результат исследования | А. А. Бессолицына помогает понять, что именно потеряно не только в коммерческом, но и в экономическом образовании в целом.
В монографии представлена комплексная история становления и развития коммерческого образования на всех его уровнях от начального до высшего. В предисловии автор отмечает, что важнейшей отличительной чертой системы коммерческого образования в России начала ХХ в. стала его практическая направленность, т.е. подготовка специалистов, способных к решению экономических задач, стоящих перед обществом и го-^ сударством.
"¡2 * Бессолицын А. А. Государство и становление системы
коммерческого образования в России на рубеже Х1Х-ХХ вв. / £ А. А. Бессолицын. - М. : [ИРИ РАН], 2014. - 226 с.
Новизна и значимость исследования заключается 22! в правильном определении места и роли государства -! в процессе развития системы коммерческого образова- 8 < ния. Название и содержание монографии соответству- : ет лучшим традициям институционального подхода, определяемым необходимостью связки «государство и экономика». История становления и развития коммер- | ческого образования представлена в монографии с позиций институционального анализа, который можно считать основным ключом в исследовании исторических проблем России. Исключительная роль государства во многих политических и социально-экономических сферах является важнейшей институциональной особенностью истории России. В большей мере государство и его административные усилия стояли в основе формирования системы образования, в том числе образования коммерческого. Сама модель российской экономической системы как модель национальная предполагает исключительную роль государства в развитии основных экономических институтов. Без ^ государственной инициативы мало что сдвигалось с ^ места, не только в производстве и торговле, но и в си- §» стеме образования. Современные исследователи «об- ^ речены» применять институциональный подход и его ^ понятийный аппарат не только для понимания зако- | номерностей экономического развития России, но и | для организации результатов исследования в какую-то § практически значимую интерпретацию, тем более в I условиях современной модернизации. I
Монография имеет четкую и логичную структуру. § Анализируя во введении историографию проблемы, § главный импульс изучению коммерческого образова- ■§ ния в России автор справедливо отдает С. Ю. Витте и = его огромному наследию в этом вопросе, прежде всего | Коллекции трудов, насчитывающей более 2500 и хранящейся в научной библиотеке Санкт-Петер- = бургского политехнического института.
со аб
Заданный импульс выстраивает последующие главы. В первой главе «Роль министерства финансов и С. Ю. Витте в создании системы коммерческого образования в России» автор обращается к началу истории коммерческого образования, определив содержание первого раздела как «Государство и образование » (история вопроса)». Государство создавало необхо-= димые институциональные предпосылки и условия Ё для формирования системы образования. Оборотной | стороной такой инициативы стал жесткий контроль и вмешательство в деятельность учебных заведений. Университетское образование было направлено на » исполнение интересов государства. Автор отмечает и другую особенность: «Парадокс заключался в том, что начало коммерческим учебным заведениям в России было положено гораздо раньше, чем в европейских странах, но на рубеже Х1Х-ХХ вв., когда эта форма образования сложилась в особую систему, Россия уже значительно отставала от Европы» (С. 18). Второй раздел «Необходимость создания системы образования ■§ нового типа и роль С. Ю. Витте в решении этой про-| блемы», а за ним и третий — «Формирование систе-■18 мы коммерческого образования низшего и среднего
5 уровня» продолжают анализ институциональных ус-| ловий для формирования системы образования в Рос-1 сии. Программа промышленной модернизации Витте
6 предполагала передачу всех коммерческих училищ в Л ведение Министерства финансов. Разделы наполнены
обширным фактическим материалом, результатами подсчетов, которые произвел автор. я Следующий раздел «Создание высших коммер-
« ческих учреждений» представляет процесс становле-^ ния системы политехнических институтов в России ¡-й как первых высших учебных заведений. Инициатива I С. Ю. Витте объединить коммерческие и технологиче-Л ские училища в России в форму политехнических ин-£ ститутов, «...которые содержали бы в себе различные
г 3 1
отделения человеческих знаний, но имели бы органи- 21 зацию не технических школ, а университетов» (С. 50), -! оказалась оптимальной для российских условий. Но 8' такая форма, как справедливо отмечает А. А. Бессоли-цын, устанавливала юридическую неполноценность высшего образования, полученного в частной или общественной школе. Частная инициатива, как и в дру- \ гих сферах экономической жизни, страдала разными формами ущербности и недееспособности. Государство всеми способами стремилось уйти от материальной поддержки частного коммерческого образования с одной стороны, с другой стороны, ограничивая са- | мостоятельность учебных заведений уставами и учебными планами (в частности, ограничивая получение высшего образования для иудеев). Автор достаточно подробно показывает историю таких мытарств для Московского коммерческого института, открытого в 1907 г., Высших коммерческих и счетоводных курсов М. В. Побединского в Санкт-Петербурге, Киевского коммерческого института. ^
Во второй главе монографии «Институциональ- ^ ное сопровождение процесса формирования системы §» коммерческого образования в России» исследуются ^ процессы юридического оформления системы ком- ^ мерческого обучения, правовое обеспечение функци- | онирования высших коммерческих заведений и роль | общественных организаций в поддержке коммерче- § ского образования. Достойное место в монографии занимает раздел, посвященный руководителям ведущих коммерческих вузов, где представлены биографи- § ческие очерки. Первый директор Киевского коммер- § ческого института М. В. Довнар-Запольский, ректор ■§ Московского коммерческого института П. И. Новго- | родцев. Как отмечает автор, они являлись не только та- | лантливыми организаторами высшего коммерческого | образования, но и выдающимися учеными-экономистами либерального направления (С. 105).
■8
"а
со аб
Следующая глава посвящена проблеме качества обучения в коммерческой школе России. Исследуется роль попечительских советов в борьбе за качество, решение кадровой проблемы, анализируются учебные планы, программы высшей коммерческой школы и материально-техническая база. Неожидан» но в тексте монографии звучит факт предоставления : на историю хозяйства всего пяти лекционных часов, s согласно учебным планам коммерческих вузов после j 1906 г. (С. 125).
Î Значительный интерес представляет четвертая
глава «Развитие коммерческого образования в Евро» пе». В ней автор обращается к опыту становления коммерческого образования в Германии, Бельгии и Франции. Важнейшим результатом исследования является сравнение и обобщение проблем развития коммерческого образования для России и Западной Европы, оформленное в заключительную, пятую главу монографии. Принципиальным отличием являлась проблема финансовой поддержки коммерческой ■§ школы. А. А. Бессолицын отмечает, что государство в ! России не стремилось к такой поддержке, многие про-■S екты отвергались, положительные решения часто со-5 провождались указанием на то, что выпускники таких I учебных заведений не имеют никаких служебных и со-1 словных прав (С. 182). Для европейских коммерческих is учебных заведений, в частности, во Франции и Герма-ц нии, отмечается большая финансовая и юридическая £ независимость.
Таким образом, А. А. Бессолицын успешно решая ет множество исследовательских задач в соответствии « с требованиями, предъявляемыми к научным рабо-^ там. Каждый раздел дополнен ссылками и примеча-i-i ниями, необходимыми для исследования, завершает монографию библиографический раздел. Возможно, Л полезным для такого рода работы оказалось бы при-£ влечение дополнительного исследования о судьбах
известных выпускников коммерческих вузов России, 2 I
~ 3 I
о том, как повлияло коммерческое образование на их -1 деловую жизнь, тем более что автор владеет таким зна- 88' нием и опытом изучения истории российского пред- : принимательства. В целом монография читается и вос- j принимается легко, текст не перегружен фактическим материалом, что предоставляет возможность рекомендации книги для широкой студенческой аудитории. Книга может быть также интересна не только специ- j алистам — историкам и экономистам, но и непосред- j ственным участникам коммерческой деятельности в России. Выход в свет книги А. А. Бессолицына бесспорно является еще одним шагом вперед по тернистой дороге историко-экономических исследований. Пожелаем автору успешного продолжения научной деятельности. Надеемся, что вопросы и проблемы, поставленные автором, найдут своих новых исследователей.
Информация об авторе
Яковлева Татьяна Анатольевна - кандидат историче- О ских наук, доцент, кафедра истории, экономических и ? политических учений, Байкальский государственный уни- И1 верситет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: history@isea.ru. ^
Author 1
ia
Yakovleva, Tatyana Anatolyevna - PhD in History, Associate | Professor, Department of Economic and Political Science Histo- is ry, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Str., "1 Irkutsk, 664003, Russian Federation, e-mail: history@isea.ru. |
Библиографическое описание статьи 1
Яковлева Т. А. История коммерческого образования 1
в России: между бизнесом и государством / Т. А. Яков- 1
лева // Историко-экономические исследования. — «>
2015. — Т. 16, № 1. — С. 181-190. — DOI : 10.17150/2308- |
2588.2015.16(1).181-190. |
Reference to article
Yakovleva T. A. The history of commerce education in Russia: between business and government. Istoriko-ekonomich-eskie issledovaniya = Journal of Economic History & History of Economics, 2015, vol. 16, no. 1, pp. 181-190. DOI: 10.17150/2308-2588.2015.16(1).181-190. (In Russian).