Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ. ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ'

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ. ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
59
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
насилие / кино / ограничения / violence / cinema / restrictions

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Климова В. А., Тихомирова Т. Б.

В статье автор исследует репрезентацию насилия в кинематографе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STORY OF DEPICTION OF VIOLENCE IN CINEMA. LIMITATIONS IN PAST AND PRESENT

In the article, the author explores the representation of violence in cinema.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ. ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ»

УДК 1 Климова В.А., Тихомирова Т.Б.

Климова В.А.

НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва, Россия)

Научный руководитель: Тихомирова Т.Б.

старший преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва, Россия)

ИСТОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ.

ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ

Аннотация: в статье автор исследует репрезентацию насилия в кинематографе.

Ключевые слова: насилие, кино, ограничения.

Кинематографическим насилием называют сцены в кино, в которых изображаются насилие и жестокость. Вокруг его допустимости ведутся дискуссии.

С одной стороны, кинематографическое насилие можно использовать, для привлечения внимание зрителей для обсуждению насилия как проблемы, а также его социально-политических и моральных последствий. При этом существуют мнения, что насилие на экранах может приводить к десенсибилизации зрителей и росту насилия в реальной жизни.

Первую сцену насилия в мировом кинематографе можно найти в фильме «Казнь Марии Шотландской» 1895 г., снятом в лаборатории Т. Эдисона. Чтобы

имитировать казнь, голову отрубают манекену — но благодаря применению монтажа и стоп-кадра эффект выглядит реальным.

Развитие игрового кино переплеталось с развитием документалистики. В то время, пока в России разворачивалась Гражданская война, в 1917-1922 годах американский оператор Фрэнк Джонсон запечатлел на камеру, как немецкие отряды расстреливали латышских большевиков.

В 1925 г. в отечественном фильме С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» оказалась по-настоящему долгая сцена насилия. это был первый случай, когда в советах показали сцену насилия? На экране было продемонстрировано, как солдаты расстреливают гражданских, а последние топчут друг друга на лестнице, пытаясь спастись от чего, например, можно добавить. При этом важно подчеркнуть, что изображение насилия в фильме Эйзенштейна связано с конкретными целями, историческим и драматургическим контекстом.

Общество было обеспокоено ростом количества насилия на экранах и его последствиями. При этом сам термин «насилие» в ранних дискуссиях не употреблялся, речь обычно шла об изображении преступности. Что не особенно удивительно, так как в 1920-е гг. все большую популярность начали набирать гангстерские фильмы.

В Голливуде изображение насилия с 1930 г. было ограничено Кодексом Хейса — этическим кодексом, который приняла Ассоциация производителей и прокатчиков. Кодекс Хейса не имел юридической силы, но, если режиссер снимал фильм, нарушая этические стандарты из документа, он мог рассчитывать, что его работу не допустят к прокату в множестве кинотеатров.

Большая часть ограничений в Кодексе Хейса касалась эротики в кинематографе, но тема насилия также затрагивалась. Запрещалось описывать жестокие убийства в подробностях и демонстрировать на экране, как герои фильмов используют огнестрельное оружие. Также Кодекс Хейса ограничивал арсенал стилистических подходов, которые можно было применять в изображении насилия.

Кодекс Хейса был отменен в 1967 году. Ему на смену пришла система ранжирования фильмов по возрасту целевой аудитории. Эта система называлась Ж? и включала в себя пять классов. К классу G относились фильмы для аудитории любого возраста, фильмы класса PG можно было смотреть детям в присутствии родителей, РО-13 можно было смотреть без взрослых детям старше 13 лет, R — детям и подросткам до 17 только в присутствии взрослого, N^17 — только совершеннолетним.

В шестидесятые годы двадцатого столетия также произошел расцвет грайндхаусов — кинотеатров, которые предлагали зрителю преимущественно фильмы эксплуатационного кино (иными словами, жанровых фильмов на популярные темы, целью которых была исключительно быстрая прибыль). Такое кино особенно часто включало в себя сцены насилия, потому что именно это пользовалось популярностью у массового зрителя. Грайндхаусы практически исчезли к 1990-м гг.

Примерно в это же время появился жанр снафф-видео — короткометражных фильмов, в которых изображены реальные убийства. «Снафф-фильмы изображают убийство человека — человеческую жертву (без помощи спецэффектов или других способов обмана), увековечиваемую для фильма и распространяемую среди немногих пресытившихся с целью их развлечения», — пишут исследователи этого жанра Дэвид Керекес и Дэвид Слейтер.

В текущее время изображение насилия в кино стало частью поп-культуры. Однако режиссерам авторских фильмов приходится тщательно оценивать методы и саму необходимость изображения насилия в своих работах, чтобы не разрушить репутацию и не вызвать скандал в обществе.

Например, в 2019 г. скандалом сопровождался выпуск многосерийного проекта Ильи Хржановского «ДАУ». В серии «ДАУ. Регенерация» неонацисты расчленяют живую свинью, а во время съемок «ДАУ. Наташа» живой актрисе приходилось выполнять насильственные сцены по-настоящему — хотя впоследствии она рассказывала в интервью, что все было заранее обговорено.

Были и другие сообщении о насилии на съемочной площадке — как физическом, так и психологическом. В результате часть зрителей заняла сторону режиссера, сочтя обвинения ложными, часть отстаивала позицию, что любые жертвы оправданы ради искусства, в то же время многие в обществе были возмущены подобными действиями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Шарков Ф.И. 2015. Генезис социологических школ и теорий коммуникации // Коммуникология. Том 3. № 4. С. 15;

2. Kerekes, D. (2016) Killing for culture. Headpress;

3. Palzer, C., and Scheuer, A. (2003). Self-regulation, co-regulation and public regulation // Promote or Protect? Perspectives on Media Literacy and Media Regulations / C. von Feilitzen and U. Carlsson, (eds.). Göteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen. Р. 165

Klimova V.A., Tikhomirova T.B.

Klimova V.A.

Higher School of Economics (Moscow, Russia)

Scientific advisor: Tikhomirova T.B.

Higher School of Economics (Moscow, Russia)

STORY OF DEPICTION OF VIOLENCE IN CINEMA. LIMITATIONS IN PAST AND PRESENT

Abstract: in the article, the author explores the representation of violence in cinema. Keywords: violence, cinema, restrictions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.