УДК 1 Климова В.А., Тихомирова Т.Б.
Климова В.А.
НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва, Россия)
Научный руководитель: Тихомирова Т.Б.
старший преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» (г. Москва, Россия)
ИСТОРИЯ ИЗОБРАЖЕНИЕ НАСИЛИЯ В КИНЕМАТОГРАФЕ.
ОГРАНИЧЕНИЯ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ
Аннотация: в статье автор исследует репрезентацию насилия в кинематографе.
Ключевые слова: насилие, кино, ограничения.
Кинематографическим насилием называют сцены в кино, в которых изображаются насилие и жестокость. Вокруг его допустимости ведутся дискуссии.
С одной стороны, кинематографическое насилие можно использовать, для привлечения внимание зрителей для обсуждению насилия как проблемы, а также его социально-политических и моральных последствий. При этом существуют мнения, что насилие на экранах может приводить к десенсибилизации зрителей и росту насилия в реальной жизни.
Первую сцену насилия в мировом кинематографе можно найти в фильме «Казнь Марии Шотландской» 1895 г., снятом в лаборатории Т. Эдисона. Чтобы
имитировать казнь, голову отрубают манекену — но благодаря применению монтажа и стоп-кадра эффект выглядит реальным.
Развитие игрового кино переплеталось с развитием документалистики. В то время, пока в России разворачивалась Гражданская война, в 1917-1922 годах американский оператор Фрэнк Джонсон запечатлел на камеру, как немецкие отряды расстреливали латышских большевиков.
В 1925 г. в отечественном фильме С. Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» оказалась по-настоящему долгая сцена насилия. это был первый случай, когда в советах показали сцену насилия? На экране было продемонстрировано, как солдаты расстреливают гражданских, а последние топчут друг друга на лестнице, пытаясь спастись от чего, например, можно добавить. При этом важно подчеркнуть, что изображение насилия в фильме Эйзенштейна связано с конкретными целями, историческим и драматургическим контекстом.
Общество было обеспокоено ростом количества насилия на экранах и его последствиями. При этом сам термин «насилие» в ранних дискуссиях не употреблялся, речь обычно шла об изображении преступности. Что не особенно удивительно, так как в 1920-е гг. все большую популярность начали набирать гангстерские фильмы.
В Голливуде изображение насилия с 1930 г. было ограничено Кодексом Хейса — этическим кодексом, который приняла Ассоциация производителей и прокатчиков. Кодекс Хейса не имел юридической силы, но, если режиссер снимал фильм, нарушая этические стандарты из документа, он мог рассчитывать, что его работу не допустят к прокату в множестве кинотеатров.
Большая часть ограничений в Кодексе Хейса касалась эротики в кинематографе, но тема насилия также затрагивалась. Запрещалось описывать жестокие убийства в подробностях и демонстрировать на экране, как герои фильмов используют огнестрельное оружие. Также Кодекс Хейса ограничивал арсенал стилистических подходов, которые можно было применять в изображении насилия.
Кодекс Хейса был отменен в 1967 году. Ему на смену пришла система ранжирования фильмов по возрасту целевой аудитории. Эта система называлась Ж? и включала в себя пять классов. К классу G относились фильмы для аудитории любого возраста, фильмы класса PG можно было смотреть детям в присутствии родителей, РО-13 можно было смотреть без взрослых детям старше 13 лет, R — детям и подросткам до 17 только в присутствии взрослого, N^17 — только совершеннолетним.
В шестидесятые годы двадцатого столетия также произошел расцвет грайндхаусов — кинотеатров, которые предлагали зрителю преимущественно фильмы эксплуатационного кино (иными словами, жанровых фильмов на популярные темы, целью которых была исключительно быстрая прибыль). Такое кино особенно часто включало в себя сцены насилия, потому что именно это пользовалось популярностью у массового зрителя. Грайндхаусы практически исчезли к 1990-м гг.
Примерно в это же время появился жанр снафф-видео — короткометражных фильмов, в которых изображены реальные убийства. «Снафф-фильмы изображают убийство человека — человеческую жертву (без помощи спецэффектов или других способов обмана), увековечиваемую для фильма и распространяемую среди немногих пресытившихся с целью их развлечения», — пишут исследователи этого жанра Дэвид Керекес и Дэвид Слейтер.
В текущее время изображение насилия в кино стало частью поп-культуры. Однако режиссерам авторских фильмов приходится тщательно оценивать методы и саму необходимость изображения насилия в своих работах, чтобы не разрушить репутацию и не вызвать скандал в обществе.
Например, в 2019 г. скандалом сопровождался выпуск многосерийного проекта Ильи Хржановского «ДАУ». В серии «ДАУ. Регенерация» неонацисты расчленяют живую свинью, а во время съемок «ДАУ. Наташа» живой актрисе приходилось выполнять насильственные сцены по-настоящему — хотя впоследствии она рассказывала в интервью, что все было заранее обговорено.
Были и другие сообщении о насилии на съемочной площадке — как физическом, так и психологическом. В результате часть зрителей заняла сторону режиссера, сочтя обвинения ложными, часть отстаивала позицию, что любые жертвы оправданы ради искусства, в то же время многие в обществе были возмущены подобными действиями.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шарков Ф.И. 2015. Генезис социологических школ и теорий коммуникации // Коммуникология. Том 3. № 4. С. 15;
2. Kerekes, D. (2016) Killing for culture. Headpress;
3. Palzer, C., and Scheuer, A. (2003). Self-regulation, co-regulation and public regulation // Promote or Protect? Perspectives on Media Literacy and Media Regulations / C. von Feilitzen and U. Carlsson, (eds.). Göteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen. Р. 165
Klimova V.A., Tikhomirova T.B.
Klimova V.A.
Higher School of Economics (Moscow, Russia)
Scientific advisor: Tikhomirova T.B.
Higher School of Economics (Moscow, Russia)
STORY OF DEPICTION OF VIOLENCE IN CINEMA. LIMITATIONS IN PAST AND PRESENT
Abstract: in the article, the author explores the representation of violence in cinema. Keywords: violence, cinema, restrictions.