Научная статья на тему 'История и современные подходы к изучению и решению проблемы семейно-ролевой социализации детей-сирот в России'

История и современные подходы к изучению и решению проблемы семейно-ролевой социализации детей-сирот в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
490
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА / СЕМЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Терновая Ирина Павловна

В статье рассматривается история и современные подходы к изучению и решению проблемы семейно-ролевой социализации детей-сирот в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и современные подходы к изучению и решению проблемы семейно-ролевой социализации детей-сирот в России»

Предполагаем, что в целом результаты экспертизы подтвердят (а первые результаты уже это сделали!) справедливость опасений ведущих отечественных специалистов, связанных со значительными дефектами и «белыми пятнами» в разработке важнейших проблем дидактической тестологии. Одновременно нам удастся конкретизировать эти опасения, уточнив степень распространенности различных недостатков в разработке данной проблематики.

Основываясь на полученных данных, мы предполагаем разработать рекомендации по преодолению выявленных затруднений. Наши выводы помимо констатации фактов будут содержать и элементы прогноза, предвидения. И мы, таким образом, выдвинем наш прогноз развития проблемы и будем защищать его обоснованность.

В рамках научно-исследовательской работы лаборатории дидактической тестологии по результатам данного исследования в ближайшее время нами будет подготовлена серия публикаций, в которой мы представим в полном объеме весь выше заявленный материал. Что, в свою очередь, даст нам возможность перейти к следующему этапу научно-исследовательской работы по изучению проблем дидактической тестологии.

И.П. Терновая

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ И РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ СЕМЕЙНО-РОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ В РОССИИ1

Решение проблемы семейно-ролевой социализации детей-сирот в истории России неотделимо от становления и развития общей системы социального призрения. В этой деятельности условно можно выделить два основных направления: организация социальной помощи сиротам в специально созданных для этого учреждениях и семейные формы жизненного устройства. Эти вопросы решались на законодательном, научно-теоретическом уровне и в непосредственной социально-практической деятельности.

В России существовали различные специально созданные учреждения для сирот: сиротские дома и госпитали, воспитательные дома и «сиропитательницы», приказы призрения, сиротские институты, «приюты» и «ясли», детские дома, интернаты, городки, детские деревни и т.д.

Но если на первых этапах существование работа этих учреждений была направлена на решение элементарных проблем жизнеобеспечения сирот, то со временем их функции расширяются:

• обучение грамоте, ремеслам и наукам (1682 г.);

создание условий для того, чтобы дать возможность полноценно развить свои способности (1763 г.);

• социальное самоопределение (1828 - 1881 гг.);

• модель социальной адаптации на государственном уровне XX в.;

• ориентация на процессы интеграции и социальной адаптации детей в обществе (90-е годы ХХ в.).

Как показывает практика, ни одно из этих учреждений не соответствовало ни интересам и индивидуальным особенностям ребенка, ни потребности социума в полноценной социально адаптированной личности.

1 Печатается при финансовой поддержке РГНФ по проекту № 09-06-00691а.

Поэтому на протяжении всей истории ведется поиск и организация семейных формы устройства детей-сирот. Они также разнообразны:

■ «приймачество» в восточнославянских племенах,

■ ««сынотворение», в христианской Руси;

■ усыновление; опека и попечительство со времен патриархальной семьи, семейная профессиональная забота (с 1551 г.);

■ семейные условия воспитания (1715 г.);

■ патронат и патронаж (со времен Екатерины II);

■ патронатная семья;

■ ««городское воспитание» (1807);

■ передача ребенка в крестьянскую семью (1811, 1837 г.);

■ детские дома семейного типа;

■ приемные семьи и т.д.

Каждая из них претерпела немало этапов в своем становлении, имеет достоинства и недостатки, но и по сей день ни одна из них не является по-настоящему действенной, поскольку не получила подлинной законодательной, организационно-экономической и научно-теоретической поддержки на всех уровнях и этапах ее осуществления. В связи с этим большое количество детей воспитывается в детских домах и интернатах, где они оказываются в изоляции от общества, нарушаются процессы их социальной адаптации, самоопределения и семейно-ролевой социализации: они не могут усвоить семейные поведенческие навыки; не имеют представлений о ролевых функциях членов семьи и ценностях семейной жизни, культуре семейного общения; не переживают семейные эмоциональные состояния; отсутствует ощущение семейной защищенности и собственной значимости.

Проблема социально-экономической организации и координации работы с сиротами также претерпела немало этапов и форм осуществления:

■ церковно-монастырская система со времен Князя Владимира (996 г.);

■ государственное правление (Иван IV, Петр I, ХХ в.);

■ государственная благотворительность (Федор Алексеевич 1682 г.); гражданская власть (Алексей Михайлович XVII в.);

■ ««призрение» и «благотворительность» (XVIII - XIX вв., 90-е годы ХХ в.)

На протяжении истории разработка идей социального определения детей-сирот в фило-софско-педагогической мысли:

• проект И.И. Бецкого (1763 г.) о воспитании представителей нового поколения;

• концепция человека как эпицентра культуры (П. Чаадаев, В. Соловьев, Ф. Достоевский, Н. Бердяев, С. Булгаков, П. Флоренский и др.);

призрение и благотворительность как религиозно-нравственный принцип социальной помощи (Л.В. Бадя, А.Д. Григорьев, Е.С. Никитин, Г.Г. Силласте и др.); концепция создания структуры общественного призрения, направленной на профилактику и предупреждение социально негативных явлений (П.М. Ошанин); идеи построения системы компенсаторной социальной защиты (А. Маршалл, Дж. Кларк, А. Пигу и др.).

Проблема социализации в нашей стране становится объектом внимания ученых с 60-х годов ХХ века. Ранее отдельные ее аспекты изучались в трудах Л.С. Выготского, А.И. Божович, Д.Б. Эльконина и др. Ее сущность и содержание, основные механизмы и факторы раскрыты в работах В.П. Андреенковой, И.С. Кона, Б.Д. Парыгина, М.И. Шиловой, В.С. Мухиной, А.В. Петровского, В.В. Мудрик и др., но процесс семейно-ролевой социализации не получил в них должного внимания.

В последнее время проведено немало исследований по изучению феномена сиротства: Л.А. Байбородова, И.Ф. Дементьева, И.В. Дубровина, Н.П. Иванова, Г.М. Иващенко, М.М. Плоткин, Л.М. Шипицына и др.

Закономерности развития детей-сирот рассмотрены в работах Л.Я. Олифиренко, А.М. Прихожан, А.Б. Холмогоровой, М.К. Бардышевой, В.Ю. Дьяконовой, Ю.В. Егошкиной, Т.В. Ивановой, Н.Н. Крыгиной, С.Н. Кошмана, Б.А. Кугана, Л.В. Маликова, В.В. Морозова, И.Б Нестеровой, Л.Г. Нутреддиновой, Г.А. Сатаевой, С.Я. Скибинского, Т.В. Семейкиной, С.Ю. Серебрениковой, К.В. Солоед, Ю.А. Яблоновской и др.

Проблемам социализации сирот посвящены исследования А.М. Аксенова, А.А. Архиповой, Л.В. Байбородовой, А.И. Кравцова, В.В. Скатковой, Е.Ю. Увариной. В большинстве из них отмечаются недостатки в процессе семейно-ролевой социализации, но проблемам ее организации не уделяется должного внимания.

Ряд исследований посвящен формам семейного устройства детей-сирот и их подготовке к самостоятельной семейной жизни: О.В. Бессчетнова, И.В. Матвиенко, В.Н. Ослон, А.Г. Свириденко, Н.А. Хрусталькова, Г.А. Сатаева, Б.Г. Явбатырова, А.Н. Ганичева и др., но процесс семейно-ролевой социализации в них не рассматривается.

Все вышесказанное позволило систематизировать историю и современные подходы к организации семейно-ролевой социализации детей-сирот (см. табл. 1).

Сегодня в России взят курс на повышение престижа семейных форм устройства детей-сирот, но он может не дать желаемых результатов, поскольку это еще одна попытка решить проблему на организационном уровне без учета всей сложности и многогранности процесса семейно -ролевой социализации.

Мы считаем, что для решения вышеназванной проблемы необходимо научно-теоретическое обоснование процесса семейно-ролевой социализации и построение вариативной, многоуровневой, гибкой системы ее осуществления, учитывающей современные социокультурные тенденции.

Таблица 1

История и современные подходы к организации семейно-ролевой социализации

детей-сирот в России

Исторический Законодательные акты Научно-теоретические Социально-

период разработки практическая деятельность

Период «Кормчая книга» Усыновление

восточнославянских детей-сирот -

племен «приймачество ».

Принятие крещения «Русская правда» Организация системы

Руси (988 г.) общественного

Правление князя призрения на базе

Владимира монастырей, создание богаделен, больниц, детских приютов. Усыновление и передача под опеку

Продолжение таблицы 1

Царствование Ивана IV (XVI в.) Постановление 1-й Земского Стоглавого собора о необходимости их призрения сирот (1551 г.) Создание приказов государственного правления по призрению детей-сирот.

Правление Бориса Годунова (начало XVII в.) Бесплатная материальная и продовольственная помощь бедным и сиротам.

Царствование Алексея Михайловича (середина XVII в.) Идея постепенного сосредоточения призрения в руках гражданской власти. Проект Указа о выделении из общего числа нищих безродных детей. Правовое регулирование опеки, запрещение усыновления своих незаконных детей. Создание приказов, специально занимавшихся призрением сирот. Открытие специальных домов для сирот с целью обучения их грамоте и ремеслам, наукам.

Царствование Федора Алексеевича (конец XVII в. -начало XVIII в.) Указ были об открытии дворов для обучения нищенствующих детей грамоте и ремеслу (1682 г.) Введение и реализация принципа государственной благотворительности

Период царствования Петра I (XVIII в.) Создание государственной светской системы помощи сиротам на основе внедрения европейских моделей благотворительности. Указы «О единоследии» (23 марта 1714 г.), «Инструкции о магистратах» (1724 г.), «Об организации госпиталей для «зазорных младенцев» (1715 г.), «О строительстве при церквях сиропитальных госпиталей», введение санкций за убийство ребенка. Открытие сиротских домов и госпиталей, приютов для сирот и «зазорнорожденных» детей Организация опеки как одной из форм устройства детей в семью. Борьба с нищенством несовершеннолетних.

Царствование Екатерины II Манифесты «Об учреждении в Москве воспитательного Дома с особым госпиталем для неимущих родильниц» (1 сент. 1763 г.), «О создании «сиропитательниц». Указ «Учреждения для управления губерний» Проекту И.И. Бецкого мечту о создании из безродных и беспризорных детей «третьего чина». Концепция человека как эпицентра культуры, ее высшей ценности: П. Чаадаев, В. Соловьев, Открытие Московского Воспитательного Дома (21 апр. 1764 г.). Организация патроната, раздача детей в крестьянские семьи.

Продолжение таблицы 1

(1785 г.), установление Ф. Достоевский,

различий между понятия- Н. Бердяев,

ми «опека» и С. Булгаков,

«попечительство ». П. Флоренский и др.,

осмысление

феноменологии помощи

(П. Кропоткин).

Первая половина Отсутствие изменений и Благотворительность как Проведение

XIX в. нововведений в правовое многоаспектная социальных

регулирование деятельность: Л.В. Бадя, программ в форме

социального положения А.Д. Григорьев, закрытого призрения.

детей-сирот. Е.С. Никитин, Введение

Указы: «О выдаче Г.Г. Силласте и др. сиротского суда.

пособия бедной матери, Деятельность

которой не за что было воспитательных

воспитывать своих детей», домов.

«О разрешении бездетным Создание

дворянам «усыновлять Петербургского

ближайших благотворительного

законнорожденных общества

родственников» (11 окт. патриотических дам

1803 г.); серия Указов по (1812 г.).

проблемам усыновления «Городское

(1817, 1822, 1825 гг.). воспитание»

Закон, запрещающий (1807 г.). Передача

строительство сирот в крестьянские

воспитательных домов семьи для подготовки

(1828 г.). «сельского сословия»

(1811 г.).

Период царствования Указ о «раздаче» Учреждение

Николая I детей-сирот из сиротских

(1828 - 1881 гг.). воспитательных домов по институтов.

деревням. Открытие

Создание Комитета учреждений

главного попечительства общественного

(1838 г.), «Положение о воспитания

детских приютах» («приюты», «ясли») за

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(1839 г.). счет частной

благотворительности.

Вторая половина Закон «О детях Возникновение и развитие Попытка переложить

XIX в. усыновленных и идеи построения системы воспитание

узаконенных» (1891 г.). компенсаторной детей-сирот на

социальной защиты организации,

(А. Маршалл, Дж. Кларк, занимающиеся

А. Пигу и др.), формами ведением

которой являются определенной

государственное группы

«вспомоществование» населения: общество

малоимущим, а методами - охраны детей,

нормирование потребления просящих

и прямое милостыню (1872 г.),

перераспределение благ. первое общество ни-

щих детей (1889),

«Общество защиты

детей от жестокого

обращения»,

«Детские ясли»,

Продолжение таблицы 1

«Общество

спасения падших

девушек» и т.д.

Распространение

опеки, попечения, усы-

новления,

патроната.

Создание приютов для

безнадзорных детей в

возрасте с 6 до 16-17 лет

и участковых

попечительств.

Начало XIX в. Свод Законов (3 июня Работа по

1902 г.) посвященный укреплению связи

решению проблемы матерей, готовых сдать

сиротства и детей на

беспризорности, общественное

положению ребенка попечение

в семье. собственных детей.

Программа по Расширение сети при-

искоренению ютов.

беспризорности

(1911 г.).

1918 - 1941 гг. Кодекс законов об «Актах Разработка проекта Отделение церкви от

гражданского состояния, декларации прав ребенка государства и школы,

Брачном, Семейном и (К.Н. Вентцель в 1918 г.). запрещение

Опекунском праве» Воспитательная система филантропической

введение равноправия А.С. Макаренко. деятельности.

брачных и внебрачных Идеологическая Создание новых типов

детей. акцентуация ведущей роли сиротских учреждений:

Положения ВЦИК и СНК коллектива в развитии детские дома,

РСФСР «О мероприятиях ребенка. интернаты, городки,

по борьбе с детской детские деревни.

беспризорностью в Формирование

РСФСР» единых

(8 марта 1926 г.), структурных

«О порядке и условиях элементов системы

передачи воспитанников социального

детских домов и других обеспечения.

несовершеннолетних Создание

трудящимся в городах и Деткомиссии ВЦИК

рабочих поселках». (1921 г.), Детской

Постановление ВЦИК и социальной

СНК РСФСР от 1 апреля инспекции при

1936 года «О порядке Отделе правовой

передачи детей на защиты детей

воспитание (патронат) в Наркомпроса

семьи трудящихся», (март 1922 г.),

«Положение об органах создания института

опеки и попечительства» патронатных семей

от 18 июня 1928 г. (1924 - 1930).

Продолжение таблицы 1

1941-1945 гг. Постановление ЦК Создание

ВЛКСМ «О мерах суворовских

комсомольских военных училищ,

организаций по борьбе с с закрытым

детской беспризорностью пансионом,

по предупреждению ремесленных

детской беспризорности» училищ, детских домов и

(1942 г.), домов

Указ Президиума ребенка.

Верховного Совета СССР Возрождение

«Об усыновлении» института опеки и

(8 сент. 1943 г.), патроната.

Приказ Наркомпроса о

передаче сирот рабочим и

колхозникам на патронат

по договору, с выплатой

зарплат и пособий детям

(1943г.).

1945-1990 гг. Постановление Совета Изучение патронатных Государственная система

Министров СССР от семей (А.И. Довгалевская), образования и

17.04.88 г. № 2012 процесса социализации социального обеспечения

«О создании детских (В.П. Андреенкова, детей-сирот.

домов семейного типа». И.С. Кон, Б.Д. Парыгин и Школы-интернаты как

т.д.), основных механизмов форма обучения и

социализации и роли семьи воспитания сирот.

(М.И. Шилова, Прекращение

В.С. Мухина, существования

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А.В. Петровский, института

В.В. Мудрик и др.). замещающей семьи.

Семейные детские дома,

приемные семьи.

90-х годов «Типовое положение об Исследования феномена Разработка

ХХ - образовательном сиротства и реализация новой

начало ХХ! в. учреждении для (Л.А. Байбородова, концепции

детей-сирот и детей, И.Ф. Дементьева, социальной защиты

оставшихся без попечения И.В. Дубровина, детей-сирот,

родителей» № 676 от Н.П. Иванова, намечается курс

01.07.1995 г. Г.М. Иващенко, на процессы

Закон «О дополнительных М.М. Плоткин, интеграции и

гарантиях по социальной Г.В. Семья, социальной

поддержке детей-сирот и Л.М. Шипицына); адаптации этих

детей, оставшихся без закономерностей развития детей.

попечения родителей» детей-сирот Тенденция

№ 159-ФЗ от 22.12.1996. (Л.Я. Олифиренко, выделения

А.М. Прихожан, семейной политики

Е.О. Смирнова, государства

Н.Н. Толстых, в качестве

А.Б. Холмогорова и др.); относительно

проблем социализации самостоятельного

сирот (А.М. Аксенов, направления.

А.А. Архипова,

Окончание таблицы 1

Л.В. Байбородова, Система социальной

А.И. Кравцов, помощи приемным

В.В. Скаткова, семьям, повышение

Е.Ю. Уварина); престижа семейных форм

изучение форм семейного устройства детей-сирот:

устройства детей-сирот усыновление,

(О.В. Бессчетнова, приемная семья, детский

И.В. Матвиенко, дом

В.Н. Ослон, семейного типа,

А.Г. Свириденко, семейные

Н.А. Хрусталькова и др.); воспитательные группы,

проблемы социальной и патронат и т.д.

психолого-педагогической

поддержки приемных се-

мей (И.А. Бобылева,

В.К. Зарецкий,

Н.П. Иванова,

Г.М. Иващенко,

В.Н. Ослон) и т.д.

Н.В. Топилина

КОМПЬЮТЕРНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ИХ РОЛЬ В ПОВЫШЕНИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Состояние и перспективы развития образовательной среды показывают настоятельное требование подходить к ним с позиций современной теории коммуникации и использования информационно-коммуникативных средств. Именно они стоят сейчас в основании формирования нового информационного общества, определяют динамику развития сетевых технологий, оказывают влияние на технические (аппаратно-программные) средства и определяют широкую практику внедрения компьютерно-опосредованной коммуникации во все сферы жизни, в том числе и в образование. Внедрение новых информационно-коммуникативных технологий (НИКТ) в учебный процесс приобретает значение основы для становления принципиально новой формы образования, опирающейся на детальную самооценку, поддерживаемую технологическими средствами, и самообразовательную активность человека.

Информационные технологии и СМИ в ХХ веке дали толчок к развитию общества и особенно молодежи. Для большей части нынешних старшеклассников средства массовой информации и коммуникации стали наиболее активными источниками знаний о мире. Воздействие СМИ на формирующуюся личность фиксируется педагогами, психологами и социологами как более действенное, по сравнению с традиционными средствами обучения (Л.М. Баженова, В.Г. Грачев, Л.С. Зазнобина, Я.Н. Засурский, Д.Н. Кондратьев, Д.А.Леонтьев, Г.С. Мельник, В.С. Собкин, Ф.Г. Хайруллин, А.В. Федоров, С.Б. Цимбаленко, А.В. Шариков, Е.В. Якушина). Это связано с их практически неограниченными возможностями внедрения информации через все каналы и формы получения её человеком.

Наше время характеризуется увеличением объема информации в жизни общества, что усиливает требования к человеку, как субъекту познания, проявляющего себя в различных видах жизнедеятельности, где познавательный аспект - проявление личностной активности. В школьном возрасте познавательная активность связана с игровой, учебной, профессионально-трудовой, научно-исследовательской и другими видами деятельности. Выраженная познавательная активность личности в этом возрасте способствует эффективному восприятию, переработке знаний, произве-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.