Научная статья на тему 'История и современность в творчестве религиозных художников'

История и современность в творчестве религиозных художников Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
290
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОЗНОЕ ИСКУССТВО / БОГ / ДУХОВНОСТЬ / ОТЕЧЕСТВО / ТВОРЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Новиков Валериан Лесвенович, Лукьянова Рушания Абдурахмановна

в данном исследовании будут рассмотрены вопросы творчества религиозных художников-живописцев, иконописцев Древней Руси в частности Андрея Рублёва и современного художника Ильи Глазунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «История и современность в творчестве религиозных художников»

История и современность в творчестве религиозных художников

1 2 Новиков В.Л. , Лукьянова Р.А.

1Новиков Валериан Лесвенович /Novikov Valerian Lesvenovich - бакалавр, кафедра дизайна, художественно-графический факультет;

2Лукьянова Рушания Абдурахмановна /Luk 'yanova Rushaniya Abdurakhmanovna - кандидат философских наук, доцент,

кафедра философии, социологии и политологии, Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, г. Уфа

Аннотация: в данном исследовании будут рассмотрены вопросы творчества религиозных художников-живописцев, иконописцев Древней Руси в частности Андрея Рублёва и современного художника Ильи Глазунова.

Abstract: in this research, we will focus on the art of religious painters, painters of ancient Russia in particular Andrei Rublev and contemporary artist Ilya Glazunov.

Ключевые слова: изобразительное искусство, религия, религиозное искусство, Бог, духовность, Отечество, творчество.

Keywords: art, religion, religious art, God, spirituality, fatherland, creativity.

С момента зарождения религии в истории человечества прослеживается ее тесная связь с искусством. Изучение вопросов генезиса религии и искусства необходимо для научного обоснования соотношения двух социально-духовных явлений, в истории которых наблюдается их тесное взаимодействие, образуя при этом то, что можно обозначить «религиозным искусством. Его можно рассматривать в широком и узком смыслах. Под религиозным искусством в широком смысле понимаются произведения, направленные на выражение религиозных идей, на развитие у людей мысли о Боге и силе веры. Религиозное искусство в узком смысле представляет собой произведения церковного или культового искусства, выполняющие определенные функции религиозного культа. Культовое искусство является религиозным и потому выступает в качестве объекта для поклонения, например, икона в церкви.

Выдающимся иконописцем был Андрей Рублёв (ок. 1370 - ок. 1430 г.г.). Свое творчество он начал с написания фресок в соборе Звенигорода близ Москвы, а в 1405 году вместе с Феофаном Греком им расписан Благовещенский собор Московского Кремля. В 1408 году, совместно с Даниилом Черным, Андрей Рублёв работал в Успенском соборе во Владимире.

Об Андрее Рублёве вспоминают как о человеке добром, «исполненном радости и светлости» [5, с. 7]. Его иконы поражали своей лучезарностью и духовностью.

Особое место в творчестве Андрея Рублёва занимает образ трубящего ангела. Несмотря на каноны иконописи, образ трубящего ангела, возвещающего близость Страшного суда, Андрей Рублёв написал в некой вольной манере, повернув его голову почти в профиль. Такая самостоятельность художника по тем временам была нонсенсом, поэтому в практике Андрея Рублёва такой образ был единственным. А из всей монументальной живописи Рублёва сохранились только поясные изображения «Спаса», «Архангела Михаила» и «Апостола Павла». Однако главным шедевром Андрея Рублева является икона «Святая Троица», которая сейчас хранится в Государственной Третьяковской галерее в Москве. На этой иконе изображены три ангела, явившихся Аврааму. Простая и одновременно искусная по композиции, изящная и гармоничная, окутанная мягким светом и пронизанная высокой одухотворенностью.

Рублёв скончался 29 января 1430 года в Андрониковом монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 году, году тысячелетия крещения Руси, Русская православная церковь причислила Рублёва к лику святых. Андрей Рублёв стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.

К современным выдающимся религиозным художникам можно отнести Илью Глазунова. Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде в потомственной дворянской семье. В 1944 году Глазунов вернулся из Новгородской области, куда был эвакуирован из блокадного Ленинграда. Его родные умерли от голода; ему удалось выжить в это тяжелейшее время. Глазунов заканчивает среднюю художественную школу, а затем институт имени И. Е. Репина (1957 г.).

Еще в студенческие годы Глазунов получает Гран-при на международном конкурсе в Праге (1956 г.). Благодаря этой номинации в Центральном Доме работников искусств организуется его первая персональная выставка в Москве в 1957 году, которая сделала его всемирно известным художником.

Его работы 50-60-х годов, такие как «Ленинградская весна», «Последний автобус», «Любовь», передают атмосферу родного города художника. В них отразилась суровая правда жизни и чувства его современников. Позднее Глазунов создает образ великой и могучей России. К ним относятся: «Русская песня», «Господин Великий Новгород», «Град Китеж», а также цикл полотен, посвященных Куликовской битве.

Высшей точкой в художественно-философском осмыслении места России в контексте мировой истории стал триптих Глазунова «Мистерия ХХ века», «Вечная Россия» и «Великий эксперимент». Эта же тема была продолжена в монументальной композиции «Россия, проснись» (1995 г.) и других произведениях 90-х годов.

Не менее интересны работы художника - портреты известных и деятелей мировой культуры, выдающихся государственных и общественных деятелей таких как Ф. Феллини, Л. Висконти, Индира Ганди, короли Швеции, Лаоса, Испании, папа Римский. Среди них отдельно следует выделить портрет Александра Невского — великого князя русского.

Илья Глазунов является одним из основателей Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, создателем Всесоюзного музея декоративно-прикладного и народного искусства и Российской Академии живописи, ваяния и зодчества, в которой он является ректором.

В 1980 году Илья Глазунов стал народным художником СССР. В 1979-1980 годах Глазунов стал почетным членом старейших в Европе королевских Академий изящных искусств Мадрида и Барселоны. В 1973 году удостоился премии имени Д. Неру, в том же году стал кавалером ордена Вишну (Лаос) и ордена св. Михаила (Португалия) [3].

Особо отмечено творчество Ильи Глазунова, посвященное религиозной тематике. Оно впечатляет и очень обширно. Образ Иисуса Христа как Спасителя мира поражает глубиной и силой характера. В произведениях Глазунова Иисус - Утешитель.

Еще одна работа Ильи Глазунова заслуживает отдельного внимания. Картина «Изгнание из рая» - одно из самых глубоких и духовных произведений Глазунова. Адам и Ева, изображенные на полотне, мучительно одинокие, изгнанные из рая, обреченные на страдания и муки в мире зла и грехов.

Менее известная работа художника - «Христос в Гефсиманском саду» - отражает момент, когда Христос Спаситель отошел от своих учеников в глубь сада и, преклонив колена, молился. Молитва его была столь искренна, а душевные муки так велики, что его кровь и пот обагряли землю. А толпа стражников во главе с Иудой уже направлялась в сад.

Илья Глазунов представляет обществу жизнь как бесконечную борьбу добра и зла. В наше время приоритета науки и прагматизма, скептицизма и недоверия к вере, Глазунов героически служит России и утверждает идеалы христианства.

Современные исследования в области религии и психологии приводят к мысли о том, что все гениальные произведения науки и искусства создаются теми деятелями, которые достигли состояния единства души и разума [4]. Подобное состояние ощущается в работах Андрея Рублёва и Ильи Глазунова. Картины Рублева и Глазунова можно отнести к духовным произведениям, воспевающим гимн любви к Богу и Отечеству.

В заключение остается сказать, что религиозная тема в изобразительном искусстве - это состояние общества, желание людей вернуться к истокам нравственности и морали.

Изобразительное искусство связано с научно-обоснованным определением жанра, содержания и форм, описанием, анализом, толкованием, но именно религиозным художникам удается творить, создавать необъятные по силе воздействия на души людей, по глубине и своей духовности настоящие произведения искусства, которые несут в этот мир свет Добра, Любви, Милосердия и Сострадания.

Литература

1. Ilya Glazunov | Илья Глазунов [Электронный ресурс]: Веб-сайт: Образ Христа. URL: http://www.glazunov.ru/RU/Hristos.htm (дата обращения: 28.10.2014)

2. Глазунов И.С. Книга «Альбом «Илья Глазунов» [Электронный ресурс]: Купить книгу. URL: http://kypit-

knigu.ru/kniga-albom-ilya-glazunov (дата обращения: 28.10.2014)

3. Глазунов И.С. Россия распятая. Книга I. М.: Олимп, 2004, 784 с.

4. Зеланд В. Трансерфинг реальности. Ступень II: Шелест утренних звезд. Спб.: ИГ Весь, 2008, 224 с.

5. Самин Д.К. Сто великих художников. М.: Вече, 2014, 480 с.

6. Тэнасе А. Культура и религия. М.: Политиздат, 1975, 128 с.

7. Угринович Д.М. Искусство и религия. М.: Госполитиздат, 1982, 288 с.

8. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. М.: Высшая школа, 1985, 288 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.