УДК 39
Гурбанов Г.,
старший преподаватель,
Туркменский государственный институт культуры.
Чербаев А., преподаватель,
Туркменский государственный институт культуры.
Бегназарова Г.,
преподаватель,
Туркменский государственный институт культуры.
Ашхабад, Туркменистан.
ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Аннотация
Истоки становления оркестра народных инструментов уходят в 30-е годы прошлого столетия. За эти годы оркестр стал свидетелем многих исторических событий и был совершенствован до сегодняшнего современного вида, который радует всех красивыми мелодиями народных инструментов.
Ключевые слова: оркестр народных инструментов, история туркменского оркестра
Истоки становления оркестра народных инструментов уходят в 30-е годы прошлого столетия. В 1933 году на базе Туркменского художественного техникума был создан студенческий оркестр (под руководством С. Туманяна и П. Сарыева), концертная деятельность которого заметно повлияла на музыкальную жизнь Ашхабада. В эти же годы был создан оркестр народных инструментов на радио. Для обоих коллективов С. Туманян подбирал репертуар, делал обработки народных песен и танцев, переложения произведений зарубежных и русских композиторов.
Оба оркестра, став высокопрофессиональными коллективами, пропагандировали туркменскую народную музыку и лучшие образцы классической и современной музыки. Будучи большим знатоком народных инструментов, Туманян уделял много внимания изобретению новых и модернизации старинных инструментов: изобрел учтар; реконструировав дутар и гиджак, улучшил их тембр и общее звучание.
После открытия в 1935 году в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского туркменского отделения, ежегодно туда направлялась одаренная туркменская молодежь. В конце 30-х годов прошлого века появились сочинения первых туркменских композиторов, которые вошли в историю туркменской музыкальной культуры. В это время начинается значительный рост туркменского искусства. В 1941 г. при Государственной филармонии был создан Оркестр туркменских народных инструментов под руководством Г. Аракеляна. Аракелян тщательно изучал туркменские народные инструменты и многое делал для улучшения их звучания. Он проводил кропотливую работу по их реконструкции, направленную на создание семейств инструментов - без чего создание оркестра было невозможным.
Чтобы усилить звучание оркестра, Аракелян ввел в его состав народные инструменты соседних народов, близкие по звучанию туркменским: тар, кеманча, чанг, най и другие. Репертуар также создается им: обработки танцев и мелодий народов Средней Азии, переложения произведений узбекских, азербайджанских и таджикских композиторов, а также собственные сочинения.
Даже в годы Великой отечественной войны оркестры продолжали свою деятельность. Их репертуар пополнялся новыми произведениями, созданными совместно туркменскими, русскими и украинскими
композиторами, эвакуированными в Туркменистан. Но страшная трагедия, произошедшая в Ашхабаде в 1948 году, в один момент разрушила все: землетрясение унесло много жизней, сравнялись с землей почти все строения.
Погибли многие специалисты музыкального искусства, уничтожены были почти все музыкальные инструменты и ценная литература. Все осталось под завалами обрушившихся зданий. Организованные с большим трудом оркестры перестали существовать в один день. Только в 1951 году удалось заново организовать студенческие оркестры и нотную библиотеку на базе Туркменского государственного музыкального училища.
В 1955 году Туркменский театр оперы и балета, хор, оркестр народных инструментов и ансамбль народного танца выступили с концертами в Москве в период декады туркменской литературы и искусства.
Расцвет туркменского музыкального искусства приходится на 60-70-е годы ХХ века, когда туркменские композиторы создают такие произведения крупной формы как оперы, кантаты, оратории, симфонии, симфонические поэмы, концерты. Композиторское творчество стимулировало профессиональный рост ученических коллективов музыкального училища и увеличение их составов. Среди них и оркестр народных инструментов.
Совершив небольшой экскурс в историю и возвращаясь в наши дни, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день студенческий коллектив под управлением О.Игамова является единственным оркестром в Туркменистане, в состав которого входят только народные инструменты, то есть без участия инструментов симфонического оркестра.
Список использованной литературы:
1. Нейтральный Туркменистан № 90 3.03.2023.
2. Нейтральный Туркменистан № 110 25.03.2023.
© Гурбанов Г., Чербаев А., Бегназарова Г., 2024
УДК 746.432.2:675.024
Рыжикова К.С.,
Студент
Британская высшая школы дизайна Москва, Россия
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ И КАЧЕСТВА ПЕРЕРАБОТАННЫХ МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ
Аннотация
Исследование посвящено разработке и оценке инновационных приемов вязания крючком для повышения прочности и качества переработанных меховых изделий. Применение нового направлено на устранение недостатков существующих методов обработки меха, предлагая способ вязания, который интегрирует использование различных размеров крючков для нити и меха, обеспечивая тем самым высокую прочность связанных изделий. Основная инновация заключается в использовании более мелкого крючка для меха по сравнению с нитью, что позволяет улучшить захват меха и увеличить износостойкость изделий. Методика также включает стратегии минимальной обработки отходов, что способствует экономически эффективному и экологически устойчивому производству. Результаты исследований подтверждают значительное увеличение прочности изделий по сравнению с прототипами, что делает