Научная статья на тему 'ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ'

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
оркестр народных инструментов / история туркменского оркестра

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гурбанов Г., Чербаев А., Бегназарова Г.

Истоки становления оркестра народных инструментов уходят в 30-е годы прошлого столетия. За эти годы оркестр стал свидетелем многих исторических событий и был совершенствован до сегодняшнего современного вида, который радует всех красивыми мелодиями народных инструментов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ»

УДК 39

Гурбанов Г.,

старший преподаватель,

Туркменский государственный институт культуры.

Чербаев А., преподаватель,

Туркменский государственный институт культуры.

Бегназарова Г.,

преподаватель,

Туркменский государственный институт культуры.

Ашхабад, Туркменистан.

ИСТОРИЯ И РАЗВИТИЕ ОРКЕСТРА НАРОДНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ

Аннотация

Истоки становления оркестра народных инструментов уходят в 30-е годы прошлого столетия. За эти годы оркестр стал свидетелем многих исторических событий и был совершенствован до сегодняшнего современного вида, который радует всех красивыми мелодиями народных инструментов.

Ключевые слова: оркестр народных инструментов, история туркменского оркестра

Истоки становления оркестра народных инструментов уходят в 30-е годы прошлого столетия. В 1933 году на базе Туркменского художественного техникума был создан студенческий оркестр (под руководством С. Туманяна и П. Сарыева), концертная деятельность которого заметно повлияла на музыкальную жизнь Ашхабада. В эти же годы был создан оркестр народных инструментов на радио. Для обоих коллективов С. Туманян подбирал репертуар, делал обработки народных песен и танцев, переложения произведений зарубежных и русских композиторов.

Оба оркестра, став высокопрофессиональными коллективами, пропагандировали туркменскую народную музыку и лучшие образцы классической и современной музыки. Будучи большим знатоком народных инструментов, Туманян уделял много внимания изобретению новых и модернизации старинных инструментов: изобрел учтар; реконструировав дутар и гиджак, улучшил их тембр и общее звучание.

После открытия в 1935 году в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского туркменского отделения, ежегодно туда направлялась одаренная туркменская молодежь. В конце 30-х годов прошлого века появились сочинения первых туркменских композиторов, которые вошли в историю туркменской музыкальной культуры. В это время начинается значительный рост туркменского искусства. В 1941 г. при Государственной филармонии был создан Оркестр туркменских народных инструментов под руководством Г. Аракеляна. Аракелян тщательно изучал туркменские народные инструменты и многое делал для улучшения их звучания. Он проводил кропотливую работу по их реконструкции, направленную на создание семейств инструментов - без чего создание оркестра было невозможным.

Чтобы усилить звучание оркестра, Аракелян ввел в его состав народные инструменты соседних народов, близкие по звучанию туркменским: тар, кеманча, чанг, най и другие. Репертуар также создается им: обработки танцев и мелодий народов Средней Азии, переложения произведений узбекских, азербайджанских и таджикских композиторов, а также собственные сочинения.

Даже в годы Великой отечественной войны оркестры продолжали свою деятельность. Их репертуар пополнялся новыми произведениями, созданными совместно туркменскими, русскими и украинскими

композиторами, эвакуированными в Туркменистан. Но страшная трагедия, произошедшая в Ашхабаде в 1948 году, в один момент разрушила все: землетрясение унесло много жизней, сравнялись с землей почти все строения.

Погибли многие специалисты музыкального искусства, уничтожены были почти все музыкальные инструменты и ценная литература. Все осталось под завалами обрушившихся зданий. Организованные с большим трудом оркестры перестали существовать в один день. Только в 1951 году удалось заново организовать студенческие оркестры и нотную библиотеку на базе Туркменского государственного музыкального училища.

В 1955 году Туркменский театр оперы и балета, хор, оркестр народных инструментов и ансамбль народного танца выступили с концертами в Москве в период декады туркменской литературы и искусства.

Расцвет туркменского музыкального искусства приходится на 60-70-е годы ХХ века, когда туркменские композиторы создают такие произведения крупной формы как оперы, кантаты, оратории, симфонии, симфонические поэмы, концерты. Композиторское творчество стимулировало профессиональный рост ученических коллективов музыкального училища и увеличение их составов. Среди них и оркестр народных инструментов.

Совершив небольшой экскурс в историю и возвращаясь в наши дни, хотелось бы отметить, что на сегодняшний день студенческий коллектив под управлением О.Игамова является единственным оркестром в Туркменистане, в состав которого входят только народные инструменты, то есть без участия инструментов симфонического оркестра.

Список использованной литературы:

1. Нейтральный Туркменистан № 90 3.03.2023.

2. Нейтральный Туркменистан № 110 25.03.2023.

© Гурбанов Г., Чербаев А., Бегназарова Г., 2024

УДК 746.432.2:675.024

Рыжикова К.С.,

Студент

Британская высшая школы дизайна Москва, Россия

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ВЯЗАНИЯ КРЮЧКОМ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ПРОЧНОСТИ И КАЧЕСТВА ПЕРЕРАБОТАННЫХ МЕХОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

Аннотация

Исследование посвящено разработке и оценке инновационных приемов вязания крючком для повышения прочности и качества переработанных меховых изделий. Применение нового направлено на устранение недостатков существующих методов обработки меха, предлагая способ вязания, который интегрирует использование различных размеров крючков для нити и меха, обеспечивая тем самым высокую прочность связанных изделий. Основная инновация заключается в использовании более мелкого крючка для меха по сравнению с нитью, что позволяет улучшить захват меха и увеличить износостойкость изделий. Методика также включает стратегии минимальной обработки отходов, что способствует экономически эффективному и экологически устойчивому производству. Результаты исследований подтверждают значительное увеличение прочности изделий по сравнению с прототипами, что делает

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.