СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
А.Е. Махов
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЗАРУБЕЖНОГО ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
Рабочая программа дисциплины
Содержание дисциплины охватывает круг вопросов, связанных с эволюцией зарубежного литературоведения как комплекса представлений о сущности и значении словесного творчества, о законах литературного процесса и его общих категориях (жанр, род, канон и др.), о строении литературного произведения и механизме его воздействия на читателя, а также ряд проблем, связанных с разнообразием методологических подходов к изучению произведения и литературного процесса в литературоведении ХХ-ХХ1 вв. Обучение по курсу проводится на кафедре теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета РГГУ. Ключевые слова: методика преподавания; история литературоведения; история поэтики; жанрово-родовая система; стиль; канон; подражание; мимесис; творческие способности; восприятие.
Программой предусмотрены следующие виды контроля: текущий контроль готовности к семинарским занятиям, выполнение контрольных работ, а также промежуточная аттестация в форме экзамена.
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 3 зачетные единицы, 108 часов. Предусмотрены лекционные и семинарские занятия -26 часов, самостоятельная работа студента - 82 часа.
Рабочая программа дисциплины
Предметом дисциплины является круг вопросов, связанных с эволюцией литературоведения как комплекса представлений о сущности и значении словесного творчества, о законах литературного процесса и его общих категориях (жанр, род, канон и др.), о строении литературного произведения и механизме его воздействия на читателя, а также круг вопросов, связанных с разнообразием методологических подходов к изучению произведения и литературного процесса в литературоведении ХХ-ХХ1 вв.
Цель дисциплины состоит в формировании у студентов знаний в области истории зарубежного литературоведения; умения ориентироваться в разнообразии его концепций и методов, соотносить методологию науки о литературе с методологией других гуманитарных наук.
Задачи дисциплины:
- выработать у студентов представления об основных стадиях развития литературоведения;
- ознакомить с основными поэтологическими идеями о сущности и функциях словесного творчества;
- раскрыть смысл и эволюцию основных литературоведческих понятий европейской традиции (подражание, правдоподобие, фабула, характер и т.п.);
- показать, как на протяжении истории литературоведения эволюционировали представления о способах объединения произведений в общности (жанр, род, канон и др.);
- ознакомить с литературными теориями основных направлений европейской словесности - классицизма, барокко, романтизма, реализма, символизма;
- ознакомить с основными школами и направлениями в литературоведении XIX и XX вв.;
- раскрыть многообразие методов в современном литературоведении;
- показать связи литературоведения с методологиями других наук гуманитарного цикла;
Место дисциплины в структуре ООП. Учебный курс «История и методология зарубежного литературоведения» входит в Блок М. 2 «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЦИКЛ. Вариативная часть» учебного плана подготовки магистрантов по направлению 032700 Филология. Читается во 2 семестре. Обучение проводится кафедрой теоретической и исторической поэтики историко-филологического факультета.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Дисциплина направлена на формирование и углубление следующих компетенций выпускника:
ОК-1 способность к непрерывному процессу интеллектуального развития, совершенствования, расширения знаний в области зарубежного литературоведения;
ОК-2 способность организовать самостоятельную эвристическую деятельность и овладеть новыми методологиями, освоить новые области профессиональной деятельности;
ОК-6 личностное развитие, позволяющее творчески анализировать ситуации, находить альтернативные решения, отказываться от старых способов деятельности и осваивать новые;
ПК-1 умение использовать в научном исследовании систематику и методологию литературоведческого знания;
ПК-2 умение использовать литературоведческие знания в прикладных областях;
ПК-7 навык активного участия в рабочих группах, семинарах; написания и редактирования коллективных научных монографий;
ПК-8 опыт литературоведческого анализа текстов разных типов, с использованием различных методов и приемов интерпретации, выработанных зарубежным литературоведением.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен демонстрировать следующие результаты образования.
Знать.
- логику исторического развития науки о литературе, ее основные стадии;
- систему ключевых понятий, обуславливающих единство науки о литературе в ее исторической изменчивости;
- основные исторические представления о сущности и функциях художественной словесности, о строении литературного произведения, о природе словесно-художественного творчества, о жанрово-родовой системе литературы;
- методологические посылки главных научных школ и направлений в литературоведении XIX и XX вв.;
- роль и место литературоведения в системе современных гуманитарных дисциплин.
Уметь:
- ориентироваться в исторически изменчивых смыслах основных поэтологических и литературоведческих понятий;
- охарактеризовать основные этапы эволюции литературоведения;
- охарактеризовать основные школы в науке о литературе;
- сопоставить различные подходы к анализу литературного произведения, выработанные главными представителями мировой науки о литературе;
- показать объяснительные возможности и пределы этих возможностей для основных историю-литературных концепций мирового литературоведения;
- разделять новаторские и традиционные, продуктивные и контрпродуктивные моменты в теоретических построениях литературоведов различных школ.
Владеть:
- основами различных методик литературоведческого анализа. Структура дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины - 3 зачетные единицы (108 часов) Из них: аудиторная работа (лекционные и семинарские занятия) - 26 часов, самостоятельная работа студентов - 82 часа, в т.ч. освоение рекомен-
дованной литературы, подготовка к семинарским занятиям, контрольным работам и к промежуточной аттестации (экзамену).
Содержание дисциплины
1. Введение. Границы предмета. Типы и объем источников.
Зарождение рефлексии о словесном творчестве в европейской культуре на ранней стадии развития античной поэзии. Историческое многообразие жанров и форм изложения литературоведческих воззрений: прозаические и поэтические тексты; эстетико-философский и «практический» трактат; полемические и предписательные, теоретические и историко-литературные тексты. Возникновение современной формы тематической монографии.
Основные этапы и современное состояние изучения истории литературоведения. История европейского литературоведения в отечественных работах (С.С. Аверинцев, М.Л. Гаспаров, М.Л. Андреев, А.В Михайлов и др.) и в западных трудах (Б. Марквардт, Б. Вейнберг, Р. Уэллек), западные и русские истории литературоведения и энциклопедические справочники (Кэмбриджская история литературоведения в 9 томах, отечественные энциклопедические справочники «Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения», «Западное литературоведение XX века»).
2. Рефлексия о литературе в эпоху античности и Средневековья.
Представления о функциях поэзии, о специфике поэтического слова в
произведениях Гомера, Гесиода, Пиндара. Антитеза поэзии-лжи и поэзии-правды. Идея поэта как «толкователя муз» (Пиндар). Возникновение аллегорического метода толкования поэзии: Феаген из Регии, Метродор Лампсакский, софисты. Идея поэзии как знания и ее критика Платоном. Основные идеи Платона: поэт как одержимый, поэзия как мимесис; различение подражания и простого повествования как основа для первой классификации поэтических родов. Поэт и полис. Полемика с Платоном в «Поэтике» Аристотеля. Категориальная основа «Поэтики»: различение типов подражания по предмету, средствам и способу. Отношение поэзии к истории и философии. Расширение (по сравнению с Платоном) предмета поэзии. Учение о трагедии и ее частях. Фабула как основа трагедии и поэзии в целом; виды и элементы фабулы. Катарсис. «Поэтическое искусство» Горация как источник «общих мест» для средневековой и ренессансной науки о литературе. Горацианская идея декорума как основа европейского классицизма. Учение о трех стилях в античной риторике и его значение для европейской литературы. Трактат «О возвышенном»: новый стилистический идеал возвышенной простоты. Сравнение Гомера с Моисеем как предвосхищение компаративного метода. Учение о «вдохновенном подражании». Учение о многосмысленном толковании в средневековой герменевтике и его значение для позднейшего литературоведения.
Новое христианское представление о высоком стиле (Августин). «Колесо Вергилия»: связь литературного образца, стиля и вещи. Представления о жанрах: Боэций о трагедии, временное вытеснение аристотелевского понимания трагического. Первые памятники поэтологической мысли на народных языках: поэтологические отступления в куртуазных романах (Кретьен де Труа о романе как «прекрасном соединении». Вольфрам фон Эшенбах о повествовании как «броске костей»), поэтика трубадуров и труверов.
3. Представления о художественной словесности в эпоху Ренессанса. Литературные теории барокко и классицизма.
Апология поэзии как главная тема ренессансных литературоведческих трактатов (А. Муссато, Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо). Учение о поэзии как «второй теологии» и отзвуке пифагорейской музыки сфер. «Спор искусств»: поэзия выше музыки (М. Фичино), поэзия - сумма семи свободных искусств (К. Салутати). Освоение «Поэтики» Аристотеля и полемика с ним. Миметическая дилемма: подражать природе - подражать образцу. Полемика о стилистическом образце: цицеронианцы и антицицеронианцы. Антимиметическая тенденция (Ю.Ц. Скалигер, С. Сперони). Поэт - «другой бог». Зарождение идеи самовыражения (А. Полициано). Идеал славы и поэтического бессмертия. Дискуссии о новых жанрах, представление о романе как «маленьком мироздании» (Дж. Малатеста). Первые попытки иерархической классификации жанров (Скалигер) и историю-стадиальных построений («возрасты поэзии»). Основы литературной теории барокко: поэзия как познавательная деятельность, метафора как когнитивное орудие, остроумие - основная способность поэта (М. Перегрини, Б. Грасиан, У Давенант). «Подзорная труба Аристотеля» Э. Тезауро: учение об «изящной энтимеме». Риторическая аргументация в поэзии: теория и практика (Дж. Донн). Творчество как «creatio ex niliilo», категория удивительного. Представления о жанрах: трагедия как «школа королей», апология смешанных жанров. Развитие теории романа; оппозиция romance/roman -novel/nouvelle. Полемика классицизма с барочными принципами: критика идеи остроумия. Главные категории литературной теории классицизма: правдоподобие как «изображение должного», декорум, иерархия жанров. Идеал «упорядоченной природы». Категоричный и умеренный классицизм: Р. Рапен и Н. Буало. Теория драмы: правила единств, «связи сцен» (Ф. Д’Обиньяк), соответствия действий характеру. Иррациональный момент в теории классицизма: «смелость» поэта, идея «прекрасного беспорядка». Влияние на Буало трактата «О возвышенном». «Спор о древних и новых» в его значении для формирования исторического подхода к литературе.
4. Литературоведение в XVIII в. Идеи романтизма.
Формирование «критического» подхода к литературе и искусству (Ж.Б. Дюбо, И.К. Готшед, Ш. Батте). Идея происхождения поэзии из перво-
начального единства всех искусств (Дж. Браун, Готшед, Батте и др.), первые попытки установить генезис и логику развития отдельных родов и жанров. Выдвижение на первый план лирики как исторического ядра всей литературы, разработка триады родов «лирика - драма - эпос» (Батте). Влияние на литературоведение философии истории: поэзия как «детский язык» в исторической стадиологии Дж. Вико. Развитие этой идеи у И.Г. Гамана (поэзия - «материнский язык человечества»). Критический подход в интермедиальной области: разделение принципов поэзии и изобразительных искусств у Г.Э. Лессинга. Новые представления о творческих способностях поэта: гений как «естественная сила» (Дж. Аддисон, Э. Юнг, Ф. Герстенберг) и «законодатель искусства» (И. Кант). Теория драмы: обоснование жанров буржуазной трагедии и серьезной комедии (Д. Дидро, Г.Э. Лессинг, К. Геллерт), выдвижение героя как основы единства действия (Я. Ленц), просветительское переосмысление аристотелевской теории трагедии и понятия катарсиса (Лессинг). Основные идеи И.Г. Гердера: народ как носитель творческого начала; художественно-выразительный характер всякой человеческой деятельности («жизнь как поэтика»); несоизмеримость ценностей разных культур; историзм (поэзия - живой развивающийся организм). Психологическое обоснование поэзии: разработка понятия «образа». Влияние на литературоведение эстетики: философский идеализм Ф. Шиллера, центральные понятия его литературно-эстетической теории: человечность (предмет поэзии), идеализация (метод поэзии), свобода (результат воздействия поэзии). Стадиальные построения Гердера и Шиллера. Оппозиция «наивное - сентиментальное». Проблема «неполноценности» современной поэзии и ее решение в романтической концепции «прогрессирующей универсальной поэзии» (Ф. Шлегель). Разработка оппозиции классическое - романтическое (А.В. Шлегель). Новые категории, внесенные романтиками в литературоведение: ирония, символ, миф, бессознательное, «язык сновидений». Различение воображения и фантазии (С.Т. Кольридж). Теория юмора (Жан Поль). Поэт-Протей (Кольридж, Дж. Ките). Жанрово-родовые теории: три рода как временные перспективы (Жан Поль), роман как иронический и мифологический жанр (Ф. Шлегель), теория современной политической трагедии (Б. Констан). Гегелевская теория литературных родов. Развитие литературной герменевтики как науки о «вчувствовании» (Гердер) и понимании (Ф. Шлейермахер).
5. Литературоведческие школы и методы в XIX в.
Возникновение из мифологических штудий романтиков (И. Геррес, Ф. Кройцер) мифологической школы (Я. Гримм). Ее основные посылки: миф как необходимая форма народного творчества; памятники древнего словесного творчества как материал для реконструкции утраченного цельного мифа; различение «языческой предыстории» и христианской истории (выявления изначального мифологического смысла христианских обра-
- -
зов), «естественной поэзии» и «искусственной поэзии». Разработка научного подхода к истории литературы во Франции и Германии: К. Фориэль, Ж.-Ж. Ампер, Г. Гервинус. Биографическое литературоведение Ш.О. Сент-Бева: «анализ души», разоблачение неискреннего («маски») в авторе и герое. Влияние позитивизма на литературоведение. Культурно-историческая школа (И. Тэн). Идея детерминированности литературных явлений; триада «раса - среда - момент». Учение о писателе: теория «доминантной способности». Литература как «кристаллизация эпохи», критерий репрезентативности как главный при оценке писателя. Разработка понятия «типа» (Тэн, поздний В. Гюго). Влияние дарвинизма: теория Ф. Брюнетьера об эволюции как дифференциации и «борьбе» жанров. Учение В. Шерера о законах литературного творчества и истории литературы. «Три первоэлемента поэзии» (танцевальная песня, пословица, сказка). Развитие новых жанров по мере освобождения поэзии от 1) танцевального начала; 2) музыки; 3) стихотворной формы. Теория повторяющихся периодов в развитии литературы. Разработка теории реализма и «объективного» романа (Шам-флери, Г. Флобер, Ф. Шпильгаген). Принцип «искусства для искусства» и теория символизма. «Философия композиции» Э.А. По, ее влияние на эстетико-литературные теории Ш. Бодлера и С. Малларме. Теории трагедии: О. Людвиг, Ф. Ницше.
6. Основные школы, методы и направления в литературоведении
ХХв.
Многообразие методологических подходов в литературоведении XX в. как следствие многоаспектности словесного произведения, его существования «в разных мирах». Типы методологий, возникающие из различий в понимании статуса произведения. 1) Произведение в его взаимосвязи с инстанциями человеческого: сознанием (духовно-историческая школа, герменевтика), индивидуальным бессознательным (психоаналитическое литературоведение), коллективным бессознательным (мифологическая критика), воображением («критика воображаемого»), мышлением (когнитивное литературоведение), гендерно обусловленным сознанием (гендерное литературоведение, феминистская критика). 2) Произведение в контексте социально-культурных практик (социология литературы, культурная критика, мультикультурализм, «новый историзм»), 3) Произведение как порождение языковой стихии (стилистическая критика). 4) Произведение как автономная структура («новая критика», структурализм, феноменология). 5) Произведение в аспекте его восприятия (рецептивная критика). 6) Произведение в контексте других произведений (компаративистика, исследование топосов, интертекстуальный анализ, деконструкция, дискурсный анализ, генетическая критика). Духовно-историческая школа (В. Дильтей, Ф. Штрих, Ф. Гундольф) как реакция на позитивизм. Методологический принцип разделения наук: науки о природе и науки о
духе. Понимание как метод наук о духе. Герменевтический круг. Поэзия как «осмысление нашего отношения к жизни»; «переживание» как содержание литературы. «Типы мировоззрений» в философии и литературе. Стадиальные построения духовно-исторической школы: классическое и романтическое в теории Ф. Штриха. Б. Кроче: литературное произведение как «удавшееся выражение». Дальнейшее развитие герменевтической методологии Дильтея. Перенесение герменевтики в область фундаментальной онтологии у М. Хайдеггера: «понимать - значит существовать». Развитие дильтеевского принципа разделения наук у Х.Г. Гадамера: критика самой идеи методологии, эстетическая деятельность как область истины. Понимание как осуществление историчности бытия. Реабилитация «предрассудка» как выражения историчности. Эстетическая игра как преодоление субъектно-объектной дихотомии. Герменевтика Э. Хирша: различение смысла и значения. Психоанализ: структуры бессознательного и сна как модели литературных структур; сгущение, смещение, символизация в словесных текстах. Учение Фрейда об остроумии. «Психокритика» Ш. Морона. Генезис эстетической деятельности в первичных формах креативности (3. Фрейд, М. Кляйн, Д. Уинникот). Фрейдистская теория двух типов романа М. Робер. Соотношение биологического и семиотического у Ю. Кристевой. Синтез психоанализа и лингвистики у Ж. Лакана, применение теории «плавающего означающего» в литературном анализе Лакана. Претворения учения К. Юнга об архетипах коллективного бессознательного в мифологической («архетипной») критике. «Архетипические модели в поэзии» (М. Бодкин). Попытка эксплицировать «вечную систему литературы» в «Анатомии критики» Н. Фрая: архетипно-мифологическое обоснование нарративных категорий. Воздействие К. Юнга на французское литературоведение: школа «критики воображаемого». Вечные образы стихий и пространства Г. Башляра, «антропологические структуры воображения» Ж. Дюрана. Переосмысление понятия мимесиса у Р. Жирара: теория происхождения символа из «миметического желания» как отличительной особенности человека. Методы, ориентированные на имманентный анализ текста. «Новая критика» и метод «пристального чтения (close reading)». А. Ричардс об «ошибках чтения». Двусмысленность как неустранимое свойство поэтического текста; классификация типов двусмысленностей у У Эмпсона. Текстура и структура как два аспекта поэтического текста (Дж. Рэнсом). Феноменологический подход (Р. Ингарден): «слоевой» анализ произведения (В. Кайзер). Стилистическая критика. Анализ произведения: метод восхождения от значимой детали к целому (Л. Шпицер); от отдельного произведения к ряду произведений (стилистическая история литературы Э. Ауэрбаха). Стилевой анализ на семиотической основе (М. Риффатерр). Достижения структурализма: анализ мифа (К. Леви-Стросс), нарративных структур (А. Греймас); «грамматика поэзии» Р. Якобсона. «Бунт» постструктурализма: интертекст вместо структуры.
- -
«голос» вместо автора. Метод деконструкции (поздний Р. Барт, «Йельская школа»).
7. Другие школы и направления в литературоведении XX - начала XXI вв.
Социологический и идеологический подходы в сочетании с другими методами: «генетический структурализм» Л. Гольдмана, англо-американская «культурная критика», мультикультурализм. Методы исследования истории литературы. «Микрофилология» Э.Р Курциуса как способ построения «непрерывной истории» европейской литературы. «Новый историзм» С. Гринблатта: литература в «круговороте социальной энергии». Литература как провокация читательской реакции: рецептивная критика Х.Р Яусса и В. Изера, понятия «пустых мест» и «имплицитного читателя». Гендерное литературоведение. Протест против «фаллолого-центризма» западной культуры в феминистской критике (Ш. Фельдман, Э. Сиксу). Литература как форма мышления: когнитивное литературоведение. Литература во взаимосвязи с другими искусствами: интермедиальные исследования. Англо-американский «новый дарвинизм».
Контрольные вопросы
Диалог Платона «Ион»: основные идеи.
Критика подражания в 10-й книге диалога Платона «Государство».
Платон: разделение поэзии на простое повествование и подражание.
«Поэтика» Аристотеля: учение о подражании.
«Поэтика» Аристотеля: учение о трагедии.
«Поэтика» Аристотеля: учение о возникновении поэзии и развитии жанров.
«Поэтическое искусство» Горация: декорум и другие идеи.
Трактат «О возвышенном», его основные идеи.
Средневековье: учение о многосмысленном толковании.
Средневековье: «колесо Вергилия».
Представления о поэзии и поэте в эпоху Ренессанса.
Идеи Ренессанса: подражание природе и подражание образцам.
Барокко: теория остроумия.
Основные принципы поэтики классицизма.
«Спор о древних и новых», его значение.
Дж. Вико о поэзии.
Возникновение триады родов «лирика - эпос - драма».
Г.Э. Лессинг о соотношении поэзии и изобразительных искусств.
Теория драмы в XVIII в.
Ф. Шиллер: литературная теория на основе философского идеализма.
Основные идеи И.Г. Гердера.
Идеи романтиков: понятия иронии, символа, мифа.
Мифологическая школа в Германии и России.
Биографическое литературоведение Ш.О. Сент-Бева.
Позитивистское литературоведение: И. Тэн, Ф. Брюнетьер, В. Шерер. Литературные теории реализма и символизма.
Духовно-историческая школа.
Герменевтика (М. Хайдеггер, Х.Г. Гадамер, Э. Хирш). Психоаналитическое литературоведение.
Мифологическая критика (Н. Фрай).
«Критика воображаемого» (Г. Башляр, Ж. Дюран).
«Новая критика» и метод «пристального чтения». Феноменологический подход к литературному произведению. Стилистическая критика (Л. Шпицер, Э. Ауэрбах, М. Риффатерр). Структурализм: основы метода.
Постструктурализм: метод деконструкции, понятие интертекста. Социология литературы.
Э.Р Курциус: направление «исследования топосов».
«Новый историзм»
Рецептивная критика.
Гендерное литературоведение.
Когнитивное литературоведение.
Примерная тематика докладов и заданий Платон против софистов.
Аристотель против Платона.
Мотивы «Поэтического искусства» Горация в европейской поэтике и культуре.
Риторические аргументы в ренессансных «защитах поэзии»: Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, Ф. Сидни.
Понятие «подражание» в европейской литературной теории: pro et contra.
Теория трагедии: от Аристотеля до Ф. Ницше.
Н. Буало и Гораций: общее и различное.
«Поэтическое искусство» Буало и «Епистола о стихотворстве» А.П. Сумарокова: отличие русского классицизма от французского.
Теория трагедии в предисловиях Жана Расина к собственным драмам. Флорентийские неоплатоники о поэзии.
Барокко и классицизм: два подхода к творчеству.
Миф и литература: от романтиков до К. Леви-Стросса и Е.М. Мелетин-ского.
«Буря и натиск» против Аристотеля; Ф. Шиллер против «Бури и натиска».
Выражает ли поэт собственные чувства? Обсуждение темы в поэтиках Ренессанса и Нового времени.
Основные литературно-теоретические идеи романтиков.
Позитивизм в литературоведении: достоинства и ограниченность метода.
Идея «внутренней формы» в лингвистике и поэтике: В. Гумбольдт, А.А. Потебня.
Проблема понимания в западном литературоведении XX в.: Дильтей, Хайдеггер, рецептивная школа.
Метод «пристального чтения»: достоинства и ограниченность.
Стилистическая критика: анализ «в стиле Шпицера» на русском материале.
Двусмысленность в литературном тексте: анализ «в стиле Эмпсона» на русском материале.
Структурализм: основы методологии, ее ограниченность.
Бунт постструктурализма против структурализма: почему он произошел?
Топос как понятие литературной истории.
Образы воображения в словесном произведении: анализ «в стиле Башляра» на русском материале.
Дневной и ночной режимы воображения (Ж. Дюран): сравнение на примерах из русской и/или европейской литературы.
Тема мимесиса в литературоведении XX в.: Э. Ауэрбах и другие.
Проявляется ли в литературном произведении гендерная природа автора? (с собственными примерами).
Читатель в произведении: идеи рецептивной критики с собственными примерами из литературных произведений.
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Список источников и литературы
Источники
Обязательные
Аристотель. Поэтика // Аристотель. Соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1975—
1986. Т. 4.
Ауэрбах Э. Мимесис: изображение действительности в западноевропейской литературе / Пер. Ал.В. Михайлова. М., 1976.
Барт Р. 8/2. М.: Ас1 таг^пет. 1994.
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Барт Р. История или литература? Критика и истина. Смерть автора. Эффект реальности. С чего начать? От произведения к тексту. Удовольствие от текста. Лекция // Барт Р. Избранные работы. Семиотика, поэтика. М.: Прогресс, 1989.
Барт Р. Нулевая степень письма // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000, С. 52-98.
БашлярГ. Избранное: Поэтика пространства. М., 2004.
Боккаччо Д. Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса. Т. 2. М., 1981.
Бремон К. Логика повествовательных возможностей // Семиотика и искусствометрия. М.: Мир, 1972. С. 108-135.
Буало Н. Поэтическое искусство (любое издание).
Вико Д. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1940.
Гадамер Г.Г. Истина и метод. М.: Прогресс, 1988. С. 317-445.
Гердер II.Г. Шекспир. Сравнение поэзии различных народов, древних и новых. Критические леса. О воздействии поэзии на нравы народов в древние и новые времена // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.; Л., 1959.
Грасиан Б. Остроумие, или Искусство изощренного ума // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: Искусство, 1977.
Греймас А.-Ж. Размышления об актантных моделях // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000. С. 156-173 [или: Вестник МГУ 1996. № 1. С. 118-135. (Филология)].
Данте. О народном красноречии // Данте Алигьери. Малые произведения. М.: Наука, 1968.
Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000.
Джонсон Б. Заметки... Скалигер Ю.Ц. Поэтика. Кастельветро Л. «Поэтика» Аристотеля, изложенная на народном языке и истолкованная. Сидни Ф. Защита поэзии. Шатен Ж. Мнение Французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд-во МГУ, 1980.
Дидро Д. Беседы о «Побочном сыне». Гений. О драматической поэзии. Парадокс об актере // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Художественная литература, 1980.
Дилътей В. Введение в науки о духе. М., 2000 [или: Дилътей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987].
Дю Белле Ж. Защита и прославление французского языка // Эстетика Ренессанса: В 2 т. Т. 2. М.: Искусство, 1981.
Женетт Ж. Структурализм и литературная критика // Женетт Ж. Фигуры. Т. 1. М., 1998.
Зарубежная литература XIX века. Реализм: хрестоматия историко-литературных материалов. М., 1990.
Кристева Ю. Бахтин, слово, диалог и роман // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000.
Лансон Г. Метод в истории литературы. М.: Товарищество «Мир»,
1911.
Леви-Стросс К. Структура и форма // Семиотика. М.: Прогресс,
1983.
ЛессингГ.Э. Гамбургская драматургия. М.; JL: Academia, 1936.
Man П. де. Критика и кризис // Философские науки. 1992. № 3. Ноеалис. Фрагменты. Шлегель А.-В. Чтения о драматической литературе и искусстве // Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934.
Платон. Государство // Платон. Соч.: В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М.: Мысль, 1971. (книга 3 и 10).
Платон. Ион //Платон. Соч.: В 3 т. Т. 1. М.: Мысль, 1968.
Рэнсом Д. К. «Новая критика» // Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.
Сент-Бев Ш. Из работ разных лет // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля / Пер. Е. Костюкович. СПб.,
2002.
ТодоровЦ. Понятие литературы // Семиотика. М.: Прогресс, 1983. Тодоров Ц. Поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс,
1975.
Тэн II. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.
Фонтенель Б. Диалоги мертвых древних и новых. Свободное рассуждение о древних и новых // Спор о древних и новых. М.: Искусство,
1984.
Фрай Н. Анатомия критики // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Фрейд 3. Художник и фантазирование. Воспоминание Леонардо да Винчи о раннем детстве. Достоевский и отцеубийство // Фрейд. 3. Художники фантазирование. М.: Республика, 1995.
Фуко М. Что такое автор? // Фуко М. Воля к истине. М: Магистериум-Касталь, 1996. С. 7-46.
Хайдеггер М. Исток художественного творения // Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М.: Гнозис, 1993.
Шлегель Ф. Критические фрагменты. Фрагменты. Разговор о поэзии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство,
1983.
Элиот Т. С. Традиция и индивидуальный талант // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.
Юнг К.Г. Об отношении аналитической психологии к поэтикохудожественному творчеству // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.
Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество // Самосознание европейской культуры XX века. М.: Политиздат, 1991.
Якобсон Р. Лингвистика и поэтика // Структурализм: «за» и «против». М.: Прогресс, 1975.
Яусс Г.Р. История литературы как провокация литературоведения // Новое литературное обозрение. 1995. № 12.
Дополнительные:
Аристотель. Риторика // Античные риторики. М.: Изд-во МГУ,
1978.
Вольтер. Эстетика. М.: Искусство, 1974.
Голъдман Л. Сокровенный Бог. М., 2001.
ГреймасА.-Ж. В поисках трансформационных моделей// Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М.: Прогресс, 2000.
Деррида Ж. Структура, знак и игра в дискурсе гуманитарных наук // Французская семиотика: от структурализма к постструктурализму / Пер с франц.. сост., вступ. ст. Г.К. Косикова. М., 2000.
Женетт Ж. Введение в архитекст // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 2. М., 1998.
Женетт Ж. Правдоподобие и мотивация // Женетт Ж. Фигуры: В 2 т. Т. 1. М., 1998.
ПзерВ. Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория: Антология. М.: Флинта: Наука, 2004. С. 3-45, 201-225.
Пзер В. Рецептивная эстетика. Герменевтика и переводимость // Академические тетради. Вып. 6. М., 1999.
Пнгарден Р. Исследования по эстетике. М., 1962.
Кристева Ю. Разрушение поэтики // Французская семиотика. От структурализма к постструктурализму. М., 2000.
Лафарг П. Происхождение романтизма // Лафарг П. Литературнокритические статьи. М.: ГИХЛ, 1936. С. 115-152.
Ман Пол де. Слепота и прозрение. М., 2002.
СартрЖ.-П. Бодлер // Бодлер Ш. Цветы зла. Стихотворения в прозе. Дневники. М.: Высшая школа, 1993. С. 319-449.
Сартр Ж.-П. Зачем писать? //Вестник МГУ 1995. № 3. С. 168-190. (Филология).
Сартр Ж.-П. Что значит писать? // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987. С. 313-334.
Фрейд 3. Недовольство культурой // Психоанализ, религия, культура. М.: Ренессанс, 1992. С. 65-134.
Литература
Обязательная:
Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М.: РГГУ 1994.
Галинская II.Л. Постструктурализм в оценке современной философско-эстетической мысли // Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М., 1984.
Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М., 1986. Также в изд:. ГаспаровМ.Л. Избранные труды: В 2 т. М., 1997.
Гринцер П.П., Гринцер П.А. Становление литературной теории в Древней Греции и Индии. М., 2000.
Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М.,
2010.
Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004. Ильин П.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: Эволюция научного мифа. М., 1998.
Ильин П.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996. ’ ’ ’
Ильин П.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.
Козлов А.С. Мифологическое направление в литературоведении США. М., 1984. ’
Косиков Г.К От структурализма к постструктурализму. М., 1998. Красавченко Т.Н. Английская литературная критика XX в. М., 1994. Лозинская КВ. Литература как мышление: Когнитивное литературоведение на рубеже ХХ-ХХИ веков: Аналитический обзор. М., 2007.
Махов А.Б. Европейская поэтика: Темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Хованская З.П Анализ литературного произведения в современной французской филологии. М.: Высшая школа, 1980.
Турышева О.П. Теория и методология зарубежного литературоведения. М., 2012.
Цурганова Б. А. Новации зарубежного литературоведения в XX в. // Наука о литературе в XX веке. М., 2001.
Дополнительная.
Античная поэтика. Риторическая теория и литературная практика. М., 1991.
Аристотель и античная литература. М., 1978.
Архетип в фольклоре и литературе. Кемерово, 1994.
Брант В. Боккаччо средневековый. М., 1983.
Бычков В.В. Эстетика отцов Церкви. М., 1995.
Вайнштейн О.Б. Удовольствие от гипертекста (Генетическая критика во Франции) //Новое литературное обозрение. 1995. № 13. С. 383-388.
Вейман Р. «Новая критика» и развитие буржуазного литературоведения. М., 1965.
Герменевтика: История и современность. М., 1985.
Голенищев-Кутузов II.Н. Буало барокко (Эммануэле Тезауро) // Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975.
Древнегреческая литературная критика. М., 1975.
Козлов А. С. Семантико-символическая критика в США // Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М.,
1984. С’217-242.
Козлов А.С. Структурализм и мифологическое литературоведение США: Проблемы взаимосвязи и интерференции // Тенденции в литературоведении стран Западной Европы и Америки. М., 1981. С. 120-139.
Косиков Г.К Зарубежное литературоведение и теоретические проблемы науки о литературе // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв. М., 1987.
КосиковГ.К. Ролан Барт-семиоло г, литературовед//БартР. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989. С. 3-45.
Косиков Г.К. Идеология. Коннотация. Текст // Барт Р. 8/2. М., 2001. С. 8-29.
Косиков Г.К. Методология «генетического структурализма» Люсьена Гольдмана и его школы // Социология художественной литературы в современном зарубежном литературоведении. М., 1976. С. 97-129.
Косиков Г.К. Постструктуралистская стратегия Ролана Барта: о книге «8/2» // Наука о литературе в XX веке. М., 2001. С. 124-148.
Косиков Г. К. Французская «новая критика» и предмет литературоведения // Теории, школы, концепции. Художественный текст и контекст реальности. М., 1977. С. 37-66.
Косиков Г.К. Структурная поэтика сюжетосложения во Франции // Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции и проблемы. М., 1984. С. 155-205.
Лозинская Е.В. Итальянская поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Лозинская Е.В. Подражание. Термин шШаио в ренессансных теориях поэзии и стиля // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Махов A.E. Musica literaria. Идея словесной музыки в европейской поэтике. М., 2005.
Махов А.Е. Веселовский - Курциус: историческая поэтика — историческая топика // Вопросы литературы. 2010. Май-июнь. С. 182-202.
Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры: Очерки из истории филологической науки. М., 1989.
Нестерова О.Е. Allegoria pro typologia. Ориген и судьба иносказательных методов интерпретации Священного Писания в раннехристианскую эпоху. М., 2006.
Очерки римской литературной критики. М., 1963.
Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М.: Наука, 1986. С. 170-235.
Проблемы современного сравнительного литературоведения / Под ред. Н.А. Вишневской и А.Д. Михайлова. М.: ИМЛИ РАН, 2004.
РешетовВ. Г. Английская литературная теория XVII века. Свердловск,
1987.
Сидорченко Л. В. Александр Поуп и художественные искания в английской литературе первой четверти XVTII века. СПб., 1992.
Тамарченко Н.Д., ТюпаВ.П., Бройтман С.Н. Теория литературы: В 2 т. М.: Academia, 2004.
Цурганова Е.А. Традиционно-исторические и современные проблемы литературной герменевтики // Современные литературоведческие концепции. (Герменевтика, рецептивная эстетика). М., 1983. С. 12-27.
Цурганова Е.А. Феноменологические школы критики в США // Зарубежное литературоведение 70-х годов: Направления, тенденции, проблемы. М., 1984. С. 265-285.
Чекалов КА. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М., 2001.
Эко К Искусство и красота в средневековой эстетике. СПб, 2003.
The Cambridge History of Literary Criticism: In 9 vol. Cambridge, 1993.
WellekR. A History of Modem Criticism: 1750-1950 (различные издания, в т. ч. перевод на немецкий язык).
Планы семинарских занятий
Тема 1. Представления об основах художественной словесности от античности до Ренессанса
1. Представления о природе, сущности и функциях поэзии.
2. Подражание: его сторонники и противники. Подражание природе и подражание образцам.
3. Представления о стилях и жанрах.
4. Поэзия и государство.
Контрольные вопросы:
1. Функции поэзии: от древнегреческой протопоэтики до итальянских гуманистов.
2. Поэт - ничтожнейший из людей или второй Бог?
3. Риторическое учение о трех стилях и его преломление в поэтике.
Список литературы и источников
Источники:
Обязательные:
Аристотель. Поэтика.
Боккаччо Д. Генеалогия языческих богов // Эстетика Ренессанса. Т. 2. М., 1981.
Скалигер Ю.Ц. Поэтика//Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд-во МГУ, 1980.
Дополнительные:
Сидни Ф. Защита поэзии. Джонсон Б. Заметки.... // Литературные манифесты западноевропейских классицистов. М.: Изд-во МГУ, 1980.
Литература:
Обязательная:
Гаспаров М.Л. Средневековые латинские поэтики в системе средневековой грамматики и риторики // Проблемы литературной теории в Византии и латинском средневековье. М., 1986. Также в изд.: Гаспаров МЛ. Избранные труды: В 2 т. М., 1997.
Гринцер Н.П. Античная поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Махов А.Е. Европейская поэтика: Темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Махов А.Е. Средневековая латинская поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Лозинская Е.В. Итальянская поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Дополнительная.
Лозинская Е.В. Подражание. Термин шШаио в ренессансных теориях поэзии и стиля // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Тема 2. Литературные теории XVII—XVIII вв.
1. Литературные теории барокко и классицизма.
2. Теории лирики и драмы в XVIII в.
3. Идеи И.Г. Гердера, их значение для литературоведения XIX-XX вв. ’
Контрольные вопросы:
1. Остроумие как центральное понятие теории барокко; правдоподобие как центральное понятие теории классицизма.
2. Этапы становления триады родов «лирика - драма - эпос».
3. Нормативизм и элементы историзма в литературных теориях
XVII-XVIII вв. ’
Список литературы и источников.
Источники:
Обязательные:
Буало Н. Поэтическое искусство (любое издание).
Тезауро Э. Подзорная труба Аристотеля / Пер. Е. Костюкович. СПб., 2002. ' ’
Гердер II.Г. Шекспир. Сравнение поэзии различных народов, древних и новых. Критические леса. О воздействии поэзии на нравы народов в древние и новые времена // Гердер И.Г. Избранные сочинения. М.; JL, 1959.
Дидро Д. Беседы о «Побочном сыне» // Дидро Д. Эстетика и литературная критика. М.: Художественная литература, 1980. С. 135-206.
Дополнительные:
Грасиан Б. Остроумие, или Искусство изощренного ума // Испанская эстетика: Ренессанс. Барокко. Просвещение. М.: Искусство, 1977. С.169-464. ’
Литература:
Обязательная:
Голенищев-Кутузов II.Н. Буало барокко (Эммануэле Тезауро) // Голенищев-Кутузов И.Н. Романские литературы. М., 1975.
Красавченко Т.Н. Концепт в английской поэтике; Концепция остроумия (wit) в английской поэтике // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Махов А.Е. Европейская поэтика: Темы и вариации // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Махов А.Е. Немецкая поэтика // Европейская поэтика от античности до эпохи Просвещения. М., 2010.
Дополнительная:
Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры. Очерки из истории филологической науки. М., 1989.
Тема 3. Направления и школы в зарубежном литературоведении Х1Хв. ' '
1. Литературно-теоретические идеи романтиков.
2. Позитивистское литературоведение.
3. Теории литературных направлений в XIX в.: реализм, символизм.
Контрольные вопросы:
1. Понятие романтической иронии.
2. Писатель и его биография в трудах Ш. О. Сент-Бева.
3. Основные идеи литературоведов-позитивистов: «триада» И. Тэна, эволюционное учение Ф. Брюнетьера, учение В. Шерера о мотиве.
4. Теория «объективного романа»: Флобер, Шпильгаген и др.
Список литературы и источников.
Источники:
Обязательные
Новалис. Фрагменты. // Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934.
Шлегель Ф. Критические фрагменты. Фрагменты. Разговор о поэзии // Шлегель Ф. Эстетика. Философия. Критика: В 2 т. Т. 1. М.: Искусство, 1983. ’
Сент-Бее Ш. Из работ разных лет // Зарубежная эстетика и теория литературыХ1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987.
Тэн II. История английской литературы. Введение // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987. ’
Дополнительные:
Лансон Г. Метод в истории литературы. М.: Товарищество «Мир», 1911.76 с. ’
Шлегель А.-В. Чтения о драматической литературе и искусстве // Литературная теория немецкого романтизма. Л.: Издательство писателей в Ленинграде, 1934.
Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М.: МГУ, 1980. ’
Зарубежная литература XIX века. Реализм: Хрестоматия историколитературных материалов. М., 1990.
Литература:
Обязательная:
Вайнштейн О. Язык романтической мысли. О философском стиле Новалиса и Фридриха Шлегеля. М.: РГГУ 1994.
Михайлов А.В. Проблемы исторической поэтики в истории немецкой культуры: Очерки из истории филологической науки. М., 1989.
Тема 4. Методологии западного литературоведения XX в.
1. Установка на понимание: духовно-историческая школа, герменевтика, рецептивная критика.
2. От текста к «глубинам души»: психоанализ, мифологическая критика, «критика воображения».
3. Установка на имманентность произведения: стилистическая критика, «пристальное чтение», структурный анализ.
4. Произведение в контексте культурно-социальных институтов и/ или других текстов: «новый историзм», постструктурализм и др.
Контрольные вопросы:
1. Концепт имплицитного читателя в рецептивной критике.
2. Категория пространства в поэтике Г. Башляра.
3. Формальный метод и структурализм: сходство и различия.
4. Э. Ауэрбах: история литературы как история стилей.
5. «Ирония» и «двусмысленность» как категории «новой критики»
6. Анализ феномена метафоры в когнитивном литературоведении.
7. «Кругооборот социальной энергии» как ключевой концепт «нового историзма».
Список литературы и источников.
Источники:
Обязательные:
Дилътей В. Введение в науки о духе. М., 2000 [или: Дилътей В. Введение в науки о духе // Зарубежная эстетика и теория литературы XIX-XX вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987. С. 108-135].
Ауэрбах Э. Мимесис: Изображение действительности в западноевропейской литературе / Пер. Ал. В. Михайлова. М., 1976.
ПзерВ. Изменение функций литературы. Процесс чтения: феноменологический подход // Современная литературная теория: Антология. М.: Флинта: Наука, 2004.
Барт Р. Введение в структурный анализ повествовательных текстов // Зарубежная эстетика и теория литературы Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ, 1987.
БашлярГ. Избранное: поэтика пространства. М., 2004.
Рэнсом Д. К. «Новая критика» // Зарубежная эстетика и теория литературы. Х1Х-ХХ вв.: Трактаты, статьи, эссе. М.: Изд-во МГУ 1987.
Дополнительные:
Леви-Стросс К., Якобсон Р. «Кошки» Шарля Бодлера // От структурализма к постструктурализму. М., 2000.
РиффатерМ. Формальный анализ и история литературы // Новое литературное обозрение. 1992. № 1.
Литература:
Обязательная:
Косиков Г.К. От структурализма к постструктурализму. М., 1998.
Ильин П.П. Постмодернизм: Словарь терминов. М., 2001.
Лозинская Е. В. Литература как мышление: Когнитивное литературоведение на рубеже ХХ-ХХП веков: Аналитический обзор. М., 2007.
Дополнительная.
Пзер В. Рецептивная эстетика. Герменевтика и переводимость // Академические тетради. Вып. 6. М., 1999.
Вейман Р. «Новая критика» и развитие буржуазного литературоведения. М., 1965.
Махов А.Е. Гринблатт С.: Анисимова А. Э. «Новая критика» // Западное литературоведение XX века: Энциклопедия. М., 2004.