ИСТОРИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО регулирования ОТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Бабушкина Д.А.
Бабушкина Дарья Алексеевна - студент, кафедра гражданско-правовых дисциплин, Российский государственный социальный университет, г. Москва
Аннотация: на протяжении длительного времени отношения в сфере туризма никак не регулировались, так же как и отношения между лицом, оказывающим туристские услуги, и заказчиком услуг. Ни в досоветской России, ни в СССР специального гражданско-правового регулирования туристской деятельности не имелось. Первым нормативным актом отраслевого законодательства стал Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-Ф3, в котором были заложены основы гражданско-правового регулирования в сфере туризма в Российской Федерации.
Таким образом, высокую значимость и актуальность приобретает исследование гражданско-правовых отношений в сфере оказания туристских услуг в историческом аспекте.
Ключевые слова: туризм, регулирование сферы туризма, гражданско-правовое регулирование, сфера туризма.
В России начало туризму и туристской деятельности в их современном понимании было положено в конце XIX века, так стали появляться различные общества и клубы, занимающиеся организацией поездок, например, Российское общество велосипедистов-туристов, или Русский туринг-клуб (появился в 1895 году). Такого рода организации создавались, главным образом, для организации туристических и экскурсионных поездок для своих членов, нацеленности на развитие в направлении создания всероссийской экскурсионной организации у таких обществ и клубов не было, при этом специального гражданско-правового регулирования туристской деятельности на тот период отсутствовало [5, с. 22].
В первые годы существования советской власти туристская деятельность также не имела специального нормативно-правового регулирования и организационного центра. В 1926 году при Народном комиссариате просвещения РСФСР было создано Объединенное экскурсионное бюро, но оно просуществовало только до 1928 года. Примерно в это же время появилось акционерное общество «Советский турист» («Совтур»), которое в итоге вытеснило все частные туристские компании и бюро, а также было организовано Всесоюзное акционерное общество (ВАО) «Интурист».
Целью ВАО «Интурист» было предоставление услуг иностранным туристам, позднее эта организация стала монополистом в сфере обеспечения иностранного туризма. У компании появились свои представительства, как в СССР, так и за его пределами, были подписаны договоры с зарубежными железнодорожными и пароходными компаниями [10, с. 294].
Е.Л. Писаревский отмечает, что создание ВАО «Интурист» ознаменовало нетипичное для зарубежных государств, но ставшее специфической особенностью для СССР разделение туризма на внутренний и иностранный [9, с. 117].
Совтур и Общество пролетарского туризма РСФСР, которое занималось в основном организацией туристских походов, в 1930 году были реорганизованы во Всероссийское добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий, в ведении которого оказались все государственные туристские организации, существовавшие в стране, и в целом все функции, связанные с организацией путешествий по стране. Данное общество было ликвидировано в 1936 году [11, с. 4].
Новый этап в развитии туристской деятельности наступил в 1958 году, когда в Москве прошла Конференция, определившая пути развития туризма. Постановлением «Об организации туристского обмена с зарубежными молодежными организациями» от 24.06.1958 было создано Бюро международного молодежного туризма «Спутник» для сотрудничества с зарубежными партнерами, в том числе в целях туристского обмена. Бюро организовывало групповые туристские поездки зарубежной молодёжи в СССР и советской молодёжи за границу и по СССР [6, с. 141-142].
Дальнейшее развитие туристской индустрии было в рамках принятых постановлений, так в 1969 году принято Постановление ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию туризма и экскурсий в стране», которым отмечалось широкое развитие туризма в стране и недостаточное удовлетворение спроса на туристско-экскурсионное обслуживание. В связи с этим было постановлено принять меры по строительству туристско-экскурсионных учреждений, развитию транспорта. По мнению О.В. Ткаченко, из данного Постановления усматривается, что «туристско-экскурсионное дело формировалось в рамках института оказания услуг». Данный вывод сделан на основе указания о «превращении туристско-экскурсионного дела в крупную отрасль обслуживания» [11, с. 55].
Постановление Совета Министров РСФСР от 7 июня 1972 года № 345 «О мерах по дальнейшему улучшению обслуживания туристов и экскурсантов в РСФСР» налагало на каждый туристский центр обязанность по ежегодной разработке программ организации для туристов массовых мероприятий.
В целом в 70-80-е годы XX века туризм получил широкое распространение и развитие, в том числе в виде расширения видов и форм обслуживания, приобрел массовый характер. Основным документом для оформления поездки служила туристская или санаторно-курортная путевка.
В СССР правовое регулирование туризма носило публично-правовой характер, издаваемые нормативные акты определяли государственную политику в области туризма, меры по его развитию, обязанности тех или иных органов власти. При этом частноправовые отношения между потребителем туристских услуг и их исполнителем содержащиеся в специальном законодательстве нормы не затрагивали.
Из действовавших в тот период нормативных актов можно было сделать вывод о квалификации туристской деятельности как деятельности по обслуживанию. Однако как в Гражданском кодексе РСФСР 1922 года, так и в Гражданском кодексе РСФСР 1964 года отсутствовали даже общие нормы, посвященные договору оказания услуг.
Кодексами указанных лет не предусматривалась такая разновидность договора. Данные обстоятельства также позволяют сделать вывод об отсутствии в отечественном праве советского периода гражданско-правового регулирования оказания туристских услуг.
Во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (от 26.01.1996) уже имелась глава «Возмездное оказание услуг», нормами которой было предусмотрено, что они применяются к туристическому обслуживанию. Услуги туристических агентов были предусмотрены, в частности, Временным классификатором услуг во внешнеэкономической деятельности (утв. Госкомстатом СССР 1991 года).
Кроме того, Постановление Правительства РФ № 1343 от 25.12.1993 «О лицензировании международной туристской деятельности в Российской Федерации» содержало в себе требования к отдельным лицам, выступающим в качестве исполнителя по договору возмездного оказания туристских услуг, предусматривая, что объектами лицензирования являются туристские агентства, бюро путешествий и экскурсий, туристские операторы. Все эти организации были отнесены к лицам, осуществляющим международную туристскую деятельность (туристским фирмам).
В то же время закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» применялся к правоотношениям в сфере туристских услуг в
части, не противоречащей нормам ГК РФ, а в дальнейшем и нормам Закона об основах туристской деятельности.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 № 132-ФЗ (далее - Закон) стал первым за всю историю нашей страны нормативным актом отраслевого законодательства, регулирующим гражданско-правовые, в том числе договорные, отношения между исполнителем и потребителем туристских услуг. Закон в первоначальной редакции содержал понятие туристского продукта как права на тур, предназначенного для реализации туристу, впервые было дано понятие турагента и туроператора путем определения признаков туроператорской и турагентской деятельности. Туроператор или турагент были определены как «продавцы», а сделку между туристической компанией и её клиентом обозначали термином «договор розничной купли - продажи туристского продукта». В этой части Закон противоречил положениям Гражданского кодекса Российской Федерации. На момент принятия Закона и в дальнейшем действовали положения пункта 2 статьи 779 ГК РФ, согласно которым нормы главы 39 о возмездном оказании услуг применялись, в том числе, к туристическому обслуживанию.
Таким образом, ГК РФ, в отличие от Закона, определял рассматриваемый договор как договор возмездного оказания услуг. Указанное противоречие являлось одной из причин, по которой формулировки Закона неоднократно вызывали критику учёных-правоведов, считавших некорректной квалификацию договора о реализации туристского продукта как договора купли-продажи, так как большинство исследователей относило его к договору возмездного оказания услуг [8, с. 21].
Тем не менее, Закон в принятой редакции действовал около 11 лет без существенных изменений. Таковые были внесены в Закон в 2007 году (Федеральный закон от 05.02.2007 № 12-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», далее - Закон № 12-ФЗ от 05.02.2007). В данной редакции Закона договор между туристом и туроператором либо турагентом получил название договора о реализации туристского продукта. В свою очередь, из Закона были исключены формулировки, указывающие на куплю -продажу или передачу туристу прав на тур, напротив, туристский продукт был определён как комплекс услуг, оказываемых по договору о реализации туристского продукта, следовательно, указанный договор между туристом и туроператором либо турагентом получил квалификацию договора возмездного оказания услуг. Сторонами договора были определены турагент или туроператор и турист или иной заказчик туристского обслуживания.
Наконец, следующей значимой вехой в совершенствовании регулирования сферы туризма можно назвать изменения Закона, внесенные Федеральным законом от 03.05.2012 № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В результате данных изменений Закон, за некоторыми исключениями, приобрел тот вид, в котором данный нормативный акт действует в настоящий момент.
Список литературы
1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ.
2. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».
3. Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 47-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
4. Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей».
5. Барабанова П.С. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере туризма в России и Англии: дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03, Москва 2017, 195 с.
6. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР. Р-н-Д., 1988. 192 с.
7. Писаревский Е.Л. Еще раз о правовой природе договора на туристическое обслуживание // Юрист, 2014. 236 с.
8. Писаревский Е.Л. Правовое регулирование туристской деятельности: дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03 // Е.Л. Писаревский. СПб., 2007. 336 с.
9. СоколоваМ.В. История туризма. М.: Мастерство, 2002. 352 с.
10. Ткаченко О.В. Гражданско-правовое регулирование туристской деятельности в Российской Федерации: дис. на соиск. уч. степ. канд. юрид. наук: 12.00.03 // О.В. Ткаченко. Астрахань, 2004. 216 с.
11. УсыскинГ.С. Очерки истории российского туризма. СПб.: Герда, 2000. 208 с.