УДК 7
Магтымов Э.,
Преподаватель,
Государственный энергетический институт Туркменистана.
Тиркишов Б., Преподаватель,
Государственный энергетический институт Туркменистана.
Бабаев Х., Студент,
Государственный энергетический институт Туркменистана.
Гурбанчарыев Б.,
Студент,
Государственный энергетический институт Туркменистана. ИСТОРИЯ ГАЗОТУРБИННЫЕ ДВИГАТЕЛЕЙ Аннотация
В процессе развития энергетики всё больше внимания уделяется газовым турбинам малой и средней мощности. Области применения газотурбинных установок практически не ограничены: нефтегазодобывающая промышленность, промышленные предприятия, муниципальные образования. В статье авторы рассказывают про историю создания, усовершенствования и обширного применения в разных областях промышленности.
Ключевые слова:
газотурбинные двигатели, газотурбинные установки.
Magtymow E.,
Lecturer,
State Energy Institute of Turkmenistan.
Tirkishow B.,
Lecturer,
State Energy Institute of Turkmenistan.
Babayew H., Student,
State Energy Institute of Turkmenistan.
Gurbancharyew B.,
Student,
State Energy Institute of Turkmenistan. HISTORY OF CREATION OF GAS-TURBINE ENGINES Abstract
In the process of development in energy sector, more and more attention is given to gas-turbines of medium and small capacity. The field of their application is almost limitless: Oil extraction industry, industrial facilities, municipal constructions. Authors discuss about history of creation, development and wide range of application in various fields of industry.
Key words:
Gas-turbine engines, gas-turbine structures
В 1791 английский изобретатель Дж. Барбер впервые предложил идею создания ГТД с газогенератором, поршневым компрессором, камерой сгорания и газовой турбиной. Русский инженер П. Д. Кузьминский в 1892 разработал проект, а в 1900 построил ГТД со сгоранием топлива при постоянном давлении, предназначенный для небольшого катера. В этом ГТД была применена многоступенчатая газовая турбина. Испытания не были завершены из-за смерти Кузьминского. В 1900-04 немецкий инженер Ф. Штольце пытался создать ГТД, но неудачно. В 1906 французский инженер Р. Арманго и Ш. Лемаль построили ГТД, работавший на керосине, со сгоранием топлива при постоянном давлении, но из-за низкого кпд он не получил промышленного применения. В 1906 русский инженер В. В. Караводин спроектировал, а в 1908 построил бескомпрессорный ГТД с 4 камерами прерывистого сгорания и газовой турбиной, который при 10 000 об/мин развивал мощность 1,2 квт (1,6 л. с.). В 1908 по проекту немецкий инженера Х. Хольцварта был построен ГТД прерывистого горения. К 1933 кпд ГТД с прерывистым горением составлял 24%, однако они не нашли широкого промышленного применения. В России в 1909 инженер Н. В. Герасимов получил патент на ГТД, который был использован им для создания реактивной тяги (турбореактивный ГТД); в 1913 М. Н. Никольской спроектировал ГТД мощностью 120 квт (160 л. с.) с трёхступенчатой газовой турбиной; в 1923 В. И. Базаров предложил схему ГТД, близкую к схемам современных турбовинтовых двигателей; в 1930 В. В. Уваров при участии Н. Р. Брилинга спроектировал, а в 1936 построил ГТД с центробежным компрессором. В 30-е гг. большой вклад в создание авиационных ГТД внесли советский конструктор А. М. Люлька (ныне академик АН СССР), английский изобретатель Ф. Уиттл, немецкий инженер Л. Франц и др. В 1939 в Швейцарии был построен и испытан ГТД мощностью 4000 квт (5400 л. с.). Его создателем был словацкий учёный А. Стодола. В 1939 в Харькове, в лаборатории, руководимой В. М. Маковским, изготовлен ГТД мощностью 736 квт (1000 л. с.). В качестве топлива использован газ, получаемый при подземной газификации угля. Испытания этого ГТД в Горловке были прерваны Великой Отечественной войной. Большой вклад в развитие и совершенствование ГТД внесли советские учёные и конструкторы: А. Г. Ивченко, В. Я. Климов, Н. Д. Кузнецов, И. И. Кулагин, Т. М. Мелькумов, А. А. Микулин, Б. С. Стечкин, С. К. Туманский, Я. И. Шнеэ, Л. А. Шубенко-Шубин и др. За рубежом в 40-е гг. над созданием ГТД работали фирмы «Юнкерс», «БМВ» (Германия), «Бристол Сидли», «Роллс-Ройс» (Великобритания), «Дженерал электрик» и «Дженерал моторс» (США), «Рато» (Франция) и др.
Список использованной литературы:
1. Газотурбинные и парогазовые установки тепловых электростанций: Учебное пособие для вузов / Под ред. С.В. Цанева - М.: Издательство МЭИ, 2002.
2. ru.wikipedia.org
© Магтымов Э., Тиркишов Б., Бабаев Х., Гурбанчарыев Б., 2023
УДК 9
Мыратдурдыева Н.Н.,
Преподаватель Сейитмухамедов Д.,
Студент
Туркменский государственный институт финансов PERIODS OF HISTORY OF TURKMENISTAN Keywords:
history of Turkmenistan, historical places, figures.