УДК:61 (5) (09)
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ
Сайёра МУКИМОВА, Диловар БУЗУРГНИЁ
Институт истории, археологии и этнографии им. А.Дониша
Научно-образовательные и культурные центры Востока начали складываться У1-У вв. до н.э.Например, такие центры формировались в Экба-тане, Сорде, где группа ученых занималась составлением словарей, перепиской и комментированием Авесты [1] и других письменных памятников. Местом хранения Авесты, написанная на коровьих шкурах, являлось специальное сооружение Кааба Заратуштра, напротив горы Накши Рустам [2], известное в архитектуре как здание гробницы времени Ахеменидского Ирана [3].
Средоточием научных знаний были также библиотеки. Известна библиотека Дастнабишт в Персеполе, Ганчи Шепекон в Азербайджане, Экбатане и других городах Ахеменидского Ирана.Библиотека Дастнабишт была сожжена Александром Македонским, уцелели лишь глиняные таблички [4].
Следующий этап развития высшей школы и научных центров связан с созданием Сасанидского государства, а также с распространением христианства и миссионерской деятельности сирийцев в Западном Иране. Ко двору сасанидских царей приглашались ученые и музыканты из Индии, городов Римской империи. Города Александрия, Антиохия, Хирон, Ниси-бин, Эдесса, Рев Ардашер, Ганди Шапур (Гундишапур), Селевкия-Ктесифон, Мерв, Хорезм, Балх, Мараканда и другие издавна являлись крупными центрами эллинской и персо-таджикской культуры.
Греческая, сирийская и иранская наука распространилась в мусульманской среде исключительно посредством университетов Александрии, Хирона, Нисибина, Ганди Шапура, а также дабиристанов - одного из известных форм высшей школы в Восточном Иране[5].
Одним из центров высшей сирийской школы была «Академия Эдес-сы», известная в науке как «школа персов» (донишгохи эрони). Город Эдесса располагался на границе эллинистического мира, в центре Междуречья, на месте античного княжества Осроена[6]. Свое название «школа
персов» Эдесская школа получила из-за иранцев, перешедших в христианство и обучающихся здесь. Школа славилась своей библиотекой и архивом.
Еще одним центром высшей и научной школы раннего средневековья был университет Ганди Шапура (Гундишапур), ставший в У11-1Х вв. колыбелью медицинских знаний арабов и продолжившей традиции Александрийского университета. Город Ганди Шапур (точное название Шопур Гирд) располагался на территории Ирана, в районе Хузистана, к востоку от Шуша.Как пишет Исомуддин Соатов, город был основан сасанидским правителем Шапуром I (239-272 гг. н.э.) с культурным центр приобретшую известность как Медицинская Академия[7]. Эта медицинская академия была первым мире медицинским заведением со специализированной учебно-профилактической базой и отделением фармакологии. Здесь проводилась большая исследовательская и переводческая работа. Наряду с зороастрийской, индийской и греческой медициной, в университете изучали философию, астрономию, математику, этику и музыку как один из разделов древней мудрости[8]. При Харуне ар-Рашиде (786-809 гг.) по его указанию Джабраил ибн Бахтишу, ректор медицинской академии, открыл в Багдаде новый университет по образцу Ганди Шапура.
Одним из известных центров науки и образования считался университет в Хироне, городе на севере Ирака, у дороги из Эдессы в Мосуд. Хирон-ский университет по праву считался храмом науки, здесь обучались философии Аристотеля, греческой словесности и медицине, математике и астрономии. В отличие от Ганди Шапура в Хироне готовили, в основном, математиков и астрономов.
Традиции науки и образования были продолжены и в средневековый период. Многие правители средневековых государств арабского мира способствовали развитию науки, образования и литературы. Так, Бармак из рода Бармакидов был одним из известных меценатов науки и литературы, его потомок Йахьйа ибн Халид, визирь-просветитель при дворе Харуна ар-Рашида, а также его сыновья Фазл и Джаъфар, брат Йахьи - Мухаммад ибн Халид и другие, занимая важные посты при Харун ар-Рашиде в Багдаде, всячески способствовали развитию науки, образования и литературы. По их инициативе были организованы «Дом мудрости», библиотеки, госпитали и другие, которые составляли формирующуюся арабскую мусульманскую культуру [9].
Многолетнее наместничество сына Харун ар-Рашида-Маъмуна в столице Хорасана Мерве не прошло для него бесследно как для будущего халифа. Здесь он приобщился к изысканной хорасанской городской культуре, женился на хорасанской таджичке[10] и, наконец, из рук хорасанца Та-хира получил престол отца. При Маъмуне (813-833 гг.), отличавшимся незаурядными научными способностями, еще больше возросла роль иранцев
в культурной жизни Халифата[11]. Это особенно наглядно проявилось на примере «Дома мудрости» («Байт ул-Хикма»), с которым, как известно, был тесно связан расцвет творчества Мухаммада аль-Хорезми, когда он состоял в должности хранителя библиотеки[12].
Исключительно широк был диапазон научных поисков ученых исследуемой эпохи. Многие сознавали, что только подлинные науки, но не «исламские науки» способны обеспечить динамическое развитие обще-ства[13]. Ибн Сино прямо заявил, что не Коран и хадисы вскрывают тайны природы, а естественные науки[14]. Исходя из этого принципа, Фараби, Ибн-Сина, Беруни, Рази, Насируддини Туси и другие при классификации наук на первый план выдвигали науки, конкретно изучающие естественные процессы, свойственные природе и человеческому организму [15]. В трактате «Ихсо ал-улум», служившем учебником мадраса, Фараби метафизике отводит одно из последних мест[16]. Автор поэмы «Донишнома» Майсари утверждает, что существуют основные науки: астрономия, геометрия, медицина, наука о религии. Ученый считает, что медицина необходима самой науке о религии, поскольку нельзя изучать религию, будучи больным[17]. Майсари был первым, кто в пропаганде наук и знания провел определенную дифференциацию и от назидания науки вообще приступил к пропаганде отдельных, прикладных наук[18].
Система образования неразрывно была связана с достижениями науки. Каждый ученый был помимо всего преподавателем, воспитателем и экспериментатором, проводящим свои опыты совместно со своими учениками. Подобные научно-учебные центры были созданы и в Герате под патронажем Алишера Навои в XV веке. Подобная преемственность традиций была продолжена вплоть до XIX века, показав свою дееспособность и практичность. Так, в XVIII веке в Бухаре при Субханкулихане была учреждена больница «Дорулшифо», построенная на бухарском регистане [19]. Это - небольшое одноэтажное здание, внешне похожее на мадраса с 8-гранным внутренним двором, в котором была построена сардоба[20]. Главный портал больницы был обращен на запад. В здании кроме больничных палат были зал для собрания (джамоатхона), библиотека, столовая, аптека и амбулатория.
Истоки формирования лечебно-оздоровительных учреждений в странах Востока исходит из глубокой древности. Ещё при древнеегипетских и греческих храмах за несколько веков до нашей эры существовали лечебницы. В Ш тысячелетии до н.э. в городе Мохенджо Даро в древней Индии (ныне территория современного Пакистана), функционировала общественная водолечебница, работавшая на термальном источнике [21]. В IV веке до н.э. на Ближнем Востоке (Александрия, Египет) основывается первый университет, созданный одним из сподвижников Александра Македонского - Птоломеем Сотером (323-282 гг. до н.э.). Особенно велика была роль Александрийского университета в развитии медицины, чему способ-
ствовала собственная клиника и библиотека, насчитывающая более 800 тысяч томов свитков, в т.ч. Илаки, Джурджони и многих других. [22]. Архитектура медицинских учреждений, главным образом, была подчинена объемно-планировочному решению главенствующего здания: храма, монастыря, учреждения просвещения, при которых они размещались, и большинство из них (например, больницы при монастырях и водолечебница в городе Мохенджо Даро) имели дворовую планировочную композицию, наиболее приемлемую для подобного рода учреждений.
В 1Х-Х вв. ряд областей Центральной Азии отпадает от халифата. А.С. Уралов из Самаркандского архитектурно-строительного института имени Мирзо Улугбека в своей диссертации пишет, что изменение социальной структуры общества способствовало экономическому и культурному подъему. Такие города, как Бухара, Самарканд, Худжанд, Мерв, Балх, Гургандж в 1Х-Х1 вв., стали центрами экономики, высокой культуры, науки, архитектуры и медицины. Именно в этот период жили и трудились видающиеся ученые-медики Востока ар-Рази, Ибн Сина, Абдул-Касим ас-Захрави, Абу Мансур Камари, Абдулло Илаки, Джурджони и многие другие.
Теоретическое наследие этих ученых наложило свой отпечаток в лечебной практике, через которую отразилось в архитектуре. Не случайно, подчеркивает А.С.Уралов, в ту пору в наиболее оживленных городах Центральной Азии и сопредельных ей странах формировались многочисленные больницы и аптеки, в которых работали опытные врачи и фармацевты Абдулло Илаки, Джурджони и многие другие [23]. Необходимость строительства общественных больниц, забота о здоровье населения, оказание хорошего медицинского обслуживания - всё это входило в благотворительную задачу деятельности государства и поддерживалось властью. Больничные учреждения строились также в Куня-Ургенче, Мерве, Самарканде, Балхе, Багдаде, Хамадане, Рее, Газни, Исфахане, Ширазе и других городах. Примером сказанному является больница ал-Адуди в Багдаде, которая служила важнейшим учреждением в деле практической медицинской подготовки и распространения медицинских знаний. В ней работали 24 врача, были оборудованы лекционные залы, и имелась богатая библиотека. В конце Х века эта больница приобрела широкую известность[24]. Эти сведения говорят о том, что на Востоке и, в частности, Центральной Азии уже в 1Х-Х вв. больницы были окончательно типологически сформированы как самостоятельные здания медицинских учреждений. Больницы Центральной Азии в своем составе имели несколько отделений: глазное, терапевтическое, хирургическое, психиатрическое. Больничные учреждения часто являлись и центрами обучения студентов.
Забота о здоровье населения, оказание хорошего медицинского обслуживания - всё это входило в благотворительный вид деятельности государства и поддерживалось властью. Один из знатных людей ХШ в. Рашид ад-
Дин писал, «что попечение больных - это обязанности правителей Ислама и тех, кто носит ожерелье власти и управления миром» [25].
Согласно исследованиям А.С.Уралова, средневековые больницы Центральной Азии имели дворово-айванную планировочную композицию, представленные тремя вариантами: одним-, двумя- и изредка четырьмя айвана-ми[26]. В одно- и двухайванных композициях двор обычно продолговатый, один из айванов (главный) выделен портальной аркой, айваны размещены с торцевой или длинной стороны двора. Когда айван один, он располагался, как правило, в глубине двора и был выделен портально-купольной формой. В четырехайванной плановой композиции айваны располагались по четырем сторонам двора относительно оси плана здания. При этом, как отмечает А.С.Уралов, двор имеет квадратную или близкую к ней форму. Один из айва-нов играет роль входного портала. Айван напротив входа, как правило, является главным и служит мечетью, особенно в зимнее время, а остальные айва-ны используются в качестве летних палат[27].
Больничные учреждения стран средневекового Востока отличались не только изысканностью объемно-планировочного решения, но и нередко богатой отделкой. В частности, внешний вид больницы ал-Адуди в. Багдаде (X в.) был подобен дворцу правителя. Особой красотой декора отличалась входная часть средневековых больниц: портал, входные двери и ворота, наддверная части, декоры которых были, главным образом, построены на основе геометрических орнаментальных узоров, хотя иногда применялась эпиграфика. Не менее красиво решался экстерьер главного зала больницы (джамоатхона).
Фасад здания «Дорул-Шифо» в Бухаре имел фронтальную композицию, в центральной части которого выступал стройный высокий входной портал. Боковые крылья главного фасада были решены в виде арочных торговых лоджий, а угловые устои оформлялись традиционной гульдаста-трехчетвертной колонной со сталактитовойкапителью-букетом, что придавало фронтальной композиции фасада особую нарядность. Продолговатый восьмиугольный внутренний дворик оформлялся красивыми порталами торцевых айванов, арочными нишами и входами боковых палат и худжр, а также небольшим водоёмом, расположенным в центре двора. Двор был выложен жженым кирпичом [28]. Больница была возведена 1682 году при правлении Субханкули-хана на бухарском Регистане. По вакфу она предназначалась для обучения медицине (наряду с богословием); здесь же были амбулатория, аптека, библиотека медицинских книг[29].
Научными и образовательными центрами были и специфические сооружения Мавераннахра и Хорасана на протяжении древности и всего средневековья. Эти специфические сооружения, относящиеся к лечебным, медицинским и профилактическим учреждениям, являлись обязательными компонентами крупных и малых городов и по своему назначению предназнача-
лись для лечения простого населения (бемористаны, дорулшифо). Однако были и лечебницы, которые обслуживали людей высшего гражданского сословия и военной аристократии, называемые шифохона-чорбог. Помимо названных, были и специальные лечебницы, предназначенные для душевнобольных и прокаженных.
Одним из первых больничных учреждений в городе Душанбе был «русский дом», построенный Туркестанской администрацией в начале XX века[30]. Строительство больницы было осуществлено крупным ташкентским богачом Орифходжа Азизходжаевым и это было первым медицинским учреждением на всей Восточной Бухаре. Здание было построено из жженого кирпича, который обжигался здесь же, на месте строительства. После завершения строительства в 1915 году больница состояла из шести зданий из обоженного кирпича под крышей из оцинкованного железа. Это было первое здание, построенное по русским традициям с применением новых для Восточной Бухары строительных материалов. Впоследствии здание больницы использовалось под различные службы (например, телеграф) и среди местных жителей получил название «Русский дом». Здание больницы сохранялось до недавнего времени. И только в связи с реконструкцией городского сада в начале 2000-х гг., где она находилась, это историческое здание было снесено.
Таким образом, больничное учреждение стало одним из первых шагов европейской цивилизации в Таджикистане, принесших здоровье многим таджикистанцам. Однако мы не должны забывать, что традиции медицинского обслуживания на Востоке более древние и многие элементы этих традиций были усвоены европейскими странами ещё в средневековый период благодаря распространению медицинских книг на арабском и латинском языках. В этом отношении настоящая статья делает попытку обобщения учреждений медицинского обслуживания прошлого с раскрытием особенностей архитектуры этих учреждений на фоне нового взгляда на её художественный образ и своеобразие. Традиции архитектуры древних бемористанов и дорулшифо должны найти свое продолжение в нашей современной жизни.
ЛИТЕРАТУРА
1 История культуры Ирана. - Исфахан, 1974. - С. 57, на фарси яз.
2. Садокаткеш Д. Дижнипишт - сокровище «Авесты» в Персии // Авеста в истории и культуре Центральной Азии. - Душанбе, 2001. - С.251.
3. ВИА, в 12-ти томах. - T.I.- М., 1970. - С.310-312, рис.24.
4Уильбер Д. Персеполь. - М., 1977. - С.64.
5. Мирбабаев А.К., Мукимов Р.С., Мукимова С.Р. Мадраса Мавераннахра и Хорасана. -Душанбе, 1998. - С.30-33.
6 Пигулевская Н.В. Культура сирийцев в средние века. - М.,1979. - С.24.
7. Соатов И. Преемственность авестийской медицины в Гундишапурской академии //Авеста
в истории и культуре Центральной Азии. - Душанбе: АН РТ, 2001. - С.302.
8. Абуали ибн Сино. Дониш-наме. - Избр. произв. - T.I. - Душанбе, 1980. - С. 69.
9 Бартольд В.В. Бармакиды. - Соч. - T.VI. - М., 1966. - С.669-674.
10. Низами Арузи Самарканди. Собрание редкостей или четыре беседы. - М., 1963. - С.47.
11. Фильштинский И.М., Шидфер Б.Я. Очерки арабо-мусульманской культуры. - М., 1971. -С.87.
12' Салье М. Мухаммад ал-Хорезми. - Ташкент, 1954. - С.10.
13' Бертельс Е.Э. История персидско-таджикской литературы. - М., 1960. - С. 94.
14. Султанов У. Философские и социально-этические взгляды Абуали ибн Сино. - Авто-реф. дисс...канд. философ. наук. - Душанбе, 1972. - С.14.
15Хайруллаев М.М. У истоков классификации наук // ОНУ. - №2. - Ташкент, 1965.
16 Фараби. Ихсо ал-улум. - Тегеран, 1348х. - С.22, на фарси яз.
17Жильбер Лазар. Два медицинских трактата Х века на фарси-дари // Рудаки и его эпоха. -Сталинабад, 1958. - С.95.
18. Мирзоев А.М. Состав науки и образования в поэзии Х века// Садои Шарк. - № 7. - Душанбе, 1973. - С.133, на тадж.яз.
19' Мухаммад Юсуф Мунши. Мукимхановская история. - Ташкент, 1956. - С.184.
20. Уралов А.С. Больничные учреждения средневековой Средней Азии // Маскан. - № 1. -Ташкент, 1992. - Рис.3.
21 G.Marshall. Mohendjo-Daro and Indus Civiliaation, Vol. I,-London, 1931. - Р.24-28.
22. Мирбабаев А.К. Учебные и научные центры Ближнего и Среднего Востока в древности // Хорезм и Мухаммад ал-Хорезми в мировой истории и культуре. - Душанбе: Дониш, 1983. - С.73.
23. Уралов А.С. Гражданское зодчество средневековой Центральной Азии. -Автореф. дис... доктора архит. - Ташкент: Ташк. Архит.-строит. Инс. -т ,1998. - С. 16 (18.00.01 - История и теория архитектуры.).
24 Салах Галал. Достижения арабской науки// Курьер ЮНЕСКО, январь. - 1978 год. - С.48.
25. Рашид ад-Дин. Переписка. - М.: Наука, 1971. - С. 292.
26. Уралов А. Гражданское зодчество средневековой Центральном Азии, указ. соч., с.25- 87.
27. Уралов А. Гражданское зодчество средневековой Центральной Азии, указ. соч., с.26.
28Уралов А. Гражданское зодчество средневековой Центральной Азии, указ. Соч., с. 15.
29. Маньковская Л.Ю. Типологические основы зодчества Средней Азии (IX-начало ХХ вв.). -Ташкент: Фан, 1980. - С. 92.
30. Юсупов Ш. «Русский дом» в Душанбе // Мероси ниёгон. - 1992. - Душанбе. - Вып. 1. -С. 67-69.
ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ НА СРЕДНЕМ ВОСТОКЕ
В статье рассматриваются древние традиции в организации учреждений науки и образования. Анализируются первые медицинские учреждения (больницы, аптеки) Ирана, Сирии, Азербайджана, Мавераннахра и Хорасана. Даются сведения о научной деятельности Фараби, Ибн Сина, Беруни, Рази, Насируддини Ту си и др.
Ключевые слова: Кааба Заратуштра, больница, научные центры, культура, архитектура, медицинские учреждения.
ТАЪРИХИ ТАШАККУЛИ МУАССИСА^ОИ ТИББЙ ДАР ШАРКИ МИЁНА
Дар ин макола суннатхои бостонй дар муассисахои илмй ва омузишй мавриди тахкик карор гирифтааст. Аввалин муассисахои тиббй (беморхонахо, дорухонахо) дар Эрон, Сурия, Озарбойчон, Мовароуннахр ва Хуросон баррасй мешаванд. Рочеъ
ба фаъолияти илмии Абунасри Фороби, Абуали ибни Сино, Абурайдони Беруни, Абубакри Розй, Насируддини Тусй ва дигарон маълумот дода мешавад.
Калидвожахр: Каъба, Зардушт, беморхона, марказуои тми, фар^анг, меъмори, муассисауои тибби.
HISTORY OF FORMATION OF MEDICAL INSTITUTIONS IN THE MIDDLE EAST
The article considers ancient traditions in the organization of institutions of science and education. The first first medical institutions (hospitals, pharmacies) of Iran, Syria, Azerbaijan, Maverannahr and Khorasan are analyzed. Information is given on the scientific activities of Farabi, Ibn Sina, Beruni, Razi, Nasiruddini Tusi and others.
Key words: Kaaba Zarathushtra, hospital, research centers, culture, architecture, medical institutions.
Сведения об авторах: Мукимова Сайёра Рустамовна - доктор архитектуры, старший научный сотрудник Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ. Телефон: (+992) 907721906.E-mail: m. sayera72@mail.ru
Бузургниё Диловар-соискатель отдела истории и теории искусств Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша АН РТ.
Маълумот дар бораи муаллифон: Мукимова Сайёра Рустамовна-доктори меъморИ, ходими калони илмии Институти таърих, бостоншиносИ ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АИ Ч,Т. Телефон: (+992) 907721906.E-mail: m. sayera72@mail.ru
Диловар Бузургниё-унвончуи шуъбаи таърих ва назарияи санъати Институти таърих, бостоншиносИ ва мардумшиносии ба номи А. Дониши АИ Ч,Т.
Information about the authors: Mukimova Sayora Rustamovna-d.a., SNA Institute of History, Archeology and Ethnography A. Donisha of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan. Telefon:(+992) 907721906, E-mail: m. sayera72@mail.ru
Buzurgnyo Dilovar-applicant for the Department of History and Theory of Arts, Institute A.Donisha Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan (Tajikistan, Dushanbe).