Научная статья на тему 'История формирования и типологические особенности садов и парков специального назначения'

История формирования и типологические особенности садов и парков специального назначения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3132
418
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ПАРК / ОБЩЕСТВО / CITY / PARK / SOCIETY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Коляда Екатерина Михайловна

В типологии общественных парков значительное место занимают сады и парки специального назначения. Статья посвящена формированию и развитию специализированных парков, их типологическим особенностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Formation History and Typological Peculiarities of Gardens and Special Purpose Parks

Gardens and special purpose parks take an important place in public parks typology. The article is devoted to the specialized parks forming and developing, their typological peculiarities.

Текст научной работы на тему «История формирования и типологические особенности садов и парков специального назначения»

УДК 712 ББК 85.118

Коляда Екатерина Михайловна

кандидат искусствоведения, доцент

кафедра художественного образования и музейной педагогики

РГПУ им.А. И. Герцена г. Санкт-Петербург Kolyada Ekaterina Mikhailovna Candidate of Art History,

Assistant Professor Russian State Pedagogical University named after A.I. Herzen

St. Petersburg

История формирования и типологические особенности садов и парков

специального назначения The Formation History and Typological Peculiarities of Gardens and Special

Purpose Parks

В типологии общественных парков значительное место занимают сады и парки специального назначения. Статья посвящена формированию и развитию специализированных парков, их типологическим особенностям.

Gardens and special purpose parks take an important place in public parks typology. The article is devoted to the specialized parks forming and developing, their typological peculiarities.

Ключевые слова: город, парк, общество

Key words: city, park, society.

В современном ландшафтном проектировании существуют разнообразные подходы к организации открытых пространств. Одним из интереснейших и важнейших для современного общества аспектов преобразования ландшафтов является озеленение территорий специального назначения [7, с.207]. В типологии специализированных садово-парковых объектов имеют место парки экспозиционного назначения, имеющие научнопросветительский характер (зоологические, ботанические, этнографические, парки-музеи), мемориальные парки, спортивные, парки развлечений, полифункциональные парки и открытые зеленные пространства небольшого размера, являющиеся частью городской среды (площади, набережные, бульвары, внутриквартальные пространства и т.д.). История появления отдельных типов специализированных парков восходит еще к древним временам, но формирование приемов проектирования и развитие

«взаимоотношении» таких парков с крупными городскими системами относится к XIX и ХХ столетиям.

Значительную группу специализированных парков составляют парки экспозиционного назначения. Их объединяет научно-просветительская роль, хотя принципы организации пространства, характер работы с посетителями, использование растительных форм и многое другое имеют значительные различия. К числу экспозиционных парковых пространств относятся ботанические и зоологические парки, парки-музеи и т.д. Классифицировать парки экспозиционного характера можно раскрыв историю их формирования и проанализировав особенности развития на протяжении последних двухсот лет.

Первые зоопарки возникли на рубеже XVШ-XIX вв. в Париже и Лондоне. Их появление было обосновано не только стремлением показать широкои публике диких животных, но и необходимостью организации научно-исследовательскои деятельности и желанием вести просветительскую работу с посетителями. Нельзя не упомянуть, что возникновение зоологических парков относится еще к древним временам, когда на территориях огромных парков, принадлежавших правителям древнеиших государств, создавались вольеры и устраивались питомники с обширными территориями для представления редких животных. Однако о научно-исследовательской деятельности и выработке принципов содержания и демонстрации животных в те далекие времена не могло быть речи. Собственно зоологические парки в привычном для нас понимании стали появляться лишь в XIX столетии. Во второй половине XIX в. зоопарки стали устраиваться во многих крупных городах Европы, Азии и Америки. Не стала исключением Россия. В указанный период зоопарки были созданы в Москве и Санкт-Петербурге. Постепенно в зоологических парках содержание в клетках заменили устройством просторных вольеров, где животные живут в условиях, приближенных к естественным. Посетители и питомцы отделены друг от друга непреодолимыми преградами. Удачным примером этому явился зоопарк в Берлине, построенный в 1955 г. и являвшийся долгие десятилетия образцом для других зоологических парков. Казалось бы, такое решение пространственных задач экспозиционных

территорий может быть оптимальным для животных, сотрудников и посетителей. Однако в конце ХХ в. была выдвинута альтернативная идеей, заключающаяся в том, что в зоопарке закрытые от внешней среды пространства можно создавать не для животных, а для людей, что бы присутствие последних не смогло нарушить покой обитателей. Животные же буду чувствовать себя свободно, находясь практически в естественной среде обитания. Такая система организации территорий реализовалась в проекте нового зоопарка в Сан-Франциско, разработанном в 1988 г.

Представительную группу специализированных парков составляют ботанические сады, которые, как и зоологические имеют, пожалуй, самую длительную историю развития. Еще в древности сады знатных людей являли собой солидные ботанические коллекции, к которым сначала предъявляли только эстетические и утилитарные требования, а со временем стали применять и научный подход, классифицируя растительные группы по определенным ботаническим принципам и ведя активную селекционную работу. Но наиболее интенсивно ботаническое паркостроение развивается в XIX в. в связи с определением новых путей работы и постановкой новых художественнообразных задач. Из сугубо научных ботанические сады превращаются в научно-просветительские организации с хорошо распланированными территориями для прогулок по зонам, представляющим флору разных уголков мира. Первым ботаническим садом, в планировке которого нашла воплощение вышеуказанная идея, стал Никитский ботанический сад на Южном берегу Крыма. Преобразования в ботаническом паркостроении привели к увеличению числа посетителей, разработке экскурсионных маршрутов, усилению художественной составляющей парковых территорий, и сделали ботанические сады излюбленными местом отдыха горожан. Столь успешно начавшаяся работа продолжилась в ХХ в. Так, в 1945 г. по проекту архитектора Л. С. Залесской в России было начато создание крупнейшего из современных ботанических садов Главного ботанического сада Академии наук в Москве.

Вторая половина XIX в. явилась временем создания еще одного направления развития парков, являющихся выставочным пространством под

открытым небом. Начало этому было положено первой Всемирной выставкой в Лондоне, в Гайд-парке в 1851 г., когда на территории уже сложившегося парка был возведен Хрустальный дворец. Однако сформировалось это направление лишь к 20-м гг. ХХ в. Среди наиболее интересных проектов подобных парков необходимо отметить проект Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарнопромышленной выставки, исполненный архитектором И.Желтовским в 1923 г. Среди выставочных ландшафтных пространств Нового Света наибольший интерес представляет созданный Ж.Кларком проект Всемирной выставки в Нью-Йорке (1939), главной темой которой стал «Мир будущего» представленный сооружениями Трилоном и Перисферой.

Среди специализированных парков выставочного характера есть сады-музеи, которые могут иметь разную направленность. Принципы современных садов-музеев были заложены в конце XIX в., хотя парки, с размещенными на их территории скульптурами и другими произведениями имели место в течение всей истории развития садово-паркового искусства. Первыми садами-музеями стали научные этнографические музеи. Например, в конце XIX в. в Стокгольме этнографом А.Гезелиусом был открыт парк Скансен, на территории которого были представлены старинные деревянные постройки. Основной идеей этнографических парков является сохранение объектов в пейзаже с воссозданием исторического окружения ценных памятников зодчества, что прекрасно реализовалось в ансамбле музея Кижи. Со временем этнографические музеи стали возникать повсеместно.

Особое место среди садов и парков специального назначения занимают мемориально-ландшафтные комплексы. От других произведений садовопаркового искусства они отличаются назначением, приемами организации объемно-пространственной композиции, растительным составом и т.д. История появления таких парков, также восходит еще к древним временам. Именно тогда появились ставшие обязательными для современных мемориалов обелиски, мавзолеи и другие памятные знаки. Наиболее интенсивным процесс создания произведений мемориального характера становится в садовопарковом искусстве Европы со второй половины XVIII в. На сегодняшний день

существует широкая типология мемориальных парков. Мемориальноландшафтные комплексы создаются в честь знаменательных исторических событий, выдающихся деятелей науки, культуры, политики и т.д. Процесс создания мемориальных парков активизируется после Второй мировой войны. Лидером в развитии это направления специализированного паркостроения стал Советский Союз. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне был увековечен в композициях многих парков разбивавшихся в Советском Союзе в послевоенное время. Одним из величайших творений мемориального значения является комплекс на Мамаевом кургане в Волгограде. Памятники советским воинам создавались и во многих странах. Всемирную известность получил мемориально-ландшафтный комплекс «Трептов-парк» с памятником воинам Советской Армии, сооруженный в Берлине в 1946-1949 гг. Я.Белопольским и Е.Вучетичем. В ХХ в. создаются не только Парки Победы и мемориальные кладбища, но и парки Мира и парки Дружбы народов. В 1955 г. в японском городе Хиросиме был открыт парк Мира, созданный К.Танге в память о жертвах ядерной бомбардировки. В 1970-х гг. было начато строительство грандиозного мемориально-ландшафтного комплекса в Непале на месте рождения Будды. В комплекс вошли священный сад, монастыри, культурный центр, школа и гостиничный комплекс [8, с.215]. В России ХХ в. мемориальный статус получают усадебные комплексы, памятные места, дома, квартиры и другие памятники архитектуры и садово-паркового искусства, связанные с жизнью и деятельностью великих деятелей культуры, науки, политики.

В начале ХХ в. в крупных парках стали выделятся спортивные зоны, которые со временем оформились в новое направление специализированного паркостроения - спортивные парки. В организации спортивных парков лидировал Советский Союз. Крупным спортивным архитектурно-ландшафтным комплексом первой половины ХХ в. стал Центральный стадион СССР в Москве в районе Измайлово [7, с.209]. Во второй половине ХХ в. начинают создаваться грандиозные Олимпийские комплексы, так называемые, Олимпийские деревни. Среди проектов подобного рода хочется отметить олимпийский спортивный

архитектурно-парковый комплекс в Сеуле, созданный в 1988 г. группой архитекторов, представляющих фирму Ву и Вильям.

В ХХ в. появилась еще одна разновидность специализированных парков -парки развлечений. Основой композиции таких парков являются территории с плотной концентрацией аттракционов, проулочными зонами и зонами обслуживания отдыхающих. Формирование парков развлечений произошло в период между двумя мировыми войнами. Одним из первых подобных парков стал Кони Айленд в Нью-Йорке, созданный в 1920-х гг. Чаще всего подобные парки создаются с ориентацией на детскую аудиторию, причиной чего стала всемирная популярность созданного в 1955 г. в Лос-Анджелесе Диснейленда. Со временем Диснейленды стали появляться во многих государствах мира.

К специальным паркам относятся также многофункциональные парки, которые в России принято называть парками культуры и отдыха. Первый подобный парк был создан в 1928 г. в Москве группой молодых архитекторов Л.Залесской, М.Коржевым и др. Парки культуры и отдыха быстро завоевали популярность в нашей стране. Их основное назначение заключается в обеспечении отдыха посетителей и проведение с ними воспитательной, физкультурно-массовой, культурно-просветительской, художественной работы и т.д. Соответственно содержанию и формам работы мыслится зонирование парковых территорий. Это могут быть зоны предназначенные для тихого и активного отдыха, территории, наполненные памятниками архитектуры и садово-паркового искусства, административно-хозяйственная зона и др. В зависимости от размеров парка, характера местности, предполагаемой посещаемости и наличия историко-культурных памятников выстраивается объемно-пространственная композиция, в которой необходимой составляющей должен быть принцип чередования открытых и закрытых пространств, использование различных водных поверхностей, разнообразие растительных элементов.

В круг специализированных парковых пространств входят открытые зеленные территории небольшого размера, являющиеся частью городской среды. К ним относятся площади, набережные, бульвары, внутриквартальные

участки и т. д. К организации зеленой среды города проявляли интерес архитекторы во все времена и во всех государствах. Интенсивное развитие паркостроения в XIX в. привело к появлению новых типов городских садов и парков. Наиболее ярко этот процесс проходил в России. Первые общественные сады для гуляний широкой публики появились в Москве в конце XVIII в. Их разбили на месте крепостных стен Белого города. Широкую известность получила система городских садов и парков Санкт-Петербурга. Столица Российской империи служила образцом для паркостроителей всего государства. Еще в начале XIX в. при издании правил об устройстве городов «Его Императорскому Величеству благоугодно было изъявить желание свое, чтобы в Губернских городах заводимы были публичные сады»1. Они имели регулярную планировку и в зависимости от природно-климатических условий того или иного региона имели террасный или равнинный характер. В каждом городе разбивалось несколько городских садов, и именно они становились местами гуляний и проведения различных мероприятий. Планировка и протяженность городских парков была различной и зависела от свойств местности. В городских садах и парках высаживали различные деревья и кустарники, включая и экзотические. Публичные сады и парки разбивались во многих городах, но особенного развития достигли в приморских городах-курортах. Одним из лучших городских парков юга России конца XIX - начала ХХ в. был Приморский бульвар в Севастополе. Его современная планировка сложилась в начале ХХ века, когда в честь обороны Севастополя в воде у берега поставили памятник затопленным кораблям, выполненный скульптором А.Г. Адамсоном, архитектором В. А. Фельдманом и инженером О.И.Энбергом. Начало ХХ века в России ознаменовалось серьезным пересмотром основных принципов курортного строительства. Основополагающей идеей того времени было создание цельной архитектурно-парковой структуры градостроительного размаха. Именно тогда взоры многих выдающихся русских архитекторов обратились к Крыму [5, с.286]. Одним из первых проектов, способным отвечать установкам эпохи стал курорт Ласпи (1916) И.А.Фомина [6, с.31 ]. Комплекс

1 Российский государственный исторический архив. Ф.398, оп. 81, д. 1328, л. 1.

должен был быть возведен на приморском склоне, на фоне горного массива с максимальным использованием природной данности. Помимо

административного центра с гигантской площадью в объемнопространственную композицию должны были входить гостиницы, виллы, торговые ряды, школа, жилые дома и лечебница, связанные между собой сложной системой террас, переходов, лесенок, внутренних двориков. Это должен был быть грандиозный ансамбль, составленный из множества микроансамблей, разных по характеру и рассчитанных на разное количество отдыхающих и способный удовлетворить требования публики разного возраста, интересов и сословных отношений. Все это должен был объединить великолепный парк, в объемно-пространственной композиции которого реализовались бы приемы пейзажного и регулярного паркостроения. Планировка отдельных частей должна была быть простой и четкой со строго осевым построением, при этом общая компоновка должна была оставаться свободной, живописной. Местный строительный материал, лоджии, крытые аркады, галереи, мотивы башен и ростральных колонн должны были усиливать южный колорит комплекса. В проекте воплотились основные положения сформулированные зодчим в его теоретических трудах, посвященных курортному строительству [9, с.378]. Проект курорта Ласпи явился большим архитектурным явлением, но так и не суждено было воплотиться в жизнь. Между тем он занимает важное место в истории русского искусства конца XIX - начала ХХ века, в период, когда остро стояла проблема «большого стиля».

Некоторые городские парки были предназначены не только для пассивного отдыха, ни и играли важную просветительскую роль. Многие сады и парки создавались при городских санаториях и лечебницах. Некоторые из них не отличались большими размерами и видовым разнообразием, и представляли собой небольшие регулярно распланированные территории. Однако, отдельные парковые композиции являли собой сложную систему прогулочных дорог, предназначенных для лечебной ходьбы.

В настоящей архитектурной практике проектирование открытых зеленых пространств города относят к сфере благоустройства и озеленения. Высокого

уровня эта область интересов ландшафтной архитектуры достигла во многих городах мира.

Подводя итоги, хочется отметить, что в специализированные парки составляют весьма значительную группу объектов садово-паркового искусства, имеют долгую историю формирования, развитую типологию и четко сформулированные принципы проектирования. Велика роль, которую парки специального назначения играют в формировании объемно-пространственной структуры города и просветительской работе с населением. К сожалению, недопонимание значения специализированных парков в жизни современного общества приводит к искажению облика отдельных зеленых массивов или их полному исчезновению с городских карт, что в будущем непременно скажется на физическом и эмоциональном здоровье обитателей. Поэтому так важно, что бы архитектурная практика, опираясь на лучшие исторические образцы продолжила развитие приемов создания парков специального назначения.

Библиографический список

1. Агальцова В.А. Сохранение мемориальных лесопарков [Текст]/ В.А. Агальцова. -М.: Лесная промышленность, 1980. - 254 с.

2. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя [Текст]/ Е.В.Веникеев. - Симферополь: Таврия, 1983. - 208 с.

3. Залесская Л.С. Ландшафтная архитектура [Текст]/ Л.С. Залеская.- М.: Госстройиздат, 1979.- 242 с.

4. Ильинская Н.А. Восстановление исторических объектов ландшафтной архитектуры [Текст]/ Н.А.Ильинская. - Л.: Стройиздат. Ленингр. отд-ние, 1984. - 145 с.

5. Кириченко Е.И. Усадебное начало в градостроительстве России 1830-1910-х гг. [Текст]/ Е.И. Кириченко // Искусствознание. - 2001. № 1. - С. 281-309.

6. Минкус М., Пекарева Н. И.А. Фомин [Текст]/ М.Минкус, Н.Пекарева. - М.: Гос. Изд. Лит. По строит. И арх., 1953. - 311 с.

7. Ожегов С. С. История ландшафтной архитектуры: краткий очерк [Текст]/ С.С.Ожегов. - М.: Стройиздат, 1993. - 237 с.

8. Сокольская О.Б. История садово-паркового искусства [Текст]/ О.Б.Сокольская. -Учебник для ВУЗов - М.: Инфра-М, 2004.- 350с.

9. Фомин И.А. Роль архитектора в деле устройства русских курортов [Текст]/ И.А.Фомин И.А.// Архитектурно-художественный еженедельник. - 1915. № 14. - С. 378-380.

Bibliography

1. Agaltsova, V. A. Preservation of Memorial Forest Parks [Text] / V.A.Agaltsova. - М: Wood Industry, 1980. - 254 p.

2. Fomin, I. A. Architect’s Role in the Russian Resorts Setting-up [Text] / I.A.Fomin // Architectural-and-Art Weekly Journal. - 1915. - № 14. - Р. 378-380.

3. Ilinskaya, N.A. Historical Objects Restoration of the Landscape Architecture [Text] / N.A.Ilinskaya. - L.: Stroyizdat, Leningrad Department, 1984. - 145 p.

4. Kirichenko, E.I. Farmstead Origin in the Russian Town-Planning of 1830-1910s [Text] / E.I.Kirichenko // The Art Studies. - 2001. - № 1. - Р. 281-309.

5. Minkus, М, Pekareva, N. I.A. Fomin [Text] / M.Minkus, N.Pekareva. - М: State Publishing House of Construction and Architecture, 1953. - 311 р.

6. Ozhegov, S.S. Landscape Architecture History: A Short Sketch [Text] / S.S. Ozhegov. -М.: Stroyizdat, 1993. - 237 p.

7. Sokolskaya, O.B. History of Landscape Gardening Art: Textbook for Higher Schools [Text] / O.B. Sokolskaya. - М.: Infra-M, 2004. - 350 p.

8. Venikeev, E.V. Sevastopol Architecture [Text] / E.V.Venikeev. - Simferopol: Tavriya, 1983. - 208 p.

9. Zalesskaya, L.S. Landscape Architecture [Text] / L.S. Zalesskaya. - М: Gosstroyizdat, 1979. - 242 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.