Научная статья на тему 'История этики бизнеса'

История этики бизнеса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2360
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТИКА / БИЗНЕС / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / СПЕЦИФИКА РАЗВИТИЯ / ETHICS / BUSINESS / ENTREPRENEURSHIP / DEVELOPMENT STAGES / DEVELOPMENT SPECIFICS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Козлова Полина Дмитриевна, Матвеева Евгения Дмитриевна

В данной статье проанализирована историческая динамика развития этики бизнеса в России и выявлена ее актуальность для совершенствования деятельности современных компаний. Также раскрыто определение понятий «этика» и «этика бизнеса», выделены исторические этапы развития этики бизнеса в России, проанализирована специфика развития этики бизнеса на каждом этапе, описана специфика ее развития в современной России в сравнении с предыдущими историческими этапами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The history of business ethics

In this article I analyze the historical dynamics of business ethics in Russia and revealed its importance for improving the activity of modern companies. Also I disclosed efinitions of «ethics» and «business ethics», identify the historical stages of development of business ethics in Russia, analyze the specifics of the development of business ethics at every stage and describe the specifics of its development in modern Russia compared to the previous historical stages.

Текст научной работы на тему «История этики бизнеса»

УДК 174.4

ИСТОРИЯ ЭТИКИ БИЗНЕСА

© Козлова П. Д., Матвеева Е. Д., 2016

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

В данной статье проанализирована историческая динамика развития этики бизнеса в России и выявлена ее актуальность для совершенствования деятельности современных компаний. Также раскрыто определение понятий «этика» и «этика бизнеса», выделены исторические этапы развития этики бизнеса в России, проанализирована специфика развития этики бизнеса на каждом этапе, описана специфика ее развития в современной России в сравнении с предыдущими историческими этапами.

29 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 3 • 2016

Ключевые слова: этика, бизнес, предпринимательство, этапы

Предпринимательская деятельность

стремительно развивается. В бизнес приходит все больше новых людей, ежедневно создаются различные товары, предоставляются услуги. Помимо размера прибыли, капитализации, темпов роста производительности труда, объёмов продаж и других экономических критериев успешности фирмы также существуют и иные, неэкономические факторы. Фирмы, которые постоянно придерживаются высоких этических и деловых принципов, привлекают больше квалифицированных кадров и удерживают их дольше, чем другие [1]. Репутация фирмы, порядочность управляющего по отношению к подчиненным и клиентам, возможность доверия по отношению к партнеру по сделке и т.п., все это можно объединить одним понятием — этика бизнеса.

Слово «этика» произошло от греческого ethos, что означало «нрав, обычай». Первоначальным смыслом этого понятия было совместное жилище и правила, порожденные общежитием. Затем этика стала частью философской- науки. Как все мы понимаем, этика изучает нормы морали и нравственности, их сущность, функции и роль в общественной жизни. Помимо этого этика является сводом правил, норм нравственного поведения человека или социальной группы. Также данное понятие применяется и в бизнесе — это этика бизнеса или «деловая этика», что означает изучение этических вопросов конкретно в сфере предпринимательства или же свод правил, применяемых в бизнесе, основанных на общепринятых человеческих ценностях. Другими словами, этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров, толкованием нравственных оценок причин успехов или неудач в деятельности, в частности, в управленческой и коммерческой.

В наше время проблемы этики бизнеса привлекают все больше внимания бизнесменов. Этическая репутация играет немаловажную роль при любых решениях, принимаемых менеджерами. Заключение сделок, выбор партнеров по бизнесу, применение санкций регулятивных органов требуют знания этических норм и понимания, что морально-нравственные качества многих управляющих значительно ниже, чем у представителей других профессий. Проблема деловой этики, как фактора, который воздействует на эффективность управления, интересует сейчас очень многих исследователей. Актуальность данной проблемы проявляется в деятельности каждого предприятия. Авторитетный британский журнал «Economist», посвятив специальный обзор этике бизнеса, писал, что прошло то время, когда

развития, специфика развития

для компании было достаточно спокойно делать свое дело, не нарушать законов, продавать товары, нужные людям, и зарабатывать свои деньги. На сегодняшний день многие компании вынуждены меньше заботиться о прибыли и больше о социальной ответственности [2].

Повседневный опыт и необходимость регулировать взаимоотношения людей той или иной профессии привели к формированию определенных требований. Профессиональная этика появилась в рамках конкретных видов деятельности, став своеобразным нормативным началом для поведения специалистов. На основе определенных личностных качеств и проявлений, свойственных представителям той или иной профессии, создаются стандарты

профессионального поведения, оформляемые в виде специфических документов — клятв, уставов, кодексов. Большую роль в становлении и усвоении профессиональной этики играет общественное мнение [2].

Изначально этикет возник прежде всего во дворцах, из-за чего и был назван дворцовым, или государственным. Придерживаться определенных правил поведения было необходимо для выражения почтения царственным особам (императорам, королям, царей, князьям, принцам, герцогам и т. п.), для закрепления иерархии внутри классового общества. От соблюдения этикета зачастую зависела не только профессиональная карьера, но и жизнь человека. В дальнейшем нормы поведения государей при встречах дали жизнь дипломатическому этикету. Также происходило развитие воинского этикета, устанавливающего четкие правила поведения в армии. Появились и другие виды этикета — светский (общегражданский), религиозный и т.п. Самый «молодой» из них — деловой этикет.

Возникновение первых профессионально-этических кодексов относится к периоду ремесленного разделения труда в условиях становления средневековых цехов в Х1-Х11 вв. Именно тогда в цеховых уставах появляются определенные нравственные требования по отношению к профессии, характеру и участникам труда. Однако ряд профессий, имеющих жизненно важное значение для всех членов общества, возникли в глубокой древности, и поэтому, такие профессионально-этические кодексы, как «Клятва Гиппократа», нравственные установления жрецов, исполнявших судебные функции, известные гораздо раньше.

Становление делового этикета в России берет свое начало в 12 веке. Первые письменные правила поведения были даны в «Поучениях» Владимира Мономаха.

Предпринимательская деятельность в России имеет многовековые традиции. Торговые люди

№ 3 • 2016

Бизнес-образование в экономике знаний 30

считались особой группой горожан, которая отличалась своим имущественным положением и поддержкой княжеской власти. До 14 века основной торговлей на Руси была меновая торговля, участники которой больше всего ценили честность и порядочность купцов, отвечавших за качество товара своим именем. Этические представления и нормы предпринимательской деятельности в России формировались под влиянием ряда факторов, обусловленных определенным историческим развитием и географическим положением страны.

Суровый климат, огромная территория и протяженность границ способствовали развитию силы, стойкости, коллективизма, порождению чувства уязвимости и недоверия иностранцам. Также на поведении граждан сказались авторитарные методы управления, что привело к конформизму, пассивности населения и отсутствию инициативы (демократических начал). Чиновники зачастую злоупотребляли привилегиями, что способствовало развитию коррупции. Закон, защищающий исключительно государство и пренебрегающий правами граждан, повлек за собой нежелание людей следовать ему, недоверие общественной информации, сокрытие своих истинных взглядов. Предприниматели в то время очень сильно зависели от государства, так как оно оказывало поддержку далеко не всем отраслям производства из-за незаинтересованности в них.

На образ мышления людей достаточно сильно повлияло принятие христианства на Руси. Помощь ближнему и милосердие способствовали развитию благотворительности и меценатства. Начинает складываться некоторая система, основанная на покровительстве предпринимателя над наемными работниками.

Отмена крепостного права и другие реформы 1861 года способствуют началу бурного развития капиталистических отношений, которые внесли изменения в поведение предпринимателей. Процесс первоначального накопления капитала, проходивший в короткие сроки, привел в предпринимательскую деятельность много людей, довольно легко идущих на нарушение норм этики.

Говоря о дореволюционной эпохе, стоит отметить, что отношение к разным видам предпринимательской деятельности было различным. Больше всего уважения заслуживали промышленники: фабриканты и заводчики — «люди дела», за ними шли представители торгового дела. Наиболее пренебрежительно относились к тем, кто занимался коммерческим учетом. Также следует упомянуть об отношении к бизнесменам со стороны общества. В России их никогда не любили, не доверяли им, считая, что заработать большое количество денег можно только нечестным путем. После 1917 года отношение к предпринимателям и нормам поведения резко меняется. Из-за отмены частной собственности, коммерсанты были объявлены вне закона. Говоря о советском периоде,

следует заметить, что этика предпринимателей заменилась партийной этикой, которую отличало подчинение общим идеалам социализма, превалирование партийных методов руководства над методами экономическими, ориентация на оценку со стороны партийных лидеров, обязательная партийная принадлежность для успешного построения карьеры. На первое место выходят интересы коллектива, а не личности. Патриотизм, альтруизм и преданность делу в то время были очень важны. Неоспоримым положительным моментом советского периода была забота о социальных нуждах работников. Столовые, больницы, детские сады и базы отдыха имелись при каждом предприятии.

Распад СССР поставил Россию в сложное социально-экономическое положение.

Дореволюционные традиции ведения дел были утрачены, а советские совершенно не соответствовали новым рыночным условиям. Так, политическая нестабильность, расстрой системы управления, задержка платежей и т.п. негативно влияли на формирование отношения к первым российским бизнесменам со стороны иностранных партнеров. Для бизнеса того времени были характерны близость к криминальной среде: мошенничество, финансовые пирамиды, аферы, а также непрофессионализм, высокий уровень коррупции и стремление скрыть значительную часть доходов [3].

В последнее время соблюдение этикета стало необходимым для успешного существования человека в обществе. Россия, будучи евразийской страной, во многом соединила противоположности Европы и Азии. Общественный прогресс повлек за собой взаимообмен правилами поведения, обогащение культур. Это позволило выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традициях.

Этикет стал предписывать нормы поведения в семье, на работе, в гостях, на деловых встречах и в различных общественных местах. Современный человек следует этим неписаным нормам, все чаще стараясь понять и осмыслить их внутренний смысл и содержание. Таким образом, в наше время, деловой этикет — важная составляющая деловых отношений. Отечественные бизнесмены стремятся вести дела, основываясь на международных стандартах. Из предпринимательской деятельности все чаще уходят случайные люди, а те, кто в прошлом вел бизнес, пренебрегая всяческими нормами и правилами этикета, осознают необходимость в соответствии нормам поведения, которые соотносятся с их статусом «делового человека».

Современная экономическая деятельность стремительно развивается, ежедневно создаются новые продукты, услуги и виды бизнеса, еще не имеющие определенного к себе отношения со стороны общества, которое было бы закреплено

31 Бизнес-образование в экономике знаний

№ 3 • 2016

нормами морали. Имея четкие этические теории, мы легко сможем проверить применимость тех или иных решений. Можно по-разному интерпретировать причины современного экономического кризиса, но вряд ли кто-то поспорит с тем, что некоторых проблем наверняка можно было бы избежать, если бы специалисты финансового сектора тщательнее подходили к этической оценке. Теория этики позволяет бизнесу решать сложные комплексные вопросы с помощью определенной методики, дающей определенную логическую опору и помогающей выявить четкие моральные взгляды и принципы. В своей книге «ЭТИКА БИЗНЕСА. Учебное пособие для вузов и бизнес-школ» авторы приводят перечень вопросов: «Как принимать решение в ситуации, когда нормы законодательства противоречат друг другу? Или когда бытовые представления расходятся с правовым регулированием? Что делать, когда представления людей о нравственности того или иного поступка разнятся? Как делать выбор, когда этичное по своей сути действие приводит к безнравственным последствиям?». Ответить на вышеперечисленные вопросы было бы намного проще, имея перед собой определенные правила и законы этики бизнеса [4].

Таким образом, теория этики помогает не только разобраться в вопросах, которые ежедневно возникают перед бизнесменами, ответив на них, но и обосновать принятое решение, отстояв свою позицию и подтвердив ее имеющимися этическими нормами. Каждой фирме необходимо иметь понимание о законах деловой этики, чтобы установить для себя конкретные правила ведения хозяйства. ■

1. ГолдыреваВ. А. «Особенности представлений о деловой этике в России». Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики»

https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/63925895

2. The good company: A survey of corporate social responsibility // Economist. - L 2005. - Vol. 374, № 8410.

3. Подопригора М.Г. Деловая этика: Учебное пособие. Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 116 с. http://www.aup.ru/books/m243/10_2.htm (Дата обращения: 12.08.2016)

4. Этика бизнеса: Учебное пособие для вузов и бизнес-школ. / Подобщ. ред. П.А. Кальницкой. - М., 2012.- 132 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

The good company: A survey of corporate social responsibility // Economist. - L ., 2005. - Vol. 374, № 8410.

ГолдыреваВ. А. «Особенности представлений о деловой этике в России». Национальный Исследовательский Университет «Высшая школа экономики»

https://www.hse.ru/pubs/share/direct/document/639258 95

Подопригора М.Г. Деловая этика: Учебное пособие. Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. - 116 с. http://www.aup.ru/books/m243/10_2.htm (Дата

обращения: 12.08.2016)

Этика бизнеса: Учебное пособие для вузов и бизнес-школ. / Подобщ. ред. П.А. Кальницкой. -М., 2012. - 132 с.

The history of business ethics

© Matveeva E., Kozlova P., 2016

In this article I analyze the historical dynamics of

business ethics in Russia and revealed its importance for improving the activity of modern companies. Also I disclosed efrnitions of «ethics» and «business ethics», identify the historical stages of development of business ethics in Russia, analyze the specifics of the development of business ethics at every stage and describe the specifics of its development in modern Russia compared to the previous historical stages.

Keywords: ethics, business, entrepreneurship, development stages, development specifics

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.