УДК 659 ББК 76.0 ГРНТИ 19.01.11 КОД ВАК 10.01.10
А.Д. Кривоносов Санкт-Петербург, Россия
История дальневосточного PR: взгляд изнутри
Рецензия на:
Маркина Ю.М., Пестова Я.Н., Понарина С.П. Создание сверхновой профессии: дальневосточная история развития PR. - Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020.- 100 с.
Аннотация. В статье представлена рецензия на монографию дальневосточных исследователей-практиков Ю.М. Маркиной, Я.Н. Пестовой и С.П. Понариной «Создание сверхновой профессии: дальневосточная история развития PR». История региональных связей с общественностью за последние два десятилетия рассматривается авторами в контексте развития национального PR.
Ключевые слова: региональные связи с общественностью, этапы развития российских связей с общественностью, профессионализация PR-деятельности.
History of Far Eastern PR: an Inside Look
Review of:
Markina Yu. M., Pestova Ya. N., Ponarina S. P. Creation of a super new profession: the far Eastern history of development PR. - Khabarovsk: publishing house of the Pacific state university, 2020. - 100 p.
Abstract. The article presents a review of the monograph of Far Eastern researchers-practitioners Yu. M. Markina, Ya.N. Pestova and S.P. Ponarina "Creating a super new profession: the Far Eastern history of PR development". The history of regional public relations over the past two decades is considered by the authors in the context of the development of national PR.
Keywords: regional public relations, stages of development of Russian public relations, professionalization of PR activities.
Одной из насущных прикладных проблем современной науки о связях с общественностью является изучение ее истории и истории развития региональных школ паблик рилейшнз [Киуру, Кривоносов 2017]. Сегодня очевидно: в России можно говорить о связях с общественностью как корпусе эмерджентных региональных систем, рынков, чье состояние обусловлено причинами самого разного характера - территориальными, экономическими, административно-политическими, собственно профессиональными и проч. Связи с общественностью в регионе являются неотъемлемой частью его коммуникационной системы и структуры наряду с рекламой, журналистикой и системой СМИ.
Нельзя сказать, что в России нет исследований, посвященных отечественному рынку PR: начиная с 1990-х гг. появляются статейные публикации как по проблемам рынка, так и по периодизации связей с общественностью в России (см., в частности, последние выпуски альманаха «Российская школа связей с общественностью»). Некоторые учебные пособия отражают региональную специфику в демонстрации различных коммуникационных технологий. Однако монографических исследований по региональным рынкам у нас до сих пор нет. И поэтому отрадно, что авторы книги обозначают свою «особую миссию» - «открыть серию исследований, посвященных развитию профессии PR-специалиста и сферы PR».
Российскому PR на Дальнем Востоке два десятка лет, несмотря на то что институализация его в регионе датируется серединой 1990-х гг., когда
появляются первые акторы рынка PR - дальневосточные PR-агентства. Книга создана основателями Дальневосточной школы PR, которые «по сути стали авторами дальневосточной истории РЯ» [Маркина, Пестова, Понарина 2020: 8]. Авторы монографии - С.П. Понарина - инициатор и основатель первой в Хабаровском крае специальности «Связи с общественностью», Ю.М. Маркина - один из создателей систем профессиональной подготовки специальности в крае, Я.Н. Пестова - один из первых выпускников Дальневосточного гуманитарного университета, руководитель Корпоративного университета РЖД. Как указывает в предисловии С.П. Понарина, «мы прошли серьезный путь от идеи до реальности, преодолели огромное количество преград и смогли достичь намеченных целей. Мы открыли первую страницу истории РЯ на Дальнем Востоке, оставили на ней свою подпись и продолжили методично и планомерно заполнять своими проектами новые главы» [Маркина, Пестова, Понарина 2020: 5].
В первой главе актуализируются понятия профессии, цели, характера и результатов паблик рилейшнз. Важно отметить, что понятийный аппарат монографии, а также периодизация этапов развития паблик рилейшнз в России, базируются на исследованиях Петербургской школы РЯ [Ачкасова, Азарова, Кривоносов 2018], [Кривоносов, Данилова 2020].
Авторы стараются выявить периодизацию и закономерности развития сферы паблик рилейшнз на Дальнем Востоке и охарактеризовать временной разрыв меду этапами развития РЯ на федеральном и региональном уровне. В этой части книги реконструируется история создания и поэтапная трансформация профессии паблик рилейшнз на Дальнем Востоке. Российский РЯ за три десятилетия прошел в своем развитии шесть этапов, а дальневосточный регион прошел тот же путь за полтора десятка лет. (Здесь можно провести аналогию в развитии паблик рилейшнз в Западной Европе и в Восточной). В книге демонстрируется: паблик рилейшнз в регионе проходит достаточно непростой путь развития от непонимания смысла этой деятельности до появления устойчивого спроса на профессионалов и
взаимодействию уже с игроками зарубежных (китайского) рынков паблик рилейшнз. Здесь авторы анализируют факторы, способствующие росту социального статуса PR-деятельности и, в частности, роли вузов в становлении рынка.
Авторы постулируют идею о том, что «сегодня дальневосточный PR является полноценным участником общероссийских процессов, интегрирован в федеральную повестку и по скорости обратной связи, вовлеченности в решение общих проблем PR отрасли становится не таким и дальним» [Маркина, Пестова, Понарина 2020].
Ситуация на Дальнем Востоке оказывается по-своему уникальной, когда развитие коммуникационного рынка диктуется вузовским сообществом. Вклад представителей системы высшего образования в создание рынка коммуникационных специальностей как раз рассматривается во второй главе. Здесь читатель знакомится с мнениями как представителей первой в Хабаровском крае кафедры, готовящей специалистов по паблик рилейшнз, так и с мнениями первых дипломированных PR-специалистов края. В третьей главе публикуются глубинные интервью практиков региональной коммуникационной отрасли. Сама тематика интервью говорит о разнообразии подходов к решению основной задачи книги: показать специфику становления сверхновой профессии на Дальнем Востоке -«Дальневосточное PR-сообщество оказалось готовым сразу включиться в федеральную повестку», «О трансформации отношения к PR в госсекторе Хабаровского края и развитии коммуникационных технологий в регионе», «Грамотный PR-управленец мыслит не сиюминутными эффектами и планами, а думает о стратегии», «Заказчик поддержал наш комплексный подход к PR, хотя и представить не мог, что так можно», «Мы совмещаем аналитическую, информационную, методическую и организационную функции» и т. п.
Искушенному читателю монография может показаться несколько «публицистичной» - критериям собственно научного познания отвечает
первая методологическая глава. Однако мы не можем не поддержать этот публицистический пафос авторов: любая профессии, а тем более ее история -это прежде всего люди, ее создающие. И поэтому наличие в книге и фокус-групп, и глубинных интервью становятся не ее недостатком, а достоинством. Не можем в этой связи не привести один из заключительных пассажей монографии о сверхновой профессии: «Сверхновые - явление не только космическое. Ведь яркими, внезапно возникающим и оставляющими заметный след могут быт и люди, и произведения искусства, и новые научные направления, и даже профессии». Верится, что российская история паблик рилейшнз в ее региональных разрезах не заставит долго ждать своих «сверхновых» авторов.
Библиография
Ачкасова В.А., Азарова Л.В., Кривоносов А.Д. Петербургская школа PR: научная, образовательная и исследовательская парадигмы // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2018. N 11. С. 138-146.
Киуру К.В., Кривоносов А.Д. Методология и методика преподавания дисциплин магистерской программы «Реклама и связи с общественностью». Челябинск: Энциклопедия, 2017. 116 с.
Кривоносов А.Д., Данилова Н.И. История рекламы и связей с общественностью: учеб. пособие. СПб.: СПбГЭУ, 2020. 82 с.
Маркина Ю.М., Пестова Я.Н. А такой ли он «дальний» - Дальний Восток России? О периодизации связей с общественностью // Российская школа связей с общественностью. Альманах. 2020. N 16. С. 90-105.
Маркина Ю.М., Пестова Я.Н., Понарина С.П. Создание сверхновой профессии: дальневосточная история развития PR. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2020.100 с.
References
Achkasova V.A., Azarova L.V., Krivonosov A.D. (2018) Peterburgskaya shkola PR: nauchnaya, obrazovatel'naya i issledovatel'skaya paradigmy [St. Petersburg school of PR: scientific, educational and research paradigms]. Rossijskaya shkola sv'azej s obschestvennost'yu. Al'manakh. N 18.
Kiuru K.V., Krivonosov A.D. (2017) Metodologiya i metodika prodavaniya distsiplin magsterskoj programmy "Reklama I sv'azi s obschestvennost'yu"[Methodology and methods of teaching subjects of the master's program " Advertising and public relations»]. Cheliabinsk.
Krivonosov A.D., Danilova N.I. (2020) Istoriya reklamy i sv'azej s obschestvennost'yu. [History of advertising and public relations]. Saint Petersburg.
Markina Ju., Pestova Ja.N. (2020) A takoj li on "dal'nij" - Dal'nij Vostok? O perodizatsii sv'azej s obschestvennost'yu [And is it such a " far " - the far East of Russia? About periodization of public relations]. Rossijskaya shkola sv'azej s obschestvennost'yu. Al'manakh. N 16.
Markina Ju., Pestova Ja.N., Ponarina S.P. (2020) Sozdaniye sverkhnovoj professii: dal'nevostochnaya istoriya razvitiya PR [Creating a super new profession: the far Eastern history of PR development]. Khabarovsk.
Сведения об авторе
Кривоносов Алексей Дмитриевич - доктор филологических наук, профессор, зав. кафедрой коммуникационных технологий и связей с общественностью Санкт-Петербургского государственного экономического университета. [email protected]
Krivonosov Aleksey D. - Doctor of Philology, Professor, Head of Department of Communications Technologies and Public Relations, St. Petersburg State University of Economics. [email protected]