- подготовка и оформление отчетов по научно-исследовательским работам.
По нашему мнению данный перечень недостаточно объективно отражает содержание и направления научно-исследовательской деятельности специалиста.
Для этого обозначим значение термина «научно-исследовательская деятельность» - это деятельность, направленная на получение и применение новых знаний, в том числе: фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования. Фундаментальные научные исследования - это экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды. Прикладные научные исследования -это исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей и решения конкретных задач [1].
Проведя анализ научно-методической литературы, можно сделать вывод, что «научно-исследовательская деятельность», чаще всего, многими авторами рассматривается как обязательный или неотъемлемый этап процесса формирования научных знаний, но в дальнейшем данный компонент выпадает из сферы профессиональных интересов и его значение практически утрачивается. К примеру И. Н. Кузнецов в своем труде «Основы научных исследований: Учебное пособие для бакалавров» описывает структуру, методологию, логику, приемы, средства научного познания, но, как мы уже говорили, о том, каким образом данные знания применять и развивать в повседневной профессиональной деятельности ничего не упоминается.
Изучая и анализируя представленный перечень задач, при помощи которых реализуется научно-исследовательская деятельность в профессиональной среде бакалавра, направления подготовки «Техносферная безопасность», можно сделать вывод, что в задачах говориться только о подсчете и оценке реализовавшихся опасностей. На наш взгляд, необходимо также уделять внимание таким аспектам, как - моделирование и прогнозирование
опасных производственных процессов. Именно моделирование и прогнозирование поможет наиболее точно и объективно сформировать оценку тому или иному негативному событию, а также появиться возможность обозначить наиболее реальные пути развития и ликвидации опасностей.
Помимо этого, немаловажное значение имеет представление результатов научных исследований. Деятельность выпускника, направления подготовки «Техносферная безопасность», хоть и связана в целом с выполнением практической работы, не должна ограничиваться только подготовкой отчетов о проведении каких-либо исследований. Данные отчеты необходимо дорабатывать, обосновывать и представлять как на различных брифингах, так и на научно-практических конференциях, с целью нахождения наиболее объективных, рациональных путей решения различного рода проблем. Это впоследствии отразится на совершенствовании производственных процессов, рациональном использовании ресурсов (природных, человеческих) и на углублении профессиональных компетенций работника.
В заключении необходимо отметить, что теоретическое обоснование представленных дополнений в значительной степени отражает современное направление научной мысли. Включая эти компоненты в перечень основных задач научно-исследовательской деятельности, мы не только соблюдаем основные научные принципы обучения, но и мотивируем студента к саморазвитию и самообразованию, что в последствии гарантирует применение полученных знаний в профессиональной деятельности и развитие научно-исследовательского потенциала. Помимо этого, соблюдается основное направление развития современного российского образования в области перехода от знаниевого компонента к деятельностному.
Библиографический список
1. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/lower/16363 (дата обращения 27.05.2015 г.)
2. URL: http://fgosvo.ru/fgosvpo/7/6/1/27 (дата обращения 01.06.2015 г.)
ИСТОРИОГРАФИЯ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ЭКОНОМИСТОВ К ЦЕННОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ
Тараненко Инна Александровна
магистр педагогики, Дальневосточный федеральный университет, г. Владивосток
АННОТАЦИЯ
Цель статьи - рассмотреть историографию подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, а также показать актуальность обозначенной проблемы. В статье описывается три этапа историографии (началоXXвека - 1980-е гг.; 1990-е гг. - первое десятилетиеXXI века; 2010 г. - настоящее время). На современном этапе совершается переход на федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, в которых основные результаты обучения представлены в терминах компетенций. В условиях глобализации экономики, коммуникационных, информационных и финансовых систем одной из самых важных компетенций, которыми должны овладеть будущие экономисты, является компетенция ценностно-ориентированной деловой коммуникации, так как экономистам необходимо быть готовыми не только к обмену товарами, информацией и услугами, но и к работе в обстоятельствах разного уровня благоприятствования российскому бизнесу.
ABSTRACT
The aim of the article is to present the historiography of preparing prospective economists for value-oriented business communication. The author describes three historiographical stages (early 20 th century - 1980s; 1990s - 1st decade of the 21st century; 2010 - up to now). The modern stage is characterized by the shift to the federal state educational standards of higher education with the main results of education defined in terms of competences. Under the circumstances of globalization of economy, communication, information and financial systems, one of the most important competences to be acquired by would-be economists is the competence of value-oriented business communication, given prospective economists have to be prepared
not only for the exchange of goods, information and service, but also for working in conditions of different levels offavor for the Russian business.
Ключевые слова: историография, деловая коммуникация, этап, ценности, ценностные ориентации, аксиология Key words: historiography, business communication, stage, values, value orientations, axiology
В современных работах по методологии педагогических исследований историографию научной проблемы трактуют как «хронологически полную и систематизированную совокупность сведений о ее развитии» [8, с. 16].
Для составления историографии проблемы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации нам необходимо определить начальную точку ее генезиса и выделить этапы развития проблемы, обозначив предпосылки перехода от одного этапа к другому.
В историографии проблемы исследования мы выделяем три этапа:
- первый этап (начало ХХ века - 1980-е гг. ХХ века);
- второй этап (1990-е гг. ХХ века - первое десятилетие ХХ1 века);
- третий этап (2010 г. - настоящее время).
Рассмотрим каждый этап развития проблемы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации по порядку.
Первый этап (начало ХХ века - 1980-е г. ХХ века)
Проблема коммуникации занимала мыслителей с момента появления систематического знания, размышления на эту тему появились еще в античной культуре. Началом генезиса проблемы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации, мы, тем не менее, будем условно считать начало ХХ века, так как в это время зародилась научная дисциплина, именуемая «теория коммуникации», направленная на решение практических задач. Произошло это в США, где в первые десятилетия ХХ века коммуникативной проблематикой стали активно заниматься Д. Дьюи, Ч. С. Пирс, Ч. Кули, Г. Блумер, П. Лазарсфельд, К. Левин и др. Заинтересовались феноменом коммуникации и в Европе, среди имен можно упомянуть М. Вебера, К. Ясперса, А. Шюца.
В 1903 году П. Лапи был введен термин «аксиология», который стал активно использоваться в философии, психологии и социологии. Именно в начале ХХ века аксиология сформировалась как научное направление в зарубежной философии и получила распространение в трудах Н. Гартмана, Д. Дьюи, М. Шелера, Р.Б. Перри, С. Пеппера.
К началу ХХ века США наряду с Великобританией и Францией входили в число стран первого эшелона модернизации, явившейся переходом от аграрной экономики к промышленной, с развитыми товарно-денежными отношениями. Модернизация в этих странах осуществлялась без вмешательства государства, там постепенно утверждались демократические принципы организации общественной жизни, свобода рынка, конкуренции и предпринимательства. Деловая коммуникация выполняла функцию достижения делового успеха.
В России инструментом осуществления модернизации, напротив, было государство, которое воспринималось как сила, воплощающая и реализующая интересы общества. Роль государства надолго определила развитие экономики в России, где централизованный стиль управления не способствовал развитию разнообразных форм и методов деловой коммуникации. Разумеется, нельзя сказать, что проблемы коммуникации или общения в российской науке не рассматривались. Среди ученых, исследовавших феномен общения, можно назвать М.С. Кагана, А.А. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, А.В. Петровского, С.Л.
Рубинштейна, В.М. Соковнина и др. Однако все же работы этих ученых не освещали проблем деловой коммуникации в чистом виде.
В 1960-е годы в отечественной науке были определены место и роль теории ценностей в марксизме. В исследованиях философов А.Г. Здравомыслова, М.С. Кагана, В.Н. Сагатовского, Л.П. Буевой и других оформился понятийный аппарат, включающий понятия ценности, ценностного отношения и ценностных ориентаций.
Высшее экономическое образование в России существенно менялось на протяжении ХХ века в связи со сменой политической власти и переменой общественных отношений. На протяжении первого этапа Россия пережила ряд потрясений, включая две революции и две мировые войны, вторая из которых стала ключевым событием, определившим место и роль России в послевоенном мире. Со временем содержание экономического образования менялось в сторону увеличения политизации и идеологизации, увеличивалось многообразие изучаемых экономических дисциплин, усиливалась математическая подготовка, появлялось больше дисциплин общеобразовательного цикла. Однако студенты, будущие экономисты-исследователи изучали не реальную жизнь, а сложные экономико-математические модели планирования, а студенты, ориентирующиеся на практическую работу, были нацелены на заучивание и выполнение инструкций и правил «командной экономики», а не творческий поиск и принятие самостоятельных решений.
К началу 80-х годов падение темпов развития до уровня простого воспроизводства (около 2% годовых), «проедание» сырьевых ресурсов вынудили руководство страны изменить экономическую политику. К середине 1987 года была разработана и принята программа коренной перестройки управления экономикой, предусматривающая ее социальную переориентацию, структурные преобразования, реформу ценообразования, перестройку финансово-кредитной системы при общей направленности к регулируемой рыночной экономике.
В годы перестройки началось разрушение советской идеологии, а новой создано не было. На этом этапе в условиях неопределенности в ответ на вызовы времени зарождается педагогическая аксиология, занимающаяся изучением ценностей образования (конец 80-х годов ХХ века) (Б.С. Гершунский, А.В. Кирьякова).
Подытоживая сказанное о первом этапе историографии, можно утверждать, что хотя вопросы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации на данном этапе еще не рассматриваются, научные предпосылки для постановки данной проблемы, тем не менее, создаются, а именно: разрушается советская идеология, в науке появляются теория коммуникации, аксиология и педагогическая аксиология.
Второй этап (1990-е гг. ХХ века - первое десятилетие XXI века)
Распад Советского Союза и переход к рыночной экономике потребовал пересмотра содержания экономического образования, которое стало базироваться на таких общепрофессиональных дисциплинах, как экономика организаций, менеджмент, маркетинг, статистика, мировая экономика, ценообразование и т.д. Среди общекультурных дисциплин появилась дисциплина «Деловое общение».
Появление нового коммуникативного пространства и демократизация экономики обусловили рост значимости деловой коммуникации. На втором этапе появляются диссертационные исследования, посвященные формированию культуры, готовности, умений и навыков деловой коммуникации/общения у студентов, в том числе и у будущих экономистов. Это, например, исследования Л.М. Ковтунович [3], М.И. Малетовой [4], Н.В. Мельченковой [5] и др.
В связи с переосмыслением и переоценкой ценностей на этом этапе появляется также и ряд исследований, посвященных вопросам формирования общечеловеческих и профессиональных ценностей у студентов. Это диссертационные исследования Л.П. Гадзаовой [1], Н.В. Григорьевой [2], Е.А. Стояновской [6], И.А. Фрейнкиной [7] и др. В основном, эти исследования направлены на решение проблемы формирования ценностных ориентаций будущих педагогов.
Таким образом, на втором этапе проблема подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации осознается, но еще не ставится.
Третий этап (2010 г. - настоящее время)
На последнем, описываемом нами этапе совершается переход на многоуровневое образование (бакалавр, магистр, аспирант) и новые образовательные стандарты -федеральные государственные образовательные высшего образования, где основным объектом оценки результатов обучения являются общекультурные, общепрофессиональные, профессиональные и профессионально-прикладные компетенции выпускника вуза.
На современном этапе, в условиях глобализации экономики, коммуникационных, информационных и финансовых систем, экономисты должны быть готовы не только к обмену товарами, информацией и услугами, но и к работе в обстоятельствах разного уровня благоприятствования российскому бизнесу. Необходимо быть открытым к общению, уметь объяснять национальные интересы и культурные традиции россиян, их точку зрения на справедливое мироустройство и принимаемые ими в этом отношении решения.
На данном этапе остается интерес к формированию различных аспектов деловой коммуникации у студентов вузов. На эту тему продолжают защищаться кандидатские
и докторские диссертации. Однако все еще не раскрыта сущность подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации. Историография проблемы подготовки будущих экономистов к ценностно-ориентированной деловой коммуникации будущих экономистов, разработанная нами, приводит к выводу о целесообразности постановки этой проблемы на современном этапе и необходимости поиска путей формирования данной компетенции.
Список литературы
1. Гадзаова Л.П. Формирование общечеловеческих нравственных ценностей у студентов вуза средствами иностранного языка: дис. ... канд. пед. наук. Владикавказ, 2002. - 152 с.
2. Григорьева Н.В. Формирование у будущих экономистов профессионально-ценностных ориентаций в поликоммуникативной образовательной среде вуза: дис. ... канд. пед. наук. Чебоксары, 2011. -198 с.
3. Ковтунович Л.М. Формирование готовности студентов экономических специальностей вуза к деловому межнациональному общению: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2003. - 164 с.
4. Малетова М.И. Технология развития презентационных компетенций будущих экономистов в вузе: на материале занятий по английскому языку: дис. . канд. пед. наук. Ижевск, 2011. - 183 с.
5. Мельченкова Н.В. Формирование готовности студентов-будущих менеджеров к деловому общению: на примере обучения иностранному языку: дис. ... канд. пед. наук. Самара, 2006. - 164 с.
6. Стояновская Е.А. Формирование умений делового общения у студентов-экономистов на основе проблемно-модульной технологии: дис. ... канд. пед. наук. Воронеж, 2011. - 229 с.
7. Фрейнкина И.А. Формирование профессиональных ценностей у будущих специалистов туриндустрии в условиях инновационной практической подготовки: дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008. -184 с.
8. Яковлев. Е.В., Яковлева Н.О. Педагогическое исследование: содержание и представление результатов. Челябинск: Изд-во РБИУ, 2010. - 316 с.
РАЗВИТИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО СИСТЕМЕ ЛЕОНИДА ВЛАДИМИРОВИЧА ЗАНКОВА
Гусева Людмила Григорьевна
Канд. педаг. наук, доцент кафедры начального образования, МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
Третьякова Ольга Дмитриевна
Студент «Педагогическое образование» МГТУ им. Г. И. Носова, г. Магнитогорск
АННОТАЦИЯ
В данной статье авторы проанализировали возможности психолого-педагогической системы в реализации ФГОС начального общего образования, в осуществлении деятельностного подхода в обучении и формировании универсальных учебных действий младших школьников.
ABSTRACT
In this article, the authors analyze possibilities of the psychological-educational system for the implementation of the Federal State Standards of Education of the primary public education and for the implementation of the activity approach in teaching and in the formation of universal educational actions of elementary school students.
Ключевые слова: система Л. В. Занкова, универсальные учебные действия, младшие школьники.
Keywords: Zankov educational system, universal educational actions, elementary school children.