1И.М. Гарскова
ИСТОРИОГРАФИЯ НАУЧНОГО НАПРАВЛЕНИЯ: ВОЗМОЖНОСТИ КОЛИЧЕСТВЕННОГО АНАЛИЗА
В данной статье анализируется процесс формирования и развития исторической информатики - междисциплинарного научного направления в исторических исследованиях - в России в конце XX - начале XXI в. Изучение историографии научного направления позволяет рассмотреть этапы его развития, их теоретические, методические, технологические и институциональные аспекты, формирование структуры научного сообщества. Наряду с традиционными в работе используются наукометрические методы количественного анализа полной тематической библиографии работ по исторической информатике.
Ключевые слова: историография, библиография, историческая информатика, междисциплинарность, наукометрия.
Данная работа посвящена анализу историографии такого междисциплинарного направления в исторических исследованиях, как историческая информатика1, которое сложилось в нашей стране в 1980-1990-е гг. На основе изучения процесса становления исторической информатики предлагается периодизация ее развития, связанная со сменой приоритетов в тематике исследований, методических и технологических подходах, формированием научных центров и научных школ.
В работе приводятся некоторые результаты количественного анализа полной тематической библиографии работ, опубликованных под эгидой отечественной Ассоциации «История и компьютер» (АИК), которая объединяет специалистов в области исторической информатики в России и странах СНГ. Основой для такого анализа является созданная автором информационная система, включаю-
© Гарскова И.М., 2011
щая библиографическую базу данных публикаций АИК и полнотекстовый массив статей и материалов докладов и сообщений на научных конференциях2.
Становлению исторической информатики предшествовал период с конца 60-х и до середины 80-х годов XX в., когда в русле «математизации гуманитарного знания» складывались ведущие национальные школы квантитативной истории, к числу которых принадлежала и отечественная школа. Этот период нашел достаточно полное освещение в публикациях обобщающего характера, анализирующих общие тенденции и результаты формирования школ квантитативной истории, теоретико-методологические принципы квантитативных исследований3. Завершение процесса формирования отечественной квантитативной истории ознаменовалось выходом в свет фундаментальной монографии И.Д. Ковальченко4.
Уже на рубеже 1970-1980-х годов в зарубежной, а затем и в отечественной историографии появились первые работы об архивах машиночитаемых данных, затем - базах и банках данных5. Именно создание баз данных стало главной особенностью второй половины 1980 - начала 1990-х годов, когда в рамках квантитативной истории начало формироваться новое междисциплинарное направление -историческая информатика.
Первое десятилетие развития исторической информатики характеризовалось дискуссиями по теоретическим основаниям и методологическим концепциям, которые были связаны с осмыслением ее места в исторической науке и ее связи с наукой инфор-мационной6. На рубеже ХХ-ХХ1 вв. был опубликован ряд работ историографического и библиографического характера по истории исторической информатики в России7.
К концу XX в. в отечественной историографии исторической информатики сложились две основные линии развития этого направления, которые можно назвать аналитической и информационной.
Тематика публикаций, отражающих основные тенденции развития аналитической компоненты исторической информатики, включает прежде всего историко-демографические исследования, экономическую историю, ряд направлений социальной и политической истории. Здесь наблюдается явная преемственность исторической информатики и квантитативной истории. По сравнению с зарубежной в отечественной историографии менее широко представлено направление, связанное с экономической историей, и более широко - связанное с исследованиями по исторической демографии, которые ведутся в рамках межуниверситетского сотрудничества ряда исследовательских групп из Барнаула, С.-Петербурга, Петрозаводска, Тамбова, Тулы и Москвы.
Значительно более быстрыми темпами развивалась в конце XX в. информационная компонента исторической информатики, осваивая новые предметные области и выходя на решение новых содержательных задач. На рубеже XX-XXI вв. начинается освоение мультимедийных подходов к работе с электронными ресурсами, куда включаются базы данных, тексты, компьютерные карты, изображения и другая аудиовизуальная информация. Особенно востребованными мультимедийные ресурсы становятся в связи с расширяющимся использованием информационных технологий в историческом образовании.
Основные направления исследований и тенденции в развитии исторической информатики, сложившиеся в предшествующий период и направленные на расширение методического и технологического обеспечения исторических исследований, сохраняются и в начале XXI в.8 Вместе с тем развитие исторической информатики в последнее десятилетие демонстрирует процесс дифференциации исследовательских интересов, расширение круга задач и формирования новых методических и технологических направлений «внутри» исторической информатики.
Например, с развитием сетевых технологий открываются новые перспективы создания тематических электронных ресурсов, представляющих собой, как правило, обширные коллекции поливидовых данных. Такие коллекции являются объектами исследований, связанных с созданием цифровых форматов хранения документов историко-культурного наследия и разновидностей электронных публикаций (электронных факсимиле, электронных изданий, электронных архивов и библиотек).
Перспективным направлением становится работа с изобразительными источниками: роль изображений в исторических работах больше не сводится только к иллюстрации - резко повышается интерес к изображениям как историческим источникам. Разрабатываются методологические принципы работы с электронными изображениями, стандартов их описания, методов визуального анализа и интерпретации, создания метаданных, позволяющих описывать содержание изображений и проводить эффективный поиск графической информации. Аналогичные вопросы ставятся и при работе с историческими электронными картами, что повышает интерес к использованию технологий географических информационных систем (ГИС) в исторических исследованиях9.
На рубеже XX-XXI вв. наиболее актуальными стали задачи формирования новой информационной среды исторической науки на основе использования сетевых технологий. В этих задачах основное внимание уделялось созданию и использованию исторических
научно-образовательных (тематических) ресурсов. Активно обсуждались проблемы, которые возникают при публикации исторических источников, особенно архивных документов, в Интернете или на компакт-дисках, достоинства, недостатки и перспективы таких публикаций, их юридические аспекты и т. д. Вопросы использования ресурсов глобальной сети Интернет в профессиональной работе историка обсуждались на ряде конференций и круглых столов, проведенных в конце 1990 - начале 2000-х годов. В связи с использованием Интернета в профессиональной деятельности историков интерес к специфическим источниковедческим проблемам исторической информатики приобрел новое наполнение: разработка общеисторических информационных ресурсов потребовала осмысления на новом уровне проблем, связанных с созданием тематических сайтов, обсуждением стандартов электронных публикаций и разработкой археографических принципов представления исторических источников в сетевом информационном пространстве10.
Начало XXI в. было периодом подведения некоторых итогов и анализа проблем методологического, технологического и организационного характера. Обсуждение этих проблем проходило как на международном уровне, так и на конференциях национальных ветвей международной ассоциации11.
Специалисты по исторической информатике в России и странах СНГ весьма активно обсуждали и обсуждают эти проблемы. Большое внимание уделяется разработке специализированного исследовательского инструментария. Например, предложен новый подход, учитывающий специфические потребности исторических исследований и отражающий особенности их методик; для обозначения этого подхода был предложен термин «историко-ориентиро-ванный»12. Накопленный опыт позволяет выделить перспективные направления историко-ориентированных подходов и соответствующих оригинальных программно-алгоритмических разработок: специализированные системы управления базами данных и информационно-поисковые системы; программно-алгоритмическое обеспечение задач анализа данных исторических источников; компьютерное моделирование исторических процессов; информационные технологии в источниковедении13 и некоторые другие14.
Многообещающей перспективой развития исторической информатики является расширение и углубление контактов между исторической наукой и наукой информационной в русле концепции e-Humanities (где e означает electronic), в которой ведущую роль играют распределенные информационные и вычислительные ресурсы, доступные пользователям через глобальные компьютерные сети15. Возможности сетевого доступа к большим массивам баз
данных, текстов, оцифрованных книг, журналов, изобразительных материалов, исторических карт и т. д., соединенные с возможностями использования самых современных методов и технологий обработки информации исторических источников, создают широкие перспективы междисциплинарного сотрудничества.
Таким образом, в рамках отечественной школы исторической информатики на протяжении двух десятилетий можно выделить разные этапы, связанные со сменой приоритетов развития, концепций, методов и технологий. Первая половина 1990-х годов связана со становлением исторической информатики в России и странах СНГ, освоением базовых информационных технологий и активным обсуждением вопросов теоретических оснований нового направления; вторая половина этого десятилетия является этапом заметного расширения методического и технологического инструментария исследований, вовлечением большого числа новых исследователей; первая половина 2000-х годов прошла под знаком сетевых технологий и разработки научно-образовательных ресурсов; а «точка бифуркации» в развитии исторической информатики, как в ряде публикаций была названа середина первого десятилетия XXI в., характеризуется поворотом к историко-ориентированным подходам, методам и технологиям16.
Анализ процесса развития исторической информатики, его периодизация и характеристика специфики отдельных этапов в данной работе проводятся как традиционными, так и наукометрическими методами. В основе применения количественного анализа для изучения историографии лежит представление о науке как самоорганизующейся системе, развитие которой является информационным процессом и управляется ее информационными пото-ками17.
Документальным отражением развития научного направления является тематическая библиография - совокупность публикаций, объединенных единой тематикой и формальной системой ссылок между ними. Тематическая библиография с момента зарождения нового научного направления представляет собой информационный объект, развивающийся в соответствии с закономерностями процессов в мировой системе научной коммуникации18.
В наукометрии, занимающейся статистическими исследованиями структуры и динамики научной информации, используются различные методы анализа научных публикаций: статистические и лингвистические методы, методы построения индексов цитирования, контент-анализа и др. Для статистического анализа чаще всего в качестве индикатора берется число публикаций (книг, статей и т. п.), а также число авторов, количество и объем изданий (журна-
лов). Индексы цитирования строятся на числе цитат или ссылок (примером является SCI - индекс Гарфилда; существуют также РИНЦ - «Российский индекс научного цитирования», индекс Google Scholar и другие).
Существуют разные виды тематических библиографий: тематические обзоры в научной периодике; библиографии в первых монографиях по определенному научному направлению; библиографии, создаваемые научными библиотеками и информационными центрами, списки трудов выдающихся ученых и полные тематические библиографии19.
В данном исследовании используется историографическая информационная система, включающая полнотекстовую коллекцию и библиографическую базу данных публикаций по исторической информатике, выходивших в основном в периодических и повторяющихся изданиях Ассоциации «История и компьютер». Эта база данных представляет собой полную библиографию научного направления20.
Применение технологий баз данных в исторических исследованиях насчитывает уже десятки работ и проанализировано в ряде обобщающих публикаций21. Однако работ, в которых этот подход применяется к изучению историографии с помощью создания и анализа историографических информационных систем и баз данных, пока немного.
При анализе базы данных изучалась динамика числа научных публикаций, числа изданий, числа авторов, числа новых авторов (т. е. опубликовавших на данный момент свою первую статью по исторической информатике). На основании информации о соавторстве исследовалось формирование научных школ («незримых научных коллективов»22). Контент-анализ был использован при построении индекса цитирования и частотного распределения публикаций по основным тематическим рубрикам.
Полная библиография научных трудов по исторической информатике, вышедших с 1990 по 2008 г., включает, помимо ряда монографий и учебников, 73 выпуска периодических и повторяющихся изданий, а также 16 сборников статей по этому направлению. Кроме того, еще в нескольких десятках научных сборников, журналов (в том числе ведущих исторических журналов), изданий материалов научных конференций по другим направлениям исторических исследований имеются статьи по исторической информатике. Таким образом, всего учтены 3048 работ 1259 авторов. Основу этой библиографии составляют работы, опубликованные в Информационном бюллетене Ассоциации «История и компьютер» (35 выпусков), сборниках серии «Круг идей» (10 выпусков), а также в ряде темати-
ческих сборников, изданных в Москве, Барнауле, Минске, Новосибирске и Геттингене.
Анализ динамики числа статей и числа авторов показывает устойчивый рост обоих показателей. Интересна статистика научной продуктивности авторов, т. е. распределение авторов по числу опубликованных статей за определенный промежуток времени. Эмпирический закон такого распределения, впервые описанный А. Лоткой и подтвержденный на большом числе информационных массивов по различным научным направлениям, выражается зависимостью вида N = Ы1/к(а+1), где N - число авторов, опубликовавших по к статей, а - параметр распределения.
Распределение А. Лотки отражает одну из фундаментальных закономерностей целенаправленной деятельности научного сообщества. Значения а > 1,0 соответствуют случаю, когда преобладают группы авторов с небольшим числом статей, т. е. большая часть авторов опубликовала по 1-2 статьи по данной проблематике. Значения 0 < а < 1,0 соответствуют случаю, когда большую часть статей написали наиболее продуктивные авторы. Значение а ~ 1,0 наиболее типично и соответствует распределению публикаций в сложившихся научных сообществах.
В нашем случае получено следующее распределение авторов по продуктивности: по одной публикации имеют 733 автора, по две - 207, по три - 88, по четыре - 47 и т. д. 12 авторов имеют более 30 работ каждый, максимальное число работ у одного автора равно 197. Это значит, что распределение авторов по числу опубликованных работ далеко не равномерно: 5 человек (~ 0,5% всех авторов) написали около 10% всех работ; 10 человек (~ 1% авторов) написали около 16% работ, 20 человек (~ 2% авторов) - 25% работ, 40 человек (~ 4% авторов) - 35% работ, а 103 человека (~ 10% авторов) - чуть более половины всех работ.
Имеющемуся распределению соответствует значение а = 0,49, показывающее, что в данной научной области преобладают активные ученые. Динамика параметра а показывает, что его значение выросло с начала 1990-х годов примерно в 2,5 раза. Наиболее быстрый рост наблюдался в 1990-е годы, затем он замедлился (так, в 2000 г. а = 0,43, в 2005 г. - 0,45).
Изучение тематики публикаций потребовало анализа содержания статей и позволило выявить следующие категории или рубрики в соответствии с центральной темой каждой публикации.
1. Конкретно-историческая проблематика (публикации с акцентом на содержательной проблеме, которая решается с помощью количественных методов и / или информационных технологий).
2. Информационные системы и базы данных (публикации, посвященные опыту создания ИС и БД на материалах исторических источников).
3. Методы и модели (в центре внимания - методические аспекты работы с различными видами информации исторических источников: числовой, текстовой, графической и др.).
4. Информационные технологии и программное обеспечение (проблемы применения информационных технологий и разработки специализированного программного обеспечения в исторических исследованиях).
5. Методология, историография и источниковедение (теоретические и историографические проблемы исторической информатики).
6. Компьютерные сети и информационные ресурсы (публикации, посвященные использованию сетевых технологий в создании и использовании научно-образовательных информационных ресурсов).
7. Технологии ГИС и мультимедиа (в центре внимания - наиболее «продвинутые» технологии, которые начали использоваться в арсенале исторической информатики с конца 1990-х годов).
8. Архивы, музеи и библиотеки (проблемы информатизации архивного, музейного и библиотечного дела, использование ИТ в решении задач сохранения историко-культурного наследия).
9. Информационные технологии в образовании (использование информационных технологий в историческом образовании).
Изменение во времени проблематики публикаций с начала 1990-х годов, когда появились первые статьи по исторической информатике, и до настоящего времени выявило три основных модели динамики, соответствующие различным тематическим «линиям» в историографии. Так, динамика тематических рубрик 1, 7 и 9 характеризуется ростом доли («веса» в общем числе публикаций) таких работ в начале изучаемого периода и снижением в конце этого периода. Противоположная по характеру динамика рубрик 2, 4, 5 и 8 показывает сначала падение, а затем рост доли соответствующих работ. Очевидно, что эта модель динамики демонстрирует усиление междисциплинарности исторической информатики: рубрики 2 и 4 (влияние информационной науки) и рубрики 5 и 8 (влияние исторической науки) показывают в последнее десятилетие синхронный рост.
Наконец, две тематические рубрики, 3 и 6 показывают постоянный рост: это методы анализа, сетевые технологии и информационные ресурсы, соответствующие двум основным компонентам исторической информатики.
Весьма интересные результаты, которые можно визуализировать в виде графов23, отражающих связи между исследователями, входящими в «незримые научные коллективы», можно получить на основе таблиц сопряженности между авторами по количеству совместно написанных работ24. По существу, эти графы показывают отдельные региональные центры и школы исторической информатики. Например, четко выделяется региональная сеть, в которую входят в основном сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН (42 человека). Эта сеть отличается очень высоким процентом работ в соавторстве.
Полная сеть научных связей, включающая всех авторов, которые имеют работы, написанные в соавторстве, достаточно трудна для изучения, поэтому она обычно подвергается трансформации. Трансформация заключается в выявлении всех замкнутых локальных групп (подобных новосибирской) и пошаговом удалении этих групп из исходного графа. В результате выделяются школы, сформировавшиеся в С.-Петербурге (тематика - информационные технологии в образовании), Саранске (исследования в области исторической демографии и экономической истории России XVIII-XIX вв.), научные центры в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и Ижевске, активно работающие с технологиями баз данных и информационных систем при изучении советской политической истории (истории репрессий), пространственного анализа и реконструкции памятников историко-культурного наследия. Еще одна научная школа, в Ижевске (лидер - В.А. Баранов), известна своими исследованиями в области электронного издания древнерусских рукописных памятников в формате полнотекстовых баз данных, таких как разработанная информационно-поисковая система «Манускрипт».
Группа исследователей из Петрозаводского университета разрабатывает методы и алгоритмы работы со средневековыми документами на основе сетевых XML-технологий; по этой тематике группа ведет совместные исследовательские проекты с Даугавпилсским университетом в Латвии. Активно работает в области политической истории России XIX - начала XX в. научный центр в Пермском университете, занимающийся созданием и анализом полнотекстовых информационных систем по таким массовым источникам, как газеты, журналы земских собраний и др.
Трехмерные реконструкции архитектурных памятников и других объектов культурного наследия, использование информационных технологий в музейном деле находятся в центре внимания группы сотрудников Сибирского федерального университета. Группы исследователей из Казахстана и Киргизии ведут многоплановую работу по внедрению методов и технологий истори-
ческой информатики в практику научных исследований в своих республиках.
Выше перечислены не все, но наиболее крупные региональные научные центры, своеобразные «точки роста» исторической информатики. Помимо них, существует значительное число мелких групп (2-5 соавторов), которые опубликовали по 1-2 работы в тематических изданиях и составляют периферию данного научного направления.
После удаления из исходного графа всех замкнутых групп остается ядро - сеть, включающая 207 авторов. В этой сети представлены несколько наиболее крупных центров, и соответственно школ, исторической информатики (барнаульская, московская, минская, тамбовская). Эти группы связаны и между собой, например, устойчивые научные связи существуют между Алтайским и Тамбовским университетами. Тесные связи между ними объясняются сходством их специализации (историческая демография и социальная история) и наличием совместных научных проектов.
Сетевые методы анализа научного направления позволяют также строить так называемые «эго-сети» - сети связей одного автора со своими соавторами, а также связей между соавторами этого автора.
Проведенный наукометрический анализ подтверждает основные закономерности, полученные с помощью традиционного анализа историографии исторической информатики. Анализ динамики числа публикаций позволяет обосновать периодизацию развития научного направления, а изучение распределения тематики публикаций по выявленным периодам показывает специфику каждого периода в аспекте смены приоритетов в содержательной проблематике, методике и технологиях исследований, взаимодействие информационной и аналитической компонент исторической информатики.
Перспективным представляется и изучение научных связей между исследователями, работающими в русле одного направления, с помощью методов и технологий сетевого анализа. Этот подход позволяет изучать формирование как формальных, так и виртуальных научных коллективов: на основе сведений о соавторстве и индексов цитирования можно проследить процесс появления научных центров и школ. Такие коллективы можно представлять графически в виде подгрупп на графах научных сетей, изучать их динамику, концентрацию, центральные фигуры, вокруг которых формируются эти группы. Связывая информацию о группах с тематическими рубриками публикуемых работ, можно выявлять специфику научных интересов, сходство и различия научных течений и школ.
Таким образом, предложенная методика, основанная на сочетании традиционных и наукометрических методов исследования, представляется достаточно перспективной для анализа историографии научного направления.
Примечания
Историческая информатика: Учеб. пособие / Под ред. Л.И. Бородкина, И.М. Гарсковой. М., 1996. С. 31.
Основными историографическими источниками являются: периодическое издание «Информационный бюллетень АИК» (выходит с 1991 г.), серия сборников «Круг идей» (выходит с 1994 г.), а также ряд журналов и сборников статей, в том числе издающихся при участии Ассоциации «История и компьютер» в Алтайском госуниверситете и в СО РАН (Новосибирск).
Ковальченко И.Д., Тишков В.А. Итоги и перспективы применения количественных методов в советской и американской историографии // Количественные методы в советской и американской историографии. М.: Наука, 1983. С. 5-22; Бородкин Л.И. И.Д. Ковальченко и отечественная школа квантитативной истории // Материалы научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М.: МГУ, 1997. С. 74-87; Он же. Квантитативная история в системе координат модернизма и постмодернизма // Новая и новейшая история. 1998. № 5. С. 3-16; Круглый стол «Методологические проблемы исторической информатики и квантитативной истории» // Новая и новейшая история. 1997. № 3. С. 87-106; № 5. С. 80-106; Гарскова И.М. Историческая информатика и квантитативная история: преемственность и взаимодействие // Анализ и моделирование социально-исторических процессов. М.: КомКнига, 2006. С. 49-74; Хвостова К.В. Математические методы в исторических исследованиях и современная эпистемология истории // Новая и новейшая история, 2007. № 3. С. 66-78; Она же. Проблемы соотношения исторического и естественно-научного знаний // Новая и новейшая история. 2009. № 1. С. 94-108.
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. Гарскова И.М. Некоторые тенденции и проблемы технологии баз данных в исторических исследованиях // Круг идей: развитие исторической информатики. Труды II конференции Ассоциации «История и компьютер». М., 1995. С. 9-23; Она же. Современный опыт создания банков информации в историко-социальных науках // Россия и США на рубеже XIX-XX столетий (Математические методы в исторических исследованиях). М.: Наука, 1992. С. 364-393.
Об этом см., напр.: Бородкин Л.И. Историческая информатика: этапы развития // Новая и новейшая история, 1997. № 1. С. 3-21; Он же. Квантитативная история на пороге XXI века: фазовый переход? // Информационный бюллетень
2
3
6
Ассоциации «История и компьютер». 2000. № 26. С. 4-7; Гарскова И.М. Историческая информатика и квантитативная история. С. 49-50.
См.: Бородкин Л.И. Квантитативная история на пороге XXI века; Гарскова И.М. Ex libris АИК (1992-1999 гг.) // Информационный бюллетень АИК. 2000. № 25. С. 19-71; Она же. Библиография АИК (1999-2005 гг.) // Информационный бюллетень АИК. 2006. № 33. С. 163-294; Она же. Библиографический анализ развития исторической информатики в начале XXI века // Информационный бюллетень АИК. 2006. № 34. С. 111-112; Гарскова И.М., Иванов С.А. Библиографический анализ исторической информатики как научного направления // Информационный бюллетень АИК. 2002. № 30. С. 254-256; Юмашева Ю.Ю. Историческая информатика в зеркале периодического издания // Отечественная история. 2001. № 1. С. 117-121; Она же. Круг идей: новые издания по исторической информатике // Вопросы истории. 1999. № 9. С. 149-156.
См., напр.: Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. Новые тенденции развития исторической информатики // Новая и новейшая история. 2003. С. 115-128.
Подробный анализ использования ГИС в исторических исследованиях дан в работе: Владимиров В.Н. Историческая геоинформатика: геоинформационные системы в исторических исследованиях. Барнаул: АлтГУ, 2005. 192 с. Гарскова И.М. Некоторые источниковедческие проблемы создания тематических электронных ресурсов // Проблемы методологии и источниковедения. Материалы III научных чтений памяти академика И.Д. Ковальченко. М.: МГУ, 2006. С. 280-290.
Особую роль здесь сыграла книга ведущих голландских специалистов в области исторической информатики: Boonstra O., Breure L., Doorn P. Past, Present and Future of Historical Information Science. Amsterdam: NIWI-KNAW, 2004. 130 p. Бородкин Л.И. Историческая информатика начала XXI века, или историки на пути в информационное общество // Технотронные архивы в современном обществе: наука, образование, наследие. М., 2004. С. 90-97.
В этой сфере очень важно учитывать специфику исторических ресурсов, в частности решать источниковедческие и археографические проблемы электронных публикаций исторических документов. См.: Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. Указ соч. С. 123; Боброва Е.В. Анализ археографического уровня подготовки документальных публикаций в российском сегменте Интернет // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2002. № 30. С. 80-83; Бородкин Л.И. Историко-ориентированные тематические сайты: источниковедческие аспекты разработки контента // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2006. № 34. С. 147-150.
Бородкин Л.И. Историческая информатика в точке бифуркации: движение к Historical Information Science // Круг идей: алгоритмы и технологии исторической информатики. М.; Барнаул, 2005. С. 8.
7
8
9
10
11
12
13
14
См.: Бородкин Л.И. Приоритеты современной исторической информатики: технологии е^жжв // Круг идей: междисциплинарные подходы в исторической информатике. М.: МГУ, 2008. С. 5-15.
Владимиров В.Н., Гарскова И.М. IX конференция АИК - точка бифуркации? // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2006. № 33. С. 5-9.
Налимов В.В., Мульченко З.М. Наукометрия. Изучение науки как информационного процесса. М.: Наука, 1969. 192 с.
Иванов С.А. Исторические аспекты анализа полных библиографий научных документов // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». 2001. № 28. С. 193-197.
Иванов С.А. Стохастические фракталы в информатике. М., 2003. 192 с. Гарскова И.М. Ех НЬпз АИК. С. 20; Она же. Библиография ИАК. С. 163-164. Подробная библиография работ, связанных с первым этапом применения баз данных в исторических исследованиях, дана в монографии: Гарскова И.М. Базы и банки данных в исторических исследованиях. Геттинген, 1994. 216 с. См.: Евстигнеев В.А. Наукометрические исследования в информатике // Новосибирская школа программирования. Перекличка времен. Новосибирск, 2004. С. 203-215. «Незримым авторским коллективом» автор называет группу ученых, связанную отношением «быть соавтором». Такая группа может быть представлена с помощью графа, вершинами которого являются авторы, а ребра, соединяющие эти вершины, представляют количество работ, написанных в соавторстве (Там же. С. 211-212).
При построении графов использовалась программа NetDraw, позволяющая визуализировать связи, представленные в виде таблиц, задающих количество работ, написанных в соавторстве, или количество ссылок одних авторов на работы других (включая и собственные работы).
Аналогичные графы строятся по таблицам сопряженности, содержащим сведения о количестве ссылок друг на друга для каждой пары авторов.
15
16
17
18
22
23
24