Н.В. Ростиславлева
ИСТОРИОГРАФИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ НАСЛЕДИЯ В. фон ГУМБОЛЬДТА
В статье рассматриваются основные линии осмысления творчества и деятельности немецкого либерального мыслителя, дипломата, государственного деятеля, создателя Берлинского университета Вильгельма фон Гумбольдта. Автор предлагает проблемную систематизацию историографического отражения наследия Гумбольдта. Главное внимание уделяется особенностям освещения в исторической, историко-правовой и историко-педагогической литературе политико-правовых идей великого немецкого мыслителя и его образовательной концепции. В качестве отдельной темы рассматривается восприятие наследия мыслителя в период Третьего рейха.
Ключевые слова: рефлексия политико-правовых идей, рецепция образовательной концепции В. фон Гумбольдта.
Вильгельм фон Гумбольдт (1767-1835) - реформатор системы образования и создатель Берлинского университета, либеральный мыслитель, государственный деятель Пруссии, дипломат, основоположник теоретического языкознания, в рамках которого язык выступал как выражение индивидуального миросозерцания народа, - разными гранями своего творчества присутствует в научной жизни современной России. В последние годы его труды в России переиздавались, были опубликованы русские переводы работ мыслителя1. Наиболее полная коллекция изданий работ о Вильгельме фон Гумбольдте представлена в Государственной библиотеке Берлина2. В последние годы было опубликовано много литературы о В. фон Гумбольдте, это объясняется как рецепцией его творчества в связи с Болонской реформой, так и с надвигающимся празднова-
© Ростиславлева Н.В., 2009
нием 200-летнего юбилея со дня создания Гумбольдтом Берлинского университета (июнь 2010 г). Обращает на себя внимание отсутствие монографий о В. фон Гумбольдте на русском языке, тогда как издания на английском, французском, чешском, польском, испанском и других языках в каталоге представлены.
Между тем именно в последние годы в России появились статьи о В. фон Гумбольдте как создателе немецкого классического университета3. Востребованность этой фигуры в современной России объясняется ситуацией глобального реформирования системы образования в связи с реализацией принципов Болонского процесса. Создание В. фон Гумбольдтом Берлинского университета -безусловно, выдающееся событие его карьеры, но творчество великого мыслителя является очень многогранным, что побуждает нас в проблемном ключе определить основные направления историографической рецепции его наследия.
Перед нами стоит очень непростая задача, так как историографическая картина, по образному выражению великого немецкого историка первой половины XX в. Ф. Мейнеке, напоминает сфинкса. Вполне корректно выделить условно два больших направления осмысления фигуры В. фон Гумбольдта - это биографические сочинения и проблемно-ориентированная рефлексия. В рамках последней можно выделить три основные линии: Гумбольдт - государственный деятель и его представления о государстве; создание Гумбольдтом немецкого классического университета и особенности образовательной концепции мыслителя; его вклад в развитие философии языка4. В годы Третьего рейха восприятие его наследия носило специфический характер, что заставляет нас нарушить проблемную систематизацию и выделить это явление в качестве отдельной темы.
Одними из ранних вариантов осмысления творчества В. фон Гумбольдта стали развернутые биографии мыслителя. Самое первое произведение биографического жанра «Вильгельм фон Гумбольдт. Описание его жизни и характеристика», опубликованное в 1856 г., принадлежит перу Р. Гайма5. Автор попытался дать полную картину всего творчества мыслителя, показать всю его разнообразную деятельность и вписать это в контекст эпохи. Безусловно, импульсом к созданию этой работы стало появление в 1841-1852 гг. полного собрания сочинений В. фон Гумбольдта, что позволило Гайму в полной мере использовать все его произведения и переписку, кроме того он активно обращался к «Воспоминаниям о Вильгельме фон Гумбольдте», опубликованным Г. Шлезиром6. Наибольшее внимание автор уделил проектам Гумбольдта в сфере будущего государственного строя, способного гарантировать индивидуальную свободу. Такой
подход можно объяснить общей повышенной политической ангажированностью того времени, когда Германия стояла на пороге своего объединения. Причем Гайм многие, даже ранние, политические произведения мыслителя трактует не в контексте антропологических идей, а в рамках его государственных замыслов и разочарованности прусской действительностью. Так, он объяснял создание Гумбольдтом работы «О пределах государственной деятельности» тем, что тот «видел вблизи и возненавидел всю тяжесть назойливого прусского правления посредством указов, так же как и всю сложную машину прусской бюрократии. Он считал своим долгом предостеречь будущего регента архиепископа7 против зла слишком усердного правления и нарисовать перед ним картину государства, удовлетворяющегося самым тесным пределам деятельности. Поэтому вся его система при первом же знакомстве представляется практически обоснованной, имеющей в виду практические результаты, ибо для изображения противоположной системы служили, очевидно, порядки прусского государства»8. С другой стороны, он отмечал также и теоретический характер сочинения Гумбольдта9. Касаясь последующих проектов В. фон Гумбольдта в сфере управления, Гайм подчеркивал ведущую роль преобразований в провинциях10, обращая таким образом наше внимание на либеральную составляющую его идей. Конечно, должное внимание было уделено и созданию нового университета, проект которого Гайм оценил как «точное выражение общих идеалистических воззрений Гумбольдта», а образование, по мнению автора, «служило эпиграфом всей предшествующей его жизни: видеть в Пруссии государство образованности стало эпиграфом его новой деятельности», и отмечал гуманистический характер образовательной концепции мыслителя11. Но несмотря на обстоятельный анализ различных сфер жизни Гумбольдта, работа Гайма выдержана прежде всего в биографическом ракурсе и несет на себе отпечаток идеалистической высокопарности того времени.
Подробную биографию В. фон Гумбольдта можно также обнаружить в издании 1870 г. «Трактаты об истории и политике Вильгельма фон Гумбольдта»12, предисловие к которому написал Л. Фёрстер. Сама подборка документов, а также их анализ в контексте жизни и деятельности Гумбольдта свидетельствуют о приоритете политико-философского подхода автора к творчеству мыслителя. Л. Фёрстер, автор биографического очерка, обращал внимание на идеи гуманности, интерес Гумбольдта к классической древности и его уравновешенный идеализм13.
В начале XX в. появились биографии, в которых рассматривались все вехи жизни Гумбольдта в несколько «облегченном», свободном от глубокого анализа его наследия стиле. Например, книга
О. Харнака «Вильгельм фон Гумбольдт» является описательной, не очень большой по объему. Научный аппарат в ней отсутствует. Наибольшее внимание автор уделил созданию образа своего героя. Харнак так писал об отставке Гумбольдта: «Вздохом глубокого облегчения и освобождения приветствовал Гумбольдт свой уход из политической жизни, и мы можем с ним это решение только разделить»14. Высокопарность стиля этой книги является альтернативой научности, но, как уже отмечалось, у данного издания была другая цель. После 1900 г. наблюдался своеобразный ренессанс в отношении фигуры Гумбольдта, это можно объяснить вызовом субъективности в философии Германии, проникновением в историю этических оценок, но и, разумеется, приближением 100-летнего юбилея основания им Берлинского университета. Именно в то время создавался образ В. фон Гумбольдта, который мог быть сопоставлен с великим Периклом15.
Биографические данные в работах, опубликованных в период Третьего рейха, конечно присутствуют, но, как уже упоминалось, тема «Наследие В. фон Гумбольдта в 1933-1945 гг.» - это отдельное направление историографической рефлексии его творчества, о чем речь пойдет позднее.
Во второй половине XX в. биографическая рецепция Гумбольдта практически уступила место его восприятию в рамках определенной проблемы. Но в 1970 г. была опубликована написанная в биографическом жанре книга П. Берглара «Вильгельм фон Гумбольдт»16, которая выдержала уже семь изданий. Эта популярная работа, содержащая богатый иллюстративный материл, яркие характеристики родственников, друзей, коллег Гумбольдта, является вполне научной, поскольку снабжена не только ссылками, но и развернутой библиографией, указателем имен, хронологией жизни Вильгельма фон Гумбольдта и высказываниями о нем выдающихся представителей интеллектуальной элиты Германии. Самым важным периодом жизни Гумбольта автор назвал период с 1815 по 1820 г., когда тот активно занимался политической деятельностью17, а главу, посвященную последним годам жизни, автор назвал «Вечер в Тегеле». Хотя занятия Гумбольдта философией языка нашли в ней место и автор признавал: «Гумбольдт совершил то же самое для изучения языка, что Савиньи для правоведения, а Ранке для исторической науки»18, но гораздо больше внимания на страницах этой главы было уделено его частной жизни: распорядку дня, отношениям с женой, детьми и т. п., душевным переживаниям после ухода из жизни супруги, а также великого друга Гумбольдта - Гете. Представляется, что данная книга - одна из самых удачных и компактных биографий великого мыслителя.
В годы Третьего рейха в 1935 г. отмечалось 100-летие со дня кончины В. фон Гумбольдта. В преддверии этой даты появились работы, где фигуру В. фон Гумбольдта попытались вписать в контекст расовой теории19. В брошюрке К. Штауде «Голос крови» объемом всего в восемь страниц прославление расовой теории происходило на конкретных примерах. В ней доказывалось, что братья Гумбольдты и Герман Геринг происходили от общего предка, Иохана Шведера, проживавшего на рубеже ХУ-ХУ1 вв., и делался вывод, что гениальные люди появляются не вдруг20. В книге В. Грау В. фон Гумбольдт, имевший среди друзей немало евреев, был охарактеризован как представитель классического либерализма, а трагедию этого феномена автор объяснял его «симбиозом с еврейством». Грау утверждал, что либерализм «забыл, что образование народов связано с кровью, душой, историей и что абстрактный человек не имеет ни народности ни религиозности»21.
Но в 1937 г. была опубликована очень серьезная биографическая работа о Гумбольдте Пауля Бисвангера, которая актуализировала психологическое понимание личности мыслителя22. Подход автора следует признать для того времени довольно смелым и самостоятельным. Он тесно примыкал к классической интерпретации наследия Гумбольдта, которая на первое место ставила идеально-возвышенные устремления его творчества23. Бисвангер, однако, не считал Гумбольдта абстрактным, чуждым действительности мечтателем, а видел в нем и умелого реалиста. Гумбольдту, по его мнению, были прежде всего присущи антропологические устремления: он полагал, что человек способен благодаря образованию открывать и развивать свои жизненные силы. Бисвангер видел в нем человека, который воспринимал явление в его целостности, устанавливал связующие линии исторических событий, выяснял их происхождение и поэтому по праву принадлежал одновременно как теоретическому, так и практическо-политическому пространству. Работа Бисвангера не характерна для периода Третьего рейха и является серьезным исследованием.
В конце 30-х гг. XX в. вышел ряд сочинений, приуроченных к 100-летию со дня смерти Гумбольдта. В книге И. Рантцау «Вильгельм фон Гумбольдт. Путь его духовного развития»24 была поставлена задача показать наиболее значимые черты личности Гумбольдта, которые автор видел прежде всего в преодолении рационализма и новом понимании ценности человека в соответствии с духовными потоками времени, определяемыми Гердером и Шиллером. Особо Рантцау подчеркивал роль последнего, поскольку именно он сфокусировал взгляд на прошлое как на преддверие настоящего. В работе подчеркивалась роль Гумбольдта в нацио-
нальном воспитании, а то, что тот требовал свободы от государства, автор объяснял его неприятием абсолютистского режима. Сочинение Гумбольдта «О пределах государственной деятельности» Рант-цау назвал чуждой его творчеству, а заслуги мыслителя в развитии философии языка он рассматривал в сопоставлении с трудом А. Го-бино «О неравенстве человеческих рас»25, отдавая таким образом дань пропагандистскому дискурсу эпохи Третьего рейха. В работе К. Грубе «Философия образования Вильгельма фон Гумбольдта» речь шла о том, что ее необходимо интерпретировать по-новому, поскольку идеи Гумбольдта о самоопределении и саморазвитии личности необходимо вырвать из рамок позднего XIX в. и связать с немецкой сущностью26.
Самая распространенная интерпретация творчества В. фон Гумбольдта в период нацизма - это так называемая «народно-политическая» («^ое1^Л-роНШЛ»). Именно в этом ключе написано большинство работ о Гумбольдте, и именно этот дискурс в той или иной форме присутствовал практически во всех трудах о нем, изданных в эпоху Третьего рейха. В основном такие работы невелики по объему, в них подчеркивается роль политики и государства в условиях национал-социализма, культурные достижения немецкого народа и заслуги В. фон Гумбольдта в формировании нового национал-политического облика человека27. О. Фосслер уточнял, что в процессе становления единого немецкого государства большую роль сыграли не только государство и политика, но и духовные интенции. Среди героев немецкого духа наряду с Винкельманом, Лессингом, Кантом, Гердером, Шиллером, Гете, Фихте был, по его мнению, и В. фон Гумбольдт. Одно из ранних его сочинений «О пределах государственной деятельности» он интерпретировал довольно своеобразно, подчеркивая, что эта тема выросла из германских и христианских представлений и в значительной степени стала ответом на Французскую революцию 1789 г. В представлении Фосслера В. фон Гумбольдт предложил свой путь: он исходил не из концепции прав человека, а из необходимости образования человека, поэтому провозглашенный им принцип свободы - это не самоцель, а всего лишь предпосылка для роста сил к самостоятельной деятельности28. В создании Берлинского университета автор также видел прежде всего истинно «немецкое дело», а конституционный проект Гумбольдта, представленный Венскому конгрессу, демонстрировал опыт применения философии языка мыслителя, так как в ее рамках происходило объединение индивидуума и государства и на этой основе шло формирование политической нации29.
С конца XIX в., после того как были опубликованы все важнейшие политические сочинения мыслителя, начинается рецепция
государственных идей Гумбольдта и его деятельности в сфере политики. Это стало ведущей темой изданных в 90-е гг. XIX в. работ Б. Гебхардта30, в которых подробно рассматривается участие В. фон Гумбольдта в решении конституционного вопроса в Пруссии, а также участие в продвижении проекта единой Германии на Венском конгрессе31. Автор во многом опирается на идеалистические подходы в изучении политического наследия В. фон Гумбольдта. Подобные подходы и приоритеты можно обнаружить в книге П. Ленела «Вильгельм фон Гумбольдт и становление прусской кон-ституции»32.
В годы Веймарской республики государственно-правовые взгляды В. фон Гумбольдта вызывали немалый интерес и были представлены в довольно любопытных интерпретациях. Например, З. Кэлер, коллега Ф. Мейнеке, в фундаментальной монографии «Вильгельм фон Гумбольдт и государство»33 связывал развитие характера Гумбольта с эротическим началом. Необходимо отметить, что исследователи после Первой мировой войны стали реалистичнее и натуралистичнее. Это связано как с осознанием противоречий со своими предшественниками-идеалистами, так и не в последнюю очередь с влиянием теории психоанализа З. Фрейда. Кэлер рассматривал фигуру Гумбольдта сквозь призму эротических образов из романов и сновидений. Эти образы занимали Гумбольдта еще в раннем детстве, поэтому, как полагал автор, являются неизменной величиной в становлении его характера. Эти образы, по мнению Кэлера, играли роль своего рода «моста» к реальной жизни. Привлекаемый ими, он покидал абстрактный мир книг. Переживания, связанные с государством, очень мало занимали молодого Гумбольдта, а гораздо больше - переживания, связанные с женщиной вообще и ее миром. Автор показал, что Гумбольдт пользовался образами из эротической сферы в качестве примеров, позволяющих сделать наглядными отвлеченные размышления. Например, самую первую работу Гумбольдта «Идеи конституционного государственного устройства в связи с новой французской конституцией (из письма к другу, август 1791 г.)» Кэлер оценивал «как гимн высшему человеческому идеалу, объединявшему различные естественные формы»34.
После Второй мировой войны представления Гумбольдта о государстве стали также предметом изучения юристов. В диссертации Г. Эверса «Идеи Вильгельма фон Гумбольдта о государстве и праве»35 рассматривается эволюция его политических представлений. По мнению автора, у молодого Гумбольдта они тесно связаны с его образовательной концепцией и сфокусированы на идее свободы, тогда как Гумбольдт - государственный деятель - уже исходил из убеждения, что человек и государство как бы наставляют друг
друга, а свобода охватывает и сферу политического действия. В качестве заслуг Гумбольдта Эверс указал на разработку им принципа свободы печати как неотъемлемого права личности, а также на оригинальность его политической концепции36. В диссертации тщательно проанализированы все политические произведения Гумбольдта, но актуализировано прежде всего моральное и культурное понимание государства и права.
А. Ибинг вписывал представления В. фон Гумбольдта о государстве только в контекст его служения образованию и рассматривал политические идеи мыслителя в рамках их развития создателем вальдорфской педагогики Рудольфом Штайнером37.
В середине 1980-х гг. в связи с 150-летием со дня смерти Гумбольдта последовала новая волна публикаций о его политических идеях. В ФРГ был опубликован юбилейный сборник с докладами В. Кноппа «Вильгельм фон Гумбольдт - государственный деятель Пруссии» и Х. Шульце «Гумбольдт или парадокс свободы»38.
Вернер Кнопп обратил внимание на проявление патриотического начала в период его нахождения на государственной службе39. Хаген Шульце разглядел в причинах постигшей Гумбольдта неудачи в политике парадигмальные черты. Он писал: «...опыт нашей истории нас убеждает, что политика, исходящая из одной только идеи, ведет к катастрофе». Тогда как Гумбольдт, который не абсолютизировал разум, стоит «у истоков современной просвещенной Европы, где индивидуальная свобода, как и свобода наций, является предвосхищением нового столетия.»40.
Диссертация Н. Кордини «Вильгельм фон Гумбольдт -министр-резидент Пруссии в Ватикане» заслуживает внимание главным образом тем, что в ней впервые опубликованы документы из архива Ватикана. Автор отдает себе отчет, что этот период в жизни Гумбольдта был не особенно важным, но именно тогда последний смог обрести опыт для будущей дипломатической и государственной деятельности41.
Самый насыщенный блок работ, реципирующих наследие В. фон Гумбольдта, - это сочинения, посвященные его образовательной концепции, но большинство из них написаны в жанре истории педагогики и не слишком связаны с историческим контекстом.
Данная линия осмысления творчества Гумбольдта началась позже других: только в начале XX в., которое называют эпохой ренессанса В. фон Гумбольдта42, связанной с празднованием 100-летнего юбилея основания Берлинского университета, появились работы Э. Шпрангера43, рассматривающие творчество Гумбольдта с точки зрения неогуманизма. В своих работах автор большое внимание уделял анализу учебных планов гимназий и делал вывод о
приоритете для Гумбольдта классического образования и прежде всего изучения греческого языка и сочинений греческих классиков44. Шпрангер трактовал идею гуманности как момент связи между индивидуальным и всеобщим, что, по его мнению, и открывало путь к формированию личности45.
Определенный интерес вызывала рецепция образовательной концепции мыслителя и в годы Веймарской республики46, подчеркивались такие ее принципы, как индивидуальность (Individualität), всеобщность (Totalität) и гармоничное формирование человека. Однако работ в области изучения государственно-правовых идей Гумбольдта и его философии языка было опубликовано в тот период больше, лидирующие позиции занимало переиздание трудов и переводов самого Гумбольдта.
В 60-е гг. XX в., когда праздновался 200-летний юбилей ученого, в ФРГ представления Гумбольдта об образовании изучались в контексте развития человека, подчеркивались такие гумбольдтовские идеи, как индивидуальная свобода и многообразие ситуаций47.
В Великобритании интерес вызвала трактовка образования как линии самосовершенствования, и в книге У. Брафорда делался акцент на восприятие Гумбольдтом немецких духовных традиций в становлении идей самосовершенствования личности48.
В работах 1980-х гг. прослеживается идеологическое противостояние ГДР и ФРГ49, обнаруживаются современные тенденции рецепции деятельности Гумбольдта в сфере образования, обусловленные Болонским процессом50, а также представлено понимание образования в связи с необходимостью существования особых образовательных учреждений, каким и стал университет Гумбольдта51.
В. Срок критикует возможность использования образовательных идей Гумбольдта в ГДР Методологически он основывается на высказывании Каволя, утверждавшего, что гумбольдтовская концепция косвенно причастна к установлению национал-социализ-ма52, и с этих позиций Срок критикует изучение истории педагогики в ГДР. Но наиболее созвучной ситуации в современном образовании является работа Розенфельда, где поставлен вопрос о востребованности образовательной концепции Гумбольдта в условиях индустриального общества. Автор оценивает его позицию как «аристократическую», поскольку тот отстаивал приоритет гуманитарного образования. Тогда как Пруссия была обязана экономическим подъемом своей технике и тому факту, что люди, занимавшие ведущие позиции в обществе, получали техническое и естественно-научное образование. Одновременно автор понимает, что не совсем верно характеризовать Гумбольдта как элитарного привилегированного одиночку, поскольку тот настаивал на доступности элитарного университета
для всех слоев53. Проблемы соотношения образования и конкретной деятельности, связь образования с экономическим типом общества, соотношение гуманитарного и технического образования являются сейчас, в условиях перехода к Болонской системе организации и содержания образования, наиболее дискутируемыми вопросами54. Самый «больной вопрос» - невозможность сохранить в условиях Болонской системы главный принцип университета Гумбольдта -единство преподавания и исследования55.
Примечания
1 Гумбольдт В. фон. Избр. тр. по языкознанию. Пер. с нем. / Под ред. Г.В. Рамиш-вили. М., 1984; Он же. Язык и философия культуры: Пер. с нем. / Под ред.
A.В. Гулыги и Г.В. Рамишвили. М., 1985; Он же. Идеи конституционного государственного устройства в связи с новой французской конституцией // О свободе: Антология западноевроп. классич. либеральной мысли. М., 1995. С. 184-189; Он же. Об учреждении земельных сословных конституций в прусских государствах // Там же. С. 190-199; Он же. О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине // Журнальный зал в РЖ. [Б. м., 2001]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2002/22/gumb.html, (Опубл.: Неприкосновенный запас. 2002. № 2 (22)); Он же. О пределах государственной деятельности. М., 2003.
2 URL: www.stabikat.de.
3 Дуда Г. Идеи В. фон Гумбольдта и высшее образование в конце XX в. // Современные стратегии культурологических исследований. М., 2000. С. 59-67; Шнедельбах Г. Университет Гумбольдта // Логос. 2002. № 5-6 (35); Андреев А.Ю. Гумбольдтовская модель классического немецкого университета // Новая и новейшая история. 2003. № 3; Александров Д. Места знания: институциональные перемены в рос. производстве гуманитар. наук // Новое лит. обозрение. 2006. № 77; Ростиславлева Н.В. Образовательная концепция
B. фон Гумбольдта: взгляд из XXI века // Cogito. Ростов н/Д, 2006.
4 Работы, посвященные рефлексии деятельности В. фон Гумбольдта как ученого-лингвиста, нами не рассматриваются, так как это предметное поле филологов, философов, лингвистов. Осталась за рамками данной статьи и рефлексия его эстетических и исторических представлений, поскольку на эту тему написано немного, да и сочинений самого Гумбольдта на данную тему также немного.
5 Haym R. Wilhelm von Humboldt: Lebensbild und Charakteristik. Berlin, 1856. В 1898 г. эта работа была опубликована в издательстве Солдатенкова, которое было своебразным лидером по переводу и публикации работ, связанных с либеральными политическими и историческими идеями Германии XIX в. (Гайм Р. Вильгельм фон Гумбольдт: Описание его жизни и характеристика. М., 1898. В этом издании впервые на русском языке была опубликована работа
7
10
В. фон Гумбольдта «О пределах государственной деятельности»). 6 Schlesier G. Erinnerungen an Wilhelm von Humboldt. Stuttgart, 1843. Речь идет о будущем регенте архиепископа Майнца.
8 Гайм Р. Указ. соч. С. 39.
9 Там же. С. 40. Там же. С. 342-343.
11 Там же. С. 228-229.
12 Abhandlungen über Geschichte und Politik von Wilhelm von Humboldt. Berlin, 1870.
13 Ibid. S. VII-VIII.
14 Harnack O. Wilhelm von Humboldt. Berlin, 1913. Bd. 62: Der BiographienSammlung Geisteshelden. S. 200.
15 Richter W. Bildung als Wirklichkeit und als Idée bei Wilhelm von Humboldt. Berlin, 1968.
16 Berglar P. Wilhem von Humboldt. Hamburg, 1996.
17 Ibid. S. 119.
18 Ibid. S. 133.
19 Staude C. Die Stimme des Blutes. Stettin, 1934; Grau W. Wilhelm von Humboldt und das Problem des Juden. Hamburg, 1935.
20 Staude C. Op. cit. S. 7.
21 Grau W. Op. cit. S. 96.
22 Biswanger P. Wilhelm von Humboldt. Leipzig, 1937.
23 Ibid. S. 16-17.
24 Rantzau J.A. von. Wilhelm von Humboldt: Der Weg seiner geistigen Entwicklung. München, 1939.
25 Ibid. S. 110-111.
26 Grube K. Wilhelm von Humboldts Bildungsphilosophie: Versuch einer Interpretation. Halle, 1935.
27 Herkendell H.-J. Die Persönlichkeitsidee Wilhelm von Humboldts und das völkischpolitische Menschenbild. Würzburg, 1938; Vossler O. Humboldt und die deutsche Nation. Leipzig, 1941.
28 Vossler O. Op. cit. S. 11-12.
29 Ibid. S. 23, 29.
30 Gebhardt B. Wilhelm von Humboldt als Gesandter in Wien, 1810-1813 // Deutsche Zeitschrift für Geschichtswissenschaft. 12 (1894/1895). S. 77-152; Idem. Wilhelm von Humboldt als Staatsmann. Stuttgart, 1896-1899. 2 Bd.; Idem. Wilhelm von Humboldts Ausscheiden aus dem Ministerium um 1810 // Historische Zeitschrift. 1895. 74. S. 44-68.
31 GebhardtB. Wilhelm von Humboldt als Staatsmann... S. 113-164; 306-332.
32 Lenel P. Wilhelm von Humboldt und die Anfänge der preussischen Verfassung. Heidelberg, 1913.
33 Kaehler S. Wilhelm von Humboldt und der Staat. Oldenburg, 1927.
34 Ibid. S. 67.
35 Evers G. Wilhelm von Humboldts Ideen zu Staat und Recht: Inaugural Dissertation zur Erlangung der Doktorwürde. Köln, 1964.
36 Ibid. S. 121-132, 165-167.
37 Ibing A. Neuorientierung des Staatsbewusstseines: Die Staatsauffassung Wilhelm von Humboldts und die Erweiterung ihrer Anregungen durch Rudolf Steiner. Berlin, 1979.
38 Knopp W. Wilhelm von Humboldt - Ein Staatsman in Preussen // Wilhelm von Humboldt. Vortragszyklus zum 150. Todestag. Berlin; New York, 1986. S. 35-54; Schulze H. Humboldt oder das Paradox der Freiheit // Ibid. S. 144-168.
39 Knopp W. Op. cit. S. 46.
40 Schulze H. Op. cit. S. 167.
41 Corradini N. Wilhelm von Humboldt als Preussischer Ministerresident beim Vatikan und seine unveröffentlichte Korrespondenz mit dem Kardinalstaatssekretär nach den Akten des Geheimen Vatikanarchivs. Köln, 2002. 2 Bde.
42 Richter W. Bildung als Wirklichheit und als Idee Wilhelm von Humboldts. Berlin,
1968. S. 5.
43 Spranger E. Wilhelm von Humboldt und die Humanitätsidee. Berlin, 1909; Idem. Wilhelm von Humboldt und die Reform des Bildungswesens. Berlin, 1911.
44 Ibid. S. 250.
45 Spranger E. Wilhelm von Humboldt und die Humanitätsidee. S. 492.
46 Gloege G. Wilhelm von Humboldt und die Reformversuche der preussischen Unterrichtsverwaltung. Bielefeld, 1921; Burger H. Wilhelm von Humboldts Bedeutung für das Universitaets und Hoehre Schulwesen. 1931.
47 Richter W. Op. cit. S. 9.
48 Bruford W.H. The German Tradition of self-cultivation. Bildung from Humboldt to Thomas Mann. London, 1975.
49 Srok W. Bildungskonzeption Wilhelm von Humboldts in der DDR. Ein Beitrag zur Rezeptions-und Wirkungsgeschichte des Neuhumanismus. München, 1984.
50 Rosenfeld H. Wilhelm von Humboldt. Bildung und Technik zur Kritik des Bildungsideals. Frankfurt a/M, 1982.
51 Hübner U. Wilhelm von Humboldt und die Bildungspolitik. München, 1983.
52 Kawohl I. Wilhelm von Humboldt in der Kritik des 20. Jahrhunderts. Düsseldorf,
1969. S. 187-195.
53 Rosenfeld H. Op. cit. Kap. 1.
54 Hoffmann T., Peukert S. Wilhelm von Humboldt und der Bologna-Prozess. Kritische Betrachtungen // Глобализация и идентичность. М., 2008. С. 6-22.
55 См. подроб.: Weingart P. Universitätsreform als Inszenierung von Mythen // Nachhaltige Bildung. Hochschule und Wissenschaft im Zeitalter der Ökonomisierung. Bielefeld, 2005. S. 61-80; Hennigsen B. (Hg.) Humboldt Zukunft: das Projekt Reformuniversität. Berlin, 2007.