УДК 930.85
ИСТОРИОГЕНЕЗ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИИ
Васильцов А.В., Коноплёва Д.В., Ахатов Д.С.'
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация: В данной статье подробно рассматривается история возникновения молодежного туризма, а также, основные черты и аспекты его развития. В настоящее время молодежный туризм с успехом развивается в России, следствием чего является высокий показатель роста спортивного и патриотического воспитания молодого поколения. Туристы приобретают новые знания о жизни, интересах, истории, культуре и быте народа в посещаемых городах, что положительно сказывается на уровне образования молодёжи. Возможность путешествовать приводит человека, независимо от его возраста и социального статуса, к физическому и психическому здоровью, восстанавливает и повышает уровень работоспособности, развивает и усиливает познавательные, интеллектуальные и коммуникативные способности личности. При этом практически не вызывая негативных последствий. Правильная организация туристско-экскурсионной работы способна снять многие молодежные проблемы, с которыми сталкивается общество.
При этом, данный вид туризма способствует появлению новых вакантных мест в гостиничном бизнесе, повышая экономическое развитие страны. Авторами отмечается, что молодые путешественники стремятся к активному отдыху, который насыщен яркими событиями и приключениями, вследствие чего чаще всего молодёжь предпочитает активный молодежный туризм.
Ключевые слова: история молодёжного туризма, путешествие, историогенез туризма,
Россия.
Благодарности: Работа выполнена в соответствии с Программой Правительства Российской Федерации по конкурентному росту Казанского федерального университета.
THE HISTORICAL DEVELOPMENT OF YOUTH TOURISM IN RUSSIA
А. Vasiltsov, D. Konoplyova, D. АкИа1оу
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Abstract: This article discusses in detail the history of the emergence of youth tourism, as well as the main features and aspects of its development. Currently, youth tourism is successfully developing in Russia, resulting in a high growth rate of sports and patriotic education of the young generation. Tourists acquire new knowledge about the life, interests, history, culture and life of the people in the cities visited, which has a positive effect on the level of education of young people. The ability to travel leads a person, regardless of his age and social status, to physical and mental health, restores and improves the level of efficiency, develops and enhances the cognitive, intellectual and communicative abilities of an individual. At the same time almost without causing negative consequences. Proper organization of tourist and excursion work can remove many youth problems that society faces.
At the same time, this type of tourism contributes to the emergence of new vacancies in the hotel business, increasing the economic development of the country. The authors note that young travelers seek active recreation, which is full of vivid events and adventures, as a result of which young people most often prefer active youth tourism.
Keywords: history of youth tourism, travel, history of tourism, Russia.
Acknowledgements: The work is performed according to the Russian Government Program of Competitive Growth of Kazan Federal University.
Введение
Молодёжный туризм в XXI веке играет важную роль в развитии туристической сферы. На зарождение данного вида туризма повлияли такие факторы, как урбанизация, ограниченные возможности для полноценного развития и реализации своего потенциала, гиподинамия и другие стрессовые ситуации. В связи с этим к организации туристского обслуживания молодежи нужен особый подход. Спорт, активное времяпровождение, возможность усовершенствовать багаж знаний по истории, географии, экономике и по другим актуальным в наше время наукам - это всё относится к молодежному туризму. Одной из отличительных черт молодежного туризма можно считать - путешествие большими шумными компаниями, которых объединяет желание познать окружающий нас мир с позиции свежего взгляда на обыденные для старшего поколения вещи.
В связи со стремительным ростом молодежного туризма, возникает необходимость изучения истории возникновения данной отрасли туризма. Популярность данного вида туризма связана с существованием концепции о том, что молодые люди до 25 лет должны «увидеть мир». Большую популярность среди этой возрастной группы приобрели молодежные туры образовательного характера. Как правило, молодые люди до 26 лет могут себе позволить одно или два подобных путешествия в рамках получения высшего образования. Стабильная экономическая ситуация в странах Европы позволила молодежи чаще совершать туристические поездки с целью получения образования.
В Российской Федерации действует федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в котором сказано: «туризм социальный - туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов (в том числе средств, выделяемых в рамках государственной социальной помощи), а также средств работодателей». То есть, это такой вид туризма, на который расходуются средства из финансовых источников, которые предназначены на удовлетворение социальных нужд. Во многих странах социальный туризм является приоритетным направлением туризма. В Российской Федерации же данный тип туризма получил третью степень приоритета после въездного и внутреннего туризма. Одной из главных целей социального туризма - создание условий для незащищенных слоев населения. В том числе студентов и молодежи.
В настоящее время молодежь, отправляясь в разнообразные туристические поездки, преследует еще одну цель, а именно, стремится к неплохой языковой практике. Молодежи свойственно стремление проводить свой досуг ярко и неординарно. Поэтому многие студенты стараются выбирать варианты
185
развлекательного туризма, который предполагает посещение ночных дискотек, концертов, аттракционов.
Ещё одной разновидностью молодежного туризма является спортивный туризм, который выражается в физической активности, здоровом образе жизни, пропагандирует уважение к старшему поколению. Именно эти факторы необходимы для нашего современного общества. Одним из вариантов спортивного туризма считается отдых в горах. Этот вид отдыха популярен среди молодежи, так как действие проходит на свежем воздухе, что благоприятно сказывается на здоровье. Помимо этого, предусматриваются велосипедные, конные, водные мероприятия. Данные виды спорта помогают лучше развить свое тело, выносливость и укрепить дух. Каждый молодой человек сможет найти себе увлечение по интересам, поучаствовать в различных спортивных соревнованиях и узнать много нового в процессе участия.
Также, молодежный туризм может различаться по степени нагрузки. Исходя из этого каждый человек может выбрать себе тот или иной тур, который будет для него наиболее комфортабельным. Путешествие на легке, либо проживание на базах отдыха, а для того, кто любит сложные и насыщенные программы существуют походы с полной экипировкой и ночевка в палатке. Проанализировав молодежный туризм, хотелось бы отметить, что в данном варианте туризма можно найти практически все основные варианты современного туризма. Именно поэтому молодежный туризм набирает обороты. Такой досуг неординарен и ярко выделяется среди основных. Занятия туризмом обладают большим утилитарным эффектом давая практические навыки, знания и умения и высокой конвертируемостью.
Методы
Для детального исследования проблемы применены следующие методы:
Системный метод - определяет необходимость целостного анализа исторических событий и явлений в совокупности единичного, особенного и общего, многообразие компонентов исторического процесса.
Метод сравнения - сравнение исторических фактов, проведение сравнения исторических фактов с современными книгами, историческими письмами.
Эмпирический метод - беседы, наблюдение.
Аналитический метод - контент-анализ.
Результаты и обсуждение
Молодежный туризм - это конкретный вид туристской деятельности юношества и подростков, реализуемый как в рамках национальных границ, так и на региональном и мировых уровнях [1]. История молодежного туризма берет свое начало в ХХ веке. Туристско-краеведческая деятельность в период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена во внешкольных учреждениях и проводилась в форме многодневных 6-10 дневных экскурсий, путешествий.
Главной их тематикой было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. В 1918 году в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий. К маю 1919 года появляются 6 экскурсионных станций для экскурсионно-исследовательской работы с учащимися и учителями единой трудовой школы. Организационно-методическая сторона туризма и краеведения определялась в то время работами И.М. Гревса, Н.П. Анциферова, Б.Е Райкова, А.А. Яхонтова, Н.К. Крупской.
Как писал И.М. Гревс в первом номере журнала "Экскурсионный вестник": "Сделать экскурсию необходимым фактором в школьном курсе явилось задачей нового времени". Крупская определяла роль экскурсий так: "Экскурсия имеет громадное значение, но только в том случае, если она хорошо подготовлена". В тридцатые годы XX в практике многих советских педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания. Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников. В 1932 году коллегия Наркомпроса РСФСР приняла постановление "Экскурсионно-туристическую работу среди детей на высшую ступень", к котором поручалось "краевым, областным и районным отделам народного образования совместно с детскими коммунистическими организациями принять все меры к организации в городах, рабочих и важнейших колхозных районах детских экскурсионно-туристических станций и баз на них, проводя через последние методическую работу". В 1937 году был объявлен Всероссийский поход пионеров и школьников за минеральным сырьем [2].
В 1940 году был издан приказ Наркома просвещения РСФСР "О детском туризме". В школах были созданы клубы юных туристов. Детский туризм и экскурсии, - заявил нарком просвещения Потемкин на коллегии Наркомпроса, - это такой вид учебно-воспитательной работы, в который должны быть вовлечены все учащиеся. В.А. Сухомлинский писал: "Настоящее моральное воспитание невозможно без эмоционального общения с природой". Его многочисленные прогулки с детьми в лес, к реке, в поле носили познавательный характер, были уроками гуманизма. В конце 40-х начале 50-х годов входят в практику ежегодные слеты юных туристов городов, областей, а позже - Всероссийские и Всесоюзные. 24 декабря 1958 года Верховный Совет СССР принял закон "Об укреплении связи школы с жизнью". Были утверждены новые учебные планы, программы, в которых подчёркивалась особая роль краеведческого подхода к преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в природе. В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход "Дорогой славы отцов". Первый Всесоюзный слёт
участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване, 12-й (и последний) слет проходил уже под другим названием. В 70-е годы получила продолжение практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена Всесоюзная экспедиция "Моя Родина - СССР".
Экспедиция была посвящена 50-летию образования Советского Союза и 50-летию присвоения комсомолу и пионерии имени В.И. Ленина. Основной целью являлось воспитание учащихся на революционных, боевых и трудовых традициях советского народа, на примерах дружбы и братства народов нашей многонациональной страны. В школах в каждом классе предполагалось создать экспедиционный отряд. Как впоследствии показали отчеты с мест, такие отряды удалось создать более чем в 20% классов. Проводились слёты лучших экспедиционных отрядов, конференции, выставки краеведческих материалов, создавались музеи, велась шефская работа с ветеранами [3].
Для более активного участия туристско-экскурсионных организаций профсоюзов в проведении туристской экспедиции советской молодежи "Моя Родина - СССР" Президиум Центрального совета по туризму и экскурсиям постановил предложить республиканским, краевым и областным советам по туризму и экскурсиям: - шире вовлекать трудящуюся и учащуюся молодежь в походы, путешествия и экскурсии по родному краю с посещением, всесторонним ознакомлением и глубоким изучением объектов Всесоюзной туристской экспедиции "Моя Родина - СССР", обратив при этом особое внимание на активное участие в экспедиции молодежи призывного и допризывного возраста; более эффективно использовать туристские маршруты экспедиции для сдачи нормативов на значки "Турист СССР" и Всесоюзного физкультурного комплекса "Готов к труду и обороне СССР"; с участием комиссий Федерации туризма разработать новые туристские маршруты по родному краю, походов выходного дня и многодневных путешествий с обязательным включением в них программы объектов экспедиции; определить перечень тем экскурсий, организуемых экскурсионными учреждениями для участников туристской экспедиции; включить в учебные планы и программы учебных семинаров и сборов по подготовке общественных туристских кадров всех категорий и звеньев разделы, связанные с организацией и проведением экспедиции; - шире практиковать проведение вечеров и встреч участников экспедиции "Моя Родина - СССР" со знатными тружениками, передовиками и героями пятилеток, участниками Великой Отечественной войны, ветеранами туризма и экскурсионного дела; регулярно освещать в местной печати ход экспедиции, средствами радио и телевидения пропагандировать опыт работы
лучших туристских клубов, советов по туризму и экскурсиям и клубов туристов предприятий, учреждений, учебных заведений. С целью развития молодёжного международного туризма в июне 1958 года образовалось международное молодёжное бюро "Спутник". Бюро занималось вопросами обмена молодёжными группами СССР с другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР [4].
В 60-е годы XX века развитие туризма в этот период происходило в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю. Туризм использовался как средство воспитательного воздействия на молодое поколение. Так, в 1970-х годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.
С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах. В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились новые гостиничные комплексы в крупных городах стран, получили распространение новые виды обслуживания - семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха [5].
Опыт существования СССР в числе многих других опытов дал обществу и опыт организации работы с молодежью. Структуры и взаимодействие КПСС и ВЛКСМ (считая КПСС общественной организацией лидеров общественно -государственной жизни) продемонстрировали систему поиска и подготовки лидеров государства и общества. Но вместе с молодежным движением лидеров в СССР пышным цветом расцвел и молодежный туризм. Значение молодежного туризма хорошо понималось руководителями Советского государства.
Не случайно председателем Общества пролетарского туризма стал первый главнокомандующий Красной Армии, прокурор Советской республики, а впоследствии народный комиссар юстиции Н.В. Крыленко.
Через год после создания Общества пролетарского туризма новое общество слили с государственным акционерным обществом "Советский турист", что на практике означало передачу в распоряжение "пролетарских туристов" большого недвижимого имущества (турбазы, Дома туристов, летние избушки - приюты). В год слияния ОПТ и ГАО "Советский турист" (1929) в туристско-экскурсионных мероприятиях участвовало 130 000 человек, через
год - 661 000 человек, в 1931 году - 2 100 000 человек, в 1932 году -10 400 000 человек [6].
В 1986 году в Советском Союзе действует 17 конных маршрутов на Алтае, Южном Урале, Северном Кавказе, в Закавказье и других регионах. В ряде мест появились, вело маршруты. К числу местных плановых маршрутов относились и транспортные путешествия: теплоходные, железнодорожные, авиационные. Организовывались и морские экскурсии по Черному морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн человек. Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге привела к распаду СССР и развалу единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза. Начался процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных организаций [7].
С 1990-года период развития российского туризма характеризуется переходом от административного регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности. С 1992 г. в Российской Федерации осуществляется программа ту-ристско-краеведческого движения "Отечество", пришедшая на смену экспедиции "Моя Родина - СССР".
Молодежный туризм в советское время рассматривался как одно из средств массовой физической культуры наряду с гимнастикой, бегом, лыжами, плаванием, спортивными играми. Те или иные виды туризма (пеший, лыжный, водный, велосипедный, а на уровне спортивных туристских походов также горный, авто-, мото-, и спелеотуризм) требуют привлечения различных элементов из области физической культуры и спорта: техники лыжного, велосипедного, гребного, авто- и мотоспорта, альпинизма и всегда, для всех видов туризма - способности ориентирования на местности.
Это неизбежно пробуждало интерес к спорту, вовлекало в занятия кроссовым бегом, плаванием, лыжными гонками, греблей и водным слаломом, спортивными играми, альпинизмом, спортивным ориентированием и др. Нормативные требования комплекса ГТО по легкоатлетическим видам, плаванию, стрельбе, гимнастическим упражнениям, лыжным гонкам становились для туриста нормами, а занятия этими видами физических упражнений включались в круглогодичный цикл тренировок.
В современной России здоровье, образование и рост благосостояния граждан являются важнейшими приоритетами, о чем свидетельствуют реализуемые ныне национальные проекты "Здоровье" и "Образование", а также нацеленность руководства страны на "десятилетия спокойной и стабильной жизни".
Развития молодежного туризма в России отвечает этим приоритетам и может стать одним из национальных проектов. Эта Программа, главным образом, направлена на формирование здорового, высокообразованного патри-
ота своей страны, хорошо знающего ее историю, природу, культуру не только по учебникам, а по впечатлениям от походов и экскурсионных поездок.
Выводы
1. Молодежный туризм на территории нашей страны начал активно развиваться еще в советский период нашей истории. Руководители советского государства прекрасно понимали важность воспитания молодежи и уделяли ему немало внимания. Наркомпросом и советским научным сообществом были созданным методические программы и организовано включение молодежи в коллективную туристическую деятельность.
2. В конце 40-х начале 50-х годов начинается новый период в области работы с молодежью в туристической деятельности. Данный период характеризуются более интенсивной государственной работой в этой области, которая требует не только более продвинутой организации, но и инфраструктуры. Подчеркивается также особая роль краеведческого подхода к преподаванию школьных предметов значение экскурсий, наблюдений в природе.
3. Молодежный туризм на территории нашей страны организовывался не только государством, но и возникал стихийно. Желание путешествовать в молодежной среде всегда носило глубинный и социально-биологический характер. Туристическая общественная деятельность стремилась быть реальной, а не только иметь бюрократический отчет.
4. Общественный туризм часто носил социально-полезный характер. Его можно рассматривать, как проявление патриотического чувства к Родине, как к малой, так и к большой. Самодеятельный туризм являлся системой активной общественной деятельности, который привлекал к себе молодежь.
Заключение
Сфера отдыха и досуга одна из самых важных сфер в повседневной жизни людей. За годы перемен возможности для его проведения значительно расширились. Молодые люди наиболее динамично реагируют на данные изменения. Они проявляют наибольшую активность в освоении новых форм и способов активного и полезного проведения своего времени. С каждым годом молодые люди все активнее перемещаются. Как ранее было указано, в нашей стране развитие молодежного туризма способствует росту здоровья, благосостояния и патриотизма у людей в возрасте до 25 лет. Неслучайно, ведь молодежный туризм - это замечательный механизм социально-культурного характера, который создает условия для раскрытия потенциала молодого поколения, кроме того он позволяет закрепить в среде молодых людей общенациональные и общечеловеческие ценности. Именно поэтому так необходимо развивать молодежный туризм, популяризировать его и повышать качество проведения туристских мероприятий. Это будет наиболее органичной пропагандой здорового образа жизни и путешествий внутри страны и за ее пределы.
Литература
1. Киреева Ю.А. Основы туризма: учеб. пособие [Текст]. Москва: Советский спорт,
2008. 108 с.
2. Долженко Г.П. История туризма в дореволюционной России и СССР [Текст] // Тур-бизнес. 2008. № 3. С. 100-128.
3. Долженко Г.П. История туризма в Российской империи, СССР и Российской Федерации: учеб. пособие [Текст]. Ростов-на Дону: Феникс, 2010. 304 с.
4. Воронкова Л.П. История туризма: учеб. пособие [Текст]. Москва: НПО "МОДЭК".
2009. 304 с.
5. Раппопорт А.В. История туризма в России: учеб. пособие [Текст]. Москва: МИИТ.
2010. 210 с.
6. Фенько А. Б. Туризм как показатель социального статуса [Текст] // Социол. исслед. 2007. № 2. С. 90-97.
7. Соколова М.В. История туризма: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст]. Москва: Академия, 2008. 352 с.
8. Мухаметзянова Ф.Г., Хайрутдинов Р.Р. О феномене фасилитации в высшем образовании. 2017. № 1 (120). С. 45-51.
9. Мухаметзянова Ф.Г., Панченко О.Л., Хайрутдинов Р.Р. магистратура как методологический феномен: вызовы современности// Человек и образование. 2017. № 3 (52). С. 9-14.
Сведения об авторах
Васильцов А.В., магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия.
Коноплёва Д.В., магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Ка-зань,Россия.
Ахатов Д.С., магистрант, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань,
Россия.
Дата поступления 12.12.2018