Научная статья на тему 'Историко-технические этапы совершенствования реактивной артиллерии в России'

Историко-технические этапы совершенствования реактивной артиллерии в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
618
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАКЕТА / РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД / РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / УСТАНОВКА / БОЕВАЯ МАШИНА / ТРАНСПОРТНО-ЗАРЯЖАЮЩАЯ МАШИНА / ЗАЛПОВЫЙ ОГОНЬ / ГРУЗОВОЙ АВТОМОБИЛЬ / ПУСК / РЕАКТИВНАЯ АРТИЛЛЕРИЯ / РЕАКТИВНАЯ СИСТЕМА ЗАЛПОВОГО ОГНЯ / ROCKET / ROCKET MOTOR (ENGINE) / LAUNCHER / LAUNCH VEHICLE / TRANSPORTER LOADER VEHICLE / RIPPLE FIRE / TRUCK / LAUNCH / ROCKET ARTILLERY / MULTIPLE ROCKET LAUNCHER / MULTIPLE ROCKET LAUNCHER SYSTEM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гуров Сергей Викторович

Рассмотрены основные моменты историко-технического развития реактивной артиллерии в России в период с 10-х гг. XIX века до наших дней.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND TECHNICAL MOMENTS OF ROCKET ARTILLERY DEVELOPMENT IN RUSSIA

The main moments of the historical and technical development of rocket artillery in Russia in the period from the 10s of the XIX century to the present time are considered.

Текст научной работы на тему «Историко-технические этапы совершенствования реактивной артиллерии в России»

The possibility of applying a protective coating element (WE) Combined Arms vest (life safety) of polymer nanocomposite materials with the addition of carbon nanotubes (CNT). The mechanism of the effects on the heart of a fighter, equipped with GE OBZH coated polymer grade "Viksint PC-68" with the addition of CNT brand "Dealtom" with percentages of 0.5 % and higher.

Key words: combined arms body armor, a polymer composite material, carbon na-notubes, closed contusion, treble and bass pulses, impact pressure.

Kurkov Sergej Nikolaevich, doctor of technical sciences, professor, doc.kurkov@,mail.ru, Russia, Penza, Branch of the Military Academy of Logistics,

Kukanov Sergej Anatol'evich, candidate of technical sciences, docent, kuk [email protected] Russia, Penza, Branch of the Military Academy of Logistics,

Zajcev Jurij Mihajlovich, associate, [email protected], Russia, Penza, Branch of the Military Academy of Logistics

УДК [623.419 + 623.463] (091)

ИСТОРИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ РЕАКТИВНОЙ АРТИЛЛЕРИИ

В РОССИИ

С.В. Гуров

Рассмотрены основные моменты историко-технического развития реактивной артиллерии в России в период с 10-х гг. XIX века до наших дней.

Ключевые слова: ракета, реактивный снаряд, ракетный двигатель, установка, боевая машина, транспортно-заряжающая машина, залповый огонь, грузовой автомобиль, пуск, реактивная артиллерия, реактивная система залпового огня.

Проведённое исследование развития реактивной артиллерии в России в период с 10-х гг. XIX века до наших дней позволило выделить четыре хронологических этапа.

Первый этап: начало 10-х гг. Х1Х века - начало 30-х гг. ХХ века.

Второй этап: начало 30-х гг. ХХ века - конец Великой Отечественной войны.

Третий этап: май 1945 г. - конец 50-х гг. ХХ века.

Четвертый этап: конец 50-х гг. ХХ века - наши дни.

В каждом из вышеперечисленных этапов можно выделить подэтапы.

В начале первого этапа развития русские военные получили боевой опыт со станками для пуска 5 ракет вдруг во время Лейпцигского сражения 1813 г.

Во второй половине 20-х гг. XIX века проводились работы по более широкому диапазону лафетов. Так, были станки для залпового пуска с 4 (предположительно), 6, 8 и 36 направляющими, а также было предложение о постройке 9- и 15- ствольных станков по известным чертежам и способе изготовления. Наиболее распространённым можно считать шестизарядный станок. Развитие станков велось в направлении увеличения огневой мощи залпа одного станка за счёт возможности пуска ракет различных калибров или увеличения количества направляющих. Последние прошли развитие от желобковых до цилиндрических, посредством которых придавалось более правильное направление начального полёта и которые были более просты в изготовлении.

Первым испытанием ракет и станков для залповой стрельбы в боевых условиях стала Русско-турецкая война 1828 - 1829 гг. Архивные данные, подтверждающие этот факт, не обнаружены.

В XIX веке мнение российских и иностранных военных об эффективности и целесообразности применения систем залпового огня было весьма критическим. В качестве основных недостатков отмечались трудность обеспечения боеприпасами и большее время перезаряжания, чем для одиночных станков.

Важным фактом в истории развития отечественной реактивной артиллерии можно считать проекты, предложенные в 1912 г. Иваном Валентиновичем Воловским, которые появились в результате развития научно-технического прогресса: появления самолётов, автомобилей и т.д. Волов-ский И. В. впервые для реактивной артиллерии предложил:

- прообразы установок (боевых машин) реактивной артиллерии в современном их понимании, включая вариант с направляющими с закрытым задним срезом (дном);

- стрельбу из многозарядных установок из-за укрытия, при движении и в любом направлении, не изменяя положения;

- контрольный аппарат с количеством кнопок, равным числу ракет, который должен был давать возможность получения ежеминутной полной картины состояния орудия. Этот аппарат можно считать прообразом пульта управления огнём и системы диагностики состояния артиллерийской части боевой машины или всей БМ;

- "Митральезу ракетную", которую можно считать прообразом авиационных блоков орудий, в основном использующихся в авиации, а также, как правило, в конструкциях самодельных установок различных повстанческих групп.

Основная часть предложений И.В. Воловского была реализована в следующих поколениях образцов мировой реактивной артиллерии [1].

К середине 30-х гг. идея использования механизированных средств и установок для пуска ракетных снарядов была уже сформирована, и во второй половине 30-х гг. начинаются работы по практической реализации этой идеи вначале для наземных войск, затем для военно-морского флота с учётом опыта работ для авиации.

Основными направлениями развития реактивной артиллерии до начала Великой Отечественной войны были следующие.

В части установок: использование колёсных типов шасси, а также гусеничных или прицепов; использование единого шасси для оснащения установками для пуска снарядов различных калибров; снижение времени перезаряжания установки; монтаж (метательной) установки как отдельного узла на шасси; обеспечение работы поворотных и подъёмных механизмов за счёт использования мотора автомобиля при условии обязательного дублирования ручными приводами; совмещение транспортной и транспортно-заряжающей машины с условием их электрификации; создание транспортной машины на прицепе (зарядного ящика) и командной установки на автомашине с генератором электрического тока, пультом наводки и управления стрельбой.

В части ракетных снарядов: использование единой ракетной части для снарядов с полной взаимозаменяемостью химической головки на осколочно-фугасную и наоборот; обеспечение равномерного (предположительно) образования осколков за счёт нанесения надрезов на корпус головной части; улучшение параметров кучности, точности и дальности боя; обеспечение удвоенной мощности и дальности стрельбы за счёт увеличения калибра снаряда; повышение мощности головной части за счёт увеличения её длины; обеспечение стрельбы как с механизированных многопланочных установок, так и с однопланочных.

Начало Великой Отечественной войны стало переломным моментом в развитии реактивной артиллерии. Этот период характеризуется организацией и развертыванием массового производства, организацией военной приёмки, а также первым применением реактивной артиллерии в боевых действиях. Имели место конфликты между производственниками и военпредами по поводу недопущения поставки на фронт недоукомплектованных и имеющих брак образцов. Документы свидетельствуют, что для

разрешения этих конфликтов и наведения порядка в процессе производства и поставки на фронт образцов привлекалось высшее руководство страны.

Основные направления развития реактивной артиллерии во время Великой Отечественной войны в части установок были следующими.

Для сокращения времени окончательной сборки и уменьшения простоя шасси на сборочных заводах монтаж метательной установки на шасси производился через подрамник как отдельный узел.

Осуществлялся поиск наиболее оптимального типа шасси. Состоялся переход от неполноприводных к полноприводным шасси грузовых автомобилей (наиболее распространённый тип шасси - шасси серий американского грузового автомобиля 81;иёеЬакег. Использовались унифицированные элементы конструкций метательных установок в железнодорожных и морских образцах (идеология конструкции сухопутных установок -единое основание с подъёмным и поворотным механизмами для монтажа различных ферм с направляющими, заложенная в годы войны, была применена в конструкциях первых боевых машин (БМ-24 и БМ-14), разработанных после войны).

С целью повышения функциональности установок разрабатывались различные типы направляющих: прямолинейная балочного (рельсового) типа для придания направления снаряду; призматического (сотового) и рамного типа с ведущими элементами для придания направления снаряду; цилиндрические открытого типа с ведущими элементами для придания направления и вращательного движения снаряду.

Основными направлениями развития реактивной артиллерии во время Великой Отечественной войны в части ракетных снарядов были следующие:

использование единой ракетной части для снарядов различных калибров;

использование двух типов порохов для зарядов ракетных двигателей: нитроглицеринового и пироксилинового (часть порохов поставлялась из-за границы, т.е. в годы войны СССР зависел не только от иностранных поставок шасси для установок, но и от поставок порохов для зарядов ракетных двигателей);

увеличение мощности головной части за счёт увеличения её длины или калибра;

увеличение дальности полёта за счёт использования двухкамерного ракетного двигателя, а, следовательно, и большего количества пороха;

повышение параметров кучности как за счёт конструкции снаряда -обеспечение вращения за счёт тангенциальных отверстий в головной части ракетной части, радиально расположенных штуцеров с внутренним кана-

62

лом и наружным выходным отверстием, просверленным под углом 90° к продольной оси, в каждом и косопоставленных лопастей блока стабилизатора ракетной части), так и за счёт конструкций направляющих установок (спиральные направляющие с внутренними винтовыми ведущими элементами (проворот обеспечивал повышение кучности снарядов в обоих случаях, но снижал дальность полёта в первом случае).

Сухопутные установки стали основой для морских установок при ведении залпового огня. Их развитие первоначально шло в направлении использования в речных условиях, а уже затем морских, что потребовало существенной доработки установок. Основные направления их совершенствования: снижение продолжительности залпа; увеличение диапазона углов вертикального наведения; увеличение скорости вертикального наведения заряженной установки; увеличение скорости горизонтального наведения; снижение усилия на штурвале (рукоятке) заряженной установки при вертикальном и горизонтальном наведении [2].

После окончания Великой Отечественной войны работы по реактивной артиллерии в России были направлены на её дальнейшее развитие при продолжавшейся некоторое время эксплуатации образцов разработанных в годы войны боевых машин М-8, М-13, М-13Н и М-31-12 и реактивных снарядов М-8, М-13, М-13 УК, М-31, М-31УК и М-20. Наиболее долговечными из них были боевые машины серий БМ-13 и снаряды серий М-13. Работы по РА проводились в трёх основных направлениях:

- эксплуатация систем периода Великой Отечественной войны в исследовательской и общевойсковой практике;

- разработка предложений и проведение практических работ по модернизации составляющих основных систем реактивной артиллерии, созданных в годы Великой Отечественной войны;

- проведение оценки имевшихся систем, выдвижение предложений по созданию новых систем РА и проведение конкретных работ по ним.

После окончания войны была проведена оценка эффективности боевого применения конкретных образцов реактивной артиллерии периода Великой Отечественной войны, на основании которой был сделан вывод, что независимо от наличия вооружения (полностью оправдавшего себя в ходе войны и не требующего замены или модернизации в ближайшие годы) совершенно необходимо развивать дальше артиллерию и совершенствовать существующую систему вооружения. Проведены работы по формулированию общих направлений модернизации: увеличение мощности и улучшение баллистических и эксплуатационных свойств систем; упрощение технологии производства; увеличение дальности стрельбы; повышение параметров кучности; возможность длительного хранения на складах (10 - 20 лет); использование шасси грузовых автомобилей отечественного

63

производства. Направлениями развития РА, известными в период Великой Отечественной войны для систем реактивной артиллерии и применёнными в послевоенный период, были следующие:

в части боевых машин: монтаж штатных и доработанных артиллерийских частей, включая для пуска снарядов различных калибров, на новых типах шасси; использование доработанных артиллерийских частей для монтажа на ряде кораблей;

в части реактивных снарядов: увеличение дальности за счёт увеличения калибра снаряда и длины снаряда; создание нескольких типов головных частей; использование нескольких типов многошашечных пороховых зарядов; удлинение камеры ракетного двигателя и соответственно увеличение массы порохового заряда для увеличения дальности стрельбы; использование единого взрывательного устройства как для боеприпасов различных калибров; использование однотипных снарядов для сухопутных и морских систем.

Первыми послевоенными системами отечественной реактивной артиллерии стали системы М-24 и М-14, МД-20, разработанные по тактико-техническим требованиям 1947 г. и принятые на вооружение в 1951 и 1952 гг., и варианты на их основе. Впервые внедрёнными в практику усовершенствования и техническими решениями были следующие:

в части боевых машин: гладкоствольные направляющие без наличия и с наличием внутренних элементов, что можно объяснить меньшей трудоёмкостью их изготовления по сравнению с сотовыми направляющими и положительным влиянием на полёт снаряда, а, следовательно, параметры кучности и точности; взаимозаменяемость направляющих, изготовленных по разным технологиям; разработка устройства для заряжания снарядов в направляющие боевых машин с целью облегчения процесса заряжания номерами расчёта по причине трудности заряжания боевых машин без них вследствие больших масс снарядов и достаточно большой высоты расположения направляющих;

в части реактивных снарядов: применение снаряда с большим удлинением для повышения дальности стрельбы; использование одноша-шечного заряда твёрдого топлива для ракетной камеры и соплового блока с косопоставленными сопловыми отверстиями в сочетании с жёсткоскреп-лёнными лопастями блока стабилизатора (благодаря первому решению возрастала поверхность горения заряда твёрдого топлива, а, следовательно, и обеспечивалось увеличение тяги двигателя, благодаря последнему решению повышались параметры кучности снарядов; тормозные кольца одновременно использовались для обеспечения лучшей кучности при стрельбе на средние дальности и вводилось большее число установок взрывателя для более эффективного поражения ряда целей).

64

Концептуальными направлениями развития для систем реактивной артиллерии на данном этапе развития были следующие. Работы по переходу на грузовые автомобили только на шасси отечественного производства, что можно объяснить ухудшением отношений с бывшими партнёрами (США, Великобританией), развитием отечественного автомобилестроения и стремлением к независимости от других стран по всем комплектующим, что особенно актуально на случай войны и осложнения политико-экономических отношений.

В основных системах нового поколения (М-24, М-14) стали применяться новые типы снарядов - турбореактивные снаряды, что повысило кучность снарядов послевоенной разработки по сравнению с оперёнными снарядами, разработанными в годы Великой Отечественной войны. Впервые было осуществлено десантирование буксируемой установки реактивной артиллерии, что расширило сферу боевого применения в особых (локальных) условиях.

Появилась возможность выполнения большего количества боевых задач при использовании однотипных снарядов за счёт усовершенствования техники пуска боеприпасов.

Впервые начался экспорт систем реактивной артиллерии отечественной разработки и производства, благодаря чему советские системы стали составлять огневую мощь иностранных государств, что можно объяснить их максимальной проверкой в боевых условиях Великой Отечественной войны, а также началось обучение иностранных специалистов эксплуатации рассматриваемого класса вооружения, что, в частности, способствовало развитию языкового общения в области реактивной артиллерии [3]. Конец 50-х гг. ХХ века характеризуется началом работ по будущей реактивной системе залпового огня «Град», ставшей со временем самой распространенной в мире, и началом нового этапа развития реактивной артиллерии в России. В этот период были разработаны системы реактивной артиллерии для снарядов калибров 122, 220 и 300 мм с применением отдельных технических решений (подходов), реализованных в системах реактивной артиллерии довоенного, военного и послевоенного периодов, которые долгое время эксплуатировались в России и поставлялись в иностранные государства. В некоторых из них было организовано производство составляющих систем военного, послевоенного и нового поколений и их аналогов.

В конструкциях составляющих системы «Град» были применены следующие новые технические решения:

в конструкции реактивного снаряда: ракетный двигатель с крышкой-соплом с семью каналами и со складывающимися лопастями блока стабилизатора (последнее решение позволило повысить мощность залпа

65

одной боевой машины и снизить количество задействованных боевых машин для выполнения однотипной задачи по сравнению с боевыми машинами БМ-24 и типа БМ-14 предыдущего поколения); разработан реактивный снаряд большого удлинения меньших массы и длины, но более мощный по осколочно-фугасному действию и большей дальности, чем ранее разработанный снаряд МД-20-ОФ (в сравнении с головной частью снаряда М-14-ОФ боевая эффективность вновь разработанной ГЧ была повышена в 2 раза); отработан однокамерный двигатель, состоящий из двух труб с од-ношашечными зарядами в каждой трубе с разными размерами внутренних каналов - большего диаметра в головной трубе (головная шашка) и меньшего диаметра в хвостовой трубе (хвостовая шашка). Данное конструктивное решение было применено в дальнейшем в конструкциях ракетных двигателей РС РСЗО «Ураган» и «Смерч»; отработаны изготовление цилиндрических рифлёных втулок для головной части, что обеспечило создание большего количества осколков, а, следовательно, большую их плотность, и повышение осколочного воздействия на цель; использовано новое взрывчатое вещество большей массы, что повысило фугасность головной части при детонации;

в конструкции боевой машины применены: люлька для монтажа на ней пакета направляющих, т.е. произошёл окончательный отход от использования в составе артиллерийской части фермы для крепления на ней направляющих; цилиндрическая трубчатая направляющая с винтовым направляющим пазом; электрический привод для выполнения наведения поворотной части по углу возвышения и по азимуту; пневмооборудование, служившее приводом для механизмов стопорения качающейся и поворотной частей артиллерийской части и выключения рессор шасси автомобиля;

в конструкции транспортной машины выполнен комплект стеллажей для транспортировки и хранения РС, что обеспечило снижение времени перезаряжания пакета направляющих на огневой позиции, но не времени, требуемого для всего цикла по подготовке к стрельбе.

К концу 60-х - началу 70-х гг. ХХ века относятся первые проработки по системам коррекции полёта снарядов, а также смесевого твёрдого топлива для ракетных двигателей снарядов РСЗО.

Впервые в 70-х гг. ХХ века создается боевая и транспортно-заряжающая машина на шасси грузового автомобиля с колёсной формулой 8x8 для системы "Ураган".

Впервые в 70 - 80-х гг. ХХ века на вооружение Советской Армии принимаются снаряды с отделяемыми головными частями моноблочного и кассетного типов. Благодаря первым повышалось осколочное воздействие на цель, а благодаря вторым появилась возможность использовать голов-

ную часть снаряда реактивной артиллерии в качестве средства доставки отдельных боевых и небоевых полезных нагрузок.

Впервые во второй половине ХХ века на вооружение Советской Армии принимается дальнобойная система «Смерч» со следующими основными техническими решениями.

В конструкции корректируемого реактивного снаряда, вводимого впервые с состав системы реактивной артиллерии, применяется инерци-альная система управления, обеспечивающая угловую стабилизацию снарядов на активном участке траектории и коррекцию дальности за счёт поправки к времени отделения головной части, определяемой бортовой аппаратурой в соответствии с измеряемыми параметрами движения снаряда. Благодаря её использованию было получено улучшение параметров кучности и точности стрельбы по сравнению с неуправляемыми реактивными снарядами систем реактивной артиллерии предыдущих поколений; смесе-вое твёрдое топливо для ракетного двигателя, благодаря высокоэнергетическим характеристикам которого была увеличена дальность полёта; блок стабилизатора с шестью раскрывающимися лопастями;

В конструкции боевой машины использованы механизм стыковки в конструкции направляющей, предназначенный для стыковки (расстыковки) разъёмов, обеспечивающих электрическую связь между бортовой аппаратурой снаряда и наземной аппаратурой подготовки и пуска, предназначенной для контроля стыковки снаряда с направляющей, проверки цепей стрельбы, ввода данных полётного задания и производства пуска; направляющая с двумя направляющими пазами; прибор-свидетель на направляющей пакета направляющих для определения температуры заряда ракетного двигателя реактивного снаряда; наземная аппаратура подготовки и пуска (НАПП), предназначенная для контроля стыковки снаряда с направляющей, проверки цепей стрельбы, ввода данных полётного задания и производства пуска; защита, позволяющая вести огонь в условиях применения противником химического, бактериологического и ядерного оружия с последующей дегазацией техники и санитарной обработкой личного состава; подставки в конструкции боевой машины для установки в них пулемёта, автомата и гранатомёта.

С 90-х гг. ХХ века проводятся работы по новым образцам реактивной артиллерии на основе трёх основных систем нового поколения: РСЗО "Град", "Ураган" и "Смерч". Направления их развития: повышение дальности, точности, кучности снарядов, создание управляемых реактивных снарядов, автоматизация процессов работы составляющих системы. За период работ с конца 50-х гг. ХХ века до наших дней максимальная дальность полёта снарядов была увеличена с 10 800 до 20 380 м и до

70 000...90 000 м к его завершению. Благодаря увеличению дальности дальнобойные системы реактивной артиллерии стали составлять конкуренцию оперативно-тактическим комплексам малого радиуса действия, разработанным ранее [4]. К настоящему моменту проведены работы по снаряду 9М542 в составе системы "Смерч" с максимальной дальностью полёта 120 000 м. Снаряд является результатом работ по глубокой модернизации РС 9М55К РСЗО «Смерч» [5].

Список литературы

1. Гуров С.В. Отечественная и зарубежная реактивная артиллерия в XIX веке // Труды Четвёртой Международной научно-практической конференции (15 - 17 мая 2013 года) "Война и оружие. Новые исследования и материалы": в 4 ч. Ч 1. Санкт-Петербург: ЦОП ФГКУ "ВИМАИВиВС" МО РФ, 2013. С. 456 - 473.

2. Гуров С.В. Развитие реактивной артиллерии в России в 30 - 40-х годах ХХ века // Труды Пятой Международной научно-практической конференции (14 - 16 мая 2014 года) "Война и оружие. Новые исследования и материалы": в 4 ч. Ч 1. Санкт-Петербург: ЦОП ФГБУ "ВИМАИВиВС" МО РФ, 2014. С. 439 - 456.

3. Гуров С.В. Из истории развития реактивной артиллерии в России с окончания Великой Отечественной войны до конца 50-х годов ХХ века // Мир оружия: история, герои, коллекции : материалы Международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию Первой мировой войны, 23 - 24 октября 2014 г. / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Тульский государственный музей оружия». Тула, 2015. С. 79 - 95.

4. Гуров С.В. Из истории развития реактивной артиллерии в России с конца 50-х годов ХХ века до настоящего времени // Труды Шестой Международной научно-практической конференции (13 - 15 мая 2015 года) "Война и оружие. Новые исследования и материалы": в 4 ч. Ч. 2. Санкт-Петербург: ЦОП ФГБУ "ВИМАИВиВС" МО РФ, 2015. С. 46 - 66.

5. Рекламный паспорт №442/12/ЭП 300-мм реактивный снаряд 9М542 увеличенной дальности стрельбы с неотделяющейся осколочно-фугасной головной частью к реактивной системе залпового огня 9К58 ("Смерч") (индекс 9М542). Согласован 25.04.2012 г.

Гуров Сергей Викторович, инж. 2-й кат. sergeivgurov2008@rambler. т, Россия, Тула, АО «НПО «СПЛАВ»

HISTORICAL AND TECHNICAL MOMENTS OF ROCKET ARTILLERY DEVELOPMENT IN RUSSIA

S.V. Gurov

The main moments of the historical and technical development of rocket artillery in Russia in the period from the 10s of the XIX century to the present time are considered.

Key words: rocket, rocket motor (engine), launcher, launch vehicle, transporter loader vehicle, ripple fire, truck, launch, rocket artillery, multiple rocket launcher, multiple rocket launcher system.

Gurov Sergei Victorovich, engineer of 2nd degree, [email protected], Russia, Tula, Joint-Stock Company «Research and Production Association «SPLAV»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.