Научная статья на тему 'Историко-правовые предпосылки образования снг'

Историко-правовые предпосылки образования снг Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1456
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Ключевые слова
ПАРТКОНФЕРЕНЦИЯ / АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ВЫБОРЫ / ДЕПУТАТСКИЕ ФРАКЦИИ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПЛЮРАЛИЗМ / СУБЪЕКТЫ ФЕДЕРАЦИИ / THE PARTY CONFERENCE / ALTERNATIVE ELECTIONS / DEPUTY FRACTIONS / POLITICAL PLURALISM / SUBJECTS OF FEDERATION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Рабаданова Изумруд Рабадановна

Историко-правовой процесс становления и развития государственности на территории страны Советов имеет актуальное значение в становлении и развитии стран СНГ. Это, прежде всего, обеспечение стабильного функционирования институтов высших органов государственной власти и управления, государственно-правовой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical-legal factors of formation of CIS (Commonwealth of Independent State)

The article under the headline « The historical-legal factors of formation of CIS» deals with the historical and legal basic moments, which have determined the importance and necessity of formation and further development of the Commonwealth in historical and legal consequences of the formation of the constitutional power in the CIS.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые предпосылки образования снг»

Рабаданова И.Р.

Историко-правовые предпосылки образования СНГ

После XIX партконференции были приняты законы, сыгравшие решающую роль в реформировании политической системы. В их числе Закон «Об изменениях и дополнениях Конституции СССР», который исключил ст. 6 о руководящей роли КПСС [1], а также Закон «О выборах народных депутатов», утвердивший выборы депутатов Советов на альтернативной основе.

В марте 1989 года состоялись первые за период существования советской власти альтернативные выборы. На I и II съездах народных депутатов произошло оформление депутатских фракций. III съезд (март 1990 г.) впервые в истории страны ввел должность Президента СССР как главы исполнительной власти, им был избран М.С. Горбачев. Введение президентского правления явилось мерой к укреплению расшатывающейся политической системы.

Отмена 6-й статьи Конституции СССР способствовала активизации деятельности новых политических партий. Первой оппозиционной КПСС партией провозгласил себя «Демократический союз». С апреля 1988 года возникают Народные фронты, первые национальные организации, носившие массовый характер: «Народный фронт Эстонии», «Народный фронт Латвии», «Саюдис» (Латвия). Позже аналогичные организации возникли во всех союзных и автономных республиках. 1989 год стал годом появления многих партий. Вновь образованные партии отражали все ведущие направления политической жизни. Ультролиберальное направление, выступающее за смену модели общественного развития, представлял «Демсоюз». К этому же крылу можно отнести: «Российское христианско-демократическое движение», «Христианско-демократический союз России», «Христианско-демократическую партию России» и др.

Первыми представителями либерального направления стали «Демократическая партия Советского Союза», «Демократическая партия», «Либерально-демократическая партия» и три конституционно-демократические партии. В мае 1990 года оформилась крупнейшая партия либерального лагеря -«Демократическая партия России», а в ноябре того же года - «Республиканская партия Российской Федерации». В октябре 1990 года на базе движения избирателей «Демократическая Россия», созданного в ходе выборов народных депутатов СССР весной 1989 года, оформилась одноименная массовая общественно-политическая организация, объединившая партии, общественные организации и движения либеральной направленности.

Политический плюрализм затронул и крупнейшую политическую силу - КПСС, внутри самой партийной организации обозначились «Социал-демократическое», «Демократическое движение коммунистов», «Центристское», «Марксистская платформа в КПСС», «Традиционалистское» направления. Каждое из них предлагало свой вариант реформ (1990-1991). На базе КПСС созданы партии просоциалистической ориентации - «Народная партия свободной России», «Социалистическая партия трудящихся» и прокоммунистической ориентации - «Всесоюзная коммунистическая партия большевиков», «Российская коммунистическая рабочая партия».

Новые политические партии и движения, возникшие в стране, явились реакцией на углубляющийся экономический кризис и поиск выхода из создавшегося положения. Их возникновение показывало, что прежняя однопартийная политическая система рухнула, перестали действовать рычаги власти, сложившиеся десятилетиями, общество вступило в глубокий политический кризис. В этой политической обстановке определились реформаторско-демократическая и национально-патриотическая тенденции, в качестве общественно-политического развития.

Эйфорией советской военной политики явился 1991 год, повлекший распад Советского Союза и ликвидацию его военной организации. Вместо одной ядерной державы - СССР возникли Российская Федерация, Республика Казахстан, Украина и Республика Беларусь, которые, в свою очередь изъявили свою волю на пропорциональный раздел Вооруженных сил и вооружений СССР.

За пределами стран Содружества Независимых Государств остались прибалтийские республики (Латвия, Литва и Эстония).

По своей политической природе создание и механизм взаимоотношений субъектов - это межгосударственное объединение, основанное на договоре. В основе СНГ легли учредительные документы - «Соглашение между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 г. [2], что и стало правовой основой прекращения существования СССР. Протокол к «Соглашению между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств» от 21 декабря 1991 г. [3]; «Алма-Атинская Декларация» от 21 декабря 1991 г. [3]; «Устав Содружества Независимых Государств» от 22 января 1993 г. [4; 5]. Эти акты имеют международно-

правовой характер и предусматривают обязательную процедуру их ратификации участниками Содружества.

Спустя год после создания СНГ принят Устав СНГ, подписанный 22 января 1993 г. представителями Республики Армении, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Республики Узбекистан, позднее -Азербайджанской Республики (24.09.1993), Грузии (09.12.1993), Республики Молдова (15.04.1994).

«Соглашение между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств» от 8 декабря 1991 г., Протокол к «Соглашению между государствами-участниками о создании Содружества Независимых Государств» от 21 декабря 1991 г. и «Устав Содружества Независимых Государств» от 22 января 1993 г. составляют комплекс учредительных актов Содружества.

Целями Содружества являются: развитие сотрудничества в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях, создание общего экономического пространства, обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами международного права.

Статья 4 Устава определяет предметы совместного ведения СНГ. К ним относятся: обеспечение прав и основных свобод человека, координация внешнеполитической деятельности, сотрудничество в области формирования общего экономического пространства, таможенная политика, транспорт, охрана здоровья и окружающей среды, миграционная политика, борьба с организованной преступностью, сотрудничество в области оборонной политики и охране внешних границ.

Среди органов СНГ выделяются созданные на основе Устава и предусмотренные отдельными Соглашениями.

К первой группе относятся: Совет глав государств, Совет глав правительств, Координационно-консультативный комитет, Совет министров иностранных дел, Совет министров обороны, Совет командующих пограничными войсками, Экономический суд.

Ко второй группе органов относятся: Исполнительный секретариат, Совет руководителей внешнеэкономических ведомств, Межгосударственный совет по антимонопольной политике, Межгосударственный совет по чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, Бюро по координации борьбы с организованной преступностью.

Создание СНГ было призвано обеспечить безболезненный переход от единого союзного государства к системе суверенных национальных государств на месте бывшего СССР. В отличие от СССР СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями, а также не является федерацией и конфедерацией.

В федерации действует единый основной закон - федеральная конституция и федеральная конституционно-правовая система. Признается безусловное верховенство федерального закона. В СНГ нет единой конституции, единой правовой системы. Каждое государство СНГ имеет свою конституцию и свою национальную правовую систему. Нормы общего права СНГ, принимаемые органами СНГ, имеют рекомендательный характер и подлежат ратификации государствами -участниками СНГ.

Субъекты федерации не пользуются правом сецессии, государства - участники СНГ обладают правом одностороннего выхода из состава Содружества. В федерации - единая кредитно-денежная система, в СНГ нет единой валюты. Каждое государство Содружества имеет свою национальную валюту.

Для федерации характерны единые вооруженные силы, которые возглавляет президент страны как верховный главнокомандующий. В СНГ нет единых вооруженных сил, однако создан миротворческий контингент для поддержания мира в горячих точках СНГ по решению Совета глав государств и Совета глав правительств.

СНГ не является также конфедерацией. Для конфедерации обязательно признание ее в качестве таковой в учредительном документе и конституции. СНГ конституирует себя как международно-правовое региональное объединение, созданное в целях интеграции бывших республик Советского Союза в экономической, государственно-политической и военно-стратегической сферах. Однако в правовом положении субъектов конфедерации и государств - участников СНГ есть определенное сходство. Субъекты конфедерации, так же как и члены СНГ, обладают правом сецессии; нормативные правовые акты, принятые органами конфедерации, как и органами СНГ, требуют ратификации национальными парламентами.

В основе образования СНГ - континентально-географический принцип. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства-участники Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами мирового сообщества. Высшей власти над субъектами СНГ не существует.

Отношения в рамках СНГ строятся на основе максимального учета позиций каждого государства. Такое партнерство - это долговременная стратегия, вытекающая из исторических, культурных взаимосвязей, экономической необходимости и национальных интересов. Содружество служит развитию отношений добрососедства, международного согласия, доверия, взаимопонимания и взаимовыгодного сотрудничества между государствами-членами СНГ.

В начальный период существования СНГ оно рассматривалось главным образом как механизм цивилизованного развода бывших союзных республик и раздела имущества СССР, как способ плавного перехода от советской империи к независимому существованию суверенных национальных государств.

Цель СНГ - сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных сферах. Главный приоритет стран Содружества - взаимовыгодное экономическое сотрудничество, прямые связи предприятий, их непосредственное взаимодействие. В СНГ осуществляется координация экономического сотрудничества, сбалансированное экономическое и социальное развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственная кооперация и интеграция.

Литература

1. Конституция СССР. М., 1977.

2. Российская газета. 1991. 8 декабря.

3. Российская газета. 1991. 24 декабря.

4. Бюллетень международных договоров. 1994. № 1.

5. Вестник Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ. 1993. № 2.

6. Ржевский В.А. О юридической природе форм нового Содружества Независимых Государств // Государство и право. 1992. № 67.

7. Тимошенко И.Г. Современные формы государственных и международных объединений: сравнительно-правовой аспект // Парламент и Президент (опыт зарубежных стран). М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.