Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №12. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/97
УДК 341.1/8 https://doi.org/10.33619/2414-2948/97/38
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
©Сарбагышева А. Б., ORCID: 0009-0004-1575-593X, Кыргызско-Российский славянский университет, г. Бишкек, Кыргызстан, [email protected]
HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF ESTABLISHING THE BOUNDARIES OF THE KYRGYZ REPUBLIC
©Sarbagysheva A., ORCID: 0009-0004-1575-593X, Kyrgyz-Russian Slavic University, Bishkek, Kyrgyzstan, [email protected]
Аннотация. В статье основное внимание уделяется историческим и правовым аспектам установления границ Кыргызской Республики. В ней рассматривается исторический контекст и события, которые повлияли на формирование границ страны, включая территориальные споры, колониальное наследие и постсоветское развитие. Также анализируется правовая база, используемая для определения и регулирования границ, обсуждаются международные договоры, соглашения и внутреннее законодательство. Анализ исторического и правового аспектов дает представление о сложных процессах и факторах, влияющих на установление границ Кыргызской Республики. Основная цель заключается в комплексном исследовании исторических и политических аспектов развития проблемы территориальной целостности государств.
Abstract. Article focuses on the historical and legal aspects of the establishment of the borders of the Kyrgyz Republic. It examines the historical context and events that influenced the formation of the country's borders, including territorial disputes, colonial heritage and post-Soviet development. Also analyzes the legal framework used to define and regulate borders, discusses international treaties, agreements and domestic legislation. Analyzing historical and legal aspects, this article gives an idea of the complex processes and factors affecting the establishment of the borders of the Kyrgyz Republic. The main purpose of the article is a comprehensive study of the historical and political aspects of the development of the problem of territorial integrity of states.
Ключевые слова: государство, территориальная целостность, исторические и политические интересы, империя, суверенность, независимость.
Keywords: state, territorial integrity, historical and political interests, empire, sovereignty, independence.
В мировой практике общеизвестно, что юридически обозначенная территория и государственная граница являются необходимыми признаками государства, поскольку выступают как политико-правовые категории. Это также географическая среда, в которой существует конкретное человеческое общество. В пределах своих границ государство устанавливает определенный порядок, который не должен нарушаться другими странами. В этом плане делимитация и демаркация границы Кыргызстана стали стратегическими мероприятиями, направленными на определение и закрепление территории и пространственных пределов государственного суверенитета, а также укрепление
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 9. №12. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/97
национальной безопасности в целом. В основе существования современных границ государств-членов мирового сообщества лежат принципы: незыблемости и неприкосновенности государственных границ; неприкосновенности и целостности государственной территории; особой стабильности договоров о границах [1].
В разные периоды развития международных отношений факторы влияния на территориальную проблему также прошли этапы эволюции и изменения политической карты мира. Геополитические процессы разных периодов способствовали открытию новых земель, транспортных путей, которые становились объектами интересов ведущих сил. Геополитические процессы ведут «к переносу государственных границ и разделу сфер влияния между наиболее сильными и приспособленными государственными организмами — великими державами» [2].
Начало ХХ века характеризуется борьбой держав за очередной передел мира. Последствиями Первой и Второй мировых войн стал раздел мира на сферы влияния между Англией, Францией, США и СССР Из указанного следует сделать вывод, что история развития государственности, суверенитета и независимости стран доказывает продолжающуюся актуальность территориального вопроса, ибо передел политической карты мира всегда отличался несправедливостью к определенной группе стран, которые периодически восстанавливали борьбу за возврат своих исторических земель. Таким образом, в разные периоды развития международного права находились сторонники как подхода о том, что территория не является первостепенным признаком, который необходим для юридической конструкции государства и при утрате которого государственность не прекращается автоматически, так и подхода о том, что территория является существенным признаком государственности, при утрате которого государство автоматически перестает существовать» [3].
Одним из наиболее проблематичных аспектов этой концепции является ее связь с суверенитетом, поскольку эти два понятия часто смешивают и используют как синонимы. Однако в то время как суверенитет относится к высшей власти государства над своим народом и территорией, концепция территории в международном праве более узко ориентирована на физическое пространство, которое государство считает своим.
Еще одним проблемным аспектом концепции территории в международном праве является ее связь с принципом самоопределения. Этот принцип гласит, что люди имеют право определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Однако понятие территории в международном праве часто вступает в противоречие с этим принципом, поскольку государства часто претендуют и осуществляют контроль над территорией, населенной людьми, которые не считают себя частью этого государства.
Третьим проблемным аспектом концепции территории в международном праве является ее связь с принципом невмешательства. Этот принцип гласит, что государства не должны вмешиваться во внутренние дела других государств. Однако концепция территории в международном праве часто противоречит этому принципу, поскольку государства часто вмешиваются в дела других государств, чтобы заявить о своих претензиях на территорию.
Четвертым проблемным аспектом концепции территории в международном праве являются территориальные споры и оккупация земли. Споры могут возникать между государствами или между государством и негосударственными субъектами и могут привести к насилию и нарушениям прав человека. Оккупация земли также может привести к нарушению прав человека, поскольку оккупированное население может быть подвергнуто
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №12. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/97
насильственному перемещению, ограничению передвижения и другим формам злоупотреблений. В международном праве все еще не ясен ответ на вопрос об общеобязательных признаков государственности и не выработаны общеобязательные правила, регламентирующие порядок прекращения существования государства по мимо института правопреемства государств.
И так, в доктрине и практике международного права еще открыты некоторые проблемные вопросы, связанные с понятием территории государства. Например,
1. является ли территория предопределяющим юридическим признаком государственности и соответственно теряет ли государство свой юридический статус автоматически при потере территории;
2. на каком правовом основании государство должно «обладать территорией, чтобы отвечать критерию наличия определенной территории и соответственно иметь международно-правовой статус государства» [4].
До сегодняшнего времени нужда в ответе на вышеупомянутые проблемные установки имела в международном праве лишь теоретическую сущность и необходимость. Однако, в 21 веке, когда реальный риск полного исчезновения государств совершенно объективен, они получили практическое и жизненное значение. Важно понимать, что территория — это не просто место пребывания или пространство. Существенным элементом территории является правовой режим, который распространяется на последнем.
Исходя из изложенных принципов, выделяются такие направления государственной пограничной политики: международно-правовое оформление государственной границы; международное сотрудничество; обеспечение безопасности внешних границ государства содружества на договорной основе; развитие социально-демографической и духовной основы жизнедеятельности приграничных районов их инфраструктуры на основе международных и общегосударственных программ в пограничной сфере; формирование и развитие системы научного и правового обеспечения в области государственной пограничной политики. Что касается правовых аспектов установления границ Кыргызской Республики они регулируются международным правом и договорами, а также внутренним законодательством.
Границы страны обычно определяются посредством дипломатических переговоров, соглашений и исторических прецедентов. Кыргызская Республика может участвовать в процессах демаркации или делимитации границ с соседними странами для установления четких границ, разрешения споров и обеспечения территориальной целостности. Эти процессы часто предполагают участие государственных чиновников, экспертов по правовым вопросам и соответствующих международных органов или посредников [5].
Современные границы Кыргызстана определены в результате становления Кыргызстана как независимого государства при сохранении сложной и противоречивой, этнической и субэтнической структуры. Как известно, границы Кыргызстана и их идентичность были во многом искусственно сформированы большевиками в ходе национально-территориального размежевания 1920-1930-х годах. Наличие территориальных претензий со стороны элит Таджикистана и Узбекистана к Кыргызстану нередко порождали разговоры о пересмотре современной установившей границы между этими государствами. Следовательно, изменения границ современного Кыргызстана особенно динамично протекает со времени приобретения самостоятельности.
Следует отметить, что Кыргызстан уступил свои территории Китаю, Казахстану и Узбекистану, тем самым изменив конфигурацию государственных границ республики. Отметим, Кыргызстан имеет 516 км несогласованных участков границы с Узбекистаном и
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 9. №12. 2023
https ://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/97
Таджикистаном. Об этом говорится в государственной программе по обеспечению безопасности и социально-экономическому развитию отдельных приграничных территорий Кыргызской Республики, имеющих особый статус.
Отмечается, что завершена делимитация государственной границы между Кыргызской Республикой и Республикой Казахстан, протяженностью 1241,58 км. Демаркация государственной границы проведена на 857,9 км. На государственной границе между Кыргызской Республикой и КНР, протяженностью 1084,35 км, проведены делимитация линии государственной границы и демаркационные работы. Общая протяженность государственной границы Кыргызской Республики с сопредельными государствами составляет 4675,17 км. Пока все эти опасения и прогнозы, несмотря на очевидные проблемы государств региона, не оправдались. Суммируя сказанное, считаем необходимым выделить некоторые проблемные аспекты концепции территории в международном праве.
1. Чисто теоретически все еще нет единого ответа на вопрос. Чем же является территория для государства — его признаком или элементом?
2. Теряет ли государство свой юридический статус автоматически при потере территории;
3. На каком правовом основании государство должно обладать территорией, чтобы отвечать критерию наличия определенной территории и соответственно иметь международно-правовой статус государства; Можно ли рассматривать гипотетическую ситуацию, когда государственная власть предпринимает действия, на пример, для аренды государственной территории и переводу своего населения на эту арендованную территорию и при этом не терять свою государственность?
В завершении считаем необходимым отметить, что все эти вопросы открыты для дебатов и изучения.
Список литературы:
1. Гришин М. Л. Проблемы пограничной политики государства и пути их решения. М.: БДЦ-пресс, 2001. 112 c.
2. Исаев Б. А. Геополитика. СПб., 2006. 384 c.
3. Хахина А. А. Территория как элемент международной правосубъектности государства в контексте проблемы «Исчезающих» государств // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2016. №6. С. 64-77.
4. Мизес Л. Всемогущее правительство: тотальное государство и тотальная война. Челябинск: Социум, 2013. 456 с.
5. Першин А. А., Шерстнев А. Д., Ярлыченко В. В. Теория государственных границ. М.: Граница, 2001. 222 с.
References:
1. Grishin, M. L. (2001). Problemy pogranichnoj politiki gosudarstva i puti ih reshenija. Moscow. (in Russian).
2. Isaev, B. A. (2006). Geopolitika. St. Petersburg. (in Russian).
3. Khakhina, A. A. (2016). Territorija kak jelement mezhdunarodnoj pravosub#ektnosti gosudarstva v kontekste problemy «Ischezajushhih» gosudarstv. Jelektronnoe prilozhenie k Rossijskomu juridicheskomu zhurnalu, (6), 64-77. (in Russian).
4. Mizes L. (2013). Vsemogushhee pravitel'stvo: total'noe gosudarstvo i total'naja vojna. Cheljabinsk. (in Russian).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice https://www.bulletennauki.ru
Т. 9. №12. 2023 https://doi.org/10.33619/2414-2948/97
5. Pershin A. A., Sherstnev A. D., Yarlychenko V. V. (2001). Teorija gosudarstvennyh granic. Moscow. (in Russian).
Работа поступила в редакцию 18.11.2023 г.
Принята к публикации 25.11.2023 г.
Ссылка для цитирования:
Сарбагышева А. Б. Историко-правовые аспекты установления границ Кыргызской Республики // Бюллетень науки и практики. 2023. Т. 9. №12. С. 287-291. ^/10.33619/2414-2948/97/38
Cite as (APA):
Sarbagysheva, A. (2023). Historical and Legal Aspects of Establishing the Boundaries of the Kyrgyz Republic. Bulletin of Science and Practice, 9(12), 287-291. (in Russian). https://doi .org/10.33619/2414-2948/97/38
® I