УДК 340.01
ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТРОИТЕЛЬСТВА РАБОЧЕ-КРЕСТЬЯНСКОЙ КРАСНОЙ АРМИИ В 1920-Е ГОДЫ
Щербаков Юрий Вадимович
преподаватель кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин, Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала армии А.В. Хрулева,
г. Санкт-Петербург, Россия E-mail: scherbackowiury@yandex.ru
HISTORICAL AND LEGAL ASPECTS OF ORGANIZING THE WJRKERS' AND PEASANTS'RED ARMY IN THE 1920'S
Yury Shcherbakov
Lecturer of the Department of humanitarian and socio-economic disciplines of the Military Academy of Logistics named after General of the Army A. V. Khrulev , St. Petersburg
АННОТАЦИЯ
Основное внимание в статье уделено созданию и развитию нормативно -правовой базы, послужившей началу формирования РККА и строительства Вооруженных сил советской Республики в 1920-е годы. В статье, с использованием историко-хронологического метода, перечисляются и анализируются ряд нормативно-правовых документов, принимаемые высшим партийно-государственным руководством советской Республики и руководителями военного ведомства в интересах подготовки и проведения военной реформы 19211928 годов.
ABSTRACT
The main attention is paid in the article to creation and development of the government and legal regulationswhich served asa beginning for formation of the Workers' and Peasants'Red Army and armed forces of the Soviet Republic in the 1920's. Using the historical and chronological method the author analyzed and listed in the article a number of government and legal regulations approved by superior party and state bodies of the Soviet Republic and leaders of the military departments to prepare and carry outthe military reform from 1921 to 1928.
Ключевые слова: Вооруженные силы, Рабоче-Крестьянская Красная Армия, военная реформа, территориально-милиционная система.
Keywords: Armed forces, Workers' and Peasants' Red Army, military reform, territorial-militia system.
После взятия в октябре 1917 года рабочим классом государственной власти и образованием Советской Республики формировались высшие государственные и исполнительно-распорядительные органы. Общее руководство обороной страны и вооруженных сил стало прерогативой ЦК РКП(б), Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) и Совета Народных Комиссаров [2, с.158-162]. При этом, центральные военные органы, как субъект управления Вооруженными Силами и как объект управления по отношению к РКП(б) и высшим государственным и исполнительно-распорядительным органам являлись подсистемой единой системы - аппарата государственного управления. Той же осенью был сформирован народный комиссариат по военным делам (Наркомвоен) [17, с.47].
Большевики, опираясь на опыт Первой мировой войны, полагали, что постоянные армии отжили «свой век» [1, с.27]. Исходя из этой установки, в высших органах государственного и военного управления сформировалась новая концепция организации вооруженной защиты советской Республики, в которой содержались положения о необходимости всеобщего вооружения народных масс с целью организации отпора как внутренним силам, противодействующим новой власти, так и для защиты государства от внешних противников.
15 (28) января 1918 года Совет Народных Комиссаров принял Декрет о создании Рабоче-крестьянской Красной армии [10, с. 334-335]. В соответствии с Декретом Красная армия стала формироваться на добровольческой основе комплектования армии, единственно приемлемой в тот исторический период.
Однако практика показала нежизнеспособность данной модели организации вооруженных сил, так как отсутствовали боевые резервы и система подготовки пополнения, а необученная, плохо организованная даже большая группа людей не могла оказать действенного противодействия постоянным (регулярным) воинским формированиям противника [1, с.7].
В марте 1918 года руководством РКП(б) и советского государства был образован Высший военный совет Республики (ВВСР) - новый коллегиальный орган [7, с.3,4,9]. Характерным для взаимоотношений между руководящими работниками ВВСР и Наркомвоена было то, что уже с первых дней противостояние между ними было острым [27].
К 8 апреля 1918 года, когда на государственном уровне было положено начало образованию новых территориальных органов военного управления -комиссариатов по военным делам, впоследствии наименованными военными комиссариатами (военкоматами) [36, с.14-18], на которые было возложено решение задач по организации военного обучения населения, а так же создание инструкторских школ, спортивных и стрелковых обществ для проведения учебно-воспитательной работы с молодежью допризывного возраста. Кроме того, был разработан и принят к исполнению документ, в основе которого лежала схема формирования больших войсковых соединений. То есть, был выработан «новый курс» на создание регулярной армии и, одновременно, запрещающий формирование отдельных небольших отрядов, не входящих в созданную схему [28]. В рамках этой концепции и реализации «нового курса» в апреле-мае 1918 года СНК издал ряд юридических актов, ставших нормативно-правовой основой для перехода к всеобщей воинской обязанности: декрет о порядке замещения должностей в Красной армии, отменявший выборность командного состава, декрет ВЦИК «Об обязательном обучении военному искусству» [11, с. 151153], вводивший всеобщее военное обучение (всевобуч) [30, с.315-337].
Отметим, что до лета 1918 года комплектование воинских частей и соединений РККА производилось на основе как добровольного принципа, так и обязательного. Единый принцип комплектования Вооруженных сил был установлен Постановлением ВЦИК от 29 мая 1918 года «О переходе к всеобщей мобилизации рабочих и беднейших крестьян в РККА» [10, с. 334,335].
Осуществленный на основе постановления ВЦИК от 29 мая 1918 года переход к всеобщей воинской обязанности трудящихся был законодательно за-
креплен V Всероссийским съездом Советов (июль 1918 г.). Принятая съездом Конституция РСФСР провозгласила защиту социалистического Отечества с оружием в руках обязанностью и почетным правом трудящихся. Постановление V съезда Советов «Об организации Красной Армии» закрепляло строительство строго классовой регулярной армии с железной дисциплиной, с применением «всех видов военной науки», с широким привлечением военных специалистов и институтом военных комиссаров [11, с. 542-544].
Одновременно продолжалась работа по упорядочению структуры органов высшего военного управления. Так, Наркомвоен 8 мая 1918 года издал Приказ № 339 о создании Всероссийского главного штаба (Всероглавштаб), в структуру которого наряду с Всероссийской коллегией по формированию Красной армии, Главным штабом, Главным комиссариатом военно-учебных заведений и Управлением по ремонтированию армии (подбор конского состава) вошло бывшее Главное управление Генерального штаба [4, с.520]. Спустя несколько месяцев в структуре Всероглавштаба, в соответствии приказа РВС №142 от 24 октября 1918 года, образовалось Мобилизационное управление [35, с.25].
2 сентября 1918 года ВЦИК принимает постановление о превращении Республики Советов в военный лагерь и образовании Революционного военного совета Республики (РВСР). 30 сентября 1918 года было утверждено положение об РВСР [29, с.7]. В соответствии с этим положением РВСР превращался в орган высшей военной власти в стране с одним Главнокомандующим, которому предоставлялась полная самостоятельность во всех вопросах стратегически-оперативного характера, а также право назначения, перемещения и отставления от занимаемых должностей командного состава войск и военных управлений и учреждений Республики, входящих в состав действующей армии [21, с.90]. Таким образом, РВСР принял на себя все права, существовавших ранее Коллегией Народного комиссариата по военным делам и Народного комиссариата по морским делам [34, с.19].
Председателем Реввоенсовета Республики был Народный комиссар по военным и морским делам, назначение которого утверждал Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет. В состав Реввоенсовета входил Главнокомандующий всеми вооруженными силами Республики. Взаимоотношения между Председателем Реввоенсовета и Реввоенсоветом приравнивались к взаимоотношениям между Народным комиссаром и Коллегией, как они были определены Конституцией РСФСР [37, а140]. Коллегия Народного Комиссариата по морским делам была упразднена на основании приказа РВСР №394 от 18 декабря 1918 г., а Морской отдел был выделен из состава Реввоенсовета [22]. Члены Реввоенсовета во время своего пребывания в войсках являлись «органами связи, наблюдения, и инструктирования» [12, с.313].
6 сентября 1918 года РВСР, закончив формирование, «приступил к исполнению своих обязанностей» [23]. Деятельность РВСР направлялась и контролировалась ЦК РКП(б). Первым председателем РВСР стал Л.Д. Троцкий. Во главе всех фронтов и всех её военных учреждений ставился Реввоенсовет с одним главнокомандующим (первый Главком - И.И. Вацетис), в распоряжение которого поступали «все силы и средства» РСФСР. Постановлением ВЦИК юридически закреплялось то, что «все граждане, независимо от занятий и возраста, должны беспрекословно выполнять те обязанности по обороне страны, какие будут на них возложены Советской властью...» в лице РВСР [32, с.267, 268]. По сути, было принято правовое решение об установлении военной диктатуры - альтернативного СНК центра власти. РВСР должен был стать сверхмощным органом, истинным предназначением которого являлось руководство не обороной республики «в кольце фронтов», а мировой революцией [8, с.9-15].
Рабочим органом РВСР и Главнокомандующего по оперативно-стратегическому руководству действующей армией являлся Полевой штаб РВСР (с 6 сентября до 2 октября 1918 г. - Штаб РВСР). Полевой штаб РСВР разрабатывал операции, оценивал силы и средства противника, вёл учет состояния и планировал развитие полевых войск, организацию их перевозок на теат-
ры военных действий, руководил боевой деятельностью авиационных и воздухоплавательных частей, а также осуществлял контроль в войсках и службах Красной армии. Для выполнения этих функций в нем были созданы управления: оперативное, административное, военных сообщений, регистрационное и др.
Создание РВСР свидетельствует, что на этот раз был юридически сформирован орган, действительно способный осуществлять высшую военную власть в стране.
30 ноября 1918 года создается чрезвычайный орган государства - Совет Обороны (Совет Рабочей и Крестьянской Обороны), который стал главным военно-хозяйственным и планирующим центром страны в период Гражданской войны и военной интервенции. Совет Обороны объединял и направлял деятельность военных и гражданских ведомств в центре и на местах, добивался роста военного производства, преодоления продовольственного и топливного кризиса, обеспечивал снабжение Красной армии [5, с.53]. Постановления Совета Обороны были обязательны для центральных и местных ведомств и учреждений, всех граждан Республики, поскольку этому органу предоставлялась вся полнота полномочий в деле мобилизации сил и материальных ресурсов страны в интересах обороны. Отметим, что создание Совета Обороны сыграло важнейшую роль в завоевании победы в Гражданской войне и послужил образцом для создания Государственного Комитета Обороны в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. [31].
Одновременно с созданием РККА, формированием новой системы органов военного управления военно-политическая элита искала пути организации в советской Республике всеобщего военного обучения. С этой целью 22 апреля 1918 года Декретом ВЦИК в стране было введено всеобщее военное обучение трудящихся, которое в своем развитии прошло три периода [18, с.9-10]. Существующее в Республике в ходе Гражданской войны военное, политическое и
экономическое положение выдвинуло на первый план решение задач о планомерной реорганизации Вооруженных сил по милиционной системе [17, с.5].
25 декабря 1918 года ЦК РКП(б) принял специальное постановление «О политике военного ведомства», в котором подчеркивалось, что политика военного ведомства, как и всех других ведомств и учреждений, ведется, на точном основании общих директив, издаваемых партией в лице ее Центрального Комитета и под его непосредственным контролем, и что ответственность за политику военного ведомства, в целом, несет партия [6, с.47-48].
Важным этапом в строительстве вооруженных сил Советской Республике является принятие «Положения о территориальных округах и участках», утвержденного председателем Реввоенсовета Республики 17 июля 1919 года.
Широкое освещение вопросов строительства милиционной армии в начале 1920-х годов получило в стенографических отчетах Совещаний Всеобуча [18, с.72], партийных съездов большевиков [13], а так же на страницах журнала Сухопутных войск РККА «Военный вестник», издаваемого ежемесячно с 1921 по 1927 годы, журнала «Вестник милиционной армии», издаваемого с марта 1920-го года Петроградским Окружным Управлением всеобщего Военного Обучения и в других печатных изданиях [3, с. 1064].
В связи с переводом Вооруженных Сил на мирное положение в целях проведения особо важных мероприятий создавались специальные комиссии. Так, В июне 1920 г. создается «Особая комиссия при РВСР по сокращению численности Красной Армии и Флота» под председательством помощника начальника Полевого штаба А.А. Самойло [25]. А осенью того же года. была создана «Комиссия ЦК РКП(б) по демобилизации армии и упорядочению тыла» в составе Ф.Э. Дзержинского, Э.М. Склянского, К.Х. Данишевского, С.С. Данилова и др. [26]. В 1921 г. ВЦИК назначил «Комиссию по пересмотру учреждений РСФСР». На неё возлагалась задача выработки предложений по наиболее целесообразной организации государственного аппарата. Ей предоставлялось
право делать выводы о штатной структуре и функциях государственных учреждений, в том числе и центрального аппарата военного ведомства [14, с.32].
1922 год для Советской России стал годом начала полномасштабного перехода государства и его военной организации от войны к миру. В условиях окончания Гражданской войны и военной интервенции в стране сложились такие военно-стратегические условия, которые позволили на государственно-правовой основе провести крупномасштабные экономические преобразования и на этой основе осуществлять военно-преобразовательную деятельность в интересах обеспечения военной безопасности страны.
В 1923-й год советское государство вошло в своем новом качестве - Союза Советских Социалистических Республик. В связи с новым государственно-национальным и административно-территориальным устройством страны вызывало необходимость проведения мероприятий по реорганизации центральных органов военного управления, формирования в РККА территориально-милиционных и национальных воинских частей и соединений, а так же новых подходов в обучения и воспитании командиров и рядовых красноармейцев.
8 августа 1923 года, на основании изданного ВЦИК СССР и Совнаркомом декрета «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся», был осуществлен переход от всеобщей воинской повинности к территориально-милиционной системе комплектования РККА [19].
К концу 1923 года на эту систему было переведено 17,2% всех стрелковых дивизий, а в 1930 году 58% [20, с.139]. Для дальнейшей жизнедеятельности армии в 1923 году военное ведомство советского государства провело ряд важных мероприятий. Важнейшими среди них являлись:
Во-первых, создание единого наркомата по военным и морским делам СССР, внутри которого были образованы центральные органы управления, как армий, так и флотов, в частности Штаб РККФ [9].
Во-вторых, было принято официальное решение, закрепленное правовым
государственным актом, оформленное декретом ВЦИКа и СНК СССР, о формировании первых территориальных частей и соединений, которые до 1923 года создавались и функционировали в стране только на экспериментальном уровне [24].
В-третьих, было положено начало практической реализации идеи о плановости военного строительства [29, с.315-337].
Принятый 18 сентября 1925 года «Закон об обязательной военной службе» предусматривал прохождение службы призываемых в армию, как в кадровых, так и в территориально-милиционных частях. Это был первый общесоюзный закон об обязательном несении военной службы всеми трудящимися страны [15].
Отметим, что декрет «Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся» действовал в течение пяти лет и утратил свою юридическую силу в связи с изданием Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 8 августа 1928 г. С вступлением страны в период планового развития экономики (1929-1933 гг.) строительство Вооруженных сил советского государства также стало осуществляться на основе принятого пятилетнего плана.
Все намеченные РКП(б) мероприятия по превращению страны в военный лагерь и мобилизации в этих целях сил и средств, на основании принимаемых нормативно-правовых актов, реализовывал, созданный в октябре 1918 года Совет Рабочей и Крестьянской Обороны (в апреле 1920 г. преобразован в Совет Труда и Обороны - СТО), что позволило обеспечить тесное взаимодействие военного ведомства, чрезвычайной комиссии по производству снабжения, ведомств путей сообщения и продовольствия и сосредоточиться «на общей работе во имя общих практических задач» [33, с.63].
Из вышеизложенного следует, что, во-первых, исторический период, начиная с 25 октября 1917 года до весны 1918 года, являлся временем попыток реализовать на практике идею «государства-коммуны».
Во-вторых, формирование высших органов государственной власти и создание организационных структур Военного ведомства происходило в условиях политической и экономической нестабильности, развала армии.
В-третьих, в годы Гражданской войны были созданы новые органы военного управления, такие как Совет Обороны, Реввоенсовет Республики, Реввоенсоветы фронтов и армий. Создание и функционирование политических органов в РККА и военных комиссариатов определялось как общественно-политическим устройством государства, так и условиями, в которых решались задачи обороны советской Республики.
В-четвертых, в 1920-е годы были изданы законодательные акты РСФСР и СССР, принятые центральными органами государственной власти по вопросам экономического развития страны, военного строительства, финансирования, содержания и материально-технического обеспечения армии и флота. Партийными органам (РКП(б) и ВКП(б)) разрабатывались документы и принимались правовые решения по хозяйственным и военным вопросам (постановления и решения съездов, конференций и пленумов Центрального комитета Коммунистической партии). Вместе с тем, особенностью этих документов является то, что, не являясь нормативными документами органов государственной власти и управления, они были обязательны для исполнения.
В-пятых, юридической основой жизни и деятельности РККА, строительства и функционирования ее тыла в 1920-е годы были приказы Революционного Военного Совета Республики (РВСР), Революционного Военного Совета СССР (РВС СССР), народного комиссара по военным делам, народного комиссара по военным и морским делам, народного комиссара обороны СССР, командующих войсками фронтов, военных округов и отдельных армий.
В-шестых, в 1920-е годы было принято решение, закрепленное правовым государственным актом, оформленное декретом ВЦИКа и СНК СССР, о формировании первых территориальных частей и соединений, которые до 1923 года создавались и функционировали в стране только на экспериментальном.
В-седьмых. 1923 год стал годом официального, закрепленного правовым государственным актом узаконения формирования территориально-милиционных частей и соединений, после чего началась практическая реализация идеи о плановости военного строительства, о чем свидетельствуют заедания РВС СССР, на которых обсуждались проблемы перехода к плановым началам в развитии РККА.
В-восьмых. Особое место среди них принадлежит резолюциям, постановлениям, декретам, законам высших органов Совестного государства Всероссийских и Всесоюзных съездов Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, ВЦИК и ЦИК СССР, Совнаркома РСФСР (СССР), Совета труда и обороны, на основании которых в 1920-е годы происходило строительство территориально-милиционных формирований. Определенную значимость имели положения, инструкции, циркуляры (подведомственные акты), издававшиеся центральными органами тыла РККА.
Список литературы:
1. Алексеев И. А. Территориальные формирования, М., 1926.
2. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом: Опыт системного исследования. М., 1973, 392 с.
3. Васильева Л.Ф. Генезис комплектования Красной армии по милиционному принципу // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2008. № 4. Т.10. С. 1063-1068.
4. Военный энциклопедический словарь. М., 1983. 520 с.
5. Войтенко С. П. Борьба партии во главе с В. И. Лениным против антипартийных групп и течений по вопросам военного строительства (1918-1920 гг.): Диссертация кандидата исторических наук. М.: ВПА, 1966. С. 53, 60.
6. Войтенко С. П. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. -М., 1964. С. 47-48.
7. Войтиков С.С. Развитие взглядов высшего руководства Советской России на военное строительство // Вопросы истории. 2007. № 10. С. 3-12.
8. Войтиков C.C. Высшее военное руководство Советской России на пути к созданию Реввоенсовета Республики // Военно-исторический журнал. 2008. № 9. С. 9-15.
9. ГАРФ. Ф.3316. Оп.1. Д.17. Л.206-216. (Положение о Народном комиссариате по военным и морским делам СССР, принятое III сессией ЦИК Союза ССР 12 ноября 1923 г. 12-16 ноября 1923 г.); РГВА. Ф. 4. Оп.3. Д.86. Л. 777-779. (Приказ РВС СССР №2763 с объявлением «Положения о штабе РККФ». 23 декабря 1923 г.).
10. Декреты Советской власти. - М., 1957. Т.1. 626 с.
11. Декреты Советской власти, - М., 1959. Т. 2. 686 с.
12. Декреты Советской власти. - М., 1964. Т.3. 664 с.
13. Десятый съезд РКП(б). Март 1921 года. Стенографический отчет. -с.714.; Одиннадцатый съезд РКП(б). Март-апрель 1922 г. Стенографический отчет. 290 с.
14. Доклад Комиссии ВЦИК по пересмотру учреждений РСФСР Президиуму ВЦИК: Материалы по организационному вопросу. М. 1921. 32 с.
15. Закон об обязательной военной службе 1925 год [Электронный ресурс] // Правовая Россия: [сайт]. URL: http://lawru.info/base18/part7/d18ru7040.htm (дата обращения: 10.02.2016).
16. Крушельницкий А.В. Народный комиссариат по военным делам в первые месяцы диктатуры пролетариата: дис..., канд. ист. наук. М., 1985. С. 47.
17. Лисовский Н. Милиционные начала в Красной Армии. Воениздат. М. 1925. 154 с.
18. Милиционная система и техника проведения ее в жизнь в Российской Социалистической Федеративной Республике. Отчет по стенограммам совещания при Окружном Управлении Всеобуча Петроградского Военного Округа по вопросам устройства Вооруженных Сил Республики по милиционной си-
стеме (1-10 февраля 1920 г.). Издание Петроградского Окружного Управления Всеобуч, Петроград, 1920. 72 с.
19. Об организации территориальных войсковых частей и проведении военной подготовки трудящихся: декрет ВЦИК и СНК СССР от 8 августа 1923 г. // Вестник ВЦИК, СНК и СТО Союза ССР. 1923. № 4.
20. Партия и армия / Е.Е. Мальцев, А.А. Бабаков, П.А. Жилин и др.; под общ. ред. А.А. Епишева. 2-е изд., доп. М.: Политиздат, 1980. С. 139.
21. О Главнокомандующем всеми вооруженными силами Республики (Положение). Постановление СНК РСФСР от 05.12.1918. // Семерка. Российский правовой портал: [сайт]. URL:http://7law.mfo/ussr/act2i/n714.htm (дата обращения: 4.02.2016).
22. РГАСПИ. Ф.17. Оп. 3. Д.370. Л.1,5. Решение Политбюро ЦК РКП(б) о слиянии аппаратов Военного и Морского ведомств. 9 августа 1923 г. Протокол №22 заседания Политбюро ЦК РКП(б).
23. РГВА. Ф.4. Оп. З.Д.26.Л. 1.
24. РГВА. Ф. 4. Оп.3. Д.1888. Л. 231 об. - 233.
25. РГВА. Ф.4. Оп. 10. Д.160. Л.1.
26. РГВА. Ф. 4. Оп. 10. Д.513. Л.1.
27. РГВА. Ф. 33221. Оп. 2. Д. 198.
28. РГВА. Ф. 37618. Оп. 1. Д. 2. Л. 27.
29. Реввоенсовет Республики (6 сент. 1918 г. - 28 авг. 1923 г.). - М., Политиздат, 1991. 464 с.
30. Реввоенсовет республики. Протоколы 1920-1923. сб. документов. М., 2000. 440 с.
31. Строительство Вооружённых Сил и военные реформы России // Правовой уголок офицера Вооруженных Сил Российской Федерации: [сайт]. ШЬ:Шр://уоеп-ргауо.га/тёех.рЬр/о§р-роё§о1:оука/П58^72 (дата обращения: 4.02.2016).
32. Свердлов Я.М. Избр. произведения. М., 1959. 129 с.
33. Систематический сборник важнейших декретов, 1917-1920. М., 1920. - С.63.
34. Систематический сборник постановлений, изданных по Народному комиссариату по морским делам с 25 октября 1917 г. по 31 декабря 1918 года. М., 1919. С.19.
35. Систематизированный справочник-указатель декретов, постановлений, приказов и распоряжений правительственных органов центральной советской власти по вопросам, относящимся к ведению Народного комиссариата по военным делам за 1917-1918 год. М. 1919. С.25.
36. Смирнов В. Военные комиссариаты: 90 лет на службе Отечеству. // Российское военное обозрение. 2008. № 4. С.14-18.
37. Советские Конституции: Справочник. М. 1963. 140 с.