УДК 93.378 Р.В. Павлюкевич
ИСТОРИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В XVIII В.
R.V. Pavlukevich
HISTORICAL AND LEGAL ASPECT OF THE DEVELOPMENT OF RUSSIAN EDUCATION IN THE XVIII CENTURY
После распада СССР советская система образования также начала распадаться. В 90-е годы руководству страны не удалось завершить формирование новой системы. Сегодня в нашей стране происходит очередная волна преобразований в области развития системы образования. Среди государственных чиновников и специалистов ведутся споры о путях и направлениях реформирования. Развитие системы образования как никогда важно сегодня. В ходе последнего саммита БРИКС была провозглашена идея новой индустриальной революции. В этих условиях очередной виток модернизации общества во многом зависит от развития образования. Как и всегда, изменение системы происходит не изнутри, но сверху. Государство играет роль проводника изменений. В этой ситуации важно учитывать опыт прошлых этапов реформирования. Именно в XVIII в. в России происходила как модернизация общества, так и образование отечественной системы просвещения. Реформы Петра I по своей сути начали первый этап модернизации нашего государства. Вестернизация, создание флота, регулярной армии, развитие горного дела и мануфактур - все это потребовало огромного количества образованных людей. В петровскую эпоху была создана база для создания системы образования. В эпоху дворцовых переворотов происходит замедление темпов ее развития, начинает усиливаться закрытый, инклюзивный сословный характер образовательной системы. Важнейшим этапом развития высшего образования стало основание Московского университета Елизаветой Петровной. В правлении же Екатерины II было завершено оформление системы начального образования и положено начало женскому. В целом XVIII в. можно считать началом российского образования.
Ключевые слова: система образования, законодательная база образования, эпоха просвещения, московский университет, реформы Петра I, Елизавета Петровна, Екатерина II.
After the collapse of Soviet Union Soviet education system also began its disintegration. In the 1990-s, the country's leadership failed to complete the
formation of a new system. Today in our country there is another wave of transformations in the field of education system development. Among state officials and specialists, there is controversy over the ways and directions of reform. The development of education system is very important today. The entry of the last BRICS summit proclaimed the idea of a new industrial revolution. In these conditions a new round of modernization of society largely depends on the development of education. Again, as always, a change in the system does not occur from within the system, but from above. The state acts as a vehicle for change. In this situation it is more important than ever to take into account the experience of the previous stages of reform. In the XVIII century in Russia both the modernization of society and the formation of national educational system took place. With the reforms of Peter I, in fact, began the first stage of our state modernization. Westernization, the creation of the fleet, a regular army, the development of mining and manufactories-all these required a great number of educated people. In the era of Peter I the base for the education system was created. During the era of palace coups, the pace of its development slows down, and closed, inclusive class nature of educational system starts amplifying. The foundation of Moscow University by Elizabeth Petrovna became the most important stage of the higher education development. In the reign of Catherine II the design of primary education system was completed and the beginning of female education was laid. In general, the XVIII century can be considered to be the beginning of Russian education.
Keywords: education system, legislative base of education, enlightenment era, Moscow University, the reforms of Peter I, Elizabeth Petrovna, Catherine II.
Эпоха Петра I не только открыла совершенно новую страницу в нашей истории, но полноправно может считаться началом развития системы высшего образования в России. В допетровскую эпоху делались попытки создания высших учебных заведений, но в силу специфики времени не получили должного развития. Пожалуй, крупнейшей попыткой создания отечественного университета стала организация Славяно-греко-латинской академии царем Алексеем Михайловичем.
Преобразования петровской эпохи коренным образом меняли весь облик страны, создание профессиональной армии, флота, развитие науки потребовало множества образованных людей. Этот период принято считать первым этапом модернизации русского общества. Если на первом этапе эта проблема решалась за счет привлечения иностранцев и выпускников европейских вузов, то в дальнейшем, как понимал Петр I,
понадобятся свои собственные кадры. Развитие образования и просвещения в России становилось важнейшей государственной задачей.
По инициативе Петра I в начале XVII века начинают появляться государственные школы различных видов. Данные школы имели пре-
«_» и -Г»
имущественно прикладной и узкоспециализированный характер. В них молодых людей готовили к непосредственной работе. Помимо профессиональных навыков в школах можно было получить и общее образование (русский и иностранные языки, арифметика, философия, и др.). В обязательном порядке при них молодое дворянство обучалось грамотности и арифметике.
Важно отметить, что данные школы были порождением государства. Если в Европе все чаще учебные заведения, как и города, получали вольность и самостоятельность (Магдебургское право), то в Российской империи они были полностью подконтрольны государству. Здесь мы видим проявление тенденций характерной для русской модели модернизации.
Самой первой школой, открытой Петром Алексеевичем, стала школа математических и навигацких наук в Сухаревой башне в Москве. Она была открыта в 1701 г. В качестве директора был приглашен профессор Г. Фарварсон из Абердинского университета в Англии [1, с. 71-78]. В этой школе преподавал математику и арифметику один из первых русских просветителей, автор одного из первых учебных пособий в России Л.Ф. Магницкий. В учебную программу школы математических и навигационных наук входили навигация, астрономия, математическая география, арифметика и геометрия. Преподаваемые науки изучались последовательно, по мере их освоения ученики переходили из класса в класс. Из школы выходили моряки, артиллеристы, навигаторы и офицеры. В 1715 г. по решению Петра Великого старшие классы навигацкой школы были переведены к базе морского флота, в новую столицу.
При этом в старой и новой столицах были учреждены медицинская, пушкарская и инженерная школы. По рекомендации первого русского историка и градостроителя Екатеринбурга В.Н. Татищева были учреждены горнозаводские училища [2]. Центром профессионального образования в Москве продолжала оставаться уже упомянутая выше Славяно-греко-латинская академия, в которой в 1716 г. обучалось до 400 студентов.
Следует отметить, что по указу Петра I в школы принимались как дворянские дети, так и представители разночинцев. Школьное законодательство Петра было продолжением его социальной политики, основанной на полезности человека государству, а не на его происхождении. Указом от 1714 г. была введена обязательная учебная повинность для детей дворян, дьяков и подьячих [3]. Ученикам запрещалось жениться до тех пор, пока они не окончат цифирную школу. Данный указ нашел свое отражение в знаменитой пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль».
Появление данных школ стало началом развития системы начального образования в нашей стране и выступило в качестве основы для развития системы высшего образования. В качестве учителей в каждую губернию были отправлены по два выпускника навигацкой школы. К 1725 г. в стране существовали 42 цифирные школы. Создавались также гарнизонные (для солдатских детей) и епархиальные начальные школы. На основе навигационной школы в Санкт-Петербурге была создана Морская академия.
Вместе с этим, вследствие моды на все западное, стали создаваться частные школы. С 1703 по 1715 г. в Москве работала гимназия, учрежденная пастором Эрнстом Глюком, которую закончили 300 человек [4]. В гимназии готовили кадры для государственных учреждений и давали широкое светское образование, включающее несколько иностранных языков. Впоследствии данные школы стал трансформироваться в Институт иностранных гувернеров.
В Санкт-Петербурге известным меценатом, церковником и публицистом Феофаном Прокоповичем была создан школа для сирот и детей из бедных семей. В ней ученики получали достаточно широкое и разностороннее образование. Данную школу за 15 лет ее существования окончило 160 человек, среди них — академики А.П. Протасов и С.К. Котельников.
Кроме этого Феофан Прокопович сыграл заметную роль в развитии правовой базы духовного образования в России. Им был создан «Духовный регламент», по которому предусматривалось создание академий с семинариумами - 8-летними средними духовными учебными заведениями, дававшими светское и богословское образование [5]. «Духовный регламент» определял развитие церковного образования вплоть до революции 1917 г.
Кульминационным шагом на пути основания высшего образования в России стало создание в 1725 г. Академии наук. В ее состав помимо кабинетов ученых входили университет и гимназия. Для работы и преподавания в ней были приглашены такие крупные профессора и просветители из западной Европы, как Д. Бернулли, Л. Эйлер, Ж.З. Делиль. При этом следует отметить, что количество обучающихся при них было чрезвычайно мало. На протяжении XVIII в. в связи с этим и по другим причинам неоднократно прекращались занятия. Проблемой были нравы дворянских детей и бюрократия, проникшая в стены учебного заведения в эпоху Дворцовых переворотов. Тем не менее, несмотря на царившую бюрократию и проблемы, в стенах учебных заведений выучились такие гиганты российской науки, как М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, С.Я. Румовский и многие другие.
Подытоживая развитие системы образования в эпоху Петра I, следует отметить, что создать единую систему образования в целом не удалось. Были лишь заложены основы для появления высшего образова-
ния. Несмотря на все трудности и неустройства (нехватка учителей, учеников, учебных пособий, научной литературы, отсутствие единых программ и т. д.) первые светские школы дали немалое количество образованных людей, которые обеспечили проведение реформ, способствовали общему подъему русской культуры. Развитие издательского дела, реформа шрифта, появление первой печатной газеты, возникновение новых библиотек также создавали более благоприятные условия для развития образования.
Смерть Петра I затормозила развитие системы образования в Российской империи. Преемники Петра в Эпоху Дворцовых переворотов мало уделяли внимания просвещению, будучи заняты решением других проблем. Вследствии этого количество обучающихся снижалось. Крупнейшим ударом по развитию системы образования стал закон, изданный Анной Иоанновной в 1737 г. В его рамках дворянские дети освобождались от обязательного обучения в регулярных учебных заведениях и им предоставлялось право на домашнее образование.
В целом развитие системы образования Эпохи Дворцовых переворотов отражало процессы, происходившие в области сословной политики. В период с 1730-е по 1750-е гг. XVIII в. складывается система дворянского сословного образования. Так, в 1731 г. в Санкт-Петербурге было создано закрытое учебное заведение, предназначенное исключительно для дворян - Сухопутный шляхетский корпус. В нем молодые дворяне могли получить как военное, так и гражданское образование. Обучение в нем было первым шагом для получения высокой должности при дворе. В корпусе преподавание шло на нескольких языках, в том числе французском, немецком, итальянском, польском и латыни. Изучались разнообразные точные науки, в том числе военные и инженерные. В учебном плане были отражены и изящные науки. Шляхте преподавались танцы, пение, музыка, знание поэзии, умение ездить верхом и владеть шпагой. По своей сути это была не столько высшая школа, сколько кузница дворянских и офицерских кадров.
Новый этап развития высшего образования наступил с приходом к власти Елизаветы Петровны. Одним из важнейших направлений ее политики стало просвещение. В 1752 г. были объединены Морская академия и Навигационная школа и образован Морской шляхетский корпус. Практически все созданные Петром I школы получили закрытый дворянский статус. В 1759 г. был основан Пажеский корпус, ставший школой для представителей высшего дворянства.
Кульминацией развития системы образования в XVIII в. стало основание в 1755 г. Московского университета (указ подписан Елизаветой 25 января в Татьянин день, с тех пор это главный праздник российского студенчества). Документы об организации Московского университета подавались в Сенат и императрице от имени графа И.И. Шувалова. Несмотря на это, истинным основателем университета был М.В. Ломоносов, им были
разработаны уставные документы и проекты его работы. В созданном учебном заведении было создано три факультета: юридический, философский и медицинский. Причем впервые основным языком преподавания становился русский. Также было создано две гимназии: для дворян и разночинцев, позднее была создана гимназия в Казани.
На юридическом факультете можно выделить три кафедры: «Натуральные права и узаконения древнейшей и новой российская и внутренние государственные права», «Политика» («Взаимное поведение, поступки государств и государей между собой, как были в проведшие века и как состоят в нынешнее время»), «Юриспруденция и развитие аппарата управления». Здесь можно было получить образование юриста.
Через год при университете была открыта специализированная типография. В ней печатались учебники и книги местных преподавателей, а также просветителей из западной Европы. При университете вплоть до 1917 г. издавалась собственная газета «Московские ведомости».
Новый виток развития системы образования в Российской империи был связан с правлением Екатерины II. Период ее правления принято называть термином «Эпоха просвещенного абсолютизма». Просвещение стало одним из лозунгов ее правления. Императрица вела переписку с крупнейшими просветителями и энциклопедистами своей эпохи. Но просвещение во многом так и осталось лозунгом. В годы ее правления продолжилась линия закрепления доступа к высшему образованию за дворянским сословием.
Так, при ней началось создание системы воспитательных учреждений. Они должны были не только обучать, но и воспитывать дворян. В 1764 г. Екатерина II утвердила законодательный акт, ставший основой ее просветительской политики. Им стало «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества» за авторством И.И. Бецкого. Он писал: «Корень всему злу и добру - воспитание» [6]. В рамках его проекта были открыты: училище при Академии художеств, воспитательные дома - в Москве и Петербурге, коммерческое училище, а также преобразованы кадетские корпуса.
В целом идеи Бецкого можно назвать утопичными. Кроме вышеназванного из его проекта больше ничего не было реализовано. Но ему удалось оставить след в истории. Именно при содействии И.И. Бецкого Екатериной II было положено начало женскому образованию. В Санкт-Петербурге было создано общество благородных девиц, с отделением для мещан.
Смольный институт (общество благородных девиц) был основан в 1764 г. при Смольном монастыре. При его основании в нем обучались 200 девиц дворянского и столько же мещанского происхождения. В учебный план были включены русский, французский языки, арифметика, география, история, поэзия, геральдика, знания в области домашней экономии и многое другое, что должно было помочь им в замужестве. В уставе
общества формулировались добродетели, которые стремились воспитать в девицах: христианское благочестие, повиновение начальствующим, учтивость, кротость, доброта, скромность и великодушие. В начале XIX в. стали возникать подобные заведения по всей стране.
Но, как уже было сказано, предпринятые шаги были лишь лозунгами. Численность людей, охваченных системой просвещения, была незначительной. Из всех сословий наиболее высокий уровень образования был характерен для дворянства, крестьянство же было практически тотально безграмотно. Жизнь требовала более широкой системы народного образования. В 1782 г. была создана комиссия во главе с сенатором П.В. Завадовским, которой поручалось продумать и оформить основные документы реформы школьного образования [7].
В 1786 г. была принята законодательная база для общего образования в стране. По принятому уставу народных училищ в каждом губернском городе начали создаваться главные четырехклассные училища, приближавшиеся по типу к средней школе, в уездных городах - малые двухклассные. В малых училищах детям преподавались чтение, письмо, священная история, элементарные курсы арифметики и грамматики, в главных - история, география, физика, механика, геометрия, естественная история, русский язык и другие предметы. Впервые в школах вводились единые учебные планы, классно-урочная система, разрабатывалась методика преподавания. Преемственность в обучении достигалась общностью учебных планов малых училищ и первых двух классов главных училищ.
Для подготовки учителей народных училищ при Петербургском главном народном училище была создана специальная учительская семинария.
Таким образом, XVIII в. можно доподлинно считать началом российского образования. Реформы Петра I, Елизаветы Петровны и Екатерины II создали основы как для высшего, так и начального образования. Под данную систему было создано специализированное законодательство. Следует отметить, что эти законы были сформированы не снизу, как в европейских странах, а сугубо сверху. Развитие системы образования и ее законодательства шло под влиянием нужд государства. Для развития системы образования в рассматриваемый период были характерны те же тенденции, что и для модернизации всего государства. Впрочем, это не удивительно, так как система образования была ее частью. Государство самостоятельно направляло и развивало систему на всех уровнях. Русские университеты появились не как автономные образования, подобные европейским, но как инструмент государственной политики.
Литература
1. Берх В.В. Жизнеописание бригадира и российской морской академии профессора Андрея Фарварсона // Жизнеописания первых рос-
сийских адмиралов, или опыт истории российского флота. Ч. 1. -СПб., 1831.
2. Педагогическая энциклопедия. Т. 1 / гл. ред. А.И. Каиров, Ф.Н. Петров. - М.: Советская энциклопедия, 1964.
3. О порядке наследования в движимых и недвижимых имуществах: указ 23 марта 1714 г. // Российское законодательство X-XX вв. Т. 4. - М.: Юридическая литература, 1986.
4. Гимназия пастора Глюка. - URL: http://www.den-za-dnem.ru/ page.php?article=645.
5. Духовный регламент. - URL: https://lib.pravmir.ru/library/b00k/1340.
6. Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества / Отечественные записки. - URL: http://www.strana-0z.rU/2004/3/ generaln0e-uchrezhdenie-0-v0spitanii-0b0eg0-p0la-yun0-shestva.
7. Толстой ДА. Городские училища в царствование императрицы Екатерины II. - СПб., 1886.
Literatura
1. Berh V.V. ZHizneopisanie brigadira i rossijskoj morskoj akademii professora Andreya Farvarsona // ZHizneopisaniya pervyh rossijskih admiralov, ili opyt istorii rossijskogo flota. Ch.1. - SPb., 1831.
2. Pedagogicheskaya enciklopediya. T. 1 / gl. red. A.I. Kairov, F.N. Petrov. -M.: Sovetskaya enciklopediya, 1964.
3. O poryadke nasledovaniya v dvizhimyh i nedvizhimyh imuschestvah: ukaz 23 marta 1714 g. // Rossijskoe zakonodatel'stvo X-XX vv. T. 4. -M.: Yuridicheskaya literatura, 1986.
4. Gimnaziya pastora Glyuka. - URL: http://www.den-za-dnem.ru/ page.php?article=645.
5. Duhovnyj reglament. - URL: https://lib.pravmir.ru/library/book/1340.
6. General'noe uchrezhdenie o vospitanii oboego pola yunoshestva / Ote-chestvennye zapiski. - URL: http://www.strana-oz.ru/2004/3/ general-noe-uchrezhdenie-o-vospitanii-oboego-pola-yuno-shestva.
7. Tolstoj DA. Gorodskie uchilischa v carstvovanie imperatricy Ekateriny II. -SPb., 1886.