УДК 378
О. С. Фокина
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СТАНОВЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ
Представлен историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетенции студентов вузов. В рамках данной проблемы рассмотрены ее главные аспекты и исследованы основные дефиниции, характеризующие коммуникативную компетенцию студента. Определено содержание, структурный анализ, выявлены основные компоненты (мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный) коммуникативной компетенции. Подчеркивается взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов, а их интеграция способствует эффективному формированию коммуникативной компетенции студентов.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, структура, мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный, рефлексивный компоненты.
Приоритетным направлением современного высшего образования является ориентация процесса обучения на формирование компетенций студентов, ведущей среди которых, согласно ФГОС ВО, является коммуникативная. В контексте коммуникативно-ориентированного обучения перед преподавателем вуза должна стоять задача научить студента не просто общению, а интеллектуальному общению, в процессе которого он способен самостоятельно выстраивать коммуникативный диалог, оперативно мыслить, анализировать, оперировать профессиональными терминами, структурировать и интерпретировать информацию. Необходимо научить студентов вуза смело использовать свои интеллектуальные способности в процессе интеллектуально-коммуникативного взаимодействия, что является значимым для дальнейшей профессиональной деятельности. Это обусловливает необходимость развития интеллектуальных умений студентов в процессе становления навыков коммуникации; другими словами, формирование интеллектуальной компетенции студента является составляющей процесса становления коммуникативной компетенции. В рамках доказательства данного тезиса проведем историко-педагогический анализ становления понятия коммуникативной компетенции студентов путем рассмотрения ее составных элементов. Взаимообусловленность коммуникативной и интеллектуальной компетенций можно проследить на всех этапах становления компетентностно-ориентированной модели образования.
Исследование процесса формирования коммуникативной компетенции имеет длительное историческое развитие. Ориентированное на компетенции образование (competence-based education - CBE) начало свое формирование в 70-х гг. XX в. в США. Так, Н. Хомский на основе работ В. Гумбольдта (1922) установил, что термин «компетенция» означал способность, необходимую для выполнения определенной преимущественно языковой деятельности на родном языке. Первоначально языковую (в широком смысле слова) компетенцию Н. Хомский определял как «систему интеллектуальных способностей, систему знаний и убеждений, которая развивается и во взаимодействии с другими факторами определяет... виды поведения» [1].
На основе идеи Н. Хомского содержание понятия «компетенция» было расширено и получило название «коммуникативная компетенция», а в середине 60-х гг. прошлого столетия Д. Хаймс (Dell Hymes) ввел в употребление концепт «коммуникативная компетенция» (the concept of communicative competence), сущность которого заключалась во внутреннем
понимании ситуационной уместности языка и представляла собой способность, позволяющую быть участником речевой деятельности [2]. В 1980-х М. Канейл (М. Canale) и М. Свейн (М. Swain) продолжили работу по развитию теории коммуникативной компетенции и предложили структуру коммуникативной компетенции, состоящей из четырех компонентов: дискурсивного, социолингвистического, стратегического и лингвистического [3]. С тех пор она получила широкое признание и распространение за рубежом.
В отечественной научной литературе термин «коммуникативная компетенция» был введен в научный обиход М. Н. Вятютневым (1977) «как выбор и реализацию программ речевого поведения в зависимости от способности человека ориентироваться в той или иной обстановке общения; умение классифицировать ситуации в зависимости от темы, задач, коммуникативных установок, возникающих до беседы, а также во время беседы в процессе взаимной адаптации». Так, М. Н. Вятютнев, подчеркивая взаимосвязь коммуникативной и интеллектуальной компетенций, определил коммуникативную компетенцию как способность общаться в трудовой или учебной деятельности, удовлетворяя свои интеллектуальные запросы [4]. В 1985 г. Н. И. Гез дала свое определение коммуникативной компетенции, рассматривая ее «как способность правильно использовать язык в разнообразных социально детерминированных ситуациях» [5]. Помимо знаний о языке коммуникативная компетенция включает в себя умение «коммуникативно соотносить речевое высказывание с целями ситуации общения, с пониманием взаимоотношений общающихся сторон, а также умение правильно организовать речевое общение с учетом культурных и социальных норм коммуникативного поведения» [5]. Сегодня в научных исследованиях термин «коммуникативная компетенция» определяется достаточно разночтимо и для него свойствен плюрализм.
Современное российское образование придерживается положения о формировании ключевых компетенций студентов, принятого Советом Европы в 1996 г. Среди перечня необходимых компетенций наибольший интерес для нас представляет коммуникативная компетенция. Согласно модели, утвержденной Советом Европы, первоначально коммуникативная компетенция состояла из трех компонентов: лингвистического, социолингвистического и прагматического.
Структура коммуникативной компетенции, используемая в настоящее время, может включать от двух до четырех элементов и часто не содержит интеллектуального компонента. Очевидно, что такой компонентный состав предполагает только обучение коммуникативным навыкам. Однако для выпускника высшей школы такой уровень сформированно-сти коммуникативной компетенции не может быть достаточным, так как ведущей задачей вуза является подготовка компетентных специалистов, умеющих не просто общаться, а способных в процессе своей профессиональной деятельности вступать в активное интеллектуально-коммуникативное взаимодействие (подтверждая свою точку зрения фактами, делая выводы, оперируя терминами), применяя полученные в процессе обучения компетенции.
Опираясь на идеи ученых [4, 6-9], можно констатировать, что составляющей коммуникативной компетенции является интеллектуальный компонент. В его состав входят следующие интеллектуальные умения и способности: умения поиска, получения и обработки информации; умение представлять информацию в виде схем, таблиц; умение интерпретировать информацию; умения презентации информации, ее структурирования, преобразования из одной формы представления в другую, выделения главного и второстепенного, выявления существенных признаков понятий, выделения связей и отношений между понятиями, составления когнитивных схем мыслительной деятельности, алгоритмов решения задач;
умение объяснить полученное решение; умение написать доклад, реферат, подготовить презентацию; умение делать обобщения, выводы, интерпретировать полученные результаты [7].
Рассмотрим содержание интеллектуальной компетенции как элемента коммуникативной. Истоки понятия «интеллектуальная компетенция» можно обнаружить в трактате Г. Ф. Гегеля «Наука логики» (1812). Еще в начале XIX в. он рассматривал стройность изложения мысли и коммуникативное взаимодействие в их тесной взаимосвязи. В своем трактате автор анализирует широкий диапазон категорий коммуникативности от обобщенных (бытие, небытие, количество, мера и пр.) до определенных понятий. В то же время он не сводит коммуникативное взаимодействие к простому циклу повторения. Трактат представляет собой изложение необходимого движения мышления в чистых категориях мысли (абсолютная идея Гегеля) [10]. В положении Р. Кеттелла (1971) о природе интеллектуальных способностей и их уровнях кеттелловские способности-операции по своему содержанию и механизму возникновения во многом аналогичны интеллектуальным компетентно-стям, определяющим эффективность личности в конкретной деятельности [11]. Известный американский психолог Джон Андерсон изучение компетентности считает одним из главных достижений когнитивной науки за последнюю четверть века (начиная с середины 1970-х гг.) Интеллектуальная компетентность представляет собой более узкую область исследования индивидуальной интеллектуальной деятельности человека, которая обеспечивает эффективность в сфере профессиональных достижений и определяет уровень интеллектуальной емкости конкретной сферы производства (профессии), а также уровень мастерства специалиста [12].
Пересечение категориальных систем «интеллект» и «обучаемость» порождает понятие «интеллектуальная компетентность». Косвенным подтверждением нашего предположения может служить разработка понятия «интеллектуальная компетентность» М. А. Холодной (ведущим специалистом в области интеллекта и когнитивных стилей). Интеллектуальную компетентность она понимает как совокупность интеллектуальных ресурсов, обеспечивающих высокий уровень достижений в реальных условиях, в том числе в профессиональной деятельности [8]. Таким образом, интеллектуальная компетентность - это многоуровневое образование, способность личности успешно решать проблемные ситуации в той или иной сфере деятельности, опираясь на собственные знания и приобретенный опыт.
Модернизация основных образовательных программ в условиях перехода к ФГОС ВО подчеркивает важность формирования общекультурных (ОК) и общепрофессиональных (ОПК) компетенций. Наибольший интерес для нашего исследования представляют следующие: способность к абстрактному мышлению, анализу, синтезу; способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); умение действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2); владение способностью к самостоятельному освоению и использованию новых методов исследования, освоению новых сфер профессиональной деятельности (ОК-3); умение анализировать социально значимые процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4); владение способностью самостоятельно приобретать и использовать, в том числе с помощью информационных технологий, новые знания и умения, непосредственно не связанные со сферой профессиональной деятельности (ОК-5); умение логически верно, аргументированно и ясно выстраивать устную и письменную речь (ОК-6); владение навыками профессиональной коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОПК-1); владение способностью осуществлять
профессиональное и личностное самообразование, проектировать профессиональную карьеру (ОПК-4).
Соответственно, в толковании понятия «коммуникативная компетентность» Д. Изарен-ков выделяет следующие существенные признаки: а) принадлежность коммуникативной компетентности к интеллектуальным способностям индивида; б) деятельностный характер проявления этих способностей, необходимым звеном которого выступает речевая деятельность; в) формирование коммуникативных навыков или в процессе естественного приспособления человека к условиям жизни в языковой среде, или с помощью специально организованного обучения; г) проявление способностей в одном или нескольких видах речевой деятельности. В таком понимании коммуникативной компетентности выявляется неразрывная связь коммуникативной компетенции с интеллектуальной, подчеркивается важная роль интеллектуальных способностей человека в ее формировании [13, с. 55]. С точки зрения И. Н. Гришко, коммуникативные компетенции содержат в себе три компонента: интеллектуальные, коммуникативные и речемыслительные умения, которые рассматриваются в большинстве психолого-педагогических, методических работ изолированно [9].
Углубление теоретических знаний и развитие интеллектуальных умений (интеллектуальный компонент), расширение репертуара коммуникативных умений (коммуникативный компонент) ведут к трансформации их мотивационной сферы (мотивационный компонент), лежащих в ее основе мотивов и ценностей, обеспечивая осознание студентом самого себя и своей деятельности (рефлексивный компонент).
Следовательно, несмотря на различные подходы к определению и пониманию содержания коммуникативной компетенции, можно констатировать, что она имеет вполне четкую структуру, основными составляющими которой являются мотивационный, интеллектуальный, коммуникативный и рефлексивный компоненты. Соответственно, можно определить коммуникативную компетенцию студента вуза как интегративное, профессионально-значимое качество личности, характеризующееся устойчивой положительной мотивацией к успешной интеллектуально-коммуникативной деятельности, потребностью в усвоении знаний теоретических основ коммуникации и готовностью применять коммуникативные стратегии в дальнейшей профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Хомский Н. Язык и мышление. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. 123 с.
2. Hymes D. On Communicative Competence // Sociolinguistics. Harmondsworth: Penguin, 1972. Р. 269-293.
3. Canale M., Swain M. Theoretical bases of communicative approaches to second language teaching and testing // Applied Linguistics. 1980. Pp. 1-14.
4. Вятютнев М. Н. Коммуникативная направленность обучения русскому языку в зарубежных школах // Русский язык за рубежом. 1977. № 6. С. 38-45.
5. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований // Иностранные языки в школе. 1985.
6. Щукин А. Н. Методика преподавания русского языка как иностранного: учеб. пос-е для вузов. М.: Высш. шк., 2003. 332 с.
7. Сагдеева Г. С. Развитие интеллектуальной компетентности будущих специалистов (на примере подготовки инженеров-электриков): дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2013. 200 с.
8. Холодная М. А., Берестнева О. Г., Кострикина И. С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в научно-технической деятельности // Психол. журнал. 2005. № 1. С. 29-37.
9. Гришко И. Н. Лингвистические задачи как средство развития интеллектуально-коммуникативных компетенций студентов юридических вузов (на примере обучения немецкому языку): дис. ... канд. пед. наук. Саратов, 2004.
10. Гегель Г. Ф. Энциклопедия философских наук. М.: Мысль, 1974. 452 с.
11. Cattell R. B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin Company, 1971. 583 p.
12. Андерсон Д. Когнитивная психология. 5-е изд. СПб.: Питер, 2002. 496 с.
13. Изаренков Д. Базисные составляющие коммуникативной компетенции и их формирование на продвинутом этапе обучения студентов-нефилологов // Русский язык за рубежом. 1990. № 4. С. 54-60.
Фокина О. С., преподаватель. Когалымский политехнический колледж.
Ул. Прибалтийская, 22, Когалым, ХМАО-Югра, Россия, 628481. E-mail: next_ok@rambler.ru
Материал поступил в редакцию 25.01.2016. O. S. Fokina
THE HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF THE FORMATION OF STUDENTS'
COMMUNICATIVE COMPETENCE
The article gives the historical and pedagogical analysis of the formation of students' communicative competence. As part of this problem it considers its aspects and studies the main approaches to the definition of the concept. The structure of the communicative competence is analyzed and its main components are identified. The communicative competence includes such components as motivational, intellectual reflexive and communicative. All of them are interconnected and interdependent. The integration of the components influences the process of the formation of the university students' communicative competence. This analysis contributes to the research of students' communicative competence. The information may be useful for the staff of higher educational institutions.
Key words: communicative competence, structure, motivational, intellectual, communicative, reflexive components.
References
1. Homskiy N. Yazyk i myshleniye [Language and thought]. Moscow, Moskovskiy gosudarstvennyy un-t Publ., 1972. 123 p. (in Russian).
2. Hymes D. On Communicative Competence. Sociolinguistics. Harmondsworth, Penguin, 1972. Рр. 269-293.
3. Canale M., Swain M. Theoretical Bases of Communicative Approaches to Second Language Teaching and Testing. Applied Linguistics, 1980. Рp. 1-14.
4. Vyatyutnev M. N. Kommunikativnaya napravlennost' obucheniya yazyku v zarubezhnykh shkolakh [The communicative focus of teaching the Russian language in foreign schools]. Russkiy yazyk za rubezhom - The Russian Language Abroad, 1977, no. 6, pp. 38-45 (in Russian).
5. Gez N. I. Formirovaniye kommunikativnoy kompetentsii kak ob'ekt zarubezhnykh metodicheskikh issledovaniy [The formation of communicative competence as an object of foreign methodological research]. Inostrannye yazyki v shkole - Foreign Languages at School, 1985 (in Russian).
6. Shchyukin A. N. Metodika prepodavaniya russkogo yazyka kak inostrannogo: uchebnoye posobiye dlya vuzov [Methods of teaching Russian as a foreign language: textbook]. Moscow, Vysshaya shkola Publ., 2003. 332 p. (in Russian).
7. Sagdeeva G. S. Razvitiye intellektual'noy kompetentnosti budushchikh spetsialistov (na primere podgotovki inzhenerov-elektrikov): Dis. kand. ped. nauk [The development of intellectual competence of future professionals (the preparation of Electrical Engineers). Thesis of cand. ped. sci.]. Kazan, 2013. 200 p. (in Russian).
8. Kholodnaya M. A., Berestneva O. G., Kostrikina I. S. Kognitivnye i metakognitivnye predposylki intellektual'noy kompetentnosti v nauchno-tekhnicheskoy deyatel'nosti [Cognitive and metacognitive background of intellectual competence in scientific and technological activities]. Psikhologicheskiy zhurnal - Psychological Magazine, 2005, no. 1, pp. 29-37 (in Russian).
9. Grishko I. N. Lingvisticheskiye zadachi kak sredstvo razvitiya intellektual'no-kommunikativnykh kompetentsiy studentov yuridicheskikh vuzov (na primere obucheniya nemetskogo yazyka): Dis. kand. ped. nauk [Linguistic problems as means of development of intellectual and communicative competence of college law students (on the example of teaching the German language). Thesis of cand. ped. sci.]. Saratov, 2004. 229 p. (in Russian).
11. Cattell R. B. Abilities: their structure, growth and action. Boston, Houghton Mifflin company, 1971. 583 p.
12. Anderson Dzh. Kognitivnaya psihologiya. 5-e izd. [Cognitive psychology. 5th edition]. St. Petersburg, Piter Publ, 2002. 496 p. (in Russian).
13. Izarenkov D. Bazisnye sostavlyayushchiye kommunikativnoy kompetencii i ikh formirovaniye na prodvinutom etape obucheniya studentov-nefilologov [The basic components of communicative competence and their formation at an advanced stage of training of students-philologists]. Russkiy yazyk za rubezhom - Russian Language Abroad, 1990, no. 4, pp. 54-60 (in Russian).
Fokina O. S.
Kogalym Polytechnic College.
Ul. Pribaltiyskaya, 22, Kogalym, Russia, 628484.
E-mail: next_ok@rambler.ru