2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 134-288.
3. Пирогов Н.И. Быть и казаться // Сочинения Н.И. Пирогова. - Киев, 1910. - Т. 1. - С. 79-91.
4. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Сочинения Н.И. Пирогова. - Киев, 1910. - Т. 1. - С. 37-72.
5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни: Дневник старого врача // Сочинения Н.И. Пирогова. - Киев, 1910. - Т. 2. - 681 с.
УДК 37.0
Черствая Ольга Евгеньевна
Вологодский государственный педагогический университет
cheroe@yandex.ru
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ МАТЕРИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ
В статье рассмотрено понятие «семейный уклад». Показаны социокультурные изменения ХХ века, их распространенность на все сферы человеческой жизни. Проанализированы взгляды общественных деятелей на роль женщины-матери в воспитании детей, весь семейный уклад. Важным является раскрытие трудностей воспитания детей в советскую эпоху.
Ключевые слова: семейный уклад, социальная политика, советская эпоха.
Важным определением в нашей статье будет: «семейный уклад - интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи» [7, с. 43]. Значимым аспектом в укладе жизни семьи является роль женщины - матери.
Исследователи истории семьи выделяют разные по своей направленности и влиянию на семейный уклад периоды в истории социальной политики советского государства. Рассмотрим один из них [8].
Первый период (1917 - середина 20-х - начало 30-х гг.) называют временем радикального переустройства института семьи и сексуальной революции в России. Этот период характеризуется либеральным законодательством и легитимацией ряда запрещенных в имперский период прав.
В семейном законодательстве были закреплены принципы: секуляризации брака, абсолютной свободы заключения и расторжения брака, формального равенства мужчины и женщины в брачно-семейных отношениях. Наряду с регистрируемыми светскими браками государством стали признаваться и фактические брачные отношения [2, с. 14].
Советская власть декретом «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 года утвердила еди-
ную процедуру гражданской, светской регистрации брака, было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни по обеспечению равного доступа к работе, образованию, социальным услугам и благам. Была облегчена процедура развода и легализованы аборты. Социальная политика государства была нацелена на освобождение женщин от «быта». Однако у государства не было ресурсов для осуществления объявленных программ. В повседневной жизни часто имело место нищенское существование разведенных матерей с несовершеннолетними детьми. Облегчение процедуры развода вело к полному переносу ответственности за детей на женщин [8].
Рассмотрим взгляды А.М. Коллонтай, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, на брак, роль женщины-матери в воспитании детей, весь семейный уклад.
После Октябрьской революции 1917 года в России стали распространяться идеи женского равноправия. А.М. Коллонтай писала, что современная семья утратила свои традиционные экономические функции, это означает, что женщина может сама избирать себе партнеров в любви. Она утверждала, что женщина должна эмансипироваться, забота о воспитании детей должна быть возложена на общество. А.М. Коллонтай предсказывала, что семья отомрет [1, с. 90-91].
В.И. Ленин придавал значение обобществлению материальной стороны быта, созданию общественных столовых, детских садов. Он подчер-
234
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
© Черствая О.Е., 2011
кивал направленность нового законодательства в области семьи и брака на освобождение женщины и ребенка, на защиту их прав [6, с. 363].
Значение роли матери как естественной воспитательницы, её влияние на детей, их характер данного влияния раскрыты в трудах Н.К. Крупской [4, с 59-60]. По ее мнению, именно дома должна воспитываться любовь к труду, к Родине, уважение к родителям и старшим.
Таким образом, этот период характеризуется многоукладностью и разнообразием форм семейной жизни. Апробировались и легализовы-вались разные формы семейных союзов, и государственные практики социальной поддержки матерей и несовершеннолетних детей [8].
Статус женщины в браке изменился: она могла оставить девичью фамилию, получила свободу передвижения - независимо от местонахождения мужа, право на собственность. Кодекс законов о семье в октябре 1918 года определил неограниченные возможности установления отцовства для детей, рождённых вне брака [3].
В середине 20-х - начале 30-х гг. начался второй период в истории советской социальной политики, продолжившийся до середины 50-х годов. Он характеризуется как период введения репрессивного законодательства в отношении семьи, сексуальности и ответственности женщин и мужчин за сексуальные отношения и родительство.
В 1936 году вышло постановление «О запрете абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей, детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводе».
Указ Президиума Верховного Совета СССР 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении Ордена «Материнская слава» и медали «Материнство» придавал правовое значение только зарегистрированным бракам; ужесточал процедуру развода; запрещал установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Государство снимало ответственность за внебрачного ребенка с отцов и перекладывало ее на матерей; оно обязывалось выплачивать ежемесячные пособия на рожденных вне брака.
Изменение государственной точки зрения на роль женщины в семье закреплялось не только в юридической норме, но и в идеологии. Пропаганда создаёт новый образ женщины, внедряя в сознание культ «женщины-матери» [3].
Третий период в истории советской социальной политики в отношении семьи начался после 1953 года и продлился до распада СССР в 1991 году. Этот период характеризуется «смягчением» практик государственного нормирования семейных и внутрисемейных отношений.
Н.С. Хрущев инициировал реформы, которые привели к открытию новых школ, детских садов, к увеличению выплачиваемых государством субсидий на детей, в стране были вновь легализованы аборты [1, с. 97].
В 1955 году отпуск по уходу за ребенком был увеличен, введен оплачиваемый больничный лист по уходу за заболевшим ребенком. В 1968 году были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза СССР и республик, в 1969 году в РСФСР был принят республиканский Кодекс
о браке и семье. Новое законодательство упростило процедуру развода, узаконило аборт по личному выбору женщины, признало право установления отцовства, регулировало алиментные отношения. В 80-х годах были реализованы меры в области социальной политики в отношении женщин-матерей: введены единовременные пособия на каждого ребенка, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до одного года, ряд производственных льгот работающим матерям. В течение 80-х - начале 90-х годов был увеличен оплачиваемый до- и после- родов отпуск до 70 дней; продлен до 1,5 лет частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком; введен отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет без содержания, но с сохранением рабочего стажа (дающего право на пенсию) и рабочего места, и ряд других протекционистских мер по защите и стимулированию материнства [8].
В отношении женщин с середины 1930-х до начала 1990-х годов государство создало законодательно закрепленные меры социальной поддержки. В результате этого изменилась социальная структура семьи. Гендерный дисбаланс в семье оформлялся в пользу женщин. Искусственно сформированная советская система гендерных отношений поддерживалась идеологическими кампаниями, механизмами государственного социального контроля, средствами массовой ин-
формации, нормами законодательства. Эгалитарная политика государства в области семьи была основана на признании равенства полов, светской концепции брака, повышенной защите прав детей, обеспечении максимальной стабилизации образовавшихся семей, стимулировании рождаемости и повышении уровня брачности населения. Однако государство с помощью правовых норм формировало социальные программы финансового «выдавливания» женщин из семьи в производство [2, с. 22].
A.А. Темкина и А. Роткирх, обосновывают специфику семейно-брачных отношений в рамках советской гендерной системы как базовый гендерный контракт «работающей матери». Советская женщина: 1) работала полный рабочий день; 2) осуществляла воспитание детей, частично разделяя эту обязанность с государственными институтами и родственниками (а иногда -с наемными работниками); 3) отвечала за организацию быта. Государство предоставляло женщинам дополнительные «охранные» права, льготы и социальную инфраструктуру (оплаченные декретные отпуска, пособия на детей, разветвленная сеть доступных детских дошкольных и внешкольных учреждений и т.д.) [10].
B.С. Садовская проанализировала также роль женщины в укладе жизни семьи в послереволюционный период. До Великой Отечественной войны большинство женщин считали первостепенным воспитание детей, ведение домашнего хозяйства. Общество уважительно относилось к статусу женщины-матери, женщины-домохозяйки. В период индустриализации в психологии людей доминировал приоритет семьи. Более массовое привлечение женщин на производство закрепилось в годы войны и в послевоенный период, когда необходимо было поднимать разрушенное хозяйство. Работа женщины на предприятиях становилась нормой. Семья для женщин, особенно послевоенного поколения, была дополнением к профессиональной деятельности. Наибольшую терпимость к сочетанию семьи и профессиональной деятельности проявили женщины, рожденные в предвоенные и военные годы. По их мнению, не имея специальности, они не смогли бы обеспечить своим детям достойное существование. Послевоенное поколение однозначно выбирает профессиональную деятельность. Женщины, рожденные в 60-е годы, ближе в суждениях к женщинам предвоенного и военного поколения [9, с. 93-94].
Выделяют некоторые трудности, перед которыми оказывались женщины СССР, воспитывающие детей [5].
СССР был преимущественно городской страной. Члены городской семьи трудились разрозненно. Дети уже не принимали участия в трудовой жизни семьи. Трудности воспитания детей были связаны и с тем, что в условиях городской жизни влияние религии, живой природы и народных традиций существенно ослабляется. Увеличение городского населения произошло, в основном, за счет притока сельского населения. Советские города состояли из вчерашних крестьян и их детей, а также из детей, родившихся уже в городе. Между этими поколениями существовало непонимание.
Выделяют также следующие трудности семейного воспитания в исследуемый период: неподготовленность родителей, материальные условия, профессиональная работа матери. В СССР существовало огромное количество неполных семей и детей-сирот, не имеющих отцов. Но и в полных семьях отцы во многих случаях не принимали участия в воспитании детей. Когда семейным воспитанием были заняты оба родителя, нередко они были недостаточно подготовлены для этого. Семья в СССР жила, как правило, в стесненных материальных условиях. Фактором, осложняющим семейное воспитание детей, являлась в СССР работа в народном хозяйстве почти всех женщин-матерей. Распространено мнение, что детей в СССР воспитывали бабушки. Но многие из них имели среднее или высшее образование. Выйдя на пенсию, они не стремились превращаться в нянек. Кроме того, количество бабушек было не так велико, как количество отдельных семей. Партия стремилась к свертыванию семейного и расширению государственного воспитания детей. Однако сеть детских учреждений строилась медленно.
Итак, начиная с середины 30-х гг., до начала 90-х гг. в стране сложился подход к семье, для которого характерны следующие черты: семья понималась, как важный институт общества, поэтому она находилась под контролем государства и партии; материнство понималось как важная социальная и государственная функция женщин, поэтому государство поддерживало материнство морально и материально; государство брало на себя большую долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей; мате-
236
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17
ри несли ответственность за семью и семейный уклад, за успешную социализацию детей.
Таким образом, в начале ХХ века отношения в семье основывались на патриархально-авторитарном укладе. Он характеризуется половозрастной иерархией семейной жизни, контролем главы семьи над женой и детьми, а также приоритетами семьи как целого над индивидуальными интересами ее членов.
В результате законодательного нормирования к началу девяностых годов ХХ века в России окончательно сформировалась семейная структура: нуклеарная (малая) семья дето-центристского типа; фактически главой семейства была женщина-мать, которая была обязана воспитывать подрастающее поколение, осуществлять бытовое обслуживание семьи и работать на общественном производстве. Специфической чертой советского периода была возможность широкого вмешательства государства в жизнь семьи, осуществление им функций по поддержке женщины-матери [2, с. 23].
Система социального положения мужчины и женщины в браке при смене исторических эпох и соответствующих им нравственных ценностей общества, установленных религией или государственной идеологией, претерпевает изменения, как и опосредующее их законодательное регулирование [2, с. 12].
Модернизационные изменения в брачности и рождаемости происходили и происходят под влиянием развития и становления общества массового потребления, под влиянием развития контрацептивной промышленности, а главное, под влиянием процессов женской эмансипации и изменения представлений о гендерных ролях в семье и обществе [8].
Исследования ученых дают основание полагать, что в советский период влияние уклада жизни семьи на воспитание детей претерпевало изменения, что зависело от роли женщины и мужчины в нем. Наиболее оптимальное сочетание двух важных функций (семьи и профессиональной деятельности) проявилось у женщин, рожденных в предвоенные и послевоенные годы. Важна роль женского начала в семейном укладе, разумное сочетание семейных и профессиональ-
ных обязанностей женщин. Основные свойства гендерного контракта «работающая мать» сохранялись на протяжении всего советского времени. Этот контракт формировался и поддерживался государственной политикой, идеологией и государственными институтами.
Таким образом, анализ современных научных концепций показывает, что одним из факторов, обусловливающих трансформационные процессы, признается изменение отношения женщины к профессиональной деятельности.
Библиографический список
1. Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака: Учебное пособие. - М.: НИЦ МГУДТ, 2009. - 134 с.
2. Ефременкова Д.А. Эволюция правового положения супругов в России. IX - конец XX вв.: Автореф. дис. ... канд. юридич. наук. - 23 с.
3. Зубкова Е. В круге ближнем // Родина. -2008. - № 7. - http://www.istrodina.com/ rodina_articul.php3?id=2675&n=130 (Дата обращения 15.04.2011)
4. Крупская Н.К. Пролетарские дети // Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. - М.: Академия пед. наук, 1955. - Т. 1. - 867 с.
5. Курганов И. А. Женщины в семье // Женщины и коммунизм. - Нью-Йорк, 1968. - http:// www.a-z.ru/women/texts/kurgan4r-5.htm (Дата обращения 05.07.2010)
6. Ленин В.И. О воспитании и образовании. -М.: Просвещение, 1987. - 459 с.
7. Лодкина Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми: Учеб. пособие к спецкурсу для студ. пед. вузов. - 2-е изд. - Вологда: Русь, 1998. - 133 с.
8. РабжаеваМ.В. Семья в русском обществе: исторический и социокультурный анализ. http:// www.gender-cent.ryazan.ru/rabzhaeva1.htm (Дата обращения 20. 04. 2011)
9. Садовская В.С. Педагогические основы формирования культуры быта: Монография. -М.: МГУК, 1996. - 206 с.
10. Темкина А.А., РоткирхА. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социологические исследования. - 2002. - № 11. - С. 4-15.