Научная статья на тему 'Историко-педагогический анализ роли матери в семейном укладе в советской России'

Историко-педагогический анализ роли матери в семейном укладе в советской России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
599
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / СОВЕТСКАЯ ЭПОХА / FAMILY SETUP / SOCIAL POLICY / SOVIET EPOCH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чёрствая Ольга Евгеньевна

В статье рассмотрено понятие «семейный уклад». Показаны социокультурные изменения ХХ века, их распространенность на все сферы человеческой жизни. Проанализированы взгляды общественных деятелей на роль женщины-матери в воспитании детей, весь семейный уклад. Важным является раскрытие трудностей воспитания детей в советскую эпоху

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MOTHER ROLE IN SOVIET RUSSIA FAMILY SETUP HISTORIC-PEDAGOGIC ANALYSIS

«Family setup» notion is examined in the article. 20th century sociocultural changes, their spreading upon all the human life spheres are shown. Views of public figures on role of woman-mother in children upbringing; on all the family setup are analyzed. Revealing difficulties of children upbringing in the Soviet epoch is of great importance.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогический анализ роли матери в семейном укладе в советской России»

2. Ильин И.А. Путь духовного обновления // Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 134-288.

3. Пирогов Н.И. Быть и казаться // Сочинения Н.И. Пирогова. - Киев, 1910. - Т. 1. - С. 79-91.

4. Пирогов Н.И. Вопросы жизни // Сочинения Н.И. Пирогова. - Киев, 1910. - Т. 1. - С. 37-72.

5. Пирогов Н.И. Вопросы жизни: Дневник старого врача // Сочинения Н.И. Пирогова. - Киев, 1910. - Т. 2. - 681 с.

УДК 37.0

Черствая Ольга Евгеньевна

Вологодский государственный педагогический университет

cheroe@yandex.ru

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РОЛИ МАТЕРИ В СЕМЕЙНОМ УКЛАДЕ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ

В статье рассмотрено понятие «семейный уклад». Показаны социокультурные изменения ХХ века, их распространенность на все сферы человеческой жизни. Проанализированы взгляды общественных деятелей на роль женщины-матери в воспитании детей, весь семейный уклад. Важным является раскрытие трудностей воспитания детей в советскую эпоху.

Ключевые слова: семейный уклад, социальная политика, советская эпоха.

Важным определением в нашей статье будет: «семейный уклад - интегральное понятие, включающее в себя установившийся порядок жизни конкретной семьи, ее установки, потребности, интересы, традиции, ценностные ориентации, стиль отношений, личный пример, уровень психолого-педагогической культуры родителей, здоровье членов семьи» [7, с. 43]. Значимым аспектом в укладе жизни семьи является роль женщины - матери.

Исследователи истории семьи выделяют разные по своей направленности и влиянию на семейный уклад периоды в истории социальной политики советского государства. Рассмотрим один из них [8].

Первый период (1917 - середина 20-х - начало 30-х гг.) называют временем радикального переустройства института семьи и сексуальной революции в России. Этот период характеризуется либеральным законодательством и легитимацией ряда запрещенных в имперский период прав.

В семейном законодательстве были закреплены принципы: секуляризации брака, абсолютной свободы заключения и расторжения брака, формального равенства мужчины и женщины в брачно-семейных отношениях. Наряду с регистрируемыми светскими браками государством стали признаваться и фактические брачные отношения [2, с. 14].

Советская власть декретом «О гражданском браке, детях и ведении книг актов гражданского состояния» от 18 декабря 1917 года утвердила еди-

ную процедуру гражданской, светской регистрации брака, было узаконено формальное равенство женщин и мужчин во всех сферах жизни по обеспечению равного доступа к работе, образованию, социальным услугам и благам. Была облегчена процедура развода и легализованы аборты. Социальная политика государства была нацелена на освобождение женщин от «быта». Однако у государства не было ресурсов для осуществления объявленных программ. В повседневной жизни часто имело место нищенское существование разведенных матерей с несовершеннолетними детьми. Облегчение процедуры развода вело к полному переносу ответственности за детей на женщин [8].

Рассмотрим взгляды А.М. Коллонтай, Н.К. Крупской, В.И. Ленина, на брак, роль женщины-матери в воспитании детей, весь семейный уклад.

После Октябрьской революции 1917 года в России стали распространяться идеи женского равноправия. А.М. Коллонтай писала, что современная семья утратила свои традиционные экономические функции, это означает, что женщина может сама избирать себе партнеров в любви. Она утверждала, что женщина должна эмансипироваться, забота о воспитании детей должна быть возложена на общество. А.М. Коллонтай предсказывала, что семья отомрет [1, с. 90-91].

В.И. Ленин придавал значение обобществлению материальной стороны быта, созданию общественных столовых, детских садов. Он подчер-

234

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

© Черствая О.Е., 2011

кивал направленность нового законодательства в области семьи и брака на освобождение женщины и ребенка, на защиту их прав [6, с. 363].

Значение роли матери как естественной воспитательницы, её влияние на детей, их характер данного влияния раскрыты в трудах Н.К. Крупской [4, с 59-60]. По ее мнению, именно дома должна воспитываться любовь к труду, к Родине, уважение к родителям и старшим.

Таким образом, этот период характеризуется многоукладностью и разнообразием форм семейной жизни. Апробировались и легализовы-вались разные формы семейных союзов, и государственные практики социальной поддержки матерей и несовершеннолетних детей [8].

Статус женщины в браке изменился: она могла оставить девичью фамилию, получила свободу передвижения - независимо от местонахождения мужа, право на собственность. Кодекс законов о семье в октябре 1918 года определил неограниченные возможности установления отцовства для детей, рождённых вне брака [3].

В середине 20-х - начале 30-х гг. начался второй период в истории советской социальной политики, продолжившийся до середины 50-х годов. Он характеризуется как период введения репрессивного законодательства в отношении семьи, сексуальности и ответственности женщин и мужчин за сексуальные отношения и родительство.

В 1936 году вышло постановление «О запрете абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей, детских садов, усилении уголовного наказания за неуплату алиментов и некоторых изменениях в законодательстве о разводе».

Указ Президиума Верховного Совета СССР 1944 года «Об увеличении государственной помощи беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям, усилении охраны материнства и детства, об установлении почетного звания «Мать-героиня» и учреждении Ордена «Материнская слава» и медали «Материнство» придавал правовое значение только зарегистрированным бракам; ужесточал процедуру развода; запрещал установление отцовства в отношении детей, рожденных вне брака. Государство снимало ответственность за внебрачного ребенка с отцов и перекладывало ее на матерей; оно обязывалось выплачивать ежемесячные пособия на рожденных вне брака.

Изменение государственной точки зрения на роль женщины в семье закреплялось не только в юридической норме, но и в идеологии. Пропаганда создаёт новый образ женщины, внедряя в сознание культ «женщины-матери» [3].

Третий период в истории советской социальной политики в отношении семьи начался после 1953 года и продлился до распада СССР в 1991 году. Этот период характеризуется «смягчением» практик государственного нормирования семейных и внутрисемейных отношений.

Н.С. Хрущев инициировал реформы, которые привели к открытию новых школ, детских садов, к увеличению выплачиваемых государством субсидий на детей, в стране были вновь легализованы аборты [1, с. 97].

В 1955 году отпуск по уходу за ребенком был увеличен, введен оплачиваемый больничный лист по уходу за заболевшим ребенком. В 1968 году были приняты Основы законодательства о браке и семье Союза СССР и республик, в 1969 году в РСФСР был принят республиканский Кодекс

о браке и семье. Новое законодательство упростило процедуру развода, узаконило аборт по личному выбору женщины, признало право установления отцовства, регулировало алиментные отношения. В 80-х годах были реализованы меры в области социальной политики в отношении женщин-матерей: введены единовременные пособия на каждого ребенка, частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до одного года, ряд производственных льгот работающим матерям. В течение 80-х - начале 90-х годов был увеличен оплачиваемый до- и после- родов отпуск до 70 дней; продлен до 1,5 лет частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком; введен отпуск по уходу за ребенком с 1,5 до 3 лет без содержания, но с сохранением рабочего стажа (дающего право на пенсию) и рабочего места, и ряд других протекционистских мер по защите и стимулированию материнства [8].

В отношении женщин с середины 1930-х до начала 1990-х годов государство создало законодательно закрепленные меры социальной поддержки. В результате этого изменилась социальная структура семьи. Гендерный дисбаланс в семье оформлялся в пользу женщин. Искусственно сформированная советская система гендерных отношений поддерживалась идеологическими кампаниями, механизмами государственного социального контроля, средствами массовой ин-

формации, нормами законодательства. Эгалитарная политика государства в области семьи была основана на признании равенства полов, светской концепции брака, повышенной защите прав детей, обеспечении максимальной стабилизации образовавшихся семей, стимулировании рождаемости и повышении уровня брачности населения. Однако государство с помощью правовых норм формировало социальные программы финансового «выдавливания» женщин из семьи в производство [2, с. 22].

A.А. Темкина и А. Роткирх, обосновывают специфику семейно-брачных отношений в рамках советской гендерной системы как базовый гендерный контракт «работающей матери». Советская женщина: 1) работала полный рабочий день; 2) осуществляла воспитание детей, частично разделяя эту обязанность с государственными институтами и родственниками (а иногда -с наемными работниками); 3) отвечала за организацию быта. Государство предоставляло женщинам дополнительные «охранные» права, льготы и социальную инфраструктуру (оплаченные декретные отпуска, пособия на детей, разветвленная сеть доступных детских дошкольных и внешкольных учреждений и т.д.) [10].

B.С. Садовская проанализировала также роль женщины в укладе жизни семьи в послереволюционный период. До Великой Отечественной войны большинство женщин считали первостепенным воспитание детей, ведение домашнего хозяйства. Общество уважительно относилось к статусу женщины-матери, женщины-домохозяйки. В период индустриализации в психологии людей доминировал приоритет семьи. Более массовое привлечение женщин на производство закрепилось в годы войны и в послевоенный период, когда необходимо было поднимать разрушенное хозяйство. Работа женщины на предприятиях становилась нормой. Семья для женщин, особенно послевоенного поколения, была дополнением к профессиональной деятельности. Наибольшую терпимость к сочетанию семьи и профессиональной деятельности проявили женщины, рожденные в предвоенные и военные годы. По их мнению, не имея специальности, они не смогли бы обеспечить своим детям достойное существование. Послевоенное поколение однозначно выбирает профессиональную деятельность. Женщины, рожденные в 60-е годы, ближе в суждениях к женщинам предвоенного и военного поколения [9, с. 93-94].

Выделяют некоторые трудности, перед которыми оказывались женщины СССР, воспитывающие детей [5].

СССР был преимущественно городской страной. Члены городской семьи трудились разрозненно. Дети уже не принимали участия в трудовой жизни семьи. Трудности воспитания детей были связаны и с тем, что в условиях городской жизни влияние религии, живой природы и народных традиций существенно ослабляется. Увеличение городского населения произошло, в основном, за счет притока сельского населения. Советские города состояли из вчерашних крестьян и их детей, а также из детей, родившихся уже в городе. Между этими поколениями существовало непонимание.

Выделяют также следующие трудности семейного воспитания в исследуемый период: неподготовленность родителей, материальные условия, профессиональная работа матери. В СССР существовало огромное количество неполных семей и детей-сирот, не имеющих отцов. Но и в полных семьях отцы во многих случаях не принимали участия в воспитании детей. Когда семейным воспитанием были заняты оба родителя, нередко они были недостаточно подготовлены для этого. Семья в СССР жила, как правило, в стесненных материальных условиях. Фактором, осложняющим семейное воспитание детей, являлась в СССР работа в народном хозяйстве почти всех женщин-матерей. Распространено мнение, что детей в СССР воспитывали бабушки. Но многие из них имели среднее или высшее образование. Выйдя на пенсию, они не стремились превращаться в нянек. Кроме того, количество бабушек было не так велико, как количество отдельных семей. Партия стремилась к свертыванию семейного и расширению государственного воспитания детей. Однако сеть детских учреждений строилась медленно.

Итак, начиная с середины 30-х гг., до начала 90-х гг. в стране сложился подход к семье, для которого характерны следующие черты: семья понималась, как важный институт общества, поэтому она находилась под контролем государства и партии; материнство понималось как важная социальная и государственная функция женщин, поэтому государство поддерживало материнство морально и материально; государство брало на себя большую долю ответственности за воспитание, образование, охрану здоровья детей; мате-

236

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2011, Том 17

ри несли ответственность за семью и семейный уклад, за успешную социализацию детей.

Таким образом, в начале ХХ века отношения в семье основывались на патриархально-авторитарном укладе. Он характеризуется половозрастной иерархией семейной жизни, контролем главы семьи над женой и детьми, а также приоритетами семьи как целого над индивидуальными интересами ее членов.

В результате законодательного нормирования к началу девяностых годов ХХ века в России окончательно сформировалась семейная структура: нуклеарная (малая) семья дето-центристского типа; фактически главой семейства была женщина-мать, которая была обязана воспитывать подрастающее поколение, осуществлять бытовое обслуживание семьи и работать на общественном производстве. Специфической чертой советского периода была возможность широкого вмешательства государства в жизнь семьи, осуществление им функций по поддержке женщины-матери [2, с. 23].

Система социального положения мужчины и женщины в браке при смене исторических эпох и соответствующих им нравственных ценностей общества, установленных религией или государственной идеологией, претерпевает изменения, как и опосредующее их законодательное регулирование [2, с. 12].

Модернизационные изменения в брачности и рождаемости происходили и происходят под влиянием развития и становления общества массового потребления, под влиянием развития контрацептивной промышленности, а главное, под влиянием процессов женской эмансипации и изменения представлений о гендерных ролях в семье и обществе [8].

Исследования ученых дают основание полагать, что в советский период влияние уклада жизни семьи на воспитание детей претерпевало изменения, что зависело от роли женщины и мужчины в нем. Наиболее оптимальное сочетание двух важных функций (семьи и профессиональной деятельности) проявилось у женщин, рожденных в предвоенные и послевоенные годы. Важна роль женского начала в семейном укладе, разумное сочетание семейных и профессиональ-

ных обязанностей женщин. Основные свойства гендерного контракта «работающая мать» сохранялись на протяжении всего советского времени. Этот контракт формировался и поддерживался государственной политикой, идеологией и государственными институтами.

Таким образом, анализ современных научных концепций показывает, что одним из факторов, обусловливающих трансформационные процессы, признается изменение отношения женщины к профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Гавров С.Н. Историческое изменение институтов семьи и брака: Учебное пособие. - М.: НИЦ МГУДТ, 2009. - 134 с.

2. Ефременкова Д.А. Эволюция правового положения супругов в России. IX - конец XX вв.: Автореф. дис. ... канд. юридич. наук. - 23 с.

3. Зубкова Е. В круге ближнем // Родина. -2008. - № 7. - http://www.istrodina.com/ rodina_articul.php3?id=2675&n=130 (Дата обращения 15.04.2011)

4. Крупская Н.К. Пролетарские дети // Крупская Н.К. Избранные педагогические произведения. - М.: Академия пед. наук, 1955. - Т. 1. - 867 с.

5. Курганов И. А. Женщины в семье // Женщины и коммунизм. - Нью-Йорк, 1968. - http:// www.a-z.ru/women/texts/kurgan4r-5.htm (Дата обращения 05.07.2010)

6. Ленин В.И. О воспитании и образовании. -М.: Просвещение, 1987. - 459 с.

7. Лодкина Т.В. Взаимодействие семьи и школы в работе с трудными детьми: Учеб. пособие к спецкурсу для студ. пед. вузов. - 2-е изд. - Вологда: Русь, 1998. - 133 с.

8. РабжаеваМ.В. Семья в русском обществе: исторический и социокультурный анализ. http:// www.gender-cent.ryazan.ru/rabzhaeva1.htm (Дата обращения 20. 04. 2011)

9. Садовская В.С. Педагогические основы формирования культуры быта: Монография. -М.: МГУК, 1996. - 206 с.

10. Темкина А.А., РоткирхА. Советские гендерные контракты и их трансформация в современной России // Социологические исследования. - 2002. - № 11. - С. 4-15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.