ванного принятия педагогических решений. Эффективность математического моделирования выразилась в росте числа студентов, изъявляющих желание заниматься в спортивных секциях, а также уменьшении отсева из спортивных секций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Математическое моделирование отбора студентов в спортивные секции - одно из направлений практического применения методов количественного и качественного анализа, а также математических моделей дидактического процесса [1-6, 8]. Применение предложенных моделей - фактор спортизации и гуманизации физического воспитания.
Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ (для молодых ученых) № 11-36-00234а 1 от 03.03.2011
ЛИТЕРАТУРА
1. Полянская, С.Б. Управление процессом физической подготовки студентов факультета физической культуры / С.Б. Полянская, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 50-55.
2. Полянская, С.Б. Биомеханические аспекты информатизации физического воспитания / С.Б. Полянская, А.В. Полянский, Д.А. Романов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 68-73.
3. Полянский, А.В. Педагогический эксперимент в физическом воспитании студентов / А.В. Полянский, Д.А. Романов, Е.Ю. Лукьяненко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 4 (38). - С. 55-60.
4. Романов, Д.А. Кластерный анализ данных в структуре дидактических информационных технологий (на примере физического воспитания) // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 4 (62). - С. 70-75.
5. Романов, Д. А. Математическое моделирование в структуре информатизации физического воспитания // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2011. -№ 1 (71). - С. 90-95.
6. Сутокский, В.Г. Формирование физической культуры личности студентов технического колледжа / В.Г. Сутокский, Д.А. Романов, Т.В. Тихомирова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3. - С. 83-89.
7. Федорова, Н. П. Самоорганизация двигательной деятельности обучающихся /
Н.П. Федорова, И.С. Ворошилова, Д.А. Романов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 8 (66). - С. 84-90.
8. Математические модели дидактического процесса / Т.П. Хлопова, Т.Л. Шапошникова, М.Л. Романова, А.Р. Ушаков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2010. - № 6 (64). - С. 107-112.
Контактная информация: [email protected]
УДК 37.01
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАЗВИТИЯ В РОССИИ СИСТЕМЫ ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ ПОДРАСТАЮЩЕГО
ПОКОЛЕНИЯ
Наталья Сергеевна Гаркуша, кандидат педагогических наук, доцент, Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (БелРИПКППС)
Аннотация
В статье рассматриваются исторические аспекты формирования ценностного отношения у подрастающего поколения к своему здоровью, которые явились основой для развития современной
системы воспитания культуры здоровья личности в России. Акцентируется внимание на предпосылки сегодняшнего научного понимания дефиниций: воспитание, культура здоровья.
Ключевые слова: воспитание, культура здоровья, система воспитания культуры здоровья.
HISTORICAL AND PEDAGOGICAL PREMISES OF PHYSICAL EDUCATIONAL SYSTEM DEVELOPMENT OF THE YOUNG GENERATION CULTURE OF
HEALTH IN RUSSIA
Natalia Sergeevna Garkusha, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Belgorod Regional Institute of Advanced Training and Professional Retraining
Annotation
The article deals with the historical aspects of the formation of value attitude of younger generation to their health. The above aspects became the basis for modern system of a person’s health culture development in Russia. Attention was paid to the background of present scientific comprehension of definitions such as education, health culture.
Keywords: education, health culture, system of health culture education.
Негативные тенденции в состоянии здоровья подрастающего поколения россиян представляют собой одну из острых социальных проблем современного общества, а их предупреждение является одним из приоритетных направлений государственной политики. В России за последние годы накоплен большой опыт работы, направленный на формирование ценностного отношения личности к здоровью на разных инновационных площадках, как в образовании, так и в здравоохранении. Однако, ситуация со здоровьем детей и молодежи приобретает еще большую важность в процессе комплексной модернизации российского образования и требует существенного пересмотра традиционных образовательных парадигм. Проблема здоровья подрастающего поколения не новая, но заметно обостренная в последние десятилетия. По нашему мнению, изучение историкопедагогических предпосылок развития системы воспитания культуры здоровья личности, поможет установить действенные способы решения современных проблем, связанных с этим процессом. Словами В.Г. Белинского «...мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем.».
На сегодняшний день государством и обществом признается необходимость построения здоровьесозидающей образовательной среды, функционирующей на основе идеологии культуры здоровья личности. Но само содержание процесса воспитания культуры здоровья детей и молодежи учеными интерпретируется неоднозначно. Таким образом, формирование научного понимания сущности процесса воспитания культуры здоровья личности является актуальной задачей, для решения которой следует акцентировать внимание на исторические предпосылки, предопределяющие в том числе, и современное понимание дефиниций: воспитание, культура здоровья.
В ходе развития педагогической науки коренным образом менялись и корректировались научные определения. Так, вплоть до 18 века под воспитанием понималось «вскармливание, выращивание» [3]. По сути, этот термин означал заботу о материальных и нравственных потребностях ребенка. В дофеодальном государстве четкой направленности общины на воспитание культуры здоровья подрастающего поколения, выделить невозможно, но мероприятия по охране здоровья имели место, правда, носили скорее характер религиозных обрядов.
В 10 веке в Киевской Руси были открыты государственные школы при монастырях, где воспитание основывалось на традициях народной культуры и христианской вере, большое внимание уделялось формированию духовности и нравственности. Вплоть до 16 века школы носили четко выраженную церковно-религиозную направленность, в качестве метода воспитания использовалось физическое наказание, а суть самого воспитания заключалась в необходимости усвоить житейские правила: учение о спасении души (Болезнь дается человеку для вразумления, чтобы спасти ею душу и жизнь. Иов.33:19),
науку о гражданском общежитии и усвоение правил ведения домашнего хозяйства. С. А. Нижников отмечает, что христианский радикализм в отношении исключительно духовного представления о здоровье иногда приводил к забвению телесных потребностей человеческого организма: лечиться должна душа, ибо от нее все болезни тела, т.е. от греха [4].
Отдельного внимания заслуживают выдающиеся педагогические трактаты 11-16 веков «Поучение Владимира Мономаха», «Домострой», «Азбуковики» и др., в которых давались поучительные советы и наставления молодым людям, в том числе и относительно предупреждения заболеваний. Во второй половине 17 века основателем византийско-русского подхода к воспитанию подрастающего поколения Е. Славинецким, было написано педагогическое сочинение «Гражданство обычаев детских», содержащее подробные правила поведения детей, в том числе и гигиенические.
Высокая детская заболеваемость и смертность способствовали смене парадигмы, направлений и ценностей в процессе воспитания личности в России 18 века. В своих трудах М.В. Ломоносов обозначил проблему важности заботы о здоровье россиян («Об истреблении праздности», «О сохранении и размножении народа российского»). В 1761 г. в письме графу И.И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» ученый убедительно излагал тяжелое положение медицины в стране, заболеваемость, высокую смертность, особенно детскую, призывал вести борьбу с вредными привычками. Русский профессор медицины, ученый, педагог С.Г. Зыбелин в своих санитарнопросветительных выступлениях, указывал на важность и необходимость гигиенического воспитания детей. Данные факты свидетельствуют о постепенном осознании великими общественными деятелями, учеными того времени необходимости формирования ценностного отношения к здоровью у подрастающего поколения. В работах таких выдающихся представителей второй половины 18 века как А.Ф. Бестужев, И.И. Бецкой, Е.Р. Дашкова, Н.И. Новиков, А.Н. Радищев, М.М. Снегирёв, Г.Н. Теплов, Д.И. Фонвизин и других выделяются приоритетные направления в воспитании детей: физическое, эстетическое, нравственное, патриотическое, умственное, трудовое.
По мнению В.Г. Белинского одним из основных положений педагогической теории является гармоническое развитие человека, а его неотъемлемой частью - физическое воспитание, которое должно способствовать сохранению здоровья детей. В рамках данных рассуждений интересны убеждения известного русского публициста А.Н. Добролюбова, который считал, что здоровье человека должно быть признано главным фактором, способствующим полноценной духовной деятельности. Проблемам единства психического и физического, значению трудовой деятельности в процессе совершенствования человека посвящены труды «Педагогическая антропология» и «Труд в его психическом и воспитательном значении» основоположника научной педагогики в России - К. Д. Ушин-ского. Данные факты свидетельствуют о серьезном интересе ученых, видных деятелей конца 19 века к проблеме здоровья личности.
Говоря об исторических предпосылках развития системы воспитания культуры здоровья подрастающего поколения, нельзя не отметить одну из первых в мире научно обоснованных систем физического воспитания П. Ф. Лесгафта, обоснованной с позиций анатомии, физиологии, педагогики и психологии, которая изложена в фундаментальном труде «Руководство по физическому образованию детей школьного возраста» (18881901гг.). По выражению профессора Е.Н. Медынского, П.Ф. Лесгафт «завершил своей теорией физического образования и разработкой теории семейного воспитания стройное здание прогрессивной русской педагогики 19 века, фундамент которого заложили Герцен и Белинский, а корпус и детали построили Чернышевский, Добролюбов, Пирогов, Толстой и Ушинский» [2].
Таким образом, на рубеже 19-20 вв. рассмотрение педагогами, философами, психологами проблемы здоровья подрастающего поколения проводилось чаще с позиций
антропологического и значительно реже культурологического подхода.
20 век - период колоссальных испытаний для русского народа. Большое количество негативных экзогенных факторов: инфекционные и паразитарные заболевания, голод и недоедание серьезно подрывали здоровье людей. По мнению демографа А.Г. Вишневского, общие прямые и косвенные демографические потери России за 20 век в результате войн, голода, репрессий, экономических и социальных потрясений оцениваются в 140-150 млн. человек [1].
В контексте научных процессов, связанных с проблемами воспитания культуры здоровья подрастающего поколения, дореволюционный период (до 1917 г.) знаменателен развитием педологии, основателем которой в России по праву считают В. М. Бехтерева. Отметим, что педология как наука о психологических, анатомо-физиологических, биологических, социологических особенностях развития ребенка призвана была решать следующие проблемы: изучение законов развивающейся личности, использование школьного возраста для образования, применение ряда мер, предупреждающих аномальные развития ограждение от упадка интеллекта и нравственности, развития самодеятельности личности [6]. В 20-30-е годы 20 века забота о здоровье подрастающего поколения проходила в русле педологических и гигиенических подходов. Важным документом, регламентирующим деятельность в образовательных учреждениях, направленную на решение проблемы здоровья детей и молодежи стало «Положение о единой трудовой школе РСФСР» (1918 г.), в котором вопрос о здоровье детей рассматривался с социальных, культурных, антропологических позиций, значительная роль отводилась гигиене и физическому воспитанию. На основании положения в школах вводилась ставка врача (до 1937 г.), рекомендовалось регулярно отслеживать физическое и психическое здоровье детей, контролировать учебную нагрузку учащихся. И.И. Мильман, основоположник системы гигиенического воспитания учащихся, еще в 1920-е годы предпринял попытку разработать уроки здоровья и обучать школьников «технике выполнения гигиенических навыков». В своей работе И.Т. Назаров «Культура воли. Система самовоспитания здоровой личности» указывает на необходимость возложить ответственность на учителя за воспитание положительных целевых установок личности в отношении здорового образа жизни (1929 г.).
После запрещения педологии в 1936 г. заметно ослабилось внимание научной общественности к проблеме здоровья подрастающего поколения, но стало заметным преобладание идейно-политических установок в процессе укрепления здоровья личности. Культурологические и духовно-нравственные аспекты воспитания подрастающего поколения не являлись первостепенными, так как доминирующими установками были военно-патриотические и идеологические ценности.
В период военных лет (1941-1945 гг.) в области охраны здоровья подрастающего поколения основным были противоэпидемические мероприятия и организация полноценного питания детей. В послевоенный период в образовательных учреждениях вновь ввелись ставки медицинских работников, однако, участие педагогов в здоровьесберегающей деятельности не предусматривалось.
В 50-60 гг. прошлого столетия психолого-педагогические исследования проблем, связанных со здоровьем детей и молодежи (М.В. Антропова, А.А. Гжанский, В.К. Шуру-хина, В.В. Волкова, Н.К. Зверева, М.Е. Бурцева, И.И. Мильман, И.Б. Коростелев) проходили в контексте теории всестороннего и гармоничного развития личности. На этапе развитого социализма в нашей стране признавалась необходимость коренного улучшения физического воспитания учащейся молодежи (решение XXV съезда КПСС г. Москва с 24.02-5.03.1976 г.). В педагогической практике преобладало знаниевое решение задач и прагматическое отношение к здоровью личности, основанное на медико-биологических и санитарно-гигиенических аспектах обеспечения образовательного процесса.
Значимым моментом в истории развития научной мысли в России о культуре здо-
ровья личности являлись 80-е годы прошлого столетия, когда обозначилось новое направление, связанное с изучением здоровья, выявлением методов его активного формирования - валеология (от лат. valeo — «быть здоровым»). Данный термин предложил российский учёный И.И. Брехман. Необходимо отметить, что выделялась медицинская и педагогическая валеология. Первая была призвана определять различия между здоровьем, болезнью и их диагностику; изучать способы поддержания здоровья; предупреждения заболеваний; разрабатывать рекомендации по обеспечению здоровья и здорового образа жизни человека; вторая - изучать вопросы образовательной и воспитательной работы по сохранению и укреплению здоровья человека. При всех замечательных задумках основателей данного научного направления (Э.Н. Вайнер, Э.М. Казин, Л.Н. Иваницкая, М.П. Дорошкевич, М.А. Нашкевич, Д.М. Муравьева, Л.Б. Дыхан, В.С. Кукушин, А.Г.
Трушкин, Н.Н. Мохнач и др.), оно получило резкую критику со стороны Православной церкви, академической науки и общественности, так как в конце 90-х годов появляются учебники по валеологии, включающие спорный материал с эзотерическим, каббалистическим, психокультовым и др. содержанием. В результате в 2001 году дисциплина валеология была исключена из базисного учебного плана образовательных учреждений. На сегодняшний день она изучается в рамках факультативных занятий в некоторых учебных заведениях общего и профессионального образования.
Из вышеизложенного следует, что современное обращение к проблеме здоровья подрастающего поколения в образовании происходит не спонтанно, однако, только в 21 веке рассмотрение проблемы здоровья детей и молодежи идет в контексте социально-культурно-медико-психолого-педагогических исследований. Нельзя не согласиться с мнением С. В. Шанделевой в том, что культурологический контекст понимания сущности человека дает основание разрабатывать проблему культуры здоровья не как проблему физического, психического, духовного, умственного здоровья в отдельности, а как общекультурного феномена, предполагающего единство, взаимоопределение и взаимовлияние всех его составляющих [5].
Детальное изучение сущности феномена «культуры здоровья» позволяет говорить о том, что он представляет несомненный интерес для педагогической науки. По нашему мнению современный процесс воспитания культуры здоровья подрастающего поколения - это субъект-субъектные взаимодействия участников образовательного процесса, при котором педагог создаёт условия для полноценного физического, психического, духовнонравственного, социального развития детей и молодежи и формирования у них осознанного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
В этой связи необходимо отметить, что в современной России сделаны значительные шаги в развитии системы воспитания культуры здоровья подрастающего поколения. Одной из основных линий развития общего образования в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» обозначена проблема сохранения и укрепления здоровья школьников, которая нашла своё отражение и в федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования второго поколения. В данных документах указывается, что образовательная программа должна содержать подпрограмму «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников». Следовательно, культура здоровья личности - непререкаемая ценность, которая является стратегическим приоритетом современной системы образования в России.
ЛИТЕРАТУРА
1. Демографическая модернизация России. 1900-2000 / под ред. А.Г. Вишневского. - М. : Новое издательство, 2006. - 608 с.
2. Памяти П.Ф. Лесгафта : сборник статей / под ред. Е.Н. Медынского. - М. : Физкультура и спорт, 1947. - 125 с.
3. Словарь русского языка XI-XVII вв. / отв. ред. С.Н. Кабуров. - 5-е изд., пере-раб. и доп. - М. : Наука, 2006. - 573 с.
4. Философия здоровья / Рос. акад. наук, Ин-т философии ; отв. ред. А.Т. Шаталов. - М. : Изд-во Ин-та философии РАН, 2001. - 242 с.
5. Шанделева, С.В. Подготовка будущих учителей к формированию культуры здоровья школьников в педагогических вузах России: 1918 - конец 90-х гг. XX в. : авто-реф. дис. ... канд. пед. наук / Шанделева С.В. - Чита, 2008. - 22 с.
6. Шварцман, П.Я. Педология / П.Я. Шварцман, И.В. Кузнецова // Репрессированная наука. Вып. 2. - СПб. : Наука, 1994. - С. 121-139.
Контактная информация: [email protected]
УДК 796.011
КОМПЛЕКСНАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ИНОЯЗЫЧНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Янина Ивановна Глембоцкая, старший преподаватель,
Московская государственная академия физической культуры (МГАФК) пос. Малаховка, Московская область
Аннотация
Все более мощным средством педагогических исследований становится моделирование. Его главное преимущество - целостность представления информации, основанная на синтетическом подходе, т.е. на создании комплексных систем и исследование их функционирования (ранее существовал преимущественно аналитический подход, или деление педагогического материала на части). При этом комплексная модель организации иноязычного педагогического процесса в вузе физической культуры была создана с помощью наглядной структуризации с применением методологии структурного анализа.
Ключевые слова: комплексная модель, педагогический процесс.
COMPLEX MODEL OF PROCESS OF TEACHING TO FOREIGN LANGUAGE FOR THE STUDENTS OF PHYSICAL EDUCATION HIGHER SCHOOLS
Janina Ivanovna Glembockaja, the senior teacher,
Moscow State Academy of Physical Education,
Settlement Malakhovka, Moscow Region
Annotation
Modeling becomes a more powerful tool of pedagogical researches. Its main advantage - integrity of representation of the information, based on the synthetic approach, i.e. creation of complex systems and research of their functioning (earlier there was mainly analytical approach, i.e. division of the pedagogical material into parts). Thus, the complex model of process of teaching to foreign language at higher schools of physical education has been created by means of evident structuration with application of methodology of the structural analysis.
Keywords: complex model, pedagogical process.
ВВЕДЕНИЕ
С целью совершенствования иноязычной подготовки и развития профессиональных коммуникативных и интеллектуальных компетенций студентов вузов физической культуры нами предлагается комплексная модель организации иноязычного педагогического процесса с применением разнообразных форм его проведения, основанных на применении современных педагогических технологий. Это является теоретикометодологическим и организационно-педагогическим основанием структуризации педагогических знаний. Представленная нами комплексная модель организации иноязычного