С. В. Малыгина
(Самара)
Историко-педагогические основы зарождения
государственного высшего образования в Великобритании
Цель статьи - выявление особенностей и предпосылок зарождения государственного высшего образования в Великобритании. Проведенный историко-педагогический анализ позволяет утверждать, что именно Оксбридж заложил прочный фундамент британского высшего образования.
Старейшие университеты, оставаясь единственными в Великобритании на протяжении более чем шестисот лет, заложили прочный фундамент и многие традиции британского высшего образования [8]. Известно, что первые учреждения высшего образования получили название университеты (от латинского ипмвтШЬвт - «весь, полный»] [7, с. 687]. История их становления и развития восходит к монастырским и кафедральным (епископальным] школам, получившим широкое распространение в средневековой Европе [6, с. 72]. Церковные школы были важным инструментом религиозного воспитания. Основное внимание в них уделялось изучению Библии, а также трудов таких римских философов, как, например, Катон и Сенека. Подавляющее число церковных школ ограничивалось рудиментарным образованием. Так, в школах монахов-бенедиктинцев учили началам грамоты, пению псалмов, соблюдению религиозных ритуалов. В программу школ монахов-капуцинов входили, кроме религиозного знания, письмо, счет, пение, начала астрономии [2, с. 131].
Церковные школы, в которых давалось повышенное образование, исчислялись единицами. Несколько таких школ было в конце VIII в. в Англии, Ирландии и Шотландии. В церковных школах повышенного образования обучали по программе «семи свободных искусств», которая включала в себя следующие дисциплины: грамматику с элементами литературы, диалектику (философию], риторику (включая историю], географию с элементами геометрии, астрономию с элементами физики, музыку, арифметику [10, с. 84]. Вся программа имела две ступени: низшую -тривиум (состоящий из грамматики, риторики и диалектики] и высшую - квадривиум (включающий арифметику, географию, аст-
рономию, музыку]. Универсальными методами обучения были заучивание и воспроизведение образцов. В итоге, церковные школы раннего Средневековья были малополезны и столь же мало доступны.
С начала XII в. образование вышло за монастырские и церковные рамки. В это время возникают светские учебные заведения -городские школы [2, с. 134] Данные учреждения были тесно связаны с ростом городов, укреплением социальных позиций граждан. Первым городским школам пришлось функционировать под строжайшим надзором католической церкви, которая видела в них опасную альтернативу церковному образованию. Представители церкви урезали программы, контролировали утверждение кандидатуры учителей. Обычно городскую школу открывал нанятый общиной педагог, которого часто называли ректор. Ректор сам подбирал себе в помощники учителей из числа клириков. Программа городских школ носила более прикладной характер по сравнению с программой церковных учебных заведений. Кроме латыни здесь обучали арифметике, элементам делопроизводства, географии, технике, естественным наукам.
В конце XI - начале XII в. отдельные кафедральные и монастырские школы стали превращаться в крупные учебные центры, ставшие впоследствии первыми университетами. Средневековые университеты были культурными очагами большого значения. Они возникали по инициативе ученых и пользовались самоуправлением, вырабатывали собственный распорядок жизни, избирали должностных лиц, оберегая свои «вольности»» [1, с. 26]. В Средневековье все знания об окружающем мире получали в монастырях. Главным отличием университетов от монастырей стало обучение наукам, философии, логике,
математике. В то время необходимый минимум знаний образованного человека, помимо латыни, философии и теологии, составляли семь наук («семь свободных искусств»]: риторика, логика, грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка.
Выпускники этих университетов были подготовлены к высоким церковным и светским должностям, ведению теологических диспутов, законоведческой службе. Уже в ХШ-Х^ вв. появились первые стипендии. Основным языком преподавания в средневековых университетах был латинский язык, а основным методом университетского преподавания были лекции профессоров. Распространенной формой научного общения являлись также диспуты, или публичные споры, устраивавшиеся периодически на темы бого-словско-философского характера. В диспутах принимали участие главным образом профессора университетов. Но также устраивались диспуты и для схоларов (схолар - студент от лат. зсИо1а - школа] [3].
Важной чертой первых университетов Британии являлся их наднациональный, демократический характер. На студенческих скамьях сидели мужчины разных возрастов и сословий. Для организации университета не требовалось больших затрат. Студенты часто выбирали профессоров из своей среды. Порядок зачисления в университет был достаточно вольным. Студенты бедных сословий снимали малопригодные для жилья помещения, перебивались случайными заработками, нищенствовали, странствовали [2, с. 136].
Датой основания Оксфорда многие историки считают 1206 г., однако точная дата неизвестна. Обучение в Оксфорде велось ещё с 1096 г. Стимулом для обширного заселения Оксфорда послужила высылка иностранцев из Сорбонны в 1167 г. (в результате реформы Генрих II Плантагенет запретил английским студентам учиться в Сорбонне]. Историк Дже-рард Уэльский читал лекции студентам ещё в 1188 г., а первое упоминание об иностранных учениках было в 1190 г. Поначалу в Оксфорде обучались только священнослужители, они снимали комнаты у местных жителей и зачастую были бедны. Главой университета являлся (и является в настоящее время] канцлер. Неанглийские студенты-британцы делились на северных (шотландцы] и южных (ирландцы и валлийцы]. В середине XIII в Оксфорде обосновались члены таких монашеских орде-
нов, как доминиканцы, францисканцы, кармелиты, августинцы. Примерно в то же время частными благотворителями были созданы колледжи, чтобы жить как самостоятельное ученическое сообщество [4, с. 23].
Университет представлял собой братство, исповедующее единые ценности, говорящее на одном языке и признающее одни научные авторитеты. Первые профессора и студенты стекались в местечко Оксфорд из разных уголков Англии, Франции и Германии. Университет был наднациональным образованием, не знающим государственных границ, но, с другой стороны, поскольку город заботился только о своих гражданах, чужестранцы объединялись в землячества для защиты своих интересов. Эти союзы постепенно получали привилегии и грамоты, дававшиеся университетам королем или местными управителями, и приобретали автономию [6, с. 75].
Юридическая независимость средневековых университетов наглядно иллюстрируется структурой Оксфорда. Власти университета представляли следующую иерархию:
- канцлер Университета (какое-либо почетное лицо в государстве - например, герцог или маркиз];
- вице-канцлер - исполнительная власть;
- два инспектора (proctors] - полиция университетской жизни;
- три совета: 1] собрание (convocation] -все преподаватели и доктора (в том числе не живущие в Оксфорде], собирающиеся раз в год на назначение ученых степеней и канцлера; 2] община (congregation] - директора колледжей и преподаватели; 3] еженедельный совет из 18 избранных первым советом членов, который составляет законы университетской жизни.
Кембриджский университет - по времени основания является вторым в Великобритании после Оксфордского и четвертым в мире; один из «старинных университетов» Великобритании и Ирландии. Университет вырос из собрания ученых людей города Кембриджа, которое было образовано в 1209 г. учеными, покинувшими город Оксфорд из-за того, что оксфордский студент убил жительницу города [9].
Прибыв в Кембридж, «сорвиголовы» нашли приют в церкви Святого Петра, быстро остепенились, обустроились и вернулись к учебе. Для новой академической общины потребовалось новое здание, и епископ Йель-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42] 2015
157
Зарубежный опыт и историко-педагогические исследования
ский приказал построить рядом с церковью «Дом Петра», ставший впоследствии одноименным колледжем - первым в Кембриджском университете.
Английский средневековый университет представлял собой город в городе, государство в государстве, федеративную республику с системой власти, основанной на совместных договорах, колледж - как одну из суверенных частей университетской ассоциации. Оксфорд традиционно складывался как федерация автономных республик-колледжей, объединенных общей внешней политикой, отношениями с правительством и другими университетами, общей системой ценностей и правилами жизни, учебной и научно-исследовательской работы. Согласно русскому исследователю истории средневековых университетов Николаю Суворову, именно квартирный вопрос, являвшийся наиболее острым для пришлых в университетский город людей, позднее привел к образованию коллегий (колледжей] [5].
Сегодня в этих двух старейших университетах Великобритании действует 39 и 29 коллегий соответственно [8]. Они представляют собой самоуправляемые единицы университета, которые входят в состав университета, но от него не зависят, со своими собственными финансовыми средствами. Именно коллегии контролируют прием и обучение студентов, предоставляют им жилье, питание и прочее. В свою очередь студент, поселяясь в коллегию и получая полное содержание, обязан подчинить свою жизнь режиму, установленному в ней. Деятельность коллегии регулиру-
ется товариществом преподавателей (fellows], членом которого можно стать после пяти лет пребывания в коллегии, и возглавляется главами (heads], которых преподаватели выбирают из своей среды [11].
Возникнув как своеобразное «государство в государстве», британские старейшие университеты приобрели административную, финансовую, научную, теологическую независимость. Университетское образование в рассматриваемых вузах Великобритании -продукт исторического развития общества. Оно формировалось с развитием общества в тесной связи с его экономической, политической, социальной и культурной жизнью.
Итак, как показывает вышеприведенный исторический анализ, для становления высшего образования Великобритании в XI веке сложились следующие историко-педагогиче-ские предпосылки:
- социально-политические (стабилизация международного положения страны, усиление позиции феодальной аристократии, приток иностранных ученых в страну];
- социокультурные (расширение рамок образования за пределы религиозного познания, развитие просветительской работы на основе разнообразных литературных источников];
- социально-экономические (повышение уровня грамотности населения вследствие роста экономики, развитие международной торговли];
- педагогические (развитие сети церковных школ, появление системы повышенного образования].
Литература
1. Барбарига А. А., Федорова Н. В. Британские университеты': учеб. пособие для студ. пед. институтов. - М.: Высшая школа, 1979. - 127 с.
2. Джуринский А. Н. Зарубежная педагогика : учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2008. - 383 с.
3. Игнатович Ю. В. История английских университетов. - СПб., 1861. - 128 с.
4. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада : пер. с фр. / общ. ред. Ю. Л. Бессмертного. - М.: Издательская группа Прогресс ; Прогресс-Академия, 1992. - 376 с.
5. Суворов Н. С. Средневековые университеты. - М., 1898. - 256
с.
6. Торосян В. Г. История образования и педагогической мысли : учеб. для студ. вузов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2006. - 351 с.
7. Ушаков Д. Толковый словарь современного русского языка. - М.: Аделант, 2013. - 800 с.
8. Цейкович К. Н. Университетское образование в Великобритании. - М., 1976. - 23 с.
9. University of Oxford [сайт]. URL: http://www.ox.ac.uk (дата обращения 30.10.14).
10. История систем образования и воспитания: от древнейших цивилизаций до нового времени : учебно-методические материалы по истории педагогики / авт.-сост. М. Р. Кудаев, Ф. Н. Апиш. - Майкоп : Аякс, 2008 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.adygnet.ru/sites/default/files/block_1.doc/
11. Проскуровская И. Д. Опыт реконструкции исторических оснований тьюторства (на материале истории английских университетов) // Вестник Томского государственного университета. -
2009. - № 2 (6). - С. 71-81.
-^-
ЧЕЛОВЕК И ОБРАЗОВАНИЕ № 1 (42) 2015
159