Интернет. Для руководителей образовательных учреждений также открываются новые возможности. Получение необходимой информации, обмен идеями и новыми подходами в обучении становятся возможными с минимальными временными затратами, благодаря чему появляется возможность уделять больше времени и сил совершенствованию образовательного процесса. Кроме того, это положительно отражается на принятии важных управленческих решений и определении дальнейшей стратегии развития образовательной организации.
Список литературы
1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2010 г. № 1815-р.
2. Мокий В.С., Шегай О.Е., Жамборова А.О. «Трансдисциплинарная конструкция гармоничного образования». - URL: http://www.anoitt.ru/tdbiblioteka/tdkonstr.php (дата обращения: 07.03.16).
3. Рогов А.Ю. Электронный документооборот в школе. Теория и реальность [Электронный ресурс]. - URL: http://vio.uchim. info/Vio_120/cd_site/articles/art_3_1. htm
4. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) от 29 мая 2014 г. № 785 г. Москва «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно телекоммуникационной сети «Интернет» и формату.
5. Постановление Правительства России от 10 июля 2013 г. № 582 «Об утверждении Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации».
И. К. Кондаурова
Историко-методическая составляющая в системе профессиональной подготовки учителя математики
Одно из требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [5, с. 16] к предметным результатам освоения базового курса математики в школе -формирование представлений о математике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации. В содержание школьного математического образования включен раздел «История математики» (историческая линия) [4, с. 341]. Что подчеркивает актуальность затронутой в статье темы.
Историко-методическая подготовка учителя математики - это один из видов его профессиональной подготовки, основой которого является органичное сочетание системы знаний по отечественной и зарубежной истории, истории математики, истории методики обучения математике и истории школьного математического образования.
Охарактеризуем содержание и структуру историко-методической подготовки учителя математики, сложившейся в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского». Опираясь на исследования Т.С. Поляковой [3], представим модель историко-методической подготовки учителя математики в виде трех взаимосвязанных модулей.
Первый (пропедевтический) модуль (1-7 семестры) является неотъемлемой частью дисциплин предметной (элементарная математика; алгебра; геометрия; математический анализ и др.) и методической (методика обучения и воспитания математике, методика обучения математике детей с особыми образовательными потребностями; дополнительное математическое образование школьников; методика профильного обучения математике и др.) подготовки и включает элементы истории математики и истории школьного математического образования при изучении отдельных тем вышеназванных дисциплин.
Второй (основной) модуль - дисциплина «История школьного математического образования в России и за рубежом» (8 семестр).
Цели освоения дисциплины заключаются в:
- формировании целостной системы историко-методических знаний учителя математики;
- показе динамики и движущих сил развития отечественного математического образования на различных этапах истории страны, влияния на него математических и методических идей, а также выдающихся персоналий;
- раскрытии перспектив математического образования в России в XXI в.;
- проведении сравнительного анализа и изучении методического опыта отечественного и зарубежного математического образования;
- формировании умений использовать историко-математический материал в процессе школьного обучения математике;
- развитии предметно-методической культуры будущего бакалавра.
Курс «История школьного математического образования в России и за рубежом» является завершающим и обобщающим для психолого-педагогического и предметно-методического циклов дисциплин. Программа дисциплины составлена с учетом требований [4; 5] и с опорой на исследования Т.С. Поляковой [3], Ю.М. Колягина [1], Р.С. Черкасова [8], А.П. Юшкевича [6; 7] и др.
Содержание дисциплины.
Математика и математическое образование на Руси в допетровский период: от Киевской Руси до конца XVII в.
Математическое образование в России в эпоху Петра I.
Леонард Эйлер и математическое образование в России.
Математическое образование в России второй половины XVIII в.
Математическое образование в России первой половины XIX в.: создание российской модели классической системы школьного математического образования.
Движение за реформацию российской модели классической системы школьного математического образования конца XIX - начала XX в.
Этапы реформирования и контрреформирования советской модели классической системы школьного математического образования.
Российское математическое образование 90-х годов XX в.
Научно-методическое наследие выдающихся русских математиков-методистов. Педагогическое наследие математиков-методистов региона.
Основные тенденции и перспективы развития школьного математического образования в России в XXI в. Значимость математического образования в развитии современной цивилизации. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Современная система отечественного математического образования. Общее и дополнительное математическое образование. ФГОС общего образования. Программы по математике. Вариативные учебники. Разнообразие технологий обучения математике. Перспективы развития математического образования.
Сравнительный анализ и изучение передового педагогического опыта отечественного и зарубежного школьного математического образования.
Использование историко-научного материала при изучении математики: а) в начальной школе; б) в 5-6 классах; в) в 7-9 классах; г) в 10-11 классах.
Например, для учащихся 7-9 классов (углубленный курс) обязательным для изучения является следующий материал [4, с. 356357]: «Возникновение математики как науки, этапы её развития. Основные разделы математики. Выдающиеся математики и их вклад в развитие науки. Бесконечность множества простых чисел. Числа и длины отрезков. Рациональные числа. Потребность в иррациональных числах. Школа Пифагора. Зарождение алгебры в недрах арифметики. Ал-Хорезми. Рождение буквенной символики. П. Ферма, Ф. Виет, Р. Декарт. История вопроса о нахождении формул корней алгебраических уравнений степеней, больших четырёх. Н. Тарта-лья, Дж. Кардано, Н.Х. Абель, Э. Галуа. Появление метода координат, позволяющего переводить геометрические объекты на язык алгебры. Появление графиков функций. Р. Декарт, П. Ферма. Примеры различных координат. Задача Леонардо Пизанского (Фибона-
ччи) о кроликах, числа Фибоначчи. Задача о шахматной доске. Сходимость геометрической прогрессии. Истоки теории вероятностей: страховое дело, азартные игры. П. Ферма, Б. Паскаль, Я. Бернулли, А.Н. Колмогоров. От земледелия к геометрии. Пифагор и его школа. Фалес, Архимед. Платон и Аристотель. Построение правильных многоугольников. Трисекция угла. Квадратура круга. Удвоение куба. История числа п. Золотое сечение. «Начала» Евклида. Л Эйлер, Н.И. Лобачевский. История пятого постулата. Геометрия и искусство. Геометрические закономерности окружающего мира. Астрономия и геометрия. Что и как узнали Анаксагор, Эратосфен и Аристарх о размерах Луны, Земли и Солнца. Расстояния от Земли до Луны и Солнца. Измерение расстояния от Земли до Марса. Роль российских учёных в развитии математики: Л. Эйлер. Н.И. Лобачевский, П.Л. Чебышев, С. Ковалевская, А.Н. Колмогоров. Математика в развитии России: Петр I, школа математических и навигацких наук, развитие флота, А.Н. Крылов. Космическая программа и М.В. Келдыш».
В качестве основного средства обучения по дисциплине «История школьного математического образования в России и за рубежом» в Саратовском госуниверситете используется учебное пособие [2].
Третий (заключительный), вариативный, модуль (8 семестр) включается в программу подготовки бакалавра в том случае, если его выпускная квалификационная работа предполагает исследование исторического аспекта выбранной для написания темы.
Список литературы
1. Колягин Ю.М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль. - М.: Просвещение, 2001. 318 с.
2. Кондаурова И.К., Кочегарова О.С., Терновая Н.А. История школьного математического образования в России и за рубежом. - Саратов: Наука, 2012. -94 с.
3. Полякова Т.С. Историко-методическая подготовка учителя математики в педагогическом университете: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - Ростов-н/Д., 1998. - 36 с.
4. Примерная основная образовательная программа основного общего образования. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/938.
5. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/938.
6. Хрестоматия по истории математики. Арифметика и алгебра. Теория чисел. Геометрия / под ред. А.П. Юшкевича. - М.: Просвещение, 1976, 318 с.
7. Хрестоматия по истории математики. Математический анализ. Теория вероятностей / под ред. А.П. Юшкевича. - М.: Просвещение, 1977. - 224 с.
8. Черкасов Р.С. История отечественного школьного математического образования // Математика в школе. - 1997. - № 2-4.