Раздел I. Теория и история культуры
УДК 341.16:001:719
Раф.М. Валеев
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БОЛГАРА КАК ОБЪЕКТА ВСЕМИРНОГО НАСЛЕДИЯ ЮНЕСКО И РАЗВИТИЕ ТУРИЗМА В ТАТАРСТАНЕ
Раскрыты исследовательские подходы, осуществленные учеными и специалистами Казани и Татарстана, которые позволили увеличить историко-культурный потенциал Болгара, доказать его выдающуюся универсальную ценность, подлинность и целостность, наличие системы защиты и управления. Результатом стало включение Болгарского историко-археологического комплекса в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Важным в раскрытии историко-культурного потенциала Болгара является его популяризация среди широких слоев населения, резкое увеличение количества туристов. За 2018 г. древний город Болгар посетили более 521 тысячи туристов из 30 стран и 100 городов Российской Федерации. Для предотвращения антропогенного воздействия открыто более 10 музеев, которые сосредоточены на разных площадках, что позволило разграничить туристский поток. В день празднования принятия ислама в Волжской Булгарии, Болгар посещает более 50 тысяч посетителей.
Ключевые слова: Болгар, археологические исследования, этапы развития города в X - XV вв., историко-культурный потенциал, консервация и реставрация, столица, торговля, Великий Шёлковый путь, Волжский путь, комплексный проект по Болгару и Свияжску, объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, выдающаяся универсальная ценность, подлинность, целостность, защита и управление, ИКОМОС, 38 Сессия Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО, туризм.
Rafael M. Valeev HISTORICAL AND CULTURAL POTENTIAL OF BOLGAR AS THE UNESCO WORLD HERITAGE OBJECT AND DEVELOPMENT OF TOURISM IN TATARSTAN.
Abstract: Research approaches by Kazan and Tatarstan scientists and specialists that helped in enhancing historical and cultural potential of Bolgar to prove its outstanding universal value, authenticity and wholeness, together with fortification and management systems are revealed in this article. The result of it is the inclusion of Bolgar Historical and Archaeological Complex into the UNESCO World Heritage List. An important factor in developing Bolgar's both historical and cultural potentials is its popularization among the wider population and consequent rise in number of tourists. As for 2018, the total of more than 521,000 tourists from 30 countries and 100 cities of Russian Federation visited Bolgar. More than 10 museums have been opened to avoid anthropogenic influence. They are all placed over different spaces. This enabled to measure out tourists' flow. On the occasion of Islam assumption day in Volga Bulgaria celebration, Bolgar has had more than 50 thousand visitors.
Key words: Bolgar, archaeological investigations, 10th - 15th centuries city development stages, historical and cultural potential, conservation and restoration, capital, trade. The Silk Road, compprehensive project for Bolgar and Sviyazhsk, UNESCO World Heritage List Project, outstanding universal value, authenticity, integrity, protection and management, ICOMOS, 38th session of the UNESCO World Heritage Committee, tourism.
В древнем Болгаре, расположенном на берегах величественной Волги, сохранились выдающиеся памятники средневекового зодчества, а вся его территория представляет собой уникальный археологический культурный слой, который таит в себе еще немало ценных находок, ждущих исследователей богатейшей истории Болгарского государства и Золотой Орды.
Именно здесь с эпохи раннего средневековья сложился настоящий узел контактных зон и пересечений культур. А многочисленные народы, жившие здесь, сыграли выдающуюся роль в формировании и развитии уникальной евразийской цивилизации и являются ее неотъемлемой частью. Многоаспектное изучение Болгарского государства и Болгаро-татарской цивилизации, мусульманской культуры, цивилизации в целом - большая историко-культурная проблема, имеющая выход на целый спектр наук и самостоятельных направлений научного поиска. Блестящая история этой цивилизации, возведенные прекрасные города, созданные уникальные материальные, культурные, духовные ценности, необычайно ярко демонстрируют огромный потенциал тюркских, славянских, финно-угорских народов. Болгаро-татарская цивилизация - это еще и замечательный пример того, на каких принципах
можно строить государственные, политические, экономические, культурные, межрелигиозные отношения, которые способствовали бы развитию и процветанию. В этом и состоит уникальность ее истории.
Волжская Болгария - первое государственное образование на территории Поволжья и сопредельных областей, созданное предками татарского народа на рубеже 1Х-Х вв. Жившие на этой территории финно-угорские племена (древние марийцы, удмурты, угры, мордва], пришедшие в VIII болгары и родственные им сувары (савиры], барсилы (берсула] и баранджары (беленджеры) к тому времени имели уже богатый опыт государственности. Их предки ранее проживали в составе Хуннской державы (IV-V вв.], Тюркского каганата (вт. пол.
вв.], Великой Болгарии Кубрата (VII в.] и Хазарского каганата (вт. пол. VII-X вв.] [1].
Внутренние социально-экономические предпосылки возникновения государственности у болгарских предков татарского народа складывались во второй половине I тыс. н.э. В это время они стояли уже на пороге окончательного разложения первобытно-родовых отношений. Новая мощная волна миграции кочевых болгар из центральных земель Хазарского каганата (из районов салтово-маяцкой культуры Подонья и Приазовья], начавшаяся примерно в конце IX в., способствовала окончательному становлению их в качестве политического гегемона среди местного населения Волго-Камья. С этой волной переселенцев связано появление в регионе первых постоянных поселений болгар, а также таких прогрессивных форм хозяйства, как пашенное земледелие и высокоорганизованное ремесленное производство [1]. Начинается перестройка системы внутренней и внешней торговли, включение в систему трансъевроазиатских торговых путей, соединивших Запад и Восток, Север и Юг [2].
Все это стимулировало процессы социальной дифференциации общества и формирования на этой основе новых общественных порядков. Усиливается военно-племенная знать. Она выделилась из массы свободных общинников в небольшую привилегированную родственную группу, окружила себя военной дружиной из числа наиболее отважных и преданных соплеменников. Частые военные походы и набеги на соседние земли в целях обогащения, а также незаметно начавшаяся практика обложения населения регулярными повинностями и налогами для содержания аппарата управления приводят в конце концов к правовому закреплению социальных статусов различных групп населения. Одновременно оформляются соответствующие структуры государственной власти.
Болгарское общество времен Алмуша, первого известного по письменным источникам правителя Волжской Болгарии, выглядит уже вполне оформившимся государством. Письменные источники фиксируют первые попытки установления дипломатических отношений с другими странами. В 902-908 гг. появляются монеты собственно болгарской чеканки. Эти факты констатируют существование в начале X столетия окончательно сложившегося Болгарского государства (Болгар, Болгар иле], ставшего в скором времени заметным явлением средневековой цивилизации Евразии и занявшего свою нишу в мусульманском мире как самой северной её окраины [3].
В его развитии выделяются три этапа: 1] раннебулгарский, начавшийся с прихода кочевых болгар на эту территорию в VIII в. и до начала X в., в течение этого времени здесь сформировалась своеобразная культура населения, включавшая в себя болгарские традиции и обычаи таких народов как другие группы тюрков, угров, прикамских и поволжских финнов, славян; 2] домонгольский с X в. и до завоевания монголами в 1236 г. В это время Волжская Болгария становится первым государством в Поволжье и Приуралье, которое по уровню социально-экономического и культурного развития ничем не уступало Киевской Руси, древнерусским княжествам, западноевропейским государствам.
На развитие культуры определяющее влияние оказали мусульманские страны Востока, прославленные великими именами астронома аль-Бируни, врача Авиценны (ибн Сины], философа аль-Фараби, математика аль-Хорезми и других выдающихся ученых и поэтов. Болгары, как прямые предки современных татар, явились создателями одной из ярких цивилизаций; 3] золотоордынский период с 1236 г., когда страна была завоевана монголами, пришедшими сюда кочевыми племенами из Азии, и началась новая эпоха ее истории, которая продолжалась в течение более чем двух столетий. В период господства Золотой Орды (Улус Джучи] произошли заметные изменения в этническом составе населения этой территории.
Болгары смешались с другими тюркоязычными народами Дешт-и-Кыпчака, создали с ними единую материальную и духовную культуру. Как и все население Улуса-Джучи, народы Волжской Болгарии стали называться татарами, хотя болгары долгое время сохраняли свой первоначальный этноним.
Все эти этапы связаны с Болгарским историко-археологическим комплексом, и город Болгар стал своеобразным символом страны и народа, как Париж во Франции, Лондон в Англии, Рим в Италии. Бытование Болгара в рамках хронологического и пространственного существования таких государств, как Казанское ханство, Российское государство: Советский Союз, Российская Федерация подчеркивает эту преемственность в культурном разнообразии, поликонфессиональность - мирное сосуществование ислама и христианства, других вероисповеданий, ценностей, норм и правил жизнедеятельности, других черт материального и нематериального наследия Татарстана и Российской Федерации.
Болгарское городище с сохранившимися валами и рвами располагается в Европейской части России на левом берегу Волги, в 40 км южнее от места слияния ее с Камой, и занимает край коренной волжской террасы. Он примыкает с востока к современному городу Болгар, административному центру Спасского района Татарстана.
Город Болгар в период своего возникновения размещался на стрелке мыса высокой волжской террасы, был сильно укреплен естественно и искусственно и имел достаточно широкий обзор в сторону Волги. Хорошо выраженные в ландшафте фортификационные сооружения городища представляют несколько линий укреплений, которые строились в разное время. Подлинные остатки фортификационных сооружений, опоясывающих город, сохранились и формируют сегодня целостный историко-культурный ландшафт городища. Укрепленная часть города к середине XIV в. достигала значительных размеров, и в настоящее время территория Болгарского историко-археологического комплекса составляет более 400 га.
Появившись в начале Х в. в районе Иерусалимского оврага, Болгар быстро разрастается, и если первоначально поселение занимало площадь 9 га, то по мере роста населения, появления посада, становления Болгара в качестве столицы Волжской Булгарии к XII в. город с новыми валами и рвами составляет 13 га, а с неукрепленными пригородами достигает 20 га. Расцвет города происходит в XIII-XIV вв., когда в 40-е гг. XIII в. Бату хан избирает его в качестве первой столицы Золотой Орды и в качестве своей ставки. Строятся новые монументальные здания -Ханский дворец, мечети, бани, мавзолеи, усадьбы, активно формируется планировочная структура [4].
Как и в домонгольский период Болгар продолжает оставаться одним из важных центров Волго-Уралья на Великом шелковом, Волжском, пушном путях и объем перевозок товаров значительно расширяется, во многом не только за счет востребованности продукции восточных и западных рынков, но и безопасности этого главного торгового маршрута, обеспеченного мощью централизованного государства, каким являлась Золотая Орда в период своего расцвета.
Значительный историко-культурный потенциал Болгара, связанный с историей именьковской культуры, Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, развивавшихся в рамках одной непрерывной цивилизации и установивших исторический контекст ценностей, как культурных, так и религиозных, продолжавших в рамках Российского государства ярко выраженной культурной традицией, а в настоящее время в Республике Татарстан, подчеркивают преемственность культурного наследия Болгарского историко-археологического комплекса.
Выдвижение на первый план непрерывности культурных отсылок, выраженной в археологических объектах, историко-культурном ландшафте, архитектуре и градостроительстве, технологии, монументальном и декоративно-прикладном искусстве, четко отражают понятие обмена человеческими ценностями на протяжении почти 1500 лет, имеет намного больше возможностей для демонстрации условий подлинности и целостности Болгарского историко-археологического комплекса.
Подобная концептуализация историко-культурного потенциала Болгара в отношении непрерывности человеческих ценностей стала более многообещающей с точки зрения
определения Выдающейся универсальной ценности Болгарского историко-археологического комплекса, признания его роли в мировой истории и культуре.
Важно и то, что впервые после 2005г. в г.Доха (Катар] через 9 лет на 38 сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2014г, из российских объектов был включен Болгарский историко-археологический комплекс, ставший единственным на тот период объектом археологического наследия мирового значения. В процессе подготовки научной номинации был проведен огромный объем научно-исследовательских, археологических, реставрационных и консервационных работ, а также музеефикация памятников. По сравнению с первым вариантом номинации, подготовленным в 1999г. изменилось название и содержание с историко-архитектурного на историко-археологический комплекс, определен период не в 500 лет, а в 1500 лет, с эпохи Великого переселения народов (IV в. н.э.], изменилась критерии, предложенные специалистами Татарстана и Международного совета по охране памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС]. Шире раскрыта роль Болгара как духовно-сакрального центра, где в 922 г. официально на государственном уровне, добровольно был принят ислам, в результате чего Волжская Болгария включилась в систему мусульманской культуры.
Была доказана аутентичность (подлинность] и целостность памятников Болгара, сохранность валов и рвов XIV в., более 40 памятников архитектуры и архитектурно-археологических руин, их консервация на научном уровне для наших условий на северо-востоке Евразии. Исследованность более 6% культурных слоев Болгарии, использование междисциплинарных методов позволили выйти на возможность применения неразрушающих технологии при изучении Болгарского городища [5].
Доказательство Выдающейся универсальной ценности Болгара, а именно это понятие в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «Об охране всемирного культурного и природного наследия», является основанием для Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО (состоит из представителей 21 государства] для включения в Список мирового наследия, выработка нового концепта для Болгарского историко-археологического комплекса относительно набора человеческих ценностей, представленных в критериях II и IV, принятых ЮНЕСКО для этого объекта, позволило рисширить квалификационные требования к духовно-сакральному и религиозному контексту территории заповедника и его буферной зоны, подлинности и целостности комплекса.
И в самом деле, принятый ЮНЕСКО критерий II, выдвинувший на первый план материальную и нематериальную культуру различных исторических эпох, духовность и сакральность, ссылки их друг на друга в рамках историко-архитектурного музея-заповедника и его буферной зоны, позволил выдвинуть на первый план подлинность многих еще не выкопанных культурных слоев ( а их более 90 %] Болгарского городища и и они имеют огромный потенциал не только с исследовательской позиции, но и с точки зрения раскрытия духовной сферы и ментальности татарского народа.
Целостность этого огромного потенциала имеет важное значение и вклад в знание об исторических эпохах, предоставляет обширное и весомое доказательство культурных слоев, свидетельствующих о существовании объекта культурного наследия и их визуализацию посредством комплексных методов анализа, включая и неразрушающие.
Применение критерия VI к Болгару, как к площадке, связанной с историческим добровольным принятием ислама на самых северных территориях и те источники информации, относящиеся к подлинности, позволили активно включить такие аспекты как использование и функция, дух и чувства, а также другие осязаемые и неосязаемые явления. Поэтому такие инфраструктурные проекты как Музей Болгарской цивилизации, Памятный знак, Белая мечеть, Болгарская исламская академия позволили усилить Выдающуюся всемирную ценность Болгара как объекта мирового наследия, продолжение культурной традиции в новых условиях, устойчивое развитие данной территории.
Созданный еще в 1969г. первый музей-заповедник на территории Татарстана Болгарский историко-архитектурный заповедник (в настоящее время в республике 8 музеев-заповедников, в Российской Федерации чуть более 140, а в Швеции скансен музеев более 1 тысячи] позволил сохранить территорию, памятники и привлечь туристов. Их количество с 15 тыс. в нач. 2000-х гг. увеличилось до 521 тыс. туристов в 2018г.]. Они приехали из более 100
населенных пунктов Российской Федерации и 30 зарубежных стран. Во многом создание развитой инфраструктуры позволило так резко увеличить количество туристов и экскурсантов.
Итак, работа, начатая в 1999 г. по подготовке номинации по Болгарам, завершилась в 2014 г. включением Болгарского историко-археологического комплекса ЮНЕСКО в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Огромный комплекс организационных, научно-исследовательских, аналитических, реставрационных и работ по музеефикации Болгар, стал возможным благодаря стилю командной и инновационной работы, сложившейся в республике.
Сформировалась серьезная, отвечающая за результат команда ученых и специалистов, строителей, реставраторов, меценатов, руководителей предприятий, организаций и республики. Но самое главное, эта работа была осуществлена «всем миром».
Таким образом, место города Болгара в истории человеческой цивилизации уникально. Болгарский историко-археологический комплекс является центром мирового значения, Выдающаяся универсальная ценность которого признана решением 37-го Заседания Совета Комитета Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО (2013 г., Камбоджа, Пномпень]. На 38 сессии комитета Всемирного наследия (2014 г., Катар, Доха) объект Болгар включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО и стал 26 российским и 1002 мировым объектом.
Поэтому Болгарский археологический комплекс является выдающимся примером геополитических и исторических преобразований Евразии в X - начале XXI века, сыгравших ключевую роль в процессах формирования государств и цивилизаций, распространения мусульманства и православия, взаимодействия обычаев и культурных традиций современного татарского и других народов евразийского континента. На протяжении более 15 в. Болгар оказывал устойчивое воздействие на развитие архитектуры, технологий, монументального и декоративного искусства, градостроительства, сферы духовной культуры Евразии. Этот комплекс не имеет аналогов среди объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, расположенных в геокультурном регионе Восточной Европы и Центральной Азии. Все это определяет уникальное и выдающееся значение Болгара в контексте мусульманской и мировой истории и культуры и величину его историко-культурного потенциала.
Литература
1. Хузин Ф.Ш. Ранние булгары и Волжская Булгария / Ф.Ш. Хузин. - Казань, 2006.
2. Валеев Р.М. Развитие торговли Поволжья и Приуралья / Р.М. Валеев. - Саарбрюкен. 2012.
3. Халиков А.Х. Беренче дЭYЛЭт / А.Х. Халиков. - Казан, 1991.
4. Валеев Р.М. Научно-исследовательские подходы в процессе возрождения и популяризации древнего Болгара // Вестник Казгуки. - 2013. - № 4. - С. 48-52
5. Валеев Р.М., Ситдиков А.Г., Хайрутдинов Р.Р. и др. Болгарский историко-археологический комплекс Т.1-2 / Р.М. Валеев, А.Г. Ситдиков, Р.Р. Хайрутдинов. - Казань, 2 016.
References
1. Khuzin F.Sh. Rannie bulgary i Volzhskaya Bulgariya / F.Sh. Huzin. - Kazan', 2006.
2. Valeev R.M. Razvitie torgovli Povolzh'ya i Priural'ya / R.M. Valeev. - Saarbrucken. 2012.
3. Halikov A.H. Berenche dayulyat / A.H. Halikov. - Kazan, 1991.
4. Valeev R.M. Nauchno-issledovatel'skie podhody v processe vozrozhdeniya i populyarizacii drevnego Bolgara / / Vestnik Kazguki. - 2013. - № 4. - S. 48-52
5. Valeev R.M., Sitdikov A.G., Hajrutdinov R.R. i dr. Bolgarskij istoriko-arheologicheskij kompleks T.1-2 / R.M. Valeev, A.G. Sitdikov, R.R. Hajrutdinov. - Kazan', 2016.
УДК 070(091); 316.77(091)
С. Ф. Галанин
РОЛЬ КАЗАНСКОЙ БИРЖЕВОЙ ГАЗЕТЫ В РАЗВИТИИИ ГОРОДСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Важной частью развития культуры и одновременно одним из показателей её уровня является периодическая печать. Периодика, безусловно, отражает интеллектуальное состояние общества, ту или иную степень гласности. Газеты вообще и коммерческие газеты в частности, к их числу относится