УДК 378: 78 (571.1/.5)
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ СТАНОВЛЕНИЯ ИДЕОЛОГИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ В ТЕАТРАЛЬНОМ ПРОСВЕЩЕНИИ СИБИРИ 1920-х ГГ.
Елена Вячеславовна Сотникова
Сибирский государственный университет геосистем и технологий, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, доцент кафедры правовых и социальных наук, кандидат исторических наук, тел. (383)344-29-76, e-mail: [email protected]
В статье рассматриваются исторические и культурные аспекты становления идеологического контроля над театральным просвещением в Сибири, в частности, репертуаром театров, со стороны государственных партийных органов.
Ключевые слова: идеологическое воздействие, репертуарный комитет, цензура, художественный вкус, литературный отдел, революционное содержание, показательный театр.
HISTORICAL AND CULTURAL ASPECTS OF FORMATION IDEOLOGICAL CONTROL IN THE THEATER EDUCATION SIBERIA 1920
Elena V Sotnikova
Siberian State University of Geosystems and Technologies, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor of Department Legal and Social Sciences; tel. (383)344-29-76, е-mail: [email protected]
The article examines the historical and cultural aspects of the formation of ideological control over the education of theater in Siberia, in particular, the repertoire of the theater, from the state party organs.
Key words: ideological influence, Repertory Committee, censorship, artistic taste, the literary department, revolutionary content, Demonstration Theater.
Становление системы идеологического контроля театрального искусства энергично началось в период «военного коммунизма». Именно тогда при ТЕО Наркомпроса работала Репертуарная секция. Очередные попытки создания централизованной системы идеологического контроля зрелищных предприятий исследователи относят к началу 1922 года. В январе 1922 года при Художественном отделе Главполитпросвета был создан Репертуарный комитет. В дополнение к «Положению о Репертуарном комитете» в 1922 году на места секретно было разослано Положение «О цензуре зрелищ при отделении зрелищ подотдела военной цензуры информотдела ГПУ» [1]. Согласно этому Положению, цензура над театральными, цирковыми, концертными и кинематографическими постановками разделялась на предварительную и последующую. Предварительная цензура осуществлялась Репертуарным комитетом, а на местах - репертуарными комитетами при политпросветах. Предварительная цензура на местах заключалась в предоставлении разрешений на постановку пьес, утверждённых Центральным Репертуарным комитетом. Последующая цензура зрелищ проводилась военной цензурой при местных органах ГПУ. В обязанность военной
цензуры входило наблюдение за спектаклями и постановками с тем, чтобы воспроизводимые тексты соответствовали разрешённым.
Летом 1922 года в связи с ликвидацией Художественного отдела Главпо-литпросвета произошло упразднение Репертуарного комитета. В результате функции контроля над репертуаром были возложены на Главное Управление по делам литературы и издательства (Главлит), и принципиальных изменений в системе цензуры зрелищ не последовало. В июле 1923 года, для усовершенствования контроля над деятельностью театров, СНК принял новое «Положение о Репертуарном комитете». При Главлите создавался Главный Репертуарный комитет (Главрепертком). На Комитет возлагалось решение к постановке драматических, музыкальных и кинематографических произведений, создание и опубликование периодических списков разрешённых и запрещённых к публичному исполнению произведений. Все спектакли, вечера, концерты должны были регистрироваться либо в Главреперткоме, либо в его местных органах не позднее, чем за три дня до исполнения. Для этого предоставлялась программа с подробным указанием названия произведения, его автора и исполнителей, к пьесам прилагалась их краткая характеристика. При этом регистрация была платной и, по сути, была сродни налогообложению зрелищных предприятий. Главрепертком имел право контролировать репертуар всех зрелищных предприятий, закрывать через соответствующие административные и судебные органы зрелищные предприятия в случаях нарушения ими его постановлений.
В Сибири государственную цензуру осуществлял Сиблито, возглавляемый В.Д. Вегманом. В феврале 1926 года Главлит сделал уточнение о том, что сибирские литературные отделы (лито) по всем вопросам должны обращаться в Сиблито, а не в Главлит [2].
В соответствие с требованием усиления контроля над репертуаром в сезоне 1924/25 гг. при Омском губполитпросвете стал действовать художественный совет, о необходимости создания которого было заявлено весной 1923 года. В совет вошли представители губисполкома, губкома РКП (б), Рабиса, прессы. Деятельность художественного совета сосредоточивалась исключительно на репертуаре Омского Гостеатра: совет регулярно обсуждал пьесы, предлагаемые театром к постановке, утверждая или запрещая их. Заседания совета проходили 1-2 раза в месяц. На протяжении сезона были утверждены к постановке произведения русской классики: «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Ревизор» Н. В. Гоголя, «Обрыв» И. А. Гончарова, «Гроза», «Горячее сердце», «Снегурочка» А.Н. Островского, «Анна Каренина» по Л. Н. Толстому. Также были даны разрешения на постановку таких произведений, как «Отелло» В. Шекспира, «Железная маска» А. Дюма, «Пигмалион» Б. Шоу, «Павел I» Д. Мережковского, «Николай II» Д. Смолина. В Омске были отклонены спектакли «Идиот» (по роману Ф. М. Достоевского), «Петербургские трущобы» (по роману В. В. Крестовского), при этом в театрах других городов, как сибирских, так и центральных, эти пьесы с успехом ставились.
Оценка работы художественного совета Омского гостеатра со стороны Главполитпросвета была весьма жёсткой: утверждённый репертуар «не имеет
ни одной революционной пьесы и в идеологическом отношении носит вредный уклон». Как отмечалось в письме Художественного отдела Главполитпросвета Омскому губполитпросвету, «при составлении репертуарных планов следует руководствоваться пригодностью каждой данной пьесы, при её бесспорных художественных достоинствах, для целей политико-просветительных» [3].
В апреле 1923 года агитационно-пропагандистский отдел Алтайского губ-кома РКП (б) предложить губоно «следить за постановками в праздничные дни в театрах и в кино в целях препятствия тем постановкам, в которых замечается религиозный уклон» [4]. Любые постановки, не отражающие революционные события, получали со стороны идеологических структур отрицательную оценку. При этом для самих театральных работников оказалось легче признать репертуар «не строго выдержанным в идеологическом отношении», мотивируя это финансовыми проблемами, чем вступить в дискуссию с государственными и партийными работниками.
С сезона 1927/28 гг. художественные советы появились во всех сибирских окружных городах. Эти советы создавались не при театрах, как это было в Омске, а при политпросветах. В отличие от администрации театров и управлений зрелищными предприятиями (УЗП) художественные советы сосредоточили свою деятельность на художественной стороне театров, а не на хозяйственной. Так, в отчёте Бийского окружного отдела народного образования отмечалось, что дирекция театра занимается лишь приёмом и увольнением технического персонала, в то время как художественный совет решает вопросы рационализации театрального дела. Под рационализацией подразумевалось формирование театрального репертуара в связи с организацией целевых спектаклей и ценами на билеты. На заседаниях художественных советов затрагивались проблемы критики спектаклей в прессе, причины низкой посещаемости театров. Важно сказать, что наличие в художественных советах представителей от прессы и общественных организаций способствовало иногда и конструктивной критике работы театров. Например, в Омске на одном из заседаний совета прозвучало опасение представителя печати превратить театр в совпартшколу ввиду необдуманного обращения к остросоциальному репертуару, что было весьма смелым заявлением для тех лет.
Требование революционности в театральном искусстве звучало на протяжении всего рассматриваемого периода [5]. Общие принципы идеологического руководства театральным искусством исходили от партийных органов. На практике партийные решения должны были воплощать отделы народного образования. Содержание постановок позволяет сделать вывод, насколько творческий процесс попал под контроль государственной власти. Требование от театра в первую очередь зрелищности и праздничности, а не профессионализма определило специфику театрального репертуара. Так, Сибоно сформулировал принципы работы будущего Показательного театра в Омске. В этих принципах главной строкой шла мысль о необходимости коллективного творчества режиссёра, актёра, художника, музыканта. Процесс коллективного творчества противопоставлялся «давлению на индивидуальность», расцениваемому как нечто отжив-
шее. Формулируя принципы работы театра, Сибоно отрицательно характеризовал сложившееся в театральной практике деление на амплуа и положение актёров. «Сегодня актёр играет главную роль, а завтра, если нужно, по заявлению режиссёра, он выходит в толпе без слов», - говорилось в «Направлениях и задачах театра» [6]. Между тем обратим внимание на небезынтересный момент: желание привести новые принципы в организацию театрального производства не повлияло кардинальным образом на репертуар сибирских театров, в котором преимущество было всё же отдано классике.
Трудно теперь точно установить степень преемственности и отрицания в театральной культуре Сибири начала 1920-х годов. Количественный подход не всё может выявить, недостаточно будет установить, сколько было поставлено классических пьес, ведь часто классика появлялась на сцене далёкой от оригинала, классику переделывали, подновляли, «осовременивали», вводили в пьесы новые ситуации и новых героев.
Большевистская идеология не была однородной, сама её радикальность и нетерпимость выстраивалась в некую школу от «коммунистического либерализма», черты которого были свойственны А. В. Луначарскому, до революционно-террористического пафоса Л. Д. Троцкого [7]. Рабочие под воздействием мощных агитпропов в какой-то части и на какие-то времена поддавались аффектам и иллюзиям относительно будущего.
В целом, несмотря на активные действия политпросветов, литераторов и некоторых театральных работников, до середины 1920-х годов репертуар театров так и не пополнился современными пьесами глубокого содержания ввиду их отсутствия. Сама революционная разрушительная действительность мало давала материала для апологетических художественных обобщений. Революционные пьесы писались преимущественно самодеятельными авторами. Такие пьесы обычно были художественно слабыми, их не спасала злободневность содержания. Под художественностью постановок партийные и государственные работники, как правило, понимали революционное содержание при традиционной форме. Именно этот критерий и становился определяющим при оценке театрального репертуара.
Государство стремилось формировать и художественные вкусы населения, и процесс посещения театров, трансформируя их работу в одно из самых сильных средств идеологического воздействия на общественное сознание и психологию. Возникновение единообразного управления театрами - создание с 1927 г. управлений зрелищными предприятиями (УЗП) - стало началом проявления более жёсткого диктата государства над сферой художественного образования и просвещения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГАТО. Ф. Р-28. Оп. 1. Д. 485. Л. 22.
2. ГАНО. Ф. Р-61. Оп. 1. Д. 492. Л. 1, 3.
3. ГАОО. Ф. Р-318. Оп. 1. Д. 628. Л. 123.
4. ЦХАФАК. Ф. Р-141. Оп. 1. Д. 176. Л. 101.
5. Сотникова Е. В. Идеи Пролеткульта в театрально-просветительской деятельности в Сибири 1920-х гг. // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 1. - С. 43-46.
6. ГАНО. Ф. Р-1053. Оп. 1. Д. 43. Л. 3.
7. Сотникова Е. В. К вопросу о специфике исторического исследования социокультурного типа личности // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 1. - С. 36-39.
© Е. В. Сотникова, 2016