Научная статья на тему 'Историко-географические события как фактор формирования хозяйственного комплекса индустриального Кузбасса'

Историко-географические события как фактор формирования хозяйственного комплекса индустриального Кузбасса Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
485
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / ОТРАСЛЕВАЯ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ХОЗЯЙСТВА / СОБЫТИЯ / КУЗБАСС / ИСТОРИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ / ИНДУСТРИАЛИЗАЦИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОН / ИНФРАСТРУКТУРА / ECONOMIC GEOGRAPHY / BRANCH AND FUNCTIONAL STRUCTURE OF ECONOMY / EVENTS / KUZBASS / HISTORICAL AND GEOGRAPHICAL STAGES OF DEVELOPMENT / INDUSTRIALIZATION / INDUSTRY / REGION / INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Рябов Валерий Анатольевич

Вопросы развития, становления хозяйства регионов с экономико-географической позиции требуют особого подхода в установлении границ этапов (периодов). На примере Кемеровской области выделены этапы, которые определены событиями, оказавшими решающее влияние на экономическое развития региона. Обосновано, что наиболее информативным и соответствующем историко-географическому принципу, является подход по установлению границ этапов с учетом экономико-географических событий. События в развитии промышленности и инфраструктуры приводят к качественным и количественным изменениям региональной функциональной и отраслевой хозяйственной структуры. На примере Кузбасса показаны события, изменившие уклад хозяйственного комплекса: от доиндустриального к индустриально-инфраструктурному.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историко-географические события как фактор формирования хозяйственного комплекса индустриального Кузбасса»

Историко-географические события как фактор формирования хозяйственного комплекса индустриального Кузбасса

Historical and geographical events as a factor in the formation of the economic complex of industrial Kuzbass

Рябов В.А.

Ryabov V.

Вопросы развития, становления хозяйства регионов с экономико-географической позиции требуют особого подхода в установлении границ этапов (периодов). На примере Кемеровской области выделены этапы, которые определены событиями, оказавшими решающее влияние на экономическое развития региона. Обосновано, что наиболее информативным и соответствующем историко-географическому принципу, является подход по установлению границ этапов с учетом экономико-географических событий. События в развитии промышленности и инфраструктуры приводят к качественным и количественным изменениям региональной функциональной и отраслевой хозяйственной структуры. На примере Кузбасса показаны события, изменившие уклад хозяйственного комплекса: от доиндустриального к индустриально-инфраструктурному.

Issues of development, formation of regional economy from the economic and geographical position require a special approach in establishing the boundaries of stages (periods). On the example of the Kemerovo region, the stages are identified, which are determined by the events that had a decisive impact on the economic development of the region. It is proved that the most informative and appropriate historical and geographical principle is the approach to establish the boundaries of the stages, taking into account economic and geographical events. Events in the development of industry and infrastructure lead to qualitative and quantitative changes in the regional functional and sectoral economic structure. On the example of Kuzbass shows the events that have changed the way of economic complex: from pre-industrial to industrial infrastructure.

Ключевые слова: экономическая география, отраслевая и функциональная структура хозяйства, события, Кузбасс, историко-географические этапы развития, индустриализация, промышленность, регион, инфраструктура.

Keywords: economic geography, branch and functional structure of economy, events, Kuzbass, historical and geographical stages of development, industrialization, industry, region, infrastructure.

В отличие от старопромышленных регионов Европейской России, современный индустриальный комплекс Кемеровской области (Кузбасса) сформировался в относительно короткий промежуток времени (главным образом в течение 1930 - 80 годов ХХ века). Его ускоренному развитию и специализации, способствовали, прежде всего, колоссальные запасы минерального сырья - каменных углей Кузнецкого бассейна. Значительную роль играли благоприятное территориальное сочетание крупнейших запасов топливных ресурсов с другими природными ресурсами: минеральными, водными, земельными и лесными.

Вопросы становления, формирования и развития хозяйства области с той или иной полнотой рассмотрены в работах посвящённых исследованиям Кузбасса[1,3,4]. Нами же, вслед за Б.М. Ишмуратовым, выделены этапы, которые определены событиями, оказавшими решающее влияние на динамику экономического развития Кемеровской области. Благодаря таким событиям нами отмечаются значительные качественные изменения в функциональной и отраслевой хозяйственной структуре регионе [2].

Важнейшими событиями историко-географического развития Кузбасса являются ввод в эксплуатацию Транссибирской железнодорожной магистрали, начало формирования Урало-Кузнецкой угольно-металлургической базы страны, кризис социалистической системы хозяйствования и начало после реформенного подъёма экономики и мировые вызовы, предъявляемые к постиндустриальной экономике.

К концу XIX века (доиндустриальный этап) территория Кемеровской области характеризовалась крайне низкой степенью индустриализации. Каменные угли Кузнецкого бассейна, открытые в начале XVIII века, до начала XX века использовались очень мало (например, в 1880 году было добыто 170 тыс. т). Большая часть населения занималась сельским хозяйством, охотой, сбором даров природы, пчеловодством, кузнечным промыслом. Существовавший профиль хозяйства - аграрный с мелкоочаговым размещением промышленности: каменноугольные копи вблизи поселений Бачаты, Кольчугино, Анжерка и Кемерово, металлургический завод в Гурьевске (основан в 1816 году как сереброплавильный и перепрофилирован в 1826 году в железоделательный), полукустарные коксовые производства, прииски по добыче золота и серебра в Кузнецком Алатау, Салаире и Горной Шории. Предприятия промышленности в основном, принадлежавшие частному капиталу, характеризовались низким уровнем механизации производства. Рабочие жили в землянках и палатках, уровень оплаты труда был низким.

Событием, которое привело к началу этапа зарождения индустрии и инфраструктурных изменений в Кузбассе, явилось строительство Транссибирской магистрали. Ее отрезок пересек в 1897 году его северные районы региона. Характерной особенностью этапа стало интенсивное развитие угледобывающей промышленности и зарождение других отраслей (например, строительной промышленности).

С 1900 по 1917 гг. добыча угля увеличилась на порядок - со 157 до

1257,3 тыс. тонн. Строительство шахт происходило на севере области в

Анжеро-Судженском и Кемеровском угленосных районах, а также в районе

п. Кольчугино (ныне г. Ленинск-Кузнецкий), куда от станции Юрга были

проложены железнодорожные ветки. Остальные районы Кузбасса не были

затронуты промышленным развитием и сохраняли свой аграрный профиль.

Уголь, использовавшийся главным образом железнодорожным транспортом,

а также поставлявшийся на Урал и в Поволжье, в самом Кузбассе особого

37

применения не имел из-за отсутствия крупной промышленности. В это время зарождается строительная индустрия: в 1912 г. в поселке Яшкино был построен первый в регионе крупный цементный завод [5].

В 1920-х годах реконструируются ранее созданные и строятся новые шахты в Анжеро-Судженском, Кемеровском, Ленинск-Кузнецком угленосных районах, начинается освоение расположенного южнее Прокопьевско-Киселевского района. Общий объем добычи угля к концу 20-х годов ХХ века в сравнении с 1917 годом увеличился на 87%.

Наряду с угольной промышленностью в эти годы получила определенное развитие и черная металлургия. В 1924 году был введен в эксплуатацию Кемеровский коксохимический завод (в 1926 году построена вторая батарея, а в 1929 году - третья). Уже в 1930 году он произвел 160 тыс. тонн кокса, превысив свою мощность по сравнению с началом 20-х годов в 4 раза. С 1926 года началось строительство Беловского цинкового завода, введенного в эксплуатацию в 1930 году.

Продолжалось и инфраструктурное обустройство территории: в 1926 году вводится в число действующих железная дорога Кольчугино -Новокузнецк (через Белово и Усяты), от которой проложена ветка Белово -Гурьевск. В дополнение к ранее возникшим городам: Кузнецку, Мариинску, Тайге - сформировались Кемерово и Ленинск-Кузнецкий. Их появление было связано с началом разработки угля на прилегающих территориях. [6]

Событием, положившем началом индустриально-инфраструктурного этапа интенсивного развития промышленности (1930 г.) стало решение правительства о создании в стране Урало-Кузнецкой металлургической базы. В начале 30-х годов в г. Новокузнецке была введена в действие первая очередь Кузнецкого металлургического комбината им. В.И. Ленина («КМК»), а в 19331935 гг. завершилось строительство второй очереди. Ввод данного предприятия позволил воплотить идеи по созданию Урало-Кузнецкого маятника. Еще один профиль промышленности региона (металлургический) во многом был

определен именно после ввода КМК. Одновременно, с целью расширения

38

номенклатуры производимых изделий, реконструировали Гурьевский завод. В 1935 году вошла в строй Мундыбашская горно-обогатительная фабрика, что позволило использовать в доменном производстве бедные руды Горной Шории. Таким образом, потребность черной металлургии в железорудном сырье стала на 30% обеспечиваться за счет местных ресурсов. Получила развитие также цветная металлургия. Выросла в несколько раз по сравнению с дореволюционным уровнем добыча золота.

На первое место по добыче угля вышли районы центральной и южной части бассейна Прокопьевский, Осинниковский, Киселевский и Араличевский районы, обладавшие огромными запасами необходимых металлургии высококачественных коксующихся углей. Доля коксующихся углей в общем объеме угледобычи составила 40%.

На основе использования коксовых газов стала интенсивно развиваться химическая промышленность, занявшая в конце 30-х годов третье место по валовому выпуску продукции среди отраслей промышленности области. В Новокузнецке она была представлена коксохимическим производством на Кузнецком металлургическом комбинате, а в Кемерово - коксохимическим, азотнотуковым и углеперегонным заводами. В 30-е годы были заложены основы энергетического комплекса Кузбасса: введены в эксплуатацию Кузнецкая ТЭЦ и Кемеровская ГРЭС, а также первые линии электропередач, что позволило бесперебойно снабжать электроэнергией хозяйственные объекты. В Анжеро-Судженске, Кемерове, Тайге на базе полукустарных машиностроительных мастерских были созданы Анжеро-Судженский и Кемеровский механические заводы, Тайгинский паровозоремонтный пункт. В Киселевске построен завод угольного машиностроения, а в Прокопьевске -завод оборудования лампового хозяйства. Данные предприятия, имея узкую специализацию, определили зачатки развития инфраструктурной составляющей энерго-угольно-металлурго-химической системы производств.

В эти же годы шло формирование и других вспомогательных и

обслуживающих отраслей: промышленности строительных материалов

39

(производство кирпича, гипса, цемента, огнеупорных глин, стекла), предприятий пищевой и легкой промышленности. Продолжалось развитие транспортной инфраструктуры: был создан второй железнодорожный выход на Транссиб (ст. Проектная - ст. Обь), введены вторые колеи к большинству ранее созданных железных дорог. В 1937 годы электрифицирован первый в истории Сибири участок железной дороги Белово - Новокузнецк. В 1940 году завершено строительство веток Новокузнецк - Таштагол, Кемерово -Барзас и Гурьевск - Салаир[6].

Основу индустриально-хозяйственного комплекса составили шесть взаимосвязанных отраслей: угольная, черная металлургия, цветная металлургия, химическая промышленность, электроэнергетика, машиностроение и металлообработка. В 1937 году на систему угольно-металлургических производств, химическую промышленность и выпуск производственного оборудования приходилось свыше 80% всей промышленной продукции Кузбасса. По производственной мощности регион занял пятое место в бывшем СССР.

Рост промышленного производства требовал дополнительных трудовых ресурсов. В результате численность населения Кузбасса увеличилась более чем в 2 раза - с 718 тыс. чел. в 1926 году до 1654 тыс. чел. в 1939 году. Число городов возросло с 5 до 8, а рабочих поселков - с 7 до 18, а доля городского населения в 2,5 раза - с 21% до 56%. Возникновение и развитие городов Прокопьевска, Ленинска-Кузнецкого, Анжеро-Судженска, Киселевска, Осинников напрямую связано с угольной промышленностью. Салаир, Гурьевск, Белово обязаны своим развитием предприятиям цветной металлургии. Кемерово связано с химической и угольной промышленностью, Сталинск (ныне Новокузнецк) - с угольной промышленностью и черной металлургией. Сложными оставались вопросы социального обеспечения трудящихся.

Черная металлургия получила новый виток в развитии за счет

строительства «Западно-Сибирского металлургического комбината» в г.

Новокузнецке (начато в 1957 году, завершено в конце 60-х годов),

реконструкции «Гурьевского завода», расширения мощности «Кузнецкого

40

металлургического комбината». В 1988 г. выпуск стали в области превысил послевоенный уровень в 7 раз (увеличение с 1,7 млн. тонн до 12 млн. тонн), чугуна более чем в 6 раз (с 1,6 до 10 млн. тонн), проката в 5 раз (с 1,6 до 8 млн. тонн). Возросла мощность действующих рудников по добыче железной руды расположенных на юге области в Таштагольском районе (руды Горной Шории).

В цветной металлургии произошел рост добычи полиметаллических руд на Салаирском руднике. Было открыто Кия-Шалтырское месторождение нефелинов (пгт. Белогорск), и началась его интенсивная разработка для нужд Ачинского глиноземного комбината (Красноярский край), с последующим использованием на Красноярском алюминиевом заводе.

Возросло число предприятий лёгкой промышленности, чему способствовало введение в эксплуатацию завода химического волокна и комбината шелковых тканей (г. Кемерово), комвольно-суконного комбината (г. Ленинск-Кузнецкий), швейных (гг. Осинники, Анжеро-Судженск), трикотажной (г. Белово) и обувной (г. Киселевск) фабрик, фарфоро-фаянсового завода (г. Прокопьевск). Получила развитие пищевая промышленность, в основу которой легло использование сырье сельского хозяйства региона.

Продолжала совершенствоваться транспортная инфраструктура области: в 1959 году завершено строительство отрезка Южно-Сибирской железной дороги Новокузнецк - Абакан и ветки Аскиз-Абаза в Хакасии. Были электрифицированы участки железнодорожных магистралей: Ленинск-Кузнецкий - Топки - Юрга, Топки - Кемерово, Новокузнецк - Таштагол. Возросла роль автомобильного транспорта во внутриобластных перевозках грузов и пассажиров, а также воздушного - в осуществлении внешних связей. По территории области были проложены нефтепроводы (Нижневартовск - Анжеро-Судженск - Иркутск; ст. Сокур Новосибирской области - Новокузнецк) и газопроводы (Томск - Новокузнецк - Барнаул -Семипалатинск, Юрга - Кемерово - Топки - Новокузнецк).

События начала 1990 - х годов Кемеровской области, как и в России в

целом, характеризовался резким падением объемов производства во всех

41

отраслях народного хозяйства, начался депрессивный (кризисный) этап (1989-1997 гг.). Согласно действовавшей программе реструктуризации угольной промышленности, в Кузбассе было закрыто 35 нерентабельных угледобывающих производств. Закрытие многих шахт без соблюдения экологических норм и правил вызвало подтопление жилых районов и просадку грунта в Новокузнецке, Кемерове, Прокопьевске, Киселевске. Давление на окружающую среду при этом осталось на прежнем уровне или даже возросло, вследствие физического износа очистного оборудования и отсутствия средств на ввод в строй нового. Уменьшилась продолжительность жизни. Численность населения стала снижаться за счет сокращения рождаемости и увеличения смертности.

С 1998 года в области, как и в России в целом, начинается этап возрождения экономики, прежде всего в промышленном производстве. Практически во всех базовых отраслях произошел рост объемов производства продукции. Этому способствовал ряд Указов Президента и Постановлений Правительства РФ.

Рост объемов продукции промышленности сопровождался развитием транспортной системы. Для отгрузки все возрастающего количества добываемого угля строятся дополнительные железнодорожные ветки, увеличивается пропускная способность действовавших ранее участков и станций. Введена в строй новая автодорога Алтай - Кузбасс, заканчивается строительство дороги Новокузнецк - Таштагол - Турочак, ведется строительство дороги на Абазу. Развитию контактов с другими регионами страны и зарубежьем способствует улучшение работы авиатранспорта.

В отличие от угледобычи, металлургии и транспорта, другие отрасли

промышленности области или не вышли из кризисного состояния, а также

были потеряны отдельные производства. Некоторые явились потерянными

(например, производство шелковых тканей). Незначительным ростом

характеризуются химия, легкая и пищевая отрасли промышленности.

Несколько увеличилась в структуре промышленного производства доля

42

машиностроения (главным образом за счет создания новых видов производства для региона - нефтехимия, вагоностроение, сборка автобусов, тяжелой техники и т.д.), что, безусловно, является положительной тенденцией в развитии комплекса.

В заключение еще раз подчеркнем, что формирование современной функциональной и территориальной структуры промышленности Кузбасса произошло, в результате ряда важнейших событий: строительства Транссиба, создания Урало-Кузнецкого угольно-металлургического маятника, развитием внутренне транспортной системы и других.

Литература

1. Егорова Н.Т. Доиндустриальный период развития / Кемеровская область. Коллективная монография под редакцией В.П. Удодова. -Новокузнецк, 2012. - с. 112-120.

2. Ишмуратов Б.М. Сибирь в российской и мировой перспективе (очерки социально-экономической и политической географии). - Иркутск: Изд-во "Оттиск", 2003. - 170 с.

3. Мекуш Г.Е.Экологическая политика и устойчивое развитие: анализ и методические подходы / Г.Е. Мекуш; Под ред. С.Н. Бобылева; Министерство образования и науки РФ; Кемеровский гос. ун-т. - Москва: Экономика, 2011 - 255с.

4. Колобков М.Н. Кемеровская область. Природные и экономические ресурсы и перспективы хозяйственного освоения, Новосибирск, АН Союза ССР, Западносибирский филиал, сектор экономических исследований. -Новосибиск, 1950 г. - 205с.

5. Московский С.А. Промышленное освоение Сибири в период строительства социализма (1917 - 1935 гг.). - Новосибирск: издательство Наука, 1975 г. - 264с.

6. Рябов В.А. Промышленный комплекс Кузбасса: прошлое, настоящее, будущее (географический аспект) / В.А. Рябов, Иркутск: издательство ИГ СО РАН имени В.Б. Сочавы, 2015 - 105 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.