Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
УДК 130.2; 17.02 https://doi.org/10.33619/2414-2948/108/65
ИСТОРИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ НАРОДНОЙ ИГРЫ
©Байрамова З. В., канд. пед наук, Гянджинский государственный университет,
г. Гянджа, Азербайджан, [email protected] ©Байрамова С. С., канд. пед наук, Гянджинский государственный университет, г. Гянджа, Азербайджан, [email protected] ©Мамедов Н. А., Гянджинский государственный университет, г. Гянджа, Азербайджан, [email protected]
HISTORICAL AND ANALYTICAL ASPECT OF THE STUDY OF THE MORAL VALUE OF FOLK GAMES
©Bayramova Z., Ph.D., Ganja State University, Ganja, Azerbaijan, [email protected] ©Bayramova S., Ph.D., Ganja State University, Ganja, Azerbaijan, [email protected] ©Mammadov N., Ganja State University, Ganja, Azerbaijan, [email protected]
Аннотация. Народная игра — неотъемлемая часть культуры и бытия каждого народа. Народные игры развивались на основе определенных закономерностей и были связаны с экономическим развитием общества и формированием человека в социуме. На протяжении исторического существования народа игра отражает все стороны его жизни, имеет непосредственное влияние на развитие личности в обществе, сохраняя свою самобытность как народное достояние и ценность, принадлежавшая народу. Азербайджан является родиной большого количества национальных игр. Народная игра, пройдя свой долгий исторический путь, не раз подвергалась тем или иным изменениям времени, требованиям общества.
Abstract. Folk games are an integral part of the culture and life of every nation. Folk games developed on the basis of certain patterns and were associated with the economic development of society and the formation of a person in society. Throughout the historical existence of a nation, the game reflects all aspects of its life, has a direct impact on the development of the individual in society, preserving its identity as a national treasure and value belonging to the people. Azerbaijan is the birthplace of a large number of national games. Folk games, having gone through their long historical path, have repeatedly been subject to certain changes of time, the demands of society.
Ключевые слова: народные игры, духовность, нравственность, культура, народное творчество.
Keywords: folk games, spirituality, morality, culture, folk art.
На современном этапе развития человечества народная игра остается незаменимой ценностью, через которую мы познаем все реальности бытия. Самобытность каждого народа определяется его исторической предначертанностью бытия в материальном мире. В своей сущности он несет ценности, предназначенные для конкретной общности человеческой аудитории [1]. Духовные ценности каждого народа входят в мировую сокровищницу народов, населяющих нашу планету Формирующийся духовно-нравственный облик каждого народа проходит, условно говоря, через определенные фильтры, которые впоследствии придают значимость ценностям. В этом же контексте необходимо отметить, что национальные и
Бюллетень науки и практики /Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
моральные ценности каждого народа определяют его мышление и образ жизни, создают материальное и духовное единство [2].
Под статусом национально-нравственные ценности, имеется в виду, понятия народная культура, искусство, история, этнография, кухня, правила поведения, быт и вообще все сферы жизни. Национально-нравственные ценности — это также национальная самобытность народа. Ценности — это созданное во благо народа и поддерживаемое, сохраняемое, развиваемое им на протяжении веков.
Общенациональный лидер азербайджанского народа Гейдар Алиев говорил: «Основной составляющей нашей национальной идеологии являются наши национально-нравственные ценности. Мы должны гордиться нашими национально-нравственными ценностями. Наши национально-нравственные ценности сформировались в быту, в обыденной жизни и деятельности нашего народа на протяжении веков. Нация без национальных нравственных и моральных ценностей не может быть настоящей нацией» [5].
Народное творчество — одна из самых широких и богатых областей национально-нравственной системы ценностей, являющаяся жемчужиной нашего народа. Народное творчество, в свою очередь, представляет собой очень широкий, богатый, интересный, логичный образ мышления, определяющий менталитет народа. Детский фольклор и детские игры составляют неотъемлемую часть народного творчества. Эта направление народного творчества влияет как на всестороннее развитие детей, так и на формирование творческих способностей, воспитывает людей честных, обладающих высокой нравственностью, способных взять на себя бремя времени для общества. Детские игры прививают детям искренность, доброту, сплоченность, спокойствие. Также благодаря этим играм детям прививается быстрота, ловкость, дальновидность, умение ставить цели и бороться за них.
Уникальная культура азербайджанского народа, национальные ценности, национальное мышление, его менталитет, сформированный испытаниями веков, создали основу для многогранного развития детских игр. Из проводимых исследований, становится ясно, что перед нами игры, в которых имеются определенные требования и цели, направленные на развитие физической силы и навыков, остроту ума, требуют быстроты, ловкости, памяти, воли, чувства, эмоций, воображения, сплоченности, доброты. Эти игры в основном ориентированы на то, чтобы дети проводили время вместе, расширяя их кругозор, мышление и воображение. Например, мы можем отметить некоторые из них: «Невестушка — сестричка», «Гуси, уточки», «Платочек», и другие игры. Обычно в этих играх нет победителя, игра продолжается так, как началась, здесь основная цель игры — получать удовольствие от самого процесса.
Поскольку Азербайджан является родиной зороастризма, он также является родиной богатых национальных игр с древних времен. Согласно «Авесте», история рыцарства, храбрости, борьбы, здорового и энергичного роста подростков, их участия в соревнованиях по скачкам, борьбе, стрельбе из лука восходит к древнейшим временам. Одним из первых, принявший зороастризм, Куштасп (по тексту Авесты) в буквальном смысле означает отец, имеющий стремительную скорость и ведущий в игре. Настоящее имя же Заратустры — Ханна, что в переводе — старый владелец верблюдов. Есть поверья и ритуалы, которые присущи только зороастрийцам. Например, в этой культуре имели место священные поясы (ремни), называемые — «кошти». В дальнейшем «кошти» на фарси означало вид единоборства. «Кошти» изготавливали из сплетенного конского хвоста, состоявщего из 72 нитей. В возрасте от 7 до 15 лет каждому надевали белую льняную рубашку и надевали пояс «кошти». В течении дня несколько раз необходимо было снаять пояс, затем заново его завязать. В этом ритуале обязательными были ритуалы «кошти». В молитвах воспевалась
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
сила и мудрость: «... мы должны быть сильными, наше такое предпочтение во благо нашего рода, ибо сильные смогут победить врага. Наставник читал молитвы из текста священной Авесты, далее слушатели вкушали предоставленные на поедание плоды» [6].
В Зорхане (место, отведенное для спортивных тренировок и состязаний) на мангале сжигали руту от сглаза и нечести. Спортивные игры считались ритуальными, с большой ответственностью претворялись в жизнь.
В «Авесте» часто обсуждаются рыцарство, борьба, героизм, упоминаются многие борцы-пехливаны. Самое главные требования к пехливанам в «Авесте» — терпеливость, демонстрация силы воли, здоровье, быть всегда настроенным на победу над противником. И еще немаловажное — иметь красивых, обученных и выносливых лошадей. Кроме того, также упоминается, что героям необходимо иметь некоторые физические данные: быть высокими, красивыми и стройными, чтобы вырастить здоровое будущее поколение.
На территории Азербайджана люди обосновались многие тысячилетия назад. Здесь многим артефактам более 2-3 млн. лет, то же самое указывается во многих летописях античности. О древних поселениях на территории древнего Азербайджана, свидетельствуют наскальные рисунки Гобустана, где неопровержимые следы древних цивилизаций. В наскальных рисунках Гобустана отражается быт, жизнедеятельность х предков. Будучи бессильным перед природными силами, человек укрывался в камнях и скалах, и избрал своим жилищем пещеры. Игры рассматриваются как одно из обязательных занятий в формировании разумных людей. По мере формирования разумных людей их игры менялись от простых к сложным [2].
Азербайджанские игры с момента своего создания отражали традиции народа. На всех этапах истории азербайджанские народные игры развивались на основе определенных закономерностей и были связаны с экономическим развитием общества и формированием человека в социуме. Еще в древние времена физическое воспитание в Азербайджане было направлено на приобретение определенных знаний, повышение деловых навыков и укрепление здоровья и, как следствие, направленное на военную подготовку. Информация в источниках указывает, что в древности на территории Азербайджана были развиты такие виды спортивных игр, как метание копья, стрельба из лука, виды борьбы и т.д. Среди этих видов спорта борьба стала основой развития выносливости и физических сил человека. Этот вид единоборства имел решающую роль на поединках. Национальные игры прошли многосложный этап становления в связи с историческим развитием различных древних племен, в том числе тюрков-хазар, гуннов, проживавших на территории Азербайджана . Даже сегодня в ряде древних наскальных рисунков Гобустана и др. сохранились следы ранних народных игр. Народные игры отражают множество различных этапов развития жизни наших предков, первоначальные условия жизни, встречи и верования, мир обрядов. Народные игры вызывают интерес и с точки зрения отражения бытовой жизни и ряда развлечений древнейших времен. Есть игры, которые были созданы с целью определения желаний и представлений людей и дошли до наших дней. Народные игры в себе отражали реальную действительность времени: психологию, настроение, борьбу с угнетением и эксплуатацией народа [2].
Для изучения истории народных игр, прежде всего, необходимо обратиться на политическую и социальную историю Азербайджана, хотя бы вкратце, поскольку развитие народных игр было связано с экономическим развитием, с одной стороны, и с другой стороны, оно было связано с подготовкой к войнам (национальная борьба, стрельба из лука, скачка, метание копья, демонстрация различных игр в жонглировании, беге и т. д.).
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
Для глубокого изучения истории народных игр, прежде всего, необходимо использовать первоисточники на арабском и персидском языках, этнографические и эпиграфические материалы, материальные и культурные памятники, обнаруженные нашими археологами в результате раскопок. Изучение основных источников, проливающих свет на раннее средневековье, надписей, серебряной и медной посуды , печатей и других артефактов культуры эпохи Сасанидов — позволяет получить ряд ценных сведений. Здесь представлены знания об одежде, развлечениях, музыке, особенностях верований того времени и большинство этих произведений и сочинений дошло до наших дней, которые служат фундаментальными источниками для расследований во многих областях [4].
В арабских источниках освящена социальная, экономическая и политическая история Азербайджана, наша культурная история, народные обычаи и традиции, различные обряды. До нас дошли записи о культуре азербайджанского народа на пехлеви, арабском и турецком языках. Приведенные в этих источниках сведения о зороастризме и государственных праздниках дополняют друг друга. В произведениях ряда арабских и персоязычных авторов, являющихся яркими произведениями того времени, говорится также о содержании и сущности праздников, игр и развлечений народа. Информация о наших народных ценностях известна на Востоке далеко за пределами Азербайджана. В этих источниках имеет место ряд научных сведений, помогающих изучать нашу духовную культуру, верования, праздники, игры и развлечения. Переданы богатые сведения Ибн-Аль-Асира (1160-1234) в фндаментальном историко-философском произведении под названием «Аль-Камиль-Фит-тарих» о социальной, экономической и политической истории Азербайджана, а также о его духовной культуре. В этой работе подробно описано нашествие монголов на Азербайджан и о разрушениях ряда городов [3].
Средние века тоже ознаменовались большими трудностями в политической и социальной жизни народа. Сасанидская империя, начавшая укрепляться в середине века, смогла воссоединить ряд соседних провинций, в том числе Атропат, Албанию. Атропатена и Албания экономически превосходили другие части империи. Культура феодальных государств, расселенных в составе Сасанидской империи, дала начало знаменитой «Сасанидской культуре». У путешественников и писателей мира также есть интересные представления об исторических корнях азербайджанских народных игровых традиций. Как правило, они были свидетелями примеров такого рода игр в тех местах, которые они посещали. Видели, сравнивая их с бесценными достояниями народа, отраженными в их генезисе, обычаях и традициях, хорошо понимали глубокое универсальное содержание этих игр. Интересное мнение по этому поводу культурных ценностей имеет Э. Тейлор, один из известных европейских летописцев. Автор пишет: «...стойкость остатков старых традиций позволяет нам подтвердить, что культура этого народа является продуктом более древней цивилизации. Именно в этой древности нам нужно искать объяснение обычаям и традиции, мировоззрения, которые нам неизвестны. Словом, сбор таких фактов составляет основу исторического познания и выполняет задачу культурного развития».
Это мнение автора не утратило своего значения и сегодня. Действительно, существует необходимость пересмотреть исторические факты в этом вопросе. Далее Тейлор пишет: «При таком взгляде на события некоторые детские игры в современной Европе едва ли можно назвать суевериями. Это правда, что многие из этих игр являются пережитками древности, и иногда очень хорошими. Если мы рассмотрим игры детей и взрослых с этнологической точки зрения, в этих играх нас поражает то обстоятельство, что многие из этих игр являются отражением серьезной жизни. Реалии современной жизни, которые отражаются в играх современных детей — есть предзнаменование того, чем они будут заниматься через
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
несколько лет, и игры станут для них настоящей школой, уроком». Хотя аспекты использования народных обычаев и традиций, этнопедагогического идеологического характера, как критерия обогащения источников содержания образования среди факторов, повышающих общепедагогическую значимость в истории азербайджанской школы и педагогической мысли, анализируются и интерпретируются с некоторой долей вероятности. Изучение народных игр в историко-нравственном аспекте, как народного наследия и нравственной ценности игры перед исследователями откроет многогранный подход глубокого научного осмысления всей реальности.
Подобные исследования не выходили за рамки историко-филологической направленности, публицистического описания праздников и массовых обрядов. Появление игр совпадает с периодом за несколько тысяч лет до нашей эры. Как видно из различных наскальных рисунков («Гобустан», «Кельбаджар»), организация игр совпадает с первыми периодами первобытнообщинного строя. Первые игры возникли из идеи, что люди удовлетворяют свои потребности охотой. Есть и другие идеи по поводу создания игр. Например, в «Истории азербайджанского народного театра» исследователя М. Аллахвердиева читаем: «Некоторые игры и элементы игр берут свое начало из магии древних времен. В определенном смысле невозможно полностью отрицать эти идеи».
Начиная с начала XIX века ряд русских ученых и писателей интересовались древней историей и традициями Кавказа, в том числе и азербайджанского народа, и публиковали свои исследования в периодической печати Кавказа и России. К этому благородному движению присоединились ведущие просветители того времени, такие как Г. Зардаби, Ф. Кочерли, Э. Султанов, азербайджанские педагоги, окончившие Горийскую семинарию, а также многие ученые того времени проявляли большой интерес к обрядам, традициям и народным играм. Благодаря их благородному историческому служению некоторые игры и обряды азербайджанского народа сохранились и дошли до современности.
К концу ХХ века наши народные игры стали изучаться на более востребованном профессиональном и научном уровне. С переходом обучения на основе Курикулумов появился большой интерес внедрения тематики народной игры в интерактивное обучение. В основном интерес проявляется со стороны учителей и педагогов-практиков, а также ученых-исследователей психолого-педагогической научной сферы. Можно привести примеры научных трудов соотечественников-современников М. Сеидова, М. Арифа, А. Гашимова, М. Аллахвердиева, А. Набиева, З. Байрамовой, П. Эфендиева А. Ахундова, А. Мамедова, Х. Кулиева, Х. Агаева, С. Ахундовой, И. Мусаева и др. [1-6].
Несмотря на усердное изучение народной игры, есть еще много неисследованных моментов, связанных с ценностным достоянием народной игры. На это имеются серьезные причины, которые связаны с фактическим материалом, с идеологическим понятием исторического периода, с определенными изменениями, происходящими в судьбе народа. Нужно отметить, что народная игра, пройдя свой долгий исторический путь, не раз подвергалась тем или иным изменениям времени, требованиям общества. Например, раньше существовало общее описание и условные правила той или иной игры, но со временем в них отражались дополнения, исправления и нововведения. Народ творчески относился к играм в зависимости от любых условий, обстановки и ситуации. Были времена, когда игры передавались из уст в уста. Кроме того, поскольку в Азербайджане проживают разные национальности и народы (этносы) и они имеют определенные территориальные подразделения, работают в разных сферах, более того, говорят на разных диалектах, игры также имеют разные формы и варианты. Быт и достояния народов, населяющих территорию Азербайджана, отражались во всех сферах человеческой жизни, в том числе в проведении
Бюллетень науки и практики / Bulletin of Science and Practice Т. 10. №11 2024
https://www.bulletennauki.ru https://doi.org/10.33619/2414-2948/108
ритуалов, национальных праздников, а также в поверьях и религиозной концепции. Азербайджан — многонациональная страна, которая находится на пересечении многих экономических, торговых, политических интересов могущественных государств мира. Эта страна в себе воплотила и толерантность, и любовь ко всему человечеству в целом. Определив свой курс на развитие во благо человечества, дорожит своими национальными ценностями, взаимообогащается в многомерной мировой культуре, также передает богатое наследие своих предков будущим поколениям.
Список литература:
1. Аллахвердиев М. К. Истоки, виды, жанры азербайджанского народного театра и современного театрального процесса: автореф. дис. ... д-р искусствоведения. Ташкент, 1993. 58 с.
2. Байрамова З. Дидактические игры, как средство воспитания младших школьников:. Дис. ... канд. пед. наук. Гянджа, 2008. 131 с.
3. Ибн ал-Асир. Ал-Камил фи-т-та'рих. Полный свод истории. Избранные отрывки. Ташкент, 2006.
4. Ибрагимова Д., Гезалов А. Гейдар Алиев-великий политик, созидатель, патриот // Elmi esarlar. 2023. С. 55.
5. Маковельский А. О. Авеста. Баку: Изд-во Акад. наук АзССР, 1960. 144 с.
6. Набиев А. М. Взаимосвязи азербайджанского узбекского фольклора. Баку: Язычы, 1986. 286 с.
References:
1. Allakhverdiev, M. K. (1993). Istoki, vidy, zhanry azerbaidzhanskogo narodnogo teatra i sovremennogo teatral'nogo protsessa: avtoref. dis. ... d-r iskusstvovedeniya. Tashkent. (in Russian).
2. Bairamova, Z. (2008). Didakticheskie igry, kak sredstvo vospitaniya mladshikh shkol'nikov:. Dis. ... kand. ped. nauk. Gyandzha. (in Russian).
3. Ibn, al-Asir (2006). Al-Kamil fi-t-ta'rikh. Polnyi svod istorii. Izbrannye otryvki. Tashkent. (in Russian).
4. Ibragimova, D., & Gezalov, A. (2023). Geidar Aliev-velikii politik, sozidatel', patriot. Elmi esarlar. (in Russian).
5. Makovel'skii, A. O. (1960). Avesta. Baku. (in Russian).
6. Nabiev, A. M. (1986). Vzaimosvyazi azerbaidzhanskogo uzbekskogo fol'klora. Baku. (in Russian).
Работа поступила Принята к публикации
в редакцию 28.09.2024 г. 05.10.2024 г.
Ссылка для цитирования:
Байрамова З. В., Байрамова С. С., Мамедов Н. А. Историко-аналитический аспект исследования нравственной ценности народной игры // Бюллетень науки и практики. 2024. Т. 10. №11. С. 514-519. https://doi.org/10.33619/2414-2948/108/65
Cite as (APA):
Bayramova, Z., Bayramova, S. & Mammadov, N. (2024). Historical and Analytical Aspect of the Study of the Moral Value of Folk Games. Bulletin of Science and Practice, 10(11), 514-519. (in Russian). https://doi.org/10.33619/2414-2948/108/65