Научная статья на тему 'Историки в диалоге: опыт реализации проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России»'

Историки в диалоге: опыт реализации проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
523
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМОРИАЛИЗАЦИЯ / ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПОЛИТИКА ПАМЯТИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / MEMORIALIZATION / THE GREAT PATRIOTIC WAR / SCIENTIFIC AND EDUCATIONAL COOPERATION / POLITICS OF MEMORY / HISTORICAL MEMORY / PATRIOTIC EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грибан Ирина Владимировна, Зданович Владимир Васильевич, Савчук Татьяна Петровна

В мае 2020 г. исполняется 75 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Чем дальше в прошлое уходит история этого судьбоносного для всего человечества конфликта, тем более острым и политизированным становится противостояние разных подходов к интерпретации причин и итогов войны, сохранению памяти о войне и ее героях. Всплеск неонацизма в современной Европе, уничтожение памятников солдатам Второй мировой войны в ряде стран постсоветского пространства, попытки пересмотра роли отдельных личностей в истории войны побуждают современных исследователей вновь обращаться к проблемам сохранения коллективной исторической памяти о событиях прошлого, формирования исторического сознания молодежи. В каких формах и с помощью каких выразительных средств должна транслироваться сегодня память о войне? Как передать подрастающему поколению, далекому от реалий того времени, масштаб и трагизм события, поставившего мир на грань катастрофы? В статье представлены промежуточные итоги реализации российско-белорусского проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России». Авторы исходят из того, что на современном этапе, когда в белорусском и российском обществе происходит смена поколений и проблема отчуждения коллективной памяти от событий войны становится все более острой, как никогда ранее становится актуальной задача поиска новых форм увековечения памяти о Великой Отечественной войне, все более значимым является диалог между представителями научно-образовательного сообщества. Методологической основой исследования является концепция исторической памяти. Исследование государственной политики по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и практик мемориализации событий 1941-1945 гг. в сравнительной ретроспективе направлено на выявление тех ключевых механизмов, которые имеют особое значение для формирования памяти о значимых событиях прошлого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Грибан Ирина Владимировна, Зданович Владимир Васильевич, Савчук Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIANS IN DIALOGUE: EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE PROJECT “MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: DIRECTIONS, TRENDS, PRACTICES OF MEMORIALIZATION IN BELARUS AND RUSSIA”

In May 2020 have passed 75 years since the end of the Great Patriotic War. The further the history of this fateful conflict for all mankind goes into the past, the more acute and politicized is the confrontation of different approaches to interpreting the causes and results of the war, preserving the memory of the war and its heroes. The surge of neo-Nazism in modern Europe, the destruction of monuments to soldiers of the Second World War in a number of countries of the post-Soviet space, attempts to revise the role of individuals in the history of the war prompt modern researchers to revert to the problems of preserving the collective historical memory of the Past, the formation of the historical consciousness of young people. In what forms and with what expressive means should the memory of the war be broadcast today? How to convey to the younger generation, far from the realities of that time, the scale and tragedy of the event that put the world on the brink of disaster? The article presents the interim results of the Russian-Belarusian project “Remembrance of the Great Patriotic War: directions, trends, memorialization practices in Belarus and Russia”. The authors proceed from the fact that at the present stage, when there is a generational change in the Belarusian and Russian society and the problem of alienating the collective memory from the events of the war is becoming more acute, the task of finding new forms of perpetuating the memory of the Great Patriotic War is becoming ever more urgent, more and more significant is the dialogue between representatives of the scientific and educational community. A study of state policy to preserve the historical memory of the Great Patriotic War and the practice of memorialization of the events of 1941-1945 in a comparative retrospective, it is aimed at identifying those key mechanisms that are of particular importance for the formation of memory of significant events of the Past.

Текст научной работы на тему «Историки в диалоге: опыт реализации проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России»»

СТРАТЕГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 94(476); 902 DOI 10.26170/po20-02-03

ББК Ч400.522 ГРНТИ 14.01.17; 03.23.07 Код ВАК 13.00.01; 07.00.09

Грибан Ирина Владимировна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры рекламы и связей с общественностью, Уральский государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: gribanirina@gmail.com

Зданович Владимир Васильевич,

доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой истории Беларуси, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина; 224016, Республика Беларусь, г. Брест, бул. Космонавтов, 21; e-mail: zvv2003@tut.by

Савчук Татьяна Петровна,

кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории Беларуси, Брестский государственный университет имени А.С. Пушкина; 224016, Республика Беларусь, г. Брест, бул. Космонавтов, 21; e-mail: Silivaniuk@tut.by

ИСТОРИКИ В ДИАЛОГЕ: ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ: НАПРАВЛЕНИЯ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРАКТИКИ МЕМОРИАЛИЗАЦИИ В БЕЛАРУСИ И РОССИИ»

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мемориализация; Великая Отечественная война; научно-образовательное сотрудничество; политика памяти; историческая память; патриотическое воспитание.

АННОТАЦИЯ. В мае 2020 г. исполняется 75 лет с момента окончания Великой Отечественной войны. Чем дальше в прошлое уходит история этого судьбоносного для всего человечества конфликта, тем более острым и политизированным становится противостояние разных подходов к интерпретации причин и итогов войны, сохранению памяти о войне и ее героях. Всплеск неонацизма в современной Европе, уничтожение памятников солдатам Второй мировой войны в ряде стран постсоветского пространства, попытки пересмотра роли отдельных личностей в истории войны побуждают современных исследователей вновь обращаться к проблемам сохранения коллективной исторической памяти о событиях прошлого, формирования исторического сознания молодежи. В каких формах и с помощью каких выразительных средств должна транслироваться сегодня память о войне? Как передать подрастающему поколению, далекому от реалий того времени, масштаб и трагизм события, поставившего мир на грань катастрофы?

В статье представлены промежуточные итоги реализации российско-белорусского проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России». Авторы исходят из того, что на современном этапе, когда в белорусском и российском обществе происходит смена поколений и проблема отчуждения коллективной памяти от событий войны становится все более острой, как никогда ранее становится актуальной задача поиска новых форм увековечения памяти о Великой Отечественной войне, все более значимым является диалог между представителями научно-образовательного сообщества. Методологической основой исследования является концепция исторической памяти. Исследование государственной политики по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и практик мемориализации событий 1941-1945 гг. в сравнительной ретроспективе направлено на выявление тех ключевых механизмов, которые имеют особое значение для формирования памяти о значимых событиях прошлого.

Griban Irina Vladimirovna,

Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Advertising and Public Relations, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Zdanovich Vladimir Vasilievich,

Doctor of History, Professor, Head of the Department of History, Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, Republic of Belarus

Savchuk Tatyana Petrovna,

Candidate of History, Associate Professor, Associate Professor of the Department of History, Brest State University named after A.S. Pushkin, Brest, Republic of Belarus

HISTORIANS IN DIALOGUE: EXPERIENCE IN IMPLEMENTING THE PROJECT "MEMORY OF THE GREAT PATRIOTIC WAR: DIRECTIONS, TRENDS, PRACTICES OF MEMORIALIZATION IN BELARUS AND RUSSIA"

KEYWORDS: memorialization; the Great Patriotic War; scientific and educational cooperation; politics of memory; historical memory; patriotic education.

ABSTRACT. In May 2020 have passed 75 years since the end of the Great Patriotic War. The further the history of this fateful conflict for all mankind goes into the past, the more acute and politicized is the confrontation of different approaches to interpreting the causes and results of the war, preserving the memory

of the war and its heroes. The surge of neo-Nazism in modern Europe, the destruction of monuments to soldiers of the Second World War in a number of countries of the post-Soviet space, attempts to revise the role of individuals in the history of the war prompt modern researchers to revert to the problems of preserving the collective historical memory of the Past, the formation of the historical consciousness of young people. In what forms and with what expressive means should the memory of the war be broadcast today? How to convey to the younger generation, far from the realities of that time, the scale and tragedy of the event that put the world on the brink of disaster?

The article presents the interim results of the Russian-Belarusian project "Remembrance of the Great Patriotic War: directions, trends, memorialization practices in Belarus and Russia". The authors proceed from the fact that at the present stage, when there is a generational change in the Belarusian and Russian society and the problem of alienating the collective memory from the events of the war is becoming more acute, the task of finding new forms of perpetuating the memory of the Great Patriotic War is becoming ever more urgent, more and more significant is the dialogue between representatives of the scientific and educational community. A study of state policy to preserve the historical memory of the Great Patriotic War and the practice of memorialization of the events of 1941-1945 in a comparative retrospective, it is aimed at identifying those key mechanisms that are of particular importance for the formation of memory of significant events of the Past.

на

'а рубеже XX-XXI вв. в исторической науке на постсоветском пространстве произошли существенные изменения. После распада Советского Союза историки оказались в сложной ситуации: кризис личной и коллективной идентичности, поиски новых ценностных ориентиров и «национальной идеи», отказ от догматических подходов к интерпретации событий. Свобода в выборе объекта и методов исследования, появление новых документов, активизация международных проектов стимулировали деятельность историков и привели к обогащению методологического аппарата. Одним из важнейших направлений исследований стала разработка вопросов, связанных с исторической памятью, что позволяет сегодня говорить о своеобразном «буме memory studies» [7; 17; 18; 22; 26].

В условиях формирования и развития национальных историографических школ проблемы исторической памяти приобрели особую актуальность и политическую остроту: какие события стоит помнить, а какие общество предпочло бы забыть, как «ликвидировать белые пятна истории», не «переформатируя» при этом историческое сознание общества, какой должна быть государственная политика по сохранению памяти о прошлом? В последние десятилетия уже накоплен большой объем исследований, посвященных трансформации образов прошлого, исторической политике, практикам мемориализации прошлого, нашедших применение на территории бывшего СССР. Среди наиболее масштабных следует отметить сборники материалов «Национальные истории на постсоветском пространстве» под редакцией Ф. Бомсдорфа и Г. Бордюго-ва, подготовленные в рамках проекта Фонда Фридриха Науманна и Ассоциации исследователей российского общества ХХ века (АИРО-ХХ) [3; 4]. Проблемам памяти о

прошлом и историческои политике на постсоветском пространстве посвящены работы Г. Касьянова, А. Миллера, О. Малиновой [9; 11; 13]. Большое внимание теме исторической памяти традиционно уделяется историками ФРГ, которые совместно с учеными из стран Восточной Европы подготовили несколько сборников об особенностях и механизмах коммеморации Второй мировой войны, «войнах памяти» в музейном пространстве [24; 25; 26]. Несмотря на это, всплеск неонацизма в современной Европе, уничтожение памятников солдатам Второй мировой войны, культурный и цивилизаци-онный раскол украинского общества, обостряющиеся в преддверии юбилейных дат дискуссии о виновниках, итогах и последствиях войны, побуждают современных исследователей вновь и вновь обращаться к проблемам сохранения коллективной исторической памяти о событиях прошлого, формирования исторического сознания молодежи [2; 10; 12; 20].

Особый интерес применительно к проблематике памяти представляет сравнение опыта «обращения с прошлым» в разных странах постсоветского пространства. Примером такого сравнительного анализа является исследование, осуществляемое в рамках российско-белорусского проекта «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России», получившего финансовую поддержку Российского и Белорусского фондов фундаментальных исследований на 2018-2020 гг. Авторы проекта - историки из Брестского государственного университета имени А.С. Пушкина (г. Брест, Беларусь) и Уральского государственного педагогического университета (г. Екатеринбург, Россия).

Целесообразность проведения исследования учеными Уральского государственного педагогического университета совместно с

© Грибан И. В., Зданович В. В., Савчук Т. П., 2020

Статья подготовлена при финансовой поддержке: Российского фонда фундаментальных исследований (проект № 18-5900010 Бел_а «Память о Великой Отечественной войне: направления, тенденции, практики мемориализации в Беларуси и России»); Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (договор № Г18Р-297 от 30.05.2018).

коллегами из Брестского государственного университета им. А.С. Пушкина обусловлена рядом факторов. Во-первых, для Республики Беларусь, как и для России, Великая Отечественная война является ключевым событием истории ХХ века, оставившим свой след в истории каждой семьи. Война и Победа -общее «место памяти», основа для формирования национальной идентичности народов двух стран. Во-вторых, большинство исследований, посвященных проблеме формирования и сохранения исторической памяти молодежи, носит теоретический характер, в то время как Уральский государственный педагогический университет с 2012 г. является опорной инновационной площадкой по гражданско-патриотическому воспитанию, а авторы исследования активно включены в процесс воспитательной работы в университете, являются руководителями всероссийских и региональных патриотических проектов (Всероссийский студенческий патриотический проект «Живая история» (Ьйр://живаяистория-ургпу.рф), «Другое детство: повседневная жизнь детей в условиях Великой Отечественной войны», «Поиск - единство поколений» и др.), что позволяет обеспечить постоянную взаимосвязь научной и практической деятельности, необходимый уровень достоверности проводимых исследований. В-третьих, в Брестском государственном университете имени А.С. Пушкина разработан и успешно внедрен в практику преподавания для студентов первой ступени получения высшего образования спецкурс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)», а также спецкурс «Историография истории Беларуси периода Великой Отечественной войны» для студентов второй ступени получения высшего образования. Под руководством В. В. Здановича, Т. П. Савчук работает студенческая инициативная группа в рамках проекта «Память о войне на территории моей „малой" Родины», подготовлен электронный каталог памятников Великой Отечественной войны на территории Брестской области.

Выбирая тему исследования, авторы исходили из того, что в формировании исторической памяти народов войнам принадлежит особая роль, поскольку они имеют центральное значение как для индивидуальных, так и для коллективных воспоминаний. Ключевая функция войн для коллективной памяти заключается не только в том, что они находят отражение в официальной картине истории или в исторических исследованиях, но и в том, что они проникают в основную культуру памяти и представлены в самых разных формах воспоминаний: от памятников до историче-

ских романов [25, с. 9]. Целью исследования стало комплексное изучение и сравнение российского и белорусского опыта мемориа-лизации памяти о Великой Отечественной войне на уровне государственной политики, общественных организаций (в том числе поискового движения), на страницах научной, научно-популярной, мемуарной литературы, средствами публичной истории, в системе образования. Основываясь на системном и аксиологическом подходах и применяя современные междисциплинарные методы исследования (метод дискурсивного анализа, культурно-антропологические методы изучения исторической памяти и т. д.), на основе изучения широкого круга российских и белорусских источников авторами исследования была предпринята попытка выявить основные методологические подходы к определению сущности, функций, структуры коллективной памяти о Великой Отечественной войне в российском и белорусском обществе, а также определить наиболее эффективные методики и формы работы с молодежью, направленные на сохранение исторической памяти о ключевых событиях прошлого.

Отметим, что в современной науке нет единого подхода к определению терминов «историческая память», «историческая политика», «политика памяти». Наиболее часто под «исторической памятью» понимаются опорные пункты массового знания о прошлом, минимальный набор ключевых образов событий и личностей прошлого в устной, визуальной или текстуальной форме, которые присутствуют в активной памяти (не требуется усилий, чтобы вспомнить) [23]. Термины «историческая политика» и «политика памяти» зачастую используются как синонимы. На наш взгляд, обоснованным выглядит мнение российского исследователя Алексея Миллера, который использует термин «политика памяти» для обозначения всей сферы публичных стратегий в отношении прошлого, то есть концептуализации, практик коммеморации и преподавания истории. «Историческая политика» является частным случаем политики памяти. Для нее характерно активное участие властных структур, конфронтацион-ный характер и преследование партийных интересов [13].

В процессе работы в 2018-2019 гг. был собран широкий круг исторических и историографических источников, необходимых для анализа направлений, тенденций и практик мемориализации Великой Отечественной войны, что позволило коллективу сформулировать ряд промежуточных выводов.

1. Система государственных мер по сохранению исторической памяти как основы

развития гражданского общества является одной из ключевых задач патриотического воспитания и в России, и в Беларуси. В последнее время институты государственной власти в Российской Федерации, так же как и представители политической элиты, уделяют большое внимание проблеме сохранения исторической памяти. В рамках законодательства разработан целый ряд нормативно-правовых документов, ключевой задачей которых является воспитание патриотично настроенной молодежи на основе памяти о значимых событиях истории нашей страны, повлиявших на формирование российской гражданской идентичности. Нормативно-правовое обеспечение патриотического воспитания включает в себя комплекс законодательных актов, направленных на определение и совершенствование социально-правового статуса патриотического воспитания, роли, места, задач, функций каждого органа власти, ведомства, организации как составных элементов единой системы патриотического воспитания с учетом их специфики и изменений, происходящих во всех сферах жизни страны. На федеральном и региональном уровнях в современной России создана нормативно-правовая база, позволяющая сформировать эффективную систему патриотического воспитания молодежи, направленную на сохранение духовно-нравственных ценностей и исторической памяти нашего многонационального народа; имеется успешный опыт деятельности органов государственной власти, образовательных организаций и общественных объединений в сфере ком-меморативных практик [15].

Сохранение памяти о войне и вкладе Беларуси в Победу считается государственной задачей. В стране проводится значительная работа в данной сфере, которая включает как создание монументальных комплексов, так и духовное увековечение героических событий минувшей войны. В республике издаются монографии и научно-популярные книги, проводятся конференции, круглые столы, организуются научные дискуссии. Своеобразной летописью вклада Беларуси в разгром нацизма стали историко-документальные хроники «Память» по всем городам и районам страны, издание которых началось во второй половине 1980-х гг. и было закончено к празднованию 60-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Память о войне воплощена в различных формах в литературе, кинематографе, музыкальных произведениях, изобразительном искусстве, музеях и тематических экспозициях. Важным фактором сохранения памяти об отличившихся в боях с врагом воинах, партиза-

нах и подпольщиках является увековечение их имен в названиях населенных пунктов, улиц и площадей, учреждений, предприятий, организаций, учебных заведений, воинских частей [19, с. 23-28].

2. Одним из ключевых источников формирования представлений о Второй мировой и Великой Отечественной войнах в условиях, когда свидетелей тех событий уже практически не осталось, являются учебники истории. Коллективом изучен российский и белорусский опыт преподавания истории Великой Отечественной войны в школах. Установлено, что в России с 1991 г. сменилось 3 «поколения» учебных пособий. В настоящее время в российских школах продолжается процесс реформирования исторического образования: осуществляется переход на линейную систему изучения истории, внедряется в образовательный процесс новая линейка учебников, подготовленных на основании историко-культурного стандарта. В новом поколении учебников истории Великой Отечественной войны уделяется больше внимания, по сравнению с учебными пособиями предыдущих лет. Материал представлен более ярко и эмоционально, сопровождается большим количеством источников (в том числе личного происхождения), иллюстративного материала, заданиями проблемного характера. Вместе с тем, на изучение истории войны в школах выделяется слишком мало времени, вследствие чего знания современных школьников и студентов о событиях 19411945 гг. зачастую фрагментарны.

Сравнительно-исторический анализ белорусских учебных пособий для школ и вузов позволяет сделать ряд выводов. Во-первых, концепция, представленная в учебной литературе, базируется на ключевом постулате о том, что для СССР это была справедливая, «священная война советского народа за свободу и независимость Отечества», а Победа стала возможна благодаря единству и мужеству всего советского народа. Вместе с тем, авторы учебников стремятся подчеркнуть роль Беларуси в борьбе с фашистской Германией. Во-вторых, в современных учебниках авторы стремятся осветить и такие сложные и дискуссионные вопросы, как причины поражений СССР на начальном этапе войны, репрессии в армии, коллаборационизм и т. д. В-третьих, специальный факультативный курс «Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны)» является уникальным элементом образовательного пространства Республики Беларусь и не имеет аналогов на постсоветском пространстве. Введение курса стало толчком для новых исследований и разра-

боток, подготовки учебных пособий для образовательных учреждений [5]. Несмотря на то, что в настоящее время в школах, учреждениях среднего специального и профессионально-технического образования факультатив включен в курс «История Беларуси», в процессе получения образования белорусские школьники и студенты несколько раз обращаются к предыстории и истории Великой Отечественной войны. Школьные учителя и вузовские преподаватели истории стремятся научить молодежь помнить о трагичном и героическом прошлом, об уроках войны и цене, заплаченной за Победу [5; 6; 14, с. 183-186; 21, с. 18-20].

3. Одним из важнейших инструментов сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне в России и Беларуси является поисковая деятельность. Были проанализированы тенденции и перспективы развития поискового движения в России. Выявлено, что в настоящее время идет активное развитие студенческих поисковых отрядов, которые не только принимают участие в поисковых экспедициях по местам боев Великой Отечественной войны, но и реализуют в своей деятельности широкий спектр коммеморативных практик: создание музейных экспозиций и передвижных выставок, организация встреч с ветеранами, агитбригады, исторические квесты и игры, агитпробеги, акции «Судьба солдата», «Научись помнить», «Солдатский лес» и т. д. Несмотря на то, что в последние годы поисковое движение активно поддерживается руководством России, существует ряд проблем: недостаточная информированность населения о деятельности поисковиков, слабая подготовка школьных и студенческих поисковых отрядов к участию в поисковых экспедициях, проблемы с финансированием деятельности отрядов, сложности с привлечением в отряды представителей молодого поколения (особенно в «тыловых» регионах) [1].

В качестве главного субъекта организации и проведения поисковой работы в независимой Беларуси выступает государство, что в свою очередь не исключает участия в ней общественных объединений. Организацией и координацией поисковой работы с 1994 г. занимается Управление по увековечению памяти защитников Отечества и жертв войн. Поиск неучтенных захоронений с раскопками на местности проводится личным составом отдельной специализированной поисковой воинской части (52-й отдельный специализированный поисковый батальон (ОСПБ)). Значительную нагрузку в организации данной работы несут местные исполнительные и распорядительные органы, военкоматы. Активная поисковая

работа также проводится общественными поисковыми организациями, деятельность которых координируется 52-м ОСПБ [8; 16].

4. Коллективом был предпринят анализ феномена исторической реконструкции с точки зрения влияния этого движения на процессы формирования исторической памяти. Выявлено, что особенностью развития движения реконструкции в России является ее милитаризация - повышенное внимание к реконструкции событий, связанных с историей войн, в том числе, Великой Отечественной, что обусловлено ролью этого события в истории страны. Приоритетным на данном этапе развития военно-исторической реконструкции по периоду Великой Отечественной войны в Уральском федеральном округе выступает направление организации тактических полевых выходов. При организации военно-исторических полевых выходов отдается предпочтение изучению боевого пути пехотных соединений, эпизоды из которого и берутся за основу в воссоздании боевых будней. На наш взгляд, именно эта форма реконструкции выступает важным инструментом сохранения исторической памяти о событиях Великой Отечественной войны.

5. Музеи выступают традиционным, хотя и не основным, средством сохранения, репрезентации и формирования памяти о Великой Отечественной войне. Представителями российского коллектива был изучен опыт работы по сохранению памяти о Великой Отечественной войне музеев и мемориальных комплексов России и Республики Беларусь: Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны; Гомельского областного музея военной славы; мемориала «Хатынь», историко-культурного комплекса «Линия Сталина», мемориального комплекса «Тросте-нец», музея неизвестного солдата (г. Вязьма); музея военной техники «Боевая слава Урала», Центрального музея Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Музей Победы) г. Москва; исторического парка «Россия - моя история».

Большое значение для формирования исторического сознания молодежи имеют экскурсии по историческим местам. Так, в Минске богатым и интересным историческим материалом располагает Музей истории Великой Отечественной войны, в Бресте уникальным по своему учебно-воспитательному значению является мемориальный комплекс «Брестская крепость-герой», в России - Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (Музей Победы) г. Москва, Музей-заповедник «Сталинградская битва», Государственный мемориальный музей обороны

и блокады Ленинграда, Музей-диорама «Курская дуга. Белгородское направление» и др. Экспозиции музеев на эмоциональном уровне воздействуют на сознание молодежи и способствуют усвоению необходимой информации по военной истории, формированию базовых исторических представлений.

Особую роль в процессе формирования представлений об истории Великой Отечественной войны играют музеи образовательных организаций - школ и вузов. Именно там начинается знакомство с темой через призму локальной истории своего края, учебного учреждения. Проанализирован опыт сохранения исторической памяти о Великой Отечественной войне в Уральском государственном педагогическом университете. Выявлены ключевые коммемо-ративные практики: организация выставок и постоянно действующих экспозиций по истории войны, ведение «Календаря знаменательных дат», организация тематических экскурсий, интерактивных викторин и квестов, деятельность студенческого киноклуба историко-патриотической направленности, реализация студенческих проектов («Живая история», «Поиск - единство поколений», «Помним. Гордимся. Храним» и др.), проведение «Литературных гостиных» и встреч с ветеранами и т. д.

Значительный вклад в патриотическое воспитание студенческой молодежи в Республике Беларусь вносит Республиканский конкурс «Великая Отечественная война в исторической памяти белорусского народа», проходящий в несколько туров. Характерной чертой данного конкурса является тот факт, что на нем представлены работы, руководителями которых являются не только преподаватели истории, но и философии, психологии, литературы, иностранных языков и др., что свидетельствует об актуальности темы Великой Отечественной войны для молодого поколения Беларуси.

Таким образом, работа над совместным российско-белорусским проектом позволила провести исследование государственной политики по сохранению исторической памяти о Великой Отечественной войне и практик мемориализации событий 19411945 гг. в сравнительной ретроспективе и выявить те ключевые инструменты, которые имеют особое значение для формирования памяти о значимых событиях прошлого, обобщить позитивный опыт и наметить пути взаимодействия историков Российской Федерации и Республики Беларусь. Результаты исследования найдут отражение в совместной монографии, публикация которой запланирована на 2020 год.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бердников, А. С. Студенческие поисковые отряды в России: проблемы и перспективы развития / А. С. Бердников // Гражданский потенциал современной молодежи : материалы всероссийской научно-практической конференции. - Екатеринбург, 2018. - С. 2-12.

2. Благой, И. В Праге власти выступили за перенос памятника маршалу Коневу, войска которого освободили город / И. Благой. - URL: https://www.1tv.ru/news/2019-09-12/372147-v_prage_vlasti_vystapiU_za_perenos_pamyatnika_marshalu_konevu_voyska_kotorogo_osvobodili_gorod (дата обращения: 14.09.2019). - Текст : электронный.

3. Бомсдорф, Ф. Национальные истории на постсоветском пространстве / Ф. Бомсдорф. - Москва : Фонд Фридриха Науманна ; АИРО-XXI, 2009. - 372 с.

4. Бордюгов, Г. А. Вчерашнее завтра: как «национальные истории» писались в СССР и как пишутся теперь / Г. А. Бордюгов. - Москва : АИРО-XXI, 2011. - 248 с.

5. Вялжая Айчынная вайна савецкага народа (у кантэксце Другой сусветнай вайны) : вучэб. дапам. для студэнтау устаноу, яюя забяспечваюць атрыманне вышэйш. адукацьп / А. А. Каваленя, У. I. Лемяшонак, Б. Дз. Далгатовiч [i шш.] ; пад рэд. А. А. Кавалет, С. М. Сташкевiча. - Мшск : выд. цэнтр БДУ, 2004. - 279 с.

6. Грибан, И. В. Научить помнить: Великая Отечественная война в образовательном пространстве Республики Беларусь / И. В. Грибан, Н. Н. Баранов // Преподаватель XXI век. - 2019. - № 1. - С. 38-50.

7. Грибан, И. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов / И. В. Грибан / / Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 11 (12). - С. 334-342.

8. Докопаться до истины. Особенности поисковой работы. - Текст : электронный // СБ. Беларусь сегодня. - 2013. - URL: https://www.sb.by/articles/dokopat-do-istiny.html (дата обращения: 23.04.2019).

9. Касьянов, Г. Украина и соседи: историческая политика. 1987-2018 / Г. Касьянов. - Москва : Новое литературное обозрение, 2019. - 632 с.

10. Лару, Д. Снос памяти: Польша демонтировала более 420 советских монументов / Д. Лару. - URL: https://iz.ru/911057/dmitrii-laru/snos-pamiati-polsha-demontirovala-bolee-420-sovetskikh-monumentov (дата обращения: 14.09.2019). - Текст : электронный.

11. Малинова, О. Ю. Актуальное прошлое: символическая политика властвующей элиты и дилеммы российской идентичности / О. Ю. Малинова. - Москва : Политическая энциклопедия, 2015. - 207 с.

12. Мединский: воевать с культурой и исторической памятью недопустимо. - URL: https://ria.ru/20190912/1558598584.html (дата обращения: 14.09.2019). - Текст : электронный.

13. Миллер, А. Историческая политика в России: новый поворот? / А. Миллер // Историческая политика в XXI веке. - Москва, 2012. - С. 334-338.

14. Павловская, О. П. Спецкурс «Великая Отечественная война как эффективное средство патриотического воспитания молодежи» / О. П. Павловская // Вялжая Перамога: да 60-й гадавшы разгрому нацы-

сцкай Германй : матэрыялы Рэсп. навук.-тэарэт. канф., Мшск, 29 крас. 2005 г. / Беларус. дзярж. пед. ш-т [i iнш.] ; рэдкал.: П. Д. Кухарчык [i iнш.]. - Мшск : БДПУ, 2006. - С. 183-186.

15. Попп, И. А. Государственная политика по сохранению исторической памяти граждан Российской Федерации: нормативно-правовой аспект / И. А. Попп, И. С. Шахнович // Педагогическое образование в России. - 2018. -№ 12. - С. 43-50.

16. 52-й отдельный специализированный поисковый батальон. - Текст : электронный / / Армия : журнал Вооруж. Сил Респ. Беларусь. 1 апр. 2003. - URL: http://navynews.ru/?p=3ii (дата обращения: 06.04.2019).

17. Романовская, Е. В. Феномен памяти: между историей и традицией / Е. В. Романовская // Философия и общество. - 2010. - № 1. - С. 98-109.

18. Сафронова, Ю. А. Историческая память: введение / Ю. А. Сафронова. - Санкт-Петербург : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2019. - 220 с.

19. Савчук, Т. П. Деятельность государственных органов по увековечению памяти о Великой Отечественной войне в Республике Беларусь в 1990-е - начале 2000-х гг. (на примере Брестской области) / Т. П. Савчук / / Весн. Брэсц. ун-та. Сер. 2. Псторыя. Эканомжа. Права. - 2018. - № 2. - С. 23-28.

20. Сносить нельзя оставить. В Сейме обсудили судьбу Памятника Освободителям. - URL: https://rus.delfi.lv/news/daily/latvia/snosit-nelzya-ostavit-v-sejme-obsudili-sudbu-pamyatnika-osvoboditelyam.d?id=51452479&all=true (дата обращения: 14.09.2019). - Текст : электронный.

21. Спирин, В. С. Некоторые направления внеаудиторной работы со студентами педагогического факультета по формированию у них процесса исторического самопознания / В. С. Спирин // Пстарычнае пазнанне - важнейшая умова фармiравання светапогляду настауткау ХХ1 стагоддзя : матэрыялы Рэсп. навук.-тэарэт. канф., Мшск, 6 снеж. 2002 г. - Мшск, 2003. - С. 18-20.

22. Assman, A. Das neue Unbehagen an der Erinnerungskultur: Eine Intervention / A. Assman. - München : C.H.Beck Verlag, 2013. - 231 S.

23. Griban, I. V. Historical Memory as a basis of Civil Identity of Russian Youth / I. V. Griban, I. A. Popp, N. G. Tagiltseva, et al. // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. - 2019. - Vol. LXXVI. -P. 1162-1168.

24. Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europas / Hg. von W. Borodziej, E. François, E. Keding, E. Makhotina, M. Schulze Wessel. - Göttingen : Vanden-hoeck & Ruprecht, 2015. - 376 S.

25. Krieg und Erinnerung. Fallstudien zum 19. und 20. Jahrhundert / hrsg. von H. Berding, K. Heller und W. Streitkamp. - Göttingen, 2000.

26. Der Hitler-Stalin-Pakt. Der Krieg und die europäische Erinnerung // Osteuropa. - 2009. - Jahrgang 59.

REFERENCES

1. Berdnikov, A. S. (2018). Studencheskie poiskovye otryady v Rossii: problemy i perspektivy razvitiya [Student search teams in Russia: problems and development prospects]. In Grazhdanskiy potentsial sovremennoy molodezhi : materialy vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ekaterinburg, pp. 2-12.

2. Blagoy, I. V Prage vlasti vystupili za perenos pamyatnika marshalu Konevu, voyska kotorogo osvo-bodili gorod [In Prague, the authorities advocated the transfer of the monument to Marshal Konev, whose troops liberated the city]. URL: https://www.1tv.ru/news/2019-09-12/372147-v_prage_vlasti_vystupili_za_ perenos_pamyatnika_marshalu_konevu_voyska_kotorogo_osvobodili_gorod (mode of access: 14.09.2019).

3. Bomsdorf, F. (2009). Natsional'nye istorii na postsovetskom prostranstve [National stories in the postSoviet space]. Moscow, Fond Fridrikha Naumanna, AIRO-XXI. 372 p.

4. Bordyugov, G. A. (2011). Vcherashnee zavtra: kak «natsional'nye istorii» pisalis' v SSSR i kakpishutsya teper' [Yesterday's tomorrow: how "National stories" were written in the USSR and how are they written now]. Moscow, AIRO-XXI. 248 p.

5. Kavalenya, A. A., Lemyashonak, U. I., Dalgatovich, B. Dz. [i insh.]. (2004). Vyalikaya Aychynnaya vayna savetskaga naroda (u kantekstse Drugoy susvetnay vayny) / pad red. A. A. Kavaleni, S. M. Stashkevicha. Minsk, vyd. tsentr BDU. 279 p.

6. Griban, I. V., Baranov, N. N. (2019). Nauchit' pomnit': Velikaya Otechestvennaya voyna v obra-zovatel'nom prostranstve Respubliki Belarus' [Teach to remember: the Great Patriotic war in the educational space of the Republic of Belarus]. In Prepodavatel'XXI vek. No. 1, pp. 38-50.

7. Griban, I. V. (2016). Istoricheskaya pamyat' kak issledovatel'skaya problema: analiz sovremennykh pod-khodov [Historical memory as a research problem: analysis of modern approaches]. In Byulleten' nauki ipraktiki. No. 11 (12), pp. 334-342.

8. Dokopat'sya do istiny. Osobennosti poiskovoy raboty [Get to the truth. Search features]. (2013). In SB. Belarus'segodnya. URL: https://www.sb.by/articles/dokopat-do-istiny.html (mode of access: 23.04.2019).

9. Kas'yanov, G. (2019). Ukraina i sosedi: istoricheskaya politika. 1987-2018 [Ukraine and neighbors: historical politics. 1987-2018]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie. 632 p.

10. Laru, D. Snos pamyati: Pol'sha demontirovala bolee 420 sovetskikh monumentov [Demolition: Poland dismantled more than 420 Soviet monuments]. URL: https://iz.ru/911057/dmitrii-laru/snos-pamiati-polsha-demontirovala-bolee-420-sovetskikh-monumentov (mode of access: 14.09.2019).

11. Malinova, O. Yu. (2015). Aktual'noeproshloe: simvolicheskaya politika vlastvuyushchey elity i dilemmy rossiyskoy identichnosti [the current past: the symbolic policy of the ruling elite and the dilemmas of Russian identity]. Moscow, Politicheskaya entsiklopediya. 207 p.

12. Medinskiy: voevat' s kul'turoy i istoricheskoy pamyat'yu nedopustimo [Medinsky: it is unacceptable to fight with culture and historical memory]. URL: https://ria.ru/20190912/1558598584.html (mode of access: 14.09.2019).

13. Miller, A. (2012). Istoricheskaya politika v Rossii: novyy povorot? [Historical politics in Russia: a new turn?]. In Istoricheskaya politika v XXI veke. Moscow, pp. 334-338.

14. Pavlovskaya, O. P. (2006). Spetskurs «Velikaya Otechestvennaya voyna kak effektivnoe sredstvo patriotich-eskogo vospitaniya molodezhi» [Special course "The Great Patriotic war as an effective means of patriotic education of youth"]. In Kukharchyk, P. D. [i insh.] (Eds.). Vyalikaya Peramoga: da 60-y gadaviny razgromu natsystskay Germanii : materyyaly Resp. navuk.-tearet. kanf., Minsk, 29 kras. 2005 g. Minsk, BDPU, pp. 183-186.

15. Popp, I. A., Shakhnovich, I. S. (2018). Gosudarstvennaya politika po sokhraneniyu istoricheskoy pamyati grazhdan Rossiyskoy Federatsii: normativno-pravovoy aspekt [State policy to preserve the historical memory of citizens of the Russian Federation: regulatory aspect]. In Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. No. 12, pp. 43-50.

16. 52-y otdel'nyy spetsializirovannyy poiskovyy batal'on [52nd separate specialized search battalion]. (2003). In Armiya : zhurnal Vooruzh. Sil Resp. Belarus'. 1 apr. - URL: http://navynews.ru/?p=311 (mode of access: 06.04.2019).

17. Romanovskaya, E. V. (2010). Fenomen pamyati: mezhdu istoriey i traditsiey [Phenomenon of memory: between history and tradition]. In Filosofiya i obshchestvo. No. 1, pp. 98-109.

18. Safronova, Yu. A. (2019). Istoricheskaya pamyat': vvedenie [Historical memory: introduction]. Saint Petersburg, Izdatel'stvo Evropeyskogo universiteta v Sankt-Peterburge. 220 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Savchuk, T. P. (2018). Deyatel'nost' gosudarstvennykh organov po uvekovecheniyu pamyati o Velikoy Otechestvennoy voyne v Respublike Belarus' v 1990-e - nachale 2000-kh gg. (na primere Brestskoy oblasti) [The activities of state bodies in perpetuating the memory of the Great Patriotic war in the Republic of Belarus in the 1990s - early 2000s. (on the example of the Brest region)]. In Vesn. Brests. un-ta. Ser. 2. Gistoryya. Ekanomika. Prava. No. 2, pp. 23-28.

20. Snosit' nel'zya ostavit'. V Seyme obsudili sud'bu Pamyatnika Osvoboditelyam [Demolition cannot be left. The diet discussed the fate of the monument to the liberators]. - URL: https://rus.delfi.lv/news/ daily/latvia/snosit-nelzya-ostavit-v-sejme-obsudili-sudbu-pamyatnika-osvoboditelyam.d?id=51452479&all=true (mode of access: 14.09.2019).

21. Spirin, V. S. (2003). Nekotorye napravleniya vneauditornoy raboty so studentami pedagogicheskogo fakul'teta po formirovaniyu u nikh protsessa istoricheskogo samopoznaniya [Some areas of extracurricular work with students of the faculty of education on the formation of the process of historical self-knowledge]. In Gistar-ychnae paznanne — vazhneyshaya ymova farmiravannya svetapoglyadu nastaynikay XXI stagoddzya : materyyaly Resp. navuk.-tearet. kanf., Minsk, 6 snezh. 2002 g. Minsk, pp. 18-20.

22. Assman, A. (2013). Das neue Unbehagen an der Erinnerungskultur: Eine Intervention. München, C.H.Beck Verlag. 231 S.

23. Griban, I. V., Popp, I. A., Tagiltseva, N. G. et al. (2019). Historical memory as a basis of civil identity of Russian youth. In The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences. Vol. LXXVI, pp. 1162-1168.

24. Borodziej, W., François, E., Keding, E., Makhotina, E., Schulze, M. (Eds.). (2015). Wessel Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europas. Göttingen, Vandenhoeck & Ruprecht. 376 S.

25. Berding, H., Heller, K., Streitkamp, W. (Eds.). (2000). Krieg und Erinnerung. Fallstudien zum 19. und 20. Jahrhundert. Göttingen.

26. Der Hitler-Stalin-Pakt. Der Krieg und die europäische Erinnerung. (2009). In Osteuropa. Jahrgang 59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.