Научная статья на тему 'Историческое развитие специализированного органа конституционного контроля в Кыргызстане'

Историческое развитие специализированного органа конституционного контроля в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
219
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Конституция / Кыргызстан / конституционный контроль / правосудие / конституционная юстиция / реформа / закон.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Момбекова Ж. К.

В статье автором описывается исторический генезис – зарождение и развитие специализированного органа конституционного контроля за годы независимости Кыргызстана. Хронологически раскрывается, каким образом изменялся статус органа и правовое регулирование конституционной юстиции в стране. Изучается историческая роль и значение конституционной юстиции в Кыргызской Республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое развитие специализированного органа конституционного контроля в Кыргызстане»

GS4 ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ ^D

DOI 10.24412/2076-1503-2021-5-380-386 МОМБЕКОВА Жыргал Канаевна,

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Кыргызстана факультета истории и регионоведения Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласагына, e-mail: [email protected]

ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ОРГАНА КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ1 В КЫРГЫЗСТАНЕ

30-ЛЕТИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ КЫРГЫЗСТАНА ПОСВЯЩАЕТСЯ!

Аннотация. В статье автором описывается исторический генезис - зарождение и развитие специализированного органа конституционного контроля за годы независимости Кыргызстана. Хронологически раскрывается, каким образом изменялся статус органа и правовое регулирование конституционной юстиции в стране. Изучается историческая роль и значение конституционной юстиции в Кыргызской Республике.

Ключевые слова: Конституция, Кыргызстан, конституционный контроль, правосудие, конституционная юстиция, реформа, закон.

MOMBEKOVA Zhyrgal Kanaevna,

candidate of historical sciences, associate professor of the Department of History of Kyrgyzstan, Faculty of History and Regional Studies, Zhusup Balasagin Kyrgyz National University

HISTORICAL DEVELOPMENT OF THE SPECIALIZED BODY OF CONSTITUTIONAL CONTROL IN KYRGYZSTAN

Annotation. The author describes the historical genesis - the birth and development of a specialized body of constitutional control over the years of independence of Kyrgyzstan. Chronologically, it is revealed how the status of the body and the legal regulation of constitutional justice in the country have changed. The historical role and significance of constitutional justice in the Kyrgyz Republic are being studied.

Key words: Constitution, Kyrgyzstan, constitutional control, justice, constitutional justice, reform, law.

История развития специализированного органа конституционного контроля в Кыргызстане имеет общие черты, схожие со странами постсоветского пространства, но также, и свои особенности. Пришло время с современных позиций осмыслить историю развития кыргызской конституционной юстиции, по новому взглянуть на проблемы национальной истории. Это тем более важно, что в настоящее время состоялась очередная конституционная реформа в Кыргызстане. Все это обусловило актуальность настоящей публикации.

Конституционное развитие Кыргызстана уникально в том плане, что страна постоянно экспериментирует с конституционным устройством и бросает вызов политической стагнации и авторитаризму в регионе [2]. За короткий постсоветский период страна осуществила десяток различных конституционных реформ. И как тут не согласиться с Председателем Конституционного суда Российской Федерации В.Д. Зорькиным: «... проблема не в том, чтобы искать недостатки в Конституции, а в том, чтобы научиться правильно пользоваться этим драгоценным инструментом.» [1].

1 В качестве синонимов к понятию «орган конституционного контроля», в данной статье также будут применяться такие определения как: «орган конституционной юстиции» и «орган конституционного правосудия».

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Принятие новой Конституции на референдуме 11 апреля 2021 г.1 стало очередной попыткой изменения политико-правового режима в Кыргызстане, обозначив возврат от парламентского вектора развития страны обратно к президентской форме правления. Все это, безусловно, делает необходимым внимательный анализ конституционного устройства Кыргызстана, роли и места института конституционной юстиции в системе институтов государственной власти, а также, непосредственно, самого органа конституционного контроля.

Формирование и развитие органа конституционного правосудия в Кыргызской Республике сделало актуальными эти вопросы для нашей правовой действительности.

В истории Кыргызстана, впервые институт конституционного контроля - Комитет конституционного надзора Киргизской ССР был учрежден Законом Киргизской ССР от 23 сентября 1989 года «Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) Киргизской ССР». До этого уже существовал Комитет конституционного надзора СССР Члены Комитета конституционного надзора СССР были избраны Постановлением Верховного Совета СССР от 26 апреля 1990 г. №1455-1. От Киргизии был избран известный в республике ученый-правовед Тургунбеков Рафик - доктор юридических наук, заведующий отделом Института философии и права Академии наук Киргизской ССР, член-корреспондент Национальной академии наук Кыргызской Республики. Порядок деятельности Комитета конституционного надзора был конкретизирован законами Киргизской ССР «О внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной закон) Киргизской ССР» от 12 апреля 1990 года и «О конституционном надзоре в Киргизской ССР». Этот несудебный орган осуществлял предварительный и последующий конституционный надзор за правовыми актами различного уровня. Постановлением «Об образовании Комитета конституционного надзора КССР» Председателем ККН был избран Тилекеев Муктар, заслуженный юрист КССР.

Но данный орган не обладал большими полномочиями. Скорее, это была структура, имевшая в основном консультативно-надзорную природу,

1 11 апреля 2021 года в Кыргызстане наряду с выборами в местные кенешы (советы) прошел референдум по проекту новой конституции. https://ru.sputnik. kg/trend/referendum-proek-konstituciya/ Закон Кыргызской Республики № 31 от 12 марта 2021 г. «О назначении референдума (всенародного голосования) по проекту Закона Кыргызской Республики «О Конституции Кыргызской Республики». Предусматривалось два варианта ответа: за и против. https://shailoo.gov.kg/ru/ ReferendumReferendum/zakon-naznachenii-referenduma3/

об этом свидетельствовали полномочия Комитета, решения, которые он мог принять, а также последствия принятия таких решений. В статья 16, данного закона говорится о заключении Комитета конституционного надзора Киргизской ССР2. В заключении Комитета конституционного надзора Киргизской ССР в обязательном порядке должен был содержаться вывод о соответствии или несоответствии рассматриваемого акта, проекта акта или их отдельных положений Конституции Киргизской ССР или законам Киргизской ССР, а в надлежащих случаях также международным обязательствам Киргизской ССР. Заключение должно быть аргументированным. Заключение Комитета принимается простым большинством голосов от числа лиц, входящих в состав Комитета. Эти лица не вправе воздерживаться от голосования. В случае разделения голосов поровну голос Председателя Комитета является решающим. Член Комитета, имеющий особое мнение, может изложить его в письменной форме. В этом случае оно включается самостоятельной частью в заключение Комитета.

Далее в статье 17, данного закона говорится о необходимости направления заключений Комитета конституционного надзора Киргизской ССР Верховному Совету Киргизской ССР. А именно, заключения Комитета конституционного надзора Киргизской ССР относительно проектов законов Киргизской ССР и иных актов, внесенных на рассмотрение Верховного Совета Киргизской ССР, законов Киргизской ССР и иных актов, принятых Верховным Советом, представляются Верховному Совету Киргизской ССР. Принятие Комитетом конституционного надзора Киргизской ССР заключений, указанных в настоящей статье, не приостанавливает действия законов Киргизской ССР и иных актов, принятых Верховным Советом Киргизской ССР или их отдельных положений. Заключение Комитета конституционного надзора Киргизской ССР о несоответствии Конституции Киргизской ССР акта, принятого Верховным Советом Киргизской ССР или его отдельных положений может быть отклонено постановлением Верховного Совета, принятым двумя третями голосов от общего числа народных депутатов Киргизской ССР. Заключение Комитета конституционного надзора Киргизской ССР ставится на обсуждение и голосование в течение ближайшего по времени заседания Верховного Совета.3

2 Закон Киргизской ССР «О конституционном надзоре в Киргизской ССР» от 14 апреля 1990 года №

52-Х11. (Введен в действие постановлением Верховного Совета Киргизской ССР от 14 апреля 1990 года №

53-Х11).

3 Закон Киргизской ССР от 14 апреля 1990 года № 52-Х11 «О конституционном надзоре в Киргизской ССР» (Введен в действие постановлением Верховного

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

В дальнейшем, в отрицании принципа обязательного соответствия республиканского законодательства общесоюзному и признании верховенства последнего, Кыргызстан первым из всех государств, входивших в СССР, ликвидировал Комитет конституционного надзора и образовал Конституционный суд. Это произошло в процессе внесения изменений в Основной закон 14 декабря 1990 г.1

Конституционный суд Киргизской ССР был учрежден, однако не успел быть сформирован полностью и не принял ни одного акта. В целях организации условий и создания правовой базы для работы Конституционного суда, в январе 1991 года были избраны Председатель Конституционного Суда (А.Ш. Шаршеналиев) и его заместитель (А.А. Лемешенко), но до принятия новой Конституции страны эта задача осталась невыполненной.2 В связи с этим юридические свойства и правовая природа его актов не может быть исследована и соответствующим образом оценена.

В связи с принятием 15 декабря 1990 года Верховным Советом Киргизской ССР 12-го созыва Декларации о государственном суверенитете3 на повестку дня встал вопрос о необходимости подготовки проекта новой Конституции страны.

По поручению главы государства Аскара Акаева4 Министерство юстиции республики, которую в то время возглавлял ныне покойный Мукам-баев Усуп Мукамбаевич5, в апреле 1991 года приступило к подготовке проекта концепции новой Конституции. Была образована негласная рабочая группа из ведущих сотрудников министерства

Совета Киргизской ССР от 14 апреля 1990 года № 53-XII)

1 Закон Киргизской ССР от 14 декабря 1990 года № 260-XII «О реорганизации системы органов государственной власти и управления в Киргизской ССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Киргизской ССР» (Ведомости Верховного Совета КССР 1991. № 21. Ст. 305).

2 Согласно статьи 111 Конституции Киргизской ССР (от 20 апреля 1978 года) Конституционный суд должен был избираться на 10 лет по представлению Президента Жогорку Кенешем в составе: Председателя, двух заместителей и 6 судей.

3 Закон Республики Кыргызстан от 15 декабря 1990 года № 273-XII «Декларация о государственном суверенитете Республики Кыргызстан».

4 27 октября 1990 года избран первым Президентом Киргизской ССР. 5 апреля 2005 года - в результате острого политического кризиса сложил с себя полномочия президента.

5 Видный государственный деятель, внесший

существенный и значительный вклад в строительство и

становление независимого Кыргызстана. Позже (1996-

2000) став депутатом, воглавил Законодательное

собрание Жогорку Кенеша Кыргызской Республики.

- Косакова Суеркула Косаковича6 (первый заместитель министра, ныне покойный), Эсенканова Качыке Эсенкановича7 (начальник управления), Чолпонбаева Мукара Шалтаковича8 (начальник управления, ныне покойный) и Укушова Мурата Каниметовича9 (ведущий специалист управления подготовки законопроектов). Координацию работы осуществлял советник президента по правовым вопросам профессор Левитин Леонид Исидорович10 (ныне покойный) [3].

С 5 мая 1993 г., когда была принята Конституция Кыргызской Республики11, берет начало новый этап общественно-государственного развития Кыргызстана, поскольку Основной закон на тот момент имел поистине огромное историческое, политическое, юридическое значение, так как внес существенные системные изменения во все сферы жизни государства и общества.

Парламент принял первую Конституцию независимой Кыргызской Республики. Она рождалась в острейшей борьбе различных общественно-политических сил за выбор дальнейшего пути развития страны и сыграла важную роль в стабилизации политической ситуации в начале 90-х годов. Конституция заложила правовые основы нашей государственности и продолжает определять конфигурацию дальнейшего государственного строительства. Верховный Совет, позднее названный «легендарным», был сформирован еще на закате КПСС и советской власти в начале 1990 года и состоял в основном из представителей партийной, советской и хозяйственной номенклатуры - секретарей партийных организаций районов и областей, председателей местных советов и их исполкомов, председателей колхозов, директоров совхозов и заводов. И, конечно же, дискуссия развернулась соответствующая - с позиций устаревших идеологических догм и сте-

6 Заслуженный юрист Кыргызской Республики, являлся деканом юридического факультета Кыргызского национального университета имени Жусупа Бала-сагына.

7 В скором времени он был избран судьей, в настоящее время судья Верховного суда, Заслуженный юрист Кыргызской Республики.

8 Также являлся известным юристом и государственным деятелем, Председатель Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики (1995-1996 гг.).

9 Заслуженный юрист, экс-постоянный представитель президента в Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики.

10 Доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки и заслуженный юрист Кыргызской Республики, специалист по теории права.

11 5-го мая 1993 года Кыргызская Республика обрела Конституцию, которая была принята на XII сессии Верховного Совета Кыргызской Республики.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

реотипов. После нескольких обсуждений в парламенте и соответствующих доработок в Конституционной комиссии, постановлением Верховного Совета от 12 декабря 1992 год проект новой Конституции был вынесен на всенародное обсуждение [3].

Одной из важных особенностей Основного закона 1993 г. стало создание в рамках государственной структуры нового Конституционного суда. 8 мая 1993 года Жогорку Кенешем1 на основе новой Конституции Председателем Конституционного суда Кыргызской Республики была избрана Баекова Чолпон Турсуновна2. Организация, компетенция и порядок деятельности Конституционного суда были предусмотрены Конституцией, законами «О Конституционном суде Кыргызской Республики»3 и «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики»4.

В соответствии со статьей 82 Конституции Кыргызской Республики5 Конституционный Суд имел достаточно широкие полномочия:

1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их расхождения с Конституцией;

2) решает споры, связанные с действием, применением и толкованием Конституции;

3) дает заключение о правомерности выборов Президента Кыргызской Республики;

4) дает заключение по вопросу об отрешении от должности Президента Кыргызской Республики, а также отстранении судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда Кыргызской Республики;

5) дает согласие на привлечение судей местных судов к уголовной ответственности;

6) дает заключение по вопросу об изменениях и дополнениях Конституции Кыргызской Республики;

7) отменяет решения органов местного самоуправления, противоречащие Конституции Кыргызской Республики;

1 В соответствии с новой Конституцией от 05.05.1993 г. парламент приобрел национальное название и стал называться «Жогорку Кенеш», что в переводе с кыргызского языка дословно означает «Верховный Совет».

2 В качестве Председателя с 1993 по 2007 год руководила Конституционным судом Кыргызской Республики.

3 Конституционный закон Кыргызской Республики «О Конституционном суде Кыргызской Республики» от 18.12.1993 г. // Ведомости ЖК КР. 1994. № 2.

4 Закон Кыргызской Республики «О конституционном судопроизводстве Кыргызской Республики» от 18.12.1993 г. // Ведомости ЖК КР. 1994. № 2.

5 Конституция Кыргызской Республики от 5-го

мая 1993 года. Принята на XII сессии Верховного Совета Кыргызской Республики.

8) принимает решение о конституционности правоприменительной практики, затрагивающей конституционные права граждан.

Непосредственно в тексте самой Конституции было четко зафиксировано, что решение Конституционного суда Кыргызской Республики является окончательным и обжалованию не подлежит. Указывалось, что признание какого-либо акта Конституционным судом неконституционным отменяет его действие на территории Кыргызской Республики, а также отменяет действие других, основанных на нем, нормативных и иных актов.

Конституционный суд Кыргызской Республики принимал решения только по предмету, затронутому в представлении или ходатайстве, и лишь в отношении той части нормативного акта, конституционность которой подвергалась сомнению. Вместе с тем Конституционный суд Кыргызской Республики мог, проверив конституционность нормативного акта, одновременно вынести решение и в отношении других нормативных актов, основанных на проверенном нормативном акте, признанном неконституционным.

Конституционный суд Кыргызской Республики в пределах своих полномочий, рассматривал вопросы соответствия Конституции Кыргызской Республики законов и иных нормативно-правовых актов, своими решениями оказывал существенное воздействие на правовую систему страны и правотворческую деятельность всех государственных органов, признавая неконституционными и исключая из нее нормы, противоречащие Конституции Кыргызской Республики того периода.

В Конституции 1993 года был заложен принцип разделения властей. Конституционный суд был призван обеспечивать закрепленный баланс системы органов государственной власти. Однако позже последовал целый ряд конституционных реформ и, к большому сожалению, Конституционный суд (несмотря на достаточно большой круг компетенции и широкие полномочия), не справился со своей миссией и давал положительные заключения на предлагаемые властью изменения в существовавшую конфигурацию власти, которые предусматривали большой крен в пользу пре-зидентуры.6

6 Более подробно см.: Декрет Временного правительства Кыргызской Республики (ВП № 2 от 12 апреля 2010 года) «О расформировании Конституционного суда Кыргызской Республики», где подробно указаны причины: «Конституционный суд Кыргызской Республики, образованный в 1993 году для защиты Конституции Кыргызской Республики, на протяжении всей своей деятельности не оправдал возложенные на него надежды и способствовал концентрации власти в одних руках... Таким образом, Конституционный суд фактически не смог выполнить возложенные на него функции по

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

Проводимый в дальнейшем целый ряд конституционных реформ в стране (1994, 1996, 1998, 2003, 2006 (дважды), 2007 гг.) на практике практически не задели Конституционный суд КР1. Исключением стала кардинальная реформа 2010 года, в результате которой произошли изменения в общественно-политической и правовой сферах страны, что повлекло реорганизацию системы органов государственной власти, в том числе, прекращение деятельности Конституционного суда до особого решения государства. Венецианская комиссия Совета Европы2 заявила, что «проект Конституции заслуживает высокой похвалы», особенно в части прав человека, усиления законодательной власти и распределения полномочий между законодательной, исполнительной ветвью власти и президентом. Критике подвергнуто решение о роспуске Конституционного суда и запутанная система формирования правительства. Также комиссия рекомендовала обеспечить независимость судебной власти.

Новой Конституцией от 27 июня 2010 года была образована альтернатива Конституционному суду - Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики.3 Это стало очередной трансформацией специализированного органа конституционной юстиции в Кыргызстане. В 2013 году первым Председателем Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики собранием судей Конституционной палаты из своего состава был избран Касымалиев Мукам-бет Шадыканович4. В последующем на основе обязательной трехлетней ротации Председателем были избраны: с 2016 по 2019 годы избран Мамыров Эркинбек Тобокелович 5, с 1 июля 2019

защите Конституции и превратился в орган, содействовавший укреплению власти одного человека».

1 Исключение составлял порядок освобождения его судей от должности.

2 Венецианская комиссия, официально Европейская комиссия за демократию через право - консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в Совете Европы. Сессии проходят в Венеции, откуда и неофициальное название комиссии.

3 Конституция Кыргызской Республики принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года (введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года).

4 Судья высшего квалификационного класса, государственный советник государственной службы 3 класса, Генерал-майор. Заслуженный юрист Кыргызской Республики, отличник юстиции Кыргызской Республики.

5 С февраля 2020 является Руководителем

аппарата Верховного суда Кыргызской Республики.

года по настоящее время председателем является Дуйшеев Карыбек Арстанбекович6.

Конституционная палата определена высшим судебным органом, самостоятельно осуществляющим конституционный контроль посредством конституционного судопроизводства, правопреемником Конституционного суда Кыргызской Республики согласно конституционному закону «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики»7. Конституционная палата независима и подчиняется Конституции, конституционному закону «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» и регламенту Конституционной палаты8.

Конституционная палата принимает акты в виде решений, заключений, постановлений и определений.9 В пункте 2 статьи 46 данного закона определяется, что Конституционная палата в результате рассмотрения обращений по полномочиям о признании неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции - принимает решение10, а при даче заключения о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика, а также даче заключения к проекту закона об изменениях в настоящую Конституцию, соответственно - заключение11. При этом, решение и заключение Конституционной палаты выносятся именем Кыргызской Республики и подписываются председательствующим и судьями Конституционной палаты, а иные акты Конституционной палаты

6 Государственный советник юстиции 2 класса.

7 Конституционный закон Кыргызской Республики от 13 июня 2011 года № 37 «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» (в редакции конституционных законов Кыргызской Республики от 26 мая 2012 года № 66, 26 июня 2013 года № 105, 20 июля 2017 года № 136).

8 Регламент Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики. Утвержден Постановлением Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики от 9 октября 2017 года № 12-П.

9 Действующим законом предусмотрено особое мнение судьи, которое, по нашему мнению, имеет важное значение, поскольку является одной из важных гарантий независимости судей, равенства их прав. Кроме того, его официальное опубликование подтверждает общедемократический принцип гласности, на котором основывается деятельность Конституционной палаты. К тому же особое мнение при его официальном опубликовании может быть положено в основу пересмотренного решения Конституционного палаты Верховного суда Кыргызской Республики.

10 Пункт 1 части 6 статьи 97 Конституции Кыргызской Республики. Принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года, введена в действие Законом КР от 27 июня 2010 года (в редакции Закона КР от 28 декабря 2016 года № 218)

11 Пункты 2 и 3 части 6 статьи 97 указанной Конституции.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

принимаются в форме постановления, отдельного или протокольного определения. Акт Конституционной палаты считается принятым, если за него проголосовало большинство от присутствующих на заседании судей. В случае, когда ни одно предложение не собрало большинства голосов, председательствующий ставит на повторное голосование два предложения, собравшие наибольшее количество голосов. В случае если при принятии решения или заключения голоса разделились поровну, то решение или заключение принимается в пользу конституционности оспариваемого акта. При равенстве голосов при принятии иных актов считается принятым акт, за который голосовал председательствующий. Решение и заключение Конституционной палаты провозглашаются в полном объеме в открытом заседании Конституционной палаты немедленно после их подписания. В исключительных случаях по особо сложным делам составление мотивировочной части решения или заключения может быть отложено на срок до десяти дней, но их резолютивная часть оглашается в том же заседании. Юридическая сила решения о признании нормативного правового акта или его части неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же нормативного правового акта или его части такого же содержания. Установление Конституционной палатой неконституционности законов и иных нормативных правовых актов или их положений обязывает соответствующие государственные органы и должностных лиц привести в соответствие с Конституцией и актами Конституционной палаты изданные ими нормативные правовые акты, основанные на них, за исключением судебных актов. До приведения их в соответствие или отмены непосредственно применяются Конституция, а также решения Конституционной палаты [2].

При обсуждении предложений в рамках очередной (2016 года) конституционной реформы, отдельные политики предлагали вывести Конституционную палату Верховного суда из системы судебной власти. Предлагалось включить Конституционную палату в такой раздел Конституции, как: «Иные государственные органы». При этом предполагалось, что такой орган будет наделен функциями совещательно-рекомендательного характера, что скорее характеризовало бы его уже не в качестве органа судебного конституционного контроля, а скорее, в качестве органа конституционного надзора, то есть без наличия права/ полномочия отменять неконституционные акты своим решением. Таким образом, решения предлагаемого органа не относились бы к разряду обязательных к исполнению. В таком случае, законы Парламента, как и иные нормативные правовые акты, вступившие в силу, нельзя было бы оспо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

рить на предмет их конституционности. По словам экспертов Венецианской комиссии, власти Кыргызстана, принимая решение о ликвидации Конституционной палаты как судебного органа, могут допустить грубейшую ошибку. Вывод Конституционной палаты из судебной ветви могло бы стать своеобразным сигналом к откату. До недавнего времени, наличие Конституционной палаты в структуре Верховного суда являлось своеобразной особенностью Кыргызстана. Такой структурной композиции нет ни в одной из стран Содружества Независимых Государств.

В проекте нового конституционного закона Кыргызской Республики «О Конституционном суде Кыргызской Республики», который был размещен на сайтах Конституционной палаты и Верховного суда Кыргызской Республики от 24 мая 2021 года1 предусмотрено увеличение полномочий для нового органа судебного конституционного контроля. В соответствии со статьей 4 нового законопроекта Конституционный суд будет иметь следующий перечень полномочий:

1) дает официальное толкование Конституции;

2) разрешает дела о соответствии Конституции законов и иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) дает заключение о конституционности не вступивших в силу международных договоров, участницей которых является Кыргызская Республика;

4) разрешает споры о компетенции между ветвями государственной власти;

5) дает заключение к проекту закона об изменениях и дополнениях в Конституцию;

6) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента.

7) принимает Регламент, утверждает положение об аппарате Конституционного суда, его структуру и штатную численность в пределах сметы расходов;

8) запрашивает информацию и документы от всех государственных органов и органов местного самоуправления, их должностных лиц, общественных объединений, юридических и физических лиц;

9) привлекает специалистов к экспертной и научно-консультационной работе;

10) ежегодно публикует доклад о состоянии конституционной законности.

1 Сайт Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики: http://constpalata.kg/ru/ news/russkij-zakonoproekty-po-sudebnoj-sisteme-dlya-obshhestvennogo-obsuzhdeniya; Сайт Верховного суда Кыргызской Республики: http://sot.kg/post/proekt-konstitutsюnnyj-zakon-kyrgyzskoj-respuЫiki-o-konstitutsionnom-sude-kyrgyzskoj-respubliki

Действующий конституционный закон предусматривает у Констпалаты только три полномочия:

1) признает неконституционными законы и иные нормативные правовые акты в случае их противоречия Конституции;

2) дает заключение о конституционности не вступивших в силу для Кыргызской Республики международных договоров;

3) дает заключение к проекту закона об изменениях в Конституцию.1

Если даже не считать, так называемые, «организационные» полномочия нового конституционного суда, перечисленные в пунктах с 7 по 10 в ст.4 законопроекта, очевидно, что полномочия существенно усилились за счет новых трех полномочий, а именно: дает официальное толкование Конституции; разрешает споры о компетенции между ветвями государственной власти; дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения против Президента. Таким образом, есть надежда, что новый Конституционный суд с обновленными полномочиями, не совершая ошибки предшественников, будет работать над обеспечением конституционной законности в стране.

В скором времени взоры и надежды политиков, ученых, экспертов и вообще всех граждан Кыргызстана будут обращены на деятельность нового Конституционного суда, все его решения будут скрупулезно обсуждаться не только юридическим сообществом, но и в обществе в целом.

1 Конституционный закон Кыргызской Республики от 13 июня 2011 г № 37 «О Конституционной палате Верховного суда Кыргызской Республики» // Эркин Тоо. 2011. 17 июня. № 47).

В заключении хотелось бы отметить, что за тридцатилетний период, в ходе конституционных реформ в Кыргызстане, произошел целый ряд трансформаций специализированного органа конституционной юстиции. На самом деле, важна не трансформация самого органа, а трансформация сознания судей органа конституционного контроля, всего руководства страны, а именно -важно, чтобы сформировалось уважение к конституционным ценностям, во главе которых всегда должны стоять права и свободы человека и гражданина.

Список литературы:

[1] Зорькин В.Д. Конституция и революция // Итоги. 2003. № 9.

[2] Мырзалимов Р.М., Бокоев Ж.А. Конституционная палата Верховного суда Кыргызской Республики. - Бишкек, 2018 г.

[3] Укушов М. Слово о Конституции 1993 года: тернистый путь конституционного развития Кыргызстана / https://elgezit.kg/2020/05/04/slovo-o-konstitutsii-1993-goda-te rn istyj-put-konstitutsionnogo-razvitiya-kyrgyzstana.

Spisok literatury:

[1] Zor'kin V.D. Konstituciya i revolyuciya // Itogi. 2003. № 9.

[2] Myrzalimov R.M., Bokoev ZH.A. Kon-stitucionnaya palata Verhovnogo suda Kyrgyzskoj Respubliki. - Bishkek, 2018 g.

[3] Ukushov M. Slovo o Konstitucii 1993 goda: ternistyj put' konstitucionnogo razvitiya Kyrgyzstana / https://elgezit.kg/2020/05/04/slovo-o-konstitut-sii-1993-goda-ternistyj-put-konstitutsionnogo-razviti-ya-kyrgyzstana.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.